В Беларуси самое дешевое топливо в Европе. Не повод радоваться, цена может расти | Новости Беларуси
Журналисты британского издания Wales Online сопоставили цены на бензин во всех странах Европы и остались под впечатлением от белорусских. Для подсчётов журналисты использовали данные транспортной биржи Cargopedia.
“Беларусь на данный момент является самым дешевым местом для автомобилистов”, — резюмируют британские журналисты, впечатлённые тем, что литр 95-го бензина или дизеля в Беларуси стоит примерно 0,9 евро.
Самый дорогой в европейских странах бензин разливают в Норвегии. Здесь литр 95-го бензина стоит 2,6 евро, литр дизеля — 2,4 евро.
Мы посмотрели, почём бензин у белорусских соседей. И попросили экономиста Ярослава Романчука рассказать, почему британцам не стоит пикетировать у заправок с лозунгом “Хотим как в Беларуси”.
А почём у соседей?
В самой Британии за литр нужно заплатить уже около двух евро, и эксперты говорят, что некоторым семьям придётся вообще на время отказаться от машины. Так что желание британцев найти самый дешёвый бензин в Европе понятно.
А сколько стоит бензин у белорусских соседей? Смотрите на графике ниже.
— Секрет дешёвого белорусского топлива очень прост: это особый режим отношений Беларуси и России. Если, например, Великобритания захотела бы вступить в союзное государство Беларуси и России, принять правила игры Кремля и, соответственно, снять всевозможные торговые ограничения, там тоже было бы дешёвое топливо.
Белорусские власти сделали ставку на поддержку тоталитаризма и советских практик. В Советском Союзе топливо тоже стоило копейки. А электроэнергия, к примеру, стоила 4 копейки. Но почему-то ни Великобритания, ни Европа, ни США не пошли по этому пути.
Цены на топливо нормализуются. А белорусская и российская экономические модели обречены.
Ярослав Романчук рекомендует добавить третий столбик к этой таблице. Этот столбик — время. А именно — сколько нужно работать среднему британцу, чтобы купить литр бензина в Великобритании. И сколько нужно работать среднему белорусу, чтобы заправить литром бензина своё авто.
— В Беларуси стоимость часа рабочего времени — около трёх долларов. Если вы сравните с Великобританией, то увидите, что средний белорус должен работать дольше, чем средний британец, чтобы купить литр бензина.
А если взять ещё корзину из 35-40 товаров и услуг долгосрочного пользования — питание, потребительские товары, — вы будете впечатлены выигрышем по времени у британцев. Порядка 12 лет. Это и есть цена, которую мы переплачиваем за то, что живём не в условиях свободного рынка, а в условиях военного коммунизма.
“Тут нет рыночных механизмов, есть сговор”
Тема дорожающего топлива в британской прессе сейчас обсуждается каждый день. Резкий скачок цен связан, среди прочего, с восстановлением перевозок после пандемии и, как следствие, повышенным спросом на топливо. Ещё одна причина — британский фунт ослабевает к доллару, а за нефть платят в долларах.
На днях журналисты со ссылкой на экспертов подсчитали, что в среднем, чтобы заправить полный бак бензина, британцам нужно отдать уже больше ста фунтов — так высоко эта цифра ещё ни разу не поднималась.
— Если говорить о том, где искать ресурсы на снижение цен, то логично снизить регуляторку и те требования, которые предъявляются операторам этого рынка. Я думаю, что в ближайшие год-два цены будут нормализовываться, рынок получит новые ресурсы. Особенно если Британия и США снимут ограничения, которые ввели в погоне за выполнением Парижского соглашения по климату.
А что касается Беларуси — рано или поздно начнётся тенденция к выравниванию белорусских и российских цен с общемировыми. И я не исключаю, что через год бензин будет стоить ещё дороже, чем в Европе. Это будет тот товар, через который белорусские и российские власти смогут финансировать внутренние расходы.
Есть ли предел росту цен на украинских АЗС и при чем тут Беларусь — УНИАН
Высокие цены на нефть и угроза военного вторжения стали причиной серьезного скачка стоимости топлива на украинских АЗС. Наш основной поставщик нефтепродуктов Беларусь может в любой момент «прикрутить трубу». Как Украине пережить топливную блокаду?
Последние несколько месяцев стоимость топлива в Украине растет семимильными шагами. С начала года цены на бензин выросли на 3-4 гривны, приближаясь к рекордной отметке 37 гривень за литр марки А-95. Также взлетела стоимость дизельного топлива, достигнув 35 гривень за литр. Цена автомобильного газа за последние полгода выросла на треть и достигла 19 гривень за литр.
Эксперты говорят, что стремительный рост расценок на топливо в нашей стране вызван несколькими мало прогнозируемыми факторами. И добавляют, что это не предел.
