Пожизненный наем и сверхурочные часы: что такое «кароси» и почему в Японии умирают от переработок
В 1970-е годы Япония столкнулась с кароси — так в стране называют смерть, наступившую в результате переработок и стресса. В 2020 году было зарегистрировано 1918 случаев самоубийств, связанных с проблемами на работе. Инициативы правительства и крупных корпораций направлены на изменение укоренившихся рабочих традиций, но многие японцы отказываются от отпусков. Почему так происходит?
Оплаканный отпуск
Ежегодно 23 ноября в Японии отмечают День благодарности труду — государственный праздник, на котором японцы благодарят друг друга за работу и вклад в развитие общества. В 2019 году в этот день в Токио провели буддийскую церемонию «оплакивания неиспользованных оплачиваемых отпусков», чтобы побудить работников чаще отдыхать. Для мероприятия приготовили 300 фонарей с напечатанными посланиями японцев. Одна из участниц церемонии, 30-летняя женщина, написала на фонаре, что из-за работы ей пришлось перенести празднование дня рождения дочери с мая на декабрь. Послание другого участника гласило: «Я крикнул своему другу: «Что для тебя важнее, наша дружба или твоя работа?» Сначала он ответил: «Извини, я не могу выбрать». Последовало долгое молчание, как в одной известной викторине, после чего он сказал: «Моя работа». На этом наша дружба закончилась».
Фонари, по задумке организаторов церемонии Ningen Inc, символизировали дух неиспользованных отпусков — он был «оплакан», а затем «очищен» молитвами приглашенного буддийского священника. «Мы хотели, чтобы люди с помощью фонарей визуализировали, чем они могу заняться в отпуске. Суровые условия труда приводят к проблемам с психическим здоровьем и к смерти. Для Японии это очень большая проблема», — объяснил значение акции креативный директор Ningen Inc Сибору Янаме.
«Япония нашла единственный выход из трясины поражений — работать как сумасшедшая и никогда не останавливаться»
По словам Хироши Оно, профессора университета Хитоцубаси, специализирующегося на культуре труда Японии, переработки и отказ от отдыха — побочный продукт периода Сева, эпохи правления императора Хирохито, продлившейся с 1926 года по 1989 год. «Это время, когда мужчины были полностью посвящены корпоративной жизни, а женщины-домохозяйки заботились о себе, семьях и потребностях мужей», — рассказывает Оно. При правлении Хирохито страна пережила голод Второй мировой войны, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а с началом 1950-х годов — «японское экономическое чудо», феноменальный рост экономики. После войны и подписания акта о капитуляции Япония, как писала журналистка Каори Седзи, «нашла единственный выход из трясины поражений — работать как сумасшедшая и никогда не останавливаться». С годами Хиросима превратилась в шумный неоновый мегаполис, где вечным напоминанием об атомной катастрофе служит купол Гэмбаку — разрушенное взрывом здание Выставочного центра торгово-промышленной палаты в окружении современных построек. Японская техника стала символом качества во всем мире, а сама культура страны бесконечно экспортируется на Запад в виде еды, моды, музыки и анимации.
Эпидемия кароси
В начале 1950-х годов бывший премьер-министр Японии Сигэру Есида, с которым связывают послевоенный подъем страны, поддержал концепцию «пожизненного найма», в рамках которой сотрудники продвигались по карьерной лестнице и получали новые навыки внутри одной компании. В это же время возникла сама культура постоянной сверхурочной работы во благо корпораций. Задержаться в офисе на пару часов считалось хорошим тоном, а уйти с работы раньше руководства было непозволительно. Уже в 1969 году в Японии зарегистрировали первую смерть от инсульта в результате рабочего переутомления. Количество смертей росло, и в 1970-е годы возник термин «кароси», который означает смерть от переработки и стресса на рабочем месте. В 2011 году количество самоубийств, совершенных японцами из-за проблем с работой, составляло 2689 случаев. С годами эта цифра пошла на спад — в 2020 году было зафиксировано 1918 случаев суицида. Согласно статистике 2015 года, японцы, чья смерть наступила от сердечной или мозговой недостаточности, работали более 80 сверхурочных часов в месяц, а те, кто погиб в результате самоубийства, — больше 100 часов.
«Я не хочу, чтобы мой менеджер плохо отзывался обо мне из-за того, что я взял выходной»
Анонимный японский инженер рассказывал в интервью BBC, что за 2019 год у него было всего два дня отпуска. По закону он имеет право на 20-дневный ежегодный отдых, но для него, как и для большинства других японских работников, долгий отпуск — худший из возможных вариантов. «Атмосфера на рабочем месте не позволяет [отдыхать], — говорит инженер, — я не хочу, чтобы мой менеджер плохо отзывался обо мне из-за того, что я взял выходной. Легче просто работать».
