«Отношения с ЕС теперь уже предстоит выстроить заново» | Статьи
Контактов между представителями России и Евросоюза по вопросам украинского урегулирования в настоящее время нет. Об этом в интервью «Известиям» заявил и.о. постоянного представителя РФ при ЕС Кирилл Логвинов. При этом он добавил: несмотря на истощение запасов у ряда стран, поставки оружия на Украину продолжатся, на постоянной основе ведется поиск доступной военной техники. В интервью дипломат рассказал о готовности членов ЕС к введению десятого пакета санкций и планах Брюсселя по конфискации российских активов, а также назвал причины, по которым пока не был назначен постпред России при объединении.
«Ряд решений Брюсселя будет иметь отложенный негативный эффект для самого Евросоюза»
— ЕС готовит новый пакет санкций, хотя представители стран, входящих в объединение, заявляют, что согласовывать рестрикции становится всё сложнее. Как вы оцениваете уровень консолидации в союзе?
— Насколько можно судить, далеко не все евростолицы горят желанием форсировать работу по наполнению десятого пакета. Главная причина — в осознании провала санкционной стратегии ЕС. Здесь были уверены, что односторонние ограничения спровоцируют стремительную дестабилизацию экономической ситуации в России, заставят прекратить СВО. В действительности же принятые меры привели к крайне болезненным последствиям для самого Евросоюза: энергетическому кризису, рекордной инфляции, рецессии. Кроме того, ряд решений Брюсселя будет иметь отложенный негативный эффект для самого Евросоюза. Например, экономический ущерб вследствие вступающего в силу 5 февраля эмбарго на закупку российских нефтепродуктов, поставляемых по морю.
Всё это в совокупности, если заботиться о национальных интересах и принимать рациональные решения, должно было бы заставить страны-члены одуматься. Однако, увы, оснований для подобного рода прогнозов у нас нет. Безоговорочная поддержка Киева в сочетании с повсеместным давлением на Россию превратились в консолидирующее начало для ЕС, и поставить это под сомнение сегодня вряд ли кто из евростолиц осмелится. Лишь существенные изменения в еэсовской политике на украинском направлении могли бы привести к остановке «санкционного станка».
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Belga News A/Nicolas Maeterlinck
— В этом году в ЕС появится спецпредставитель по санкциям. В его задачи будет входить убеждение третьих стран присоединиться к антироссийским ограничениям. Как вы оцениваете эту инициативу?
— В данном вопросе европейцы не придумали чего-то нового, а банально скопировали опыт США. Удивительно, как легко ЕС поменял свою «принципиальную позицию» о несоответствии экстерриториального применения односторонних санкций международному праву. Ранее Брюссель повсеместно критиковал Вашингтон за навязывание американских рестрикций третьим странам. В 1996 году в союзе был даже принят специальный регламент, который запрещает еэсовским экономоператорам соблюдать некоторые санкционные законы США. Теперь же Брюссель сам агрессивно навязывает антироссийские рестрикции странам, которые, понимая их ущербность, отказываются добровольно присоединяться к ним. При этом в ход идут все средства, вплоть до угроз уголовного преследования лиц и отлучения компаний от еэсовского рынка.
— Эстония пообещала в январе представить механизм изъятия российских активов в пользу Украины. Как в этом вопросе продвигаются остальные страны объединения?
— В отличие от Таллина другие евростолицы пока предпочитают не афишировать свои «воровские планы». Да и в самом Брюсселе ломают голову над изобретением «законного» способа отъема собственности России и россиян.
Что касается изъятия активов российских граждан и организаций, то Еврокомиссия (ЕК) подготовила проекты директив о гармонизации законодательства государств-членов в сфере криминализации обхода санкций и об изъятии и конфискации активов. Работа над этими спорными с юридической точки зрения нормативными актами продолжается. Пока что Брюссель отчитывает те страны-члены, которые, по его мнению, недорабатывают с «замораживанием» активов россиян. Кроме того, глава ЕК [Урсула фон дер Ляйен] высказала предложение о создании некой структуры по управлению захваченными госактивами России, их инвестированию с целью извлечения прибыли с последующей передачей Киеву. Как эти планы соотносятся с общепризнанной нормой международного права об иммунитете собственности государств, фон дер Ляйен не пояснила. Понятно, что, какие бы «юридические» уловки ЕС ни придумал для изъятия российских активов в пользу Украины, такие действия всё равно будут представлять собой обычное воровство.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
«Уйти с рынка проще, чем на него вернуться»
— Многие европейские компании ушли из РФ, но торгово-промышленные палаты стран ЕС продолжают свою работу. Можно ли говорить о том, что деловая кооперация не приостанавливалась?
— Действительно, торгово-промышленные палаты наиболее экономически развитых государств — членов ЕС продолжают работать в нашей стране. Это свидетельство того, что европейскому бизнесу некомфортно встраиваться в ту парадигму торгово-экономических отношений с Россией, которая задана официальным Брюсселем. Добровольно расставаться с преимуществами, которые давали европейским экономоператорам доступ и присутствие на емком российском рынке, уступать свои позиции на нем в пользу конкурентов из других регионов мира едва ли входит в долгосрочные планы серьезных бизнес-игроков.
Не намерены отказываться от работы в ЕС и российские экономоператоры. Безусловно, все вынуждены адаптироваться к новым условиям, но видят в продолжении своей деятельности и определенные перспективы. Уйти с рынка проще, чем на него вернуться.
— Недавно была опубликована статистика за 2022 год, согласно которой товарооборот РФ со странами ЕС вырос, несмотря на санкции. Это обусловлено исключительно ростом цен на энергоносители?
