Почта «СОЮЗа»: Есть ли отличия в процедуре приема на работу в России россиянина и белоруса
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
23.03.202216:04
Текст: Вероника Мироненко
Союз. Беларусь-Россия — Федеральный выпуск: №11(1023)
Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС
Двадцать пять лет назад 2 апреля 1997 года между нашими странами был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, а несколько месяцев спустя — в декабре 1998 года — стороны поставили подписи под Договором «О равных правах граждан». Согласно документу, белорусы могут свободно въезжать и выезжать из России, передвигаться по всей территории и выбирать место жительства. Им гарантируются равные с россиянами права на медицинскую помощь (в рамках полиса ОМС) и в вопросах трудовых отношений. Белорусы не обязаны получать миграционную карту и патент на работу, а их российские работодатели не оформляют для них приглашение на въезд, а также разрешение на привлечение иностранных работников. Граждане Беларуси получают сразу вид на жительство, минуя статус «временно проживающего» (РВП). Поскольку ни патента, ни РВП у белорусов нет, и они, таким образом, не привязаны к какому-то конкретному субъекту РФ, то имеют полное право работать в любом регионе России. Граждан Беларуси принимают на работу в упрощенном порядке. Но оформление белорусов все-таки несколько отличается от приема на работу граждан России. Наш сегодняшний выпуск «Почты «СОЮЗа» посвящен этой теме. А вопросы подсказали наши читатели.
Есть ли отличия в процедуре приема на работу в России россиянина и белоруса?
Да, можно выделить три отличия. Во-первых, документы граждан Беларуси должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык. Во-вторых, миграционный учет для граждан Беларуси все-таки не отменен: первые три месяца (90 суток) они вправе не регистрироваться в миграционной службе, но потом обязаны встать на учет по месту проживания или пребывания. И, в-третьих, после заключения трудового договора работодатель обязан уведомить миграционную службу о приеме иностранца на общих основаниях — в течение трех рабочих дней. В противном случае должностному лицу или организации может быть выписан штраф. Хотя справедливости ради отметим, что в данном вопросе процедура не отрегулирована до конца. В частности, есть прецедент, когда Верховный суд РФ отменил штраф организации за не уведомление о приеме на работу белоруса (постановление от 30.05.2017 № 78-АД17-19). Суд разъяснил: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь и их работодателей не применяются положения Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку нормы международного права являются приоритетными, то все установленные для иностранных граждан особенности приема на работу, в том числе положения статьи 13 закона № 115-ФЗ, для белорусов не действуют.
Нужно ли в трудовом договоре с белорусом указывать, на каком основании ему будет оказываться медицинская помощь в России?
Статья 327.2. ТК РФ требует указывать основания оказания медицинской помощи только в договорах с временно пребывающими в РФ иностранцами. Но пункт 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС устанавливает, что социальное обеспечение граждан стран-участниц осуществляется в том же порядке, что и граждан страны трудоустройства. Это значит, что граждане Беларуси с любым статусом являются застрахованными лицами и им медпомощь оказывается на основании полиса ОМС. Этот же вывод следует из новой редакции правил обязательного медицинского страхования в России. Следовательно, в договоре с гражданином Беларуси не нужно указывать полис ДМС, поскольку он ему не нужен.
Может ли взять на работу по совместительству белоруса, основное место работы которого — Республика Беларусь?
Нет, такое сделать нельзя. По общему правилу граждане Республики Беларусь приравниваются в своих трудовых правах к гражданам России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Однако наличие у гражданина Республики Беларусь иного места работы за рубежом не влияет на статус сотрудника-иностранца на территории России, так как белорусское законодательство на территории России не применяется (ст. 4, 15 Конституции). Поэтому первое место работы в России будет для сотрудника основным. Оформлять договор с таким сотрудником нужно не по совместительству, а как основной.
Разрешено ли принимать на муниципальную службу в России граждан Беларуси?
Нет, не разрешено. Согласно ст. 10 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. То есть гражданство является обязательным условием для поступления на муниципальную службу. На этот запрет указывает и ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» — она содержит перечень ограничений в правах иностранных граждан, в том числе они не имеют права находиться на муниципальной службе.
Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться
Трудно ли стать кадетом? Один день с учениками московской школы им. А.П. Маресьева
Роман Вильфанд дал прогноз погоды на лето: Надо готовиться и к засухам, и к заморозкам
Композитор Олег Иванов о том, как рождается песня и что такое народное признание
Ее судьба — готовый сценарий для фильма. Накануне Дня Победы «СОЮЗ» побывал у фронтовой санитарки Веры Лешенок
Россиян приглашают оценить самобытность белорусских регионов
Как живется сегодня пенсионерам в Беларуси и России
Вице-премьер Беларуси и глава белорусской дипмиссии заложили в Москве липовую аллею
Нужно ли платить ребенку за отличные оценки? Комментарий психолога
Как оформить на работу сотрудника из Беларуси
Рассказываем, как принять на работу сотрудника из Беларуси: какие нужны документы, как начислить НДФЛ и как провести приём в программах 1С
Содержание статьи:
Так как Беларусь — член Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принимать граждан этой страны на работу в России можно в упрощённом порядке.
Какие документы нужно предоставить?
При приёме на работу гражданин Беларуси должен представить стандартный пакет документов, который указан в статье 65 Трудового кодекса РФ, а также документ о постановке на миграционный учет.
Постановка на миграционный учёт
Белорусы могут не вставать на учёт по местопребыванию в течение 90 суток с даты въезда в Россию. После этого срока они должны зарегистрироваться в общем порядке. Срок регистрации зависит от срока трудового договора.
Если трудовой договор срочный, например, на 3 года, регистрация будет действительной 3 года. Если же договор заключён бессрочно, нужно будет ежегодно продлевать регистрацию.
При трудоустройстве гражданину Беларуси нужно предоставить либо документ о постановке на миграционный учет, либо документ, подтверждающий въезд на территорию России менее 90 суток назад — например, проездной билет.
Сведения о стаже
- сведения по форме СТД-Р, если после 01 января 2020 года сотрудник уже работал в России и выбрал способ ведения трудовой книжки в электронном виде
-
трудовую книжку российского или советского образца при наличии
Для отражения сведений о стаже нужно предоставить один из двух документов:
Если ни одного из документов нет, работодатель оформляет трудовую книжку на бумажном носителе или в электронном виде — по желанию работника и вносит туда сведения о приёме. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории Беларуси в новую трудовую книжку переносить не нужно.
СНИЛС
Перед трудоустройством работник может самостоятельно оформить СНИЛС.
Для этого нужно обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту временной или постоянной регистрации, предъявить документ, удостоверяющий личность, и заполнить заявление-анкету застрахованного лица.
Срок оформления СНИЛС — 5 рабочих дней.
Работодатель сможет вовремя предоставить сведения по форме СЗВ-ТД, если при приёме на работу у сотрудника уже будет СНИЛС.
Если же гражданин Беларуси принят на работу без СНИЛС, то работодатель должен сам подать форму АДВ-1, приложив опись по форме АДВ-6-1. Отправить документы работодатель должен в течение 1 рабочего дня после того, как вышел приказ о приёме на работу.
Срок получения документа — тоже 5 рабочих дней.
При этом варианте не получится в установленные сроки сдать отчёт по форме СЗВ-ТД в связи с отсутствием СНИЛС.
Уведомление в МВД РФ
Работодатель должен отправить в МВД РФ уведомление о том, что заключил трудовой договор с иностранцем, в том числе с гражданином Беларуси. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней.
- Подать уведомление можно тремя способами:
-
Лично в УВМ ГУ МВД. Заполненный бланк уведомления с полным пакетом документов подаётся в отдел по вопросам трудовой миграции, на территории которого иностранец будет работать. -
Через почту. Заполненный бланк уведомления отправляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в отдел по вопросам трудовой миграции, на территории которого иностранец будет работать. -
Через личный кабинет организации на сайте Госуслуг https://esia.gosuslugi.ru
Особая ситуация — удалённая работа. Если сотрудник принимается на дистанционный режим труда, информировать об этом МВД не нужно.
Как оформить сотрудника из Беларуси в 1С:ЗУП
При приёме гражданина Беларуси в 1С:ЗУП на вкладке Страхование
отражаем статус застрахованного лица:
НДФЛ для сотрудников из Беларуси
На вкладке Налог на доходы:
При установлении статуса гражданина страны-участника Договора о ЕАЭС с первого дня работы доходы будут облагаться по ставке 13%. По итогам года необходимо проверить наличие окончательного налогового статуса работника (письмо Минфина России от 27.02.2019 № 03-04-06/12764).
- Если получится, что данный сотрудник провел в России менее 183 дней, то:
-
он не признается налоговым резидентом РФ; -
необходимо пересчитать НДФЛ с его доходов по ставке 30% и доплатить налог в бюджет.