В первую очередь кризис связан с ростом стоимости нефти на мировом рынке, побившей семилетний рекорд с показателем 98 долларов за баррель. Добавляет нервозности падение гривни и непрекращающееся в последние недели бряцание Россией оружием у наших границ.
Представители украинской власти признают, что подорожание топлива может нанести серьезный удар по национальной экономике, поэтому разрабатывают механизм адекватного реагирования.
«Мы видим, что очень быстрыми темпами растут цены на нефть на мировых рынках, и за ними растет цена на бензин и дизель в Украине. Поэтому правительством будут приняты соответствующие решения. Мы сейчас разрабатываем комплексный план для того, чтобы стабилизировать эту ситуацию», — заявила первый вице-премьер-министр Украины, министр экономики Юлия Свириденко.
Пока непонятно, какими могут быть действия власти. Однако, зная как наши чиновники поступают в подобных ситуациях, можно предположить, что произойдет очередное государственное вмешательство в ценообразование. Вероятно, сетям АЗС на каком-то этапе просто запретят увеличивать цифры на стелах. Но имеющийся опыт подсказывает нам, что в корне это проблему не решит.
Угроза блокады со стороны Беларуси
Одним из основных факторов, который может значительно усугубить ситуацию на национальном рынке нефтепродуктов, является реальная угроза усиления дефицита топлива. Кстати, этот фактор сейчас является наименее прогнозируемым.
На днях самопровозглашенный президент Беларуси Лукашенко, который за последние полтора года стал «самым преданным другом» хозяину Кремля Владимиру Путину, сообщил, что в случае военного вторжения России в Украину Минск перекроет поставки нефтепродуктов в нашу страну.
Стоит отметить, что в 2021 году доля украинского импорта из этой страны составила по бензину – 45 процентов, по дизельному горючему – 47 процентов, по сжиженному газу – 16 процентов от общего потребления.
То есть, каждый второй литр дизеля и бензина в Украине – из Беларуси. Это критическая для нашей страны зависимость.
Конечно, экономика наших северных соседей в значительной мере зависит от экспорта в Украину нефтепродуктов, а после санкций Евросоюза украинский рынок остался для белорусских НПЗ безальтернативным. Перекрыв поставки нефтепродуктов в нашу страну, стареющий белорусский диктатор «выстрелит себе в ногу».
Настораживает также то, что с 7 февраля Беларусь запретила транзит нефтепродуктов через свою территорию, поступающих в Украину из Литвы / getty images
Многие эксперты считают такой сценарий маловероятным и убийственным для экономики Беларуси. Однако, кто в этом безумном «русском мире» обращает сейчас внимание на экономические резоны?
Если ведущий разными способами против Украины войну Путин даст указание «перекрыть непокорным украинцам трубу», то Лукашенко, скорее всего, незамедлительно выполнит приказ, даже в ущерб интересам своей страны.
Настораживает также то, что с 7 февраля Беларусь запретила транзит нефтепродуктов через свою территорию, поступающих в Украину из Литвы. Наша страна на время лишилась надежного источника поставок и сейчас думает, как организовать их через дружескую Польшу. А это важно, так как в прошлом году импорт дизтоплива, бензина и авиакеросина из Литвы составил от 10 до 15 процентов украинского рынка.
А значит, Украине уже сейчас необходимо быть готовой к любому развитию ситуации на топливном рынке.
Ищем замену белорусскому топливу
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что у страны есть план на случай прекращения поставок топлива из Беларуси.
«На сегодняшний день мы не видим прекращения этих поставок. Беларусь поставляет топливо на территорию нашей страны. Если она не будет этого делать, мы понимаем, где должны брать это топливо», — сказал он.
По его словам, наши европейские партнеры в этой сложной ситуации готовы оказать помощь. В частности, речь идет о странах Балтии, Польше и других.
Оператор Кременчугского нефтеперерабатывающего завода компания «Укртатнафта» заявила о готовности полностью удовлетворить спрос на отечественном рынке бензина на фоне приостановления поставок из Литвы и возможного прекращения поставок из Беларуси.
Таким образом, «Укртатнафта» вместе с другими отечественными производителями, например, «Укргаздобычей» имеет возможность полностью удовлетворить спрос на бензин в Украине в случае наступления форс-мажора.
Эксперт программы «Энергетика» Украинского института будущего Андриан Прокип считает, что единственный в Украине действующий нефтеперерабатывающий завод — Кременчуцкий НПЗ способен полностью закрыть потребность страны в бензине.
Гораздо сложнее ситуация складывается с дизелем, учитывая, что его потребление в три раза больше, чем бензина.
«В этом случае, если мы говорим о диверсификации импорта – это морская перевалка и поставки с континентальной части Европы. Мощностей для морской перевалки более, чем достаточно для того, чтобы покрыть импортную потребность. Но также есть риск блокировки морских путей», — сказал Прокип.
Энергетический эксперт считает, что Украина давно должна была идти в направлении наращивания собственного производства топлива.
