3. Институт политического убежища в России.
Право на политическое
убежище в случае преследования гражданина
за свои убеждения — одно из древнейших
прав человека.
Право
человека на политическое убежище
провозглашено во Всеобщей
декларации прав человека
(часть первая статьи 14): «Каждый человек
имеет право искать убежище от преследований
в других странах и пользоваться этим
убежищем».
Право
на политическое убежище предоставляется
обычно лицам, преследуемым у себя на
родине за политические или религиозные
убеждения, за антивоенную пропаганду,
за критику властей, т.е. за действия, не
квалифицируемые в международном праве
и национальном праве демократических
государств как правонарушения.
Право
на политическое убежище имеет различные
ограничения. Оно не может быть использовано
в случае преследования, в действительности
основанного на совершении преступления
или деяния, противоречащего целям и
принципам ООН.1
Часть
1 статьи 63
Конституции РФ также
предусматривает предоставление в России
политического убежища. Порядок
предоставления политического убежища
иностранным гражданам и лицам без
гражданства в России и их статус
определяются
Указом
Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об
утверждении Положения о порядке
предоставления политического убежища
в России»2.
Согласно
этому Положению, политическое убежище
предоставляется Указом Президента
России. Лицо, которому предоставлено
убежище, пользуется на территории России
правами и свободами и несет обязанности
наравне с гражданами России, кроме
случаев, установленных для иностранных
граждан и лиц без гражданства законом
или международным договором. Предоставление
политического убежища распространяется
на членов семьи лица, получившего
политическое убежище, при условии их
согласия с ходатайством. Инстанцией, в
которую предоставляется ходатайство,
является Федеральная
миграционная служба МВД России,
а инстанцией, направляющей свои
предложения Президенту, — Комиссия
по вопросам гражданства при Президенте
России. Лицу,
которому предоставлено политическое
убежище в России, а также членам его
семьи выдается свидетельство установленного
образца по месту обращения лица с
ходатайством.
В
международном праве под политическим
убежищем
принято понимать
предоставление лицу возможности укрыться
от преследований по политическим мотивам
со стороны своего государства или страны
обычного места жительства.
В
свою очередь, преследование
по политическим мотивам
означает
преследование за политические убеждения,
общественную, религиозную деятельность
и верования, расовую, национальную
принадлежность и т.д.
Следует
различать политическое убежище на
территории РФ и в дипломатическом
представительстве или консульском
учреждении РФ (дипломатическое
убежище).
Применительно ко второму случаю следует
иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции
о дипломатических сношениях 1961 г.
запрещает использование помещений
дипломатического представительства в
целях, несовместимых с функциями
представительства.
Согласно п. 1, ст.1
Декларации о территориальном убежище
от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется
государством в порядке осуществления
его суверенитета.
Из
этого следует, что индивид может просить
Россию о предоставлении политического
убежища, а право государства предоставить
политическое убежище иностранному
гражданину и лицу без гражданства либо
отказать в нем.
Россия вправе в
своих внутренних нормативных актах
определять основания и порядок (судебный,
административный) предоставления
политического убежища, а также
политического статуса лицам, получившим
такое убежище.
Можно
говорить о существовании обычной нормы
международного права, закрепляющей
право государств по своему усмотрению
предоставлять политическое убежище
определенным лицам и обязывающий другие
государства уважать это право.
Значительное
число государств признают правило,
запрещающее предоставлять дипломатические
убежища, которое продолжает действовать
в странах Латинской Америки. В международном
праве растет число договорных обычных
норм, обязывающих государства не
предоставлять политическое убежище
определенным категориям лиц. К ним
относятся, в частности, лица, обвиняемые
в совершении преступлений против
человечества, уголовных преступлений,
включенных в перечень о выдаче в
соответствии с международными договорами
(например, террористы).
Россией
производится выдача лиц, обвиняемых в
совершении преступления, а также передача
осужденных для отбывания наказания в
других государствах. Это возможно на
основе федерального закона или
международного договора России. Вопросы
о выдаче решаются Генеральным прокурором
России.
Вопрос
утраты политического убежища решается
Президентом РФ на основании предложений
Комиссии по вопросам гражданства при
Президенте РФ, по представлению
Федеральной миграционной службы, на
основании заключений МИД, МВД, ФСБ.
Страница не найдена | Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае
24. 05 2023
Депутаты Государственной Думы приняли в третьем, окончательном чтении поправки в законодательство в части увековечения памяти погибших при защите Отечества.
В соответствии с документом, воинские кладбища будут предназначены также для погребения граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, и лиц, заключивших контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Закон коснется участников спецоперации с 24 февраля 2022 года.
Кроме того, он направлен на сохранение исторической памяти: документом предлагается сопровождать памятники Великой Отечественной войны QR-кодами, дающими доступ к подробной информации о героях и событиях, которым они посвящены.
Авторы инициативы предложили сделать обязательным внесение в паспорт воинского захоронения исторической справки, содержащей сведения о событиях и лицах, в честь которых был установлен объект, увековечивающий память погибших при защите Отечества, а также выписки из имеющихся документов и иной информации, в том числе фото-, видеоматериалов о произошедших событиях и героях. Форма паспорта, порядок его оформления и выдачи будут утверждаться Минобороны.
