История территориальной экспансии США / Северная Америка. Век девятнадцатый
Клянусь не употреблять алкоголя,
не сквернословить и не вступать в драки и ссоры
с другими служащими компании.
Клянусь никогда не обращаться жестоко с лошадьми.
Клянусь выполнять свои обязанности
честно и с полной отдачей.
И да поможет мне Бог.
из клятвы курьера «Пони-Экспресса»
Когда золотая лихорадка собрала в Калифорнию толпы народа с восточного берега, люди начали отправлять в правительственные учреждения требования хоть как-то сократить время доставки почты, поскольку самым свежим письмом там считалось письмо, отправленное с Востока полгода назад. Калифорнийские старожилы качали головами и говорили, что пришельцы с восточного берега ужасно избалованы, и что они хотят все переделать в Калифорнии по-своему, в том числе и почту.
Постепенно к 1860 году срок доставки почты удалось сократить – правительственный контракт получила компания Джона Баттерфильда «Butterfield Overland Mail», за 25 дней доставлявшая почту из Сент-Луиса и Мемфиса в Сан-Франциско через Техас на дилижансах. Но этот способ требовал дорог, которых тогда было не много, а существовавшие, в основном, проходили по территории Юга, что в условиях всё более ухудшающихся отношений между Севером и Югом, ставило бесперебойность доставки под угрозу. И правительство решило, что нужно проложить маршрут почтовых курьеров севернее, так, чтобы в случае войны Калифорния не оказалась отрезанной от правительства в Вашингтоне. Но нужна была компания, которая возьмется проложить такой маршрут через центральные территории. А путь должен был пройти через заснеженные горы Сьерра-Невады, через Скалистые горы, через пустыню Мохов, через самые дикие территории, Дакоту, Юту, Вайоминг. Причем, о дилижансах-фургонах не могло быть и речи, потому что никаких дорог там не было совсем.
Ещё в 1854 году служащий транспортной компании «Russell, Majors and Waddell», занимавшейся обслуживанием переселенцев в Орегон и Калифорнию, Бенджамин Фиклин предложил сенатору от Калифорнии Уильяму Гвину план организации северного верхового маршрута в Калифорнию. Но в то время перспектива оставить Калифорнию без почты не казалась такой уж угрожающей.
Телеграмму от Гвина, в которой сенатор говорил, что ему удалось добиться для компании контракта с властями штата на экспресс-доставку почты, совладелец компании Уильям Расселл получил лишь 27 января 1860 года. К тому времени этот вид деятельности не был для компании новым – с 1859 года она доставляла почтовые грузы (обычным способом, с помощью дилижансов) на территорию Юта.
По условиям контракта с Калифорнией, компания обязывалась доставлять почту из Сент-Джозефа, штат Миссури (крайней точки, до которой были дотянуты железная дорога и телеграф) в Сакраменто в срок, не превышающий десяти дней, и начать эту работу не позднее апреля 1860 года.
Рассел и Фиклин, назначенный ответственным за экспресс-почту, в эти сжатые сроки уложились. В течение двух месяцев они разработали маршрут, набрали 120 умелых и опытных всадников и закупили 500 низкорослых мустангов, самых быстрых и вообще полудиких лошадей, которых ловили в степях и наскоро объезжали. На пути протяженностью в 1,966 миль (3,106 километров) через каждые 10-15 миль – максимальном расстоянии, которое может преодолеть лошадь на полном галопе, они создали подставы, на которых менялись лошади и курьеры.
В конце марта 1860 года газеты на обоих берегах оповестили публику: «Внимание, новая почтовая компания доставит ваше письмо из Нью-Йорка в Сан-Франциско за 13 дней». 3 апреля 1860 года, одновременно из Сент-Джозефа и Сакраменто отправились в путь первые курьеры компании «Central Overland California and Pikes Peak Express Company», очень скоро в народе получившей прозвище «Пони-Экспресс». Первая почта для Запада состояла из 49 писем, 5 депеш и нескольких газет, напечатанных на специальной облегченной бумаге, так как от веса всадника, груза и лошади зависела скорость доставки.
