Неграждане или лица без гражданства — в чем разница?
Омбудсмен разъясняет существенные различия между людьми со статусом негражданина и статусом лица без гражданства (апатрида), поскольку в публичном пространстве часто встречается некорректная интерпретация этих понятий и объемаправ и обязаностей .
1. Неграждане — это не лица без гражданства.
В Латвийской Республике действует закон «О лицах без гражданства», в котором четко прописано, что лицо может признано лицом без гражданства в Латвийской Республике, если на него распространяются условия Конвенции от 28 сентября 1954 года о статусе апатридов. В свою очередь лицо, являющееся субъектом закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не может быть признано лицом без гражданства.[1]
2. Социальные и экономические права лиц без гражданства и неграждан существенно различаются, и, если бы неграждане являлись лицами без гражданства, они бы имели гораздо меньше прав.
Неграждане, в отличие от лиц без гражданства, являются лицами, принадлежащими к Латвийской Республике. Неграждане имеют выданный Латвийской Республикой паспорт, они находятся под защитой Латвийской Республики во время пребывания за границей, имеют право постоянного пребывания в Латвийской Республике, равные с гражданами социальные и экономические права, большую часть политических прав (исключение — например, не имеют права голосовать) и право в любой момент получить гражданство Латвийской Республики в порядке натурализации.
В отношении различий в объеме социальных и экономических прав между апатридами и негражданами важно отметить, что в каждом законе наряду с гражданами Латвии в качестве охраняемого или относимого субъекта можно найти и неграждан, в то же время социальная и экономическая защита лиц без гражданства обеспечивается в меньшем объеме.[2]
Конституционный суд уже 7 марта 2005 года в деле № 2004-15-0106 признал:
«Вместе с принятием закона «О негражданах» возникла новая, до сих пор неизвестная в международном праве категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не приравниваются ни к одному статусу физического лица, установленному в международных правовых актах, поскольку объем установленных для неграждан прав не соответствует полностью ни одному такому статусу. Неграждане Латвии не считаются ни гражданами, ни иностранцами, ни даже лицами без гражданства, это лица с “особым правовым статусом”».
Представители Латвии в международных учреждениях последовательно защищают позицию, что статус негражданина не может быть приравнен к статусу лица без гражданства.
Неграждане не считаются иностранцами, поскольку в соответствии со статьей 1 закона «О иммиграции» иностранец — это лицо, не являющееся гражданином или негражданином Латвии.
Группа независимых экспертов Европейского союза по вопросам основных прав (EU Network of Independent Experts on Fundamental Rights) в своем отчете по основным правам в Европейском союзе и его государствах-членах в 2003 году также указала, что неграждане, определенные в законе «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не являются ни гражданами, ни иностранцами, ни лицами без гражданства. Группа экспертов указывает, что неграждане Латвии принадлежат к до сих пор неизвестной в международном праве категории лиц.[3]
В том же самом деле Конституционного суда Сейм выразил мнение, что цель закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства» не состояла в том, чтобы сохранить статус негражданина полностью для всех на неопределенное время. Этот статус был установлен как временный, чтобы лицо со временем получило гражданство Латвии или другого государства.
3. Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии не различаются.
Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии одинаковы. Неграждане получают равные социальные гарантии как граждане и сталкиваются с теми же социальными рисками, что и граждане. Они имеют право получить образование бесплатно, как и граждане, право свободно учреждать коммерческие общества и работать в частном секторе, а также свободно наслаждаться правом на культуру наравне с гражданами. Однако негражданам запрещена работа на государственной службе, в правоохранительных органах, в судебной системе, в связанных с судебной системой независимых профессиях, где реализуется государственная власть и где законно требовать гражданство Латвийской Республики. Это исключение соответствует праву на государственную службу, установленному в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Связанные статьи:
- http://www.tiesibsargs.lv/news/lv/diskusija-rigas-pili-par-nepilsona-statusa-pieskirsanas-izbeigsanu-latvija
- http://www.tiesibsargs.lv/news/lv/tiesibsargs-aicina-ano-institucijas-veidot-vienotu-izpratni-par-latvijas-nepilsonu-tiesisko-statusu
- http://www.tiesibsargs.lv/news/lv/atseviskas-nvo-radijusas-starptautiskajam-organizacijam-neprecizu-prieksstatu-par-nepilsonu-cilvektiesibu-ieverosanu-latvija
[1] См. статьи 2 и 3 закона «О лицах без гражданства»; https://likumi.lv/doc. php?id=84393.