Источник: сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
23.05 2023
На пленарном заседании 23 мая Государственная Дума приняла во втором и третьем чтении закон, направленный на гуманизацию условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах и отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы.
Законом, в частности, предлагается:
— увеличить с трех до четырех лет возраст ребенка, находящегося совместно с матерью в следственном изоляторе УИС либо в доме ребенка исправительного учреждения;
— изменить порядок снятия взысканий с осужденного: он будет переставать признаваться злостным нарушителем, если в течение года после отбытия дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому, что будет учитываться при смягчении неотбытой части наказания;
— для стимулирования социально полезного поведения подозреваемых и обвиняемых — ввести меру поощрения в виде благодарности;
— увеличить размер денежных средств, которые осужденные могут тратить на покупку продуктов и предметов первой необходимости;
— повысить роль коллегиальных органов и институтов гражданского общества, привлекая к решению вопросов о взысканиях дисциплинарные комиссии.
«Главная цель — гуманизация условий содержания тех, кто находится в следственных изоляторах и иных учреждениях пенитенциарной системы, что будет способствовать выполнению задач по исправлению осужденных», — подчеркнул Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Источник: сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
22.05 2023
Верховный суд РФ предлагает не привлекать к уголовной ответственности женщин, совершивших преступления небольшой тяжести, даже если они живут без официальной регистрации, заявил глава ВС РФ Вячеслав Лебедев на встрече с президентом.
В таких случаях предлагается накладывать на женщин сначала административную или иную дисциплинарную ответственность, а подвергать уголовному наказанию, только если она повторно совершит уголовное правонарушение. Соответствующий законопроект разрабатывается Верховным судом РФ и работа над ним почти закончена, отметил глава суда высшей инстанции.
«Что касается привлечения к уголовной ответственности женщин, то мы предлагаем сейчас такую конструкцию: чтобы за преступления небольшой тяжести даже в тех ситуациях, когда женщина находится без прописки, без регистрации, всё равно её не привлекать к уголовной ответственности… Но даже если оно (место проживания — прим.ред.) и неизвестно, государство может дать возможность предупредить её о недопустимости совершения повторно таких действий или действий иного характера небольшой или средней тяжести, за которые тогда уже можно будет привлекать к уголовной ответственности», — указал Лебедев.
Он уточнил, что правоприменительная практика по таким преступлениям сложилась так, что суды очень формально относятся к регистрации правонарушительницы, предполагая, что раз место её жительства государству неизвестно — она сможет продолжить преступную деятельность. Однако прогресс и развитие следственных механизмов сейчас позволяют не беспокоиться, что она продолжит заниматься преступной деятельностью и не останется без контроля и наказания.
«Согласен, конечно. Нужно, как мы и обычно делаем в таких случаях, проработать (законопроект — прим. ред.) основательно с экспертным сообществом, с депутатами поработать, с Общественной палатой, а я дам соответствующее поручение администрации…», — ответил президент РФ Владимир Путин.
Гуманизация для всех
Встреча президента с главой Верховного суда РФ была посвящена гуманизации правосудия. Лебедев отметил работу суда высшей инстанции, упомянув о том, что данная практика будет только расширяться и коснётся не только женщин, но и мужчин, которые впервые совершили преступления небольшой и средней тяжести.
«Конечная цель этого законопроекта заключается в том, что человек, если он впервые привлечён за эти правонарушения, не привлекался бы к уголовной ответственности вообще, чтобы была сначала административная или иная дисциплинарная ответственность. И только в случае повторного совершения этих действий может наступить уголовная ответственность», — отметил глава ВС РФ.
Источник: РАПСИ
Управление миграцией: Прием беженцев из Украины
Временная защита
Опираясь на прошлый опыт управления миграцией, вскоре стало ясно, что страны ЕС не будут иметь надлежащих возможностей для обработки заявлений о предоставлении убежища, поданных большим количеством людей, спасающихся от войны.
Поэтому 2 марта 2022 года Комиссия предложила активировать Директиву о временной защите , которая затем была принята Европейским советом 4 марта 2022 года через Решение о предоставлении временной защиты бегущим от войны в Украине.
Практическая информация для людей, спасающихся от войны и прибывающих в ЕС
Вся ключевая информация для тех, кто спасается от войны, централизована на информационной веб-странице . Там люди могут найти практическую информацию на английском, украинском и русском языках о своих правах, касающихся:
- временной защиты
- поездок в пределах ЕС
- доступа к жилью, здравоохранению, образованию и работе
Люди также могут найти горячие линии и контактные пункты национальных властей и практическую информацию о ключевых организациях в ЕС, помогающих тем, кто бежит от войны.
Веб-страница: Информация для людей, спасающихся от войны в Украине
Телефон доверия для тех, кто спасается от войны в Украине
Европейская Комиссия открыла телефон доверия для перемещенных лиц из Украины. В службу поддержки можно обратиться на украинском и русском языках в пределах ЕС по телефону 00 800 6 7 8 9 10 11 , а также из-за пределов ЕС по телефону +32 22 99 96 96.
