Стабильность без субсидий: почему бензин в странах ЕАЭС стоит так дешево | Статьи
По данным на конец ноября, литр бензина A-95 в России стоил 84 цента за литр. По дешевизне ключевого топлива страна входит в тридцатку мировых лидеров. Тем не менее в этом списке РФ опережают не только крупные нефтедобывающие государства, но и многие соседи, которым наша страна поставляет нефть и нефтепродукты. Парадокс этой ситуации объясняется стимулированием потребления бензина и другого топлива, исторически сложившимся во многих странах мира, в форме субсидирования или прямого ограничения цен. В чем плюсы и минусы свободного ценообразования на свободном рынке топлива и, напротив, ограничений для поддержки рядового покупателя, разобрались «Известия».
С соседским дисконтом
Согласно данным GlobalPetrolPrices, на 28 ноября самый дешевый бензин А-95 в мире был в трех странах — Венесуэле (1,6 цента), Ливии (3 цента) и Иране (5 центов). В группе стран, где горючее обходилось дешевле $1 за литр, преимущественно находились нефтяные державы: Египет, Нигерия, Азербайджан, Катар, Саудовская Аравия и др. В США, которые являются крупнейшим производителем нефти в мире, средняя стоимость бензина составляла чуть больше доллара, что по американским меркам считается довольно дорого. Всё это совершенно ожидаемо. Интересно другое: среди стран, где бензин дешевле, чем в России, оказались несколько государств бывшего СССР. Если это понятно в ситуации с Казахстаном и особенно Азербайджаном, то присутствие в списке Кыргызстана, где бензин стоит 78 центов, действительно удивляет.
В России стоимость бензина была в последние 20–25 лет темой довольно болезненной, так как сложившаяся разница существовала большую часть этого времени. Упреки в адрес правительства по поводу того, что бензин стоит дороже, чем в ОАЭ, Иране или (что бывало нередко) США, были общим местом. В то же время меньше говорилось о том, что во многих нефтедобывающих странах существуют масштабные программы субсидирования, которые обеспечивают крайне низкую стоимость топлива.
Фото: ТАСС/Алеев Егор
Возьмем, к примеру, Иран. В общей сложности правительство исламской республики тратит около $100 млрд в год в виде субсидий на различные виды энергии, или около четверти ВВП. Из них около $40 млрд приходится на собственно топливные субсидии. Если сопоставить объемы экономики Ирана и России, то в наших условиях сумма могла бы составлять $200–250 млрд. За счет таких колоссальных расходов удается удерживать цены на бензин, дизель и другие виды горючего на сверхнизком уровне, но приходится ужиматься во многих прочих вопросах.
В соседнем Казахстане (цены сейчас составляют около 50 центов за литр) бензин, а также газ как топливо активно субсидируются, кроме того, существуют и элементы прямого регулирования рынка. К примеру, нефтедобытчики обязаны поставлять на местные нефтеперерабатывающие заводы определенные объемы сырья. Иногда возникает дефицит (особенно часто в конце лета – осенью, в период уборочной).
В этом году государство ограничило объем продаж бензина в одни руки, а для иностранцев ввели специальные тарифы, из-за чего им пришлось заправляться, тратя в два раза больше. При этом год за годом бензин из Казахстана вывозится в Россию из-за серьезной разницы цен. Попытки уменьшить или вовсе убрать субсидии чреваты возмущением населения и (в случае с газом) даже стали одной из причин волнений в январе этого года.
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Отметим, что Казахстан, крупная нефтедобывающая страна, мог бы снять проблемы с дефицитом топлива, построив еще один, четвертый НПЗ, но сделать этого до сих пор не удается. Субсидирование и государственное регулирование цен приводят к тому, что вместо строительства лишних перерабатывающих мощностей производителям легче продавать сырье за границу.
Дешевле некуда
Ситуация в Кыргызстане более интересная. Своей нефти и бензина в стране нет: горюче-смазочные материалы поступают по большей части из России. При этом данный экспорт не облагается пошлинами, что обеспечивает сравнительно низкую себестоимость нефтепродуктов в республике. Добавим также, что дальше розничные тарифы контролируются правительством. Наконец, из соседнего Казахстана топливо регулярно провозится контрабандой, что также оказывает определенное давление на цены. Отметим, что с учетом сравнительно низкого уровня жизни даже небольшое повышение цен в Киргизии может быть проблемой для местных автомобилистов.