[2] См. субъекты в законах, затрагивающих гарантированные индивиду экономические и социальные права.
[3] Synthesis Report: Conclusions and Recommendations on the Situation of Fundamental Rights in the European Union and its Member States in 2003, 4 February 2004, p. 90).
В Москве выдано первое удостоверение лица без гражданства
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
12.01.2022 21:07
Рубрика:
Власть
Иван Петров
В Москве стартовала выдача абсолютного нового документа — временного удостоверения личности лица без гражданства. Такие «корочки» станут получать те, кто фактически проживает в России, но гражданства ни одной страны не имеет. То есть выдворить такого человека по сути некуда.
Рамиль Ситдиков/ РИА Новости
«Первым человеком в Москве, который получил зеленый «паспорт негражданина» — временное удостоверение личности, — стал 53-летний Якубджан Хакимджанов. Он провел в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Москве (Сахарово) более двух лет. Из-за отсутствия гражданства его не могли никуда депортировать», — рассказала член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева.
Якубджан родился в Душанбе, а когда ему исполнилось 5 лет, его семья переехала в Астрахань. «В школу он не ходил. Гулял, курил и в карты играл. Уже по малолетству в тюрьму попал, и дальше так и пошло», — привела слова Хакимджанова правозащитница.Меркачева добавила, что последний раз задержан Хакимджанов был не за преступление, а потому, что полиция не смогла идентифицировать его личность. Выяснили, что задержанный не является гражданином ни одного государства, что и стало основанием для выдачи ему временного удостоверения личности.
К слову, с документами, выдаваемыми в прибалтийских государствах «застрявшим» там жителям СССР нетитульных наций, российский новый документ не имеет ничего общего. Наш документ, напротив, наделяет всеми правами лиц, оказавшихся без страны, готовой их принять. А в бывших республиках СССР, напротив, по сути, делали жителей людьми второго сорта с помощью «паспортов неграждан». Поправки, дающие возможность выдачи лицам, в силу различных причин находящимся в РФ с неурегулированным правовым статусом, временного удостоверения личности лица без гражданства, вступили в силу 24 августа прошлого года. Этот документ подтверждает личность лица без гражданства и его пребывание в стране.
«Временное удостоверение личности лица без гражданства в России выдается в случае отсутствия документов, удостоверяющих личность… и в случае отсутствия государства, в которое лицо без гражданства может выехать из РФ при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства», — говорится в законе.
Физические лица без гражданства — апатриды — стали получать абсолютно новый документ сроком на целых 10 лет. При этом выглядит он ничем не хуже внедряемых сейчас среди первых россиян электронных паспортов. Уточняется, что по истечении 10-летнего срока, а также в случае порчи, утраты документа или обнаружения в нем ошибок удостоверение подлежит замене. Также отмечается, что в электронном виде документ оформить нельзя — обязательно присутствие лица.
Новый документ — на 10 лет
Зато сам документ всеми современными электронными примочками похвастать сможет. Удостоверение личности для апатридов будет выглядеть как карточка с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров двух пальцев рук этого человека, пригодных для его идентификации).
На карте также будут ФИО владельца, дата, место рождения и пол. Оговариваются и случаи, при которых новый документ будет аннулирован. Так, если апатрид получит зарубежное гражданство или будет установлено государство, готовое его принять, удостоверение потеряет силу. Ранее в пресс-центре МВД России сообщили, что по состоянию на 1 декабря 2021 года принято более 750 заявлений о выдаче такого документа. Наибольшее количество заявлений подано в Краснодарском крае, Саратовской, Московской, Орловской, Оренбургской, Волгоградской областях.