Платформа солидарности
Платформа солидарности была создана для обеспечения соблюдения положений Директивы о временной защите сотрудничество со всеми сторонами, упомянутыми ниже. Его роль заключается в отслеживании потребностей, выявленных в странах ЕС, и координации оперативного реагирования . Платформа солидарности также обеспечивает общий форум для обсуждения в поддержку реализации Плана из 10 пунктов, представленного Комиссией после заседания Совета по чрезвычайным ситуациям и внутренним делам 28 марта 2022 года. Платформа солидарности продолжает доказывать свою ценность в общей координации. реакции ЕС на российскую агрессию против Украины, предлагая неформальное пространство, обычно онлайн-площадку для встреч, для быстрого согласования оперативных и политических мер ключевых заинтересованных сторон.
Платформа солидарности, , координируемая DG HOME , объединяет:
- Страны ЕС
- Шенгенские ассоциированные государства
- Агентства ЕС (в частности, Агентство ЕС по вопросам убежища, Frontex и Европол)
- Украинские власти
- Международные партнеры
9001 9 МОМ, УВКБ ООН и другие партнеры, в том числе организации гражданского общества в определенных форматах встреч
Платформа проводит регулярные встречи вместе с Советом по комплексному реагированию на политические кризисы (IPCR), а также с Сетью ЕС по обеспечению готовности к миграции и управлению кризисом ( План).
Сотрудничество с международными партнерами играет ключевую роль. Партнеры ЕС, такие как США, Канада и Великобритания, участвуют в заседаниях Платформы солидарности, посвященных международному сотрудничеству.
Кроме того, большое значение имеет привлечение органов власти Украины в Украине, посольств и консульств Украины в странах-членах ЕС. Платформа солидарности регулярно взаимодействует с украинскими властями для оценки потребностей и решения потенциальных проблем, с которыми сталкиваются граждане Украины в ЕС.
Европейская комиссия также регулярно взаимодействует с организациями гражданского общества через Платформу солидарности, а также на двусторонних встречах и на местах через сотрудников ЕС в соответствующих государствах-членах.
Цели и действия Платформы солидарности
- Обеспечить общий форум для обсуждения и действий в поддержку реализации плана из 10 пунктов для более тесной координации и обмена передовым опытом по приему людей, спасающихся от российского вторжения в Украину
- Сбор соответствующей информации о возможностях приема и размещения в странах ЕС
- Координация предложений стран ЕС о приеме людей, спасающихся от войны в Украине, которые уже прибыли в ЕС Государства-члены
- Содействие и использование соответствующих инструментов ЕС
Приоритеты и пункты повестки дня определяются Комиссией в тесном сотрудничестве с государствами-членами и другими заинтересованными сторонами, такими как украинские власти, для обеспечения дискуссий на основе потребностей.
Учитывая конкретный и оперативный характер некоторых обсуждаемых вопросов, было создано несколько подгрупп Платформы солидарности, которые собираются на регулярной или специальной основе. К ним относятся, например, подгруппа по переводу перемещенных лиц из Молдовы или подгруппа по Платформе временной защиты.
С момента своего создания 4 марта 2022 года решением Совета по реализации Платформа солидарности добилась конкретных результатов в управлении миграцией посредством нескольких действий, направленных на выполнение плана из 10 пунктов, изложенного ниже. 8 марта 2023 года, через год после его активации, 9Сообщение 0007 подвело итог реализации Директивы о временной защите в условиях войны в Украине и определило приоритетные направления на будущее, в том числе посредством работы Платформы солидарности.
Обзор встреч Платформы солидарности по Украине
Выполнение Плана из 10 пунктов
План обеспечения готовности к миграции и кризиса
После российского вторжения в Украину Европейская комиссия координировала ответные действия ЕС через Европейскую миграцию План готовности и кризиса.
Программа обеспечения готовности к миграции и кризиса обеспечивает оперативную основу для обеспечения:
- ситуационной осведомленности и лучшей готовности ,
- эффективного управления и своевременного реагирования 9000 8 .
The Blueprint активно участвует в сборе информации о последних событиях для государств-членов и агентств ЕС. Информация собирается и распространяется для лучшего управления миграцией.
Управление границей
Чтобы помочь пограничникам стран ЕС эффективно управлять прибытием на границу с Украиной, сокращая время ожидания, но сохраняя при этом высокий уровень безопасности, 2 марта 2022 года Комиссия выпустила инструкций по управлению внешней границей. . Руководство включает положения об:
- упрощении пограничного контроля на границах ЕС с Украиной
- гибкости условий въезда
- разрешение пересечения границы во временных пунктах пересечения границы, за пределами официальных пунктов пересечения границы
- легкий доступ для спасательных служб и гуманитарной помощи
- личные вещи и домашние животные
Руководство настоятельно рекомендует странам ЕС пользоваться поддержкой агентств ЕС – с Frontex в состоянии помочь с идентификацией и регистрацией прибывающих людей, а Европол может направить офицеров, поддерживающих страны ЕС с вторичными проверками.
