Халяль и Кошер. В чем разница и есть ли она?
«Халяль» с арабского переводится как «дозволенное Аллахом» и в мусульманском мире означает дозволенные поступки в целом (по шариату). В Коране написано, что мусульманам дозволена пища людей Писаний. Люди Писаний — это христиане и иудеи. И если они забивают скот и упоминают имя Бога (не обязательно дословно Аллаха, достаточно сказать «с Богом», например), перерезают сонную артерию, яремную вену, пищевод, трахею и выпускают кровь, тогда это мясо считается Халяль.
Кошерное — разрешенное, правильное, дозволенное, то, что произведено по правилам кашрута, в основе которого лежат законы Торы.
Таким образом, “Халяль” и “Кашрут” — это набор религиозных правил в отношении “дозволенной” еды, а также правил и образа жизни.
Но существует ряд отличий и определенных правил, для того чтобы назвать пищу Халяльной или Кошерной. Отличие между этими двумя терминами лежит глубже в духовном аспекте и в религиозном смысле. Одно из них – забой животных:
- В Иудаизме не является обязательным произнесение имени Бога над каждым животным.
Достаточно лишь произнести специальную молитву над первым и над последним животным в партии.
- Ислам обязывает мусульман произносить имя Аллаха над каждым забитым животным, лишь тогда его мясо будет благословлено.
Кто может делать убой животного?
Ислам позволяет забивать животное любому взрослому мужчине (например, это может быть, как мусульманин, так и еврей или христианин). В Иудаизме только специально обученный раввин, Саше, может забивать животное.
Мясо каких животных дозволено в употребление мусульманам и евреям?
- Халяль – это все мясо скота и овец, если оно добыто в соответствии с требованиями Ислама.
- Кошер – мясо травоядных жвачных животных, копыта которых раздвоены и имеют глубокий разрез. Евреям также запрещена конина.
Тем не менее, обе религии накладывают запрет на свинину, при этом ограничения Кошера распространяются на смешивание мяса и молочных продуктов, в Халяль на этот счет нет никаких запретов.
- Халяльная еда не подразумевает использование всеядных или хищных птиц.
В пищу также не употребляются птицы, не имеющие перьев. Однако яйца для еды можно использовать даже от запрещенных птиц.
- Кошерные правила по мясу птиц аналогичны, но относительно яиц требования гораздо строже. Яйца запрещенных птиц также считаются запрещенными, кроме того, запрещается использовать яйца разрешенных птиц, если в них обнаруживаются сгустки крови.
- Мусульманам дозволено есть разную рыбу и морепродукты, на рыбу не распространяются требования к забою наземных животных.
- Кашрут также дает разрешение на рыбу, однако употребление в пищу ракообразных и водных млекопитающих находится под строгим запретом.
- Что касается различных добавок, Халяль гораздо строже Кошера. Так как мусульманам запрещены в пищу добавки не Халяльного происхождения. Для Кошера же нет разницы, каким образом и из каких животных делалась та или иная добавка.
- Различия между Халяль и Кошер распространяются и на употребление спиртного. Ислам строго запрещает употребление опьяняющих спиртов в любом виде.
Кошерные законы разрешают евреям употребление вина.
Понятия Кошер и Халяль тесно переплетаются, по сути, они обозначают одно и то же в разных религиях. Однако, нельзя твердо назвать все Халяльное – Кошерным и все Кошерное – Халяльным, все же есть ряд отличий, которые верующие люди должны знать, понимать и соблюдать.
Также, стоит обратить внимание, что очень часто производители используют знак «Кошер» на производимых продуктах питания, но данная продукция, таковой не является. Данный вид обмана используется в маркетинговых целях, поэтому верующему человеку желательно смотреть состав данного продукта, для того чтобы быть уверенным в том, что его употребление является возможным.
