Теории нормоконтроля в деле о запрете выезда полицейским за границу // К определению по делу Лужных
В новостях проскочило, что верховный суд рассмотрел жалобу уволенного (за то, что без разрешения начальства уехал за границу) полицейского на приказ МВД, которым ограничено право личного состава органов внутрених дел выезжать в недружественные (как их понимают в МВД) к России страны.
Речь идет о приказе 705дсп от 2013 (который предназначен для служебного пользования, и потому не доступен в правовых базах), в п. 1.1 которого (насколько можно судить по цитате этого акта в различных судебных решениях) предусмотривает невозможность свободного выезда сотрудника органов внутренних дел за границу (нужно заранее подавать рапорт и получать РАЗРЕШЕНИЕ на выезд).
Довольно циничный пересказ этого решения МВД может быть обнаружен в одном судебном акте (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2018 по делу № 33-1693/2018):
Пунктом 1. 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что решение о выезде за пределы Российской Федерации по частным выездам принимается на основании рапорта (заявления) сотрудника органов внутренних дел, федерального гражданского служащего и работника системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором указывается страна (страны), планируемая (планируемые) для посещения, и предполагаемые адреса места пребывания в ней (них).
Указанное решение Министерства внутренних дел Российской Федерации было вызвано осложнением международной обстановки, участившимися случаями в ряде зарубежных стран противоправных действий в отношении сотрудников органов безопасности и внутренних дел, что не оспаривалось сторонами.
Кроме того, письмом от 9 февраля 2017 года N 2122 «Об отдельных вопросах выезда за пределы Российской Федерации» руководитель УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу довел до сведения руководителей структурных подразделений УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о случаях выезда сотрудников, работников, федеральных государственных гражданских служащих, не имеющих доступа к государственной тайне за пределы Российской Федерации без уведомления руководителя органа внутренних дел; со ссылкой на пункт 1. 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп рекомендовал сотрудникам воздержаться от выезда за пределы Российской Федерации по частным вопросам до особого распоряжения, независимо от наличия (отсутствия) допуска к государственной тайне (л.д. 32).
Насколько я знаю эту историю, у примерно 4 млн сотрудников МВД, Минобороны, ФСИН и проч. добрых органов фактически отобрали право выбирать место отдыха (либо даже изъяли заграничные паспорта) и запретили ездить на отдых в любые страны, кроме прямо предписанных 13 стран.
К ним относятся: Азербайджан, Абхазия, Армения, Беларусь, Вьетнам, Казахстан, Киргизия, Китай, Куба, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Южная Осетия. В эти «добрые» страны ездить можно. Во все остальные — фактически нельзя, так как соответствующий рапорт, который должен подать сотрудник, начальство просто не согласует.
И вот против всего этого мракобесия и выступил М.Ю. Лужных, который нарушил положения приказа 705дсп, ездил в какую-то «недобрую» страну, его изобличили и уволили. М.Ю. Лужных оспаривает в верховном суде России этот приказ. И предсказуемо проигрывает.
Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу напомнить, что в сфере нормоконтроля существует два основных подхода к тому, что должен делать суд при рассмотрении споров о признании недействующими нормативных актов:
1) при осуществлении нормоконтроля суды ограничиваются лишь проверкой того, был ли акт издан в соответствии с компетенцией государственного органа, не противоречит ли он акту бОльшей юридической силы и соблюдена ли процедура издания акта;
2) при осуществлении нормоконтроля суды проверяют не только компетенцию и процедуру, а также соответствие актам вышестоящим в иерархии правовых актов, но и могут оценивать целесообразность того или иного правового решения, даже если оно формально укладывается в рамки допустимого (с точки зрения более значимого по юридической силе регулирования).
Я полагаю, что подлинный нормоконтроль в правопорядке, в котором действует принцип сдержек и противовесов, а суд признается самостоятельной ВЛАСТЬЮ, может осуществляться только в рамках второго подхода.
Аргумент о том, что судья, мол, не чиновник (управленец) и ему не ведомы какие-то конкретные нужды, вызвавшие принятие того или иного решения, я не считаю убедительным.
Прекрасное качество гражданского процесса — состязательность — как раз и поможет выявить, какое управлеченское решение могло бы быть лучшим: то, что принято чиновниками, или то, которое предлагают лица, оспаривающие решение государственного органа.
Приведу такой пример.
Допустим, принят правовой акт (правила землепользования и застройки), в соответствии с которым государственный орган предполагает допустить строительство неких зданий (например, церквей) в пределах границ некоторой территории (например, занятой парками, скверами и зонами рекреации.
Горожане против, они не хотят церкви, они хотят парки и скверы. Они оспаривают акт в суде. При первом подходе суд скажет: компетенция при издании акта соблюдена (госорган может принимать соответствующие решения), процедура соблюдена (все формальные стадии подготовки такого акты выполнены), именем Российской Федерации — отказать.
При втором подходе суд скажет: так, давайте разбираться. А точно ли нам нужны здесь церкви? Горожане доказывают, что по соседству уже есть четыре храма, что они бОльшую часть времени пустуют, опросы показывают, что верующих, которые следует обрядам и ходят в церковь хотя бы еженедельно очень мало и имеющихся церквей достаточно. И тогда на основе такого состязания суд говорит: меня не убедили, что так делать правильно, да, формально все соблюдено, но это не соответствует здравому смыслу и интересам общества. Поэтому именем Российкой Федерации — акт признать недействующим.