Однако существует и прямо противоположная позиция. Согласно письму ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@, на конец года не следует определять налоговый статус (резидент – нерезидент) работников из стран ЕАЭС и не нужно пересчитывать ранее начисленный и удержанный НДФЛ.
Объясняется это следующим. Несмотря на повышенную ставку НДФЛ 30% к доходам нерезидентов РФ, для граждан ЕАЭС предусмотрено исключение – их доход от работы по найму на территории РФ облагается НДФЛ по ставке 13 (15) процентов уже с первого дня (независимо от налогового статуса) (ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Пересчет налоговых обязательств по НДФЛ работника в конце года не предусмотрен. Поэтому даже если к концу года такой иностранный работник не приобретет статус налогового резидента РФ, НДФЛ по ставке 30 процентов работодателю пересчитывать не нужно. Такая позиция для тех работодателей, которые готовы отстаивать свою позицию в суде.
НДФЛ при удаленной работе
Работа, совершённая за пределами России, с точки зрения Налогового кодекса, является источником дохода, полученным за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Поэтому в ситуации, когда гражданин Беларуси работает на российскую компанию по трудовому договору о дистанционной работе, то не платит НДФЛ, т.к. не является резидентом. Обязательному социальному страхованию он также не подлежит в связи с тем, что работает за пределами территории РФ.
Данные нюансы должны быть отражены в трудовом договоре сотрудника: должен быть отражен факт дистанционной работы и выбор страхования.
Пример формулировки: «Работнику устанавливается дистанционная (удаленная) работа на постоянной основе. Рабочим местом, в котором работник будет осуществлять свою трудовую функцию является — Республика Беларусь, адрес фактического проживания Работника. На взаимоотношения Работника и Работодателя в части пенсионного страхования законодательство РФ не применяется. Применимое право – действующее законодательство РБ»
Единственный отчет, который сдается по сотруднику, работающему удаленно — это СЗВ-ТД при приеме и увольнении и ежемесячно СЗВ-М.
Для отражения начислений по такому договора в 1С:ЗУП целесообразно создать отдельное необлагаемое начисление:
По окончании календарного года сотрудник запрашивает справку о доходах в произвольной форме и на основании отраженных доходов сотрудник самостоятельно уплачивает рассчитанные налоги по реквизитам, выставленным налоговыми органами Беларуси.
Поддержите российское и белорусское гражданское общество и правозащитников
Военная атака России привела к огромным страданиям, смертям и разрушениям в Украине, с катастрофическими последствиями для прав человека и гуманитарными последствиями для всех людей, живущих там. Это также спровоцировало прекращение членства Российской Федерации в Совете Европы и дальнейшее усиление законов и практик, которые на протяжении многих лет уже представляли экзистенциальную угрозу российскому гражданскому обществу, тем самым превращая подавление прав и свобод человека в России до беспрецедентного уровня. Публичные демонстрации против войны систематически разгонялись, тысячи мирных демонстрантов арестовывались и подвергались судебному преследованию. Сотни активистов гражданского общества, правозащитников и независимых журналистов столкнулись со значительным усилением репрессий, начиная от жесткого законодательства и санкций и заканчивая угрозами, нападениями, запугиванием и маргинализацией. Притеснения российского гражданского общества начались давно. Еще до начала войны десятки общественных организаций, в том числе самые известные, такие как «Мемориал», были ликвидированы на основании так называемого закона об «иностранных агентах», а деятельность иностранных и международных групп гражданского общества и СМИ в России были запрещены в результате их признания российским правительством «нежелательными». Тем временем Алексей Навальный остается в тюрьме в нарушение обязательств России по Европейской конвенции о правах человека.
С началом войны российский парламент поспешил принять ряд жестких законопроектов, которые поставили вне закона свободу слова и любую критику войны, которую Россия ведет против Украины, путем введения, среди прочего, огромных штрафов и долгосрочных приговоры к тюремному заключению за «дискредитацию российской армии» и распространение «ложной информации». Как следствие, тысячи веб-сайтов и независимых СМИ были заблокированы, запрещены или решили прекратить свою деятельность с начала войны в Украине, в том числе газета «Новая газета», телеканал «Дождь» и радиостанция « Эхо Москвы». Тысячи людей по всей Российской Федерации столкнулись с административными санкциями, включая штрафы и аресты, за свое сопротивление войне. Десятки блогеров, журналистов, правозащитников, госслужащих, художников, общественных деятелей и лидеров оппозиции, таких как Владимир Кара-Мурза и Илья Яшин, выступавшие против войны, оказались под уголовным преследованием, и многие из них в заключении, которому грозит лишение свободы на срок до пятнадцати лет.
