Правило первого въезда по шенгену на самом деле не ужесточали
Пограничники не будут чаще аннулировать визы туристов из-за нарушения «правила первого въезда».
На прошлой неделе во многих СМИ появилась информация, что в связи с вступлением в силу новых визовых правил пограничники якобы будут чаще аннулировать визы туристов из-за нарушения «правила первого въезда». Речь идет о первом въезде по шенгенской визе в страну, которая эту визу выдала. СМИ ссылались на ресурс polsha24.com. Информацию перепечатали многие белорусские СМИ и новостные порталы.
Однако, как выяснил TUT.BY, никаких ужесточений в статье Визового кодекса, которая регулирует так называемое правило первого въезда, не появилось. Более того, она даже стала либеральнее.
Новая редакция Визового кодекса ЕС заработала с начала февраля. И такого понятия, как «правило первого въезда», в ней вообще нет. Как нет и требования ехать по новой визе в ту страну, которая выдала многократный шенген.
В представительстве Евросоюза в Беларуси TUT.BY пояснили, что никаких значительных изменений в статье Визового кодекса, которая определяет, какое консульство уполномочено рассматривать заявление на получение шенгенской визы, не произошло. Речь идет о статье 5, на которую опираются путешественники, когда говорят о «правиле первого въезда» по шенгенской визе.
— «Правило первого въезда» — это расхожая фраза о статье 5 Визового кодекса, которая определяет, консульство какой страны уполномочено рассматривать заявление на получение шенгенской визы, — объясняет Андрей Елисеев, директор по исследованиям варшавского аналитического центра EAST. — Так вот, формулировка этой статьи действительно немного изменена — но не принципиально и сама по себе въезд не усложняет.
Ранее второй пункт этой статьи гласил: если стран — пунктов назначения несколько, то рассматривать заявление на визу должно консульство той страны, чья территория будет основным пунктом назначения в плане продолжительности предполагаемого пребывания.
В новой формулировке пункта статьи 5 Визового кодекса речь идет о том, что если вы за один визит посещаете более чем одну страну или если планируете несколько отдельных поездок в течение двух месяцев, то визовым заявлением должно заниматься консульство той страны, которая является главным пунктом назначения в плане количества проведенных дней или цели пребывания.
— То есть формулировка скорее стала более либеральной: кроме показателя продолжительности пребывания в одной стране сейчас прописан момент о том, что вы можете подавать заявление на визу в консульство исходя из цели пребывания, — говорит Андрей Елисеев.
Два других пункта статьи 5 Визового кодекса остались прежними. То есть если территория одного государства является единственным пунктом назначения, то визовое заявление должно обрабатывать его консульство. А если основную страну пребывания определить нельзя, то заниматься визовым заявлением должно консульство той страны, чьи внешние границы заявитель планирует пересечь при въезде в Шенген.
Андрей Елисеев приводит пример, который указан по отношению к белорусам в официальном документе Еврокомиссии и служит объяснительной инструкцией по применению правил обработки виз:
«Гражданка Беларуси планирует поездку на автобусе в Польшу, Германию и Австрию с туристической целью. Она планирует провести по четыре дня в Польше и Германии и три — в Австрии. Поскольку страну основного назначения явно определить в данном случае нельзя, рассмотрением визового заявления должно заниматься польское консульство, поскольку въезд в Шенгенское пространство будет через Польшу».
Андрей Елисеев также обращает внимание, что несмотря на то, что у вас есть виза, разрешают въезд или отказывают в нем именно пограничники, и они руководствуются Кодексом о шенгенских границах. В нем тоже ничего не изменилось. И если вы получили шенгенскую визу, на границе все равно должны быть готовы показать пограничнику медицинскую страховку, документы, подтверждающие цель и условия пребывания, и наличие достаточного количества финансовых средств.
— Все эти требования к путешественникам остались прежними. Я не исключаю, что пограничные органы ряда стран ЕС из-за вступления новой редакции Визового кодекса могли просто начать уделять больше внимания этим требованиям, но они сами по себе не ужесточились, — резюмирует эксперт.
