новые санкции против России грозят Германии ростом цен на дизельное топливо — ИноТВ
С новыми ограничениями — на этот раз на нефтепродукты из России — следует ожидать последствий и для Германии, пишет RND. Не исключён рост цен на дизельное топливо на автозаправках страны. Между тем, экономисты предполагают, что российские нефтепродукты найдут обходные пути на рынки, как и российская нефть, — и именно поэтому Европе можно не опасаться значительного дефицита дизеля.
С воскресенья вступают в силу новые санкции ЕС против Москвы, сообщает новостной портал редакционной сети Германии RND. С начала декабря российская нефть запрещена для ввоза в ЕС танкерами, а с начала января Германия запретила импорт по трубопроводу «Дружба».
С 5 февраля ЕС также хочет прекратить закупать в России продукты нефтепереработки, такие как дизельное топливо, бензин и смазочные материалы. Это должно затруднить финансирование российской военной спецоперации на Украине. Однако следует ожидать и последствий для Германии, предостерегает издание.
«Общая надёжность снабжения и надёжность поставок топлива гарантирована», — заявил представитель министра экономики Роберта Хабека. Ассоциация минеральной нефти Fuels und Energie также не видит дефицита предложения. В основном речь идёт о дизельном топливе. По данным отраслевой ассоциации, в 2022 году Германия покрывала около 12,5% своего потребления за счёт России — несмотря на боевые действия на Украине. Заменители поступают из США, Западной Европы и арабского региона, сообщает Fuels und Energie. Бензин из России не импортируется. На случай чрезвычайной ситуации имеется запас топлива на 90 дней.
Подорожает ли дизельное топливо? Этого исключать нельзя, подчёркивает RND. Эксперт по энергетике из Дюссельдорфа Йенс Зюдекум отметил: «Я не думаю, что мы увидим резкие скачки цен». По его словам, следующий этап эмбарго уже давно объявлен. «В последние недели и месяцы мы наблюдали настоящую ажиотажную скупку в таких важных портах, как Роттердам, Антверпен или Амстердам, — сообщает экономист. — Это означает, что ещё до введения эмбарго было куплено то, что можно было купить. Хранилища дизельного топлива заполнены до отказа. Это ограничит рост цен».
Между тем, Томас Паулс из Института немецкой экономики отмечает, что дизельное топливо на мировом рынке сейчас в дефиците. Если ЕС больше не будет покупать его у России, топливо придётся поставлять издалека, например, из Саудовской Аравии. Вместимость специальных судов ограничена, маршруты длиннее, а перевозки, соответственно, дороже.
Кроме того, в Восточной Германии цены на дизельное топливо выше, отмечает RND. Здесь сходятся два фактора: новый уровень эмбарго и тот факт, что нефтеперерабатывающие заводы в Шведте и Лойне работают не на полную мощность. Это связано с тем, что они уже давно получают российскую нефть из трубопровода «Дружба» и нуждаются в новых источниках поставок после введённого Германией с января запрета на импорт. Нефтеперерабатывающий завод PCK в Шведте недавно работал только на 55% мощности с поставками через Росток. Она надеется получить дополнительные объёмы через Польшу и из Казахстана.
Снижение производства на двух восточногерманских НПЗ даёт о себе знать на региональном уровне, объясняют в Fuels und Energie. Поэтому цена на автозаправках на востоке страны примерно на 2,5 цента выше, чем в среднем по стране, для бензина и примерно на 1 цент выше для дизельного топлива за литр.
Как напоминает издание, ещё в октябре 2022 года Россия экспортировала в ЕС нефтепродукты, такие как дизельное топливо, на сумму более €2,3 млрд. В то время только в Германию ушла продукция на сумму около €558 млн.
Российский эксперт по энергетике Алексей Белогорьев сомневается, что ЕС может легко заменить такого поставщика. На сегодняшний день Россия поставляет 600 тыс. баррелей дизельного топлива в день; США, Саудовская Аравия и Индия вместе поставляют 200 тыс. баррелей. Тем не менее эксперты ожидают, что санкции приведут к снижению российского производства нефтепродуктов на 15% до примерно 230 млн тонн в этом году.
