Какой уровень жизни в Архангельской области: регион занял 76-е место в рейтинге — 13 февраля 2023
Поморье сдало несколько позиций в рейтинге качества жизни, хотя баллов набрало больше, чем в том году
Фото: Иван Митюшёв / 29.RU
Поделиться
Архангельская область заняла 76-е место среди регионов России по качеству жизни. Таков результат рейтинга, составленного агентством «РИА Рейтинг» за 2022 год. Еще год назад позиции Поморья в нем были выше.
В этом году Архангельская область получила 39 баллов из 100 возможных. Это больше, чем в прошлом году (тогда у региона было 37,4 балла), но по сравнению с другими регионами Поморье сдает позиции: год назад область занимала 72-е место в рейтинге.
По каким критериям оценивают регионы
Для расчетов использовали данные Росстата, Минздрава, Минфина, Центробанка и других открытых источников.
Агентство провело анализ 67 показателей, которые объединены в 11 групп:
- Уровень доходов населения.
- Занятость и рынок труда.
- Жилищные условия.
- Безопасность.
- Демографическая ситуация.
- Экологические и климатические условия.
- Здоровье населения и уровень образования.
- Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры.
- Уровень экономического развития.
- Уровень развития малого бизнеса.
- Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.
Так выглядят данные по всем регионам. Чем темнее цвет — тем выше качество жизни
Фото: ria.ru
Поделиться
Первые строчки рейтинга занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Обогнали Поморье и соседи: Мурманская область — на 35-м месте, Вологодская — на 57-м, Кировская область — на 63-м, Коми — на 69-м, Карелия — на 73-м, НАО — на 75-м.
На нижних строчках рейтинга расположились Еврейская автономная область, Ингушетия и Тыва.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29. RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.
По теме
18 марта 2023, 17:17
Калининград, Белгород и Саратов: какие еще города обогнал по многоэтажности Архангельск
27 февраля 2023, 10:39
Архангельск вошел в топ-5 самых культурных городов
06 апреля 2023, 19:10
Пять городов Архангельской области признали благоприятными для жизни: среди них есть ваш?
Юлиана Прус
Корреспондент
Архангельская областьКачество жизниРейтинг
- ЛАЙК0
- СМЕХ2
- УДИВЛЕНИЕ1
- ГНЕВ10
- ПЕЧАЛЬ10
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ48
Читать все комментарии
Гость
Войти
Новости СМИ2
Россия заняла 78 место в мире по уровню жизни пенсионеров
bgcredit.
ru
Россия оказалась на 78 месте в мире из 91 по уровню жизни пенсионеров. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на «Прайм», по мнению составителей рейтинга, международной организации HelpAge, лучше всего пенсионерам живется в Швеции, Норвегии и Германии. США оказались на восьмом месте, Китай — на 35-м.
Уровень жизни пенсионеров оценивался по 13 параметрам, сгруппированным в четыре тематических категории: это материальная обеспеченность, состояние здоровья, образование и занятость, а также социальные условия. По категориям Россия самого высокого результата достигла в сфере образования и занятости — 21-е место. По уровню материальной обеспеченности Россия стала 69-й, по состоянию здоровья пожилых граждан — 78-й. По социальным условиям, куда вошли доступность транспортной инфраструктуры, гражданские свободы, физическая безопасность и т. д., Россия оказалась на предпоследнем, 90-м месте.
Авторы исследования не исключают, что положение пенсионеров в России в ближайшие годы существенно ухудшится.
Пока единственной страной мира, где граждане старше 60 лет составляют более 30% населения, является Япония. Ожидается, что к 2050 году доля граждан пожилого возраста достигнет такого же уровня еще в 64 странах, в том числе в России.
По данным Минтруда, на начало 2013 года почти каждый пятый житель России был старше трудоспособного возраста — это 33,1 млн человек. Об этом сообщает ИА «Финмаркет» со ссылкой на пресс-релиз министерства. По данным ведомства, за последние 10 лет численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 3 млн человек, а за последний год — на 667 000 человек и составила 23,1% в общей численности населения. По степени старения население России несколько моложе населения Восточной Европы и существенно моложе населения остальных европейских стран и Японии, отмечает Минтруд.