«Западное общество индивидуалистическое и не иерархическое, а японское — коллективистское и иерархическое, — объясняет профессор Хироши Оно. — Многие японцы воздерживаются от отдыха, так как их руководство не берет отпуск, или опасаются, что это нарушит гармонию в коллективе».
«Бездельники мне не братья»: как китайские IT-миллиардеры призывают сотрудников работать сверхурочно
Из-за культа переработок в Японии за последние годы произошло много громких случаев кароси, но самым резонансным стало самоубийство 24-летней Мацури Такахаси. В 2015 году, после выпуска из Токийского университета, Мацури начала работать в отделе интернет-рекламы компании Dentsu, для которой переработки стали частью корпоративной реальности. Она проработала восемь месяцев, за каждый из которых накопилось около 105 часов сверхурочной работы. Обо всем происходящем Такахаси писала в Twitter — о том, что находится в офисе по 20 часов в день, «не знает, для чего живет, и не может больше смеяться». 25 декабря 2015 года, в Рождество, Мацури покончила с собой. По сообщениям СМИ, в предсмертной записке девушка написала: «Почему все должно быть так сложно?»
Это не единственный подобный случай в истории Dentsu. Еще в 1991 году из-за самоубийства молодого сотрудника суд обязал компанию улучшить условия труда, но они остались прежними. После смерти Мацури правительство Японии взяло ситуацию под свой контроль. Президент Dentsu Тадаши Исии подал в отставку, заявив, что «переработки — это то, чего нельзя допускать». В стране начался глобальный пересмотр рабочей культуры. Для решения проблемы кароси правительство в 2018 году приняло Закон о реформе рабочего режима. Он обязал работодателей обеспечить сотрудникам комфортные условия, следить за количеством сверхурочных часов и повысить заработную плату в случае переработок.
Изменить отношение к переработкам в стране пытаются и японские компании. Корпорация в сфере недвижимости Tokyo Tatemono запустила программу Work-Life Balance, в рамках которой внедрила систему отключения компьютеров в конце рабочего дня для предотвращения переутомления сотрудников. В августе 2019 года Microsoft Japan протестировала четырехдневную рабочую неделю — в результате у компании на 40% выросла производительность труда.
Обратная сторона реформ
В действительности не все попытки искоренить кароси увенчались успехом. В 2016 году, после смерти Мацури Такахаси, правительство Японии совместно с Федерацией бизнеса также объявили о запуске кампании Premium Friday — согласно ей, каждую последнюю пятницу месяца сотрудники компаний могут уйти домой после 15:00, чтобы отдохнуть, повеселиться или провести время с семьей. Руководители корпораций отреагировали на инициативу неоднозначно — согласно опросу, проведенному среди 155 респондентов, 45% не собирались внедрять новые правила. Программа вступила в силу в феврале 2017 года, а спустя два года стало понятно, что для самих японцев она прошла практически незамеченной. Когда Министерство экономики, торговли и промышленности в феврале 2019 года объявило в своем Twitter-аккаунте, что Premium Friday отмечает двухлетний юбилей, японцы в основном иронизировали: «Неужели программа все еще продолжается?» Инициатива не получила должного развития — большинство сотрудников продолжали работать в привычном режиме со сверхурочными часами, а компании не было оштрафованы за нарушения.
«Никогда не начинайте своего дела с эгоистичных мыслей». История первой японской женщины-миллиардера
Япония очень медленно двигается в направлении изменений своей рабочей культуры. Миллениалы, которые могли бы повлиять на устоявшиеся традиции, относятся к переработкам не очевидно. Часть из них отрицает стиль работы эпохи Сева. «Социальные опросы показывают, что молодые сотрудники реже поддерживают продолжительный рабочий день, чем их взрослые коллеги», — рассказывает профессор Хироши Оно.
Хелен Макнотан, старший преподаватель международного бизнеса и менеджмента Лондонского университета SOAS, отмечает, что японская молодежь не стремится к переменам. «Согласно исследованиям, миллениалы в Японии чуть менее склонны к риску, чем их отцы и деды, когда дело касается работы. Они могут сказать, что отвергают трудоголизм, но большинство из них стремится занять хорошо оплачиваемую должность с высоким статусом, который традиционно гарантирует пожизненную работу в одной и той же компании», — говорит Макнотан. — Учитывая, что только 3% мужчин в Японии берут полный отпуск по уходу за ребенком, неверно предполагать, что большая часть сотрудников-миллениалов в стране разделяют европейскую одержимость балансом между работой и личной жизнью».