Риторический вопрос: в каком из случаев суд действительно является СУДОМ (то есть, ВЛАСТЬЮ), а в каком — он просто «оформитель», «подмахиватель» решений администрации? Ответ, в общем-то, очевиден.
Но возвращаемся к нашим полицейским, вынужденным принимать солнечные ванные на курортах Краснодарского края и Крыма, а не в Испании, Хорватии или Турции.
(Кстати, злые языки говорили, что 705дсп был в том числе, вызван желанием наводнить деньгами эти российские курорты, в которые в целом платежеспособные 4 млн туристов (а «siloviki», как все знают из последних новостей хотя бы про миллиарды сотрудников ФСБ, полицейского Захарченко и проч. ) должны были поехать вместо «вражеских заграниц». Но, справедливости ради, надо заметить, что в 2013 году (год появления 705дсп) Крым еще был, что называется, «не наш»).
Как я уже писал, верховный суд отказал бывшему полицейскому Лужных.
Основания для отказа довольно простые и по своему незатейливые в их безыскусности:
1) Приказ издан в соответствии с полномочиями, предоставленными МВД России статьей 19 Федерального закона № 114-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба», подпунктом 50 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (утратило силу с 21 декабря 2016 г.), и определяет порядок проведения мероприятий, связанных с выездом из Российской Федерации сотрудников органов внутренних дел и гражданских служащих.
2) Процедура издания и введения в действие Приказа соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. Приказ является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, имеет гриф «для служебного пользования», содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью, поэтому его официальное опубликование в установленном порядке не требуется
Вот и вся недолга! Аккурат в рамках первого подхода к нормоконтролю (при котором — суд это не ВЛАСТЬ, а так себе, придаток к могущественной администрации). Кстати, именно этот самый первый подход к нормоконтролю был недавно заложен в пост. пленума верх.суда № 50 (п. 28).
Причем дальше верховный суд пытается как-то невнятно рассуждать о том, что ограничения на выезд из Российской Федерации для лиц, ИМЕЮЩИХ доступ к государственной тайне, могут быть установлены в соответствии с положениями федеральных законов. Это действительно так, закон допускает некоторые ограничения на выезд для лиц, допущенных в гостайне (это, конечно, почти всегда глупость, так как начальный уровень допуска к гостайне имеют даже слесари на оборонных заводах), но в 2012 году верховный суд и эти ограничения признал законными.
Самое поразительное в деле бывшего полицейского Лужных, так это то, что он НИКОГДА НЕ ИМЕЛ допуска к гостайне, но приказ 705дсп ограничил возможность свободного выезда и ему тоже! Увы, текст этого приказа не доступен, но, как я уже написал, из цитат этого замечательного документа явно следует, что он распространяется на весь личный состав МВД, а не только на допущенных к гостайне.
И что делает верховный суд, которому в руки просто сам идет аргумент даже не о НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ такого ограничения, а о его НЕЗАКОННОСТИ в силу непропорциональности ограничения прав таких находящихся на службе у государства лиц как полицейские? Он говорит: аргумент о том, что приказ 705дпс применяется и не к носителям гостайны отклонить, так как из преамбулы приказа это не следует. Я так понимаю, что верховный суд просто отказался назвать черное черным и затронуть ведомственные интересы полиции.
Крайне осторожное высказывание судей вс о том, что приказ 705дсп надо понимать в нормативном единстве и исходить из того, что министр Колокольцев хотел лишь выезд ограничить тем, у кого есть доступ к гостайне, я уверен, будет поднято полицейскими чинами на смех.
Конечно же, верховный суд должен был прямо признать приказ недействующим в отношении НЕносителей гостайны по той причине, что он несоразмерно ограничивает права всех сотрудников органов внутренних дел без особой на то причины. То, что делопроизводитель из Ямало-Ненецкого УВД поедет на 10 дней в Турцию, величия и неуязвимости нашей Родины не поколебнет ни на йоту. Нет никаких правовых резонов держать в узде 4 млн человек, просто потому что так захотела парочка министров.
Но это возможно было бы если бы верховный суд действительно захотел сделаться бы подлинным органом нормоконтроля. Он, увы, пока этого явно не хочет. В конце концов, его есть еще с кем объединять, а там мало ли как спецквалкомиссия на подобную смелость посмотрит…
В какие страны разрешено выезжать военнослужащим
Содержание
- Кто не может выезжать из РФ
- Сколько действуют ограничения
- Какие ограничения действуют для лиц с доступом к гостайне
- Какие страны закрыты для военнослужащих
- Куда разрешат поехать
- Как оформить разрешение на выезд
- Наказание за нарушение процедуры согласования выезда
- Правила выезда военнослужащих за границу России
- Кому запрещено выезжать за границу РФ в 2022 году
- Ограничение выезда лицам, имеющим доступ к секретным сведениям
- В какие страны выезжать нельзя
- Оформление поездки военного за границу
- Ответственность за самовольный выезд в запрещенные страны
- Об авторе статьи
- Где можно отдыхать полицейским и военным за границей
- Можно ли военным и полицейским ехать на отдых в Турцию и Египет
- Список запрещенных стран для военнослужащих и сотрудников полиции в 2022 году
- Вот список стран, где можно отдыхать военнослужащим и полицейским за границей в 2022 году:
- Куда можно улететь из России в 2022 году
- Ограничения на выезд военных за границу
- Контрактники
- После увольнения
- Список разрешенных стран для сотрудников МВД и военнослужащих в 2022 году
- Куда военнослужащим можно выезжать за пределы России
- Как военнослужащих выпускают за границу
Можно ли военным выезжать за границу на отдых, зависит от наличия и уровня доступа к секретной информации, страны посещения и т. д. В любом случае для поездок за рубеж военнослужащим необходимо разрешение командования.