«В Украине как минимум два нефтеперерабатывающих завода, которые стоят без работы, поддаются модернизации. Они частично находятся в государственной собственности… Уже за три года мы почувствуем экономический эффект», — добавил он.
В случае кризисной ситуации запасов нефтепродуктов у операторов АЗС и трейдеров хватит от 10 до 20 дней, говорит эксперт / фото УНИАН
Увеличение стратегических запасов
В Украине, к сожалению, из-за отсутствия системной государственной политики до сих пор не установлена законодательная норма о создании минимальных стратегических запасов нефти и нефтепродуктов. Соответственно, эти запасы и не созданы.
Исполнительный директор Украинского института будущего Вадим Денисенко считает, что непредсказуемая Беларусь вполне способна перекрыть поставки топлива, поэтому нашей стране срочно необходимо создавать стратегические запасы топлива.
«Может ли Беларусь на две-три недели закрыть нам поставку нефтепродуктов? Теоретически может. Для этого нужно уже сейчас понимать: есть ли у нас запас дизеля или нет. Потому, что дизель – это аграрии, «Укрзализниця» и армия», — сказал эксперт.
«Если у нас нет 45-ти дневного запаса, то считайте, что у нас остановилась железная дорога и армия. То есть дальше нас уже и завоевывать не нужно. Пока ни у кого нет ответа, есть ли этот запас. У меня ощущение, что его нет», — добавил Денисенко.
Энергетический эксперт, бывший руководитель Министерства энергетики Ольга Буславец считает, что в случае кризисной ситуации, по предварительным оценкам, запасов нефтепродуктов у операторов АЗС и трейдеров хватит от 10 до 20 дней.
«Полное прекращение импорта моторного горючего из Беларуси приведет к возникновению его временного дефицита на рынке, поскольку участникам последнего требуется время до 30 дней для заключения новых контрактов на поставку моторных топлив из альтернативных источников», — сказала Буславец.
«Такие заявления не могут не влиять на рост цен на нефтепродукты, который мы уже чувствуем», — добавила она.
Очевидно, что в нынешние сложные времена Украина не должна проявлять преступную беспечность, надеясь, что худший сценарий полной топливной блокады нашими врагами не будет реализован. Уже сейчас необходимо создавать как минимум двухмесячный запас, в первую очередь, дизельного топлива и топливно-смазочных материалов, чтобы обеспечить потребности армии и железнодорожных перевозок. Не будем также забывать, что на носу весенняя посевная кампания. И без нужных объемов топлива наши аграрии не смогут обеспечить нас и еще значительную часть мира продуктами питания.
Чиновникам необходимо осознать остроту проблемы и предпринять эффективные меры для наращивания собственного производства топлива в Украине, поддержав отечественную нефтепереработку. Одновременно, надо сделать все возможное для увеличения добычи нефти и газа на своей территории. Нужны стимулы и системная государственная поддержка, и тогда никакие враги не смогут ввергнуть Украину в топливный кризис. Как бы им не хотелось.
цены на АЗС
Обзор энергетического рынка Беларуси | Исследование энергетического рынка в Беларуси
Поделиться на
- Обновление
- Формат
- 2 файла (отчет PDF, файл Excel)
- Страницы
25 (только отчет)
- Доставка
- Немедленно по электронной почте
Содержание
- Общий обзор
- Учреждения и энергетическая политика
- Энергетические компании
- Энергетическое снабжение
- Цены на энергоносители
- Потребление энергии
- Столы данных
- Abbreviations
- 34151115111511111151111511151511151111515111511115151515411151515151511151115111511151541154115410011541001154100111111111er11541er1111111er111er1er1111111er111er1er1er111111.
Купить Энергетический отчет Беларуси
Цена без НДС. В зависимости от вашего статута и местоположения может применяться НДС. Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации.
После проверки вы сразу же получите 2 файла по электронной почте (один отчет в формате pdf и один файл Excel, содержащий наборы данных).
Цена
890 €
Обзор
Этот анализ включает в себя всесторонний отчет об энергетическом рынке Беларуси и обновленные наборы данных. Он основан на самых последних ключевых экономических показателях, факторах спроса и предложения, тенденциях ценообразования на нефть и газ, а также основных энергетических проблемах и событиях, связанных с энергетической отраслью. Отчет дает полное представление о ситуации в стране, динамике, текущих проблемах и перспективах на будущее. С
рыночные данные и постоянное отслеживание рыночных новостей, этот отчет содержит четкие и краткие идеи, с помощью которых можно решать национальные энергетические проблемы и возможности. Просмотрите вкладки ниже, чтобы просмотреть подробное оглавление, список графиков и таблиц, а также сведения о файлах данных.Основные моменты
- В своем обновленном НЦД Беларусь обязалась сократить выбросы ПГ на 35% по сравнению с уровнем 1990 года к 2030 году.