Долгосрочное пребывание / работа в Японии (оформление визы на основании Сертификата «Certificate of Eligibility»)
верхняя страница > Долгосрочное пребывание / работа в Японии (оформление визы на основании Сертификата «Certificate of Eligibility»)
2022/6/23
- Виза распространяется на следующие цели (при наличии сертификата «Certificate of Eligibility»):
- Пребывание в Японии более трех месяцев.
- Осуществление деятельности в Японии, за которую предполагается вознаграждение (период пребывания не важен).
- Трудовая деятельность в Японии.
※ Для долгосрочного пребывания или трудовой деятельности в Японии подавайте документы на визу после приобретения сертификата. В случае отсутствия сертификата, обратитесь к приглашающей стороне с просьбой оформления его в миграционной службе. За более подробной информацией обращайтесь на сайт Миграционной службы Японии.
- Необходимые документы
|
| |
1 | Визовая анкета |
|
2 | Загранпаспорт | Освободите паспорт от обложек и других посторонних предметов. |
3 | Копия загранпаспорта | Только страница с фотографией и персональными данными. |
4 | Копия внутреннего паспорта |
|
5 | Сертификат | В день выдачи визы возвращается вместе с паспортом. (В период пандемии возможна подача без оригинала сертификата) |
6 | Копия сертификата | |
7 | Дополнительные документы |
|
8 | Согласие на установку приложения MySOS и на использование систем Fast Track и Visit Japan Web |
|
9 | Доверенность (В случае подачи через доверенное лицо) | От каждого совершеннолетнего заявителя, не присутствующего на подаче, требуется доверенность в простой письменной форме с указанием контактных данных доверенного лица. Нотариального заверения не требуется |
- Обратите внимание!
- Заявление не будет принято к рассмотрению, если не собраны все необходимые документы.
- В случае, если в визовой анкете или представленных документах будет указана информация, несоответствующая действительности, в выдаче визы будет отказано и нельзя будет подать заявление повторно в течение 6 месяцев с даты проставления отказа.
- Как правило, документы подаются в оригинале, за исключением определенных указаний.
- Перечисленные в данных пунктах документы просьба предоставлять в соответствующем порядке.
- Предоставляйте документы в формате А4.
- Не скрепляйте документы степлером или скрепками.
- Как правило, каждый документ подается в одном экземпляре за исключением определенных указаний.
- В ходе рассмотрения заявления могут потребоваться дополнительные документы, отличные от вышеперечисленных.
Как путешествовать по Японии с ограниченным бюджетом
Япония — страна контрастов, от залитых неоновым светом улиц Токио до безмятежных храмов Киото, от снежных вершин Хоккайдо до залитых солнцем пляжей Окинавы. Неудивительно, что в Японии так много всего можно увидеть и испытать, что она является популярным местом для путешественников со всего мира. Но, несмотря на то, что Япония имеет репутацию дорогой страны, по Японии все еще можно путешествовать с ограниченным бюджетом, не жертвуя комфортом или впечатлениями. На самом деле, приложив немного планирования и творчества, вы сможете увидеть больше Японии за меньшие деньги, чем вы думаете.
Как человек, живущий в Японии уже 4 года, я имел возможность много путешествовать по стране, как турист, так и резидент. Когда я впервые приехал, я воспользовался знаменитой картой JR Rail Pass, которая позволяет неограниченное количество поездок на обширной сети поездов Японии, включая высокоскоростной синкансэн. Однако, как резиденту, мне пришлось искать другие способы путешествовать по Японии, поскольку сейчас я не могу купить объявленный железнодорожный проездной. Это побудило меня опробовать различные виды транспорта, от ночных автобусов и паромов до бюджетных авиалиний. Благодаря своему опыту я многое узнал о том, как дешево путешествовать по Японии, и я рад поделиться некоторыми советами и рекомендациями с попутчиками.
Повышение цен на JR Pass
Проездной на Japan Rail Pass уже давно является популярным вариантом для путешественников, желающих исследовать Японию с ограниченным бюджетом. Этот проездной позволяет неограниченное количество поездок на поездах Японских железных дорог (JR), включая высокоскоростные синкансэны, и может быть использован в течение 7, 14 или 21 дня. Однако в октябре 2023 года цена проездного билета Japan Rail Pass вырастет на целых 70%, и это может повлиять на доступность этого варианта для некоторых путешественников. На данный момент, если вы побываете в нескольких крупных городах за неделю или около того, вы в конечном итоге сэкономите деньги. Но после повышения цен вам придется пользоваться синкансэном почти каждый день, чтобы оно того стоило.