Кто не может выезжать из РФ
В статье речь идет о поездках военнослужащих и прочих служащих органов власти, работа в которых приравнена к воинской службе, на отдых. Для иных жизненных обстоятельств, по которым необходимо посещение иностранных государств, существуют дополнительные законодательные нормы.
Возможные основания (общие):
- допуск к гостайне;
- призыв на срочную военную (или альтернативную гражданскую) службу;
- подозрение или обвинение в совершении преступления, осуждение;
- уклонение от исполнения судебного решения;
- недостоверная информация о себе при оформлении выездных документов;
- служба в ФСБ.
Особый порядок выезда за границу военнослужащих, сотрудников МЧС, МВД, ФСИН, СВР, ФСО, Росгвардии связан с доступом к секретным сведениям.
Такая информация имеет три категории, от которых зависит степень и срок ограничений:
- «Особой важности».
- «Совершенно секретно».
- «Секретно».
Сколько действуют ограничения
Весь период действия контракта плюс срок, указанный в договоре. Обычно он составляет не больше 5 лет с последнего по времени ознакомления с секретными документами. Это зависит и от актуальности информации — запрет для тех, кто допущен к важной тайне, продлевает межведомственная комиссия, но не больше чем суммарно на 10 лет.
Что касается того, можно ли женам военнослужащих выезжать за границу: члены семей носителями гостайны не являются и ни под какие запреты не подпадают.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какой порядок предоставления отпуска военнослужащим. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие ограничения действуют для лиц с доступом к гостайне
Зависит от категории: выезд за границу с 3 группой секретности (как военнослужащим, так и другим гражданам, имеющим подобный допуск) возможен практически без препятствий. Исключение на начало 2022 года — только Украина, туда въезд запрещен, но сейчас есть сложности для посещения и гражданским.
Более строгие ограничения при второй форме секретности — в этом случае есть список разрешенных и неразрешенных государств.
Первая группа доступа к секретной информации означает запрет на свободный выезд за рубеж.
Какие страны закрыты для военнослужащих
Даже если действующий военнослужащий не связан с гостайной (ни с какой), поехать он вправе не во все иностранные государства.
Информация о том, в какие страны можно выезжать военным, а в какие — нет, исходит из Генерального штаба Министерства обороны — там составляют и регулярно обновляют подобные перечни.
Так, военным не рекомендуются поездки в США, другие страны НАТО, государства, где могут задержать и выдать США, те, с кем отсутствуют действующие договоры об экстрадиции преступников.
Ориентировочно перечень выглядит так:
Куда разрешат поехать
Любой список разрешенных стран для военнослужащих в 2022 году пока абсолютно умозрительный. Это общая ознакомительная информация.
Но если случится чудо и в мире наступит тишь и благодать, страны, в которые можно выезжать военнослужащим в 2022 году, следующие:
- Азербайджан;
- Абхазия;
- Армения;
- Беларусь;
- Вьетнам;
- Казахстан;
- Киргизия;
- Китай;
- Куба;
- Таджикистан;
- Туркменистан;
- Узбекистан;
- Южная Осетия.
Обратите внимание! Ситуация в нашем нестабильном мире меняется быстро, и информация о разрешенных и нерекомендованных регионах обновляется. Так, формально в перечне есть Китай, но там новые ковид-ограничения. Куба разрешена и санкций не вводила, но туда не летают самолеты и т. д. Уточняйте у начальства.
Как оформить разрешение на выезд
Необходимость узнать заранее, куда можно выезжать военным за границу в 2022 году, обусловлена тем, что организация поездки требует согласования.
Процедура прописана в Приказе ФСБ РФ от 17.04.2012 № 179 (и приложении к приказу): не позднее чем за 3 месяца подается рапорт (заявление), на его основании делается проверка и выдается разрешение или запрет на пересечение границы.
Разрешение (справка) выдается Министерством обороны, согласуется с ФСБ.
При положительном решении гражданину выдается на руки или оформляется заграничный паспорт, который все остальное время (и до, и после поездки) хранится в отделе кадров.
Если предполагаемая поездка — не отдых, а другие внезапно возникшие серьезные личные обстоятельства (лечение, похороны, принятие наследства и т. д.), то решение примут быстрее.
Отказ военнослужащий вправе обжаловать в Межведомственной комиссии МО или через суд.