Кошер и халяль — в чём разница? — Цимес
нас забыли спросить
9 сентября, 2022
Читать: 3 мин
В рубрике «Нас забыли спросить» мы каждую неделю отвечаем на вопросы о еврейском образе жизни, которые люди обычно задают «Гуглу» и «Яндексу». На этой неделе решили разобраться, чем отличается кошерная еда от халяльной
За последнее десятилетие количество продуктов с маркировкой «халяль» в России выросло в геометрической прогрессии. Примерно то же самое происходило в магазинах США полвека назад, только тогда появились загадочные экшеры, сообщающие о кошерности того или иного продукта.
Люди нееврейского и немусульманского происхождения слабо представляют себе, что это значит, но продукты со «значками» пользуются популярностью. Для покупателей «халяль» или «кошер» выглядят как «эко-», «био-», «гост» и проч. Одним словом, «хороший продукт, надо брать!».
Больше того, многие уверены, что «кошер» и «халяль» — это в принципе одно и то же. А значит, вполне взаимозаменяемо. На деле это совершенно разные системы, хоть и с общими корнями.
«Кошер» переводится как «подходящий». В эту категорию попадает всё, что разрешено Торой. «Халяль», то есть «разрешённый», объединяет всё, что позволяет Коран.
Что общего?
Запутаться в понятиях легко. Дело в том, что и «кошер», и «халяль» обозначают близкие по сути своды правил, которые распространяются не только на еду, но и в целом на образ жизни религиозных людей. Кошерными или халяльными могут быть продукты, одежда или даже поступки. Больше того, мусульмане, обозначая, что можно есть, а что нельзя, опирались на правила, которыми пользовались «люди Писания», то есть иудеи и христиане.
В итоге халяль и кашрут во многом пересекаются. Например, и там и там законы оговаривают, каких животных можно есть, каким способом они должны быть забиты, как приготовлены. И у мусульман, и у евреев принято одеваться и вести себя определённым образом.
Ни мусульманам, ни евреям нельзя употреблять в пищу кровь животных. Ни те ни другие не едят свинину или хищных птиц.
В чём разница?
И всё-таки нельзя сказать, что всё кошерное подходит мусульманам, а халяль разрешён евреям. Например, несмотря на то что в обеих традициях при забое животного должно произноситься благословение, способы всё-таки отличаются. Забивать животное для халяльной кухни может любой человек. Для кошерной — только еврей, прошедший специальное обучение.
Мусульмане едят крупный и мелкий рогатый скот, а также нехищных диких животных, то есть на стол может попасть мясо кролика или конина. В иудаизме разрешены в пищу только жвачные животные, у которых раздвоены копыта.
Евреи не употребляют в пищу моллюсков, ракообразных и другие морепродукты. Разрешена только рыба с чешуёй и плавниками. У мусульман подобных ограничений нет. Всё, что обитает в воде, разрешено.
Есть нюансы и в процессе приготовления. Кошерная кухня подразумевает полный запрет на смешение молочных и мясных продуктов. Никакой пиццы с сыром и колбасками. А вот халяль в этом смысле мягче: смешивать молоко с мясом можно.
В то же время к алкоголю мусульмане относятся строже. Если найти кошерное вино в России бывает сложно, то халяльного алкоголя в природе не существует.
Так что, как бы ни были системы кошерного и халяльного питания похожи на первый взгляд, говорить об их взаимозаменяемости не приходится.
Подготовила Яна Заг
Kosher — это знать, что содержится в вашей еде.
