О ШОС и БРИКС
БРИКС (англ. BRICS —сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) является межгосударственным объединением, включающим в себя такие страны как Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика.
На этапе создания объединение носило название БРИК, так как в состав структуры входили 4 участника.
На государства БРИКС приходится около 27% мирового ВВП (по паритету покупательной способности их национальных валют). Общая численность населения стран БРИКС составляет 2,88 млрд человек (42% от всего мирового населения), пять стран занимают 26% пространства нашей планеты.
ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные задачи Объединения — поддержка взаимной торговли между странами, формирование благоприятных условий для инвестиций и предпринимательства, развитие возможностей доступа на рынки стран, повышение устойчивости к внешним финансово-экономическим воздействиям, обмен информацией через платформы БРИКС.
Страны БРИКС являются участниками таких авторитетных международных организаций и структур как ООН, «Группа двадцати», ВТО, Движение неприсоединения, «Группа 77», а также региональных объединений (СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, АТЭС, БИМСТЕК, МЕРКОСУР, Афросоюз).
Одно из приоритетных направлений в деятельности БРИКС – содействие укреплению безопасности и стабильности в мире при безусловном уважении принципов и норм международного права и Устава ООН.
Председательство в БРИКС осуществляется государством-участником в течение календарного года на ротационной основе, а все основные решения принимаются консенсусом. В целях координации работы объединения создан и действует институт национальных шерп/су-шерп, представляющих министерства иностранных дел пяти стран.
Страны-участницы объединения ежегодно проводят саммиты, где обсуждаются различные аспекты финансового сотрудничества и взаимодействия. Также решаются вопросы глобализации, экологической безопасности и взаимопомощи.
СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ БРИКС
Российская Федерация
Территория – 17,1 млн кв. км.
Столица – г. Москва (население свыше 12,5 млн чел.).
Крупнейшие города – Санкт-Петербург (более 5 млн чел.), Новосибирск (1,6 млн чел.), Екатеринбург (1,4 млн чел.), Нижний Новгород (1,2 млн чел.).
Население – 146,7 млн чел.
Государственный язык – русский.
Денежная единица – российский рубль.
Государственное устройство
В соответствии с Конституцией 1993 года Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Глава государства – Президент, избирается сроком на шесть лет.
Территориально-административное устройство. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов (22 республики, 46 областей, 9 краев, 3 города федерального значения, 4 автономных округа и 1 автономная область).
Федеративная Республика Бразилия
Территория – 8,5 млн кв. км.
Столица – г. Бразилиа (население с пригородами около 3 млн чел.
Крупнейшие города – Сан-Паулу (12,25 млн чел.), Рио-де-Жанейро (6,72 млн чел.), Салвадор (2,87 млн чел.).
Население – 210,5 млн человек (октябрь 2019 г.).
Государственный язык – португальский.
Денежная единица – реал
Государственное устройство
Согласно Конституции 1988 г., Бразилия – федеративная республика, в состав которой входят 26 штатов и столичный федеральный округ.
Глава государства, правительства и верховный главнокомандующий – президент, избираемый прямым всеобщим голосованием на 4 года.
Республика Индия
Территория – 3,29 млн кв. км.
Столица – г.
Нью-Дели (более 16 млн чел.).
Крупнейшие города – Мумбаи (Бомбей) – более 18,4 млн чел., Калькутта – более 14,1 млн чел., Ченнаи (Мадрас) – более 8,6 млн чел., Бангалор – более 8,4 млн чел., Хайдерабад – более 7 млн чел., Ахмедабад – более 6,2 млн чел. (по данным переписи за 2011 г., в пределах городских административных границ).
Население – 1,34 млрд чел. (2019 г.)
Официальные языки – хинди и английский.
Денежная единица – индийская рупия
Государственное устройство
По конституции Индия является суверенной социалистической светской демократической республикой с федеративным устройством и парламентской формой правления.
Глава государства – президент, избирается сроком на пять лет коллегией выборщиков непрямым голосованием.
Территориально-административное устройство. По конституции Индия – союз штатов.
В состав страны как федеративного государства входят 28 штатов и 9 союзных территорий. В основу территориального деления положена языковая общность населения. В штатах действуют законодательные собрания и местные правительства.
Китайская Народная Республика
Территория – 9,6 млн кв. км.
Столица – г. Пекин
Крупнейшие города – Чунцин (30 млн чел.), Шанхай (24 млн чел.), Пекин (21 млн чел.), Тяньцзинь (15 млн чел.), Гуанчжоу (13 млн чел.).
Население – 1,395 млрд человек (без учета жителей специальных административных районов Гонконг и Макао, а также Тайваня).
Государственный язык – китайский.
Денежная единица – юань
Государственное устройство
КНР является унитарным государством.
Административно-территориальное устройство включает три уровня: провинциальный, уездный и волостной.
