Ты — то, что ты ешь. Запреты и секреты еврейской кухни
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ты — то, что ты ешь
Запреты и секреты еврейской кухни
Ольга Цынская
Религиозный еврей никогда не станет есть осетрину или черную икру и не положит на одну полку холодильника мясо и молоко. Что такое кошерная еда, зачем в Израиле свиней кормят апельсинами, где попробовать самые вкусные сыры и гранатовое вино, а также аутентичные рецепты форшмака и хумуса — в материале РИА Новости.
Национальная еврейская кухня — одна из наиболее древних.
Кулинарные рецепты тысячелетиями передавали из поколения в поколение. В какой бы стране ни оказались ортодоксальные представители этого народа, они выбирают пищу в соответствии с законами кашрута.
Приготовление мацы в Израиле
Эти правила исполняют, чтобы соблюдать заповеди Торы.
Считается, что некошерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Например, с мясом хищных животных передается агрессия. И в этом есть пересечение с высказыванием Гиппократа: «Ты — то, что ты ешь».
Шаурма в Акко, Израиль
© Depositphotos.com / lucidwaters
Шеф-повар кафе Еврейского музея и центра толерантности Александр Марон:
«В кашруте есть и список запрещенных продуктов, и конкретные рекомендации к способам приготовления разрешенных».
Один из главных принципов — разделение мяса и молока, а также продуктов, в которых они содержатся. Их нельзя вместе готовить и хранить, посуда обязательно должна быть разной.
Шеф-повар Александр Марон
© Фото : предоставлено Александром Мароном
Если вы съели мясо, то молоко можете выпить не менее чем через шесть часов. Есть продукты «парве», которые сочетаются и с молоком, и с мясом. Это вегетарианские блюда, а также рыба и яйца.
Нельзя есть любые морепродукты (креветки, моллюсков и так далее) и рыбу без чешуи и плавников.
Разрешается мясо животных, которые питаются травой, являются жвачными и при этом имеют парные копыта. Например, свинья и верблюд — парнокопытные, но не жвачные. Чтобы мясо было кошерным, животное должно быть забито гуманным способом, без боли и страданий, а мясо — особым образом обескровлено.
Рынок Шук Кармель, Тель-Авив
© Depositphotos.com / lucidwaters
Посетители кафе в Иерусалиме
Рынок Шук Кармель, Тель-Авив
© Depositphotos.com / lucidwaters
Соблюдающие кашрут едят только одомашненную птицу: курицу, утку, гуся, индейку.
Однако перепелки и голуби тоже признаются кошерными. Но, как и в случае с мясом, кошерной считается только та птица, которая забита гуманным способом. И таких нюансов очень много, поэтому, чтобы не запутаться в сложных правилах, самое простое — покупать продукты, маркированные знаком кашрута, или посещать рестораны и кафе с сертификатом кошерности.
Индейка
© AP Photo / Larry Crowe
Из кошерных продуктов можно приготовить самые разные блюда: от японских суши и китайской лапши до шашлыков, гамбургеров и пиццы.
Но, пожалуй, стоит обратить внимание на традиционные еврейские рецепты, которые сейчас особенно популярны в мире благодаря увлечению здоровым питанием и вегетарианством. Это хумус, фалафель, шакшука, мезе, форшмак.
Мезе
© Фото : @rishon.cafe/Instagram
В еврейской традиционной кухне есть два главных кулинарных направления — сефардское и ашкеназское.
Сефарды — выходцы из стран Ближнего Востока и Средиземноморья, а ашкеназы — евреи Европы. В сефардской кухне много специй и приправ, морской рыбы, оливкового масла и бобовых.
Матбуха
© Depositphotos.com / fanfon
Ашкеназы славятся рациональным использованием более привычных европейскому вкусу яиц, куриного мяса, речной рыбы, говядины.
Хумус и форшмак — яркая иллюстрация и к сефардской, и к ашкеназской кухне.
Москвичка Катя Орлович:
«С самого рождения я живу в России. Но мои еврейские корни тянут на родину предков. Поэтому в Израиле бываю чаще, чем где-либо еще.
Ужин в Яффе
© Depositphotos.com / efesenko
Гостей земли обетованной приятно удивят большие порции в кафе и ресторанах.