Особая благодарность www.kof-k.org за эту статью. Что такое «кошерный» «Кошерное мясо»… «Кошерные соленья»… «Кошерный гастроном» – В современном мире мы встречаем слово «кошерный» почти в каждом отделе супермаркета. Любой может сказать вам, что термин «кошерный» имеет какое-то отношение к еврейскому продовольственному рынку. Но что это на самом деле означает? Многим придется признать, что они понятия не имеют… «Кошерный» — определение «Кошерный» — это еврейское слово, которое буквально означает «подходящий» или «надлежащий». При использовании в отношении пищевых продуктов термин «кошерный» означает, что рассматриваемый продукт соответствует диетическим требованиям еврейского закона . Принципы, определяющие, что является кошерным, а что нет, основаны на Письменной Торе (Библии) и Устной Торе. Эти законы соблюдаются евреями более 3000 лет. Законы, относящиеся к кошерным продуктам, сложны и подробны, и на углубленное изучение предмета уходят годы, но основы легко понять, как мы увидим ниже. Почему кошерный? Почему евреи едят кошерное? На протяжении многих лет люди предлагали теории о пользе кошерной пищи для здоровья. Некоторые говорят, что кошерная пища менее уязвима для паразитов и бактерий. Другие предполагают, что запрещенные виды животных являются охотниками, чья природа может повлиять на характер людей, которые их потребляют. Как бы то ни было, суть в том, что евреев едят кошерное, потому что Б-г сказал им это делать, независимо от того, понимают ли они почему и почему. Если это то, что повелевает Б-г, то соблюдающий еврей верит, что эта пища является лучшей пищей для него, тела и души. Легче понять, что продукты могут иметь скрытую физическую пользу или опасность, о которых мы не знаем. Кто мог представить век назад, что животный жир будет считаться скрытым убийцей? И кто бы мог подумать, что скромная морковка на самом деле была замаскированным борцом с раком? С еврейской точки зрения, кошерная пища является оптимальной диетой для нашего духовного здоровья , в то время как продукты, запрещенные Торой, являются транс-жирами и рафинированным сахаром нашего уникального духовного метаболизма. Мы можем не понимать, как именно это работает, но мы знаем, что «кошерность» — это высший еврейский режим! Заблуждения о кошерности Прежде чем мы начнем подробно объяснять, что такое «кошерный» , давайте сначала проясним, что это такое вместо : «Я думал, что «кошерный» означает, что раввин благословил пищу» — Ложь! Есть благословения, которые соблюдающие евреи произносят перед едой, но это не имеет ничего общего с тем, чтобы сделать пищу кошерной. «Кошерный? Конечно, я постоянно покупаю кошерную еду — книши, мацовые шарики, рогалики» — Неправда! Кошер – это не стиль приготовления пищи. Китайская еда может быть кошерной, если она приготовлена в соответствии с еврейскими законами. С другой стороны, традиционные еврейские блюда, такие как рогалики, блинчики и суп с шариками из мацы, могут быть некошерными, если они не приготовлены в соответствии с кошерными правилами. На самом деле, когда ресторан идентифицирует себя как «кошерный», это почти всегда означает, что еда на самом деле не кошерная! «Кошерный ? Разве это не связано с Песахом?» – Ложь! Законы о кошерном питании соблюдаются круглый год. Существуют дополнительные диетические ограничения на Песах, и многие продукты, разрешенные для круглогодичного употребления, такие как хлеб и макаронные изделия, нельзя есть на Песах. Что делает кошерную пищу кошерной? Хотя, как мы упоминали выше, кошерные законы сложны и могут включать много книжных полок, основные положения можно разделить на следующие категории:
|
Почему кошерный? — Aish.com
В прошлом году я посетил Музей Холокоста в Вашингтоне, округ Колумбия. Проголодавшись, я остановился в столовой и спросил, есть ли у них кошерная еда. Женщина за прилавком ответила: «Да, у нас есть несколько упакованных и запечатанных бутербродов, но у нас много кошерной еды».
Я купил бутерброд и за обедом думал о ее заявлении. Что такое «кошерный»? Это действительно не кошерно, просто «выглядит» кошерно.