Российская газета — Федеральный выпуск: №6(8654)
Личные документыМоскваСтолицаВ регионах
Главное сегодня
В отношении мужчины, толкнувшего подростка под поезд в метро, возбуждено дело о покушении на убийство
Минэкономразвития рекомендовало российским туристам воздерживаться от поездок в Грузию
Песков: С трудом верится, что теракт на «Северных потоках» организовал проукраинский «Доктор Зло»
Захарова: Создание польского военного учебного центра на Украине втянет Варшаву в конфликт
Прокурор запросил пожизненный срок для бывшего начальника ОВД Исаева по делу о терактах в метро
Правящая партия Грузии специально провалит голосование по законопроекту об иноагентах
Более 200 000 человек в США не имеют гражданства и находятся под угрозой жестокого обращения в нарушение международного права США, говорится в отчете GHRC
Связь с юридической школой
лица без гражданства в Соединенных Штатах, число которых оценивается более чем в 200 000 человек, находятся под угрозой длительного, повторного и произвольного задержания в нарушение Конституции США и международного права в области прав человека, согласно новому отчету Global Human Rights Clinic Юридической школы. в партнерстве с некоммерческой организацией United Stateless. Лица без гражданства не имеют гражданства или национальности в любой стране мира по независящим от них причинам. Авторы доклада отмечают, что почти все лица без гражданства в США родились в других местах, но поскольку иммиграционная система США ничего не говорит о безгражданстве, лица без гражданства не признаются, не защищены и невидимы перед любым законом.
Опираясь на интервью с пострадавшими лицами без гражданства и экспертами по безгражданству, в отчете «Все, что я хочу, это быть свободным » — делается вывод о том, что лица без гражданства, задержанные иммигрантами, остаются под стражей месяцами или годами без какой-либо надежды на освобождение, что является нарушением Конституции США и международного права прав человека. В некоторых случаях после длительного содержания под стражей лица без гражданства принудительно депортируются в страны, гражданами которых они не являются, что дополнительно лишает их защиты, как того требует международное право.
«United Stateless благодарна за то, что в этом отчете представлены голоса лиц без гражданства, живущих под стражей, поскольку он освещает реальные последствия безгражданства в Соединенных Штатах», — сказала Карина Амбарцумян-Клаф, исполнительный директор United Stateless, национальная организация, возглавляемая лицами без гражданства, чья миссия состоит в том, чтобы создавать и вдохновлять сообщество среди лиц, затронутых безгражданством, и отстаивать их права человека. «Не по нашей вине мы стали «гражданами ниоткуда». Мы надеемся, что этот доклад послужит призывом к действиям, чтобы положить конец нарушениям прав человека, с которыми сталкиваются лица без гражданства и их семьи в иммиграционной системе США и системе содержания под стражей, чтобы мы можем полностью раскрыть свой потенциал и жить свободно».
Согласно отчету, первым шагом в устранении злоупотреблений в отношении лиц без гражданства является выявление лиц без гражданства и предоставление им надлежащей защиты. Это потребует от Конгресса принятия закона, устанавливающего «процедуру определения лица без гражданства» с надлежащими процедурными гарантиями. Руководствуясь международным правом, в докладе выделяются четыре основных права, которые Соединенные Штаты должны гарантировать лицам, признанным лицами без гражданства: разрешение на работу, удостоверение личности и проездные документы, защита от выдворения и задержания и путь к натурализации. В докладе утверждается, что в ожидании действий Конгресса исполнительная власть должна принять административные меры, чтобы оказать немедленную помощь лицам без гражданства, содержащимся под стражей и находящимся под надзором.
В отчете предлагаются два правовых статуса для лиц, признанных лицами без гражданства, для того чтобы правительство США могло привести свои законы и политику в соответствие с международным правом в области прав человека:
- Статус законного постоянного жителя, гарантирующий такие права, как право на работу, иметь удостоверение личности и проездные документы, а также свободу от задержания и депортации. Он также должен предоставить лицам без гражданства возможность получить гражданство.
- Защищенный статус без гражданства, предоставляющий лицам без гражданства почти те же права, что и тем, кто получает статус законного постоянного жителя, но без пути к получению гражданства (из-за определенного криминального прошлого).
Безгражданство является международной проблемой. Во всем мире Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) насчитало 4,3 миллиона лиц без гражданства по состоянию на 2021 год, из которых 79 процентов проживали в Кот-д’Ивуаре, Бангладеш, Мьянме, Таиланде, Латвии и Сирии. Однако УВКБ ООН признает, что фактическое число лиц без гражданства во всем мире, скорее всего, составляет около 10 миллионов человек.