— Согласно обнародованной статистической службой Еurostat информации за десять месяцев 2022 года, товарооборот РФ с ЕС действительно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021-го на 13,8%, до €227,7 млрд. С учетом того беспрецедентного санкционного давления, которое оказывалось в истекшем году на нашу страну, показатель, на первый взгляд, выглядит парадоксальным, если не брать в расчет два обстоятельства.
Во-первых, взаимная торговля с ЕС демонстрировала рост исключительно за счет наращивания российских поставок в Европу. Так, ценовой объем экспорта отечественной продукции на территорию ЕС увеличился на 42,6% и достиг €181,2 млрд. За этот же период поставки товаров из стран ЕС в Россию, наоборот, уменьшились на 36,3%, составив €46,5 млрд.
Во-вторых, надо признать, что в значительной степени увеличению показателей взаимного товарообмена способствовал существенный рост цен на мировом рынке энергоносителей, что вылилось в наращивание, наряду с физическими, и стоимостных объемов российского экспорта в ЕС топливно-энергетической продукции по сравнению с январем–октябрем 2021 года. С учетом же доминирующего положения в наших поставках в ЕС энергоносителей, доля которых в общем стоимостном объеме ввезенной российской продукции по итогам десяти месяцев 2022 года составила 72,6%, общее увеличение взаимного товарооборота выглядит вполне объяснимым.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
— Располагаете ли вы статистикой, сколько россиян смогли получить шенгенские визы после приостановки ЕС соглашения об облегченном режиме с РФ? Какие страны объединения наиболее взвешенно подходят к этому вопросу?
— Назвать количество выданных россиянам виз могут только страны — члены ЕС. Мы же констатируем заметное снижение потока российских граждан в силу целого ряда обстоятельств, возникших по вине Евросоюза. Не только максимально усложненная процедура получения визы, но и приостановка прямого авиасообщения и в целом негативное отношение к нашим соотечественникам снизили мотивацию приезжать в Европу.
Решение о приостановке упомянутого соглашения принималось всеми евростолицами единогласно, поэтому рассуждать о чьем-либо взвешенном подходе нет смысла. Подобный шаг Брюсселя является еще одним примером применения «двойных стандартов» и свидетельством несоблюдения им своих же обязательств. Затрудняя въезд россиянам в свои страны, Евросоюз нарушает некогда отстаиваемые им принципы свободы передвижения и мобильности. Тем самым Брюссель целенаправленно сворачивает межличностные контакты, которые не могут быть в одночасье восстановлены.
«Оружие на Украину в любом случае будет поставляться в максимально возможном объеме»
— ЕС и НАТО выводят партнерство «на новый уровень» в связи с СВО. Все ли страны объединения готовы к этому, учитывая тот факт, что некоторые государства уже сталкиваются с истощением военных запасов?
— Я бы не стал увязывать вывод партнерства ЕС и НАТО «на новый уровень» только лишь с СВО. Если альянс обозначил Россию в качестве главной угрозы безопасности уже давно, то ЕС с успехом закрепил то же самое в марте прошлого года в принятой оборонной доктрине «Страткомпас». Тем самым ЕС из чисто экономического интеграционного объединения трансформировался в политизированный блок с заметной военной составляющей. Существовавшее ранее «разделение труда» между двумя брюссельскими организациями кануло в Лету, и это абсолютно осознанный выбор стран — членов ЕС.
Что касается истощения запасов, то этот вопрос чувствительный для многих евростолиц. Европейский оборонный сектор в последние годы был существенно недофинансирован, на складах присутствовал только необходимый минимум. Да и сама отрасль не наращивала производственные мощности, поэтому быстро восполнить запасы, по крайней мере за счет европейского ВПК, будет сложно. Но этот факт не может как-то воспрепятствовать углублению еэсовско-натовского партнерства. Оружие на Украину в любом случае будет поставляться в максимально возможном объеме — с выводом сотрудничества на новый уровень или без него. Все необходимые структуры по линии как НАТО, так и ЕС уже созданы, поиск доступной военной техники ведется на постоянной основе. А к тем, кто может что-то поставить, но пока не хочет, рано или поздно найдется соответствующий подход.
Фото: ТАСС/пресс-служба Минобороны РФ
— Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов в начале января заявил, что представители России и ЕС обсуждают урегулирование украинского кризиса по «корейскому сценарию». Можете ли вы подтвердить наличие таких контактов? Допускает ли РФ в принципе подключение ЕС к переговорам по урегулированию ситуации на Украине?
— Каких-либо контактов между представителями России и Евросоюза по вопросам украинского урегулирования нет не только в контексте «корейского варианта», но и в принципе. Один раз еэсовцы в лице Германии и Франции уже подключались к разрешению внутриукраинского кризиса (речь идет о соглашении об урегулировании политического кризиса на Украине, подписанном в феврале 2014 года. — «Известия»). Чем всё это закончилось, мы хорошо знаем.
У ЕС на протяжении восьми лет был шанс способствовать решению тех проблем, которые возникли у жителей Украины после антиконституционного переворота. Запад же, как теперь выясняется, делал всё возможное для того, чтобы конфликтный потенциал только рос. Одновременно мы видим, что Брюссель дискредитировал себя как посредник для решения любой кризисной ситуации. Ожидать от сегодняшних еэсовцев, что они вдруг станут занимать непредвзятую позицию, просто наивно. Доверия к Брюсселю нет не только у нас, но и у многих других стран.
«Для начала ЕС надо дать отдохнуть антироссийскому фонтану»
— Как постпредство РФ работает в условиях сокращения дипсостава и взаимного закрытия воздушного пространства?
