Дефицит дизельного топлива в Казахстане. Как решить проблему
Фото: rudorogi.ru
В начале августа 2022 года в Казахстане был снова зафиксирован дефицит дизельного топлива. В связи с этим возникли ограничения на реализацию ГСМ, отпуск которого производится только по талонам и картам либо в ограниченном объеме. На местах это объяснялось тем, что топлива попросту нет на нефтебазах.
В Минэнерго РК тем временем заверили, что делают все возможное для того, чтобы обеспечить страну ГСМ и исключить дефицит. Поставки со всех трех НПЗ налажены, идет постоянный мониторинг запасов на нефтебазах и АЗС. Однако топлива не хватает. Власти связывают этот факт с возросшим спросом на дизельное топливо со стороны владельцев большегрузного транзитного транспорта из соседних стран. По данным Пограничной службы, в Казахстан в день заезжает около 4,5 тыс. единиц грузового транспорта, из которых около 70% – иностранный транспорт. На деле дефицит дизельного топлива в осенний и зачастую весенний период — явление не новое и лишь частично связано с транзитным транспортом. Дефицит нефтепродуктов ежегодно складывается из-за проблем с производством на трех крупных НПЗ страны.
Дифференцированный тариф и «серый» импорт
В середине июля в ходе расширенного заседания правительства президент сказал, что, по оценкам экспертов, осенью в стране может опять возникнуть дефицит дизельного топлива. Тогда он поручил правительству и Агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы. В рамках исполнения поручений президента 14 июля 2022 года был вынесен и 22 августа 2022 года вступил в силу приказ министра энергетики, устанавливающий предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции.
Эксперт в сфере рынка нефти и нефтепродуктов Ерлан Жаукин отметил, что в отношении топливного рынка государство преследует социальные цели, так как не все продукты, имеющие социальное значение, включая дизельное топливо и бензин АИ-92, регулируются государством. В соседних странах и в целом в мире цены на дизельное топливо выросли практически вдвое относительно цен в РК, что, соответственно, привлекает транзитный транспорт.
«В принципе, сама по себе мера по применению дифференцированных тарифов для резидентов и нерезидентов имеет право на жизнь, но она не действенная, так как, по моему мнению, будет способствовать коррупции на самих АЗС. Сотрудники заправок просто будут заправлять водителей-неграждан по внутренним ценам за отдельную плату. Мера необходимая, но нужен также контроль за ее исполнением. В международной практике есть опыт Венгрии, где проводили такую политику разных цен на топливо для граждан Венгрии и других государств Евросоюза в течение трех лет, однако с 1 августа этого года такую практику отменили, так как она не дала реальных результатов», – рассказал Ерлан Жаукин.
Что еще делает государство? В 2021 году для закрытия нехватки дизельного топлива Казахстан приобретал его в РФ. Было импортировано более 450 тыс. тонн дизельного топлива по повышенным ценам. В 2022 году это невозможно из-за значительной курсовой разницы и более чем завышенных цен в России.
В любом случае импорт дизельного топлива – это колоссальные финансовые потери для Казахстана, который таким образом еще и способствует поддержке иностранных производств. К примеру, буквально на днях стало известно о том, что было принято решение о приобретении недостающих Казахстану объемов дизеля в количестве 100 тыс. тонн. При этом ориентировочная цена закупки ДТЛ на российском рынке может обойтись в 600 тыс. тенге за одну тонну. В пересчете на литр это составит не менее 492 тенге, что в два раза превышает стоимость дизтоплива, производимого в Казахстане.
Внутреннее производство
«При такой ценовой реальности у нас будут вывозить любое топливо. И если даже поставить заслон по дизелю, то придется со временем вводить аналогичные ограничения на АИ-92. Цены будут расти, это мировая тенденция. Эпоха низких цен на энергоносители завершилась. Автолюбителям, бизнесу необходимо строить свои прогнозы, исходя из более высоких цен. В настоящее время цены на топливо, природный газ, сжиженный газ, электро- и теплоэнергию убыточны. Нет новых производств, нет новых инвестиций, а это дефицит в будущем. И мы уже по всем энергоносителям в дефиците», – говорит независимый эксперт рынка энергетики и ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.
Эксперт отметил, что меры, принятые минэнерго, — это последняя попытка урегулировать ситуацию перед повышением цен на дизельное топливо для всех потребителей. Байдильдинов подчеркнул, что прогнозировал осенний дефицит еще весной, а также сделал другой прогноз: зимнее дизельное топливо будет стоить в РК выше 500 тенге за литр для всех потребителей.
