Новый рейтинг лучших стран для жизни. — Новости из Польши
Где жить лучше всего? Самое дружелюбное место для жизни, где, помимо широкого доступа к еде и жилью, высококачественного образования, здравоохранения и занятости, вы можете рассчитывать на политическую стабильность, личную свободу и чистую окружающую среду. Если вы ищете такое место, у нас есть список из 10 стран, которые отлично справились со всеми этими вопросами.
Рейтинг таких стран в 2020 году был создан Группой BAV, входящей в глобальную маркетинговую корпорацию VMLY & R oraz Wharton School with University of Pennsylvania. В исследовании приняли участие 20 000 человек с четырех континентов, которые оценили 73 страны по 75 различным показателям. Скандинавские страны и Канада в пятый раз занимают первые места в рейтинге с точки зрения обеспечения хорошего качества жизни. А как Польша? Читайте!
Место 10. Германия
Самая густонаселенная страна в Европейском Союзе, у них одна из крупнейших экономик в мире, и после воссоединения двух частей страны их роль в международном сообществе неуклонно возрастает. Эта центрально европейская страна граничит с девятью народами, и ее ландшафт разнообразен: от северных равнин, которые достигают северных и балтийских морей, до баварских Альп на юге.
ВВП: 4,0 трлн долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 82,9 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 52 386 долларов США
Место 9. Финляндия
Одна из самых северных стран мира. Граничит со Швецией, Норвегией и Россией. Это равнинная страна с самым большим количеством озер в мире.
ВВП: 274,0 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 5,5 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 46,596 долларов США
Место 8. Новая Зеландия
Островная страна в Тихом океане на юго-востоке Австралии, состоящая из двух основных островов и нескольких небольших островов, включая острова Стюарт и острова Чатем. Сегодня 70 процентов Киви — общий термин для жителей Новой Зеландии, которые утверждают, что подчеркивают таким образом гордость птицы Киви, символа этой страны — европейского происхождения, однако первыми жителями Новой Зеландии являются маори, которые сегодня составляют около 14 процентов местных жителей.
ВВП: 205,0 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 4,9 миллиона
ВВП на душу населения, ППС: 40 096 долларов США
Место 7. Швейцария
Официально называется Швейцарская Федерация. Это небольшая страна в Центральной Европе, которая состоит из 16 000 квадратных миль ледниковых высеченных Альп, озер и долин. Это одна из самых богатых стран мира, которая веками была известна своей нейтральностью.
ВВП: 705,5 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 8,5 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 65 010 долларов США
Место 6. Нидерланды
Расположенные на окраине Западной Европы, Нидерланды всегда были известны как страна ветряных мельниц. Страна также известна выращиванием красивых, красочных тюльпанов. С 1 января этого года он изменил свое официальное название на Нидерланды.
ВВП: 913,7 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 17,2 миллиона
ВВП на душу населения, ППС: 56 489 долларов США
Место 5. Австралия
Содружество Австралии занимает австралийский континент. В страну также входят некоторые острова, в частности Тасмания. Местные жители занимали землю по крайней мере 40 000 лет до первых британских поселений в 18 веке.
ВВП: 1,4 трлн долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 25,0 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 52 379 долларов США
Место 4. Норвегия
Королевство Норвегия — самая западная страна Скандинавского полуострова, состоящая в основном из каменистой местности, большая часть населения которого живет в окрестностях столицы Осло. Побережье Норвегии состоит из тысяч фьордов, заливов и островных берегов. Норвежские развивающиеся морские культуру и действующие на протяжении всей эпохи.
ВВП: 434,8 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 5,3 миллиона
ВВП на душу населения, ППС: 74 357 долларов США
Место 3. Швеция
Королевство Швеция, окруженное Норвегией на западе и Балтийским морем на востоке, простирается на значительной части Скандинавского полуострова и является одной из крупнейших стран Европейского союза с точки зрения земельной массы. Столица — Стокгольм — была завоевана в 16 веке, а пограничные споры в средние века создали современную нацию.
ВВП: 551,0 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 10,2 миллиона
ВВП на душу населения, ППС: 53 652 долл. США
Место 2. Дания
Королевство Дания было основано в 10 веке и включает в себя два островных государства: Северную Атлантику, Фарерские острова и Гренландию. Вместе со Швецией и Норвегией он образует Скандинавию, культурный регион Северной Европы.
ВВП: 352,1 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 5,8 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 52 279 долларов США
Место 1. Канада
Канада занимает около двух пятых североамериканского континента, что делает ее второй по величине страной в мире после России. Страна малонаселенная, и большинство ее 35,5 миллионов жителей живут в 125 милях от границы с США. Обширная дикая местность Канады на севере играет большую роль в канадской идентичности, равно как и репутация страны для приема иммигрантов. Пятый раз подряд Канада занимает первое место в рейтинге по обеспечению хорошего качества жизни.
ВВП: 1,7 трлн долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 37,1 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 49 690 долларов США
Польша
Польша заняла 22 место. В прошлом, 2019 году страна занимала 24 место.
Польша — это страна среднего размера, расположенная в центральной Европе с историей и культурой, сформировавшейся в результате тысячелетнего конфликта на европейском континенте.
Культура Польши богата значительным вкладом в искусство и науку. Известные научные деятели включают Николая Коперника и Марии Кюри. Классический композитор 19-го века Фредерик Шопен является одним из самых известных музыкантов страны, в то время как отмеченный наградой кинорежиссер Роман Полански всемирно известен своими работами.
Польша является членом крупных международных и региональных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций, Европейского союза, НАТО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
ВВП: 585,8 млрд. Долларов США
НАСЕЛЕНИЕ: 38,0 млн.