Например, израильского салата (мелко нарезанные помидоры, огурцы, красный лук, заправленные оливковое маслом и соком лимона — просто и вкусно) вам принесут реально тазик. Наешься до отвала, гарантирую!
Традиционный овощной салат в Израиле
© Depositphotos.com / lucidwaters
К салату — очень вкусный свежий хлеб.
В Израиле огромное количество его видов (только чисто ржаного, бородинского не ждите). К нему подают сливочное масло. И вот намазываешь это вкуснейшее масло на еще теплый хлеб… А впереди еще основное блюдо! Но, как правило, ты уже наелся. И вообще, в Израиле очень вкусная выпечка. Кстати, и молочка тоже.
Субботняя хала, сплетенная из шести полосок теста и покрытая кунжутом
CC BY-SA 3.0 / Aviv Hod / Six Braided Jewish Challah with sesame
Еще в ресторанах принято, пока гость ожидает заказ, приносить разные закуски в небольших блюдечках: хумус, салаты, соленья, оливки.
Не увлекайтесь, а то не останется места для собственно обеда или ужина.
Самый вкусный хумус я ела в двух местах.
В маленьком и очень простом по виду кафе в мистическом городе, «столице кабалистов» — Цфате. Его там подают с солеными огурцами, нарезанными кружочками, и луком — совершенно домашний вкус! И еще в деревеньке Абу-Гош под Иерусалимом, где живет чеченская диаспора.
Город Цфат, Израиль
В Израиле очень вкусный стрит-фуд, и, что важно, несмотря на жару, есть там на улице вполне безопасно.
Свежайшие продукты и подача с соблюдением всех норм гигиены. Израильтяне очень гордятся шаурмой: с индейкой, курицей, бараниной. Свинину встретишь нечасто — это некошерно. Гид рассказывал, что свиней у них кормят апельсинами, поэтому мясо приобретает странный привкус и нравится далеко не всем.
Шаурма с фалафелем
© Depositphotos.com / fotoatelie
Израильтяне очень любят выезжать на природу и жарить шашлыки.
Это национальная забава — устроиться на берегу Галилейского озера, разбить палатки и провести так выходные. Причем, хотя люди собираются незнакомые, палатки устанавливают бок о бок и отдыхают вместе.
Отдых на Галилейском море в Израиле
© AP Photo / Oded Balilty
Галилейское море (Тивериадское озеро) в Израиле
Отдых на Галилейском море в Израиле
© AP Photo / Oded Balilty
В Израиле совершенно потрясающие сыры, не хуже французских.
Сортов очень много: и мягкие, и твердые, вкуснейшие козьи. Кстати, это и объяснимо. В Галилее изобилие пастбищ, с ухоженными, как на подбор, животными.
Сыр
© Depositphotos.com / jaczi
Хороши и галилейские вина.
Говорят, что они берут главные призы даже на международных конкурсах. А из невиноградных рекомендую гранатовое.
Виноградники в Галилее
© Depositphotos.com / asafeliason
Обязательно попробуйте рыбу cвятого Петра.
У нее особенность: за жабрами — два темных пятна. По преданию, это следы прикосновения пальцев апостола. Готовят ее максимально просто: запекают на углях, и это очень вкусно. Но главное — это такой израильский специалитет, она водится только в Галилейском озере».
Рыба святого Петра
© Depositphotos.com / netesha62
РЕЦЕПТЫ ОТ ШЕФ-ПОВАРА ЕВРЕЙСКОГО МУЗЕЯ И ЦЕНТРА ТОЛЕРАНТНОСТИ АЛЕКСАНДРА МАРОНА
Форшмак (vorschmack с немецкого)
К традиционному еврейскому столу форшмак пришел из восточнопрусской кухни. Поскольку согласно правилам кошерности смешивать мясо и рыбу нельзя, в еврейском варианте рецепта нет мясного фарша. Вместо него — рыба, чаще всего филе сельди.
Форшмак
© Фото : @rishon.cafe/Instagram
Очищаем филе свежей сельди от кожи и косточек, мелко рубим ножом и добавляем мелконарезанный репчатый и зеленый лук, отваренные яйца. Взбиваем сливочное масло со сливками (33%) и смешиваем с остальными ингредиентами.
Закуска из пюре нута и специй. Это очень древнее блюдо. По одной из гипотез, хумус впервые приготовили в Древнем Египте. Это похоже на правду, так как египтяне культивировали нут.