Наказание за нарушение процедуры согласования выезда
Все сложности, связанные с тем, как военнослужащему выехать за границу, связаны как с защитой его собственной безопасности, так и безопасности государства.
Поэтому если гражданин проигнорировал установленный порядок поездок в иностранные государства, ему грозят дисциплинарные меры, но как максимум — расторжение контракта.
Если самовольно выехал военный, имеющий допуск к секретным сведениям второго и первого уровней, и имело место их разглашение, все зависит от того, насколько серьезный ущерб нанесло его «путешествие».
Образование — исторический факультет Нижегородского педагогического университета, специальность — история и право.
Правила выезда военнослужащих за границу России
Ответ на вопрос о том, можно ли военнослужащим выезжать за границу, зависит от наличия доступа к сведениям, составляющим государственную или военную тайну. Такая информация строго охраняется государством, оно может запретить выезд за пределы РФ лицам, у которых по трудовому контракту есть доступ к таким сведениям, на срок до 5 лет, а в исключительных случаях — до 10 лет.
Кому запрещено выезжать за границу РФ в 2022 году
К структурам, на которые распространяются ограничения по выезду в целом и список запрещенных стран для военнослужащих в частности, относятся не только сами военнослужащие, но и:
- Министерство обороны;
- Министерство чрезвычайных ситуаций;
- Федеральная служба безопасности;
- Министерство внутренних дел;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- структуры разведки.
Ограничен выезд и категориям служащих, указанным в Федеральном законе № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Речь идет о лицах, призванных на военную или альтернативную службу, — на весь срок службы и о лицах, имеющих доступ к секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.
Ограничение выезда лицам, имеющим доступ к секретным сведениям
Секретные сведения, по российскому законодательству, имеют три категории секретности:
- особой важности;
- совершенно секретно;
- секретно.
В зависимости от категории секретности определяется степень ограничения. Имеет значение не наличие допуска к таким документам, а фактическое владение информацией из секретных документов.
Третья форма секретности является наиболее свободной. У лиц с такой формой допуска ограничений почти нет, и единственная страна, закрытая для них, — Украина. Но закрыта она не категорично, выезд туда можно согласовать в отдельных случаях.
Вторая форма допуска подразумевает более строгие ограничения: страны, в которые разрешен выезд военнослужащим с второй формой допуска, являются:
- Абхазия,
- Азербайджан,
- Армения,
- Белоруссия,
- Бразилия,
- Вьетнам,
- Доминиканская республика,
- Индия,
- Индонезия,
- Иордания,
- Камбоджа,
- Казахстан,
- Куба,
- Камерун,
- Киргизия,
- Китай,
- Марокко,
- Мьянма,
- Намибия,
- Никарагуа,
- ОАЭ,
- Оман,
- Таиланд,
- Таджикистан,
- Тунис,
- Шри-Ланка,
- ЮАР.
Под запретом к посещению будут:
- Андорра,
- Венгрия,
- Молдавия,
- Норвегия,
- Словения,
- Украина,
- Черногория,
- Хорватия.
Турция и Египет имеют статус «не рекомендованных к посещению».
Служащие с первой формой секретности не вправе покидать территорию РФ, их выезд тщательно согласовывается. В случае нарушения служащим правил и при наличии подозрений о разглашении государственной тайны его вправе судить за измену родине.
В какие страны выезжать нельзя
Этот список меняется в зависимости от политической ситуации, но список запрещенных стран для военнослужащих в 2022 году выглядит так:
Австралия, Австрия, Алжир, Албания, Ангола, Андорра, Антигуа и Барбуда, Афганистан, Аргентина, Багамы, Барбадос, Бангладеш, Бахрейн, Бельгия, Белиз, Бенин, Боливия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Ватикан, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Восточный Тимор, Габон, Гаити, Гамбия, Гайана, Гана, Гватемала, Гвинея-Бисау, Гвинея, Германия, Гондурас, Гренада, Гренландия, Грузия, Греция, Дания, Джибути, Доминика, Доминикана, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Индия, Иордания, Иран, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен, КНДР, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Катар, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Колумбия, Конго, Коморы, Коста-Рика, Косово, Кот-д’Ивуар, Конго, Кувейт, Куба, Латвия, Лаос, Лесото, Либерия, Ливия, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Македония, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Мальта, Марокко, Маршалловы о-ва, Микронезия, Мексика, Мозамбик, Молдавия, Монголия, Монако, Мьянма, Намибия, Науру, Непал, Нигер, Нидерланды, Нигерия, Никарагуа, Ниуэ, Норвегия, Новая Зеландия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Панама, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Руанда, Сальвадор, Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Свазиленд, Сейшелы, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сербия, Сингапур, Сирия, Словения, Словакия, Соломоны, Сомали, США, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таиланд, Танзания, Тонга, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Тувалу, Турция, Украина, Уганда, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Франция, Финляндия, Хорватия, Чад, Черногория, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Шри-Ланка, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эстония, Эритрея, Эфиопия, Южная Корея, Южный Судан, ЮАР, Япония, Ямайка. |
Оформление поездки военного за границу
Рапорт на имя руководителя составляют по утвержденной форме. В рапорте подробно излагается дата, цель поездки, сопровождающие лица, подробный маршрут. Обычно решение по рапорту принимается в течение 3-5 дней, поэтому следует позаботиться о его подаче заранее.