Согласно отчету, большая часть проблем в США связана с бездействием правительства в обеспечении правового решения для лиц без гражданства. В результате лица без гражданства направляются в неподходящие иммиграционные каналы США или вынуждены жить на обочине американского общества, чтобы избежать обнаружения иммиграционными органами.
Лица без гражданства сталкиваются с проблемами, аналогичными тем, с которыми сталкиваются другие лица без документов, но которые усугубляются их состоянием без гражданства, поскольку они не имеют документов не только в США, но и во всем мире. Без документов, удостоверяющих личность, существуют серьезные препятствия для доступа к предметам первой необходимости, таким как разрешение на работу, банковские счета и жилье. По словам авторов отчета, простые задачи, такие как забрать ребенка из школы, могут стать проблемой без действительного документа, удостоверяющего личность.
Кроме того, в отличие от иммигрантов без документов, которые имеют гражданство в другом месте, лица без гражданства не имеют права на получение проездных документов и, как следствие, десятилетиями живут в разлуке с семьей. Как это ни парадоксально, лица без гражданства, как правило, не могут быть депортированы (поскольку ни одна страна не признает их гражданами), но они по-прежнему подлежат высылке в США и, следовательно, риску повторного задержания и депортации.
Отчет завершается чувством оптимизма, что правительство США движется в правильном направлении. Министерство внутренней безопасности объявило 15 декабря 2021 года, что оно намерено принять определение «лица без гражданства». По словам авторов, признание людей как таковых дает надежду на то, что положительные изменения неизбежны. Однако они добавили, что с момента объявления почти год назад DHS еще не объявило о планах по выполнению этих обязательств. Тем временем лица без гражданства продолжают жить в правовой неопределенности и сталкиваются с крайней уязвимостью. В этом отчете признается, что людям без гражданства не нужны обещания, им нужны действия.
«Этот отчет предназначен для лиц без гражданства, которые доверили нам свои истории, — сказал Ник Школьник, 23 года, студент, соавтор отчета. — Мы надеемся, что этот документ внесет значимый вклад в обсуждение политики безгражданства и что он в конечном итоге помогает облегчить изменения в политике, которых заслуживает сообщество без гражданства».
Лица без гражданства в Соединенных Штатах
Предлагаемый Закон о безопасности границ, экономических возможностях и модернизации иммиграции (S. 744) включает положения, регулирующие статус лиц без гражданства в Соединенных Штатах (S. 744, Sec. 3405). Эти положения следуют за недавним отчетом Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Правовой инициативы открытого общества, в котором подчеркивается ненадежный правовой и социально-экономический статус лиц без гражданства, проживающих в Соединенных Штатах. В отчете подчеркивается, что в Соединенных Штатах отсутствует последовательная правовая база для работы с лицами без гражданства, в результате чего многие из них находятся в затянувшейся процедуре депортации, а многие другие подвергаются эксплуатации со стороны работодателей, арендодателей и сотрудников правоохранительных органов (UNHCR and Open Society Justice Initiative 2012).
Лица без гражданства не имеют официально признанной национальности или гражданства. Как следствие, они не могут воспользоваться юридической и дипломатической защитой какой-либо страны. Они существуют, в некотором смысле, вне формальной сферы национального государства. По этой причине УВКБ ООН — международное агентство, занимающееся борьбой с безгражданством, — назвало лиц без гражданства «юридическими призраками» (UNHCR 2011, 2).
Физические лица могут стать лицами без гражданства либо по закону ( де-юре ) или по обстоятельствам ( де-факто ). Одной из крупнейших групп без гражданства в мире являются рохинджа Мьянмы. Законы этой страны не включают преимущественно мусульманских рохинджа в число этнических групп, имеющих право на получение гражданства, и, следовательно, рохинджа де-юре лиц не имеют гражданства (Green and Pierce 2009, 34). Де-факто безгражданство может происходить по-разному. Страна, в которой родился человек, например, Югославия, может прекратить свое существование, а бывший гражданин может не соответствовать требованиям к гражданству или гражданству, установленным государством-преемником. Де-факто безгражданство может также возникать, когда лицо не может предоставить достаточное документальное подтверждение своей национальности. Это главная проблема с «дважды незарегистрированными» мексиканскими мигрантами в Соединенных Штатах, чье отсутствие легального статуса в Соединенных Штатах еще более осложняется отсутствием у них регистрации рождения в Мексике, на которую консульства часто полагаются при установлении гражданства и оформлении проезда. документы депортированным (CMS 2012).