В дополнение к резкому ограничению права на получение объективной информации для всех в Российской Федерации, это беспрецедентное подавление прав человека оказало огромное сдерживающее воздействие на всех, кто открыто выступает против войны, побудив сотни активистов гражданского общества, включая правозащитников и журналистов, бежать из страны и искать убежища за границей, в том числе в государствах-членах Совета Европы.
После прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы Комитет Министров принял Резолюцию CM/Res(2022)3, в которой, среди прочего, отмечается, что Организация будет выступать с инициативами по поддержке и взаимодействию с правами человека правозащитники, демократические силы, свободные СМИ и независимое гражданское общество в Российской Федерации. Аналогичное решение было принято и в отношении сотрудничества Совета Европы с белорусским гражданским обществом, правозащитниками и независимыми СМИ. Парламентская ассамблея придерживалась того же подхода, подчеркнув необходимость поддержки и взаимодействия с российским и белорусским гражданским обществом.
Как Комиссар по правам человека я уделяю особое внимание положению правозащитников в Европе в соответствии со своим мандатом и Декларацией о действиях Совета Европы по улучшению защиты правозащитников и содействию их деятельности. После прекращения членства России в Совете Европы я подчеркнул, что поддержка российского и белорусского гражданского общества останется одним из приоритетов моей будущей деятельности. Ранее я выразил свою поддержку правозащитникам и журналистам в Беларуси, которые столкнулись с масштабными и систематическими репрессиями в связи с общим ухудшением ситуации с правами человека в стране после президентских выборов в августе 2020 года. Я поддерживаю регулярные обмены мнениями. с российскими и белорусскими представителями гражданского общества, в том числе по вопросам, связанным с их безопасностью и условиями труда. В настоящее время они являются объектом репрессий и преследований со стороны своих соответствующих правительств, и им нужна постоянная поддержка государств-членов Совета Европы для преодоления рисков и проблем, с которыми они сталкиваются, независимо от того, уехали они или остались в своих странах.
Практика переселения
Важно, чтобы правозащитники, уехавшие из России или Беларуси в страны-члены Совета Европы, чтобы избежать преследований, нашли там безопасность и максимальную стабильность. Некоторые европейские страны открыли для этих активистов процедуру предоставления убежища, считая их политическими беженцами. Я с интересом отмечаю, что несколько государств-членов Совета Европы, в дополнение к процедуре предоставления убежища, ввели в действие политику и системы переселения для субъектов гражданского общества, в частности, правозащитников и независимых журналистов из России и Беларуси, которые подвергаются риску репрессий. и преследования в странах их происхождения.
Эти правила и системы переселения в основном состоят из выдачи виз по гуманитарным соображениям, что позволяет активистам гражданского общества въезжать на территорию государств, выдающих их. Латвия — одна из европейских стран, которая разработала комплексную систему переселения для правозащитников и независимых журналистов из России и Беларуси, предоставив им проездные документы, долгосрочные визы и виды на жительство. Литва также эффективно способствует переселению российских и белорусских правозащитников и журналистов на свою территорию, важной особенностью этой модели является тесное сотрудничество между государственными органами и местным гражданским обществом, которое консультирует и информирует органы, принимающие решения, о текущих заявлениях. . Следует также приветствовать недавно принятую политику переселения в Германии, Чешской Республике и Эстонии, а также в ряде других стран.
Несмотря на то, что растет число стран Совета Европы, которые внедрили системы для выдачи таких виз, их количество, действительность и процедуры доставки могут создавать очень серьезные препятствия. Правозащитники подчеркнули, что в некоторых странах выдача гуманитарных виз была обусловлена наличием национальных квот, которых недостаточно для удовлетворения требований всех заинтересованных сторон. Несколько практических требований в отношении этих виз также могут существенно затруднить переселение, если не сделать его невозможным. Например, требование о подаче заявления из страны происхождения может оказаться невыполнимым для тех активистов, которые уже сбежали и не могут вернуться домой.