Порядок оформления разрешения на выезд определен в Постановлении Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997, где указано, что разрешение согласовывается Министерством обороны РФ и руководителями соответствующих органов власти.
Служащим некоторых ведомств выезд дополнительно согласовывается Федеральной службой безопасности РФ. Этим же Постановлением утверждена форма справки, которая необходима для оформления паспорта. На основании такой справки можно изготовить паспорт для выезда за границу.
В случае принятия положительного решения сданный на хранение в отдел кадров паспорт вы получите по заявлению. По итогам поездки военнослужащему потребуется сдать отчет о поездке и вернуть заграничный паспорт обратно в отдел кадров на хранение.
Ответственность за самовольный выезд в запрещенные страны
Следует понимать, что если речь не идет о доступе к секретным сведениям, то юридически запрета выезжать за границу не существует – разрешение или запрет на то, в какие страны могут выезжать военнослужащие, приняты на уровне рекомендаций, выполнение которых стало обязательным.
При наличии доступа к секретным сведениям самовольный выезд за границу станет основанием для расторжения трудового контракта как раз по причине нарушения условий в части охраны секретных сведений, составляющих государственную тайну. В остальных случаях максимум, что грозит нарушителю, — это дисциплинарное взыскание.
Марина Топорникова Юрист-практик с 18-летним стажем в коммерческих компаниях и в судебной системе РФ.
Где можно отдыхать полицейским и военным за границей
Военнослужащие, как и сотрудники органов внутренних дел, в виду суровых условий труда остро нуждаются в отдыхе. А для нашей страны, в силу её близости к северу, не так и много найдётся мест для проведения отпуска в зимнее время года, да и летом не всегда можно найти такое место.
В этом году внутренними приказами по силовым ведомствам было объявлено об изменении списка стран, разрешенных для выезда на отдых военным и полицейским.
Можно ли военным и полицейским ехать на отдых в Турцию и Египет
Пожалуй, нет больше таких «распиаренных» заграничных курортов среди россиян, чем Египет или Турция. Туда каждый сезон отправляется значительная часть обеспеченных и искушенных граждан.
Однако в последние годы турпоток в эти страны снизился и виной тут не только напряженность и война в Сирии, но также падение доходов россиян. Теперь отдых в Сочи или Анапе для большинства становится куда более дешёвым, чем перелёт и заморские отели.
Сложности в отношениях с Турцией у России начались в ноябре 2015, когда их военно-воздушные силы сбили наш самолет Су-24, выполнявший боевой вылет, в результате чего погиб российский летчик. В июле 2016 года Президент Турции Эрдоган отправил письменное соболезнование по поводу случившегося, в связи с чем инцидент был исчерпан и россиянам вновь разрешили летать в Турцию на отдых. В последнее время вообще ведутся разговоры о том, чтобы россияне могли ездить в Турцию по внутреннему паспорту.
Что касается полетов в Египет, то с этим государством также произошли сложности и были введены запреты на полеты для всех туристов из России, после того как над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» в результате чего все пассажиры (а их на борту находилось 224 человека) трагически погибли.
С начала 2018 года, Ростуризм опубликовал разрешение о возобновлении регулярных туристических полетов в Египет.
Тем не менее, для сотрудников МВД, ФСИН, ФСО, военнослужащих, и представителей других силовых ведомств до середины 2019 года сохранялся полный запрет на посещение Турции и Египта для отдыха.
Однако, уже 26 июня 2019 года уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова предложила отменить ограничения на выезд за рубеж полицейским. Она заявила, что это чрезмерная мера в отношении тех сотрудников, которые не имеют допуска к секретным данным.
В результате глава МВД Владимир Колокольцев подписал разрешение, которое снимает запрет для сотрудников силовых ведомств на посещение таких стран, как:
Список запрещенных стран для военнослужащих и сотрудников полиции в 2022 году
Не так давно действующий офицер российской армии мог поехать на Средиземное море или в страны Европы – наибольшим спросом пользовались тогда
- Турция,
- Таиланд,
- Египет,
- Кипр,
- Марокко,
- Тунис.
Однако в связи с усилением международной напряженности Министерство Обороны РФ, а также МВД и другие силовые ведомства начали сокращать список стран, куда сотрудникам разрешалось поехать на отдых за границу.
Объясняется это довольно просто – сотрудники силовых ведомств имеют доступ к сверхсекретной информации, не подлежащей разглашению. К тому же во многих странах действует договор об экстрадиции со странами, с которыми у России напряженные дипломатические отношения, в связи с чем военнослужащие могут оказаться спровоцированными и их личная безопасность может подвергнуться риску.
Вторая форма допуска подразумевает наличие осведомленности о совсекретных сведениях, что никак не может быть подвергнуто угрозе со стороны враждебно настроенных разведок иностранных государств.