Что касается случаев экстремально низких цен, как, например, в Венесуэле, то обратной стороной щедрости государства является тотальный дефицит бензина. Часто он стоит дешево, но его просто нет — и это в одной из самых богатых нефтяными резервами стран мира.
Фото: Getty Image/Tim Bieber
На другом полюсе — США, где бензин стоит дороже, чем в других нефтедобывающих странах, но дешев относительно общего уровня цен. Ценообразование в Америке полностью рыночное, а на рынке преобладает свободная конкуренция из-за большого числа производителей. Кроме того, нефтедобывающая и перерабатывающая промышленности испытывают слабое налоговое давление, особенно в «республиканских» штатах. Минусом этой гибкой системы является колоссальная волатильность цен, которые могут меняться в течение нескольких недель на десятки процентов из-за роста цен на нефть.
В России в последние десятилетия сложилась «гибридная» схема ценообразования. С одной стороны, субсидирование топлива для граждан у нас по большей части отсутствует, но и полностью свободным российский розничный рынок ГСМ назвать нельзя. Кроме того, налоговая система оказывает довольно сильное влияние на стоимость всех видов горючего.
— Основная стоимость как барреля нефти, так и литра бензина на заправке формируется в первую очередь различными налогами: НДПИ, НДД и акцизы. Нефтегазовые доходы являются основой российского бюджета, и часть этих доходов ложится на плечи граждан через налоги, зашитые в розничную стоимость бензина, — отмечает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
— В данном секторе доминируют крупные госкомпании, он в значительной степени монополизирован, что поддерживает цены. Кроме того, очень высока в них доля налогов и акцизов. Таким образом, для бюджета есть дополнительный смысл в существовании относительно высокой стоимости топлива, — считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Фото: РИА Новости/Евгений Переверзев
Он добавил, что, хотя автомобилизация населения достаточно высока, владеют легковыми машинами в основном люди с доходами выше среднего, а также юридические лица. Поддерживать их специальными субсидиями не считается целесообразным. Данные расходы не являются первоочередными. В городах, напротив, стимулируется большее использование общественного транспорта. Таким образом, от относительно высоких цен бензина выигрывают нефтяные компании и бюджет.
Наконец, в конце прошлого десятилетия для корректировки цен был придуман демпферный механизм, вокруг которого сломано немало копий. Государство платит компаниям, если цены на нефтепродукты за границей становятся выше внутренних, тогда как в обратном случае (что происходит в условиях сильного падения мировых цен на нефть), напротив, нефтяники компенсируют разницу государству.
— Механизм регулирует отчисления в бюджет нефтяных компаний в зависимости от экспортных цен для стимулирования направления сырья на внутренний рынок при нехватке бензина на нем. Таким образом, субсидируются при необходимости не потребители, а производители топлива. При такой практике цены остаются достаточно рыночными, гибкими, но покупатели бензина не получают каких-либо преференций, компенсации. Таков подход государства, — отметил Гойхман.
В сухом остатке можно констатировать, что государство сознательно взяло курс на стабильность и пополнение бюджета, из-за чего бензин стоит несколько дороже, чем мог бы. С другой стороны, правительство обеспечивает большую предсказуемость как для экономики в целом, так и для автомобилистов: они могут что-то проигрывать в моменте, но являются менее зависимыми от чрезвычайно волатильной мировой конъюнктуры.
Стоимость дизельного топлива в Венесуэле. Дизельное топливо оптом. ТК Яхонт
Покупая автомобиль, человек вынужден не только отдавать за него определенную сумму денег, но и тратить значительные средства на протяжении всего периода эксплуатации транспортного средства. Во многих странах мира значительная часть таких расходов приходится на приобретение горючего. Например, если у автолюбителя дизельное авто, то в той же Исландии ему сегодня придется отдавать более двух американских долларов за один литр горючего. Чуть меньшие расценки наблюдаются практически во всем европейском регионе. Но в мире есть места, где водитель автомобиля практически не испытывает каких-либо проблем с заправкой. Наиболее благоприятной страной в этом смысле является Венесуэла.