В Китае имеются четыре города центрального подчинения, приравненные по статусу к провинциям (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин), 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных (национальных) районов и два специальных административных района (Гонконг и Макао). В настоящее время контроль центрального правительства КНР не распространяется на Тайвань.
Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), избираемое на пять лет.
Южно-Африканская Республика
Территория – 1,22 млн кв. км.
Столица – г. Претория (2,9 млн чел.)
Крупнейшие города – Йоханнесбург (агломерация – 9,6 млн чел.), Дурбан (около 3,4 млн чел.) и Порт-Элизабет (1,2 млн чел.).
Население – 57 млн чел.
Официальные языки – 11 языков основных этнических групп. Преимущественно используются английский, африкаанс, зулу и коса.
Денежная единица – ранд
Государственное устройство
Административно-территориальное деление – девять провинций (Восточный Кейп, Северный Кейп, Западный Кейп, Лимпопо, Квазулу-Наталь, Северо-Западная провинция, Фри-Стэйт, Гаутенг, Мпумаланга).
Глава государства – Президент, избираемый нижней палатой парламента из числа ее членов сроком на пять лет
ИСТОРИЯ БРИКС
20 сентября 2006 года на полях 61-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке состоялась первая встреча министров иностранных дел России, Бразилии, Китая и министра обороны Индии в формате БРИК, где была достигнута договоренность развивать многоплановое многостороннее сотрудничество в новом формате.
16 июня 2009 года в Екатеринбурге по инициативе России состоялся первый полноформатный саммит БРИК. В итоговом совместном заявлении были определены пути выхода из глобального финансового и экономического кризиса и отмечено стремление развивать «последовательный, активный, прагматичный, открытый и транспарентный диалог и сотрудничество».
18 февраля 2011 года, после официального присоединения ЮАР, в качестве названия объединения была утверждена аббревиатура БРИКС.
16 июня 2009 года Екатеринбург — I саммит БРИК
15-16 апреля 2010 года Бразилиа — II саммит БРИК
3-14 апреля 2011 года Санья — III саммит БРИКС
28-29 марта 2012 года Нью-Дели — IV саммит БРИКС
26-27 марта 2013 года Дурбан — V саммит БРИКС
15-16 июля 2014 года Форталеза — VI саммит БРИКС. На саммите было подписано соглашение о создании Нового банка развития и Договор о создании пула условных валютных резервов БРИКС (см. раздел «Документы»)
8-9 июля 2015 года Уфа — VII саммит БРИКС. Главный итог саммита — создание нового Банка развития (совокупный объем средств 200 млрд долл.) На Саммите также была принята Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года и подписана Уфимская декларация, согласно которым взят курс на переход в рамках БРИКС на торговлю в национальных валютах.
15-16 октября 2016 года Гоа — VIII саммит БРИКС
4-5 сентября 2017 года Сямэнь — IХ саммит БРИКС
25-27 июля 2018 года Йоханнесбург — Х саммит БРИКС
13-14 ноября 2019 года Бразилиа — ХI саммит БРИКС
17 ноября 2020 года Москва — ХII саммит БРИКС
По материалам (Источники):
БРИКС: Об организации – подробнее на Информационном портале BRICS: https://infobrics.org/page/history-of-brics/
Официальный портал БРИКС: https://brics-russia2020.ru/countries/
Дочерние организации: Новый банк развития БРИКС: https://www.ndb.int/
ШОС: об организации – подробнее на Портале ШОС: http://rus.sectsco.org/about_sco/20151208/16789.html
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – постоянно действующая межправительственная организация.
В настоящее время государствами-членами ШОС являются:
Республика Индия,
Республика Казахстан,
Китайская Народная Республика,
Кыргызская Республика,
Исламская Республика Пакистан,
Российская Федерация,
Республика Таджикистан,
Республика Узбекистан.
Статус государства-наблюдателя при ШОС имеют:
Исламская Республика Афганистан,
Республика Беларусь,
Исламская Республика Иран,
Монголия.
Партнеры по диалогу ШОС:
Азербайджанская Республика,
Республика Армения,
Королевство Камбоджа,
Федеративная Демократическая Республика Непал,
Турецкая Республика,
Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.
Официальные рабочие языки ШОС — русский и китайский.
История создания:
15 июня 2001 года в г. Шанхае (КНР) лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана было объявлено о создании ШОС. Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и Совместное заявление о подключении Узбекистана к предшествующему механизму «Шанхайской пятёрки».
В июне 2002 года на Саммите глав государств-членов ШОС в г. Санкт-Петербурге принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) – базовый уставной документ, определяющий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.
28-29 мая 2003 года на Саммите в г. Москве были созданы Секретариат ШОС (штаб-квартира в г. Пекине) и Региональная антитеррористическая структура (РАТС).