- В энергетическом секторе доминируют 3 монополии: Белэнерго в энергетическом секторе, Белоруснефть в нефтяном секторе и Газпром в газовом секторе.
- Беларусь импортирует большую часть своей нефти и газа из России. В энергобалансе преобладает газ (95%), но недавно в стране была введена в эксплуатацию атомная электростанция.
- Цены на нефть одни из самых низких в регионе.
- Цены на электроэнергию колеблются в зависимости от цены на газ.
- Потребление энергии на душу населения вдвое ниже, чем в России.
- Газ обеспечивает около двух третей потребляемой энергии.
- В 2022 году страна введет в эксплуатацию второй блок АЭС9.0034
90%
energy dependence on Russia
60%
share of natural gas in energy consumption
35%
reduction in GHG emissions к 2030 г. по сравнению с 1990 г.
- Абстрактный
- Список графиков
- Список таблиц
- Данные (лист Excel)
Институты и энергетическая политика
Министерство энергетики (Минэнерго) отвечает за энергетическую политику страны, включая безопасность поставок.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды отвечает за регулирование производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии.
Энергетические компании
Нефть:
Нефтяной сектор контролирует Белнефтехим, государственная холдинговая компания, подчиненная Совету Министров. Ему принадлежат несколько компаний, в том числе «Белоруснефть», «Нафтан» и «Мозинский нефтеперерабатывающий завод».
Энергоснабжение
Газ:
Добыча газа низкая (0,2 млрд куб. м в 2020 г.), и весь потребляемый газ страна импортирует из России (19 млрд куб. м в 2020 г.).
Цены на энергию
Нефть:
Цены на нефть устанавливаются правительством, но, как правило, следуют международным ценам на нефть. Цены на дизельное топливо и бензин в долларах снизились примерно на 5% в 2020 году после быстрого роста (10% в год) в период с 2017 по 2019 год. Потребление энергии
Потребление энергии на душу населения составляет 2,7 тнэ (2020 г.), в том числе около 3 500 кВтч электроэнергии; такие уровни потребления примерно вдвое ниже, чем в России.
- ДИАГРАММА 1: CO 2 — выбросы энергии (MtCO 2 )
- ДИАГРАММА 2: Установленная электрическая мощность по источникам (2020 г., %)
- ДИАГРАММА 3: Общее производство электроэнергии по источникам (ТВтч)
- ДИАГРАММА 4: Производство электроэнергии по источникам (2020 г., %)
- ДИАГРАММА 5: Цены на бензин и дизельное топливо (долл. США/л)
- ДИАГРАММА 6: Цены на электроэнергию для домохозяйств (центов США/кВтч)
- ДИАГРАММА 7: Тенденции потребления по источникам энергии (млн т.н.э.)
- ДИАГРАММА 8: Общая доля рынка потребления по энергии (2020 г., %)
- ДИАГРАММА 9: Доля рынка конечного потребления по секторам (2020 г., %)
- Экономические показатели: Ежегодные исторические данные, включая численность населения, рост ВВП, импорт и экспорт, уровень инфляции, показатели энергетической безопасности и эффективности, выбросы CO 2 .
- Индикаторы предложения: Исторические данные, включая запасы нефти и газа, электрические и перерабатывающие мощности, производство энергии, производство электроэнергии и внешнюю торговлю. Все детализированы по источникам энергии.
- Индикаторы спроса: исторические данные, включая потребление на душу населения, тенденции потребления, общее потребление по источникам энергии, конечное потребление по источникам энергии и секторам, а также потребление электроэнергии по секторам.
- Энергетические балансы: единая таблица, отображающая общий баланс энергетической отрасли за год, а также графически отображаемая по подсегментам энергетики.
- Инфраструктурные проекты: Охватывает проекты электростанций по энергии, технологиям, статусу и оператору.
Данные по энергетическому рынку Беларуси с 1990 г. и до
включен в файл Excel, прилагаемый к отчету по Беларуси.
Он демонстрирует историческую эволюцию, позволяя пользователям легко работать с данными.Основные данные, включенные в таблицу Excel:
- Экономические показатели: Ежегодные исторические экономические показатели, энергетическая безопасность, энергоэффективность и выбросы CO 2 .
- Показатели предложения: годовые исторические запасы, мощности, производство и внешняя торговля (импорт(+) экспорт(-) баланс).
- Показатели спроса: годовое историческое потребление на душу населения, тенденции потребления, общее потребление, конечное потребление (по энергии и по секторам) и общее потребление электроэнергии по секторам.
- Энергетический баланс: общий и по энергии.
- Цены на энергоносители в Беларуси: в дополнение к анализу, представленному в отчете, мы также предоставили набор данных, который включает исторические данные о ценах на энергоносители в Беларуси по следующим позициям: цена на бензин премиум-класса (включая налоги), цена на дизельное топливо (с учетом налогов). .), цена электроэнергии в промышленности (включая налоги), цена электроэнергии для населения (включая налоги), цена природного газа в промышленности (включая налоги), цены на природный газ для населения (включая налоги), спот цена Brent и CO 2 выбросы (от сжигания топлива).