Маршрут «Пони-Экспресса». 1860-1861
Путь курьера в западном направлении выглядел так: от Сент-Джозефа до Мэрисвилля, штат Канзас, оттуда – на северо-восток до форта Кирни в Небраске, далее – в форт Ларами в Вайоминге, затем через Южный проход до форта Бриджер, а из него – в Солт-Лейк-Сити, территория Юта. Из Солт-Лейк-Сити курьер через Великий бассейн, Юта-Невадскую пустыню и Сьерра-Неваду двигался до Сакраменто. Здесь маршрут «Пони-Экспресса» заканчивался, почта на пароходе отправлялась по реке Сакраменто в Сан-Франциско, но если курьер опаздывал на пароход, то ему приходилось самому отвозить почту в Сан-Франциско. По тому же маршруту курьеры двигались на восток.
Мочила
Снаряжение курьера состояло из двух револьверов системы «Кольт», охотничьего ножа и седельной сумки, называемой мочила (mochila). На каждом углу сумки находилось по одному запирающемуся на замок карману – кантине (cantina), куда, собственно, и помещался почтовый груз, доставить который курьер обязался в любом случае, даже ценой собственной жизни. На каждой подставе курьер имел ровно две минуты. Он спешивался, снимал с седла мочилу, переносил ее на свежую лошадь, вскакивал в седло и мчался дальше. (История «Пони-Экспресса» знает случай, когда курьер, успев перекинуть сумку, не успел вскочить на лошадь сам, и она отправилась в путь без наездника. Догнать её сумели только на следующей подставе, куда она привезла мочилу в целости и сохранности.) Один курьер делал от трех до пяти перегонов.
Инициаторы службы делали всё, чтобы увеличить скорость лошади, и, следовательно, сократить сроки доставки. Курьеров подбирали из худощавых молодых людей не старше 18 лет и не тяжелее 65 килограммов (особое предпочтение отдавалось сиротам). Вес мочилы не превышал 20 фунтов (10 килограмм). Депеши и новости, принимаемые по телеграфу в Сент-Джозефе, и требующие переправления на Запад, печатались на специальной облегчённой бумаге.
Несмотря на борьбу за снижение веса, револьверы были для курьера совсем не лишним грузом. Путь его проходил по диким прериям, где хозяйничали разного рода десперадос и индейцы, постоянно ведущие войну, если не между собой, то с белыми. За 18 месяцев работы было доставлено 34753 почтовых отправления, была утеряна всего одна сумка, и погибло 17 курьеров.
Создатели экспресс-почты рассчитывали, что когда их компания развернет быструю доставку почты одинокими всадниками, которым не нужны дороги, правительство оценит это начинание, заключит с ними такой же контракт, как и с владельцами дилижансов, и они разбогатеют. Но их планам сбыться было не суждено. Из-за дорогих подготовительных работ и бандитских нападений они на каждом письме теряли до 20 долларов. Рассел с партнёрами вложили в организацию работы 90 тысяч, а потеряли 200 тысяч. Но не только, и не столько это убило первую трансконтинентальную курьерскую службу. Её убил технический прогресс.
Телеграфные линии двигались с востока и запада навстречу друг другу с угрожающей для владельцев компании скоростью. С марта 1861 года «Пони-Экспресс» курсировал только между Солт-Лейк-Сити и Сакраменто, а 26 октября того же года – спустя два дня после соединения Трансконтинентального телеграфа в Солт-Лейк-Сити — было объявлено о прекращении его существования. Последний раз курьер «Пони-Экспресса» отправился в путь 21 ноября 1861 года.
Американское правительство спохватилось только тогда, когда Гражданская война пообещала быть долгой. Получив сведения, что «Central Overland California and Pikes Peak» разорилась, они обратились к ещё одному грузоперевозчику Запада – Бену Халлидэю, который к тому времени завладел компанией Баттерфильда. И он получил правительственный контракт с условием, что будет использовать не южный, а уже обустроенный «Пони-Экспрессом» центральный тракт. А бедные инициаторы «Пони-Экспресса», образно говоря, стояли и смотрели, как другому достаются плоды их усилий. И как разлетаются в прах их мечты.