Саммит завершил организационный период, и с 1 января 2004 года ШОС стала функционировать как полноценная международная структура с рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.
В 2015 году утверждена Стратегия развития Организации до 2025 года.
8-9 июня 2017 года в рамках заседания Совета глав государств-членов ШОС сотрудничества в г. Астане, статус государства-члена Организации получили Индия и Пакистан.
Советы и комитеты ШОС: (подробнее) гиперссылка на раздел «Комитеты и Деловые советы БРИКС и ШОС»)
ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОС
Общие Цели ШОС:
укрепление взаимного доверия и добрососесдства между государствами-членами организации,
сотрудничество в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях,
совместные усилия по обеспечению мира и безопасности в регионе, построению справедливого, демократического политического и экономического международного порядка.
Сотрудничество по различным направлениям регулируется встречами министров (в том числе отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, транспорта, сельского хозяйства, финансов, образования, культуры, обороны) и/или руководителей соответствующих ведомств.
Деятельность Организации осуществляется по следующим направлениям:
сотрудничество в области политики и безопасности
торговля и экономика
культура и гуманитарное сотрудничество
Цели и задачи ШОС (Согласно Хартии ШОС от 7 июня 2002 года)
укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;
развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
координация подходов при интеграции в мировую экономику;
содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.
ШОС: ИСТОРИЯ ГОД ОТ ГОДА И СООТВЕСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
2001
- Декларация о создании ШОС, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом
2002
2003
- Утверждены эмблема и флаг Организации
2004
Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Утверждено Положение о статусе наблюдателя при ШОС
Предоставление статуса наблюдателя Монголии
2005
Предоставление статуса наблюдателя Индии, Ирану и Пакистану
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Соглашение о межбанковском сотрудничестве
Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом
2006
Декларация 5-тилетия ШОС
Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-членов ШОС
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования
2007
Принято решение утвердить План действий государств-членов ШОС по обеспечению международной информационной безопасности
Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о проведении совместных военных учений
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области культуры
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
2008
2009
Принята Конвенция ШОС против терроризма
Утверждено Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах регулирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе.
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности
Принято решение о предоставлении Беларуси и Шри-Ланке статуса партнера по диалогу ШОС
2010
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в борьбе с преступностью
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в области сельского хозяйства
Принято Положение о порядке приема новых членов в ШОС
2011
Принята Астанинская декларация 10-тилетия ШОС
Утвержден Типовой Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС
Принята Антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС на 2011-2016 годы
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС в сфере здравоохранения
2012
Определены основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу
Принята Программа сотрудничества государств-членов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы
Статус наблюдателя при ШОС предоставлен Афганистану
Статус партнера по диалогу ШОС предоставлен Турции
2013
Принят План действий на 2013-2017 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве
2014
Утверждена новая редакция типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС
Принято Положение о символике ШОС
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок
2015
Решения:
— начать процедуру приема Индии и Пакистана в члены ШОС
— предоставить Беларуси статус наблюдателя при ШОС
— предоставить Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу статус партнера по диалогу ШОС
Принята Стратегия развития ШОС до 2025 года
Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств-членов ШОС по пограничным вопросам
Соглашение о сотрудничестве между министерствами юстиции государств-членов ШОС
Принята Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016-2018 годы
2016
Принята Ташкентская декларация 15-тилетия ШОС
Утвержден План действий по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года
Принята Программа по развитию сотрудничества государств-членов ШОС в сфере туризма
2017
Индии и Пакистану предоставлен статус государств-членов ШОС
Утверждена Конвенция ШОС по противодействию экстремизму
Принято Заявление глав государств-членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму
Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов ШОС об учреждении Университета ШОС
2018
Принята Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 годы
Утверждена антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС на 2018-2023 годы
Принято совместное обращение глав государств-членов ШОС к молодежи
Принято совместное заявление глав государств-членов ШОС по упрощению процедур торговли
2019
Утвержден Регламент Форума глав регионов государств-членов ШОС
Принята Программа развития межрегионального сотрудничества государств-членов ШОС
Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области СМИ
Утверждена Дорожная карта действий контактной группы «ШОС-Афганистан»
3. 151684274199
В России должно быть 15 регионов
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Власть
08.12.2004 04:10
Поделиться
Александр Потемкин (доктор экономических наук)
Субъекты или объекты
Сегодня более половины областей и республик России имеют население примерно 800-900 тысяч человек, а некоторые и того меньше. Может ли такой субъект Федерации не просто значиться на карте страны, но и быть полноценным системообразующим фрагментом государства? На мой взгляд, не может и не должен быть. Чем крупнее регион, тем выше концентрация его ресурсов — демографических, природных, интеллектуальных, трудовых. Региональные элиты не размываются по небольшим субъектам, а стягиваются к крупному центру, проходят более жесткий отбор, «мужают» на сложных и масштабных задачах, им открывается еще больший простор для самореализации. Столицы таких регионов приобретают характер мегаполисов, что делает их привлекательными для инвестиций и бизнеса. При всем моем уважении к таким областным центрам, как, например, Кызыл, Майкоп, Черкесск, Биробиджан, Благовещенск или Псков, их потенциал, к сожалению, тянет лишь на города губернского подчинения, но никак не на столицы субъектов Федерации.