Правило первого въезда в Шенген в 2022: через какую страну ехать
Опубликовано: Рубрика: Шенген
Каждый иностранный гражданин имеет право находиться на территории любого из государств, подписавших условия Шенгенского соглашения. Главное условие — наличие паспорта, визы и достаточной денежной суммы для обеспечения своих потребностей в стране. Но нужно ли в 2022 году неукоснительно придерживаться правила первого въезда в зону Шенген?
Содержание
- Законодательная база
- Рекомендации должностных лиц
- Дополнительная проверка
- Особые договоренности
Законодательная база
В поиске информации относительно действующих норм пересечения европейских границ можно столкнуться с противоречивой трактовкой правил первого въезда в шенгенскую зону в 2022 году. Некоторые источники утверждают, что данное требование — чуть ли не «сговор» турагентств, запугивающих неопытных туристов сложностью оформления визы в определенные страны и предлагающих свои услуги. Другие — включая консульские и посольские органы — утверждают, что эта норма — стандартная процедура контроля международного потока.
Действует ли в 2022 году правило первого въезда в Шенген или оно отменено? Чтобы ответить на этот вопрос, следует познакомиться с требованиями шенгенского законодательства. Статья 5 Визового Кодекса ЕС гласит, что при выборе дипломатического представительства или визового центра страны, в которое планируется подача заявки, следует руководствоваться:
- Целью поездки (страной назначения).
- Продолжительностью пребывания (если маршрут состоит из нескольких стран).
- Местом пересечения границы.
По национальной визе категории D разрешается пересечь транзитом территорию других стран-участниц договора, направляясь в страну назначения, выдавшую визу. С полным текстом Визового Кодекса на русском и английском языках можно познакомиться здесь.
По правилам, если количество дней пребывания во всех планируемых странах посещения одинаковое, то визу можно оформлять в страну въезда. В ином случае виза оформляется в консульстве той страны, где планируется провести большее количество времени.
Строгого соблюдения правила никто не требует. Однако следует узнать возможные последствия и на основании этой информации принимать решение о выборе представительства для подачи заявки на визу.
Рекомендации должностных лиц
Хотя вышеупомянутое правило не является обязательной нормой, сотрудники уполномоченных организаций настоятельно рекомендуют его соблюдать. Они предупреждают о тщательном контроле пересечения границ зоны, ведь сама по себе виза еще не является основанием для автоматического въезда в любую страну. Особенно это касается однократных разрешений.
Наряду с консульскими учреждениями за безопасность зоны отвечают еще и сотрудники пограничных служб. У них могут возникнуть резонные вопросы относительно выбора маршрута. У России есть общие границы с Шенгеном, поэтому не исключено, что пограничники поинтересуются, почему турист с чешской визой направляется на самолете во Францию или Испанию, хотя кратчайший маршрут в место назначения лежит, например, через Польшу.
Конечно, можно сослаться на то, что в последний момент изменились планы или аргументировать выбор дешевизной рейса. Внятное объяснение пограничники воспримут нормально. Однако если туристы, чтобы «облегчить» себе жизнь, оформили визовые разрешения туда, куда вовсе не собирались ехать, при их повторном обращении за визой консул обратит внимание на то, что они ни разу не пересекли границу с данным государством.
Какие последствия это повлечет, будет решаться в индивидуальном порядке. Например, могут потребоваться достоверные доказательства пребывания в стране, выдавшей визу:
- чеки об оплате отеля;
- оплата аренды авто или чеки о покупке топлива;
- билеты в музей, на выставку, в кино.
В случае отсутствия документов, подтверждающих факт и продолжительность пребывания гражданина в стране назначения, новую шенгенскую визу ему могут открыть на более короткий срок (или могут поставить национальную визу, разрешающую въезд только в эту страну). В некоторых ситуациях даже предусматривается ограничение возможности посетить Европу как минимум в ближайшие полгода.
Дополнительная проверка
Информация, приведенная выше, касается главным образом краткосрочных однократных визовых решений. По утверждению сотрудников посольств, в 2022 году при пересечении границы Шенгена по мультивизе правило первого въезда не будет иметь такого значения, как количество поездок в страну, выдавшую визовое разрешение. Их определенно должно быть больше, чем поездок по остальным пунктам маршрута.
Некоторые посольства могут пригласить туриста по возвращении посетить дипломатический орган и предъявить документы, подтверждающие срок его пребывания в стране основного назначения.