Агентства ЕС играют ключевую роль на местах
Агентства ЕС играют ключевую роль в оказании помощи странам ЕС на местах в управлении границами, обмене информацией, регистрации убежища и предотвращении использования преступными сетями уязвимых людей.
График
8 марта 2023 г.
Временная защита на один год для людей, спасающихся от российской агрессии против Украины
Европейская комиссия приняла Сообщение о директиве о временной защите. Директива о временной защите оказалась важным инструментом для обеспечения немедленной защиты в ЕС, и она должна оставаться частью набора инструментов, доступных Европейскому Союзу в будущем.
10 октября 2022 г.
Запуск пилотной программы кадрового резерва ЕС
Европейская комиссия запускает пилотную программу кадрового резерва ЕС, платформу для облегчения трудовой интеграции людей, спасающихся от войны в Украине и зарегистрированных для временной защиты в странах ЕС.
30 сентября 2022 г.
Согласованный подход ЕС к выдаче виз и пограничному контролю для россиян контроль российских граждан на внешних границах.
9 сентября 2022 г.
ЕС полностью приостанавливает действие Соглашения об упрощении визового режима с Россией. Комиссия представляет новые правила выдачи виз гражданам России
ЕС полностью приостанавливает действие соглашения об упрощении визового режима ЕС-Россия после эскалации войны. Это означает более длительные процедуры и более тщательный контроль безопасности для заявителей на получение российской визы. В тот же день Комиссия выпустила инструкции для стран ЕС и их консульств по выдаче виз гражданам России.
11 июля 2022 г.
Центр поддержки ЕС по вопросам внутренней безопасности и управления границами в Молдове
Совместно с молдавскими властями Европейская комиссия создала Центр поддержки ЕС в Кишиневе, Молдова, для поддержки сотрудничества между Комиссией и агентствами ЕС , страны ЕС и Молдова в области внутренней безопасности и пограничного контроля.
6 июля 2022 г.
Руководство по безопасным домам
Члены Платформы солидарности одобрили Руководство по безопасным домам. Он делится советами для стран ЕС как обеспечить безопасное и подходящее жилье людям, спасающимся от войны в Украине.
31 мая 2022
Платформа временной защиты
Европейская комиссия запускает Платформу временной защиты для регистрации, где страны ЕС обмениваются информацией о людях, зарегистрировавшихся для временной защиты.
16 мая 2022
Телефон доверия
Европейская комиссия запускает телефон доверия для переселенцев из Украины на украинском и русском языках.
11 мая 2022 г.
Общий план по борьбе с торговлей людьми
Координатор ЕС по борьбе с торговлей людьми разработал Общий план по борьбе с торговлей людьми для устранения рисков торговли людьми и поддержки потенциальных жертв.
28 марта 2022
План из 10 пунктов для более тесной координации ЕС
Комиссия представляет План из 10 пунктов для более тесной европейской координации по приему людей, спасающихся от войны против Украины.
23 марта 2022
Сообщение Комиссии о приеме людей, спасающихся от войны в Украине
Комиссия выпускает сообщение под названием «Приветствие тех, кто спасается от войны в Украине: готовим Европу к удовлетворению потребностей», в котором рассказывается, как справиться с текущей ситуацией с беженцами.
21 марта 2022
Руководство по использованию Директивы о временной защите
Комиссия издает Оперативное руководство для стран ЕС о том, как лучше всего применять правила временной защиты для людей, спасающихся от войны в Украине.
17 марта 2022
Соглашение с Молдовой и Frontex о сотрудничестве
ЕС и Молдова подписывают соглашение об управлении приграничным сотрудничеством с Frontex.
8 марта 2022 г.
Сообщение Комиссии о европейской солидарности с беженцами и теми, кто спасается от войны в Украине
Комиссия выпускает сообщение под названием «Европейская солидарность с беженцами и теми, кто спасается от войны в Украине», в котором рассказывается, как управлять текущей ситуацией с беженцами .
4 марта 2022 г.
Принятие Директивы о временной защите
Совет ЕС принимает Исполнительное решение Совета о предоставлении временной защиты тем, кто бежит от войны в Украине. Этим решением Совет также учредил Платформу солидарности .
2 марта 2022 года
Предложение о введении в действие Директивы о временной защите и Оперативного руководства по управлению внешней границей
Комиссия предлагает странам ЕС активировать Директиву о временной защите и выпускает Оперативное руководство по управлению внешними границами для облегчения пересечения границы на границе ЕС-Украина.
Информационные веб-страницы ЕС
- Солидарность ЕС с Украиной
- Информация для людей, спасающихся от войны в Украине
Руководство по защите перемещенных детей и детей-беженцев в Украине и за ее пределами
Как власти, гуманитарные группы и волонтеры могут помочь обеспечить защиту и поддержку детей, перемещенных в результате войны, до тех пор, пока не станет возможным безопасное добровольное возвращение.
UNICEF/UN0603348/Филипов
1 ноября 2022 г.