Расчеты показывают, что оптимальный размер для российского субъекта Федерации — это регион с населением не менее 5-7 миллионов жителей. К слову сказать, зарубежный опыт свидетельствует о том же. Во всех развитых странах районирование происходит по экономическому принципу, который, безусловно, превалирует над политическим. В США, например, на 300 миллионов граждан приходится 52 штата. В ФРГ 80 миллионов человек проживают в 15 субъектах федерации. А Индия, где население составляет более одного миллиарда человек, делится на 21 штат и 9 союзных территорий. Взять ту же Бразилию, близкую к России по численности населения и объему ВВП. Эта страна состоит из 22 штатов и 4 территорий. Даже Китай с населением в десять раз большим, чем Россия, делится на 22 провинции и 5 автономных районов.
Кому же пришла в голову мысль, достойная книги рекордов Гиннесса, создать в России более восьмидесяти регионов? Действительно, если сегодня от Енисея до Тихоокеанского побережья у нас осталось проживать всего около 7 миллионов человек, то зачем иметь здесь почти 10 субъектов Федерации? Пусть останется один, ну, два, но могущественных, способных решать проблемы организации местной жизни. Еще в 80-90-е годы прошлого столетия региональные власти выступали с идеей оформления крупных территориально-промышленных «кустов», объединяющих области в мощные, самодостаточные хозяйственные экономические союзы. Вспомните, именно тогда были подписаны «Сибирское соглашение», Верхневолжский договор и другие подобные меморандумы. И с той поры стремление регионов к укрупнению отнюдь не угасло. Недавнее объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (вступит в силу с декабря 2005 года), слияние Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским округами — реализация актуальной потребности регионов, продиктованной инстинктом выживания. Однако это лишь первые шаги глобальной реформы административного деления страны.
В свое время Россия уже прошла путь разумного укрепления субъектов государства, создав такое емкое и комплексное понятие, как «губерния». В современных границах Российской Федерации тогда было всего 45 губерний при общей численности населения страны около 100 миллионов человек. Губернатор являлся наместником, то есть представителем центральной власти и одновременно первым единоличным правителем подчиненной ему территории. Земство (местная законодательная власть) поддерживало и контролировало губернатора. Если внимательно прочитать полный титул российского императора, то и здесь мы увидим следы укрупненного подхода. В перечислении царских званий использовались наиболее общие структурные административные единицы. Так, почти все национальности, народы и общины Зауралья отнесены к Сибирскому ханству. А все кавказские народы объединялись в категорию «горских земель».
Наверное, есть смысл вернуться к прошлому и вновь осмыслить его, но уже с современных позиций. Сегодня благодаря административной реформе и укреплению вертикали власти за счет назначения губернаторов главой государства, мне кажется, настал удобный момент для окончательного прорыва в новом административно-территориальном делении страны. Десять, максимум пятнадцать губерний — вот, на мой взгляд, оптимальный предел, который позволяет создать единое и самодостаточное политико-экономическое пространство новой России. Территориальное деление можно провести на основе созданных еще в СССР экономических районов.
Таким образом, видится возможным создание следующих субъектов Федерации:
Северо-Западная губерния с центром в Санкт-Петербурге;
Центральная — центр в Орле;
Центрально-Черноземная — центр в Воронеже;
Волго-Вятская — центр в Нижнем Новгороде;
Поволжская — центр в Волгограде;
Северо-Кавказская — центр в Краснодаре;
Уральская — центр в Екатеринбурге;
Западно-Сибирская — центр в Новосибирске;
Восточно-Сибирская — центр в Красноярске;
Дальневосточная — центр в Хабаровске;
Калининградская губерния;
и один федеральный округ — город Москва.
Итак, Россия становится Федерацией из одиннадцати губерний и одного федерального округа — то есть из 12 субъектов, а не из 89, как сейчас.
Создание этих регионов позволит разделить страну на цельные экономические части. В их основе будут находиться территориально-производственные комплексы с определенным сочетанием отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и сферы услуг. Их объединят и общее экономико-географическое положение, и историческое прошлое. Все вместе это обеспечит каждой губернии свою специализацию в экономике России. Кроме того, такое новое административное деление позволит в 8-10 раз сократить аппарат чиновников субъектов Федерации (с учетом упразднения федеральных округов, надобность в которых отпадет). Это даст огромную экономию бюджетных средств. Бюджет сэкономит и на выборах в различные органы власти, которые будут проводиться только в 12 регионах. Существенный эффект получит малый и средний бизнес от снятия многочисленных препон в виде всевозможных регистраций, лицензирования, отчетностей и тому подобного.