На начало года на 1000 мужчин в возрасте от 60 до 65 лет приходилось 1522 женщины такого же возраста. «Несмотря на наличие множественных хронических заболеваний (от шести и более), у женщин более высокой остается продолжительность жизни», — отмечают в министерстве.
По высокому варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения вырастет до 27%, а их численность составит 39,4 млн человек, в возрасте 65 лет и старше — 22,9 млн человек, в возрасте 80 лет и старше — 5,5 млн человек; 100 лет и выше — 7266 человек.
В Минтруде отмечают, что увеличивается показатель демографической нагрузки пожилых людей на трудоспособное население. Если на начало 2002 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 335 нетрудоспособных, то на начало 2013-го. — 369.
Как ранее сообщал «Югополис», на днях глава Минтруда Максим Топилин на пленарном заседании Общественной палаты России заявил о том, что в России нет бедных пенсионеров России нет бедных пенсионеров, структуру бедности в основном составляют работающие бедные бюджетники и семьи с детьми.
Ситуация Спорт
Паспорт, трибуны и пиво
Идея введения Fan ID стала обсуждаться в стране несколько лет назад, и сейчас, в первой половине 2023 года, споры вокруг этого вопроса не утихают. В осенней части сезона-2022/23 паспорт болельщика был необходим только на некоторых стадионах в играх Российской премьер-лиги (в том числе и в Сочи), а сейчас строго обязателен на всех. С момента появления Fan ID его в штыки встретили футбольные болельщики. Как следствие, значительно снизилась посещаемость матчей сильнейшего дивизиона России. Но за последнее время были введены некоторые послабления. Вероятно, последуют и новые.
Город Люди Бизнес
Кофе – мой друг
На прошлой неделе кофеманы всего мира отметили свой праздник – День кофе. По этому поводу сервис Tvil.ru провёл опрос, который показал, что Краснодар занимает третье место среди городов России, в которых варят самый вкусный кофе. Разберёмся, так ли это на самом деле и какой путь проходит кофейное зерно от фермы в Бразилии до бумажного стаканчика в одной из бесчисленных краснодарских кофеен.
Круглый стол «Россия как экономическая держава Тихоокеанского региона»
1. Введение. Движение к построению открытой рыночной экономики в России в середине 1980-х гг. также положило начало процессу определения ее роли в глобальных и тихоокеанских региональных экономических интеграционных процессах. Эти изменения на национальном уровне также положили начало стремлению российского Дальнего Востока стать крупным экономическим игроком в Тихоокеанском регионе. Но, поскольку российские дальневосточные территории мечтали о своем новом тихоокеанском будущем, боролись за политическое самоопределение, какие конкретные шаги они должны были предпринять?
В начале пути к экономической интеграции с более широким миром мы имеем наглядный пример полусоциалистической, полукапиталистической системы соседнего Китая, который начал процесс либерализации раньше, чем Россия, и приобрел ценный опыт. Но мы также имеем в качестве точки отсчета более изощренную политическую экономию соседней Японии со своими полусоциалистическими аспектами, которая еще раньше столкнулась со многими проблемами развития России и которая впоследствии перешла на гораздо более высокий уровень развития. жизнь.[1] В свете этих двух противоположных, но поучительных азиатских парадигм, а также собственного прошлого опыта России довольно легко было абстрактно увидеть, что нужно делать. Но каковы были реальные шансы России и ее дальневосточных территорий действительно подражать иностранным государствам или вступить в процесс региональной экономической интеграции на равноправной основе, учитывая их политико-экономическую удаленность от Запада и их своеобразное социально-экономическое устройство, выкованного десятилетиями социализмом и холодной войной? С кем и как им интегрироваться? Кто готов их получить? На каких условиях?