Проблему обеспеченности АЗС топливом не помогла решить и модернизация всех трех крупных казахстанских НПЗ. Чуда не произошло: дефицит стал ощущаться еще сильнее, особенно во время посевных и уборки урожая. Кроме того, в августе из-за аварии был остановлен Атырауский НПЗ, а затем по техническим причинам также остановился и Шымкентский НПЗ.
При этом собственные нефтеперерабатывающие заводы РК недозагружены. НПЗ АО «Конденсат», единственный в Казахстане завод, выпускающий востребованные на рынке бензин и дизтопливо экологического класса ЕВРО-5, не имея доступа к рентабельному сырью, загружен не более чем на 15% и в основном простаивает. Завод находится на грани приостановки деятельности, а коллектив численностью около 500 человек, состоящий в основном из жителей ЗКО, рискует потерять работу. Вопрос с сырьем может быть решен только при государственном содействии, но уже не один год безуспешно рассматривается по замкнутому кругу на различных правительственных уровнях. На эту проблему обратил внимание депутат сената парламента РК Гумар Дюсембаев, который в рамках рабочей поездки в конце августа 2022 года посетил Западно-Казахстанскую область.
«В правительстве активно обсуждается строительство четвертого крупного НПЗ и расширение Шымкентского завода. Но зачем это делать? За счет какого финансирования? Опять брать зарубежные кредиты при уже имеющихся больших обязательствах государства по внешнему долгу?» – спрашивает сенатор.
Дюсембаев считает такое решение нецелесообразным, поскольку в Казахстане уже есть НПЗ, АО «Конденсат», который имеет производственные мощности, квалифицированный персонал и может выпускать нужные стране ГСМ. При этом предприятие затянуто в долговую яму из-за нерационального распределения сырья.
«Мы, депутаты парламента, стараемся способствовать решению сырьевого вопроса на правительственном уровне, ведь без государственной поддержки найти выход из этой сложной ситуации невозможно. Загрузка сырьем таких производств, как завод АО «Конденсат», позволила бы решить проблему с сезонным дефицитом дизельного топлива в стране. Ведь НПЗ может выпускать в год более 200 тыс. тонн дизельного топлива и столько же бензина», – подчеркнул сенатор.
Он добавил, что при этом, вероятно, отпала бы и необходимость в строительстве долго обсуждаемого четвертого НПЗ и трате огромного количества бюджетных средств страны. По его мнению, необходимо просто загрузить простаивающее производство рентабельным сырьем для выпуска столь нужного государству моторного топлива.
Что такое талоны ГСМ
Талон ГСМ – это специальный документ, приобретенный по условиям и отпускной цене обусловленного номинала, подтверждающий право его владельца на получение на АЗС фиксированного количества нефтепродукта определенного наименования и марки, которые на нем обозначены.
Талоны на ГСМ, приобретенные в целях использования для заправки автотранспорта, предоставляют право на получение определенного количества ГСМ, указанного в талоне.
Талоны могут быть использованы на автозаправочных станциях любой территории государств, если они будут действительны при предъявлении к обмену на ГСМ.
Учет ГСМ по талонам
Часто компании приобретают ГСМ у поставщиков и получают в качестве подтверждения выкупленного объема топлива специальные талоны, разработанные поставщиком и дающие право заправки соответственно номиналу талона на АЗС поставщика. Данные талоны в налоговом учете признаются товарораспорядительными документами.
Для использования талонов поставщика компания-потребитель заключает договор купли-продажи со специализированной организацией, которая осуществляет продажу талонов на нефтепродукты и организует отпуск автомобильного топлива через определенную сеть АЗС.
Перечень АЗС, отпускающих ГСМ по талонам данного продавца, приводится в приложении к договору (с указанием их адресов). В данном договоре не оговаривается отдельно количество, вид и стоимость приобретаемых ГСМ.
Для этого разрабатывается определенное приложение к договору, чаще всего именуемое «Заявка на приобретение ГСМ». В подаваемой заявке (заявка может быть отправлена по факсу, по e-mail, представлена нарочно) потребитель указывает, какой вид топлива, его количество он собирается приобрести. Заявка подписывается руководителем или уполномоченным лицом компании-потребителя. На основании полученной заявки поставщик выставляет счет на оплату. После оплаты определенного количества ГСМ (наличными или по безналичному расчету) компания получает талоны на ГСМ. Форму талонов продавцы разрабатывают сами, так как законодательством она не установлена.