Война в Украине оказала разрушительное воздействие на детей и привела к самым быстрым и масштабным перемещениям со времен Второй мировой войны. Дети и их семьи были вынуждены покинуть свои дома: одни искали безопасности в других частях страны, другие укрывались в соседних странах. Примерно половину перемещенных лиц составляют дети. Среди них многие несопровождаемые или были разлучены со своими семьями, иногда оказываясь за пределами контроля или в других странах, чем их опекуны.
Дети, перемещенные внутри и за пределы Украины, подвергаются повышенному риску насилия, эксплуатации и жестокого обращения. Несопровождаемые и разлученные дети, в том числе эвакуированные из учреждений, имеют уникальные права и потребности в защите, которые следует признавать и выполнять. Власти – как в Украине, так и в принимающих странах – должны продолжать совместную работу, чтобы обеспечить эвакуацию детей из ситуаций, которые могут причинить вред, и найти безопасность в среде, которая позволяет реализовать и пользоваться своими правами. Никакие действия не должны препятствовать возможному воссоединению семьи и возвращению домой, когда будет установлено, что возвращение домой безопасно и отвечает интересам детей.
1. С какими рисками сталкиваются дети, перемещенные в результате войны в Украине?
2. Кто-нибудь из этих детей находится без сопровождения или разлучен?
3. Что происходит с детьми в интернатных учреждениях?
4. Каким образом учреждения и учреждения по уходу в Украине должны обеспечивать безопасное перемещение детей?
5. Что должны сделать соседние страны для защиты несопровождаемых детей, в том числе детей, эвакуированных из учреждений?
6. Можно ли усыновить детей, спасающихся от войны?
7. Что делать с детьми, переведенными в Российскую Федерацию?
8. Безопасно ли детям возвращаться в Украину?
9. Что такое синие точки?
10. А как насчет риска торговли людьми?
11. Как волонтеры и добрые самаритяне могут помочь защитить детей от торговли людьми?
12. Что делает ЮНИСЕФ для защиты перемещенных детей и их семей?
1. С какими рисками сталкиваются дети, перемещенные в результате войны в Украине?
Всякий раз, когда дети вынуждены покинуть свои дома из-за конфликта, их подверженность опасности возрастает. Особенно это касается детей, разлученных со своими родителями или опекунами. Поскольку боевые действия продолжаются, у них мало или совсем нет вариантов передвигаться по безопасным путям, будь то в одиночку или со своими семьями.
Во время полета или по прибытии в пункт назначения дети сталкиваются с угрозами своей защите, безопасности и благополучию. В пути дети могут столкнуться с серьезными нарушениями их прав, в том числе с риском быть ранеными или убитыми в результате применения оружия и взрывоопасных боеприпасов. Они могут быть вовлечены в насилие, будучи отрезанными от основной медицинской помощи, чистой воды и еды. Детей могут принудительно переселить или переселить — иногда в районы, удаленные от их дома, общины или семьи. У них могут быть проблемы с доступом к ресурсам и основным услугам, и они подвергаются повышенной угрозе жестокого обращения, насилия и эксплуатации, а дети, оставшиеся без попечения родителей или без сопровождения, подвергаются большему риску торговли людьми и детского труда. Перемещенные женщины и девочки особенно подвержены риску гендерного насилия, когда они укрываются или ищут убежища.
Война в Украине наносит страшный урон детям. ЮНИСЕФ находится в Украине и странах, принимающих беженцев, расширяя масштабы жизненно необходимой помощи детям и их семьям.
>>Читать: Война в Украине представляет непосредственную угрозу для детей
Наверх
2. Есть ли среди этих детей дети без сопровождения?
Многие перемещенные дети в Украине и за ее пределами находятся без сопровождения или были разлучены со своими родителями, членами семьи или законными опекунами. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-инвалиды подвергаются более высокому риску разлучения с семьей, насилия, жестокого обращения и эксплуатации. Дети без сопровождения взрослых могут столкнуться с трудностями при пересечении границы и процедурах предоставления убежища, если о них не позаботится взрослый. Это делает их более уязвимыми для контрабанды, торговли людьми или других форм эксплуатации. Дети, оставшиеся без попечения родителей или несопровождаемые, также могут подвергаться повышенному риску усыновления, чего никогда не должно происходить во время или сразу после чрезвычайной ситуации. Когда эти дети пересекают границы с ограниченными мерами по защите детей или с ограниченными возможностями служб реагирования на границах для выявления конкретных рисков для уязвимых детей, угрозы множатся.
Несопровождаемым и разлученным детям, пересекшим международные границы, должен быть назначен законный опекун, способный помочь им в использовании поддержки и прав, на которые они имеют право. Это будет включать в себя признание существующего механизма ухода (где это возможно и уместно) или определение подходящего альтернативного механизма ухода за ребенком при инициировании процедур розыска семьи и воссоединения.
>>Читать: Как ЮНИСЕФ защищает детей, разлученных со своими семьями во время кризиса
Наверх
3. Что происходит с детьми в специализированных учреждениях?