Национальность вне политики и экономики
Сегодня страна буквально нашпигована взрывоопасной картечью неадекватных суверенных амбиций великого множества территориально-национальных автономий. При этом сам принцип национального самоопределения, внедренный еще при советской власти, закладывался искусственно, «на глазок», на потребу текущего момента — «разделяй и властвуй».
В одних местах образовались такие конгломераты, как в Дагестане, где около ста народностей были собраны в одну республику. А в других — один народ был поделен, как в Осетии, на две республики. Особенно вызывающе, с точки зрения логики и историографии, выглядит волюнтаристское решение о создании Еврейской автономной области на границе с Китаем. Что это за этническое образование? И почему в Хабаровском крае?
Статус самостоятельных народов (и «свои» субъекты Федерации) получали, например, коряки, балкарцы, хакасы, черкесы, абхазы, калмыки, буряты. Тогда как общая численность каждой из этих народностей не превышала 50-100 тысяч человек, и у них никогда прежде не существовало самостоятельного исторического прошлого. Так, народности Северного Кавказа (за исключением Дагестана) входили либо в Кубанскую область, либо в Терскую область, карелы — в Олонецкую губернию и т.д.
В свое время мне приходилось подробно изучать историю степной территории между Доном и Волгой, Черным и Каспийским морями. На этом пространстве с VII века до н.э. проживали скифы, савроматы, синды, роксоланы, меоты, сарматы, колхи, самурзаканцы, лазы. Потом здесь господствовали гунны, булгары, хазары, половцы, мангыты, кунграты и ногайцы. Где эти народы теперь, кто вообще помнит об их существовании на юго-восточных европейских землях России? Зато из переписи населения Российской империи 1897 года мы знаем, что в Черноморской губернии (раскинувшейся тогда от порта Кавказ на западе до Черкесска — на севере и Сочи — на юге со столицею в Новороссийске) проживали 55 тысяч человек. Из них 62 процента были русские, 23 процента — малороссы, 5 процентов — грузины, 3 процента — греки. И все! Остальные национальные разновидности даже не фиксировались статистикой. Сегодня же на этой территории существует два национальных субъекта Федерации — Карачаево-Черкесия и Адыгея. А вот греческой, скажем, автономии нет, хотя эта национальность появилась в Причерноморье, как известно, до новой эры.
Во многом национальные амбиции инкубаторных субъектов Федерации возникают сегодня потому, что в российской общественной жизни отсутствует опыт полноценного функционирования культурной автономии. А ведь именно она определяет во всем мире национальность как таковую. Сохраняет, поддерживает, развивает ее традиционную ментальность. У нас же при советской власти даже понятие «диаспора» считалось едва ли не крамольным. И существующие диаспоры действовали практически подпольно, не входя ни в самоопределившиеся республики, ни в общий союз. В СССР выращивался единый советский народ, внедрялось некое абстрактное политико-демографическое интернациональное единство. Но этот эксперимент потерпел фиаско. Во многом и потому, что национальный фактор приобрел самодовлеющий характер и стал оказывать вполне реальное центробежное воздействие.
Слава богу, что сегодня в наших паспортах уже изъята пресловутая «пятая» графа о национальности. Теперь на очереди следующий этап: убрать этнические названия из наименований субъектов Федерации. Иначе в будущем нас может ждать та же участь, что и Советский Союз, то есть распад. Кстати, в рамках созданных губерний, о которых я говорил, многочисленные народности России могли бы сохранить свою культурную автономию.
Взглянем на Европу. Она сейчас вплотную подступает к созданию единого многонационального этнического пространства. Европейцы понимают, что появление такой общности — историческая неизбежность в условиях глобализации мира, поскольку лишь мультикультурная нация является единственно перспективной в третьем тысячелетии. Судя по всему, во имя общих экономических интересов европейские страны будут готовы пожертвовать политической суверенностью. Но заметьте, при этом они вовсе не собираются отказываться от своих культурно-национальных традиций и особенностей. А наоборот, стараются сохранить и даже возвеличить свою культурную автономию. Не грех и нам, может быть, обернуться на соседей и поучиться у них цивилизованному построению единого пространства.
Адрес прописки — рабочее место
Два неистребимых парадокса российской региональной жизни удивляют меня уже много лет. Первый — все ускоряющееся опустошение территорий от населения при наличии миллионов желающих (из числа бывших соотечественников — и русских, и представителей национальных элит) закрепиться в России. Второй — искусственные заторы, создаваемые местной властью на пути развития рынка труда. Администрации областей запрещают «прописку» мигрантам, объясняя это тем, что берегут рабочие места для своих жителей. Но на самом деле они собственными руками сажают свою экономическую территорию на голодный паек иссякающего трудового потенциала. Ведь совершенно очевидно, что сужение рынка труда неизбежно влечет отток населения.