Как и в случае с запретом на импорт сырой нефти, ЕС хочет ввести ограничение цен на российские нефтепродукты наряду с новыми ограничениями на импорт. Это означает, что вместе с такими партнёрами, как США, Европа хочет заставить Россию продавать эти продукты третьим странам по ценам ниже рыночных. Вот как это должно работать: важные услуги для российского экспорта — такие как перевозки западными судоходными компаниями или страховыми компаниями — должны быть разрешены только в том случае, если цена экспортируемого товара не превышает установленный потолок, поясняет издание. В этом и состоит цель ЕС: сочетание замораживания импорта и ограничения цен должно «значительно снизить» доходы России и в то же время стабилизировать мировые цены.
Для дорогих нефтепродуктов, таких как дизельное топливо, в пятницу вечером в Брюсселе было согласовано ограничение цены в $100 за баррель. В пересчёте это составляет около €91. Для сравнения: на международных биржах баррель дизельного топлива для поставки в Европу недавно торговался по цене, эквивалентной примерно €100—120. Для нефтепродуктов более низкого качества, таких как печное топливо, первоначально будет действовать предельная цена в $45 (€41) за баррель.
Действительно ли эмбарго вредит России? В Москве подчёркивают, что нефть всё равно смешивается на мировом рынке и что она находит другие каналы сбыта — например, в Индии. Однако Россия вынуждена предоставлять большие ценовые скидки — около 30% по сравнению с западными сортами нефти.
Тем не менее в 2022 году доходы России от продажи газа и нефти выросли почти на треть. Экспорт сырой нефти увеличился на 7%. Однако эмбарго ЕС в отношении сырой нефти на танкерах вступило в силу только 5 декабря.
Как отмечает RND, Россия нашла способы обойти нефтяное эмбарго. На новом уровне ограничений экономист Зюдекум видит новые лазейки: «Одним из главных последствий эмбарго будет то, что российское дизельное топливо будет поступать в ЕС уже не напрямую, а опосредованно. Россия снабжает такие страны, как Индия или Саудовская Аравия, которые покупают дешёвую нефть, перерабатывают её на своих нефтеперерабатывающих заводах, а затем продают нам дизельное топливо». Однако даже если бы удалось остановить этот процесс обхода санкций, «то вопрос о ценах на дизельное топливо в Европе, безусловно, также стал бы более критичным», предостерегает эксперт. Другими словами, импорт из России так или иначе предотвращает ещё больший дефицит в ЕС, заключает RND.
Дизельное топливо в Евросоюзе: прогноза 2023
Вступление в силу европейского эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из России 5 февраля окажет большое влияние и на РФ, и на западные страны. Европа столкнется с ростом цен на дизельное топливо и может попасть на новый виток роста инфляции, считает специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. Об этом он рассказал «Известиям» 26 января.
По его словам, до февраля прошлого года львиная часть топлива в Евросоюз (ЕС) поставлялась из России — около 600 тыс. баррелей в сутки.
«Ситуация не сильно изменилась в 2022 году, а в ожидании эмбарго европейские страны наращивают закупки нефтепродуктов, стремясь пополнить запасы. На долю России приходится около 25% импорта дизельного топлива в страны ЕС, Норвегию, Швейцарию и Великобританию», — уточнил он.
Эксперт добавил, что Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа отмечает рекордные объемы торгов нефтепродуктами за всё время. Также, как ранее сообщалось, наращивает объемы покупки российской нефти Индия, после чего перерабатывает ее в дизтопливо и продает в Европу. Такая схема не противоречит механизму эмбарго и ценовому потолку, так как ограничения не затрагивают нефть и нефтепродукты, переработанные в другой юрисдикции, объяснил Вавилов.
«Европа сильно зависит от импорта обработанного сырья, т.к. на протяжении десятилетий зеленая повестка блока призывала отказаться от загрязняющего производства и в итоге отсутствие инвестиций привело к недостатку НПЗ в регионе. Сейчас в Европе растут объемы поставок дизельного топлива с Ближнего Востока и из США, а также Индии», — сказал он, уточнив, что при этом российская продукция отправляется покупателям в странах Африки, Латинской Америки и Азии.
Вавилов считает, что после вступления в силу эмбарго производство нефтепродуктов в России может сократиться, но продажи нефти увеличатся, так как Индия и Китай сами являются экспортерами нефтепродуктов и имеют внушительные мощности для переработки нефти. Россия сможет перенаправить часть объемов в другие страны и, вероятно, будет развивать внутреннее потребление, добавил эксперт.
«Европа попадет в круговорот движения нефти в мире. Индия будет закупать нефть в России, перерабатывать и продавать в ЕС. По сути, это всё те же российские нефтепродукты, только теперь они будут делать долгий логистический крюк, что неминуемо приведет к росту цен на конечный продукт. В итоге складывается ситуация, что дефицита топлива не будет, но цены из-за удлиненной логистики всё равно вырастут и вновь разгонят инфляцию», — заключил Вавилов.