Венесуэла – государство, расположенное на самом севере Южной Америки. Это страна – с сильно выраженной нефтяной экономикой: 95 процентов доходов от экспорта приходится именно на «Черное золото». Нефть позволяет на пятьдесят процентов сформировать государственный бюджет Венесуэлы и составляет примерно треть всего ВВП этой южноамериканской страны.
Венесуэла – государство, в котором на протяжении многих лет зафиксирована наиболее низкая стоимость бензина и дизельного топлива. Что самое интересное, цены на эти нефтепродукты последние годы только опускались, хотя во всем мире наблюдается обратная тенденция.
К примеру, в 1995-ом году один литр дизельного топлива на венесуэльских заправках предлагался по 0.01 доллара. Сегодня цена аналогичного объема составляет около 0.0065 в американской валюте. То есть, фактически даром. Если перевести по действующему курсу в рубли, то получится всего сорок одна копейка! Средняя зарплата в Венесуэле на 2017-й год оценивалась в 300 долларов. Следовательно, местные жители практически не испытывают проблем с заправкой собственных транспортных средств, которые в этой стране есть практически у каждого совершеннолетнего человека.
Действительно, Венесуэла – настоящий рай для автомобилиста в плане стоимости горючего. За счет чего обеспечивается такие низкие расценки? За счет государственной поддержки – правительство ежегодно компенсирует производителям такую цену специально выделяемыми денежными средствами. И сумма – довольно-таки внушительная: примерно двенадцать миллионов американских долларов.
Но в ближайшее время ситуация может несколько измениться. В этой южноамериканской стране уже несколько лет наблюдается серьезный экономический кризис, одним из следствий которого является очень высокий уровень инфляции. Чтобы как-то выправить ситуацию, правительство уже предложило поднять расценки на горючее для местного потребителя – примерно в 10-60 раз. Если это произойдет, то Венесуэла, впервые за многие годы, потеряет свое место лидера в рейтинге стран, где предлагается наиболее дешевое горючее на нашей планете. Но, все равно, она не упадет в этом списке ниже десятого места. И это – самый пессимистический прогноз.
нефтепродукты оптом
бензин
битумные смеси
дизельное топливо оптом
мазут
аналоги дизельного топлива
Цены на бензин в Северной и Южной Америке в 2021 году
В новом отчете о ценах на бензин в Северной и Южной Америке отмечается падение цен на газ в Колумбии и Эквадоре в первой половине 2021 года, в то время как в Боливии, Чили и Венесуэле изменений практически не было.
Цены на бензин в Америке различаются
Хотя в остальной части региона цены на бензин выросли, только в Аргентине, Сальвадоре и Панаме они выросли больше, чем в США и Канаде.
Новость будет интересна инвесторам и предприятиям, работающим в регионе, особенно тем, кто занимается логистикой или зависит от услуг логистических и транспортных компаний.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Открытие бизнеса в Чили: некоторые соображения
Согласно отчету, опубликованному международной платформой электронной коммерции Picodi, первая половина 2021 года характеризовалась общим ростом цен на бензин во многих странах мира. по мере постепенного восстановления экономики после экономической стагнации в 2020 году, вызванной пандемией коронавируса.
Это привело к росту цен на бензин в США и Канаде на 23,5% и 23,8% соответственно в период с января по июнь этого года. Единственными опрошенными странами Северной и Южной Америки, в которых наблюдался больший рост, была Аргентина (490,2%), Панама (25,6%) и Сальвадор (25,1%).
Тем не менее, в других странах региона наблюдался значительный рост: в Бразилии (23,3%), Никарагуа (23,1%), Доминиканской Республике (20,6%) и Пуэрто-Рико (20,2%) цены на бензин выросли более чем на единицу. пятый.