Особые договоренности
Ряд государств — Бельгия, Швеция, Нидерланды и Люксембург — подписали между собой соглашения, на основании которых первый въезд по шенгенской визе в другую страну не имеет особого значения. Основное требование этого договора: въезд/выезд следует планировать через границы одной из указанных стран. Наличие подобного документа служит косвенным подтверждением того, что в целом государства обращают внимание на то, каким образом иностранец оказался на территории Шенгена и передвигается по ней.
Вывод: строгого соблюдения вышеупомянутого правила никто не требует. Однако следует узнать возможные последствия и на основании этой информации принимать решение о выборе представительства для подачи заявки на визу. Это позволит в будущем избежать различных недоразумений.
Помогла ли вам статья?
Наталья
Написать
Задавайте вопросы или пишите рекомендации
Оценка Шенгена | Royal United Services Institute
Ключевые моменты
Еще 12 лет назад каждый, кто путешествовал по Западной Европе, сталкивался с постоянными проверками паспорта или национального удостоверения личности при переходе из одной страны в другую. Те, кто въезжает в регион из-за пределов Европы, должны были предоставить визы при пересечении границ. Иногда это приводило к длинным очередям и пробкам, нарушая торговлю и туризм. Но сегодня, благодаря Шенгенскому соглашению, ситуация полностью изменилась.
14 июня 1985 года Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды и Германия подписали Шенгенское соглашение о постепенной отмене контроля на их общих границах.
Это вступило в силу 10 лет спустя, когда также присоединились Испания, Португалия, Австрия, Италия, Греция, Финляндия, Швеция и Дания. С 2001 года Шенгенский режим действует также во всех странах Северной Европы, включая Норвегию и Исландию.
С отменой контроля на общих границах этих стран свобода передвижения граждан Шенгенской зоны и граждан других стран значительно улучшилась. Теперь лицо, не входящее в ЕС, может получить визу, дающую ему право находиться в 15 странах Шенгенского соглашения на срок до 9 лет.0 дней в течение шести месяцев, пока виза остается в силе.
Сдержки и противовесы
В то время как граждане стран, подписавших соглашение, теперь могут перемещаться между внедряющими странами без каких-либо проверок, любой желающий въехать или покинуть Шенгенскую зону подлежит стандартному пограничному контролю. Здесь процедуры определяются в соответствии с руководящими принципами, согласованными всеми участвующими странами. Это необходимо, так как лицо, приемлемое для одной страны, но неприемлемое для другой, все равно может въехать в обе. Члены Шенгенской зоны также согласовали свою политику выдачи виз и имеют общий список стран, гражданам которых требуется виза.
Одним из ключевых аспектов соглашения было создание Шенгенской информационной системы. Система предоставляет личные данные о конкретных лицах пограничным постам, полицейским участкам и консульским агентам по всей Шенгенской зоне. Все государства Шенгенского соглашения имеют доступ к данным и могут поставлять информацию в общую сеть через отдельные национальные сети, которые подключены к центральной системе.
Экономические выгоды
Но зачем стране брать на себя все эти меры, затраты и усилия? Ответ прост. Шенгенское соглашение допускает свободу передвижения, что важно для внутреннего рынка ЕС. Граждане стран, не входящих в ЕС, могут свободно пересекать границы, а это означает, что туристы, скорее всего, будут тратить деньги в ряде европейских стран.
Экономический аспект также важен для граждан Шенгенской зоны, особенно для тех, кто живет вблизи государственных границ, поскольку они могут более свободно выбирать, где делать покупки. В конечном итоге это должно помочь сократить разницу в ценах между странами. В целом это укрепит свободный рынок Европы, усилив трансграничную конкуренцию и сделав спрос и предложение окончательным арбитром цен.
Еще одним преимуществом Шенгенской зоны является более тесное сотрудничество между иммиграционными службами участвующих правительств. Визовые отделы и консульства стали активнее работать вместе, иногда даже в одном здании. Некоторые из этих учреждений проводят регулярные «Шенгенские встречи», на которых они обмениваются информацией о заявителях на получение визы и процедурах, а также работают над улучшением своих услуг, обеспечивая более плавное перемещение между странами и лучший обмен разведданными между агентствами.