Хумус
© Фото : @rishon.cafe/Instagram
Нут (600 граммов) замачиваем на 12 часов, тщательно промываем и отвариваем до готовности в чуть подсоленной воде. Перемалываем до однородной массы в блендере или мясорубке. Добавляем кунжутную пасту, лимонный сок и специи по вкусу. Хорошо перемешиваем с добавлением оливкового масла и доводим до нужной консистенции.
Приятного аппетита!
08:00 28.08.2021
(обновлено: 12:53 28.08.2021)
КОШЕРНАЯ ПИЩА — что такое в Энциклопедии Кольера
еда, отвечающая требованиям кашрута — еврейских законов об употреблении пищи («кашрут» означает пригодность к употреблению в пищу). Основные предписания, касающиеся кашрута, даются в Пятикнижии. Более детальные раввинистические указания включены в Мишне Тора Маймонида, Шулхан Арух Йосефа Каро и в некоторые другие своды законов.
Принципы кашрута. В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (свинья, например, исключена из рациона, так как не является жвачным животным). Дозволены к употреблению только рыбы с чешуей и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Птицы, запрещенные к употреблению в пищу, перечислены в Библии поименно. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным «резником», «шохетом». Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Во время празднования еврейской Пасхи (Песах) запрещается все квасное (полученное в результате брожения), что подразумевает дополнительные ограничения в приготовлении пищи. Соблюдение кашрута в еврейских общинах обычно контролируется специальным «советом по кашруту», который утверждает резников и следит за их работой, выдает лицензии мясным магазинам, позволяющие продавать кошерное мясо, посылает контролеров для надзора за продажей мяса. В Европе законы кашрута часто вызывали нападки со стороны антисемитских группировок. В конце 19 в. возникло движение за запрещение «шехиты» (традиционного еврейского способа забоя животных). Некоторые страны приняли законы, запрещающие шехиту, объявив этот способ забоя негуманным.
Смотреть больше слов в «Энциклопедии Кольера»
КОЭН СТЭНЛИ →← КОФФКА КУРТ
Смотреть что такое КОШЕРНАЯ ПИЩА в других словарях:
КОШЕРНАЯ ПИЩА
КОШЕРНАЯ ПИЩАеда, отвечающая требованиям кашрута — еврейских законов об употреблении пищи («кашрут» означает пригодность к употреблению в пищу). Основные предписания, касающиеся кашрута, даются в Пятикнижии. Более детальные раввинистические указания включены в Мишне Тора Маймонида, Шулхан Арух Йосефа Каро и в некоторые другие своды законов. Принципы кашрута. В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (свинья, например, исключена из рациона, так как не является жвачным животным). Дозволены к употреблению только рыбы с чешуей и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Птицы, запрещенные к употреблению в пищу, перечислены в Библии поименно. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным «резником», «шохетом». Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Во время празднования еврейской Пасхи (Песах) запрещается все квасное (полученное в результате брожения), что подразумевает дополнительные ограничения в приготовлении пищи. Соблюдение кашрута в еврейских общинах обычно контролируется специальным «советом по кашруту», который утверждает резников и следит за их работой, выдает лицензии мясным магазинам, позволяющие продавать кошерное мясо, посылает контролеров для надзора за продажей мяса.В Европе законы кашрута часто вызывали нападки со стороны антисемитских группировок. В конце 19 в. возникло движение за запрещение «шехиты» (традиционного еврейского способа забоя животных). Некоторые страны приняли законы, запрещающие шехиту, объявив этот способ забоя негуманным…. смотреть
КОШЕРНАЯ ПИЩА
kosher, иврит — подходящее), термин, обычно используемый применительно к пище и вину, приемлемых для евреев на основе изложенных в Торе запретов. Запрещено есть мясо парнокопытных животных, не жующих жвачку (свиньи), а также ракообразных, нек-рых птиц и большинство насекомых. Также запрещено смешивать мясные и молочные продукты и есть мясо, еще содержащее живую кровь. Эти правила относятся и к посуде, используемой для приготовления пищи, к-рая для каждого блюда должна быть отд. Строгое соблюдение кошерных предписаний поддерживается ортодоксальным иудаизмом, но не в такой степени, как реформистским иудаизмом и др. традиц. формами иудаизма. … смотреть
Спросите у эксперта: Употребление некошерной пищи
Вопрос: Каково наказание за употребление некошерной пищи?