— Высылка наших коллег, безусловно, негативно отразилась на работе постпредства. Она стала частью проводимого еэсовцами курса на международную изоляцию России. Сегодня по вине Брюсселя нам пока что не удается вернуться к плановой кадровой ротации сотрудников представительства. Причем в результате еэсовских действий, исходя из принципа взаимности, страдает и дипмиссия ЕС в Москве. Одновременно мы регулярно слышим разговоры о важности сохранения дипломатических каналов открытыми. В принципе это объяснимо. ЕС всё равно придется договариваться с нами об основах бесконфликтного сосуществования.
Фото: Global Look Press/SVEN SIMON/Malte Ossowski
— Когда будет назначен постоянный представитель РФ при ЕС? Затягивается ли назначение в связи с нынешним состоянием отношений Москвы и Брюсселя? И нужен ли он вообще в текущих условиях?
— Начну с того, что сегодня взаимоотношений как таковых с блоком государств, который ведет против нас гибридную войну, по сути нет. Отношения с ЕС теперь уже предстоит выстроить заново. И этот процесс обещает быть долгим и непростым. Рано или поздно мы этим займемся, на то и продолжаем здесь работать. Что же касается назначения постоянного представителя, то оно зависит, прежде всего, от того, когда Евросоюз продемонстрирует готовность к политическому диалогу, уровень и содержание которого подразумевали бы необходимость нашего рабочего взаимодействия с Брюсселем именно на уровне постпреда. Однако для начала еэсовцам следует, вспоминая известный афоризм, дать отдохнуть антироссийскому фонтану — отказаться от конфронтационной риторики в адрес нашей страны, ее руководства и россиян.
Структура ОДКБ
Совет коллективной безопасности
Постоянный совет ОДКБ
Генеральный секретарь ОДКБ
Секретариат ОДКБ
Объединенный штаб ОДКБ
Парламентская Ассамблея ОДКБ
Совет министров иностранных дел ОДКБ
Совет министров обороны ОДКБ
Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ
Рабочая группа по Афганистану
Военный комитет
Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасностиРабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работыРабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом
Общественные структуры
Межгосударственная Комиссия по военно-экономическому сотрудничеству
Координационный Совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков
Координационный Совет руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией
Координационный совет по чрезвычайным ситуациям
Координационное совещание главных наркологов
Консультационный координационный центр по вопросам реагирования на компьютерные инциденты
Координационный совет уполномоченных органов государств – членов ОДКБ по вопросам биологической безопасности
Совет коллективной безопасности (СКБ) — высший орган Организации.
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Военный комитет — создан 19. 12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединенный штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.
СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.
Организации Договора о коллективной безопасности
(справочная информация)
1. История создания, основы деятельности, организационная структура
Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:
«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.
В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.
Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.
Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.
В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.
Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.
1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.
— Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.
— Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
— Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
— Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.
— Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.
— Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.
2. Постоянно действующие рабочие органы.
— Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.
— Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.
3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:
— Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;
— Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;
— Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;
— Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;
— Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ;
— Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.
2. Политическое сотрудничество
В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.
Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.
Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.
Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.
В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.
3. Военное строительство
Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.
На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.
КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.
Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций.
Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.
Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.
Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.
В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.
Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.
Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.
4. Противодействие современным вызовам и угрозам
После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.
Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.
Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.
В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.
Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».
Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».
Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.
5. Информационная работа и межпарламентское сотрудничество
Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка), которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.
ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.
Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.
ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».
Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.
Членство в Совете по правам человека
47 государств-членов за поощрение прав человека
Членский состав
Совет состоит из 47 государств-членов, которые избираются большинством членов Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций путем прямого и тайного голосования. Генеральная Ассамблея принимает во внимание вклад государств-кандидатов в поощрение и защиту прав человека, а также их добровольные обещания и обязательства в этом отношении.
Членство в Совете основано на справедливом географическом распределении. Места распределяются следующим образом:
- Африканские государства: 13 мест
- Государства Азиатско-Тихоокеанского региона: 13 мест
- Государства Латинской Америки и Карибского бассейна: 8 мест
- Западноевропейские и другие государства: 7 мест
- Государства Восточной Европы: 6 мест
Срок полномочий членов Совета составляет три года, и они не могут быть немедленно переизбраны после двух сроков подряд.
Членство в Совете влечет за собой ответственность за соблюдение высоких стандартов в области прав человека. Это критерий, на котором настаивали сами государства, приняв в марте 2006 года резолюцию 60/251 о создании Совета по правам человека.
Членство в Совете по правам человека во всем мире
К 31 декабря 2022 года 123 государства-члена ООН станут членами Совета по правам человека, что отражает многообразие ООН и придает Совету легитимность, когда он высказывается о нарушениях прав человека во всех странах : Афганистан, Албания, Алжир, Ангола, Аргентина, Армения, Австралия, Австрия, Азербайджан, Багамы, Бахрейн, Бангладеш, Бельгия, Бенин, Боливия (Многонациональное Государство), Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди. , Камерун, Канада, Чили, Китай, Конго, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Хорватия, Куба, Чехия, Демократическая Республика Конго, Дания, Джибути, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эритрея, Эстония, Эфиопия, Фиджи, Финляндия, Франция, Габон, Гамбия, Грузия, Германия, Гана, Гватемала, Гондурас, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Ирак, Ирландия, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Кения, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Ливия, Литва, Люксембург, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мали, Маршалловы острова, Мавритания, Маврикий, Мексика, Монголия, Черногория, Марокко, Намибия, Непал, Нидерланды, Никарагуа, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша , Португалия, Катар, Республика Корея, Республика Молдова, Республика Северная Македония, Румыния, Российская Федерация, Руанда, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Словакия, Словения, Южная Африка, Сомали, Испания, Шри-Ланка, Судан, Швейцария , Таиланд, Того, Тунис, Уганда, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Узбекистан, Венесуэла (Боливарианская Республика), Вьетнам, Замбия.