Ни одна страна добровольно не уступает свое место другой на мировом рынке; каждая страна прежде всего преследует свои собственные интересы. Но трагедия России в том, что ее интересы разнообразны и находятся в переходном состоянии. Он зажат между двумя мирами: миром дорыночной реформы, к которой невозможно вернуться, и миром идеи свободного рынка, которую еще не приняла большая часть общества.
2. Проблемы Дальнего Востока России
В течение почти трехсот лет, с тех пор, как Петр Великий перенес свою столицу из Москвы в Санкт-Петербург, Россия была определенно западной в своей ориентации, с лишь ограниченной заботой о Востоке. вопросы, которые ложились тяжелым бременем на Россию ранее в ее истории. с 19До конца 1980-х гг. российский Дальний Восток был в значительной степени изолирован от внешнего мира, если не считать некоторых ограниченных контактов, особенно с Японией, через Хабаровск и Находку.
В условиях перехода России к открытой рыночной экономике наиболее острые дискуссии ведутся вокруг прогнозов трансформационных тенденций в различных субъектах федерации, влияния различных дезинтеграционных и интеграционных процессов как на потенциал экономического развития отдельных регионов, так и страны в целом. . В частности, что это означает для российского Дальнего Востока?
Связанные книги
Во-первых, поскольку Дальний Восток России играл роль поставщика природных ресурсов для всей страны, развал многих налаженных производственных связей привел к огромному упадку его экономики, ориентированной в основном на добычу полезных ископаемых и первую очередь переработка минеральных, биологических и лесных ресурсов.
Во-вторых, основные сырьевые, а также оборонные предприятия Дальнего Востока России в основном базируются в городах, поэтому недавний спад производства породил острые социальные проблемы.
В-третьих, основные предприятия первичного и вторичного сектора Дальнего Востока являются трудоемкими и капиталоемкими. Эффективность их производства в основном зависит от физических и возрастных характеристик рабочей силы. В прежние годы формирование рабочей силы организовывалось и планировалось централизованно. Из-за экстремальных природных условий большая часть рабочей силы работала интенсивно в течение ограниченного времени, что требовало хорошо организованных миграционных служб. С 1992 года доступность рабочей силы в регионе стала менее надежной, чем раньше.
В-четвертых, в основных работах российских специалистов проблемы дезинтеграции обычно трактуются как проблемы политики и законодательства и объясняются в основном субъективными факторами, такими как сепаратистские устремления местных политических элит. Однако анализ таких проблем по отдельным регионам дает более конкретную картину действительно критических факторов в каждом конкретном случае.
Политическая и экономическая трансформация Дальнего Востока России шла стихийно. Роль центра, конечно, есть, но она во многом ограничивается формулировками общих принципов, в том числе: декларациями национальных приоритетов в экономической и научно-технической сферах как для всей страны, так и для ее отдельных регионов; заявления о различных моделях трансформации и этапах их разработки; поддержка новых структур управления, способствующих изменениям; и т. д.
На самом региональном уровне эти условия не считаются особо важными. В результате усиливается политическая апатия, ослабевают производственные связи с центральными головными предприятиями. В таких условиях будущее «провинциальных регионов» не определено, а их экономическое и политическое положение крайне нестабильно. Без стратегии, предусматривающей новые способы интеграции, которая дает регионам представление о себе как о ценном для общенационального развития, дезинтеграция может даже превратиться из политического лозунга в экономическую реальность.
В то же время регионы не могут просто «выпасть» из внутреннего рынка России, не найдя себе нового места. Таким образом, каждый регион должен определить новую зону интеграции в соответствии со своими абсолютными или сравнительными экономическими преимуществами. В этом процессе Россия также должна признать уникальную ценность своих регионов не только как источника стратегических ресурсов для национальной промышленности, но и с точки зрения их более широкого экономического потенциала, обеспечивающего российскому государству значительные конкурентные преимущества на мировом рынке.