Достоверные данные о количестве лиц без гражданства в США отсутствуют. УВКБ ООН отмечает, что их как минимум несколько сотен, но реальное число может быть намного больше (UNHCR 2012). Представитель Ламар Смит (R-TX), например, утверждал, что в период с 2009 г.а в 2011 году правительство Соединенных Штатов освободило почти 10 000 депортированных лиц после того, как предполагаемые страны их происхождения отказались принять их обратно (Комитет Палаты представителей по вопросам судебной власти, 2011 г. ). Не имея юридического статуса в Соединенных Штатах и ни одна страна, желающая предоставить им легальный статус, таких людей можно было бы считать де-факто лицами без гражданства (Price 2012, 26).
Михаил Себастьян, возможно, самый известный человек без гражданства в Соединенных Штатах. Родившийся в бывшем Советском Союзе, Себастьян попросил убежища в Соединенных Штатах в начале 19-го века.90-х, но получил отказ. Соединенные Штаты не могли депортировать его, потому что Армения — государство-правопреемник, на территории которого родился Себастьян, — не признала его гражданство, оставив его без гражданства. После четырехдневных новогодних каникул в Американском Самоа в 2012 году иммиграционные власти запретили Себастьяну повторно въезжать на материковую часть Соединенных Штатов, заявив, что он самодепортировался. Себастьяну потребовалось почти 14 месяцев, чтобы получить разрешение вернуться в свой дом в Лос-Анджелесе, и это произошло только после обширного вмешательства юристов, государственных чиновников, правозащитников и университетских групп, а также кампании в социальных сетях через Twitter, Tumblr, YouTube и CNN iReport. [1]
Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. обязывают подписавшие государства относиться к лицам без гражданства так же, как и к другим иностранцам-резидентам, особенно в отношении разрешения на работу и выдачи удостоверений личности и проездных документов. Они также требуют, чтобы государства предоставляли гражданство лицам, рожденным на их территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства при рождении, и запрещают государствам разрешать гражданам отказываться от своего гражданства, если это сделает их лицами без гражданства. Поскольку этот последний запрет противоречит правовой традиции США добровольного отказа от гражданства, Соединенные Штаты не подписали ни одну из этих конвенций, хотя представители Госдепартамента США заявляют, что этот факт «ни в каком отношении не подрывает [принятие Соединенными Штатами ] приверженность» борьбе с безгражданством (Грин и Пирс, 2012 г., стр. 35).
Действительно, в Соединенных Штатах действует правовая защита, снижающая вероятность того, что их граждане и резиденты станут лицами без гражданства. В частности, принцип jus soli , закрепленный в Четырнадцатой поправке, гарантирует, что любой ребенок, родившийся на территории США, автоматически становится гражданином США, даже если родители ребенка не имеют гражданства. Законодательство США также признает принцип jus sanguinis , гарантирующий, что — за некоторыми исключениями — дети, родившиеся за границей от граждан США, также имеют право на получение гражданства США.
Несмотря на эти меры защиты, в Соединенных Штатах, тем не менее, есть история поощрения безгражданства. Решение 1857 Dred Scott , например, отрицало, что африканцы и их потомки даже имели возможность получить гражданство, обрекая их, по словам Линды Кербер, на «постоянное безгражданство» (Kerber 2005, 733). В девятнадцатом и двадцатом веках правительство регулярно лишало женщин американского гражданства, если они выходили замуж за иностранцев (Kerber 2005, 735).