Есть два признака того, что животное является кошерным: полностью раздвоенные копыта и жевание жвачки. У свиньи есть только один признак — раздвоенные копыта, поэтому она не кошерна. В одном мидраше (комментарии) говорится, что мы можем извлечь интересный урок из свиней. Они лежали на земле, оттопырив ноги, обнажая раздвоенные копыта, как бы говоря: «Посмотрите на меня, я кошерный». Есть тонкий — или не очень тонкий — урок, что мы должны судить не по внешности, а по фактам и реальности.
Мы должны судить не по внешности, а по фактам и действительности.
Большинство евреев сегодня не соблюдают кашрут (еврейские законы о питании). Более чем вероятно, что если вы спросите кого-то, кто не соблюдает кошерность, почему в Торе есть законы о питании, он скажет вам, что причина в том, что Моисей не имел надзора Министерства сельского хозяйства США (USDA), чтобы гарантировать, что свиньи здоровы. и нет трихинеллеза.
Это интересное объяснение, но оно не объясняет, почему кошерной рыбе нужны плавники и чешуя, почему плоды с деревьев нельзя есть до четвертого года жизни, почему животных нужно забивать определенным образом и удалять из них всю кровь. мясо, почему нельзя смешивать мясо и молоко, почему моллюски, насекомые и прочие ползучие сухопутные и морские, а также хищные птицы (не молитесь), и молоко некошерного животного — все это запрещено. Законы кашрута охватывают всю глубину и ширину пищевой цепи.
Пожалуй, самый показательный ответ тем, кто утверждает, что кашрут полезен для здоровья, — это взглянуть на традиционные продукты ашкензайской (европейской) еврейской кухни — рубленую печень, гривины (жареная куриная кожа), чолнт (тушеное мясо в Шаббат). Еда может быть кошерной и первоклассным билетом в сердечный приступ!
ПИЩА СОВЕТА
Во всех дискуссиях в жизни важно иметь две вещи, прежде чем прийти к заключению: определения и факты. Если мы не определяем наши термины, мы теряем много времени, прежде чем прояснить, о чем идет речь. И если у нас нет фактов, мы можем выглядеть глупо. Итак, почему евреи соблюдают кошерность?
Бог хочет, чтобы мы использовали свой интеллект, чтобы понять заповеди в меру своих возможностей.
Две причины, по которым евреи на протяжении тысячелетий соблюдали кошерность, заключаются в том, что евреи верят: 1) Существует Бог, который создал мир, поддерживает его и контролирует его. 2) Бог заключил завет с еврейским народом и дал Тору, обязывая евреев соблюдать и исполнять ее заповеди. Кошерные законы являются частью этого завета.
Конечно, соблюдение кошерности дает много преимуществ (даже некоторые преимущества для здоровья!). Однако это «выгоды», а не «причины». Бог хочет, чтобы мы использовали свой интеллект, чтобы понять заповеди в меру своих возможностей.
ПЯТЬ ХОРОШИХ ПРИЧИН
В наши дни большинство евреев не соблюдают кашрут. Почему нет? Не потому ли, что мы более осведомлены, чем наши предки за последние 3000 лет? Знаем ли мы, что они знали, взвесили информацию и пришли к выводу, что соблюдение кошерности исключено? Или это было уклонение от соблюдения на протяжении многих лет и поколений из-за того, что он уживался в современном мире?
Держу пари, что 99 процентов ответят (правдоподобно), что дело во втором случае. Мы не знаем того, что знали наши предки, и нам комфортно делать то, что мы делаем.
Что может мотивировать нас соблюдать кошерность? Что ж, если бы мы действительно знали, что есть Бог, который дал нам Тору, и что у нас есть завет с Ним о соблюдении Торы, это, вероятно, мотивировало бы некоторых людей. И снова я слышу ответ: «Что? Ты хочешь, чтобы я купил новую посуду, кастрюли и сковородки… и два набора? моей кухне и моему образу жизни?»
Все в жизни имеет свою цену. Вопрос только в том, стоит ли отдача вложенных средств.