Некоторые государства-члены Совета Европы имеют безвизовый режим с Россией и Белоруссией, а представителям гражданского общества России и Белоруссии разрешено проживать на их территории на основании общих миграционных правил. Однако безвизовый режим сам по себе не обеспечивает гарантий против обязательства вернуться после истечения срока действия разрешения на пребывание. Он также не дает доступа к беспрепятственному путешествию и пересечению границ с другими странами. Многие активисты сообщают, что оказались в ситуации, когда они находятся в соседних с Россией или Беларусью странах, в которые они могли бы попасть без визы, но не могут — из-за требования подавать заявление из страны происхождения — подать заявление на получение гуманитарных виз, которые позволили бы им поехать в другие страны Европы, где они могут быть в безопасности.
Напротив, некоторые европейские страны начали ограничивать или даже прекратили выдачу виз или видов на жительство гражданам России и Беларуси в целом в ответ на российскую военную агрессию в Украине. Сообщается, что такие ограничения затруднили выезд из страны, в том числе для активистов гражданского общества, правозащитников и независимых журналистов. Правозащитники пояснили, что общий запрет на туристические визы для всех граждан России или Беларуси, даже за исключением, может иметь серьезные последствия для тех, кому необходимо быстро и незаметно покинуть Россию, в том числе для тех, кто может подвергнуться преследованию по мотивам, связанным с их оппозицией. на войну в Украине, их правозащитную деятельность, а также их сексуальную ориентацию, гендерную идентичность или другие основания.
Проблемы по прибытии
Хотя наличие функционирующих механизмов переселения является неотложной проблемой, следует также уделять больше внимания оказанию поддержки российским и белорусским активистам гражданского общества и журналистам, в которой они нуждаются по прибытии в безопасное место в Европа. Многие из них поделились со мной своим опытом решения различных юридических, административных, финансовых и других проблем, с которыми им пришлось столкнуться по прибытии в страну назначения. Некоторые из них столкнулись с препятствиями в получении вида на жительство после истечения срока действия визы. Для большинства из них полученные виды на жительство имели относительно короткий срок действия, обычно не превышающий одного года. Для тех, кто подал заявление на получение разрешения на работу, чтобы иметь возможность возобновить свою деятельность гражданского общества, в ряде случаев административные требования, а иногда и бюрократическая волокита повлияли на их способность осуществлять свою профессиональную деятельность, строить долгосрочные планы и получать финансирование. Это, в свою очередь, также повлияло на их личную и семейную жизнь, а также на жизнь членов их семей.
Другая проблема связана с тем, что некоторые европейские страны требуют, чтобы иностранное лицо предъявило справку об отсутствии судимости в стране происхождения в качестве предварительного условия для получения постоянного вида на жительство и разрешения на работу, что ставит этих лиц в зависимость от властей Российской Федерации и Белоруссии. Учитывая резкое ухудшение ситуации с правами человека в этих странах и резкий рост репрессий и преследований активистов гражданского общества, многие из просителей такого разрешения на пребывание уже привлечены к уголовной ответственности, а некоторые даже уже осуждены за свои действия. законная деятельность. Следовательно, они не могут предоставить властям принимающей страны информацию об отсутствии судимостей, и должны быть предусмотрены способы учитывать это при рассмотрении их заявлений.
Требования прозрачности для создания НПО, которые в принципе представляют собой разумные и действительные условия, также могут повлиять на безопасность активистов, журналистов и правозащитников из России и Беларуси, если не будут приняты меры по защите их личных данных. Действительно, регистрация нового юридического лица, такого как правозащитная ассоциация или независимое СМИ, требует раскрытия информации о лицах-учредителях, структуре, персонале и финансах в большинстве европейских стран. Учитывая опасности, которым подвергаются правозащитники и независимые журналисты даже во время пребывания за границей, важно, чтобы требования прозрачности не применялись таким образом, который может поставить их под угрозу.