В 2022 году список стран, запрещенных для отдыха военным и полицейским такой:
Австралия Австрия Алжир Албания Ангола Андорра Антигуа и Барбуда Афганистан Аргентина Багамы Барбадос Бангладеш Бахрейн Бельгия Белиз Бенин Боливия Болгария Босния и Герцеговина Ботсвана Бруней Бразилия Буркина-Фасо Бурунди Бутан Ватикан Вануату Великобритания Венесуэла Венгрия Восточный Тимор Габон Гаити Гамбия Гайана Гана Гватемала Гвинея-Бисау Гвинея Германия Гондурас Гренада Гренландия Грузия Греция Дания Джибути Доминика Доминикана Египет Замбия Зимбабве Израиль Индонезия Индия Иордания Иран Ирак Ирландия Исландия Испания Италия | Йемен КНДР Кабо-Верде Камбоджа Камерун Катар Канада Кения Кипр Кирибати Колумбия Конго Коморы Коста-Рика Косово Кот-д’Ивуар Конго Кувейт Куба Латвия Лаос Лесото Либерия Ливия Ливан Литва Лихтенштейн Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар Македония Малави Малайзия Мальдивы Мали Мальта Марокко Маршалловы о-ва Микронезия Мексика Мозамбик Молдавия Монголия Монако Мьянма Намибия Науру Непал Нигер Нидерланды Нигерия Никарагуа Ниуэ Норвегия Новая Зеландия ОАЭ Оман Пакистан Панама Палау Папуа – Новая Гвинея | Парагвай Перу Польша Португалия Румыния Руанда Сальвадор Самоа Сан-Томе и Принсипи Сан-Марино Саудовская Аравия Свазиленд Сейшелы Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис Сент-Люсия Сербия Сингапур Сирия Словения Словакия Соломоны Сомали США Судан Суринам Сьерра-Леоне Танзания Тонга Того Тринидад и Тобаго Тунис Тувалу Украина Уганда Уругвай Фиджи Филиппины Франция Финляндия Хорватия Чад Черногория Чехия Чили Швеция Швейцария Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эстония Эритрея Эфиопия Южная Корея Южный Судан ЮАР Япония Ямайка |
Вот список стран, где можно отдыхать военнослужащим и полицейским за границей в 2022 году:
- Азербайджан
- Абхазия
- Армения
- Белоруссия
- Вьетнам
- Казахстан
- Киргизия
- Куба
- Китай
- Таджикистан
- Таиланд
- Туркменистан
- Турция
- Узбекистан
- Южная Осетия
Каждому сотруднику необходимо помнить, что перед тем, как собираться в отпуск, он должен написать рапорт своему непосредственному командиру или начальнику и только после одобрения руководством становится возможной поездка за границу.
Как можно убедиться после изучения этого списка, в него вошли в основном страны бывшего СССР.
Куда можно улететь из России в 2022 году
В связи с коронавирусными ограничениями список стран, куда можно полететь на отдых в 2022 году значительно изменился. Официально границы открыты примерно с 30-тью странами:
Ограничения на выезд военных за границу
В ст. 15 закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 дается пояснение, можно ли военным выезжать за границу на отдых, в туристических целях и так далее. В соответствии с предоставленной информацией, на пересечение границы накладываются ограничения в ряде случаев.
Например, если человек имеет или в недалеком прошлом имел доступ к государственным тайнам. Кроме того, существует заперт на пересечение границы для сотрудников федеральных органов безопасности.
Основная причина — допуск к секретной информации. Значение имеет и актуальность данных, которые знает человек. Так, например, если по решению Межведомственной комиссии информация более не является секретной, запрет снимают.
Но существует и противоположный вариант. Если примут решение о том, что информация остается секретной до сих пор, то запрет продлят.
В стандартной ситуации запрет действует в течение всего срока службы — срока действия контракта, заключенного с военнослужащим или сотрудником государственных органов.
Обратите внимание! Ограничение касается только самих служащих, имеющих доступ к тайне, но не членов их семей. Таким образом, ответ на вопрос о том, можно ли женам военнослужащих выезжать за границу, положительный, для них запрета нет.
Контрактники
На контрактников, как и на обычных призывников, распространяется запрет на выезд за границу с группой секретности, который остается актуальным в течение всего срока действия контракта. Следует учитывать, что при крайней необходимости военнослужащий вправе подать рапорт на имя своего командира с просьбой предоставить возможность поехать за рубеж. Это актуально и для любых других служащих, имеющих доступ к государственным тайнам.
Если информация уже потеряла свою актуальность, то разрешение дадут.
После увольнения
Факт увольнения и окончания срока действия контракта не предполагает возможность немедленно выехать за границу. В зависимости от ситуации, важности тайны и других особенностей, запрет может действовать до 10 лет. Это максимальный срок, в течение которого военнослужащий не вправе покидать границы РФ без специального разрешения.
Как и ранее, это правило не распространяется на семью служащего, поэтому сразу становится понятно, могут ли дети военнослужащих выезжать за границу, — да, точно так же, как и их матери. Разумеется, все указанное актуально только для тех ситуаций, при которых дети или жены служащих сами не являются носителями государственной тайны.
Список разрешенных стран для сотрудников МВД и военнослужащих в 2022 году
В силу того, что форма секретности присутствует в работе всех силовых ведомств, список стран, куда нельзя поехать на отдых в этом году расширился. Если раньше полицейским или военным можно было посещать
- Бразилию,
- Доминикану,
- Индию,
- Марокко,
- Тунис,
- Шри-Ланку,
- Мальдивы,
- ОАЭ,
- Черногорию,
то в 2022 году для посещения с отдыхом данные заморские территории запрещены.