Страновой отчет по Беларуси дополнен информационной панелью по выработке электроэнергии в стране (файл Excel) от нашей службы отслеживания электростанций.
Данные, включенные в таблицу Excel:
- Новые мощности: Текущая структура мощности, установленная мощность на дату, мощности в стадии строительства и разработки.
- Показатели энергетического сектора: Исторические данные об установленной мощности, выработке электроэнергии, вводе тепловых электростанций, средней эффективности тепловых электростанций, выбросах CO2 в энергетическом секторе, углеродном коэффициенте энергетического сектора.
Многомерный подход к энергетической безопасности в Беларуси • БЕСПЛАТНАЯ СЕТЬ %
Энергетическая безопасность представляет собой сложное явление, включающее множество экономических, социальных и экологических аспектов. В этом кратком обзоре излагаются фундаментальные аспекты энергетической безопасности в Беларуси, о которых должны знать лица, принимающие решения, политические аналитики и широкая общественность, пытаясь понять последствия для энергетической безопасности существующей и предлагаемой политики, а также других внутренних и внешних факторов. В этом брифе особое внимание будет уделено экономическому измерению энергетической безопасности (таким как энергоемкость экономики и диверсификация источников энергии), международному и геополитическому измерению (диверсификация поставщиков энергии и использование системы трубопроводов углеводородов), а также экологическим аспектам. соображения (фактическое и предполагаемое воздействие потребления и производства энергии на окружающую среду).
Энергетическая безопасность является вопросом первостепенной важности для лиц, принимающих решения во всем мире. Это особенно актуально для многих постсоветских стран, где нынешняя зависимость от импорта энергоносителей из России усугубляется высокой энергоемкостью этих экономик — наследием неэффективных советских технологий в сочетании с отсутствием технологической модернизации за последние два года. десятилетия. Беларусь, не имеющая выхода к морю страна с населением 10 миллионов человек, является одной из стран, пытающихся решить загадку энергетической безопасности в условиях потрясений на энергетических рынках и важных изменений в региональной геополитике.
Экономика Беларуси неуклонно росла в начале 2000-х годов с впечатляющим среднегодовым ростом ВВП на уровне 7,7%, что превосходит экономические показатели ближайших постсоветских соседей, Украины (7,6%) и России (7,5%). Экономический кризис 2010 г., вызвавший значительный спад в Украине (-15,0%) и России (-7,9%), оказал очень слабое влияние на белорусскую экономику, рост которой в 2010 г. составил 0,2%.
Несмотря на кажущуюся устойчивость белорусской экономики по сравнению с соседями, кризис выявил главную слабость белорусской экономической модели, крайнюю зависимость страны от экономических и политических отношений с Россией. Беларусь пытается отойти от модели экономики, ориентированной на Россию, в попытке диверсифицировать источники своего экономического роста. Неудивительно, что Россия использует ряд экономических и политических рычагов, из которых наиболее важными являются нефть и природный газ, в попытке укротить мятежного бывшего вассала.
В результате недавно Беларусь столкнулась с рядом новых энергетических проблем, которые необходимо успешно решить, чтобы страна сохранила свою политическую и экономическую независимость.
Драйверы экономического роста Беларуси
Экономический рост Беларуси в конце 1990-х – начале 2000-х гг. был обусловлен прежде всего сочетанием трех основных факторов: ( и ) привилегированный доступ на российские рынки для белорусских экспортеров промышленной и сельскохозяйственной продукции и импортеров энергоресурсов; ( ii ) преференциальная поддержка предприятий и секторов с большой долей государства, особенно тех, которые производят на экспорт, и ( iii ) государственная политика в отношении заработной платы и контроля над ценами, которая привела к временным преимуществам в издержках для традиционного экспорта (WB 2005) . Эти факторы были усилены низкой загрузкой производственных мощностей, которая внезапно резко упала в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз.
Непосредственно перед экономическим спадом 2010 года рост производительности был основной движущей силой промышленного роста в Беларуси (WB 2010a). В большинстве стран с переходной экономикой рост производительности обусловлен ( i ) повышение производительности внутри фирм и ( ii ) перераспределение рабочей силы. В Беларуси большая часть прироста производительности произошла за счет прежней движущей силы. Последние данные показывают, что рост производительности замедляется — это признак того, что повышение производительности до сих пор достигалось за счет инвестиций типа «низко висящие плоды», но сейчас они подходят к концу. (ВБ, 2010а).