До сих пор над нами довлеет пугало «прописки», когда основанием для нее становится все, что угодно — квадратные метры жилплощади, родство, блат, взятка, инвалидность, сиротство, но только не наличие работы. Хотя в России уже есть убедительный пример в пользу привлечения свободных трудовых ресурсов — это Москва. Как известно, именно гастарбайтеры позволили ей осуществить экономический рывок, и за последние десять лет Москва в сотни раз увеличила свою капитализацию.
Спрашивается, кто мешает регионам повторить этот опыт?
Но, оказывается, вопросы регистрации мигрантов не относятся к местной прерогативе. Чтобы предприниматель из Магадана мог легально через миграционные службы использовать труд приезжих рабочих, он должен получить разрешение от федерального органа. Трудно даже представить нагрузку чиновника, который должен рассмотреть прошения всех своих подразделений из 89 регионов России. При этом его функция носит абсолютно формальный характер: он должен лишь поставить штамп «разрешено», тогда как ни личность мигранта, ни благонадежность работодателя ему неизвестны. И чтобы получить такое разрешение, порой приходится ждать месяцы, а то и годы.
Понятно, что право регулировать трудовой рынок должно быть передано местным властям. А федеральный орган может осуществлять проверку, прогоняя списки мигрантов по своей базе данных. А возможно, и эту базу данных необходимо сделать доступной для местных инстанций, оставив за Федерацией лишь рассмотрение прецедентов. Признаться, мне абсолютно непонятно бытующее предубеждение против гастарбайтеров не только среди населения, но и региональных управленцев. Люди, приехавшие в Россию работать (то есть заведомо — лучшие, наиболее активные, трудолюбивые, ответственные, заведомо не бандиты или воры, а именно законопослушные граждане других стран), оказываются у нас людьми «второго сорта», лишенными всяческих прав и социальных преференций. И что еще более нелепо — презираемыми нелегалами, которым приходится продавать свой труд подпольно, нарушая российские законы. В отношении этих людей творится самый дикий произвол. Правоохранительные органы устраивают на них «охоту»: отлавливают, конфискуют все заработанное, депортируют из страны.
А по-хорошему мы должны поклониться и поблагодарить этих тружеников! И обязательно постараться создать для них приемлемые человеческие условия, в том числе режим упрощенной регистрации, обеспечение социальных выплат за счет работодателя, возможность безвизового въезда семьи на период рабочего контракта, да и на постоянное проживание. Тогда можно будет говорить о цивилизованном подходе к трудовому рынку. К примеру, в миллионном германском городе Кельне 18 процентов населения составляют сегодня иностранцы, более 60 тысяч из них — граждане Турции. И это считается вполне нормальным.
Необъятные территории и огромный объем природных ресурсов России предполагают, что в ее границах должны проживать не менее 500-700 миллионов человек. Россиян же сегодня всего 143 миллиона. К тому же мы как страна переживаем острейший демографический кризис. Но, к сожалению, не все это понимают и потому тему эту публично обсуждают явно недостаточно. Между тем демографический кризис содержит в себе огромную разрушительную силу. Глобализирующейся экономике необходимы прежде всего рынки сбыта, а значит, потребители. Мощные мировые производительные структуры не пойдут в Россию, где весь рынок — каких-то 100 миллионов покупателей. Не станут они вкладывать сюда инвестиции: слишком мала будет по их меркам отдача. Таким образом, наиопаснейшее для нашего народа противоречие между огромной территорией, богатыми природными ресурсами и отсутствием адекватного потребительского рынка уже отбрасывает нас на обочину мирового развития. И если Россия хочет сохранить себя самостоятельной державой, к 2030 году ей необходимо иметь не менее 250 миллионов человек, а к концу ХХI века — 400 миллионов жителей. Иначе какой смысл вести независимую политику? Тогда уж логичнее уже сегодня планомерно входить в новые межгосударственные образования и совместно с союзниками строить общее будущее.
К сожалению, собственных сил для того, чтобы увеличивать народонаселение в необходимом темпе, у России явно не хватает. Значит, выход один: прирастать за счет мигрантов. Именно так поступили США в начале ХХ века и Бразилия после Второй мировой войны. Пора, возможно, и россиянам измениться психологически и увидеть в мигрантах не «врагов» и «нахлебников», а своих спасителей.
Кстати
Сегодня Россия на поддержание своих партнерских отношений со странами СНГ тратит до 10 миллиардов долларов в год. Если принять альтернативу заселения России мигрантами, то на эти деньги вполне можно было бы переселять не меньше 3 миллионов семей в год.