ВВП на душу населения, ППС: 32 005 долларов США
Украина
Украина заняла 71 место. В прошлом, 2019 году страна занимала 59 место.
Украина, нация, история которой переживала длительные периоды оккупации в других странах, сегодня ведет борьбу между войной и миром, а также между коррупцией и реформами. Нация граничит с Черным и Азовским морями на юг и упирается в несколько восточноевропейских стран, включая Россию.
Услуги, промышленность и сельское хозяйство — это три крупнейшие экономические отрасли Украины. Нация значительно возлагается на импорт природного газа из России для удовлетворения своих энергетических потребностей. Всемирный банк свидетельствует, что сельскохозяйственное производство и потребление энергии можно сделать более эффективными, и, делая это, Украина может сыграть важную роль в мировой продовольственной безопасности.
В культурном плане на Украину влияют Западная и Центральная Европа, Россия на востоке и религия — подавляющее вера в стране — это Восточное Православие. Страна имеет богатую историю литературы, музыки, архитектуры и народного искусства, включая крашанки, украинские писанки. Этнические украинцы составляют подавляющее большинство населения страны, а этнические россияне выступают как самое большое меньшинство.
Украина является членом крупных международных и региональных организаций, в том числе ООН, ВТО, Европейского банка реконструкции и развития и Содружества Независимых Государств.Украина является членом крупных международных и региональных организаций, в том числе ООН, Всемирной торговой организации, Европейского банка реконструкции и развития и Содружества Независимых Государств.
Полный рейтинг можно посмотреть на сайте USnews
Россия поднялась в рейтинге лучших стран мира на одну строчку
Политика
close
100%
Россия поднялась на одну строчку в рейтинге лучших стран мира по версии американского журнала US News & World Report, заняв место в третьем десятке. При этом составители списка подчеркнули, что среди самых могущественных держав мира наша страна оказалась на втором месте, уступив лишь США. Туристы, говорится в исследовании, стали охотнее ехать в РФ, а темпы роста российской экономики уступают лишь 11 странам мира.
По итогам 2019 года Россия по-прежнему вторая среди сильнейших мировых держав. Журнал US News & World Report сообщает, что РФ уступает по могуществу «только США», обгоняя Китай.
В числе лучших стран мира оказались 73 государства. Рейтинг составляется изданием каждый год на основании самых разных критериев.
Основной рейтинг журнала — «лучшие страны мира». На первом месте, по версии американского издания, оказалась Швейцария, на втором — Канада, на третьем — Япония. Год назад Япония была второй.
В первую пятерку «лучших стран» вошли также Германия и Австралия. Россия — на 23 месте, наша страна поднялась на одну позицию.
Кроме того, Россия поднялась на две позиции среди самых привлекательных для туристов стран — теперь мы на 48-м месте. По темпам экономического роста РФ заняла 12 строчку в общемировом рейтинге. Исследование, на основе которого составлялся рейтинг, было проведено компанией BAV Consulting и Пенсильванским университетом. В ходе него была опрошена 21 тыс. человек из 36 стран мира.
Напомним, в декабре уже сообщалось, что Россия на втором месте среди самых сильных стран мира. Авторы указали при этом на мощную и профессиональную армию нашего государства. Издание US News & World Report обращало внимание и на размеры страны — наибольшие в мире, а также отмечало «в основном авторитарный» характер управления страной на протяжении большей части более чем тысячелетней истории. В публикации среди проблем РФ американские эксперты назвали низкую открытость для бизнеса и среднее качество жизни. При этом внимание они оценили как высокий уровень культурного влияния, исторического наследия и талантливых людей.
Напомним, в соответствии с майским указом президента 2018 года к 2024 году Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира.
Сейчас российский ВВП на шестом месте в мире по объему после Китая, США, Индии, Японии и Германии. «По поводу того, чтобы мы заняли достойное место в ряду других индустриальных держав, — это непростая задача, но, в целом, она абсолютно решаемая», — говорил ранее президент России Владимир Путин.
Кроме того, стоит отметить, что в прошлом году вооруженные силы РФ заняли второе место среди сильнейших армий мира по версии рейтинга Global Firepower. Авторы учитывали более 55 факторов и включили в список 25 стран. Первое место заняла армия США, третье — Китая.
Среди всевозможных рейтингов стоит вспомнить о списке стран с самым работящим населением. Пару лет назад Организация экономического сотрудничества и развития установила, что россияне работают чуть ли не больше всех в мире — в 2017 году россияне в среднем провели за работой 1980 часов. Наша страна вошла в первую пятерку самых работающих стран — больше трудились только жители Мексики, Коста-Рики, Южной Кореи и Греции.
Тем не менее по производительности труда Россия значительно отстает от многих развитых стран мира. В 2017 году в рейтинге издания Market Watch наша страна по этому показателю спустилась с 32-го на 34-е место, пропустив вперед Чили и Польшу. В начале 2019 года, однако, сообщалось, что производительность труда в РФ растет.
Также стоит отметить, что Россия занимает 68 место в мире среди самых счастливых стран, между Пакистаном и Филиппинами. Об этом сообщило агентство ООН по поиску решений для стабильного развития. На первом месте в мире — Финляндия, она занимает эту строчку уже не первый год. Кроме нее, в первую десятку «счастливцев» внесли Данию, Норвегию, Исландию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию, Новую Зеландию, Канаду и Австрию.
Российские власти уровнем счастья граждан обеспокоены. Весной прошлого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что при принятии важных решений властям России стоит заранее выяснять, как их реализация скажется на уровне счастья россиян. Она также предположила, что можно было бы обратиться к опыту ОАЭ, где создано министерство счастья.