В целом, правозащитники из России и Беларуси объяснили, что в некоторых случаях на них влияет растущее недоверие некоторых органов власти и компаний частного сектора к любому, кто является русским или белорусом. В некоторых государствах-членах российские и белорусские правозащитники, активисты гражданского общества и независимые журналисты, пожелавшие зарегистрировать НПО или другое юридическое лицо для продолжения своей законной деятельности, столкнулись с трудностями. В некоторых случаях национальные органы страны назначения замедляли процесс путем усиленных проверок или других процедур, применяемых в отношении гражданства заявителей. Что касается частного сектора, то несколько банков в ряде государств-членов Совета Европы отказались открывать и размещать счета граждан России и Беларуси, в том числе счета, которые были необходимы для ведения юридического лица в целях защиты прав человека или деятельности гражданского общества. Это усугубило проблему уже существующих финансовых ограничений, с которыми столкнулись граждане России и Беларуси, в том числе правозащитники и журналисты, после решения крупных компаний, занимающихся цифровыми платежами, прекратить работу в отношении этих двух стран, используя их платежные карты. выдается там невозможно нигде в мире. Оправданием таких неизбирательных мер иногда является то, что они основаны на санкциях, введенных некоторыми государствами-членами Совета Европы против России и Беларуси. Однако индивидуальные санкции применяются только к списку определенных лиц и организаций, а экономические санкции касаются операций с ограниченным списком товаров и услуг. Следовательно, они не должны использоваться никакими государственными органами или частными лицами против лиц, не включенных в санкционные списки, не занимающихся торговлей запрещенной продукцией, а, наоборот, выступающих против нарушений прав человека, совершаемых странами, против которых они направлены.
Одной из проблем, требующих полного внимания со стороны всех национальных властей, является риск репрессий против людей, нуждающихся в защите, путем экстрадиции в Россию или Беларусь. Многие европейские страны заключили различные соглашения с этими двумя странами в сфере криминального сотрудничества, отмывания денег, национальной безопасности и борьбы с терроризмом. Такое сотрудничество, среди прочего, способствует обмену информацией о лицах, подозреваемых или обвиняемых в предполагаемой преступной деятельности, их задержанию и экстрадиции. В случае ненадлежащей реализации эти соглашения могут привести к преследованию властями страны происхождения активистов в изгнании за их критику и антивоенную деятельность. 21 июня Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию 2446(2022) о зарегистрированных случаях политических заключенных в Российской Федерации, призывающую все государства-члены отклонять запросы об экстрадиции российских граждан за преступления, которые можно считать политически мотивированными. Аналогичный подход следует применять в отношении запросов об экстрадиции со стороны белорусских властей. На уровне Европейского союза министры юстиции согласились с тем, что «необходимо усилить бдительность в отношении запросов о выдаче граждан или жителей государств-членов ЕС, направленных властями третьих стран в политических целях, и усилить обмен информацией между национальным властям государств-членов в связи с такими запросами».
Гражданское общество и правозащитники в России и Беларуси
Россия и Беларусь на протяжении многих лет имеют устоявшиеся, сплоченные и устойчивые гражданские общества. Несмотря на то, что некоторым пришлось уехать, многие остаются и продолжают выполнять свою неоценимую работу внутри своих стран. В дополнение к уже существующей правозащитной деятельности, такой как надзор за условиями содержания под стражей, мониторинг политически мотивированных судебных процессов и помощь уязвимым людям, в том числе мигрантам, ЛГБТИ и национальным меньшинствам, с началом войны в Украине появились новые проекты. В марте 2022 года ряд видных российских правозащитников и активистов создали Совет российских правозащитников и опубликовали Гуманитарный манифест, осуждающий российскую агрессию против Украины. В ответ на войну также возникли десятки новых проектов, инициатив и кампаний, предлагающих творческие способы мирного сопротивления, противодействия официальной пропаганде в России и помощи жертвам войны. Например, многие рядовые граждане вызвались помогать гражданам Украины, спасающимся от боевых действий в различных регионах России, дополняя тем самым работу профессиональных защитников прав мигрантов, таких как Комитет «Гражданское содействие». Молодые люди, активисты социальных сетей, блогеры, журналисты, феминистки и многие другие активные граждане объединили свои голоса для консолидации гражданского общества в различных формах в эти трудные времена.
Правозащитники, с которыми я разговаривал, все подчеркивали важность поддержки тех, кто остался извне, в том числе адвокатов, которые представляют задержанных там правозащитников и которые сами также подвергаются преследованиям. Это правда, что чем больше правозащитников покидают страну, тем больше она подвергается риску дальнейшего отступления от прав человека.
Путь вперед
Государства-члены Совета Европы могут сыграть важную роль в поддержке российских и белорусских представителей гражданского общества, находящихся в своих странах или в изгнании, в период кризиса прав человека.
Во-первых, государства должны публично признать первостепенную роль гражданского общества в России и Беларуси в борьбе за права человека, демократию и верховенство права в своих странах и оказывать им постоянную поддержку всеми доступными средствами.