И не просто переселять, а обеспечивать каждую семью подъемными в размере 5 тысяч долларов. Тогда за два десятилетия прирост населения составит 60 миллионов семей, то есть, по самым скромным расчетам, 180-250 миллионов человек. Это же еще почти две России! И гарантированное самостоятельное будущее в глобальном мире третьего тысячелетия.
Российская газета — Федеральный выпуск:
Поделиться
РегионыПрезидентАдминистративная реформа
Население и развитие | СЕПАЛ
Миссия ЭКЛАК в области народонаселения и развития заключается в расширении и повышении способности стран региона описывать, анализировать, понимать и решать динамику народонаселения и ее связь с экономическим и социальным развитием с целью учета демографических факторов в общедоступных данных. политику и программы, особенно направленные на сокращение бедности и неравенства. Для достижения своей стратегической цели Отдел получил широкую поддержку со стороны организаций системы Организации Объединенных Наций, особенно Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), и других доноров.
Подробнее
Подтемы
Миграция
Смертность и здоровье
РЕДАТАМ
Переписи населения и жилого фонда
Демографические прогнозы
Старение
Коренные народы и выходцы из Африки
Фертильность и репродуктивное здоровье
Деятельность
17 мая — 30 ноября 2023 г.
, Виртуальный, Чили
|
Курс
Curso Regional de Especialización en añálisis Demográfico para el Desarrollo Sostenible (CREAD 2023)
El curso será dictado en español y completamente a distancia. Када модуль
del programa contempla una fase virtual asincrónica (электронное обучение), donde las
y los estudiantes reciben herramientas conceptes, metodológicas y
prácticas, y otra de teleclases (y talleres) sincrónicas, donde estarán
virtualmente conectados con los profesores en tiempo real.
3-10 мая 2023 г.
, Виртуальный, Чили
|
мастерская
Более высокий региональный виртуальный: Medición de indicadores ODS y de seguimiento de la Agenda de Desarrollo 2030 a través del procesamiento de datos censales con REDATAM y mapeo con QGis
Este Taller se llevará a cabo durante 6 días en modulos de 3 horas diarias
использовать платформу виртуальных команд. Estará enfocado en el procesamiento,
análisis y mapeo de indicadores a partir de los censos de población y
использовать Redatam и QGis, бесплатное программное обеспечение с несколькими программами, с
finalidad de aprender sus funcionalidades y explorar las potencialidades que
ofrecen los censos en la generación de indicadores para el seguimiento de la
Повестка дня 2030 г. де-лос-ОРС.
13-15 декабря 2022 г.
Сантьяго, Чили
|
Межправительственные встречи
Пятая региональная межправительственная конференция по проблемам старения и правам пожилых людей в Латинской Америке и Карибском бассейне
13 и 15 декабря 2022 года La Quinta Conferencia Regional
Intergubernamental sobre Envejecimiento y Derechos de las…
28-30 июня 2022 г.
Сантьяго, Чили
|
Конференции и заседания вспомогательных органов
Cuarta Reunión de la Conferencia Regional sobre Población y Desarrollo de America Latina y el Caribe
La reunión tiene entre sus objetivos analizar losimpos
социально-демографические проблемы пандемии COVID-19 в Латинской Америке и Карибском бассейне
y los retos que plantea lacrisis sanitaria para la…
Больше мероприятийБольше курсов
Новости
17 апр 2023
Новости
Новый документальный анализ лос-эффектов демографического перехода, лас-больших тенденций, существующих и лос-анджелесских общедоступных служб в Латинской Америке и Карибском бассейне
La publicación, elaborada por CEPAL y OPS, forma parte de una serie de informes que abordan los distintos ámbitos de acctuación de la Década del Envejecimiento Saludable (2021–2030) в регионе.
14 марта 2023 г.
Новости
Revista de población de la CEPAL homenaje Кармен Миро, главный представитель латиноамериканской демографической критики
El número 115 de las Notas de Población además retoma la Presentación de trabajos referentes a las repercusiones de la pandemia provocada por el COVID-19en la region y su relación con la dinámica demográfica.
26 января 2023 г.
Пресс-релиз
ЭКЛАК призывает страны усилить производство, анализ и использование статистических данных для устранения причин миграции с точки зрения развития и прав человека
Хосе Мануэль Салазар-Ксиринакс, Исполнительный секретарь региональной комиссии, принял участие в заключительном заседании Третьего Международного форума по статистике миграции, которое состоялось в штаб-квартире ЭКЛАК в Чили.
15 декабря 2022 г.
Пресс-релиз
Страны региона подтверждают приверженность продвижению, защите и уважению прав человека, достоинства и свобод пожилых людей
По завершении Пятой региональной межправительственной конференции по проблемам старения власти подтвердили свою приверженность Мадридскому международному плану действий и региональным документам, укрепляющим его осуществление и актуальность.