В 1866 году Халлидэй продал бизнес транспортной компании «Wells Fargo». К ней перешли все остававшиеся активы «Пони-Экспресса». Именно «Wells Fargo» официально оформила название «Пони-Экспресс», и вплоть до 2001 года помечала им свои грузы и бронированные вагоны. В 2006 году права на торговую марку «The Pony Express» перешли к Национальной почтовой службе США.
Почтовая марка США, выпущенная к столетию «Пони-Экспресса»
Pony Express — История США
Бондарева В.
«На горизонте показалась тёмная точка. Секунды через две стало ясно, что это лошадь и всадник летят, ныряя в холмах. Их фигурки становились всё отчётливее. Донёсся отдалённый топот и короткие крики: «Хой! Хой!» Уже через минуту лошадь и всадник промелькнули мимо наших возбуждённых лиц и полетели дальше, как отставший порыв ветра, догоняющий шторм».
Марк Твен
В наше время доставка почты представляется уже обычным делом. Особенно процесс упростился с изобретением телефонов, интернета и e-mail’a. Каждый день мы получаем по миллиону писем, бесплатных газет, рекламок, флайеров и т.д. Однако 100-150 лет назад все было немного иначе…
В середине XIX века в связи с началом континентальной экспансии на Запад, а затем и началом золотой лихорадки в Калифорнии, куда потянулись массы народу с восточного берега, остро встал вопрос о возможностях сообщения между двумя регионами страны. Расстояние было огромно. Скажем, удаленность Сан-Франциско от Нью-Йорка составляет примерно столько же, сколько удаленность Красноярска от Санкт-Петербурга, т.е. почти 4 тысячи километров! При этом не стоит забывать, что тогда путь пролегал через прерии, Скалистые горы и другие слабо освоенные, небезопасные территории, что значительно усложняло процесс доставки. Письмо, полученное адресатом 4-6 месяцев спустя после его отправки, тогда считали самым свежим! Однако американцы не хотели мириться с таким положением вещей и принялись упорно обивать пороги государственных учреждений с просьбами хоть как-то уменьшить сроки доставки почты, чего они вскоре и добились.
К 1860 году время доставки почты сократилось до 25 дней, когда правительственный контракт получила компания «Butterfield Overland Mail», осуществлявшая доставку почты с Востока на Запад через Техас на дилижансах (каретах). Но, очевидно, что такой способ доставки требовал наличия дорог, которых на тот момент еще не было. Более того, в условиях нарастания противоречий между Севером и Югом, было решено, что лучше бы проложить маршрут курьерской службы чуть севернее, чтобы в случае обострения обстановки между Севером и Югом, Калифорния не оказалась в изоляции от Вашингтона. Таким образом, возникла необходимость в новой компании, которая взялась бы проложить новый почтовый маршрут через Скалистые горы, пустыню Мохаве и другие дикие территории Запада. Стоит ли говорить, что путь этот был весьма небезопасен, более того, многие маршруты контролировались местным населением Америки – индейцами, которые явно не были довольны продвижением янки на Запад. Тем не менее, в скором времени такая компания была найдена, ей стала компания «Russell, Majors and Waddell», до этого занимавшаяся обслуживанием переселенцев в Калифорнию и Орегон. Согласно условиям контракта она обязывалась осуществлять доставку почты из Сент-Джозефа (штат Миссури), куда на тот момент уже была протянута железная дорога, до Сакраменто (штат Калифорния) в десятидневный срок. Начать свою деятельность компания обязывалась не позднее апреля 1860 года.
Задача перед Бенджамином Фиклином и Уильямом Расселом, ответственными за реализацию этого проекта, стояла не легкая. Однако в течение отведенных двух месяцев им удалось на расстоянии более 3 тысяч километров через каждые 16-25 км организовать специальные станции, где должны были сменяться лошадь и курьер. Также за этот период было куплено 500 лошадей – невысоких мустангов, самых быстрых полудиких лошадей, которых приходилось наскоро объезжать. В газетах, на стенах питейных заведений и других зданий стали появляться следующие объявления: «Требуются худощавые молодые люди не старше 18 лет и весом не более 65 килограммов, опытные наездники, готовые каждый день смотреть смерти в глаза. Предпочтение отдаётся сиротам. Оплата — 25 долларов в неделю». Особо внимание, конечно, уделялось весу наездника, поскольку от этого напрямую зависела скорость доставки почты. Вскоре компании удалось набрать более 120 опытных всадников и 3 апреля 1860 года состоялось открытие трансконтинентальной почтовой службы под названием «Пони-экспресс».