Президиум и Бюро
Бюро Совета состоит из пяти человек — одного президента и четырех вице-президентов, представляющих пять региональных групп. Они служат в течение года в соответствии с годовым циклом Совета.
Статья: Свободное передвижение в Европе: прошлое и настоящее
Примечание редактора: обновленная версия этой статьи была опубликована 3 июня 2021 года. Нажмите здесь , чтобы просмотреть эту статью.
Граждане Европейского Союза могут свободно пересекать внутриевропейские границы в поисках работы и возможностей для получения образования, более высокого уровня жизни или даже более благоприятного климата. Немцы работают в финансовом секторе Лондона и Люксембурга, молодые литовцы работают в ресторанах быстрого питания в Ирландии, итальянцы учатся в британских университетах, а шведы выходят на пенсию в солнечной Испании.
Европейский союз, объединяющий 27 стран с населением более 500 миллионов человек, в настоящее время является лучшей в мире исследовательской лабораторией по легальной транснациональной миграции.
Но как возникла такая зона свободного передвижения? Почему суверенные государства Европы решили отказаться от одного из основных прав, определяющих национальное государство, — права решать, кто может пересекать его границы? И с какой целью?
В этой статье представлен краткий обзор истории европейского режима свободного передвижения и обсуждается, как мобильность в Европе продвигалась и использовалась на протяжении последних 60 лет, расширение ЕС за счет Центральной и Восточной Европы в 2004 и 2007 годах и его влияние о внутриевропейской миграции и задачах, стоящих перед правительствами в эту новую эру мобильности в ЕС.
Послевоенный экономический рост и свобода передвижения
За последние 60 лет Европа перешла от региона чистой эмиграции к региону чистой иммиграции. За это время произошло постепенное ослабление ограничений на мобильность рабочей силы между некоторыми европейскими странами.
В каком-то смысле открытие границ — это возвращение к прошлому. До начала Первой мировой войны в 1914 году практически не существовало пограничного контроля или ограничений на передвижение рабочей силы по континенту. Однако во время войны пересечение границ иностранцами стало считаться проблемой безопасности, и именно в это время в Европе были введены паспорта и визы.
Затем, в 1950-х годах, когда Европа только начинала восстанавливаться после разрушений Второй мировой войны и переживала период интенсивного экономического роста, мобильность рабочей силы снова поощрялась. Поскольку нехватка квалифицированных рабочих рассматривалась как угроза для экономики, свобода передвижения квалифицированных промышленных рабочих была включена в договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), предшественника нынешнего Европейского союза, в 1957 году.
Более 8 миллионов разрешений на работу было выдано иностранцам в Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах и Западной Германии (первоначальные шесть членов ЕЭС) в период гастарбайтеров 19с 58 по 1972 г. Одна треть иностранных рабочих прибыла из ЕЭС; в основном из Италии, которая отставала в индустриализации и страдала от высокого уровня безработицы.
Рабочие были наняты по двусторонним соглашениям также из-за пределов Европы, особенно для работы на грязных, опасных и скучных — так называемых 3D — работах в строительной, горнодобывающей и транспортной отраслях. Например, значительное количество гастарбайтеров мигрировало из Турции в Германию, из Алжира во Францию и из стран Британского Содружества в Великобританию.
Нефтяной кризис, начавшийся в 1973 году, положил конец политике открытых дверей в отношении рабочих-мигрантов, которых приветствовали, когда в них нуждалась экономика, но ожидали, что они уедут, когда наступят тяжелые времена. Однако, к удивлению принимающих стран, большинство гастарбайтеров остались. Более того, многие из этих мигрантов пригласили свои семьи присоединиться к ним в странах назначения, что сделало семейные связи более важной причиной легальной миграции в Европу, чем активный набор рабочей силы. Эту дилемму точно резюмировал швейцарский писатель Макс Фриш: «Мы просили рабочих, но пришли люди».
Расширение свободы передвижения: от рабочих к гражданам
Право на свободное передвижение изначально предназначалось для экономически активного населения: рабочих, которые могли содержать себя в стране назначения. Однако тексты учредительных договоров ЕЭС, а также имплементация подзаконных актов оставляли простор для толкования.
В течение многих лет европейские граждане активно проверяли границы свободы передвижения, оспаривая национальные административные решения в Европейском суде, который сыграл фундаментальную роль в расширении свободы передвижения с XIX века.70-е годы.
Постановления суда с того времени постепенно сместили политику с защиты преимущественно свободного передвижения рабочих на свободное передвижение лиц . Во многих отдельных случаях суд постановил, что государство-член ЕЭС не может отказать во въезде или депортировать гражданина другого государства ЕЭС на основании личного поведения, за исключением случаев, когда такое поведение требует столь же карательных мер, если оно было совершено гражданином другого государства. прежнее государство.
Само определение «работник» также постепенно расширялось и включало в себя не только рабочих в промышленности, но и тех, кто работает сезонно или на краткосрочной основе, а также проходит стажировку в государствах-членах. Потом в 1990, свобода передвижения стала гарантирована студентам, пенсионерам и безработным, а также их семьям.
Процесс установления свободы передвижения для всех граждан государств-членов завершился подписанием в 1992 г. Маастрихтского договора, который создал Европейский Союз (ЕС) и ввел концепцию общеевропейского гражданства.