Около 100 000 детей, половина из которых с ограниченными возможностями, жили в специализированных учреждениях до эскалации насилия в Украине. У многих из этих детей есть живые родственники или законные опекуны. За первые 7 месяцев конфликта 38 800 человек были возвращены родителям или другим законным опекунам. 1611 человек были переселены в другие районы Украины. Не менее 6000 человек искали спасения в Украине или в странах ЕС и Турции. Официальные лица указали, что от 2000 до 3000 детей из детских учреждений были приняты на неподконтрольной правительству территории и в Российской Федерации, хотя ЮНИСЕФ не может подтвердить точные цифры.
Поскольку учреждения стремятся перевезти детей в безопасные места в соседние страны и за их пределы, крайне важно, чтобы в наилучших интересах детей принимались специальные меры, чтобы было получено согласие их родителей или опекунов, и чтобы любое такое перемещение в соответствии с директивой и процедурами украинских властей о переселении или эвакуации детей, находящихся в специализированных учреждениях. Перемещение детей в безопасное место не должно мешать их воссоединению семьи в будущем. Ни при каких обстоятельствах семьи, включая братьев и сестер, не должны разлучаться в результате переселения или эвакуации. Все заинтересованные стороны должны исходить из того, что у этих детей есть семьи, и вместе работать над быстрым и безопасным поиском и воссоединением семей. Принимающие страны должны поддерживать признание назначенных украинских опекунов (согласно 1996 Гаагской конвенции), обеспечивая при этом, чтобы дети были зарегистрированы в национальной системе защиты детей и пользовались рядом прав, которыми они наделены как беженцы.
Наверх
UNICEF/UN0599555/Молдова
Семья, бегущая из Украины, въезжает в Румынию через пограничный переход Исакча в марте 2022 года.
4. Как учреждениям и учреждениям по уходу в Украине следует перевозить детей в безопасное место?
Недавние интенсивные атаки на гражданскую инфраструктуру в Украине окажут серьезное влияние на доступ детей к основным услугам в ближайшие месяцы. Гуманитарная эвакуация некоторых детей, проживающих в учреждениях, может быть необходимой и спасающей жизни. Те, кто несет юридическую ответственность за детей в учреждениях в Украине, должны обеспечить, чтобы такие эвакуации проводились в соответствии с инструкциями национальных властей. Правительство Украины дало всем детским учреждениям, включая интернаты и школы-интернаты, четкие указания о том, как организовать необходимую эвакуацию. Насколько это возможно, детей следует эвакуировать вместе с их документами, удостоверяющими личность, и материалами дела.
Для обеспечения максимальной защиты ЮНИСЕФ призывает всех лиц, несущих юридическую ответственность за детей в учреждениях по уходу: сколько взрослых необходимо для сопровождения групп детей и как защитить детей с ограниченными возможностями.
![](/800/600/https/cf.ppt-online.org/files/slide/g/gX3lqLJpeGtRF5d2zhUoPxvCEf7YkT1wiWy8ZV/slide-8.jpg)
Вернуться к началу
5. Что должны сделать соседние страны для защиты несопровождаемых детей, включая детей, эвакуированных из детских учреждений?
ЮНИСЕФ совместно с УВКБ ООН призывает все соседние и пострадавшие страны обеспечить немедленную идентификацию и регистрацию несопровождаемых и разлученных детей, бегущих из Украины, после предоставления им доступа на свою территорию. Регистрация включает четыре соответствующих компонента: 1) регистрация на границе по прибытии в соседнюю страну; 2) регистрацию в национальной системе защиты детей принимающей страны, чтобы они имели доступ ко всей поддержке, доступной им в рамках этой системы, включая поддержку их украинских опекунов; 3) регистрация (при необходимости) по воссоединению семьи; и 4) регистрация директивы о временной защите или других форм применимой международной защиты. Постоянные юридические процедуры, такие как изменение или приобретение дополнительных гражданств, не должны происходить во время или сразу после конфликта.
Для детей, которые были перемещены за границу без своих семей, временные приемные семьи или другой уход на уровне сообщества через государственную систему обеспечивает критически важную защиту. Нынешняя чрезвычайная ситуация требует быстрого расширения возможностей организации неотложной помощи с помощью проверенных лиц, осуществляющих уход. Это имеет решающее значение для несопровождаемых и разлученных детей, которым требуется временный уход, пока идет работа по воссоединению. В соответствии с руководящими принципами ЮНИСЕФ в этих обстоятельствах следует поощрять семейный и общинный уход, при этом стационарная помощь должна использоваться только в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени.
В частности, соседние и пострадавшие страны должны:
- Создать и усилить процессы проверки для выявления несопровождаемых и разлученных детей на границах и в ключевых пунктах приема в стране назначения или транзита.
- Регистрация прибытия несопровождаемых и разлученных детей, в том числе эвакуированных из учреждений.
- Установить и внедрить процедуры поддержки опекунов в выполнении ими своих обязанностей в стране транзита или назначения. Если порядок опеки не соответствует стандартам защиты детей в принимающей стране, возможно, потребуется нанять дополнительных опекунов, социальных работников или опекунскую поддержку из Украины.
- Зарегистрируйте детей в национальной системе защиты детей и предоставьте доступ к услугам по розыску семьи и воссоединению (при необходимости).