Первая отправленная на Запад почта состояла из 5 депеш, 49 писем и нескольких газет, которые печатались на специальной облегченной бумаге, чтобы уменьшить нагрузку на лошадь. Трасса курьера пролегала по территориям штатов Канзас, Небраска, далее по территории Вайоминга и Юты. Из Солт-Лейк-Сити всадник направлялся через Невадскую пустыню в Сакраменто, где обычно и заканчивался маршрут «Пони-эксперсс», так как из Сакраменто в Сан-Франциско почту доставляли на пароходе. Однако, если курьер не успевал привезти груз до отбытия парохода, он был вынужден самостоятельно отвозить порученную ему почту в Сан-Франциско.
Курьеры должны были обладать необычайной выносливостью, поскольку работать им приходилось буквально днем и ночью. Его снаряжение включало: два револьвера системы «Кольт», охотничий нож и седельную сумку, так называемую мочилу. На каждом углу сумки находились специальные запирающие карманы – кантины, в которые помещался почтовый груз. Эти карманы закрывались на замок, ключи от которого находились в начале и в конце пути. Без отдыха курьер должен был преодолевать от 3 до 5 перегонов между станциями. Добравшись до очередной из них, он в течение 2 минут быстро переносил седельную сумку на другую лошадь и двигался дальше. Однако однажды курьер, перекинув сумку на новую лошадь, не успел вскочить на нее, и она отправилась без наездника. Лошадь удалось перехватить только на следующем перевалочном пункте, куда она доставила груз в целости и сохранности!
Девизом компании «Пони-экспресс» была выбрана фраза «Почта должна быть доставлена любой ценой». Таким образом, курьер обязывался выполнить свою миссию во чтобы то ни стало. Вступая на службу, он приносил клятву компании, в которой обещал никогда не употреблять алкоголя, не ссориться и не вступать в драки с другими работниками компании, бережно обращаться с лошадьми и честно исполнять свои обязанности. Строгое соблюдение дисциплины напрямую влияло на работу почтовой службы. Однако ответственностью должны были обладать не только набранные курьеры, но и их младшие помощники. Однажды, когда всадник и его лошадь оказались ранены индейскими стрелами, мустанг по кличке «Блэк Билли» самостоятельно доставил пострадавшего почтальона и его почту до следующего перевалочного пункта.
Особенным мужеством отличился курьер по имени Билл Тейт, которому было всего 14 лет. Попав в окружение враждебных индейцев, Билл оказался ранен и последним движением он прикрыл почту своим раненым телом. Мальчик погиб, однако его храбрость и отвага так удивила индейцев, что они накинули сумку с почтой обратно на лошадь и отпустили ее. Через несколько часов конь достиг пункта назначения вместе с почтой.
Постоянная физическая нагрузка требовала от наездников и хорошего питания. Однако, очевидно, что с таким графиком работы, у почтальонов не было обеденного перерыва. Поэтому, курьер по имени Джонни Фрай, договорился с одной их хозяек, жившей вдоль пролегавшего маршрута «Пони-экспресс», чтобы та готовила ему поесть. Специально для Джонни хозяйка стала выпекать пышки довольно странной формы – с дыркой посредине (нечто похожее на русскую баранку). Заслышав приближение курьера, женщина выбегала на крыльцо, и протягивала приготовленную ею сдобу всаднику. Джонни быстро нанизывал пышку на палец и тут же отправлялся в путь. С той поры в этих местах до сих пор выпекают пышки с дырками в центре.
Конечно, работу почтальона в компании «Пони-экспресс» трудно назвать заманчивой. Курьеры работали на исходе сил, каждый день подвергаясь смертельной опасности. Особой стойкостью должны были обладать и станционные смотрители, которым приходилось как-то выживать в абсолютно безлюдной местности.