«Мы все хотим, чтобы все в России были счастливы, чтобы это была страна счастливых людей», — подчеркнула председатель верхней палаты российского парламента.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Картина дня
Военная операция на Украине. День 383-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 383-й день
Без драк, но с ослом. Как прошла церемония вручения «Оскара-2023»
Фильм «Все и везде и сразу» победил в семи номинациях «Оскара»
Певец Вадим Казаченко: «С дочерью и внуками не виделся с начала пандемии»
Певец Вадим Казаченко рассказал о шоу «Маска» и внуках
Reuters: Председатель КНР Си Цзиньпин планирует посетить Москву на следующей неделе
ФСБ: активистка движения «ЯМыФургал» задержана за госизмену в виде финансирования ВСУ
«Известия»: Минпромторг внес продукцию IKEA в список товаров для параллельного импорта
Лауреат Нобелевской премии по литературе Кэндзабуро Оэ умер на 89-м году жизни
Новости и материалы
ФТС назвала объемы внешней торговли России в 2022 году
«Матч ТВ»: Костомарова могут снять с ИВЛ в случае сохранения положительной динамики
Папа Римский Франциск на десятилетие своего понтификата пожелал в подарок мир во всем мире
Mash: замеченные в Новой Москве БПЛА, предварительно, вели наблюдение за военчастью ВКС
Мэр Киева Кличко признался, что в январе власти города готовились к эвакуации населения
В России предложили сделать радиационную дезинфекцию овощей более безопасной
Хью Гранта раскритиковали за грубость с Эшли Грэм на «Оскаре»
Продажи седанов Omoda S5 в России начнутся в конце весны
Российские сыроделы начали использовать фермент оленя вместо иностранного верблюжьего
Настя Ивлеева отметила день рождения в компании Нагиева
Мужчина на моноколесе разогнался на заснеженной дороге до 70 км/час
Брянский губернатор Богомаз сообщил о минометном обстреле деревни Раковка со стороны ВСУ
Певица Нюша поделилась в соцсетях, как ее 4-летняя дочь научилась готовить
Shkulev Media Holding будет вести Telegram-канал Elle под новым названием
Премьера Италии Мелони раскритиковали за участие в вечеринке на фоне траура по мигрантам
Леди Гага выступила на «Оскаре» в рваных джинсах и без макияжа
Первые макеты линейки iPhone 15 показали на видео
Испанская газета ElPais пишет о потерях Киева в десятки тысяч военных
Все новости
Тест: на какую оценку вы сдадите экзамен по литературе за 5-й класс
Ответьте на несколько вопросов по литературе и узнайте свою оценку
«У Маска нет никаких перспектив». Почему миру нужны абсолютно другие нейроинтерфейсы
Нейрофизиолог Александр Каплан рассказал, какими будут нейроинтерфейсы будущего
Bloomberg: Индия не готова нарушать санкции против России
Это касается потолка цен на нефть
СК опроверг причастность хоккеиста Артема Иванюженкова к убийству. Свидетели отказались от своих слов
В подмосковном СК РФ сообщили о задержании подозреваемого в убийстве в Подольске
Politico сообщило о «трещинах» в отношениях США и Украины
По информации издания, это связано с разными взглядами на завершение конфликта
Интервью с Олегом Верещагиным — о шоу «Хочу перемен», «Звездах в Африке» и современном юморе
Олег Верещагин рассказал об отличиях шоу «Хочу перемен» от других программ о ремонте
Леди Гага без макияжа и «медведь» на сцене: как прошла 95-я церемония вручения «Оскара»
«Митингующие прорвали полицейский кордон». Как в Молдавии проходит «мирная акция оппозиции»
РИА: протестующие в Кишиневе направились к дому правительства, прорвав полицейский кордон
«Любой боец ВСУ больший пацифист, чем противники поставок оружия». Главное из интервью Кулебы
Кулеба посоветовал немцам, протестующим против поставок оружия ВСУ, поменять свои лозунги
«Мы не можем снизить стандарты членства в ЕС». Перспективы вступления Украины в Евросоюз
Экс-спикер Европарламента считает, что Польша и Венгрия «мешают Украине стать членом ЕС»
«Европа находится на грани великой катастрофы». Два варианта весенних наступлений на Украине
Asia Times: США могут оказать помощь Украине в наступлении на Крым
Певица Нюта: «Мне говорили после распада «Ранеток»: хорошо, что еще жива и не сторчалась»
Певица Нюта рассказала о несостоявшемся сотрудничестве с Фадеевым, «Ранетках» и новом опыте в творчестве
Военная операция на Украине. День 382-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 382-й день
Миф 7: «Российские военные расходы неустойчивы»
Западные аналитики часто удивляются тому, что Россия может продолжать тратить большие средства на оборону, когда ее экономика слаба. Но это означает игнорировать то, что Кремль отдает приоритет сильным вооруженным силам над большинством других потребностей бюджета.
Что за миф?
Устойчивый и потенциально опасный миф заключается в том, что Россия не в состоянии поддерживать свои военные расходы. Это убеждение основано на идее, что в неблагоприятных экономических условиях российские лидеры в какой-то момент скоро будут вынуждены сократить расходы на оборону, чтобы они могли сосредоточиться на более насущных проблемах, таких как поддержание уровня жизни или диверсификация экономики.
Проблема с этим мифом заключается в том, что он соблазняет многих западных политиков недооценивать силу военного вызова, который бросает Россия. Россия исторически выделяла большую долю национального производства на военные расходы, чем это характерно для западных государств, и последовательно отдавала им приоритет над другими потребностями, которые демократические государства считают важными. Как исторический прецедент, так и текущая практика говорят о том, что Россия будет и впредь нести высокие расходы на оборону независимо от экономических условий. Кроме того, применение вводящих в заблуждение коэффициентов пересчета означает, что то, что можно купить на эти расходы, обычно недооценивается на Западе.
Кто поддерживает или подписывается на это?