Заключенным в тюрьму правозащитникам и активистам гражданского общества в России и Беларуси и членам их семей следует оказывать поддержку, а их преследование за их законную деятельность осуждать все заинтересованные стороны, которые должны требовать их немедленного освобождения, а также лиц, ответственных за злоупотребление системой уголовного правосудия против их привлечь к ответственности.
Те, кто остался в России и Беларуси и желает и может вести свою деятельность в области гражданского общества и прав человека, могут получить постоянную политическую и практическую поддержку со стороны государств-членов. В частности, финансовая помощь и финансирование представляются крайне важными для гражданского общества в России и Беларуси, и их следует продолжать и увеличивать. Учитывая враждебную политическую и правовую среду для работы независимого гражданского общества в этих странах, доноры — как государственные, так и частные — должны сохранять гибкость и адаптировать свои оперативные методы к быстро меняющейся среде, включая постоянно развивающиеся цифровые финансовые инструменты, для обеспечения безопасности. бенефициаров. Любые действия, предпринятые в отношении субъектов гражданского общества из Российской Федерации и Беларуси, должны в первую очередь соответствовать принципу «не навреди», который можно оценить в консультации с бенефициарами гражданского общества.
Гражданское общество и правозащитники в России и Беларуси также могут выиграть от сотрудничества с ключевыми заинтересованными сторонами за рубежом, включая такие международные организации, как Совет Европы, его государства-члены, частный сектор и бизнес. Совет Европы может предусмотреть вовлечение их в свою деятельность, включая встречи экспертов, публичные мероприятия, проекты по обучению и образованию, а также регулярные диалоги. Парламентская ассамблея рекомендовала, чтобы белорусские и российские правозащитники, демократические силы, СМИ и организации гражданского общества, уважающие ценности и принципы Организации, могли приглашаться для участия в заседаниях Совета Европы на тех же условиях, что и их коллеги из Государства-члены Совета Европы. Кроме того, в качестве приветственного шага организации-партнеры Платформы по содействию защите журналистов и безопасности журналистов решили продолжить публикацию информации, касающейся серьезных опасений по поводу свободы СМИ в Российской Федерации. Другим способом демонстрации поддержки может быть обеспечение легкого доступа к ключевым документам, публикациям и веб-страницам Совета Европы на русском языке.
Для тех правозащитников и активистов гражданского общества, которые покинули или должны будут покинуть Россию или Беларусь, я приветствую принятие и реализацию комплексной и устойчивой политики переселения некоторыми государствами-членами. Призываю все государства-члены Совета Европы последовать их примеру, сотрудничать друг с другом, в том числе на уровне консульских служб, и обмениваться передовым опытом в этой области. Должны быть разнообразные правовые каналы, адаптированные к конкретной ситуации представителей гражданского общества из России и Беларуси для обеспечения их безопасного перемещения и пребывания в зоне Совета Европы, включая доступ к экстренным визам и проездным документам не только из стран их происхождения. но и из третьих стран. Сотрудничество и консультации с надежными партнерами из гражданского общества, по-видимому, являются ключом к успешному переселению, поскольку они могут сыграть важную роль в процедурах проверки и помощи активистам по прибытии в безопасную страну и в их интеграции. Государства-члены должны иметь эффективные гарантии против выдачи тех, кто подвергается судебному преследованию или осужден за свою законную работу.
Предоставление правозащитникам и активистам гражданского общества стабильного проживания в принимающих странах, облегчение их работы и предоставление социальных пособий им и членам их семей представляет собой важный шаг в обеспечении того, чтобы они могли возобновить свою деятельность в безопасных и благоприятных условиях. Процесс регистрации их новых юридических лиц и их функционирование, включая их доступ к финансированию, должны быть упрощены при обеспечении надлежащих гарантий, адаптированных к их конкретной ситуации, включая защиту персональных данных.
Я считаю активистов гражданского общества, правозащитников и независимых журналистов, в том числе из Российской Федерации и Беларуси, естественными партнерами Совета Европы, поскольку они разделяют те же ценности и мужественно продолжают работать во имя прав человека, демократии и правления закона. Я выражаю им свою солидарность в эти трудные времена и ценю их за умножение и повышение осведомленности о работе и стандартах Совета Европы в области прав человека. Правозащитники, волонтеры и независимые журналисты, в том числе из России и Беларуси, играют важную роль в контексте продолжающейся войны в Украине. Некоторые из них работают на местах, публично осуждая нападение России на Украину, документируя нарушения прав человека, помогая жертвам и независимо сообщая всему миру, особенно русскоязычному обществу. Они неустанно вносят свой вклад в повышение осведомленности и раскрытие правды, иногда рискуя своей свободой, безопасностью и даже жизнью. Они являются одними из главных сторонников изменений в правильном направлении в своих трансформирующихся обществах. Работать вместе, выражать поддержку и наводить мосты для лучшего будущего имеет решающее значение для Европы, свободной от войн и насилия.