Лучшими участниками исследования с точки зрения изменения цен на бензин были Колумбия, где цены на бензин упали на 0,8% за этот период, и Эквадор, где цены на бензин снизились на 0,7%. И в Боливии, и в Венесуэле изменений не произошло, в то время как в Чили наблюдался незначительный рост на 0,1%.
Цены на бензин в Латинской Америке: что означают эти изменения
В то время как в Аргентине наблюдался наибольший рост цен на бензин, при этом средние цены на бензин составили 0,91 доллара США за литр (все цифры в долларах США), бензин в этой стране по-прежнему является одним из самых доступных по цене. в регионе только семь из 21 опрошенной страны имеют более дешевый газ. К ним относятся как Гватемала (0,89 доллара за литр), так и Панама (0,81 доллара за литр).
Между тем Чили (1,22 доллара за литр) уступает только Уругваю (1,35 доллара за литр) среди самых дорогих стран для покупки бензина в регионе.
К Чили и Уругваю присоединилась Куба (1,20 доллара за литр), где цены на бензин выше, чем в Канаде (1,16 доллара за литр), а еще в 11 странах региона цены на бензин выше, чем в США (0,82 доллара за литр).
Примечательно, что страны, в которых цены на бензин не изменились или не снизились, являются самыми дешевыми странами в регионе для покупки автомобильного топлива.
В то время как сильно субсидируемый бензин в Венесуэле выделяется как самый дешевый (всего 0,002 доллара за литр за первые 120 литров, а затем подорожает до 0,50 доллара за литр), Эквадор (0,49 доллара за литр)за литр), Боливия (0,54 доллара за литр) и Колумбия (0,60 доллара за литр) находятся в нижней части таблицы цен на бензин.
Контекст цен на бензин в Северной и Южной Америке
Хотя общая стоимость бензина в любой конкретной стране будет представлять наибольший интерес для международных инвесторов и компаний, в отчете представлен еще один уровень анализа для контекстуализации цен на бензин в регионе, а именно количество литров газа, которое можно купить на среднемесячную зарплату.
Доступность бензина колеблется в пределах региона
В то время как Куба выделяется как страна, где бензин является самым непомерно дорогим для местного населения — при средней зарплате, покупающей всего 26 литров топлива — примечательно, что экономика Венесуэлы разрушена после многих лет бесхозяйственности. означает, что на среднюю зарплату по-прежнему можно купить только 230 литров бензина, несмотря на то, что литр стоит копейки.
США (4 723 литра на среднюю зарплату), Канада (2 616 литров) и Пуэрто-Рико (2 264 литра) выделяются на голову выше остальных благодаря самым доступным ценам на бензин для местного населения.
Две страны с самыми дешевыми ценами на бензин следуют за ними как страны с самым доступным топливом для местного населения: средняя зарплата в Эквадоре составляет 965 литров, а средняя зарплата в Боливии — 954 литра.
За ними следуют Панама (909 литров на среднюю зарплату), Чили (712 литров) и Коста-Рика (711 литров) — три наиболее высокоразвитых и процветающих экономики региона.
Рынок | Средняя цена за литр бензина (долл. США) | Литры газа на среднемесячную заработную плату |
Уругвай | 1,35 доллара США | 444 |
Чили | 1,22 доллара | 712 |
Куба | 1,20 долл. США | 26 |
Канада | 1,16 долл. США | 2 616 |
Доминиканская Республика | 300 | |
Коста-Рика | 1,07 долл. США | 711 |
Мексика | 1,06 долл. США | 523 |
1,03 долл. США | 489 | |
Никарагуа | 1,03 долл.![]() | 253 |
Парагвай | $1 | 352 |
Бразилия | 0,99 долл. США | 436 |
Перу | 0,99 долл. США 9005 4 | 366 |
Сальвадор | 0,91 | 414 |
Аргентина | 0,91 | 311 |
Гватемала 900 54 | 0,91 | 517 |
США | 0,89 | 4 723 |
Пуэрто-Рико | 0,82 $ | 2 264 |
Панама | 0,81 долл. США | 909 |
Колумбия | 0,60 долл. США | |
Боливия | 0,54 | 954 |
Эквадор | 0,49 | 965 |
0,002 $ | 230 |
Средняя цена бензина за литр и литров бензина, которые можно купить на среднюю зарплату в странах опрошенных (Источник: Picodi)
Biz Latin Hub может помочь вам вести бизнес в Латинской Америке
В Biz Latin Hub у нас есть многоязычные команды экспертов по обслуживанию бэк-офиса, готовые помочь вам начать и вести бизнес на восемнадцати рынках Латинской Америки и Карибы. Благодаря нашему комплексному портфелю решений для корпоративной поддержки, включая бухгалтерский учет и налогообложение, создание компании, корпоративное право и услуги по подбору персонала, мы можем быть вашим единственным контактным лицом для входа и ведения бизнеса в регионе.