Совсем недавно, в 2001 и 2011 годах, Верховный суд США оставил в силе положение Закона об иммиграции и гражданстве о различных правилах, согласно которым граждане США мужчины и женщины могут передавать свое гражданство детям, родившимся за границей, особенно если родители не состоят в браке, а один из родителей не состоит в браке. не является гражданином или подданным США (8 USC Sec. 1409; Tuan Anh Nguyen v. INS ; Flores-Villar v. United States ). Эти правила налагают более высокое бремя доказывания и более строгие сроки для мужчин-граждан США, желающих признать своих детей, родившихся за границей, гражданами (8 USC Sec. 1409).) и поскольку некоторые страны не признают гражданство по происхождению по матери, такие правила могут легко сделать некоторых детей лицами без гражданства при рождении, если их отцы не соответствуют требованиям INA (Kerber 2005, 738-740).
Поскольку в Соединенных Штатах отсутствует последовательная правовая база для признания лиц без гражданства и удовлетворения их конкретных политических и экономических потребностей, с лицами без гражданства в рамках процедуры депортации обычно обращаются так же, как с другими неамериканскими гражданами, даже если лица без гражданства не имеют страны, в которую они направляются. могут быть депортированы. Эти процедуры депортации могут привести к длительным периодам содержания под стражей, хотя в соответствии с двумя недавними постановлениями Верховного суда — Задвидас против Дэвиса в 2001 г. и Кларк против Мартинеса в 2005 г. — лица без гражданства больше не могут содержаться под стражей неограниченное время. В результате этих дел после шести месяцев содержания под стражей бремя доказывания того, что выдворение негражданина в рамках процедуры депортации возможно в разумно обозримом будущем, перекладывается на правительство США (Kerwin and Yin 2009). Этот стандарт не позволяет лицам без гражданства и другим заключенным стать «пожизненными», то есть не гражданами США, которые содержатся на неопределенный срок в местах содержания под стражей в ожидании маловероятной или невозможной перспективы депортации (Kerwin 19).98, 650; Кервин и Лин, 2009 г.).
Лица без гражданства в рамках процедуры депортации обычно задерживаются на девяносто дней, в течение которых им назначается страна депортации, даже если нет разумных ожиданий, что депортация будет успешной (8 U.S.C. Sec. 1231(a)(2)). По истечении девяноста дней судья может распорядиться об освобождении задержанного в соответствии с постановлением о надзоре, которое требует, чтобы лицо регулярно отмечалось у сотрудников иммиграционной службы и продолжало добиваться получения проездных документов из разных стран (8 CFR, раздел 241. 13 (h)) — попытка, которая, скорее всего, окажется тщетной (UNHCR 2012, 20–21, 26).
Тем не менее, приказ о надзоре обычно позволяет лицу без гражданства легально работать в Соединенных Штатах, хотя и после подачи ежегодного заявления и уплаты ежегодных сборов за обработку. В этом отношении лицам без гражданства, находящимся под надзором, повезло больше, чем лицам без такового. Как только дело о депортации лица без гражданства прекращается, он или она теряет разрешение на работу. Он или она может оставаться в Соединенных Штатах, но не имеет официального юридического статуса и права на работу. То же самое относится и к лицам без гражданства, которые еще не вступили в контакт с иммиграционными властями — без юридического статуса они не могут быть трудоустроены на законных основаниях (UNHCR 2012, 26-27).
В последние годы государственные органы и должностные лица предприняли некоторые предварительные шаги по решению проблемы безгражданства. В настоящее время Государственный департамент включает безгражданство в качестве подраздела в свои ежегодные «Отчеты о соблюдении прав человека в странах», а американские дипломаты призывают такие страны, как Вьетнам, натурализовать проживающее там население без гражданства (Green and Price 2009, 34). Департамент также использовал свой официальный блог, чтобы привлечь внимание к бедственному положению лиц без гражданства во всем мире[2].
Недавно выборные должностные лица также проявили интерес к решению проблемы безгражданства. Сенатор Патрик Лихи (D-VT) и трое других сенаторов выступили соавторами Закона о защите беженцев от 2013 года (S. 645), который, среди прочих реформ, обеспечит возможность для де-юре лиц без гражданства получить законный статус в США (S. 645, Sec. 17). Предлагаемый Закон о безопасности границ, экономических возможностях и модернизации иммиграции (S. 744) точно повторяет положения, предусмотренные Законом о защите беженцев в отношении лиц без гражданства, уполномочив Генерального прокурора или Министра внутренней безопасности предоставлять условный законный статус лица без гражданства. Этот статус позволил бы лицам без гражданства работать в Соединенных Штатах, и они могли бы приспособиться к законному постоянному месту жительства, а затем к гражданству (S. 744, Sec. 3405).