В общей сложности за 18 месяцев работы компании курьера службы «Пони-экспресс» было доставлено 34753 письма, при этом была утеряна всего 1 сумка, 17 курьеров погибло. Помимо писем почтовая компания также занималась перевозкой золотого песка и слитков из Калифорнии.
Однако доходов компания ощутить так и не успела: вложив 90 тысяч в организацию компании, акционеры понесли убытки размером в 200 тысяч $. Таким образом, в общей сложности компания теряла порядка 20$ на одном письме. Однако не только нападки индейцев или бандитов добили компанию – это сделал технический прогресс. В октябре 1861 года был запущен в эксплуатацию трансконтинентальный телеграф – и теперь сообщения доходили до своих адресатов гораздо быстрее. У американского художника Дж. М. Оттингера есть картина, прекрасно иллюстрирующая последние дни работы компании: курьер службы «Пони-экспресс» мчится мимо рабочих, устанавливающих телеграфные столбы. Еще несколько месяцев компания работала по сокращенному маршруту, а 24 октября 1861 года было официально объявлено о прекращении её деятельности.
Тем не менее, сами американцы очень гордятся своей конной курьерской службой «Пони-экспресс». Изобилие героических легенд, историй и рассказов окутали профессию почтового курьера, создав ему образ романтического странника. В 1939 году в память о бывшей почтовой службе в штатах была выпущена памятная виньетка. В 1940-м и 1960-м году почтовая служба США выпустила юбилейные марки в честь легендарной компании «Пони-экспресс».
Несмотря на то, что компании больше не существует, торговые активы на марку «Pony Express» неоднократно перекупались различными компаниями, а в 2006 году это право перешло к Национальной почтовой службе США.
Памятник почтовой службе «Пони-экспресс» в Сент-Джозефе, штат Миссури
Источники:
- Конная почта «Пони-экспресс» // http://filatelist.narod.ru/myweb8/gi_11_4.htm
- Пони-Экспресс // http://america-xix.org.ru/great-migration/california/pony-express.php
- Что такое «Пони-экспресс»? // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43131/
- История конной почты PONY EXPRESS // http://www.ponyexpress.ru/about_history.php
- Pony Express // http://en.wikipedia.org/wiki/Pony_Express
История Пони-Экспресса
Нэнси Поуп
Том 1, выпуск 2
Апрель–июнь 1992 г.
«Пони-экспресс» — один из самых ярких эпизодов в американской истории, который можно использовать для измерения не только роста нации, но и новаторского духа наших предшественников. Название «Пони-Экспресс» вызывает образы отважных молодых людей, пересекающих длинные участки страны, часто в суровых условиях, перед постоянной угрозой смерти. И, как и во многих других легендарных событиях «Старого Запада», факты были сильно преувеличены.
Несмотря на хвастовство, эти молодые всадники столкнулись с многочисленными опасностями, такими как воры, пустыни или метели. Всадники продолжались даже ночью, когда единственное освещение исходило от луны или вспышек молнии.
Пони-Экспресс вырос из потребности в более быстром почтовом сообщении между Востоком и Западом до Гражданской войны. После того, как в 1848 году в Саттерс-Милл в Калифорнии было обнаружено золото, старатели присоединились к поселенцам, стекавшимся на запад. В том же году Почтовое отделение заключило контракт с Pacific Mail Steamship Company на доставку почты в Калифорнию. По условиям контракта почта доставлялась на корабле из Нью-Йорка в Панаму, где ее переправляли через Панамский перешеек верхом или по железной дороге, а затем грузили на корабли, направлявшиеся в Сан-Франциско. При лучших условиях письмо можно было доставить на Западное побережье за три-четыре недели. Но этот график был оптимистичным.
По мере нарастания напряженности в связи с приближающейся Гражданской войной разделение между северными и южными штатами увеличивалось, что усугубляло проблемы почтового обслуживания западных штатов. И Север, и Юг желали огромных ресурсов Калифорнии. К 1860 году в западных штатах проживало почти 1/2 миллиона человек. Эти люди были полны решимости улучшить время доставки своей почты.
До завершения строительства железной дороги от побережья до побережья оставалось несколько лет. В то время железные дороги простирались только на запад до реки Миссисипи. Завершение строительства телеграфа, соединяющего оба побережья, было близко к тому, чтобы стать реальностью, но до его завершения оставалось еще больше года.