- Обеспечение безопасных мест для детей на пограничных переходах и других стратегических объектах, куда детей могут направить и оказать им немедленную помощь социальные работники и детские психологи.
- Свяжите безопасные места с национальными системами защиты детей и быстро расширьте возможности экстренной альтернативной помощи, организации семейного ухода и других важнейших служб защиты детей и борьбы с гендерным насилием, включая службы по розыску семьи и воссоединению.
- Установить процедуры защиты детей для предотвращения насилия, эксплуатации и жестокого обращения с детьми в процессе перемещения, ухода и розыска семьи.
Наверх
UNICEF/UN0600802/Молдова
Ольга, 31 год, бежала из Украины с двумя детьми: Тимором, которому почти 3 года, и Владимиром, 7 лет.
6. Можно ли усыновить детей, спасающихся от войны?
Дети, разлученные со своими родителями во время чрезвычайной гуманитарной ситуации, не могут считаться сиротами и не подлежат усыновлению. По этой причине усыновление не должно происходить во время или сразу после чрезвычайных ситуаций. Дети имеют право на идентичность, в том числе право знать и заботиться о своих родителях. До тех пор, пока не будет установлено местонахождение родителя (родителей) ребенка или других близких членов семьи, считается, что у каждого разлученного ребенка, даже у тех, кто до войны жил в домах-интернатах, есть живые близкие родственники. Следует приложить все усилия для воссоединения детей с их семьями, когда это целесообразно, если такое воссоединение отвечает их наилучшим интересам.
Правительства обязаны уважать право каждого ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая семейные отношения и гражданство. Существующие инструменты международной защиты доступны для этой цели, тогда как процедуры, которые идут дальше, изменяя или предоставляя гражданство несопровождаемым и/или разлученным детям, могут привести к нарушению этого права и поставить их под угрозу незаконного усыновления.
Международное усыновление следует рассматривать только один раз – после консультации с властями в стране происхождения – когда все усилия по розыску и воссоединению семьи были исчерпаны, а поиск всех соответствующих национальных альтернативных решений по уходу, включая родственную опеку и национальное усыновление, не увенчался успехом .
ЮНИСЕФ поддерживает международное усыновление только в том случае, если оно осуществляется в соответствии со стандартами и принципами Гаагской конвенции 1993 года о защите детей и сотрудничестве в отношении международного усыновления. В чрезвычайной ситуации может быть практически невозможно обеспечить соблюдение стандартов и гарантий конвенции. Это повышает риск похищения, продажи или торговли детьми, а также незаконного усыновления.
Вернуться к началу
7. Что делать с детьми, переведенными в Российскую Федерацию?
Сообщается, что в Российскую Федерацию прибыло значительное количество несопровождаемых и разлученных детей, в том числе детей из детских учреждений. Цифры, приводимые властями, различаются, и ЮНИСЕФ не смог их независимо проверить. Различные органы власти сообщают, что были поданы тысячи запросов на воссоединение семей, что свидетельствует о масштабах и необходимости согласованных усилий для облегчения и ускорения воссоединения через линию соприкосновения. Тем временем не следует предпринимать никаких действий, которые подрывают возможность детей воссоединиться с семьей и в конечном итоге вернуться.
ЮНИСЕФ получил эти отчеты и сотрудничает с украинскими и российскими официальными лицами, чтобы добиться большей ясности в характеристиках и потребностях разлученных и несопровождаемых детей, чтобы определить возможности для их поддержки в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. ЮНИСЕФ поделился юридическими и техническими рекомендациями по идентификации, регистрации и воссоединению детей с властями. Мы подчеркнули важность соблюдения Конвенции о правах ребенка и 1996 Гаагская конвенция как нормативная база для поддержки детей. Мы продолжим оказывать поддержку всем органам власти, чтобы обеспечить полное понимание наилучших интересов детей и сохранение их в центре внимания при принятии решений.
Наверх
8. Безопасно ли детям возвращаться в Украину?
Как правило, нет. Война в Украине продолжает представлять опасность для детей не только в виде прямого физического вреда, но и из-за побочного воздействия на жизненно важную инфраструктуру, такую как электроснабжение, водоснабжение и другие службы жизнеобеспечения. По этой причине правительство Украины призвало своих граждан пока оставаться за границей, если они нашли безопасное место.
Когда это безопасно, возвращение в Украину должно быть добровольным и основываться на информированных решениях. Дети, разлученные с родителями или в сопровождении родителей, должны получать точную, локализованную и актуальную информацию об условиях их родного района и иметь возможность выражать свое мнение. Добровольное возвращение детей, в том числе несопровождаемых и разлученных детей, а также детей, эвакуированных из учреждений, должно осуществляться только в том случае, если ребенок и родитель или законный опекун добровольно добиваются возвращения, когда это безопасно и может быть осуществлено с достоинством, и когда это в наилучших интересах ребенка.