3. Экономический потенциал
Потенциал Дальнего Востока России определяется четырьмя ключевыми факторами: 1. географическим положением; 2. наличие минеральных, биологических и лесных ресурсов, не имеющих аналогов в мире по своему изобилию и качеству; 3. наличие больших площадей земель с высоким эколого-рекреационным потенциалом; 4. Высококвалифицированная и мобильная рабочая сила, высоко мотивированная на производственную деятельность. Каждый фактор имеет свое значение, но в совокупности они делают Дальневосточный регион уникальным по способности к автономному развитию, финансированию и формированию нового хозяйственного механизма. Следовательно, главной целью новой экономической стратегии региона должно стать превращение этих потенциальных источников экономического роста в реальные.
Географическая особенность Дальнего Востока России состоит в том, что он простирается на 5 достаточно четко выраженных ландшафтно-географических зон, а именно: арктические пустыни — 15% территории; полярная тундра – 25 %; лесотундра – 35 %; лес – 20%; лесостепь – 5%. Географическое положение Дальнего Востока России благоприятствует развитию сектора тяжелого машиностроения, например, в связи с возможными железнодорожными проектами, связывающими Америку и Азию, а также с маршрутами в Центральную и Юго-Восточную Азию. Также рассматриваются проекты по освоению минеральных и других природных ресурсов региона. Большинство природных ресурсов Дальнего Востока легко экспортируются, но финансовые риски, связанные с их освоением, значительно превышают риски, связанные с инвестициями в такие развитые страны, как Япония, Канада, Франция и Великобритания[2].
Население Дальнего Востока России составляет около 8,5 млн человек, регион характеризуется дефицитом рабочей силы. В 1970-х и 1980-х годах в результате различных централизованно управляемых программ поощрения миграции население увеличилось в 2,4 раза. Несмотря на более высокую долю населения в трудоспособном возрасте, чем в целом по России, и более высокий уровень безработицы (почти 7 % на конец 1994 г. ), Дальний Восток России испытывает дефицит рабочей силы в тех трудоемких отраслях, где условия труда неудовлетворительны. самые экстремальные, условия труда являются самыми экстремальными, особенно в горнодобывающей и морской деятельности. Дефицит рабочей силы в горнодобывающей промышленности составляет 18%, в рыбной промышленности – 16%.
Происходят тревожные изменения в структуре промышленности: доля машиностроения и перерабатывающей промышленности сократилась более чем наполовину. Большой спад произошел в промышленности строительных материалов: выпуск цемента снизился на 47%, кирпича — на 30%. В рыболовстве, ведущей экспортной отрасли региона, производство сократилось на 18%.[3] Потребительские цены в городах Дальнего Востока России являются самыми высокими в России, и в 1994 г. 42% населения имели доходы, недостаточные для достижения принятого минимального уровня потребления.94; это сопоставимо со средним показателем по России чуть более 30%.
4. Стратегия развития
Сегодня большинство регионов России формируют собственную стратегию экономического развития на основе максимальной самостоятельности в определении приоритетов и управлении ресурсами. В этом процессе на выбор стратегии влияют различные интересы различных политических, экономических и управленческих агентов вместе с соответствующими объективными предпосылками и ограничениями. На территории Дальнего Востока России мы могли наблюдать конфликты интересов между следующими группами: 1. Правительство России и местные органы власти; 2. местные предприниматели и крупные финансово-промышленные группы из Центральной России; 3. отечественные и иностранные инвесторы.
Любая жизнеспособная стратегия должна соответствовать интересам различных групп бизнесменов, сотрудников, потребителей и общества в целом. Бизнесмены и акционеры, как отечественные, так и иностранные, заинтересованы в более высокой прибыли; их работников – в более высокой заработной плате и стабильной занятости; население в целом (потребители) – в стабильных или даже снижающихся ценах; общество (шифер и местные чиновники) – в увеличении налоговых поступлений. Для самого государства внешнеполитические интересы, связанные с национальной безопасностью, как в военном, так и в экономическом плане, также играют огромную роль. В долгосрочной перспективе одновременное достижение всех этих целей очень важно, поскольку каждая группа интересов обладает достаточной политической и экономической властью, чтобы заблокировать любую стратегию, которую она не приемлет.