Предсказание о том, что Россия будет вынуждена сократить расходы на оборону, очень настойчиво, несмотря на то, что так и не сбылось. Эта точка зрения обычно становится особенно популярной всякий раз, когда Россия переживает экономический спад, как это было в 2015 году после обвала цен на нефть в конце 2014 года или снова в 2020 году, когда мировое производство упало в результате пандемии COVID-19.
Почему это неправильно?
На практике доля продукции, которую Кремль выделяет на расходы на оборону, — от 4 до 5 процентов ВВП — была в среднем значительно выше, чем в большинстве других стран за последние три десятилетия. Даже в трудные экономические времена расходы на оборону редко сокращаются, что отражает большое политическое значение, которое Москва придает поддержанию сильных вооруженных сил.
Размер военных расходов любой страны – оборонные «усилия» – зависит от размера ее экономики (т. «бремя обороны».
Бремя обороны чаще всего выражается в виде доли национального производства (ВВП). Он также может быть выражен в виде доли государственных расходов, хотя это не так распространено.
Величина оборонного бремени по существу является политическим выбором и определяется тем, готовы ли правительство и население страны принять выделение ограниченных ресурсов на расходы на оборону вместо других сфер государственных расходов, таких как инфраструктура, здравоохранение или образование .
Несмотря на то, что величина оборонных усилий также может быть неправильно истолкована, это главным образом вызвано выбором обменного курса, используемого для измерения экономической активности в России. Проще говоря, многие широко используемые показатели российских военных расходов занижают их истинную стоимость, конвертируя расходы в рублях в доллары США по рыночным обменным курсам. Более точный показатель основан на использовании обменных курсов по паритету покупательной способности (ППС).
Но вопрос устойчивости, а не размера расходов, имеет меньше общего с обменными курсами и больше связан с политическим вопросом о том, какую долю национального производства российские правители готовы потратить на оборону. Ответ «много».
Измерить оборонное бремя России в процентах от ВВП непросто. Военные расходы распределены по разным разделам федерального бюджета, что создает проблемы при оценке того, сколько Россия действительно тратит на оборону. Однако для простоты можно применить один из двух наиболее часто используемых методов.
Первое и самое простое определение включает только расходы по статье «национальная оборона» федерального бюджета. Сюда входят расходы на закупки, заработную плату, жилье, обучение и учения, эксплуатационные расходы, персонал, строительство, а также разработку и производство ядерного оружия Росатомом. Большинство расходов по этой главе осуществляется Министерством обороны (МО). Расходы по статье «национальная оборона» представляют собой нижнюю оценку оборонного бремени России.
НАТО и Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) используют другую меру. В их смету включены расходы Минобороны по другим разделам бюджета, таким как военные пенсии, а также расходы по разделам на образование, здравоохранение, культуру и средства массовой информации. Он также включает расходы на другие силы, такие как военизированные формирования, которые считаются подготовленными и оснащенными для военных операций (например, Росгвардии ) и Пограничная служба при Федеральной службе безопасности (ФСБ). В совокупности эти области расходов, наряду с расходами в разделе «национальная оборона», представляют собой более широкое определение военных расходов.
На практике расходы России на оборону еще выше. Другие части бюджета используются для финансирования обороны и проектов, связанных с обороной. Есть также свидетельства того, что за цифрами, содержащимися в бюджете, скрывается значительная доля скрытых расходов на оборону.
Если мы возьмем оценку расходов на оборону по SIPRI, станет ясно, что Россия была готова нести гораздо более высокое оборонное бремя, чем почти все члены НАТО. Так было и в 1990-е годы, когда Россия переживала глубокий экономический кризис. В то время, когда уровень жизни резко упал, а само государство пережило несколько серьезных финансовых кризисов, расходы на оборону не опускались ниже 2,7% ВВП (см. рис. 1).
Когда Россия оправилась от экономических потрясений 1990-х годов, чему способствовало лучшее управление экономикой и рост цен на нефть, оборонное бремя начало расти. Это стало особенно очевидным после 2010 года, когда Россия приступила к амбициозной программе военной модернизации. По мере увеличения расходов на закупки оборонное бремя достигло пика постсоветского максимума в 2016 году. С тех пор оно несколько снизилось в реальном выражении, но остается выше, чем в большинстве крупных стран. И все это в то время, когда Россия находится под санкциями Запада и когда цены на нефть нестабильны. Будь то бум или спад, приверженность военным расходам остается непоколебимой.
Российская экономика под влиянием пандемического кризиса
Ситуация, с которой столкнулось человечество в 2020‒2021 гг. , внесла существенные изменения в нашу жизнь, в том числе сильно повлияла на уровень экономической активности и на экономическую политику, проводимую правительствами стран мир.
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что экономика переживает кризис новой формации, который существенно отличается от экономических потрясений, имевших место на протяжении всего послевоенного периода. К ключевым особенностям пандемического экономического кризиса можно отнести следующее. Во-первых, глубина кризиса в данном случае определяется не характером экономического цикла, а решениями правительства о конфигурации ограничительных мер, а также зависимостью экономики от конъюнктуры внешних рынков. Во-вторых, окончание острой фазы кризиса связано не с уравновешиванием спроса и предложения на новых уровнях, как при обычном циклическом кризисе [1], а с замедлением роста заболеваемости и отменой наиболее жесткие ограничения экономической деятельности. При этом важно учитывать, что продолжительность периода жестких ограничений напрямую зависит от экономических возможностей государства и устойчивости его финансовой системы. В-третьих, по мере перехода экономики к стадии посткризисного восстановления отложенный спрос быстро актуализируется на фоне расширения фискальных стимулов. Все эти особенности ярко проявились в мировой и российской экономике в 2020–2021 гг. и оказали решающее влияние на экономическую динамику.