– Барбара, Индиана
Ответ: Это зависит от того, кого вы спросите, Барбара. Если вы спросите, например, мою бабушку, наказанием будет полоскание рта с мылом. Но я почти уверен, что конкретное наказание не является официальной позицией еврейского закона.
В Торе есть места, где мы читаем о конкретных наказаниях, установленных за определенные преступления. Например, библейское наказание за осквернение Шаббата — смерть (Исход 35:2), а библейское наказание за инцест — карет (Левит 18:29), что раввины интерпретируют как своего рода духовное отлучение от еврейского народа.
Что касается кашрута, Тора указывает, что наказанием за употребление в пищу жиров, обнаруженных на боках и некоторых внутренних органах домашних кошерных животных ( хелев ) или крови животных, также является карет. Но помимо этих двух запрещенных продуктов животного происхождения Тора не предусматривает наказания за употребление других некошерных продуктов, таких как некошерные животные или животные, забитые ненадлежащим образом.
Раввины в Талмуде обсудили и разъяснили наказания за различные проступки, в том числе не явные в Торе. Они определили, что большинство негативных заповедей («не делай») требуют маккотов , или 39 ударов плетью. В эту категорию попадает некошерная пища (Хуллин 102; Маймонид, Законы о запрещенных продуктах 2:2).
Было время, когда еврейская судебная система во главе с синедрионом выносила наказания, и они могли наказать того, кто ел некошерную пищу, 39ударов плетью при условии наличия необходимых предпосылок для нанесения ударов плетью (о правонарушении могли свидетельствовать два свидетеля; правонарушитель был должным образом предупрежден до того, как совершил правонарушение).
Однако неясно, регулярно ли Синедрион наносил 39 ударов плетью. Гораздо более распространенными в качестве формы наказания были макот мардут, что буквально переводится как порка наказания, и на практике представляло собой избиение или порку, предписанные судом. В «Введении в историю и источники еврейского права» Нил С. Хехт отмечает, что макот мардут обычно применялись в период геонов, который длился до 1038 г. н.э.
В еврейской общине применялись и другие методы наказания. Профессор Ханина Бен-Менахем из Еврейского университета в Иерусалиме рассказала мне о куне, похожем на позорный столб устройстве, которое использовалось еврейскими общинами в Восточной Европе еще в 17 веке. Куне обычно состоял из высокого узкого деревянного шкафа, в котором стоял грешник. Для его лица было окно, и прихожане плевали на него, входя и выходя из синагоги. Куне сначала использовали христиане для наказания грешников, а затем переняли иудеи. Когда я спросил профессора Бен-Менахема, за какие правонарушения кто-то может попасть в куне, он перечислил самые разные ситуации, в том числе употребление некошерной пищи. Использование кунэ, кажется, вымерло где-то в 19 веке.го века, но в Восточной Европе все еще есть некоторые синагоги, к внешним стенам которых прикреплены куны.
Сегодня даже в самых соблюдающих общинах преобладает мнение, что наказание за грехи, совершенные против Бога — от употребления некошерной пищи до поклонения ложным богам — будет взыскано в Мире Грядущем. Иногда поступают истории о людях, которых избивают за несоблюдение некоторых законов, но, как правило, это не делается ни в каком официальном качестве.
В наши дни очень редко можно найти синагогу или общину, которые бы открыто наказывали кого-то за употребление некошерной пищи или иным образом нарушали закон против Бога. Возможно, эти действия повлекут за собой большие последствия в Мире Грядущем, но узнать об этом невозможно. Некоторые люди находят это волнующим и освобождающим, а другие находят это ужасающим и сковывающим. Они оба могут быть правы.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: КОН-шер, Происхождение: иврит, соблюдение кашрута, традиционных еврейских диетических законов.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: ТАЛЛ-муд, Происхождение: иврит, набор учений и комментариев к Торе, составляющих основу еврейского закона. Состоящий из Мишны и Гемары, он содержит мнения тысяч раввинов из разных периодов еврейской истории.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: ТОРЭ-ух, Происхождение: иврит, Пятикнижие Моисея.