Все решения, касающиеся детей-беженцев, оставшихся без попечения родителей, должны основываться на оценке наилучших интересов ребенка органами по защите детей в стране убежища. В таких случаях воссоединение с членами семьи должно иметь приоритет. Там, где это невозможно, приоритет должен отдаваться семейным и общественным организациям альтернативного ухода. Принцип единства семьи означает, что ребенок имеет право оставаться на попечении своих родителей или вернуться под их опеку, и ему должна быть предоставлена возможность воссоединиться в стране убежища.
Ни при каких обстоятельствах принимающие страны не должны принудительно возвращать в Украину несопровождаемых и/или разлученных детей, в том числе детей, эвакуированных из учреждений. Это было бы нарушением Международного закона о беженцах. Государственные чиновники также не должны поощрять, стимулировать или требовать возвращения эвакуированных детей в Украину до тех пор, пока это не станет безопасным и не будет признано, что это отвечает их интересам.
Наверх
ЮНИСЕФ/UN0600997/Никодим
Группа беженцев ищет поддержки и информации в первой установленной Blue Dot на пограничном переходе Сигету-Мармацией в Румынии 1 марта 2022 года. Помимо предоставления услуг, Blue Dots также служат для выявления и регистрации несопровождаемых детей в пути.
9. Что такое синие точки?
«Синие точки» — это безопасные места, созданные при поддержке ЮНИСЕФ и УВКБ ООН вдоль путей перемещения для предоставления детям и семьям важной информации и услуг. Blue Dots гарантирует, что семьи осведомлены о своих правах как беженцев в принимающей стране, и помогает им получить доступ к здравоохранению, образованию, психическому здоровью, психосоциальной поддержке и многому другому. Они выявляют и регистрируют детей, путешествующих самостоятельно, и подключают их к службам защиты. Blue Dots также предлагает справочные услуги женщинам, в том числе в случае гендерного насилия.
ЮНИСЕФ и УВКБ ООН работают в Болгарии, Венгрии, Италии, Молдове, Румынии, Польше, Беларуси и Словакии в партнерстве с государственными и другими гуманитарными учреждениями для защиты детей в движении и других лиц, подвергающихся риску эксплуатации и жестокого обращения. .
Веб-сайт Digital Blue Dot предоставляет ключевую информацию о местах расположения Blue Dot и предоставляемых услугах, а также о цифровой поддержке детей и семей, покидающих Украину.
Вернуться к началу
10. Что насчет риска стать жертвой торговли людьми?
Многие беженцы, подавляющее большинство из которых женщины и дети, прибывают в соседние страны под немыслимым принуждением. Они голодны, истощены, огорчены и могут не говорить на местном языке. Эти группы подвергаются повышенному риску торговли людьми. Среди хаоса и неразберихи к ним могут неосознанно приблизиться торговцы людьми, которые не стремятся связать их с основными услугами (такими как государственная регистрация, приют, здравоохранение, образование и т. д.), а хотят их использовать.
Определенные группы женщин и детей особенно уязвимы. Это дети, которые были вынуждены покинуть Украину без родителей, дети без сопровождения и дети, которые находились в детских учреждениях в Украине, многие из которых живут с инвалидностью. Для женщин и девочек, особенно тех, кто путешествует в одиночку, гендерное насилие, включая торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, представляет собой реальную и мучительную опасность.
ЮНИСЕФ сотрудничает с властями, чтобы защитить эти группы от рисков торговли людьми.
Наверх
11. Как волонтеры и добрые самаритяне могут помочь защитить детей от торговли людьми?
Добровольцы и волонтерские организации в принимающих общинах и вокруг них тысячами приветствовали беженцев и направляли их в безопасное место в первые месяцы войны. Многие из них не зарегистрированы и действуют по доброй воле, чтобы предоставить семьям жилье и поддержку. Но поток помощи на пограничных переходах также служит прикрытием для торговцев людьми и других хищников, стремящихся эксплуатировать женщин и детей, спасающихся от войны.
Важно, чтобы принимающие правительства и гуманитарные организации соблюдали официальные процедуры проверки и регистрации добровольцев и волонтерских организаций, чтобы защитить детей от торговли людьми.
12. Что делает ЮНИСЕФ для защиты перемещенных детей и их семей?
ЮНИСЕФ продолжает операции по спасению жизней детей как в Украине, так и за ее пределами. Гуманитарные организации продолжали расширять свое присутствие в отвоеванных районах на востоке и юге Украины, при этом ЮНИСЕФ участвовал в межведомственных автоколоннах, доставлявших продовольствие, воду, гигиенические наборы, материалы для укрытия и предметы для зимовки тысячам семей и детей, оказавшихся без поддержки в течение пяти месяцев.
Сюда входят:
- Доставка жизненно важных гуманитарных грузов в районы, пострадавшие от конфликта, включая медикаменты, хирургическое оборудование, акушерские наборы и кислородные концентраторы, а также доставка безопасной воды для питья и гигиены.
- Поддержка мобильных групп для оказания психологической и психологической помощи детям, а также услуг по защите.
- ЮНИСЕФ распространяет информацию о взрывоопасных предметах и пережитках войны по нескольким каналам, включая цифровое взаимодействие, для охвата широкой аудитории.
Leave a Reply