В отношении развития экономической ситуации в крупнейших экономиках мира в 2020–2021 гг. наиболее значимым вопросом является взаимосвязь между глубиной экономического спада и жесткостью антипандемических действий властей [2]. Анализ данных об ограничениях и параметрах динамики экономики и промышленного производства показывает, что они достаточно тесно связаны между собой. В то же время можно констатировать, что в период пандемии наметилась устойчивая тенденция к постепенному снижению эластичности экономической динамики от ограничительных мер (рис. 1). Это может свидетельствовать о том, что, поняв природу кризиса и изменив экономическую политику, правительства большинства крупных стран смогли приспособиться к его особенностям. Это позволяет бороться с пандемией с меньшей нагрузкой на экономику. Типичными примерами являются экономики Китая и Германии, где индекс строгости ограничительных мер Сноска 1 в целом была даже выше в 2021 г., чем в 2020 г., при этом экономическая динамика была значительно лучше (см. рис. 1). Такое изменение зависимости экономической динамики от введения ограничительных мер позволяет ожидать, что дальнейшие волны заболеваемости новым коронавирусом уже не будут сопровождаться значительными кризисными явлениями в экономике.
Рис. 1.
Индекс тяжести ограничений пандемии и динамика промышленного производства в отдельных странах и мировой экономики в целом. Источники : Всемирный банк, Оксфорд, система отслеживания реакции правительства на Covid-19.
Увеличить
ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРИОД
ПАНДЕМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
При анализе реакции той или иной экономики на пандемический кризис важно учитывать структурные особенности экономической системы. В частности, для российской экономики характерна более низкая доля непроизводственных услуг в структуре ВВП по сравнению с развитыми странами (их доля в России составляет около 40%, а в развитых странах выше примерно на 10 п.п.). Еще одним фактором меньшего ущерба экономике от пандемического кризиса является относительно низкая доля малого бизнеса в структуре ВВП [3, 4]. Относительно слабое развитие финансового рынка в России характеризуется низкой зависимостью основной массы предприятий от заемного кредитования [5]. Наконец, доля готовой продукции в структуре российского экспорта невелика.
Обычно мы рассматриваем эти факторы как недостатки российской экономики. Однако в период крупных экономических потрясений глобального характера качественное отставание российской экономики от стран-лидеров выступает своеобразным демпфером, снижающим негативное влияние кризисов. В связи с этим следует обратить внимание на отечественный сырьевой комплекс. Несмотря на традиционную критику высокой зависимости российской экономики от экспорта сырья, события 2020–2021 годов показали, что в период пандемического кризиса спрос на готовую продукцию снижался быстрее, чем спрос на энергоносители и другое сырье. материалы. Именно это обстоятельство, даже в условиях падения цен на мировых товарных рынках, способствовало поддержанию российской экономики.
Уровень экономического спада в условиях общероссийского карантина также определялся политикой в отношении отдельных видов деятельности, а также реакцией бизнеса на кризис [6]. По сравнению с другими странами, в России сельское хозяйство, строительство, сырьевая и оборонная промышленность подвергались менее жестким ограничениям.
Еще один, пожалуй, более важный вывод о реакции экономики на пандемический кризис состоит в том, что возможности современных методов управления позволяют значительно смягчать экономические последствия самых серьезных кризисов, даже неэкономического характера. Одним из механизмов регулирования является цифровизация государственных и финансовых услуг, позволяющая быстро доводить средства до нуждающихся. За короткий период в большинстве стран были сформированы крупные антикризисные пакеты, значительно снизившие негативное влияние пандемии на их экономику (рис. 2).
Рис. 2.
Динамика ВВП и объем антикризисных пакетов в ряде стран. Источники: МВФ, Всемирный банк.
Увеличить
Отметим, что при относительно низких параметрах поддержки падение российской экономики составило менее 3%. Как отмечалось выше, такой результат обусловлен не только эффективностью мер поддержки, но и структурными особенностями российской экономической системы. Однако кризис также показал, что наша страна может достаточно быстро мобилизовать ресурсы для поддержки экономики, а современные каналы бюджетного финансирования позволяют оперативно доводить их до нуждающихся. В целом, учитывая прямые и косвенные резервы, находящиеся в распоряжении российского правительства, а также механизмы антикризисной политики, можно констатировать, что за последнее десятилетие устойчивость российской экономики к шокам различной природы возросла. Есть готовые решения и ресурсы для любого экономического шока, что обеспечивает стабильность экономики. Следующим шагом должно стать формирование комплекса мероприятий, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие, на основе накопленных резервов и достигнутой устойчивости финансовой системы.
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
Современная экономика, особенно крупных стран, представляет собой сложную систему взаимодействий экономических агентов, в которой важны не только прямые, но и обратные, косвенные связи. Следовательно, далеко не все здесь зависит от государства; это также бизнес, который играет важную роль в формировании экономической динамики.
В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции ключевыми факторами, повлиявшими на экономическую динамику в конце острой фазы кризиса, стали ошибки в саморегулировании рынка. Мы часто слышим, что в управлении активами частные предприниматели более эффективны, чем государство. Вообще говоря, это может быть правдой, но только иногда [7, 8]. Например, в 2020–2021 годах мы видели, как крупный бизнес, в первую очередь транснациональные компании, неправильно оценивал траекторию восстановления мировой экономики, что приводило к достаточно серьезным последствиям. Особенности текущего кризиса не учитывались, и ожидалось достаточно медленное восстановление спроса. Эту позицию поддержали ведущие международные аналитические группы, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк [9]., 10].