Приказом руководителя предприятия назначается материально ответственное лицо, которое регистрирует движение талонов (приход и расход) в «Книге учета талонов на нефтепродукты», которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Книга заполняется под копирку. Второй лист является отрывным и служит отчетом материально-ответственного лица. Отрывной лист периодически сдается в бухгалтерию предприятия с приложенными к нему приходными и расходными документами. Утвержденной формы книги учета талонов на нефтепродукты нет. Поэтому компании самостоятельно разрабатывают книгу в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету.
Данные положения применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Списание стоимости ГСМ на вычеты на основании только талонов невозможно, так как талон является документом, подтверждающим предоплату за ГСМ и предоставляющим право на получение ГСМ, и поэтому талон не является документом, подтверждающим фактически произведенные расходы.
Водители, получившие в подотчет талоны на ГСМ, должны представить в бухгалтерию авансовый отчет об использовании талонов, для этого к авансовому отчету прикладываются чеки ККМ, полученные в обмен на талоны, и путевые листы.
При этом документами, являющимися основанием для списания ГСМ и отнесения таких расходов на вычеты, будут являться путевые листы и Акты списания ГСМ с учетом утвержденных норм расхода ГСМ на пробег автомашины в километрах.
Таким образом, списание ГСМ, приобретенного по талонам, производится на основании путевых листов и Актов списания ГСМ.
Для контроля учета использованных талонов следует запрашивать у поставщика ГСМ документ, содержащий сведения о фактическом количестве ГСМ, полученном на заправках по талонам.
Предложили скидки в Казахстане на энергосберегающие холодильники. Вот что было дальше
Фото: Алена Коваль
Когда мы говорим о выбросах парниковых газов, довольно часто первыми на ум приходят электростанции и тяжелая техника. Однако есть больше способов уменьшить наше воздействие на климат, чем просто борьба с углем.
В наших домах есть много устройств и приборов, которые вносят значительный вклад в выбросы. Согласно исследованиям, из общего потребления энергии в домохозяйстве освещение потребляет до пяти процентов энергии ; еще 10 процентов расходуются на бытовые приборы , 15 процентов идут на приготовление пищи и 70 процентов расходуются на нужды отопления.
Если мы перейдем на современные бытовые приборы, которые потребляют намного меньше энергии, чем их предшественники, мы сможем начать решать некоторые из этих проблем. На самом деле, используя высококлассные энергоэффективные приборы (класс А++), экономия энергии может достигать и до 30 процентов в жилищном секторе. Если масштабировать это по всей стране, различия принесут огромные выгоды.
При этом энергосберегающие устройства часто стоят дороже, что не каждый из нас может себе позволить. Даже защитник окружающей среды может позволить себе покупку последних моделей холодильников, стиральных машин или кондиционеров. Так как же нам стимулировать такие поведенческие изменения?
Именно поэтому здесь по адресу ПРООН Казахстан мы решили предложить скидки для желающих приобрести энергосберегающую технику. После некоторых исследований и переговоров мы установили партнерские отношения с розничными торговцами и компаниями по переработке и запустили специальную кампанию скидок, чтобы облегчить бремя экологически сознательных потребителей.
Наше исследование 2018 года показало нам две вещи. Во-первых, хотя респонденты знакомы с термином «энергосбережение», они не совсем понимают идею «энергоэффективности». Наши данные показывают, что люди хорошо разбирались в энергоэффективности, как правило, люди с более высокими доходами или техническим образованием. Во-вторых, при принятии решения о покупке средний потребитель в первую очередь ориентируется на цену, а не на эффективность.
Помня об этих уроках, мы поставили перед собой основную цель: повысить осведомленность о преимуществах энергоэффективности.
Мы предложили людям купоны на скидку, которые они могли использовать для покупки энергосберегающего холодильника. Чтобы получить такой талон, человек должен был утилизировать любой сломанный или отработанный прибор (будь то микроволновая печь, холодильник или даже чайник). Скидка составляла около 50 долларов США на холодильник.
Мы также сделали сертификаты доступными в крупных розничных магазинах, где многие люди принимают окончательные решения. Те, кто получил скидку в магазине, получили контакты компании по утилизации, которая могла бесплатно забрать их старую технику.