Рост производительности в 2004-2008 гг. был усилен за счет увеличения загрузки производственных мощностей примерно с 45% в 19с 96 до 57% в 2004 г. и почти 70% в 2009 г. Тем не менее, общепринято считать, что большая часть недоиспользуемых мощностей устарела и нуждается в реконструкции или замене. Таким образом, реальные цифры неиспользованных мощностей могут быть сильно завышены. Таким образом, годы освоения неиспользуемых мощностей скоро уйдут в прошлое, и Беларусь постепенно приближается к той черте, когда для роста производства потребуется либо дорогостоящее расширение мощностей, либо повышение эффективности использования мощностей. Из этих двух альтернатив повышение энергоэффективности – это та, которая не исчерпает себя в ближайшем будущем.
В период с 1996 по 2008 год в Беларуси энергоэффективность повысилась почти на 50%, поскольку правительство приступило к разработке и осуществлению комплексной политики в области энергоэффективности. Меры включали, среди прочего, (i) создание в 1993 году Комитета по энергоэффективности, который превратился в Департамент по энергоэффективности Комитета по стандартизации с мандатом на разработку и реализацию стратегии повышения энергоэффективности; (ii) существенное финансирование в размере 4,2 млрд долл. США в 1996-2008 и 1,2 миллиарда долларов США только в 2008 году; (iii) политическая приверженность энергоэффективности, о чем свидетельствуют две Национальные программы энергосбережения, утвержденные в 1996 и 2001 гг. соответственно, и Закон об энергосбережении 1998 г. (WB 2010b).
В настоящее время энергоемкость Беларуси самая низкая по сравнению с соседними странами СНГ (см. рис. 1). В частности, в 2008 году Беларусь использовала 1,17 тонны нефтяного эквивалента (тнэ) для производства 1000 долларов США своего ВВП, что является существенным преимуществом по сравнению с 2,55 тоннами нефтяного эквивалента (т н. Тем не менее, несмотря на недавний значительный прогресс и хорошее положение в своей региональной подгруппе, Беларусь все еще далека от своего потенциала энергоэффективности, как показывает сравнение с ближайшими западными соседями: Польша и Литва используют соответственно 0,41 и 0,46 тнэ/1000 долл. США ( МЭА 2010). Экономическое моделирование предполагает, что базовый сценарий снижения энергоемкости на 50% в течение следующего десятилетия будет источником дополнительного годового роста ВВП на 3,5-7%.
В настоящее время, когда неявные субсидии со стороны России в виде дешевой нефти, природного газа и электроэнергии уменьшаются, экономический рост, вызванный повышением производительности, и исчерпание мощностей рекультивации, становится очевидным, что поиск новых источников экономического роста должен включать соображения энергетической безопасности.
Обзор аспектов энергетической безопасности в Беларуси
Энергетическая безопасность — это многоаспектный вопрос, который требует рассмотрения в отношении:
- Распределение первичных источников энергии
- Международная торговля и геополитический контекст
- Воздействие энергии на окружающую среду
Я рассмотрю их по очереди.
1. Аспекты безопасности первичной энергии в Беларуси
Разумная диверсификация источников энергии приводит к более устойчивой энергетической модели экономики.
В настоящее время основным источником энергии в Беларуси является природный газ, на долю которого приходится 63% ее энергоснабжения (см. рис. 2). Природный газ в основном используется для производства тепла (55% от общего объема поставок природного газа) и производства электроэнергии (20%). Более 80% белорусских централизованных тепловых пунктов работают на природном газе и почти 95% электроэнергии в стране производится на природном газе в качестве основного топлива.Примечания к рисунку 2:
- Процентные баллы могут не давать в сумме единицы из-за независимого округления, других упущенных видов использования и вторичных источников поставки.
- За вычетом экспорта.
- Горючие возобновляемые источники энергии и отходы.
- Теплоэлектростанции.
Вторая по величине доля (29%) – сырая нефть и нефтепродукты, в основном используемые в транспортном секторе, а также в жилищном, коммерческом и коммунальном секторах. На все остальные первичные источники энергии приходится менее 10% от общего объема поставок первичной энергии. Возобновляемые источники энергии в Беларуси практически не используются.
Таким образом, анализ энергетического баланса Беларуси показывает непропорционально большую долю использования природного газа, особенно в производстве электроэнергии и тепла. Таким образом, очевидно, что в условиях нарастающей напряженности в отношении импортируемого российского природного газа потребуются существенные изменения в секторе производства электроэнергии и тепла.
2. Вопросы международной торговли и геополитический контекст
Беларусь производит только 14% (4 Мтнэ в год) от общего спроса на первичную энергию и почти 15% от потребления нефти и газа, таким образом, полностью завися от импорта ископаемого топлива из России. До эскалации конфликта с Россией почти весь спрос на природный газ и нефть удовлетворялся за счет российского импорта по сниженным ценам, что часто рассматривалось как неявная субсидия белорусской экономики. В настоящее время Россия сокращает эти неявные субсидии, сокращая разрыв между ценами, устанавливаемыми для Беларуси и ЕС.