Все в жизни имеет свою цену. Вопрос только в том, считает ли кто-то, что выигрыш стоит вложений. Человек собирается делать то, что, как он считает, в его/ее интересах.
Что, если соблюдение кошерности поможет гарантировать, что ваши дети выйдут замуж за еврея и у вас будут еврейские внуки? Будет ли это мотивацией? Что, если бы это было более здоровым, укрепляло вашу духовность, повышало личную дисциплину и прививало моральные ценности? Это заинтриговало бы вас искать дальше?
Возможно, следующее понимание соблюдения кошерности будет пищей для размышлений:
1) Гигиена: Существует множество законов, укрепляющих здоровье. Иудаизм запрещает есть животных, умерших без надлежащего забоя и слива крови (которая является средой для роста бактерий). Иудаизм также запрещает есть животных с абсцессами в легких или другими проблемами со здоровьем.
Моллюски, моллюски, омары (и да, каменные крабы), которые являются переносчиками брюшного тифа и являются источником крапивницы (крапивницы), не входят в рацион. Молоко и мясо усваиваются неравномерно и тяжело для организма; их запрещено есть вместе.
Хищные птицы не кошерны – напряжение и вырабатываемые гормоны могут сделать мясо нездоровым.
2) Уроки морали: Нас учат быть чувствительными к чувствам других, даже к чувствам животных. Запрещается забивать мать и ее детенышей в один и тот же день, и, конечно же, «не варить козленка (козу) в молоке его матери».
Тора запрещает жестокое обращение с животными. Мы не должны удалять конечность животного, пока оно еще живо (обычная практика перед охлаждением). Когда мы забиваем животное, это должно быть сделано с наименьшей возможной болью; есть специальный нож, настолько острый, что даже малейшая зазубрина на лезвии делает его недопустимым. Это предохраняет животное от боли.
А о том, чтобы не быть злобными, напоминает нам запрет на поедание злобных хищных птиц.
3) Национальные причины — У еврейского народа есть миссия Тиккун Олам, восстановление мира. Специальная диета напоминает нам о нашей миссии и объединяет нас как людей для ее выполнения. (Смешанные браки довольно сложны, когда вам приходится вести свою нееврейскую девушку в кошерный ресторан или если вы идете в дом будущей свекрови и не хотите есть ее еду…)
Еврейский мистицизм учит, что некошерная пища блокирует духовный потенциал души.
Соблюдение кошерности также является напоминанием о благодарности Всевышнему за то, что он вывел еврейский народ из Египта, и символом святого завета. (см. Левит 11:45-47)
4) Мистический — Тора называет евреев «святым народом» и предписывает святую диету (см. Второзаконие 14:2-4). Ты то, что ты ешь. Кошерная диета – это Божья диета для духовности. Еврейский мистицизм учит, что некошерная пища блокирует духовный потенциал души.
Кошерные животные, должным образом забитые и приготовленные, имеют больше «искр святости» (согласно каббале), которые заложены в нашем существе.
5) Дисциплина — Если человека можно дисциплинировать в том, что и когда он ест, значит, его можно дисциплинировать и в других сферах жизни. Кашрут требует, чтобы после употребления мяса нужно было подождать, прежде чем есть молочные продукты, и мы не можем есть определенные животные или сочетания продуктов. (Даже когда вы голодны!) Все это прививает самодисциплину.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Если вы не согласны с этим пониманием и преимуществами, это тоже нормально. Потому что настоящая причина, по которой мы едим кошерное, заключается в том, что Бог повелел нам делать это в Торе, и еврейский народ связан заветом с Богом, чтобы соблюдать заповеди этой Торы.
Возникает другой вопрос: откуда мы знаем, что Бог есть, и откуда мы знаем, что Бог дал нам Тору? Чтобы найти ответы, прочтите «Разрешение верить» и «Разрешение получать», две книги Лоуренса Келемана.
Leave a Reply