Некоторая почта также перевозилась дилижансом по стране, начиная с 15 сентября 1858 года, когда почтовое отделение заключило контракт с Overland Mail Company, которой управлял Джон Баттерфилд. На этапах Баттерфилда использовался «Южный маршрут» протяженностью 2795 миль между Типтоном, штат Миссури, и Сан-Франциско. Хотя объявленное время в пути составляло 24 дня, на практике доставка почтовой дилижанса по пересеченной местности часто задерживалась на месяцы. Такие задержки остро ощущались калифорнийцами. Граждане Лос-Анджелеса, например, узнали, что Калифорния была принята в Союз спустя целых шесть недель после этого.
Сенатор Уильям М. Гвин от Калифорнии был среди тех, кто видел необходимость улучшить своевременность доставки почты на Запад. Путешествуя из Сан-Франциско в Вашингтон, округ Колумбия, он знал правду об одной из шуток того периода — что срок полномочий западных членов Конгресса может истечь еще до того, как они достигнут округа Колумбия.
Ожидая, что Конфедерация перекроет единственный наземный источник связи между федеральным правительством и Калифорнией, Гвин убедил Конгресс рассмотреть вопрос об утверждении альтернативного маршрута. Этот маршрут был примерно на 800 миль короче и был известен как «Центральный маршрут».
Гвин нашел ответ на свои опасения у Уильяма Рассела, владельца компании экспресс-доставки. Рассел согласился организовать быструю и надежную экспресс-службу по Центральному маршруту от Сент-Джозефа, штат Миссури, до Сан-Франциско. Рассел надеялся доказать, что его компания является достойным конкурентом Overland Mail Company Джона Баттерфилда, и выиграть эксклюзивный контракт с государственной почтой.
Ожидалось, что Рассел и его партнеры, Александр Мэйджорс и Уильям Уодделл, будут управлять Пони-экспрессом около года. Как только гонка по подключению телеграфа закончится, и оба конца, как ожидается, встретятся в Солт-Лейк-Сити, Пони-Экспресс больше не будет нужен.
Хотя и Рассела, и Гвина называют «отцом Пони-Экспресса», фактическая ответственность за работу предприятия легла на Александра Мейджорса. Хотя он и Уодделл изначально выступали против проекта, как только его фирма была передана Pony Express, Мейджорс посвятил свою энергию успеху проекта.
С точностью и опытом, которым позавидовал бы любой военный тактик, Александр Мейджорс организовал покупку более 400 пони; строительство 200 станций в безлюдных, безлюдных местах; наем начальников станций для их укомплектования; запас провизии; и, конечно же, найм самих райдеров. Задание майоров, трудное даже при самых благоприятных обстоятельствах, должно было быть выполнено за два месяца.
Ретрансляционные станции были размещены на расстоянии 10 миль друг от друга. Каждая третья станция была домашней станцией, где хранились дополнительные пони, огнестрельное оружие, люди и провизия. Здесь почта будет передана новому всаднику.
Путь от Сент-Джозефа до Сан-Франциско протянулся более чем на 1966 миль, через равнины Канзаса в Небраску, по долине реки Платт, через Большое плато, через Скалистые горы, в долину Большого Соленого озера, через через щелочные пустыни Невады, затем через заснеженные горы Сьерра и, наконец, в долину Сакраменто. Почта перевозилась между Сакраменто и Сан-Франциско на пароходе.
Около 80 юношей ехали на Пони-экспрессе. Когда он нанял гонщиков, Александр Мейджорс дал каждому из них Библию и потребовал, чтобы они подписали обязательство не ругаться матом, не употреблять алкоголь и не драться с другими сотрудниками. Всадники несли кольчугу в четырех карманах мочилы, которая плотно прилегала к седлу и быстро перекладывалась с одной лошади на другую. Буквы были завернуты в масляный шелк, чтобы защитить их от влаги. Цена письма сначала составляла 5 долларов, а к 1 июля 1861 года снизилась до 1 доллара за полунции. Важным фактором был вес. Всадники, лошади, письма и снаряжение были выбраны с учетом этого. Лошади в среднем были около 14 1/2 рук в высоту и весили менее 9 фунтов.00 фунтов.