Национальная безопасность
Визовые отделы за границей выполняют жизненно важную задачу по обеспечению безопасности страны, гарантируя, что тем, кто может представлять угрозу для страны, не будут выдаваться визы. Шенгенская информационная система, поскольку она доступна для всех стран-участниц, помогает предотвратить получение такими людьми виз, предоставляя информацию о заявителях, которым другие страны отказали в визах по определенным причинам, таким как связь с терроризмом. В будущем система может быть расширена за счет включения биометрических данных, таких как отпечатки пальцев или информация ДНК.
Однако у Шенгенского соглашения есть возможные недостатки. Во-первых, система основана на договоре между суверенными государствами. Таким образом, любые изменения в нем потребуют единодушного согласия всех членов Шенгенской зоны, что может оказаться негибким. Тем не менее, сохранение нынешних общих механизмов безопасности рассматривается некоторыми странами как более важное, чем гибкость в будущем.
Кроме того, система менее гармонична, чем может показаться. Шенгенские правила состоят из нескольких сотен страниц, большая часть которых касается исключений из общих правил. Эти исключения делают правила менее стандартизированными и более сложными, чем они кажутся на первый взгляд.
Например, государствам-членам разрешается временно приостанавливать действие Шенгенских правил и восстанавливать пограничный контроль в случае особой угрозы и в интересах национальной безопасности, например, в связи с террористическим актом или вспышкой птичьего гриппа. С точки зрения правительства это преимущество, но частое использование таких исключений может привести к путанице и неопределенности для путешественников.
Слабое звено
Борьба с международной преступностью, контрабандой наркотиков, торговлей людьми и нелегальной иммиграцией через национальные границы представляет собой масштабную задачу. Даже в пределах Шенгенской зоны уголовное законодательство непоследовательно. Поскольку в регионе был отменен пограничный контроль, стало труднее поймать международных наркоторговцев, которые могут попытаться воспользоваться более слабыми законами в некоторых странах. Чтобы бороться с этим, государства-члены Шенгенской зоны могли бы гармонизировать свои законы, чтобы ограничить степень, в которой преступники могут извлечь выгоду из ослабления пограничного контроля.
Прочность цепи зависит от ее самого слабого звена. Следовательно, Шенген может быть настолько хорош, насколько хорош его самый слабый член. Если хотя бы один сотрудник иммиграционной службы окажется небрежным или коррумпированным, люди смогут беспрепятственно въезжать в зону. Осознавая эту опасность, Исполнительный комитет Шенгенской зоны регулярно проводит встречи для оценки ситуации и выработки решений реальных или потенциальных проблем.
Еще одной проблемой будет интеграция новых стран-членов ЕС в Шенгенское соглашение. В качестве предварительного условия для отмены контроля на границах этих государств с существующими государствами-членами ЕС страны, присоединившиеся к ЕС в мае 2004 года, должны пройти тест, чтобы показать, что они соответствуют критериям Шенгенской зоны. Они должны продемонстрировать готовность в четырех ключевых областях: пограничный контроль в аэропортах, системы выдачи виз, способность полиции сотрудничать с полицией других стран и способность защищать личные данные в Шенгенской информационной системе. Ожидается, что после подтверждения того, что их системы работают и отвечают необходимым спецификациям, новые государства-члены ЕС станут полноправными членами Шенгенской зоны в октябре 2007 г.
До сих пор Шенгенское соглашение работало хорошо. Новым членам не разрешалось присоединяться без соблюдения строгих стандартов. Реформы процедур Шенгенской зоны, хотя и требуют единогласия, все еще продолжаются. Например, система, которая позволяет пограничным службам добавлять дополнительную информацию в Шенгенскую информационную систему, должна быть заменена новой системой, которая улучшит обмен данными между национальными сетями и центральными системами. В этих обстоятельствах, почему Великобритания и Ирландия все еще не желают присоединяться к Шенгену?