Поскольку процесс поощрения миграции и ослабления ограничений на поездки продолжался, акцент был сделан на сокращении формальностей пограничного контроля в Европе. Шенгенское соглашение, вступившее в силу в 19 г.95, создал общую, практически безграничную территорию между Бельгией, Францией, Германией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией и Испанией, где проездные документы требовались только на внешних границах этой территории.
Два года спустя Шенгенские правила были включены в Амстердамский договор, и к 1999 году европейские граждане могли свободно пересекать большинство внутриевропейских границ без предъявления паспорта. На момент написания этой статьи Шенгенская зона включает 25 европейских стран, три из которых не являются членами Европейского Союза.
Расширение ЕС: мобильность жителей Центральной и Восточной Европы
В мае 2004 г. 15 государств Европейского Союза (ЕС-15) приветствовали десять новых членов, что стало крупнейшим расширением в истории европейской интеграции.
В число новых государств-членов вошли восемь стран (также называемых А-8) по другую сторону бывшего железного занавеса: Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и три прибалтийских государства: Эстония, Латвия и Литва. , которая всего 13 лет назад была частью Советского Союза. В то же время членство было предоставлено островным государствам Кипр и Мальта.
Расширение вызвало много споров, поскольку оценки СМИ потенциальной волны экономически мотивированной миграции из стран Центральной и Восточной Европы варьировались от 5 до 40 миллионов человек. Уровень миграции был оценен как высокий, поскольку разница в доходах и уровне жизни между новыми государствами-членами и ЕС-15 была велика: в 2003 году средняя заработная плата в Латвии — самой бедной среди новых государств-членов — составляла всего одна восьмая средней заработной платы в ЕС-15.
Хотя предыдущие расширения Европейского Союза не приводили к значительному оттоку рабочей силы из новых государств-членов, на этот раз все было иначе. Высказывались опасения, что неограниченная трудовая миграция из А-8 создаст серьезные проблемы для рынков труда ЕС-15. Подобные опасения, связанные с демпингом заработной платы и потенциальным «социальным туризмом» в ЕС-15, снова были высказаны, когда Болгария и Румыния присоединились к Европейскому союзу в 2007 г.
В ходе переговоров о вступлении был установлен семилетний переходный Государство-член может определить, когда оно будет готово открыть свои границы для работников из новых государств-членов. Переходные меры были основаны на «модели 2+3+2», когда ограничения на выход на рынок труда новых граждан должны были пересматриваться через два года, а затем еще раз через три года. Заключительный двухлетний этап ограничений разрешался только в случае серьезных нарушений на отдельных рынках труда ЕС-15. (Ограничения не распространялись на граждан Кипра и Мальты.)
Таким образом, свободное передвижение между всеми государствами-членами должно было быть гарантировано не позднее мая 2011 г. для граждан стран, присоединившихся в 2004 г., и к январю 2014 г. для граждан Болгарии и Румынии.
Только три государства-члена — Ирландия, Швеция и Соединенное Королевство — решили немедленно открыть свои границы, первые два главным образом потому, что их растущая и относительно открытая экономика нуждалась в рабочей силе, а второе потому, что его регулируемый рынок труда, как считалось, мог поддерживать заработную плату на коллективно согласованном уровне.
Более того, иммиграция в то время не воспринималась как такая серьезная угроза в этих странах, в отличие, например, от Франции, где вымышленный персонаж по имени «Польский сантехник» использовался для разжигания опасений по поводу того, насколько квалифицированными были французские рабочие. вскоре их сменит поток восточноевропейцев, готовых работать за меньшую плату.
Около 70 процентов мигрантов из A-8 с тех пор направились в Ирландию и Великобританию. С другой стороны, мигранты из Болгарии и Румынии в основном выбирают Италию и Испанию.
После расширения в 2004 г. Польша стала источником наибольшего числа рабочих-мигрантов среди всех новых государств-членов. На самом деле число поляков, «временно проживающих» в другом государстве-члене ЕС, более чем удвоилось в период с 2004 по 2007 год, достигнув пика около 2 миллионов человек, что на тот момент составляло впечатляющие 5,3 процента от общей численности населения страны в 38 миллионов человек. Однако в Литве было самое большое количество уезжающих мигрантов по отношению к численности ее рабочей силы, а некоторые районы страны пострадали, по крайней мере, от временного, но очень заметного оттока молодежи.
В целом, уникальная история, культура, экономическая ситуация и государственная политика в каждом новом государстве-члене, по-видимому, повлияли на количество уезжающих мигрантов. Для некоторых стран присоединение к Европейскому союзу не привело к значительному увеличению миграции. Одним из таких примеров является Венгрия, где региональная мобильность внутри самой страны и интерес к работе за границей традиционно были низкими.
Несмотря на переходные меры, принятые некоторыми странами — Австрией и Германией, единственными двумя старыми государствами-членами, которые решили ограничить въезд работников категории A-8, в частности, до мая 2011 года, — и другие различные ограничения доступа на рынок труда, которые были введены в действие, работники из новых государств-членов на временных должностях, работах не по найму или в неформальном секторе сохранили свою мобильность.
Визовые ограничения для граждан восточноевропейских стран, планирующих поездку в ЕС-15, были сняты в 2001 г., поэтому де-факто трудовая мобильность имела место еще до того, как новые государства-члены официально присоединились к Европейскому Союзу и задолго до окончания переходного периода. . Свидетельством этого факта является Схема регистрации рабочих, введенная Соединенным Королевством в качестве меры контроля за мигрантами после расширения. В течение шести месяцев после расширения в мае 2004 г. около 30 процентов заявок на участие в Схеме поступило от людей, которые уже проживали в Соединенном Королевстве до расширения.