Прибытие первого гонщика в Сан-Франциско было встречено бурным волнением, поскольку улицы были заполнены людьми, аплодирующими этому событию. Даже Джесси Бентон Фремонт, вдова знаменитого исследователя западных стран Джона К. Фремонта, присутствовала при прибытии всадника незадолго до полуночи 13 апреля 1860 года. интересные факты о недолговечной почтовой службе, которая помогла преобразовать американский Запад.
Автор: Эван Эндрюс
Обновлено: | Оригинал:
Эд Вебелл/Getty Images
1. Pony Express был более чем в два раза быстрее своих конкурентов.
В середине 19 века почту, направлявшуюся в Калифорнию, приходилось либо доставлять по суше в 25-дневном дилижансе, либо проводить месяцы внутри корабля во время длительного морского путешествия. Тем временем у Pony Express было среднее время доставки всего 10 дней. Чтобы достичь такой поразительной скорости, владельцы компании Уильям Х. Рассел, Уильям Б. Уодделл и Александр Мейджорс создали сеть из почти 200 станций помощи на территории нынешних штатов Миссури, Канзас, Небраска, Колорадо, Вайоминг, Юта, Невада и Калифорния. Одинокие всадники мчались между станциями с головокружительной скоростью, меняя лошадей каждые 10-15 миль, а затем передавая свой груз новому курьеру через 75-100 миль. Система ретрансляции позволяла почте пересекать границу в рекордно короткие сроки. Личный рекорд компании пришелся на март 1861 года, когда всадники доставили инаугурационную речь Авраама Линкольна из Небраски в Калифорнию всего за семь дней и 17 часов.
2. Это был финансовый провал.
Несмотря на прочное место в легендах Дикого Запада, Пони-Экспресс ни разу не приносил прибыли за свою полуторагодовую историю. Компания начала поставки в апреле 1860 года, но обслуживание прекратилось всего через несколько недель, когда разразилась война Пирамид-Лейк между Соединенными Штатами и индейцами пайют. Временное закрытие обошлось компании примерно в 75 000 долларов, и в течение следующих нескольких месяцев она продолжала терять деньги из-за высоких операционных расходов и неспособности заключить контракт с государственной почтой. Несмотря на то, что пресса приветствовала его эффективность и авантюрный дух, Pony Express в конце концов закрылась в октябре 1861 года, потеряв целых 200 000 долларов.
3. Для пассажиров Пони-Экспресса существовало ограничение по весу.
Поскольку скорость была главной целью, Пони-Экспресс пошел на многое, чтобы максимально облегчить нагрузку на своих лошадей. Большинство наездников были не здоровенными ковбоями, а маленькими, жилистыми мужчинами, которые весили от 100 до 125 фунтов — примерно такого же размера, как современный жокей на скачках. Их средний возраст составлял около 20 лет, но нередко нанимали подростков в возрасте 14 лет. Один человек по имени «Бронко» Чарли Миллер утверждал, что ему было всего 11 лет, когда он впервые присоединился к Pony Express.
4. Всадники должны были принести присягу на верность.
Universal History Archive/Getty Images
Курьер Pony Express.
В обмен на свою ежемесячную зарплату в размере 100-150 долларов — значительную сумму для того времени — пассажиры Пони Экспресс должны были дать клятву верности, которая гласила: «Настоящим я клянусь перед Великим и Живым Богом, что во время моей помолвки, и будучи сотрудником Russell, Majors and Waddell, я ни при каких обстоятельствах не буду использовать ненормативную лексику, я не буду пить опьяняющие напитки, я не буду ссориться или драться с любым другим сотрудником фирмы, и что во всех отношениях Я буду вести себя честно, буду верен своим обязанностям и направлю все свои действия так, чтобы завоевать доверие моих работодателей, да поможет мне Бог». Те, кто нарушал правила, рисковали быть уволенными без оплаты, но, похоже, лишь немногие сотрудники Pony Express буквально следовали обещанию. Спиртное лилось рекой на пунктах помощи, и очевидец по имени Ричард Бертон сообщил, что он «почти никогда не видел трезвого всадника».