Ранее, 16 января, замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев также выразил мнение, что после вступления в силу эмбарго Индия и Китай могут стать ведущими поставщиками дизтоплива в Европу. При этом он считает, что сильного подорожания дизельного топлива на европейском рынке наблюдаться не будет.
До этого, 5 декабря, вступило в силу эмбарго на поставляемую морем нефть из России в ЕС. Страны ЕС установили регулируемый потолок стоимости поставляемой морским путем нефти из России на уровне $60 за баррель.
Президент РФ Владимир Путин 27 декабря подписал указ об ответных мерах, согласно которому запрещаются поставки нефти и нефтепродуктов иностранным юридическим лицам и физлицам при условии, что в контрактах на эти поставки прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.
Цены на дизтопливо в Европе падают, несмотря на запрет российского топлива
Лондон
Си-Эн-Эн
—
Запрет Европы на российское дизельное топливо безболезненно вступил в силу в воскресенье.
Хотя ЕС отключил своего крупнейшего поставщика, фьючерсные цены на дизельное топливо в блоке упали на 1,6% в понедельник, что составляет 20%-ное снижение за последние две недели, поскольку спрос в регионе снизился, и усилия стран по накоплению запасов до введения запрета начали окупаться.
Снижение цен будет встречено с облегчением миллионов дальнобойщиков, водителей и предприятий, которые полагаются на дизельное топливо. По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей , около 96% грузовиков, 91% фургонов и 42% легковых автомобилей в Европейском союзе работают на этом топливе.
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_06C07271-00D2-B972-6637-26D110C769D3@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
«Предполагалось, что после введения запрета поставки дизельного топлива в Европу сократятся, но на самом деле в настоящее время этого не происходит», — сказал Марк Уильямс, директор по исследованиям в консалтинговой компании 9.0011 Вуд Маккензи, сказал CNN.
Запрет на дизельное топливо вступает в силу через два месяца после того, как блок ввел эмбарго на морских поставок сырой нефти из России в рамках пакета санкций против Москвы за ее вторжение в Украину. По данным Rystad Energy, в прошлом году на Россию приходилось 29% всего импорта дизельного топлива в регион.
Страны подготовились к последнему запрету , увеличив в последние месяцы импорт московского дизельного топлива. Импорт Европы вырос почти на 19% в четвертом квартале 2022 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года, по данным поставщика энергетических данных Vortexa.
«Эти запасы должны служить буфером против немедленной потери импорта дизельного топлива из России», — сказал Уильямс.
Спрос по всему блоку также слаб.
Данные OilX, нефтяной аналитической фирмы, которая, , показывают, что спрос на дизельное топливо в Европе снизился в период с начала ноября по конец января по сравнению с тем же периодом годом ранее.
Аналитики частично связывают спад с более теплой, чем обычно, погодой в регионе, где дизель также используется в качестве топлива для отопления, и высокими ценами. Несмотря на недавнее падение, оптовые цены по-прежнему на 10% выше прошлогоднего уровня.
На заправке средняя стоимость литра дизельного топлива в ЕС достигла 1,80 евро (1,93 доллара США) 30 января по сравнению с 1,60 евро (1,72 доллара США) в то же время в прошлом году, как показывают данные Европейской комиссии.
Нил Кросби, старший аналитик OilX, сказал CNN, что «постоянно слабые данные о спросе» в Европе помогли компании «существенно увеличить свои запасы дизельного топлива за последние несколько месяцев».
Тем не менее, может потребоваться несколько месяцев, чтобы полностью ощутить влияние запрета, поскольку Европа начинает импортировать больше дизельного топлива от поставщиков из других стран, что влечет за собой более высокие транспортные расходы.
По словам Уильямса из Wood Mackenzie, блок уже импортирует значительно большие объемы дизельного топлива из США, Ближнего Востока и некоторых частей Азии.
Даже в этом случае этого импорта будет недостаточно, чтобы «компенсировать потерю российских баррелей в Европе», как только Европа сократит свои запасы, сказал он, добавив, что цены по сравнению с другими регионами-импортерами могут начать расти с третьего квартала этого года.
Воздействие запрета на Россию также может быть не слишком впечатляющим.