Основными интересами Российского государства на Дальнем Востоке являются следующие: 1. Сохранение своей военной мощи на Тихом океане ввиду расположения стратегических сил в США и близости Японии. 2. Чтобы район служил важным транспортно-транзитным звеном как для экспортно-импортных грузов, так и для каботажного сообщения в районы Крайнего Севера. 3. Сохранение и развитие предприятий по добыче и производству стратегических ресурсов, таких как металлы, золото, алмазы, олово, урановая руда, а также рыбных, лесных и некоторых других. Таким образом, вырабатывая стратегию экономического развития для всей страны, Правительство будет стараться сохранить контроль над основными дальневосточными отраслями.
Интересы местных политических элит в большинстве своем диаметрально противоположны этому. С одной стороны, в условиях сложной ситуации на потребительском рынке они пытаются получить дополнительные субсидии и преференции от центрального правительства; с другой стороны, они лоббируют законодательный режим, позволяющий им контролировать экспортные квоты стратегических ресурсов.
Национальные и иностранные предприниматели заинтересованы в продвижении законодательства, в том числе через различные виды свободных экономических зон) для обеспечения наилучшего доступа и условий работы для отраслей, работающих с природными ресурсами, предприятий, использующих или производящих высокотехнологичную продукцию, а также для секторов с высокой доходностью капитала при минимальных первоначальных вложениях. Однако, хотя у них есть общие интересы, национальные и иностранные бизнесмены, как правило, расходятся по таким нерыночным вопросам, как местный патриотизм и их готовность участвовать в определенных социальных и экологических программах или инвестировать в убыточную инфраструктуру.
При окончательном выборе социально-экономической стратегии развития Дальнего Востока России можно рассмотреть ряд подходов.
Первый подход сохраняет прежнюю систему распределения труда между территориями. Для менеджмента это означает сохранение прежних отношений «центр — регион» с ориентацией на федеральные программы и централизованные источники финансирования. Анализ показывает, что такая стратегия не могла поддерживать конкурентоспособную производственную систему Дальнего Востока России, использующую внутренние (местные) источники для большей части инвестиций. Акцент на федеральные инвестиции лишит базовые отрасли региона возможности обновления капитала, технологической модернизации в ближайшие 3-5 лет, что приведет к потере их абсолютного и относительного конкурентного преимущества.
Второй подход предполагает переориентацию производства на местные рынки и инвестиции. В такой модели могла быть обеспечена «абсолютная автономия» в распределении ресурсов, что делало ее особенно привлекательной для местных чиновников и бизнесменов.
Данная стратегия могла бы обеспечить улучшение межотраслевого баланса, особенно для импортозамещающих отраслей, за счет установления равновесия на региональном рынке товаров и услуг. Также на региональном уровне могут быть установлены равновесные нормы рентабельности промышленности. Однако проблема такого подхода заключается в том, что его локальная рыночная ориентация фактически приведет к снижению производственной и инвестиционной активности и более далеко идущей «провинциализации» дальневосточной экономики. Это связано с тем, что дальневосточные территории России имеют примерно одинаковую структуру хозяйства (лес, полезные ископаемые, рыба). Такая промышленная структура ставит их в прямую конкуренцию друг другу, делая реальную экономическую интеграцию между различными территориями Дальнего Востока России практически невозможной.
Третий подход предполагает экономическую интеграцию со странами Северо-Восточной Азии. Учитывая особое географическое положение региона, имеет смысл сосредоточить усилия на развитии экспортно-ориентированных производств, уже играющих определенную роль на рынке АТР. В этом случае экспортно-ориентированные предприятия Дальнего Востока России, используя более развитую систему морских транспортных средств (как судов, портов, так и сопутствующей инфраструктуры), могли бы служить экономическим мостом между Россией и Азиатско-Тихоокеанским регионом, Востоком и Западом. . Первоначально такое направление развития могло быть основано на четырех основных отраслях, а именно оборонном производстве, добыче полезных ископаемых, морском транспорте и рыболовстве. Наконец, этот вариант стратегии развития Дальнего Востока будет зависеть от роли государства в контроле над предприятиями этих ключевых региональных отраслей.