Внутриевропейские мигранты
Поскольку переходный период, ограничивающий свободное передвижение из Болгарии и Румынии, подходит к концу к январю 2014 г., Европа образует зону, где граждане из 31 страны — 27 стран Европейского Союза (ЕС- 27) плюс Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария — могут жить, учиться или работать где угодно. Пересечение границ в этой области стало невероятно простым благодаря политике, технологиям, туристической индустрии и глобализации.
Но эта реальность представляет собой ключевую проблему для тех, кто изучает европейскую мобильность: многие формы трансграничного перемещения в пределах этой территории остаются неучтенными официальной статистикой. Европейские граждане пересекают границы незарегистрированными, часто остаются фактически невидимыми в странах назначения и учитываются по-разному в зависимости от страны их происхождения и назначения. В Соединенном Королевстве, например, измерение иммиграции зависит в основном от числа жителей, родившихся за границей, в то время как в других странах, таких как Германия, оно определяется количеством жителей, не являющихся гражданами страны.
Статистика эмигрантов также неоднозначна: австрийцы относятся к категории эмигрантов, если они покидают свою страну более чем на три месяца, бельгийцы – через шесть месяцев, финны – если они намереваются остаться за границей более года, а поляки и румыны – только если они указывают, что уходят навсегда.
Из-за высокой степени различий в политике в разных странах гражданство также не является надежным способом учета мобильности. В Бельгии, например, требуется три года проживания, прежде чем можно будет получить гражданство, а в Австрии требуется минимум десять лет пребывания. Дети, рожденные иностранными гражданами, сами являются иностранцами в некоторых странах, например, в Швеции и Финляндии, но могут автоматически стать гражданами страны своего рождения в других, например, в Соединенном Королевстве и Ирландии.
По этим причинам к статистическим данным о количестве внутриевропейских мигрантов, проживающих в том или ином государстве-члене в любой момент времени, следует относиться с недоверием. Однако есть некоторые информативные и актуальные данные.
Общая численность населения
В опросах Евробарометра свобода передвижения в ЕС-27 часто рассматривается как лучшее достижение Европейского Союза, стоящее выше евро, экономического процветания или даже мира. Тем не менее, к разочарованию Европейской комиссии, которая обеспокоена экономическим ростом и гибкостью рабочей силы, европейские граждане довольно медленно используют это право.
Внутри ЕС-15 уровни внутриевропейской мобильности оставались относительно стабильными. Большинство иностранных рабочих по-прежнему приезжали из-за пределов Европейского Союза, а доля мобильных граждан ЕС оставалась ниже, чем во времена гастарбайтеров 1960-х годов.
В 2000 году около 5,1 процента всего населения ЕС-15, или 19 миллионов человек, проживали в стране, гражданином которой они не были. Большинство этих иностранных граждан проживало в Германии (37,0%), Франции (18,4%) и Великобритании (10,2%). Только около 6 миллионов иностранных граждан (1,6 процента), проживающих в Европейском союзе в 2000 году, были гражданами другого государства-члена ЕС, и большинство из них также проживало в Германии (1,9 процента).миллионов), Франции (1,2 миллиона) и Великобритании (860 000).
По данным Евростата, статистического управления Европейского Союза, в 2009 году в странах ЕС-27 проживало 31,9 миллиона иностранных граждан, что составляло 6,4 процента от общей численности населения ЕС-27. Около одной трети, или 11,9 миллиона человек, были гражданами другого государства-члена ЕС-27.
Последствия расширения на восток в 2004 и 2007 годах видны не только в общих цифрах за 2009 год, но и в том случае, если учесть, что двумя крупнейшими национальными группами мобильного населения ЕС были Румыния (2,0 миллиона мигрантов из ЕС). ) и Польше (1,5 млн мигрантов из ЕС). Вместе эти две группы составляли 11 процентов всех иностранных граждан, проживающих в ЕС-27 в 2009 году.. Турция, кандидат на будущее членство в ЕС, имеет наибольшую долю мигрантов, проживающих в ЕС-27, по сравнению со всеми странами, не входящими в ЕС и ЕС (2,4 миллиона).
Доля иностранных граждан, проживающих в каждой стране, варьировалась от менее 1 процента в Польше, Румынии и Болгарии до 44 процентов в Люксембурге. С точки зрения численности, Германия, опять же, приняла наибольшую долю иностранных граждан в ЕС-27 (2,5 миллиона), за ней следуют Испания (2,3 миллиона), Великобритания (1,6 миллиона), Франция (1,3 миллиона) и Италия. 1,1 миллиона).
Характеристики внутриевропейских мигрантов в ЕС-15
Наиболее обширной работой, предпринятой до сих пор для понимания миграции внутри ЕС, был исследовательский проект «Пионеры европейской интеграции» (PIONEUR), который проводился в период с 2003 по 2006 год.
Проект был направлен на переселенцев из пяти самых густонаселенных стран-членов ЕС-15 — Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании — и использовал Европейский социальный опрос внутренних переселенцев (EIMSS) в 2004 году для сбора информации об опыте почти 5000 человек. европейцы, переселившиеся из одной из этих стран в другую. Поскольку внутриевропейских мигрантов нелегко отследить по регистрам населения, в обследовании для охвата этой группы населения использовался объективный метод выборки телефонных справочников на основе имен.
Исследование выявило четыре основных типа мигрантов в ЕС-15: позднетрадиционные мигранты, которые продолжают старые модели трудовой миграции с юга на север, пенсионеры, которые переезжают с севера на юг, мигранты среднего возраста до выхода на пенсию и класс высокооплачиваемых мигрантов. мобильные молодые европейские специалисты.