С июля прошлого года Москве удалось перенаправить больше дизельного топлива на другие рынки. По данным Rystad Energy, экспорт в Турцию и Северную Африку в период с ноября по январь вырос на 154% по сравнению с тем же периодом годом ранее.
Хорхе Леон, старший вице-президент фирмы, считает, что эта тенденция сохранится, сказал он CNN, также предсказывая, что российский экспорт в Южную Америку, вероятно, останется на «предельном» уровне.
Однако он добавил, что Соединенные Штаты могут перенаправить часть своего текущего экспорта дизельного топлива в Южную Америку в Европу, а российское дизельное топливо «найдет себе дом» в Южной Америке.
Кросби из OilX отметил, что потенциальных покупателей московского дизельного топлива «намного больше» по сравнению с экспортируемой сырой нефтью.
«Большинство российских бочек для дизельного топлива смогут попасть на мировые рынки», — сказал он. «Представление о том, что российскому дизелю будет очень трудно найти новых хозяев, начинает терять доверие».
— Джулия Горовиц предоставила репортаж.
Исправление: в более ранней версии этой статьи неправильно сообщалось об измерении дизельного топлива, упавшего в Европе. Спрос на дизтопливо упал.
Ограничение цен на дизельное топливо в ЕС ограничит выбор покупателей, включая Азию Аналитики говорят, что это отпугнет крупных азиатских покупателей, которые привыкли покупать дешевую российскую нефть, чтобы самостоятельно ее перерабатывать.
Европейская комиссия предлагает, чтобы ЕС установил верхний предел цен на российское дизельное топливо в размере 100 долларов за баррель и верхний предел в 45 долларов за баррель на товары со скидкой, такие как мазут, заявили представители ЕС.
Ограничение цен от 5 февраля и запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов являются частью нескольких мер, которые Запад использует для сокращения экспортных доходов России, ограничивая возможности Москвы финансировать войну на Украине, которую она вела почти год назад.
Аналитики говорят, что эти меры уже работают, и ожидается, что ограничение цен усугубит дефицит бюджета России.
«Россия может столкнуться с трудностями при продаже своего дизельного топлива другим покупателям, поскольку ключевые клиенты в Азии больше заинтересованы в том, чтобы снабжать свои нефтеперерабатывающие заводы российской нефтью со значительной скидкой, которую затем можно превратить в топливные продукты, продаваемые по преобладающей цене на мировом рынке», Saxo Bank — сказал аналитик Оле Хансен.
Другие аналитики говорят, что предлагаемый потолок цен достаточно близок к текущим спотовым ценам на нефтепродукты, что теоретически позволяет Москве продолжать экспортировать в некоторые регионы.
«В нашем анализе используется предположение о том, что верхний предел цен на продукцию установлен на достаточно высоком уровне, чтобы позволить российскому экспорту продолжать поступать», — говорят аналитики JP Morgan. Банк связывает недавний рост цен на нефть с волатильностью на рынках нефтепродуктов.
Фьючерсный контракт на европейское дизельное топливо Intercontinental Exchange закрылся в четверг на уровне 965,25 доллара за тонну, или около 130 долларов за баррель.
Европейский трейдер сказал, что предложенный потолок цен на дизельное топливо примерно соответствует ценовому потолку в 60 долларов за баррель, установленному Большой семеркой для экспорта российской нефти, если принять во внимание стоимость дизельного топлива по отношению к нефти.
По оценкам Reuters, теоретическая норма прибыли, которую нефтеперерабатывающий завод может получить от переработки барреля сырой нефти в дизельное топливо, составляет чуть более 40 долларов за баррель.
Европа уже прошла долгий путь в диверсификации импорта дизельного топлива, достигнув рекордных объемов в последние месяцы, особенно из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Но российский импорт также вырос в последние месяцы в преддверии ограничения цен 5 февраля и запрета на импорт.
Consultancy Energy Aspects пересмотрела свои прогнозы запасов дизельного топлива в Европе на конец января в сторону повышения, но сообщила, что эмбарго ЕС, как ожидается, создаст логистические трудности, поскольку некоторые операторы складов изо всех сил пытаются отделить продукты российского происхождения.
«[Наши] исследования показывают, что некоторые импортеры уже испытывают трудности с продажей российского дизельного топлива со склада, сталкиваются с дополнительными требованиями по разделению российского и нероссийского дизельного топлива в резервуарах для хранения, чтобы избежать загрязнения, и наблюдают задержки с таможенной очисткой на некоторых рынках ЕС, » Они сказали.
Leave a Reply