Важным отличием импорта природного газа от импорта нефти является то, что в то время как импортируемый природный газ полностью потребляется внутренним рынком Беларуси, большая часть импортируемой сырой нефти перерабатывается и экспортируется в виде нефтепродуктов (см. Таблицу 1). Таким образом, если снижение зависимости от импорта российского газа может быть достигнуто в значительной степени за счет перехода на альтернативные источники энергии и улучшения энергетики, то в отношении импорта нефти такой же подход вряд ли сработает, поскольку переход на другие источники энергии невозможен. возможно для нефтеперерабатывающих заводов и повышение эффективности ограничивается минимизацией потерь. Таким образом, единственной альтернативой снижению зависимости от импорта российской нефти является диверсификация поставщиков нефти.
В начале 2010 года правительство Беларуси подписало соглашение с Венесуэлой о непрерывных поставках сырой нефти в Беларусь. Первая поставка осуществлена железнодорожным транспортом из украинского морского порта Одесса; следующие поставки осуществлялись через эстонский морской порт Мууга и литовский морской порт Клайпеда по железной дороге. Белорусское правительство заявило, что ожидает поставки около 4 миллионов тонн венесуэльской нефти в 2010 году, а в 2011 году и далее ожидается, что это количество вырастет до 10 миллионов тонн (т.е. 42,5% текущего импорта нефти). Средняя цена венесуэльской нефти в 2010 году составляла 645 долларов США за тонну (по сравнению с 402 долларами США за тонну российской нефти), по данным национального статистического комитета.
Самым спорным вопросом остается наземная транспортировка венесуэльской нефти из морских портов. В то время как железнодорожная транспортировка оказалась разумным промежуточным решением, устойчивая и экономически эффективная транспортировка венесуэльской нефти возможна только по трубопроводам. Хотя можно использовать литовскую и латвийскую ветви бывшей советской трубопроводной системы «Дружба», они требуют крупных инвестиций, чтобы обеспечить реверсивную переброску из портов Балтийского моря в Беларусь. Украинский нефтепровод Одесса-Броды в обратном направлении является наиболее вероятным маршрутом для значительной доли венесуэльской нефти, поскольку правительство Украины подписало соглашение с Беларусью о перекачке 9миллионов тонн венесуэльской нефти в 2011 году. Тем не менее, сделка находится под серьезной угрозой со стороны России, которая до 2010 года использовала трубопровод Одесса-Броды в противоположном направлении и теряет важный рычаг влияния на Беларусь, поскольку страна диверсифицирует свой импорт нефти.
Еще одним важным фактором энергетической безопасности с геополитической точки зрения для Беларуси являются ее собственные трубопроводные системы (см. рис. 3 ниже).
В 2009 году почти 62,2 миллиарда кубометров российского природного газа (36,9% от общего объема экспорта российского природного газа в страны дальнего зарубежья) и 89,6 млн тонн российской нефти (36,2% от общего объема экспорта российской нефти) по белорусским трубопроводам. Для сравнения, Украина, еще один крупный маршрут транспортировки российских углеводородов, транспортирует 95,8 млрд кубометров российского газа (56,9% российского экспорта) и почти 30 млн тонн российской нефти (12,1% российского экспорта). Таким образом, почти весь (93,8%) экспорт природного газа из России, а также существенная доля экспорта российской нефти (48,3%) транспортируется по украинской и белорусской трубопроводным системам.
До недавнего времени пропускная способность Беларуси по транзиту нефти и газа была мощным рычагом в ее отношениях с Москвой. Однако в попытке диверсифицировать маршруты экспорта углеводородов Россия объявила о строительстве в 2005 г. альтернативной трубопроводной системы «Северный поток» (см. рис. 4). Двухветвевая трубопроводная система протяженностью 1200 км будет транспортировать природный газ из российского Выборга в немецкий Грайфсвальд. под Балтийским морем, что делает его самым длинным подводным трубопроводом в мире. Каждая ветка имеет проектную мощность 27,5 млрд куб. м в год (55 млрд куб. м для всей системы). Ожидается, что первая ветка будет введена в эксплуатацию к концу 2011 г., вторая – к концу 2012 г.
Хотя пропускная способность «Северного потока» ниже ежегодной транспортировки природного газа через Беларусь, он представляет собой важный стратегический инструмент российской внешней политики для манипулирования Беларусью и Украиной, поскольку они конкурируют за остаточную долю поставок российского природного газа. Последние тенденции в европейской политике энергетической безопасности, направленные на повышение энергоэффективности, диверсификацию импортеров углеводородов и сланцевую революцию, несомненно, приведут к снижению европейского спроса на российский газ, что в худшем случае может полностью исключить Беларусь из Российская газотранспортная система, как и белорусская, и большая часть украинских газопроводных мощностей становятся избыточными.