Дунья Миятович
Познакомьтесь с белорусами, которые обманом заставили Россию стрелять по своим людям – ПОЛИТИКО
КИЕВ — Белорусские добровольцы смеются, рассказывая историю одного из своих командиров, который обманом заставил русских обрушить на них артиллерийские залпы. свои позиции у раздираемого войной соледобывающего города Бахмута.
«После того, как мы захватили траншею, командир воспользовался найденной нами рацией, выдал себя за российскую и дал ложные координаты для российской огневой задачи», — объяснил Павел Шурмей, 46-летний бывший олимпийский гребец, который боролся за Украину. .
«И это сработало», — вмешался 25-летний доброволец с грустной улыбкой.
***
Вам может понравиться
Лидер Беларуси Александр Лукашенко, союзник президента России Владимира Путина, назвал белорусов, воюющих на стороне Украины, «сумасшедшими гражданами». дисциплинированный и львиный.
Они завоевали боевые награды, помогая в первые недели после вторжения защищать Киев и отбивать Ирпень, пригородный город к северу от украинской столицы. Ирпень, как и соседняя Буча, подвергся террору под российской оккупацией. Они также бесстрашно сражались в боях за Северодонецк и Лисичанск на Донбассе в прошлом году.
Заместитель командира белорусов и один из основателей их Кастусько-Калиновского полка, Алексей Скобли, был убит к северу от Киева в марте прошлого года после того, как руководил арьергардным боем, будучи раненым. Президент Украины Владимир Зеленский посмертно присвоил ему звание Героя Украины.
Полк, носящий имя польско-белорусского национального героя, возглавившего восстание 1863 года против Российской империи, потерял не менее полудюжины добровольцев, в том числе снайпера Змыцера Апаносовича, погибшего в бою за Ирпень, попав под обстрел.
И Шурмей недавно был близок к тому, чтобы быть добавленным в список.
Белорусы, у которых брал интервью POLITICO, скромно относятся к похвалам своих подвигов, утверждая, что они не лучше других, защищающих Украину. Точно так же Шурмей, который женат на украинке, объясняет, как он был ранен, говоря, что, когда его подорвало танковым снарядом, он был в шоке.
«Я встал и попытался уйти, и услышал, как меня кто-то зовет, и один из парней начал делать жгут. Тогда я подумал: «О, Боже мой». Ты никогда не готов быть раненым. Только когда вы испытаете это, вы сможете узнать, на что это похоже», — сказал он.
Шурмей получил ранение в правую руку после того, как его настиг российский танк на открытом месте. Его подразделение укрылось в луже, но снаряд попал в дерево, извергнув осколки. Один из его товарищей был тяжело ранен, и после того, как его стабилизировали, через час они начали отходить. Именно тогда в экс-олимпийца попал очередной танковый снаряд.
***
Так зачем рисковать жизнью?
Олег Дашкевич повторяет официальный девиз Кастуського Калиновского полка — «Сначала Украина, потом Беларусь». Он говорит: «Россия — наша общая проблема. Беларусь в плену у России, а Москва контролирует Беларусь и народ. Поэтому нам нужно бороться с Россией, которая поможет и Беларуси. Вот почему мы стоим вместе».
Не так видят родители Дашкевича. Они были в ярости, когда в августе прошлого года он сказал им, что собирается воевать за Украину.
«Говорят, что я предатель», — сказал он POLITICO, добавив: «С тех пор я с ними не разговаривал».
Опрос общественного мнения, проведенный в прошлом году для британского Chatham House, показал, что 30 процентов белорусов поддерживают вторжение России.
Кастусь Калиновский полк был переименован в батальон в прошлом году, когда увеличилось количество белорусских добровольцев. Ни Шурмей, ни Олег не подтвердили, сколько белорусов сейчас воюет в Украине. «Несколько сотен», — только и сказали они. По некоторым оценкам, эта цифра достигает 1500 человек. Каким бы ни было их число, они, как правило, находятся в гуще боя.
«Когда мы появляемся, некоторые украинские солдаты жалуются — они знают, что скоро будет жарко», — сказал Шурмей.
Leave a Reply