Отсутствие жизнеспособной законодательной базы для решения проблем безгражданства отличает Соединенные Штаты от других развитых стран. Испания и Франция, например, выдают вид на жительство лицам, признанным лицами без гражданства (UNHCR and Asylum Aid 2011, 69), в то время как Швеция, хотя прямо и не признает безгражданства, предоставляет особый статус иностранцам, нуждающимся в защите, которые не могут вернуться домой. стране (Кон, 2012). Эти меры основаны на конвенциях против безгражданства 1954 и 1961 годов, а также на Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашается, что все люди имеют право на гражданство (ВДПЧ, статья 15).
В мире, где доминируют национальные государства, национальность человека является практическим источником индивидуальных и коллективных прав и свобод. По этой причине Ханна Арендт, председатель Верховного суда Эрл Уоррен и другие отметили, что без гражданства человек не имеет «права иметь права» (Blitz and Sawyer 2011, 289; Price 2012, 56). Как подчеркивают в своем отчете УВКБ ООН и Правовая инициатива «Открытое общество», урегулирование статуса имеет решающее значение для улучшения положения лиц без гражданства в Соединенных Штатах. Учитывая всеобъемлющую иммиграционную реформу, включенную в национальную повестку дня, Соединенным Штатам, возможно, пора заняться вопросом о статусе лиц без гражданства на их территории.
[1] См. https://twitter.com/MikhailBenoit, http://mikhailsebastian.tumblr.com/, http://www.youtube.com/watch?v=_Dol2QbNWfs и http://ireport. cnn.com/docs/DOC-748933.
[2] http://blogs.state.gov/index.php/site/entry/stateless/.
ССЫЛКИ
Blitz, Брэд К. и Кэролайн Сойер. 2011. «Анализ: практические и правовые реалии безгражданства в Европейском союзе». In Безгражданство в Европейском союзе: перемещенные лица, лица без документов, нежелательные лица , под редакцией Кэролайн Сойер и Брэда К. Блитца, 281-305. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
ЦМИ (Центр миграционных исследований). 2012. «Влияние регистрации рождений внутри и за рубежом». Новости CMS , 26 марта. https://cmsny.org/birth-registration-across-borders/.
Комитет Палаты представителей США по судебной власти. 2011. «Председатель Смит представляет Закон о безопасности нашего сообщества». 23 мая. http://judiciary.house.gov/news/05232011.html.
Грин, Николь и Тодд Пирс. 2009 г.. «Борьба с безгражданством: взгляд правительства». Обзор принудительной миграции 32: 34-35.
Кербер, Линда К. 2005 г. «К истории безгражданства в Америке». American Quarterly 57(3): 727-49.
Кервин, Дональд М. 1998. «Выбрасывая ключ: пожизненно заключенные в INS». Выпуски интерпретатора 75(18): 649-662.
Кервин, Дональд М. и Серена И-Ин Лин. 2009. Задержание иммигрантов: может ли ICE выполнить свои правовые требования и обязанности по ведению дел? Вашингтон, округ Колумбия: Институт миграционной политики. https://www.migrationpolicy.org/sites/default/files/publications/detentionreportSept1009.pdf.
Кон, Себастьян. 2012. «Безгражданство в Швеции – грядут перемены?» Европейская сеть по безгражданству. www.stateless.eu/blog/stateless-sweden-changes-ahead.
Прайс, Полли Дж. 2012. «Лица без гражданства в Соединенных Штатах: текущая реальность и прогноз на будущее». Vanderbilt Journal of Transnational Law , готовится к печати; Исследовательский документ Эмори по юридическим исследованиям № 12-229. http://ssrn.com/abstract=2154470.
Закон о защите беженцев от 2011 г., S. 1202, 112-й конгресс, 1-я сессия. 2011 г. https://www.congress.gov/bill/112th-congress/senate-bill/1202.
Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. http://www.un.org/en/documents/udhr/index.shtml#a15.
УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев). 2011. Помощь людям без гражданства во всем мире . Женева, Швейцария: УВКБ ООН. https://www.refworld.
Leave a Reply