3. Воздействие энергии на окружающую среду
Беларусь находится примерно на среднем уровне как в Европе, так и в восточноевропейском регионе, когда речь идет об интенсивности загрязнения при использовании энергии (см. рис. 4 ниже). Несмотря на то, что есть возможности для улучшения с точки зрения воздействия энергии на окружающую среду, эта проблема имеет второстепенное значение по сравнению с приведенным выше обсуждением энергоемкости. Более того, считается, что повышение энергоэффективности экономики за счет внедрения современных технологий приведет и к снижению интенсивности загрязнения.
Несмотря на то, что нынешние экологические последствия использования энергии не вызывают особого беспокойства, Беларусь по-прежнему остается одной из стран, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
В результате аварии пострадало около 20% территории Беларуси и почти 17% ее сельскохозяйственных угодий. Затраты для экономики оцениваются в 32–35 раз выше государственного бюджета Беларуси в 1985 г. Почти 22% национального бюджета было потрачено в 1919 г.91 о восстановительных мерах, хотя эта цифра сократилась до 6% в 2002 г. и 3% в 2006 г. Общие расходы Беларуси в связи с последствиями Чернобыльской катастрофы за период 1991-2003 гг. превысили 13 миллиардов долларов США.
Помимо непосредственного воздействия на здоровье, за самой тяжелой гражданской ядерной аварией последовал ряд социальных проблем, в том числе потеря средств к существованию в сельской местности и миграция квалифицированной рабочей силы за границу, сопровождаемая внутренней миграцией неквалифицированной рабочей силы и людей, испытывающих экономические трудности в других местах. Значительное количество сельскохозяйственных угодий в зоне выпадения радиоактивных осадков по-прежнему недоступно для обработки. Развитие района остается проблемой, особенно в небольших городах, в которых проживают мигранты из-за пределов Восточной Европы, преимущественно из Центральной Азии. Радиоактивное загрязнение по-прежнему вызывает озабоченность в пострадавших районах.
Неудивительно, что белорусское население по-прежнему настороженно относится к планам строительства первой атомной электростанции в Островце Гродненской области, поскольку атомная энергетика по-прежнему считается источником значительных рисков, несмотря на обширные кампании в СМИ и политические заверения об исключительном характере Чернобыльская авария.
Заключительные замечания
Меняющийся геополитический контекст и постепенная смена приоритетов белорусской внешней политики, несомненно, повлияют на различные аспекты энергетической безопасности этой переходной восточноевропейской страны.
При оценке последствий внешних или внутренних факторов для энергетической безопасности необходимо иметь в виду, что это сложный, многогранный вопрос. Основные проблемы, которые необходимо учитывать в отношении энергетической безопасности Беларуси, включают распределение первичных источников энергии (диверсификация источников энергии, особенно за счет отказа от природного газа, и снижение энергоемкости экономики), международную торговлю и геополитический контекст (с особым акцентом на диверсификацию источников энергии). поставщиков и оптимальное использование газо- и нефтетранспортных систем страны) и экологические аспекты использования энергии (связанные как с фактическим, так и с перспективным воздействием производства и потребления энергии на окружающую среду). Другие важные аспекты включают социальные последствия производства и потребления энергии, устойчивость использования энергии и другие важные элементы, выходящие за рамки данного краткого обзора.
Основными тенденциями, которые изменят энергетическую безопасность Беларуси в ближайшее десятилетие, скорее всего, станут революция сланцевого газа и сжиженного природного газа (СПГ), запуск «Северного потока», возможно, строительство Островецкой АЭС, а также усилия Беларуси по диверсификации поставщиков углеводородов.
В следующей части анализа, который будет представлен в серии аналитических заметок FREE, я подробно проанализирую эти и другие существующие тенденции и рассмотрю их потенциальные положительные последствия и вызовы, а также потенциальные меры по устранению неблагоприятных последствий в контексте энергетической безопасности. Беларуси.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Черп А., Антипас А., Четерян В. и Сальников М. 2006. Окружающая среда и безопасность: преобразование рисков в сотрудничество. Случай Восточной Европы: Беларусь-Молдова-Украина. Доклад ЮНЕП/ПРООН/ЕЭК ООН/ОБСЕ/РЕК/НАТО.
- Честер, Л. 2010. «Концептуализация энергетической безопасности и раскрытие ее многозначного характера». Энергетическая политика , 38(2): 887-95.
- ЦРУ (Центральное разведывательное управление) 2010. CIA World Factbook . (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2003.html)
- МЭА (Международное энергетическое агентство) 2010. «Ключевая мировая энергетическая статистика».
- ВБ (Всемирный банк) 2005 г. «Беларусь – Окно возможностей для повышения конкурентоспособности и поддержания экономического роста – Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь».
- ВБ (Всемирный банк) 2010a. «Беларусь – Промышленные показатели до и во время глобального кризиса: заметки об экономической политике Беларуси».
Leave a Reply