Для европейцев, участвовавших в опросе EIMSS, экономические соображения или различия в уровне заработной платы не были столь важными мотивами для переезда, как это могли бы предположить традиционные экономические теории миграции. На самом деле, самые распространенные причины мобильности были связаны с любовью и семьей: «жить с партнером/супругой/детями» получила абсолютную самую высокую долю ответов – 29 человек.0,7 процента. Вторые по важности причины были связаны с образом жизни и окружающей средой: «жить в лучшей природной среде» было получено 15,7% ответов, за ним следовали «жить в лучшей/более здоровой погоде, наслаждаться климатом» с 13,5% ответов. Среди экономических или связанных с работой мотивов переезда «принятие предложения о работе» получило наибольшую долю ответов — 15,2%.
Проект PIONEUR показал, что европейская миграция, по крайней мере, между ЕС-15, с годами изменилась: от вовлечения в основном менее квалифицированных экономических мигрантов в рабочие профессии к мобильности образованных и высококвалифицированных, которые часто прибывают из высших слоев общества. — или семьи выше среднего класса.
Взгляд в будущее
Когда 60 лет назад был введен режим свободного передвижения, он был предназначен для поощрения рабочих пересекать границы для временной работы в промышленном секторе. Сейчас этим правом пользуются самые разные европейцы.
В 2009 году Евробарометр опросил 27 000 человек из ЕС-27 об их опыте и намерениях в отношении мобильности. В отчете, опубликованном в 2010 году, указывается, что граждане ЕС из недавно присоединенных государств-членов с большей вероятностью будут мотивированы работать за границей и выбирать страну назначения по экономическим соображениям, в то время как граждане из ЕС-15 с большей вероятностью рассматривают образ жизни и культурные факторы в их решении мигрировать. Эти результаты подкрепляют результаты опроса EIMSS, сделанного примерно пятью годами ранее.
Создается впечатление, что, по крайней мере на данный момент, в нынешнем европейском контексте сосуществуют две расходящиеся модели мобильности, и что эти две группы часто рассматриваются несколько по-разному в зависимости от причин их миграции: более состоятельные мигранты из ЕС-15 часто описываются как «мобильные европейцы», в то время как выходцы из новых государств-членов называются «иммигрантами» и могут столкнуться с дискриминацией независимо от их статуса гражданства ЕС.
Правительства государств-членов, например, изо всех сил пытаются найти способы справиться с общественным недовольством, связанным с населением рома, таким образом, чтобы это было совместимо с законодательством ЕС и универсальными правами человека.
Тысячи цыган, изгнанных из Румынии, Болгарии и других стран Восточной Европы бедностью и дискриминацией, живут в нелегальных лагерях на окраинах крупных городов Западной и Северной Европы. Летом 2010 года Франция вызвала международный резонанс, разрушив многочисленные цыганские поселения и изгнав тех, кто их занимал, несмотря на то, что эти люди были гражданами ЕС с защищенным правом на свободное передвижение.
Но европейцы — не единственное население, которое пользуется правом на свободное передвижение по Европе. Оказавшись в пределах границ Европейского Союза и Шенгенской зоны, граждане третьих стран также пользуются бесплатной мобильностью на практике — независимо от того, есть ли у них разрешение на легальное проживание или работу в других странах — из-за отсутствия внутреннего пограничного контроля. Последствия этой реальности, наряду с современными вызовами, стоящими перед внешними границами Европы, оказали значительное давление на свободное передвижение.
Недавние проблемы с безопасностью на границе Греции и обеспокоенность некоторых государств-членов ЕС тем, что Болгария и Румыния станут уязвимыми пунктами въезда в Европейский Союз, как только они присоединятся к Шенгенской зоне, являются готовыми примерами таких вызовов. Кроме того, недавние восстания в Северной Африке и последующее прибытие мигрантов из охваченных конфликтом стран в Италию и на Мальту вызвали дебаты вокруг свободы передвижения и заставили некоторые правительства усомниться в справедливости системы, позволяющей странам, расположенным на внешние границы Европы несут основную ответственность за пограничный контроль.
Свободная мобильность и Шенгенская система не являются статичными понятиями, и отношения, на которых они основываются, будут продолжать развиваться. Хотя маловероятно, что это посягает на всеобъемлющий принцип и практику свободы передвижения в Европе, вполне возможно, что современные события будут продолжать испытывать солидарность и доверие между государствами-членами.
Источники
Адинольфи, Аделина. 2005. «Свободное передвижение и доступ к работе граждан новых государств-членов: переходные меры». Обзор общего права 42: 2, 469-498.
Бальдони, Эмилиана. 2003. Свободное передвижение людей в Европейском Союзе: историко-правовой обзор. Отчет о состоянии дел . ПИОНЕВР Рабочий доклад № 2. Доступно онлайн .
Бауэр, Томас К. и Циммерманн Клаус Ф. 1999. Оценка возможного миграционного давления и его воздействия на рынок труда после расширения ЕС в Центральной и Восточной Европе . Отчет об исследованиях IZA № 3. Бонн: Институт изучения труда (IZA). Доступно онлайн .
Борбели, Сильвия. 2009. «Трудовая эмиграция: политика правительства и социальных партнеров в Венгрии». В Гальгоци, Бела, Лешке, Джанин и Ватт, Эндрю. ред. 2009. Трудовая миграция в ЕС после расширения. Тенденции, воздействия и политика . Фарнхэм: Издательство Ашгейт.