В таких условиях на большинстве мировых рынков, в том числе и на российском, сложилась ситуация, характеризующаяся опережающим ростом спроса, который не успевал за предложением. Примерами могут служить рынок автомобилей и рынок жилья в России: в 2021 г. спрос на автомобили по отношению к докризисному 2019 г. вырос на 28%, а предложение сократилось на 2% (рис. 3). Сноска 2 На рынке жилья спрос увеличился на 42% за тот же период, а предложение увеличилось только на 30%.
Рис. 3.
Динамика спроса на рынках автомобилей и жилья в России в 2019–2021 гг. Источники : Росстат, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), расчеты ИЭФ РАН.
Увеличить
Здесь приведены только два примера, но на самом деле их гораздо больше как в мире, так и на отдельных российских товарных рынках. В этих условиях в экономике возникли значительные риски, напрямую влияющие на параметры макрофинансовой стабильности в мировой экономике. Возник локальный дефицит продуктов, и рост цен ускорился, превратив инфляцию в глобальную макроэкономическую проблему.
Быстрое восстановление спроса было вызвано рядом специфических факторов, характерных для пандемического кризиса. Во-первых, период самоизоляции характеризовался резким замедлением спроса на все виды товаров, кроме, разве что, продуктов питания и лекарств. При снятии жестких ограничений почти мгновенно актуализировался объем неудовлетворенного спроса, характерный для двух-трех месяцев. Во-вторых, высокие темпы роста спроса были стимулированы мерами государственной поддержки. В-третьих, закрытие границ, в свою очередь, привело к росту внутреннего спроса, поскольку значительные суммы денег на выезд за границу остались неизрасходованными. В-четвертых, некоторому росту внутреннего спроса способствовало снижение масштабов внешней трудовой миграции и переводов за границу.
Ситуация, сложившаяся в мировой экономике в результате разрыва между спросом и предложением, требует специальных мер экономической политики по сдерживанию инфляции, которые предпринимаются правительствами и центральными банками. При этом возникает следующая серьезная проблема: поскольку общая денежная масса в мировой экономике увеличилась почти на 10% за два года, для окончательного баланса спроса и предложения потребуется два-три года. В этот период нам придется действовать в условиях повышенного инфляционного давления. В то же время можно предположить, что в будущем в условиях кризисов аналогичного характера удастся избежать подобных ошибок как со стороны бизнеса, так и со стороны государства, что предотвратит столь значительные всплески инфляции, как в 2021 г.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Несмотря на значительный прогресс в борьбе с последствиями пандемического кризиса, следует признать значительные социальные потери, вызванные массовым распространением новой коронавирусной инфекции. Это еще больше усугубило ограничения экономического развития, связанные с демографическими тенденциями [11].
В 2005‒2019 гг. в России наблюдалась устойчивая тенденция роста ожидаемой продолжительности жизни. Общий прирост этого показателя составил почти 10 лет. Это было значительным достижением, связанным в том числе и с экономической политикой: строительством областных перинатальных и кардиологических центров, модернизацией дорог, борьбой с контрафактной алкогольной продукцией. Важный вклад в рост продолжительности жизни внес рост уровня доходов населения.
Демографическая статистика показывает, что совокупная избыточная смертность в 2020–2021 годах составила около миллиона человек, а средняя продолжительность жизни за два года пандемии сократилась почти на четыре года. Отметим, что избыточная смертность наблюдается как непосредственно от коронавирусной инфекции, так и от других причин, что заставляет шире взглянуть на демографические процессы в условиях пандемии, в том числе с позиций организации системы здравоохранения в нашей стране [12].
Смерть человека – это всегда трагедия, особенно для его семьи и друзей; еще более трагична преждевременная смерть. Когда такое явление носит масштабный характер, оно не может не оказывать непосредственного влияния на экономику и общество.
Если рассматривать смертность с точки зрения возрастного состава умерших в 2020–2021 гг., то можно отметить, что почти 85% избыточной смертности приходится на лиц старше 60 лет (рис. 4), при этом наибольшее число умерших приходится на в возрастной группе 80-84 года. Второе место по количеству смертей было в возрастной группе 70–74 лет. Такое распределение смертности во время пандемии предопределило значительное преобладание в числе умерших неработающих граждан пенсионного возраста. Наши расчеты показывают, что с учетом уровня занятости в определенных половозрастных группах примерно 80% умерших составляли неработающие граждане, а 20% — работающие.
Рис. 4.
Избыточная смертность в 2020 г. по возрастным группам. Источники : Росстат, расчеты ИЭФ РАН.
Рис. 5.
Вклад отдельных факторов в формирование экономической динамики в 2021–2050 гг., процентные пункты.
Увеличить
Может показаться, что относительно низкое количество избыточных смертей среди работающих граждан нашей страны означает соответственно низкое негативное влияние смертности во время пандемии на экономику, но это не так. Неработающие граждане, так же как и работающие, формируют потребительский спрос, который является ключевым элементом экономической динамики. По нашим оценкам, прямой вычет из экономической динамики за счет избыточной смертности только в 2020 г. составил не менее 0,1% ВВП, или более 100 млрд руб. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе накопленная избыточная смертность с учетом прямых и косвенных эффектов снизит среднегодовой темп экономического роста в 2022-2025 гг. примерно на 0,2 процентного пункта. Это достаточно серьезное снижение, которое потребует определенных компенсационных мероприятий.
Одним из способов компенсации демографических потерь, которые наша страна понесла во время пандемии, является миграция, как постоянная, так и временная. Однако особенность пандемического кризиса в том, что он крайне негативно сказывается на трансграничном перемещении рабочей силы. Достаточно сказать, что в 2020 году количество иностранных граждан, прибывших в Россию с целью работы, по данным ФСБ, сократилось до 1,1 млн человек против 4,1 млн в 2019 году. При том, что общая занятость в нашей стране составляет 72 млн человек , возникающий дефицит рабочей силы можно оценить примерно в 4%. Учитывая общий спад экономической активности в 2020 году, это не стало существенной проблемой, но ограничения на пересечение границ сохранялись и в 2021 году по мере восстановления экономики.