5. Выводы и перспективы
Конечной целью любой реформы является повышение уровня жизни людей в конечном итоге до уровня, сравнимого с более развитыми промышленно развитыми странами. Основным путем достижения высоких темпов экономического и социального развития является создание высококонкурентной, свободной рыночной среды, максимально эффективное использование абсолютных и относительных экономических преимуществ региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Для российского Дальнего Востока основным требованием экономического возрождения является создание промышленной структуры, способной поддерживать темпы роста экспорта, превышающие темпы роста регионального ВВП и импорта.
Экспортная направленность экономики Дальнего Востока России приводит к ряду представлений о возможном месте и роли России на рынке АТР с учетом внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России в целом, как а также экономические интересы отдельных территорий и соответствующих иностранных и отечественных бизнес-групп. Эти идеи включают: 1. Экономическое, политическое и технологическое развитие Дальневосточных территорий России – как ключевого звена, или моста, между экономическими и политическими делами России и других стран СНГ и стран Азиатско-Тихоокеанского региона; 2. Формирование в Северо-Восточной Азии уникального экономического сообщества с интеграцией нескольких различных национальных культур и экономических систем; 3. Формирование совместно со странами Северо-Восточной Азии крупнейшего в мире морского сектора экономики.
Хотя в конце 1980-х годов международные связи российского Дальнего Востока постепенно углублялись, именно резкие экономические изменения с начала 1992 года придали реальное содержание понятию «Тихоокеанская Россия». Это можно определить как морскую Россию с центром в Приморском регионе Дальнего Востока России, с существенной и углубляющейся экономической взаимозависимостью от Тихоокеанского бассейна. Неявным в этой концепции является представление о том, что формирующиеся международные экономические связи «тихоокеанской России» включают не просто приграничную торговлю с соседними Китаем и Кореей, но гораздо более широкую модель взаимодействия с другими крупными тихоокеанскими державами, такими как Япония и Соединенные Штаты. хорошо.
Рождение Тихоокеанской России резко ускорилось благодаря сочетанию российских и международных факторов. С внутренней стороны стагнация российской экономики, быстрое снижение расходов на оборону и либерализация структуры внутренних цен резко сократили рыночные возможности российских дальневосточных предприятий в остальной части России. С ростом относительных цен на транспорт и телекоммуникационные услуги Москва неожиданно оказалась во много раз более удаленной от Владивостока с экономической точки зрения, чем это было даже в 19 веке.92.
На международной стороне Пекин, Сеул, Токио и Вашингтон, точнее Харбин, Пусан. Ниигата и Анкоридж – региональные центры северной части Тихого океана, с которыми тихоокеанская Россия может легко иметь гибкое неполитизированное взаимодействие, – стремительно сближаются. В 1993 г. были открыты новые воздушные маршруты между Владивостоком и Анкориджем, Аляска; Сан — Франциско, Калифорния; и Ниигата, Япония. Только в первой половине 1994 года этот список был расширен за счет Сеула, а также был открыт первый прямой рейс между Хакодате, Япония, и Южно-Сахалинском. Воздушное сообщение между Тихоокеанской Россией и Китаем также расширяется, а приграничная торговля просто взорвалась. Также были открыты несколько новых международных морских маршрутов, например, между Владивостоком и Пусаном в Южной Корее. Уже сейчас делаются предложения по туннелю (он будет самым длинным в мире), соединяющему самый северный остров Японии Хоккайдо с островом Сахалин.