Однако недавним приказом по ведомству министра Колокольцева, в список вернулись Турция и Таиланд — теперь туда можно брать билет полицейским.
Куда военнослужащим можно выезжать за пределы России
Не каждому военнослужащему разрешен свободный выезд за границу, и поехать российские солдаты и офицеры могут не во все страны.
Это связано с тем, что они могут разгласить важные государственные тайны и стать источниками секретной информации для потенциального противника.
Как военнослужащих выпускают за границу
Существуют строгие правила относительного того, как именно должны направляться за границу лица, в настоящий момент служащие в вооруженных силах РФ. Даже получить разрешение на выезд и визу им гораздо сложнее, чем рядовым гражданам. Нужно подать рапорт, дождаться его рассмотрения и визирования в отделе кадров, получить согласие органов внутренней безопасности, для чего придется подать туда кучу справок и документов.
Процедура получения разрешения на выезд и загранпаспорта занимает около 3 месяцев, но вполне можно и подождать, если точно знаешь, что все в итоге будет. А ведь выезд за рубеж могут и запретить без права обжалования.
Военнослужащие дают клятву защищать свое отечество, а значит не могут нарушать ее никакими своими действиями. Это записано даже в Конституции, где также отмечается, что ограничение для них права на выезд за границу — это оправданная мера. Специальные разрешения на пересечение рубежа родины обязаны получать сотрудники военных ведомств и разведки, сотрудники ФСИН, МВД, МЧС, ФСБ.
Запретить выезд могут по причине призыва на срочную или альтернативную военную службу, по причине занятости на государственной службе и при наличии допуска к секретным данным, составляющим государственную тайну.
Управление по международным делам (OIA)
Наша миссия
Управление по международным делам (OIA) возвращает преступников к суду, переводит осужденных для отбытия наказания в своих странах и получает важные доказательства для уголовных расследований и судебных преследований по всему миру, работая с местными и иностранными партнерами, чтобы облегчить сотрудничество, необходимое для обеспечения соблюдения закона, повышения общественной безопасности и достижения справедливости.
Наша работа
Управление OIA сосредоточено на обеспечении безопасности американцев дома и за границей, обеспечивая привлечение преступников к ответственности за свои действия независимо от того, где в мире они могут скрываться. Будучи головным центром Министерства юстиции по координации международного уголовного правоприменения, УВР в достижении этой цели осуществляется в рамках пяти основных рабочих направлений: экстрадиция и удаление лиц, скрывающихся от правосудия, передача осужденных лиц, международный сбор доказательств, предоставление юридических консультаций руководству Министерства юстиции и прокурорам. , а также международные отношения и договорные вопросы.
Экстрадиция и удаление беглецов: УВР играет центральную роль в задержании и возвращении беглецов в руки правосудия, чтобы они могли быть привлечены к ответственности за свои преступления. Используя все имеющиеся в его распоряжении юридические инструменты — экстрадицию, депортацию и другие законные меры — УВР сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами для экстрадиции или законного выдворения преступников, разыскиваемых для судебного преследования в Соединенных Штатах или за рубежом за широкий спектр преступлений, включая насильственные преступления. .
Международный перевод заключенных: OIA рассматривает ходатайства осужденных о возвращении в свои страны для отбытия срока заключения. Тем самым УВР выполняет обязательства США по двусторонним договорам и многосторонним конвенциям, касающимся передачи осужденных.
Международный сбор доказательств: Через обширную сеть международных отношений и договоров УВР получает находящиеся за границей доказательства, необходимые для успешного судебного преследования в США, добивается исполнения распоряжений США о конфискации активов за границей и организует возврат активов в Соединенные Штаты. Состояния. OIA также получает доказательства в Соединенных Штатах от имени иностранных следователей по уголовным делам, тем самым повышая способность наших иностранных партнеров пресекать преступные угрозы за границей до того, как они достигнут наших берегов.
Юридические консультации для руководства и прокуроров Министерства юстиции: OIA является главным экспертом Министерства юстиции по международным уголовным делам, предоставляя руководству Министерства юстиции юридические и стратегические рекомендации в отношении нынешних и будущих задач Департамента в области обеспечения соблюдения международного уголовного права. Адвокаты OIA также консультируют федеральных прокуроров и прокуроров штатов по новым и сложным юридическим вопросам, возникающим в ходе судебных разбирательств и вытекающим из международных аспектов их судебного преследования.
Международные отношения и договорные вопросы: По вопросам, касающимся международной правоохранительной миссии Министерства юстиции, адвокаты OIA ведут переговоры и предоставляют экспертные консультации в отношении договоров и других соглашений. Адвокаты OIA также представляют Министерство юстиции на множестве многосторонних форумов, где они формулируют стратегии правоохранительных органов для продвижения интересов правоохранительных органов правительства США.
Наша команда
OIA состоит из разнородной группы опытных профессионалов, в том числе многих бывших федеральных прокуроров и прокуроров штатов. OIA состоит из региональных групп, которые охватывают географические районы мира, и специализированных групп, которые решают вопросы и работу над конкретными случаями, требующими экспертных знаний в предметной области. Команды хорошо разбираются в ряде политических, законодательных и судебных вопросов, касающихся международного уголовного расследования и судебного преследования.