Следует также учитывать, что внешняя трудовая миграция заполняет рабочие места в определенных видах деятельности, где нехватка рабочей силы может быть важным препятствием для экономического развития. В российской экономике высока доля трудовых мигрантов в таких отраслях, как гостиничный бизнес и общественное питание (по данным опросов Росстата, не менее 16% занятых), строительстве (14% ) и торговля (10%). Учитывая, что данные опросов неточно определяют долю мигрантов в структуре занятости, эти цифры могут быть еще выше. На фоне того, что в условиях карантина ограничения деятельности строительных организаций были не такими жесткими, как в других отраслях, сложности с привлечением внешних трудовых мигрантов уже в 2020 году стали тормозить реализацию ряда масштабных инфраструктурных проектов. проекты, в частности, модернизация «Восточного полигона» РЖД.
В условиях сокращения трудоспособного населения и исчерпания потенциала увеличения трудовой миграции из сопредельных стран возникает необходимость компенсации трудовых ограничений за счет повышения производительности труда на основе увеличения инвестиций в основной капитал.
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Масштабный кризис новообразования влияет не только на текущие характеристики развития экономики, но и на потенциал ее развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Соответственно, требуется пересмотр целей развития экономики и общества, а также комплекса мер экономической политики, позволяющих их достичь. В течение достаточно длительного времени (до 2050 г.) экономический потенциал России позволяет поддерживать среднегодовые темпы роста ВВП выше 3%. Сноска 3 Однако это требует использования ряда факторов экономического роста.
Если рассматривать формирование потенциальной экономической динамики, то можно отметить, что инерция (то есть развитие экономики без изменения параметров экономической политики и существенных внешних шоков) обеспечивает в перспективе до 2050 г. среднегодовую Темпы роста ВВП на уровне 1,6%. Очевидно, что такие темпы не только не достигают целей повышения уровня и качества жизни в нашей стране, но и ведут к серьезному снижению конкурентоспособности российской экономики.
Конструктивные сценарии его развития (предусматривающие сокращение разрыва в уровне жизни с развитыми странами) требуют комплекса мер по спасению населения. Ключевые из них должны быть связаны с модернизацией системы здравоохранения, развитием социальной системы, ростом качества жизни населения. Наш анализ показывает, что важнейшим направлением спасения населения может стать снижение смертности от тех причин, где имеются значительные резервы. Отметим, что это не только проблема здравоохранения как такового, то есть борьбы с основными заболеваниями, но и снижения смертности от внешних причин, в том числе мероприятий в области социальной политики, развития транспортной инфраструктуры, дорожно-транспортной инфраструктуры. улучшение безопасности.
Решение демографических проблем невозможно без поддержания рождаемости. Здесь мы видим важнейшими меры социальной политики по укреплению семьи. При этом динамика рождаемости напрямую реагирует на параметры уровня и качества жизни; таким образом, темпы роста экономики могут стать решающим фактором обеспечения рождаемости на приемлемом уровне. Очевидно, что в ближайшие десятилетия демографическая ситуация будет ограничивать развитие отечественной экономики. В то же время комплекс мер в области социальной политики, здравоохранения и развития инфраструктуры может не только снизить эти ограничения, но и создать условия для роста ряда важных отраслей российской экономики.
Потенциал экономического роста может быть реализован только при реализации целого комплекса мер экономической политики. Здесь важно понимать вероятную эффективность применения тех или иных мер, имеющихся в арсенале властей. Часто утверждают, что смягчение денежно-кредитной политики само по себе может быть важным элементом экономического импульса. Здесь я хотел бы обратить внимание на то, что в 2020–2021 годах российская экономика уже функционировала при околонулевой или даже отрицательной ключевой ставке. Однако радикального расширения спроса на долговое финансирование не произошло. Видимо, проблема в том, что достаточно тяжелое финансово-экономическое положение значительной части предприятий не позволяет им использовать даже дешевые заемные средства. Поэтому помимо смягчения параметров денежно-кредитной политики необходимо реализовать комплекс мер для решения этой проблемы. Здесь можно отметить многоканальность инструментов финансовой системы, в том числе институтов развития [15].
Ограниченное влияние денежно-кредитной политики на экономическую динамику естественным образом повышает требования к налогово-бюджетной политике. Государство, направляя средства в те отрасли экономики, где по разным причинам рыночные механизмы недостаточно эффективны, может, с одной стороны, скорректировать существующие диспропорции, а с другой стороны, указать бизнесу те области инвестирования, где может быть достигнут приемлемый уровень рентабельности.
Уникальность сложившейся ситуации заключается в том, что в российской экономике нет жестких финансовых ограничений. Все экономические агенты имеют значительные объемы финансовых ресурсов. Вопрос лишь в том, как эффективно распорядиться этими средствами для модернизации и развития экономики.
Что касается расходов бюджета, то здесь можно рассчитывать как на накопленные резервы, так и на низкий уровень государственного долга. По нашим оценкам, использование этих ресурсов позволит увеличить среднегодовые темпы экономического роста на 0,2–0,3 п.п. до 2030 г. Такое увеличение темпов роста представляется весьма незначительным, но оно может создать условия для запуска новой инвестиционный цикл в ключевых отраслях российской экономики. Кроме того, будет повышена эффективность и актуальность инструментов долгового финансирования оборотного капитала и инвестиций.
Сохраняются определенные возможности роста в рамках развития взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот потенциал связан с удлинением цепочек добычи и переработки сырья, эффективным размещением производств на территории Союза, созданием единых производственных площадок. Для России интеграция в пространство ЕАЭС может дополнительно обеспечить до 0,3–0,4 п.п. дополнительного прироста среднегодовых темпов роста ВВП в период до 2050 г.