Вне соглашения
Великобритания принимает участие в некоторых аспектах Шенгенской зоны, таких как сотрудничество в области уголовного правосудия, правоохранительные органы и Шенгенская информационная система. Тем не менее, до сих пор Великобритания и Ирландия предпочитали сохранять контроль над трансграничным перемещением в качестве национальной ответственности. Один из аргументов в пользу этого заключается в том, что Шенген может привести к резкому увеличению числа мигрантов. Но факты говорят об обратном. Согласно официальной статистике, между 1994 и 2004, чистая цифра иностранных иммигрантов в Великобритании значительно увеличилась со 126 000 до 342 000 в год. За тот же период в Германии количество иммигрантов сократилось с 225 100 до 53 800 в год, несмотря на то, что Германия считает себя вероятным местом назначения многих нелегальных иммигрантов.
Следует признать, что на данном этапе Великобритания и Ирландия получат относительно немного преимуществ от присоединения к Шенгенской зоне, в основном из-за их островного характера и отсутствия национальных удостоверений личности.
Однако граждане стран, не входящих в ЕС, проживающие в Великобритании и Ирландии, выиграют от присоединения Великобритании и Ирландии к Шенгенской зоне, поскольку в настоящее время им необходимо получать две отдельные визы для поездки из Великобритании в Шенгенскую зону. Присоединение к Шенгенской зоне также даст Великобритании возможность извлечь выгоду из усиленного контроля на внешних границах ЕС. Великобритания также могла бы получить экономическую выгоду, разрешив гражданам Шенгенской зоны и обладателям виз свободно въезжать на ее территорию. Туристы, приехавшие в Германию, чтобы посмотреть чемпионат мира по футболу 2006 года, воспользуются возможностью посетить Великобританию на аналогичном мероприятии, что может принести Великобритании огромную прибыль.
Таня Книттлер, руководитель отдела культуры, прессы и права Посольства Германии в Норвегии
Посетите Украину — Хорватия присоединяется к Шенгенской зоне: что изменится для страны и туристов?
Евро вместо куны и новые правила въезда в Хорватию с 1 января 2023 года
Страховой полис – гарантия Вашей безопасности и спокойного пребывания за пределами Украины
КУПИТЬ
На заседании 8 декабря 2022 года министров внутренних дел и юстиции стран-членов ЕС было принято решение о присоединении Хорватия в Шенгенскую зону. Об этом сообщил премьер-министр страны Андрей Пленкович, позднее соответствующее решение было опубликовано на официальном сайте Совета ЕС.
Какие перемены ждут Хорватию?
С 1 января 2023 года Хорватия станет 27-й страной Шенгенской зоны. С сегодняшнего дня будет отменен пограничный и таможенный контроль на границах между Хорватией и другими государствами-членами Шенгенского соглашения для лиц, пересекающих границу автомобильным, железнодорожным или водным транспортом. Однако с 26 марта 2023 года досмотр путешествующих самолетом прекратится в связи с особенностями работы и графика Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Также с 1 января 2023 года Хорватия сможет пользоваться Шенгенской информационной системой и сможет выдавать шенгенские визы.
С этого момента стоимость вида на жительство в Хорватии также возрастает, ведь теперь его владелец сможет путешествовать по всей Шенгенской зоне.
Представители Еврокомиссии отметили, что Хорватия обладает необходимой инфраструктурой и средствами для досмотра и сможет надежно защитить внешние границы Шенгенской зоны.
Стоит отметить, что в Совет Евросоюза поступило официальное предложение от Еврокомиссии о включении Болгарии и Румынии в Шенгенскую зону. Однако в отношении этих стран такого решения принято не было, две страны, участвовавшие в заседании, проголосовали против.
Напоминаем, что Шенгенская зона – это объединение европейских стран, подписавших договор о единой границе в 1985 году в поселке Шенген (Люксембург). То есть страны зоны имеют пограничный контроль только на внешней границе — при въезде и выезде из зоны. При поездках между государствами-членами Шенгенского соглашения пограничный контроль не проводится.
Украинцы смогут посещать Хорватию на основании безвизового режима, однако дни пребывания в Шенгенской зоне без визы будут пропущены. Подробнее об особенностях безвизового въезда в Шенгенскую зону смотрите по ссылке.
Евро вместо кун
Также с 1 января 2023 года Хорватия становится 20-м членом еврозоны. Совет ЕС по экономическим и финансовым вопросам (Ecofin) принял 12 июля 2022 года три заключительных правовых акта, необходимых для перехода Хорватии на евро с 1 января 2023 года вместо хорватской куны.
Leave a Reply