Наши партнеры
OIA активно сотрудничает с другими агентствами, чтобы расследовать успешные дела и привлекать преступников к ответственности. Нашими партнерами являются государственные и местные правоохранительные органы, другие подразделения Министерства юстиции и правительственные учреждения США, а также иностранные следователи и прокуроры.
Основные обязанности
1. Осуществление государственных дипломатических принципов и политики, а также соответствующих законов и постановлений; защищать национальный суверенитет, безопасность и интересы от имени государства; вести дипломатические дела от имени государства и правительства; ведение дипломатической деятельности между руководителями КПК и руководителями государства и иностранных государств.
2. Изучение общих и стратегических вопросов международной обстановки и международных отношений; анализировать основные вопросы дипломатической работы в таких областях, как политика, экономика, культура и безопасность; и консультировать ЦК КПК и Государственный совет по вопросам принятия дипломатических стратегий, принципов и политики.
3. Координировать свои действия с соответствующими государственными ведомствами в соответствии с общим дипломатическим планом, а также докладывать и давать предложения ЦК КПК и Госсовету по основным вопросам, включая внешнюю торговлю, экономическое сотрудничество и помощь, культуру, военную помощь, торговлю оружием. , китайские граждане за границей, образование, наука и техника и публичная дипломатия.
4. Разрабатывать законы, постановления и политические планы, касающиеся дипломатической работы.
5. Для решения вопросов глобальной и региональной безопасности, политических, экономических, правозащитных, социальных, беженцев и других дипломатических вопросов в Организации Объединенных Наций и других многосторонних форумах.
6. Заниматься вопросами международного контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения; исследовать вопросы международной безопасности; и организовать переговоры по договорам и соглашениям, касающимся контроля над вооружениями.
7. Заключать двусторонние и многосторонние договоры, осуществлять международное судебное сотрудничество, контролировать или участвовать в рассмотрении крупных судебных дел, связанных с иностранными делами, в которых участвует государство или правительство, помогать в рассмотрении проектов законов и правил, связанных с иностранными делами, а также организовывать и координировать работа по выполнению международных конвенций и соглашений.
8. Руководить или участвовать в усилиях по формулированию политики, связанной с сухопутными и морскими границами; направлять и координировать морскую работу, связанную с иностранными делами; организовывать работу по делимитации границ, демаркации границ и совместным проверкам, а также рассматривать соответствующие дела, связанные с иностранными делами; и вести дипломатические переговоры по делимитации морских пространств и совместному развитию.
9. Публиковать информацию о важной дипломатической деятельности, разрабатывать внешнюю политику, проводить информационную работу о важной дипломатической деятельности, организовывать деятельность общественной дипломатии и заниматься делами, связанными с иностранными журналистами в Китае и иностранными информационными агентствами.
10. Надзор за государственным протоколом и церемониальными делами, связанными с иностранными делами; следить за протокольными мероприятиями важной дипломатической деятельности государства; и контролировать вежливый прием, дипломатические привилегии и иммунитеты, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам в Китае.
11. Контроль за консульской работой. регулировать деятельность иностранных дипломатических и консульских представительств в Китае; курировать работу, связанную с консульскими делами китайских граждан за границей; вести или участвовать в рассмотрении дел, связанных с иностранными делами в Китае; контролировать консульскую защиту и помощь, координировать соответствующие правительственные ведомства, местные органы власти и направлять китайские дипломатические миссии за границей в рассмотрении дел, требующих консульской защиты и помощи, а также публиковать предупреждающую информацию для консульской защиты и помощи.
12. Координировать усилия по урегулированию срочных инцидентов за границей, затрагивающих интересы Китая, защищать законные права и интересы китайских граждан и учреждений за границей, а также принимать участие в усилиях по урегулированию срочных инцидентов в Китае, в которых участвуют иностранцы.
13. Ведение в соответствии с законом дипломатических и консульских дел в специальных административных районах Гонконг и Макао, а также ведение иностранных дел, связанных с Тайванем.
14. Направлять и координировать внешнеполитическую деятельность органов местного самоуправления и департаментов Государственного совета, рассматривать важные правила внешней политики местных органов власти и департаментов Государственного совета, а также просьбы к Государственному совету об инструкциях, касающихся иностранных дел, и предлагать рекомендации. вместе с соответствующими государственными ведомствами по урегулированию крупных инцидентов, связанных с нарушениями законов и правил, регулирующих иностранные дела.
15. Управление и координация иностранных дел, касающихся национальной безопасности.
16. Обеспечить устный перевод важных дипломатических мероприятий государства и перевод дипломатических документов и корреспонденции.
17. Руководить китайскими дипломатическими представительствами за границей и офисами уполномоченных в Гонконге и Макао; курирует кадровую и организационную работу дипломатических представительств за рубежом; давать указания китайским дипломатическим представительствам за границей и офисам уполномоченных в Гонконге и Макао по использованию информационных технологий, управлению финансами и строительству помещений; и регулировать использование недвижимого имущества иностранными дипломатическими представительствами в Китае.
Leave a Reply