Примечания
1. О сравнении русско-японского развития см. Cyril Black, Marius Jansen, Gilbert Rozman et. и др., Модернизация Японии и России , Нью-Йорк: Free Press, 1975; и Японское агентство экономического планирования (1993), Предложения по экономической реформе в России , Токио: Исследовательская группа по экономической реформе в России, май.
2. Коэффициенты финансового риска, связанные с развитием событий на Дальнем Востоке России, оцениваются как: 80-85% для Приморского края, 75-80% для Хабаровского края, 70-75% для Магаданской области и 90% – для Сахалина. См. доклад Главы Администрации Приморского края «Внешнеэкономические связи Приморского края: проблемы и перспективы», Владивосток, январь 1994 г.
3. «Роль Дальнего Востока России в геостратегических и экономических интересах России». Доклад главы администрации Приморского края. Владивосток, 1994.
Цена войны: российской экономике предстоит десятилетие регресса
Экономика будет развиваться в обратном направлении как минимум в ближайшие три-пять лет.
Через девять месяцев после вторжения России в Украину российская экономика чувствует себя лучше, чем ожидалось. Прогнозируемого коллапса удалось избежать, а прогнозируемое 8-10-процентное падение ВВП за год сократилось до 3-4-процентного падения.
Все-таки перед войной прогнозировали 3-процентный рост. Ожидается, что восстановление начнется в лучшем случае в 2024 году, и только в том маловероятном случае, если внешние факторы существенно не ухудшатся. Похоже, России предстоит пережить еще одно потерянное десятилетие, за которым последует десятилетие застоя и десятилетие регресса.
Российское правительство и центральный банк смягчили экономический удар войны против Украины и последовавших за ней санкций, не в последнюю очередь за счет консервативной налогово-бюджетной политики последних лет, такой как последовательное балансирование бюджета ценой на нефть в 45 долларов за барреля и держать расходы на коротком поводке, даже ценой экономического роста.
Кроме того, велась подготовка к санкциям. Государственные компании и крупные банки провели стресс-тесты, в том числе сценарии, при которых Россия была отключена от SWIFT, Запад перестал поставлять определенные технологии, а корреспондентские счета были заблокированы, хотя другие меры, такие как заморозка золотовалютных резервов, не были приняты. смоделированный.
Из-за традиционного нежелания сообщать о проблемах все отчеты, представленные российским властям, были довольно оптимистичными. Самой серьезной ожидаемой санкцией было эмбарго на ИТ и микрочипы: то, что не окажет немедленного влияния на большинство секторов.
Благодаря этим приготовлениям эффект санкций оказался слабее, чем прогнозировалось, в краткосрочной перспективе, но и более продолжительным. Бюджет, поддерживаемый в первые несколько месяцев доходами от нефти и газа, начал сокращаться. Ненефтегазовые доходы упали в октябре на 20% в годовом исчислении, и почти весь рост нефтегазовых доходов произошел за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых для Газпрома.
Падение промышленного производства за первые десять месяцев текущего года оказалось относительно небольшим — 0,1 процента. Это, однако, во многом связано с увеличением военных расходов, которые обеспечили рост в таких секторах, как производство одежды и изделий из металла (включая танки и ракеты), маскируя падение в гражданских секторах, таких как производство автомобилей (которое сократилось почти вдвое), обработка древесины, и машиностроение.
Рецессия, вероятно, продолжится, поскольку российская промышленность, даже военная, сильно зависит от импорта высокотехнологичных товаров, преимущественно с Запада. Импорт технологий из всех стран сократился, за исключением Турции. Крах этого импорта сократит производство и сделает его более примитивным, и этот процесс уже идет. Импортозамещение сейчас требуется практически во всех отраслях, но в результате санкций оно носит регрессивный характер, когда изношенные комплектующие заменяются менее совершенными вариантами.
Добровольный уход многих западных компаний и полный разрыв торговли энергоносителями с Европой при отсутствии эквивалентных альтернатив будут и впредь сдерживать российскую экономику. Он также может рассчитывать на небольшую поддержку изнутри.