Однако, если рассматривать более длительную временную перспективу, то решающее значение для достижения приемлемых темпов экономического роста и поддержания конкурентоспособности нашей страны в мировом хозяйстве. Ключевые направления технологических сдвигов в российской экономике связаны с цифровизацией и роботизацией, биотехнологиями и фармацевтикой, использованием новых конструкционных материалов, нового транспорта Сноска 4 и энергетические технологии. По сути, любая технология изменяет существующую структуру затрат, повышает эффективность производства и на этой основе приводит к увеличению доходов. Комплексные расчеты влияния этого набора технологических сдвигов на экономическую динамику, проведенные в ИНП РАН, позволяют оценить их вклад в 2022–2050 гг. примерно в 1,6 процентного пункта; то есть только за счет этого фактора темпы экономического роста могут быть удвоены по сравнению с инерционным сценарием.
С учетом всех вышеперечисленных факторов российская экономика имеет потенциал экономического роста в долгосрочной перспективе до 2050 года, превышающий 3% в год. На столь длительном временном горизонте это достаточно высокие темпы роста, позволяющие значительно улучшить параметры экономического развития и качества жизни в нашей стране и парировать ключевые ограничения экономического развития, в том числе возникшие в результате в результате негативного воздействия пандемии. На вопрос о возможности более высоких темпов экономического роста следует ответить утвердительно, но их обоснование требует дополнительных мер экономической политики, прежде всего понимания направлений развития ключевых технологий, что невозможно без формирования нового качества научно-технической политики нашей страны.
* * *
Анализ влияния пандемии новой коронавирусной инфекции на экономику России позволяет сформулировать ряд ключевых выводов.
(1) Пандемия породила новую форму экономического кризиса, характеристики которого во многом зависят от ограничительных мер, принимаемых правительствами.
(2) На протяжении пандемии менялись подходы к антикризисной политике; в настоящее время зависимость экономической активности от ограничительных мер значительно снизилась.
(3) Основные проблемы посткризисного восстановления связаны с возникающим разрывом между спросом и производством.
(4) Антикризисная политика в России привела к определенным успехам в поддержке экономики, но не предотвратила значительных социально-демографических потерь.
(5) Снижение демографических потерь требует частичного пересмотра политики развития системы здравоохранения, социальной политики и в целом среднесрочной стратегии экономического развития.
(6) Среднесрочный потенциал экономического роста ВВП России превышает 3%, но для его актуализации требуется комплекс мер в области демографической, социальной, бюджетной, интеграционной и, прежде всего, научно-технической политики.
ЛИТЕРАТУРА
Мау В.А. Кризисы и уроки: российская экономика в эпоху турбулентности . М.: Изд-во ИП Гайдара, 2016.
Google Scholar
К. Элгин, Г. Басбуг и А. Яламан, «Реакция экономической политики на пандемию: разработка индекса экономического стимулирования COVID-19», Covid Economics, № 3, 40–53 (2020).
Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // ЖЭТ. Закон о предпринимательстве, № 5, 1319–1336 (2020).
Авксентьев Н.А., Агранович М.Л., Акиндинова Н.В. и др., Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России (Росс. акад. Нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации, М., 2020).
Говтвань О.Д. Монетарные ограничения экономического роста в России // Проблемы управления. Русь. Экон. Дев. 31 (6), 647–654 (2020).
Артикул
Google Scholar
Реакция российского бизнеса на пандемию COVID-19 (на примере шести отраслевых кейсов), Ред. Т.Г. Долгопятова, Н.В. Акиндинова, Ю.В. Симачев, А.А. Яковлев. М.: Изд-во Дом высшей школы экономики, 2021.
Google Scholar
А. Радыгин, Ю. Симачев, Р. Энтов. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой политики приватизации» // Вопр. Экон., №9, 4–26 (2011).
А. Радыгин, Ю. Симачев, Энтов Р. Государственная компания: возможности для «провала правительства» или «провала рынка» // Вопр. Экон. 1 , 45–79 (2015).
Артикул
Google Scholar
Перспективы развития мировой экономики: долгий и трудный подъем (Международный валютный фонд, Вашингтон, округ Колумбия, 2020 г.). https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020
ОЭСР: Общая оценка макроэкономической ситуации. https://read.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-economic-outlook-volume-2020-issue-1_3b2afabb-en#page1
Вишневский А.Г., Щербакова Е.М. Демографические тормоза экономики // Вопр. . экономики, № 6, 48–70 (2018).
Улумбекова Г.Е., Альвианская Н.В. Финансирование системы здравоохранения Российской Федерации: динамика, прогнозы, сравнение с развитыми странами // ОРГЗДРАВ: Новости, Мнения, Обучение, Вестн. ВШОУЗ, № 3, 36–47 (2021).
Широв А.А., Янтовский А.А. Римская межотраслевая макроэкономическая модель: развитие инструментов в современных экономических условиях // Проблемы управления. Русь. Экон. Дев. 28 (3), 241–252 (2017).
Артикул
Google Scholar
Широв А.А. Многоуровневые исследования и долгосрочная стратегия экономического развития . М.: МАКС Пресс, 2015.
Google Scholar
Белоусов Д.Р., Ивантер В.В., Блохин А.А. и др. Структурно-инвестиционная политика для обеспечения экономического роста в России . М.: Научный консультант, 2017.
Google Scholar
Милякин С.Р. Измерение макроэкономических эффектов новых процессов автомобилизации с использованием модели «затраты-выпуск» // Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении: Материалы второй конференции ИНФ РАН и ИПМ РАН.
Leave a Reply