Чтобы уменьшить вес и облегчить смену лошадей и всадников, в Пони-Экспрессе использовался особый тип почтового мешка, известный как «мочилла» — испанское слово, означающее «рюкзак». Он состоял из кожаного чехла, накинутого на седло и удерживаемого на месте весом всадника. Он имел четыре кармана на замках — три для почты и один для табельного учета водителя — и мог вмещать до 20 фунтов груза. На каждой станции помощи всадники просто хватали мочиллу с одного скакуна, а затем перебрасывали ее через следующего, что позволяло им сменить лошадь всего за две минуты.
6. Обычные люди почти никогда не пользовались Пони-Экспрессом.
Farbman/Getty Images
Записка, отправленная через Pony Express.
Скорость Пони-Экспресса не была дешевой. В первые дни сервис стоил 5 долларов за каждые полунции почты, что сегодня эквивалентно примерно 130 долларам. Позже цены были снижены до 1 доллара, но они все еще оставались слишком высокими для повседневной почты. Вместо этого служба в основном использовалась для доставки газетных отчетов, правительственных депеш и деловых документов, большая часть которых была напечатана на тонкой бумаге, чтобы снизить затраты (и вес).
7. Один гонщик пробежал 380 миль менее чем за два дня.
В мае 1860 года Роберт «Пони Боб» Хаслам отправился в самую легендарную поездку в истории Пони-Экспресс. 20-летний спортсмен должен был совершить свой обычный забег на 75 миль от станции Friday’s Station на восток до станции Buckland в Неваде. Однако по прибытии в Бакленд он обнаружил, что его всадник-помощник оцепенел от индейцев пайютов, которые атаковали станции по пути следования. Когда другой человек отказался брать почту, Хаслам снова вскочил в седло и поехал дальше, в конце концов завершив 19-й круг. 0-мильная пробежка, прежде чем доставить свою мочиллу в Смитс-Крик. После короткого отдыха он сел на свежую лошадь и вернулся обратно к станции Пятницы, в какой-то момент миновав передаточный пост, сожженный пайютами. К тому времени, когда он, наконец, вернулся на свою родную станцию, «Пони Боб» проехал 380 миль менее чем за 40 часов — рекорд Pony Express.
8. У наездников не было самой опасной работы в Пони-Экспрессе.
Universal History Archive/Getty Images
Всадник Пони-Экспресса пересекает враждебную страну между Сент-Джозефом, штат Миссури, и Сан-Франциско.
Пассажирам Пони-экспресса приходилось иметь дело с экстремальными погодными условиями, суровой местностью и угрозой нападения бандитов и индейцев, но жизнь, возможно, была еще более опасной для кладовщиков, которые работали на станциях помощи. Их аванпосты обычно представляли собой грубые лачуги с земляным полом, оборудованные лишь спальными помещениями и загонами для лошадей. Многие из них располагались на отдаленных участках границы, что делало их чрезвычайно уязвимыми для засад. Счета различаются, но сообщается, что индейцы напали или сожгли несколько ретрансляционных станций во время войны Пирамид-Лейк летом 1860 года, в результате чего погибло 16 торговцев. Напротив, за всю историю Пони-Экспресса лишь несколько всадников — шестеро, по данным Службы национальных парков, — погибли при исполнении служебных обязанностей.
9. Баффало Билл Коди, вероятно, не был гонщиком Pony Express.
В своей автобиографии знаменитый пограничный шоумен Уильям «Баффало Билл» Коди утверждал, что в возрасте 14 лет он служил наездником «Пони-экспресса». Он даже утверждал, что однажды проехал рекордные 384 мили за один заезд. Но хотя Коди почти наверняка работал курьером у владельцев «Пони-Экспресса», нет никаких сведений о том, что он когда-либо разносил почту, и данные свидетельствуют о том, что он, вероятно, учился в школе в Канзасе в течение короткой истории компании. Каким бы ни было участие Коди в Pony Express, нет никаких сомнений в том, что позже он сохранил память о нем своими знаменитыми шоу водевилей «Дикий Запад», в которых всадники Pony Express и обмен лошадьми повторялись с 1883 по 1919 год.
Leave a Reply