Если вы планируете поездку в Японию и хотите воспользоваться проездным билетом Japan Rail Pass, важно приобрести его до того, как вступит в силу повышение цен. Однако, если вы не можете этого сделать или если пропуск слишком дорог для вашего бюджета, есть и другие варианты. Например, вы можете приобрести региональные железнодорожные абонементы, которые позволяют путешествовать по определенным районам Японии, по более низкой цене, чем национальный японский железнодорожный абонемент. В качестве альтернативы вы можете использовать автобусы или другие виды транспорта, что может занять больше времени, но в некоторых случаях может быть более доступным.
Стоит ли Синкансэн как резиденту?
Если вы являетесь резидентом Японии и не имеете права на проездной JR Pass, синкансэн может стать для вас отличным вариантом для быстрого и комфортного путешествия по стране. Однако цены могут быть немного завышены. Например, поездка в один конец из Токио в Киото на синкансэне может стоить около 14 000 иен, а билет туда и обратно — около 28 000 иен. Однако, если вы забронируете билеты заранее или воспользуетесь скидками, вы сможете найти более дешевые билеты.
Например, билет Platt Kodama позволяет путешествовать между Токио и Осакой всего за 10 300 йен, но его необходимо бронировать как минимум за один день. Синкансэн по-прежнему является отличным вариантом для тех, кто хочет быстро и эффективно путешествовать по Японии.
Другим популярным вариантом является «Seishun 18 Kippu», сезонный билет, который позволяет вам путешествовать на местных и скоростных поездах, а также на некоторых ограниченных экспрессах в течение пяти дней. Загвоздка в том, что вы не можете использовать его на синкансэне, но это отличный вариант, если вы хотите путешествовать с ограниченным бюджетом и иметь больше времени.
Вы также можете приобрести «JR East Pass», который позволяет неограниченное количество поездок на всех поездах JR East, включая синкансэн, в течение определенного количества дней. Цены варьируются в зависимости от продолжительности абонемента и места, где вы хотите путешествовать, но это может быть хорошим вариантом, если вы планируете совершить несколько поездок на дальние расстояния в течение короткого периода времени.
Японские ночные автобусы
Ночные автобусы — популярный и доступный способ путешествовать по Японии, особенно для путешественников с ограниченным бюджетом. Доступно несколько типов ночных автобусов, в том числе стандартные автобусы с откидывающимися сиденьями, автобусы с отдельными спальными отсеками и роскошные автобусы с такими удобствами, как Wi-Fi и персональные развлекательные системы.
Одним из самых больших преимуществ ночного автобуса является экономия средств по сравнению с другими видами транспорта. Например, билет на автобус в один конец из Токио в Осаку может стоить около 7000 иен, что намного дешевле, чем билет на самолет или проезд на обычном поезде. Кроме того, вы можете сэкономить деньги на проживании, так как вы будете путешествовать с ночевкой и вам не нужно будет бронировать номер в отеле.
Еще одним преимуществом ночного автобуса является то, что вам не нужно связываться с аэропортами. Вам не нужно будет проходить контроль безопасности или регистрацию, и вам не придется беспокоиться о том, как добраться до аэропорта и обратно. Вместо этого вы можете просто сесть в автобус на обозначенной остановке и подготовиться к путешествию.
Вот несколько примеров цен на проезд на популярных ночных автобусных маршрутах в Японии:
- Токио – Осака: 7 000 – 10 000 иен
- Токио – Киото: 7000 – 9000 иен
- Осака — Хиросима: 5000–7000 иен
В целом, поездка на ночном автобусе может стать отличным способом сэкономить деньги во время путешествия по Японии, особенно для путешественников с ограниченным бюджетом. Просто не забудьте взять с собой затычки для ушей и удобную подушку для шеи, чтобы обеспечить хороший ночной сон в автобусе.
Путешествие самолетом по Японии
Путешествие самолетом — еще один способ путешествовать по Японии, и часто это самый быстрый способ добраться из одного места в другое. В Японии есть несколько авиакомпаний, которые предлагают недорогие рейсы, такие как Peach, Skymark и Jetstar. Цены на внутренние рейсы могут варьироваться в зависимости от сезона и того, насколько заранее вы бронируете, но, например, обратный рейс из Токио в Саппоро может стоить около 10 000–15 000 иен, а обратный рейс из Токио на Окинаву может стоить около 15 000 – 20 000 йен.
Одним из самых больших преимуществ полета является то, что он позволяет вам посетить пункты назначения, которые находятся далеко от главного острова Хонсю, такие как Хоккайдо или Окинава, за относительно короткое время. Тем не менее, полет может быть дороже, чем другие виды транспорта, и вам также придется столкнуться с хлопотами, связанными с прохождением службы безопасности в аэропорту и ожиданием вашего рейса.
Leave a Reply