Свяжитесь с нами сейчас , чтобы обсудить варианты вашего бизнеса.
Или прочтите о нашей команде и авторах-экспертах.
Основные услуги, предлагаемые Biz Latin Hub
Получайте последние новости и советы по расширению своего бизнеса по всему миру
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние деловые новости и советы о создании юридического лица, соблюдении требований юридического лица, бухгалтерском учете, бэк-офисе и налоговых требованиях.
Разрешение на продажу: Отправляя эту форму, я даю свое согласие на то, чтобы Biz Latin Hub связывался со мной по электронной почте, используя информацию, которую я предоставил в этой форме, и с целью предоставления мне обновлений о ведении бизнеса, создании юридического лица, соблюдении требований юридического лица. , бухгалтерский учет, услуги бэк-офиса, PEO и/или в маркетинговых целях.
Что ожидать: Если вы хотите отозвать свое согласие и перестать получать от нас уведомления, просто нажмите на ссылку отказа от подписки в нижней части любого электронного письма, которое мы отправляем, или свяжитесь с нами по адресу [email protected]. Мы ценим и уважаем ваши личные данные и сделаем все возможное для их защиты. Отправляя эту форму, вы соглашаетесь с тем, что мы можем обрабатывать и использовать вашу информацию в соответствии с положениями и условиями, изложенными в нашей политике конфиденциальности.
Венесуэла подорожала на газ в 60 раз
Венесуэльский солдат с лицом, раскрашенным в цвета национального флага, присутствует на военном параде в ознаменование 21-й годовщины попытки государственного переворота президента Венесуэлы Уго Чавеса в Каракасе 4 февраля 2013 года. Чавес все еще находится на Кубе, лечится от рака. операции и не появлялся на публике с 8 декабря прошлого года.
Хорхе Сильва/Reuters
Венесуэла только что подняла цены на газ впервые примерно за два десятилетия.
Цены теперь вырастут более чем в 60 раз — до 6 боливаров за литр по сравнению с 9,7 сентаво, что на 6200% больше, по словам Хавьера Бласа из Bloomberg.
Согласно самому слабому обменному курсу 202,94 боливара за доллар, объявленное Венесуэлой повышение составляет около 0,11 доллара за галлон, по данным Bloomberg.
Даже при таком повышении цен Венесуэла все еще имеет самые низкие цены на газ в мире!
Правительство Венесуэлы давно субсидирует топливо страны, позволяя людям иметь самый дешевый газ в мире. Еще в 1989 году рост цен на продукты питания и бензин привел к общенациональным протестам, которые в конечном итоге привели к приходу к власти покойного президента Уго Чавеса. В последний раз Венесуэла повышала цены на газ в 1996 году.
Венесуэла также провела девальвацию своей валюты в среду, сократив ее стоимость на 37% и подняв основной обменный курс до 10 боливаров за доллар с 6,3.
«Девальвация облегчит утечку из государственной казны, дав государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela SA больше боливаров на каждый доллар доходов от нефти, а более высокие цены на бензин сократят расходы на субсидии», — написали Эндрю Розати и Пьетро Питтс из Bloomberg.
«В то же время девальвация, вероятно, заставит правительство поднять стоимость основных продуктов питания, таких как рис и хлеб, от которых сейчас зависит большая часть страны», — добавили они.
По большому счету, в Венесуэле дела обстоят не очень хорошо, поскольку ее экономика была подавлена низкими ценами на нефть.
Leave a Reply