Браун, Майкл, и Арсен, Камелия. 2009. «Демократия переселенцев и оставшихся в Европейском Союзе». В Рекки, Этторе и Фавелл, Адриан, ред. 2009. Пионеры европейской интеграции. Гражданство и мобильность в ЕС . Челтнем: Эдвард Элгар, 26-51
Кармель, Эмма. 2011. «Управление миграцией в Европейском Союзе: полезность, безопасность и интеграция». В Кармел, Эмма, Черами, Альфио, Пападопулос, Теодорос. ред. 2011. Миграция и благосостояние в Новой Европе. Социальная защита и проблемы интеграции . Бристоль: Политическая пресса, 49–66.
Европейская комиссия. 2010. Географическая мобильность и мобильность рынка труда . Отчет. Специальный Евробарометр 337 / Волна 72,5 — TNS Opinion & Social. Доступно онлайн .
———. 2008 г. Занятость в Европе 2008 г. . Брюссель: Европейское сообщество, Главное управление занятости, социальных дел и равных возможностей. Доступно онлайн .
———. 2007. Общественное мнение в Европейском Союзе . Стандартный Евробарометр 67 / Весна 2007 г. — TNS Opinion & Social. Доступно онлайн .
Консорциум европейской интеграции. 2009. Мобильность рабочей силы в ЕС в контексте расширения и функционирования переходных механизмов . Заключительный отчет. Нюрнберг: IAB, CMR, fRDB, GEP, WIFO, wiiw. Доступно онлайн .
Евростат. 2010. Иностранцы в ЕС разнообразны и в значительной степени моложе, чем граждане стран-членов ЕС . Статистика в фокусе 45/2010, автор Катя Васильева. Люксембург: Евростат. Доступно онлайн . http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-10-045/EN/KS-SF-…
Фассман, Хайнц, Ригер, Урсула и Сиверс, Вибке, ред. 2009. Статистика и реальность. Концепции и измерения миграции в Европе . Отчеты ИМИСКОЭ. Амстердам: Издательство Амстердамского университета.
Фавелл, Адриан. 2008. Eurostars и Eurocities: свободное передвижение и мобильность в интегрирующейся Европе . Малден: Издательство Блэквелл.
Фавелл, Адриан. 2008. «Новое лицо миграции Восток-Запад в Европе». Журнал этнических и миграционных исследований 34: 5, 701-716. DOI: 10.1080/13691830802105947
Фавелл, Адриан, и Рекки, Этторе. 2009. «Пионеры европейской интеграции: введение». В Рекки, Этторе и Фавелл, Адриан, ред. 2009 г.. Пионеры европейской интеграции. Гражданство и мобильность в ЕС . Челтнем: Эдвард Элгар, 1-25.
Гальгоци, Бела, Лешке, Джанин и Ватт, Эндрю. 2009. Трудовая миграция внутри ЕС: потоки, последствия и меры политики . Рабочий документ ETUI 2009/03. Брюссель: Европейский институт профсоюзов (ETUI). Доступно онлайн .
Гилпин, Никола, Хенти, Мэтью, Лемос, Сара, Портес, Джонатан и Буллен, Крис. 2006. Влияние свободного передвижения рабочих из Центральной и Восточной Европы на рынок труда Великобритании . Рабочий документ Министерства труда и пенсий № 29. Лидс: Служба корпоративной документации. Доступно онлайн .
Каханец, Мартин, Зайцева, Анжелика и Циммерманн, Клаус Ф. 2009 г. Уроки миграции после расширения ЕС . Документы для обсуждения IZA 4230. Бонн: Институт изучения труда (IZA). Доступно онлайн .
Кинг, Рассел. 2002. «На пути к новой карте европейской миграции». Международный журнал географии населения 8:2, 89-106. DOI: 10.1002/ijpg.246.
Койккалайнен, Саара. 2009. «Европа — моя устрица: опыт финнов, работающих за границей». Финский журнал этничности и миграции 4: 2, 27-38. Доступно онлайн .
Койккалайнен, Саара, Таммилехто, Тимо, Кангас, Олли, Катиско, Марья, Коскинен, Сеппо и Суикканен, Аско. 2011. «Благосостояние или работа: выборочная интеграция мигрантов в Финляндии». В Кармел, Эмма, Черами, Альфио, Пападопулос, Теодорос. ред. 2011. Миграция и благосостояние в Новой Европе. Социальная защита и проблемы интеграции . Бристоль: Политическая пресса, 143–158.
Корно Расмуссен, Ганс. 1997. Вход запрещен. Иммиграционная политика в Европе . Серия D: 28. Копенгаген: Издательство Копенгагенской школы бизнеса.
Кригер, Хьюберт. 2005. Тенденции миграции в расширенной Европе . Серия «Качество жизни в Европе». Дублин: Европейский фонд улучшения и условий жизни. Доступно онлайн .
Лундборг, пер. 2009. «Размеры и последствия трудовой миграции из ЕС в Швеции». В Гальгоци, Бела, Лешке, Джанин и Ватт, Эндрю. ред. 2009. Трудовая миграция в ЕС после расширения. Тенденции, воздействия и политика . Фарнхэм: Издательство Ашгейт.
Рекки, Этторе. 2005. Мигранты и европейцы: обзор свободного передвижения людей в ЕС . Серия рабочих документов AMID 38/2005. Ольборг: Академия миграционных исследований в Дании, Ольборгский университет. Доступно онлайн .
Рекки, Этторе. 2008. «Межгосударственная мобильность в ЕС. Тенденции, загадки и последствия». Европейские общества 10: 2, 197-224. DOI: 10.1080/14616690701835287.
Рекки, Этторе, и Триандафиллиду, Анна. 2010. «Переход, движение на Запад и Юг: мобильность, гражданство и занятость в расширенной Европе».
Leave a Reply