Подпишитесь на наш информационный бюллетень
Расширьте возможности своих еврейских открытий, ежедневно
Кошерные статьи CRC: Ведение бизнеса с использованием некошерных продуктов питания
Шульхан Арух Y.D. 117 обсуждает запрет на ведение бизнеса с некошерными продуктами питания. Среди практических моментов, отмеченных там и в Poskim , следующие:
- Причина галахического запрета в том, что если еврей занимается бизнесом, связанным с некошерной едой, он может непреднамеренно съесть ее.
Таким образом, продажа некошерных продуктов питания запрещена ( Шулхан Арух ), но разрешена продажа домашних животных некошерных видов (например, песчанок, собак) ( Шах 117:1) с этих животных обычно не едят.
Кроме того, Iggeros Moshe (YD II:37) разрешает продавать некошерный корм для домашних животных (при условии, что это не issurei hana’ah – см. Sappirim 7), даже если технически этот корм съедобен для человека. , потому что нет заботы о том, что кто-то съест корм для домашних животных.
- Тем не менее, есть случаи, когда запрещается вести бизнес, связанный с некошерной едой, даже если маловероятно, что еврей будет есть эту пищу.
Например, нельзя продавать некошерные продукты, даже если они находятся в жестяных банках или других контейнерах, доступ к которым затруднен ( Iggeros Moshe ibid.).
Кроме того, в Responsa Chasam Sofer (YD 104-106) говорится, что issur применяется в любое время, когда еврей получает некошерную пищу для деловых целей, даже если он никогда не видел или не вступал в контакт с едой. (и, следовательно, не может съесть его). Таким образом, 9Предположение 0010 Хасама Софера состоит в том, что еврей не может выступать в качестве посредника для некошерных продуктов питания, за исключением случаев, когда он никогда не вступает во владение товарами галахически; детали того, когда это применимо, а когда нет, довольно запутаны, и конкретные ситуации следует обсуждать с равом.
Супермаркет, принадлежащий евреям, не может продавать даже те немногие некошерные товары, которые необходимы для расширения ассортимента и привлечения нееврейских покупателей ( Iggeros Moshe YD II:38, но см. Арух Ха-Шулхан 117:27).
Наконец, нельзя покупать некошерную пищу специально для своих сотрудников-неевреев ( Рема 117:1; см. также Шулхан Арух O.C. 450:6 и Мишна Берура ad loc.).
- Запрещается торговать только продуктами питания, которые являются assur mid’oraisah ( Shulchan Aruch 117:1).
Таким образом, еврею разрешено владеть компанией по производству некошерного сыра (которая использует кошерный сычужный фермент и культуры) с gevinas akum — это всего лишь issur d’rabannan .
Дебаты Acharonim о том, запрещено ли продавать зараженные овощи (см. Pri Megadim YD (S.D.) 84:18), со снисходительным мнением, утверждающим, что человек продает (кошерные) овощи и нет никакой «сделки» на ошибках. Можно было бы возразить, что даже строгое мнение ограничивается очень немногими случаями, когда зараженные овощи запрещены mid’oraisah . 1 Однако безответственно продавать овощи, о которых большинство людей не знает, что они заражены, или когда большинство людей не знают, как проверить наличие жуков и/или не могут реально очистить; это особенно верно в отношении сертифицированного кошерного супермаркета, где потребители уверены, что все является кошерным. Из-за этих опасений CRC не разрешает супермаркетам, сертифицированным кошерно, продавать замороженный шпинат, свежую или замороженную брокколи или цветную капусту (если они не имеют приемлемой сертификации). Кроме того, другие овощи, требующие проверки, продаются только с наклейкой с надписью «Осторожно, перед употреблением их необходимо вымыть и проверить на наличие насекомых».
- Если еврей неожиданно получил некошерную пищу, он может ее продать.
Например, chailev , nevailos и teraifos найденные или созданные как часть кошерной shechitah , могут быть проданы неевреям ( Shulchan Aruch 9 0011).
1 Мы видели в тексте, что запрещается вести дела только с некошерными продуктами, которые ассур мид’ораиса . Соответственно, можно утверждать, что даже строгое мнение ограничивается случаями, когда определенная партия овощей известна как зараженная или этот тип овощей обычно настолько заражен, что является « мучзак б’толаим » и заверяется. есть mid’oraisah (см. Shach 84:29). Если это так, то в настоящее время большинство овощей не заражены выше уровня miut hamatsui (см.
Leave a Reply