Другие новостиБолее брифинги
Выделенная публикация
11 апреля 2023 г. |
Документы проекта
Hacia una recuperación económica transformadora de America Latina-Abya Yala: desafíos para garantizar los derechos colectivos de los pueblos indígenas
America Latina-Abya Yala en frenta un complejopano conómico y socialpolitico derivado de un mal desempeño del crecimiento económico que, aunque ya se observaba antes de lacrisis provocada por la pandemia de enfermedad por коронавирус (COVID-19), se vio exacerbado por ella y, más…
Другие публикации
3 нояб. 2022 г.
видео
Tendencias de población en America Latina y el Caribe
Использование демографического дивиденда в наименее развитых странах
Для большинства наиболее уязвимых стран мира перспектива того, что молодые поколения будут стимулировать развитие и способствовать повышению уровня жизни, будет зависеть от правильного сочетания социально-экономической политики.
Дата: 1 сентября 2021 г.
Источник : расчеты ЮНКТАД на основе данных Отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (2019).
Примечание : График основан на среднем варианте демографических прогнозов ООН. Данные с 2020 года и далее являются прогнозами. Коэффициент демографической нагрузки на молодежь определяется как количество молодых людей (до 15 лет) на 100 человек трудоспособного возраста (15-64 года). Коэффициент зависимости пожилого возраста определяется как количество пожилых людей (в возрасте 65 лет и старше) на сто человек трудоспособного возраста.
Несмотря на неуклонное снижение коэффициента рождаемости в наименее развитых странах (НРС) с 1980-х годов, их население остается одним из самых быстрорастущих.
Приведенная выше диаграмма показывает, что в период с 2015 по 2020 год средний коэффициент фертильности в НРС составлял четыре ребенка на одну женщину по сравнению со среднемировым показателем 2,5. В результате увеличения продолжительности жизни и при отсутствии соответствующего снижения коэффициента рождаемости средние темпы прироста населения НРС оценивались в 2,3%, что примерно вдвое превышает среднемировой показатель (1,1%).
Поскольку в НРС не наблюдается быстрого повышения уровня производительности и создания рабочих мест, такой быстрый рост населения создает растущие проблемы в области развития, при этом увеличивается нагрузка на природные ресурсы, что делает реализацию демографического дивиденда – экономический рост, стимулируемый демографическими изменениями – надуманным.
Эти проблемы усугубляются пандемией COVID-19, что имеет долгосрочные последствия для перспектив НРС по использованию демографического дивиденда.
Демографический переход
В частности, НРС остаются на ранних стадиях демографического перехода (перехода от режима с высокой рождаемостью и высокой смертностью к режиму с низкой рождаемостью и низкой смертностью), который прогрессирует относительно медленными темпами по сравнению с другими развивающихся странах, так и странах с развитой экономикой.
Это недвусмысленно, если принять во внимание средний возраст населения НРС (20,3 года в 2020 г.) и медленное снижение показателей демографической нагрузки. Представленные данные показывают, что коэффициенты зависимости НРС снизились с 9от 1,7% трудоспособного населения в 1980-1985 гг. до 75,7% в 2015-2020 гг., при прогнозе на 2045-2050 гг. до 58,8%.
Тем временем в НРС будет по-прежнему наблюдаться значительный рост населения трудоспособного возраста (15–64 лет), которое, как ожидается, удвоится в период с 2020 по 2050 год, увеличившись с 610 миллионов до 1,2 миллиарда человек.
В принципе, снижение доли иждивенцев вместе с увеличением населения трудоспособного возраста может создать для НРС окно возможностей для получения крупных и устойчивых демографических дивидендов. Но это не автоматически.
Правильное сочетание социально-экономической политики имеет жизненно важное значение
Для большинства НРС перспектива того, что молодые поколения будут стимулировать развитие и способствовать повышению уровня жизни, будет зависеть от правильного сочетания социально-экономической политики.
Более низкий коэффициент демографической нагрузки дает НРС возможность увеличить инвестиции в человеческий капитал за счет улучшения доступа к образованию и здравоохранению, а также повышения гендерного равенства и перспектив продуктивной занятости.
Все это, однако, зависит от способности НРС создать достаточную производительную занятость, чтобы принять новых участников рынка труда в среднесрочной перспективе.
Чтобы эта ситуация не укоренила нищету, неполную занятость и незащищенную занятость, развитие производственного потенциала должно набирать обороты, способствуя структурным изменениям и диверсификации экономики.
Важно отметить, что это выходит далеко за рамки простого акцента на самозанятость и виды предпринимательства, направленные на выживание. Скорее, это требует укрепления всей предпринимательской экосистемы, особенно малых и средних предприятий и фирм инновационного типа.
Вопрос о том, как реагировать на потенциальные проблемы с занятостью и реализовать демографический дивиденд, несмотря на затянувшееся воздействие COVID-19 и будущих потрясений, должен занимать важное место в повестке дня политиков.
Leave a Reply