В атмосфере неопределенности инвестиции рискуют быть урезанными. Частный бизнес уже ограничивал инвестиции из-за неблагоприятного делового климата. Теперь война и санкции убили его полностью. Даже самый прогосударственный бизнес не станет инвестировать в воюющую страну, где компанию в любой момент могут заставить внести свой вклад в военные действия посредством новых налогов или даже напрямую.
Крупномасштабные инвестиции со стороны государства также проблематичны. Судя по принятому трехлетнему бюджету, приоритетом правительства, несомненно, является финансирование войны. Главной статьей расходов бюджета являются отрасли безопасности, на которые в 2023 году придется почти треть всех расходов (9,3 трлн рублей). Расходы на экономику, наоборот, сокращаются с 4,5 трлн рублей в 2022 году до 3,5 трлн рублей. в 2023 году. Рекордная четверть всех расходов засекречена.
Общий объем расходов фактически останется неизменным (29 трлн руб. ) в номинальном выражении, что означает заметное сокращение в реальном выражении. Расходы на военные нужды, однако, защищены от падения доходов, поэтому именно расходы на развитие экономики и расширение социальных программ будут урезаны в случае необходимости.
Правительство просто не может себе позволить сделать инвестиционный климат одним из своих приоритетов: оно ориентировано на нужды армии. Триста тысяч человек в возрасте от 22 до 50 лет уже мобилизованы, что снизило ВВП на 0,5 процента, и впереди могут быть новые волны мобилизации.
Сложнее подсчитать долгосрочные потери от огромного количества людей, покинувших Россию с начала войны, которое оценивается от 500 000 до миллиона. Нехватка квалифицированных кадров в результате утечки мозгов будет оказывать давление на рынок труда, повышая заработную плату быстрее, чем производительность, и приводя к инфляционным рискам.
Основные трудности возникают при переориентации российского производства на новые рынки. Пропускная способность инфраструктуры, связывающей Россию с Востоком, ограничена: портовые, железнодорожные и трубопроводные мощности уже перегружены, а создание новых мощностей требует ресурсов и технологий. Тем временем инфраструктура, которая обслуживала торговлю с Европой, простаивает из-за санкций.
Поставкам неподсанкционных товаров, даже в дружественные государства, мешает отказ международных контейнерных перевозчиков работать с Россией. Проблемы возникают не только с доставкой товара, но и с оплатой или получением оплаты за него. Транзакции в евро и долларах могут быть заблокированы или проходить долго. Даже в «дружественных странах» банки отказываются открывать счета российским компаниям и корреспондентские счета российским банкам.
Россия также вынуждена идти на компромиссы и предлагать скидки на свои товары тем, кто еще готов их покупать: сейчас эти рынки нужны России больше, чем им Россия. Разворот на внутренний рынок может лишь частично поддержать производство: его просто слишком мало.
Государство не смогло помочь бизнесу системными решениями, а только предприняло целенаправленные меры, такие как разрешение расчетов наличными для внешнеэкономических операций, чтобы избежать использования долларов и евро.
Российские фирмы в основном находят собственные пути адаптации к новым условиям. Если правительство продолжит сопротивляться искушению опуститься до государственного плана с жесткими ограничениями на то, кто и что кому поставляет, российская экономика, вероятно, выживет, и период адаптации завершится примерно к сентябрю 2023 г.
Довоенный потенциал российской экономики был невелик, темпы роста составляли 2–3 процента в год. Война против Украины и внешние ограничения снизили его примерно до 1%. На данный момент развитие экономики будет обращено вспять, и потребуется от трех до пяти лет, чтобы этот спад остановился.
Правительство и Президент Владимир Путин любят повторять, что у России уже есть все необходимое для развития. Но переход к росту на основе внутренних ресурсов потребует прекращения войны в Украине. Также потребуется меньше непредсказуемости в целом, усиление конкуренции, декриминализация экономических правонарушений и эффективные гарантии прав собственности.
Leave a Reply