Таким образом, мы решили важные экологические проблемы: оказали финансовую поддержку для покупки новой и эффективной техники, а также надлежащий сбор старой техники для утилизации.
Скидка не была нашей конечной целью — скорее, это был способ привлечь внимание людей. Как только мы сосредоточились на них, мы попытались направить их на энергоэффективность, ее преимущества и то, как правильно читать этикетки, чтобы увеличить количество сознательных потребителей в нашем обществе.
Один из оригинальных агитационных плакатов на казахском языке.
Мы нацелились на жителей Астана и Алматы через традиционные СМИ и социальные сети.
К концу нашей кампании мы распространили 2000 купонов на скидку , что привело к 100-процентной продаже холодильников A++ и утилизации 279 крупногабаритных бытовых приборов.
Наш анализ показывает, что 2000 энергоэффективных холодильников потребляют около 265 кВтч в год , по сравнению со средним показателем по стране 450 кВтч . Почувствуйте разницу!
Вдохновленные этим успехом первого раунда нашей кампании, мы сейчас усердно работаем над запуском второго раунда в 2019 году. Следите за дальнейшими событиями с нашей стороны и сообщите нам, пробовали ли вы подобные инициативы и есть ли какие-либо уроки, извлеченные для нашей команды.
Примечание редактора: Если вы нашли этот блог полезным, ознакомьтесь также с нашей историей: Молдавская молодежь привносит зеленую энергию в свои сообщества.
Сжиженный нефтяной газ становится все более популярным среди казахстанских водителей
АСТАНА – Казахстанские водители продолжают переводить свои автомобили на использование сжиженного нефтяного газа (СНГ). В 2016 году продажи сжиженного нефтяного газа выросли на 43 процента, а продажи бензина упали на 5 процентов. Эксперты считают это направление перспективным и выгодным не только для водителей, экономящих средства, но и для экономики страны и окружающей среды.
«На сегодняшний день СУГ в 2,5 раза дешевле низкооктанового бензина и в три раза дешевле высокооктанового бензина. Современное газовое оборудование значительно увеличивает срок службы двигателя, снижает загрязнение моторного масла, а переоборудованный автомобиль имеет два топливных бака, а значит, его дальность поездки увеличивается вдвое. Мы можем говорить об увеличении спроса на наши услуги из года в год», — сказала в интервью The Astana Times руководитель «Газцентра» Варвара Гутченко.
Гутченко, работающий на крупной станции технического обслуживания автомобилей, работающих на газе, считает, что одной из причин переоборудования является то, что это делает автомобили более экологичными.
Количество заправочных станций сжиженного нефтяного газа в стране за год увеличилось на 51 процент, так как спрос водителей на бензин упал в ответ на резкий рост цен за последние 12 месяцев после того, как правительство отказалось контролировать цены на топливо. В 2016 году средняя цена самого популярного бензина выросла на 13 процентов по сравнению с 2015 годом. Потребители сочли рост цен чрезмерным и активно перевели свои автомобили на более дешевый СУГ.
«Мы не призываем всех переводить свои автомобили на газ. Нерационально переоборудовать некоторые автомобили; например, старые автомобили или машины с незначительным суточным пробегом. Также неразумно переоборудовать автомобиль, если его владелец планирует продать его в ближайшее время, потому что стоимость переделки не окупит себя за короткий промежуток времени». — сказал Гутченко.
В 2016 году продажи СУГ достигли 457 800 тонн и 28,9 млрд тенге (89 млн долларов США), что примерно в два раза превышает показатели 2015 года.
Гутченко считает современное оборудование абсолютно безопасным, а газовое оборудование безопаснее штатной бензиновой системы автомобиля. Она отметила, что крайне важно выбрать квалифицированную компанию для завершения конверсии.
«Толщина стенки бака СУГ 3-4 мм. Стенка бензобака 0,5 мм. Он намного прочнее стандартного топливного бака, что было доказано в ужасных авариях. Также газовый баллон оснащен мультиклапаном, который отключает его взрыв. Все, что вам нужно сделать, это выбрать правильное место для переделки и дальнейшего обслуживания вашего автомобиля», — сказала она.
«Минимальная цена конвертации ГБО составляет 260 000 тенге (800 долларов США) за четырехцилиндровый легковой автомобиль. Мы не отдаем предпочтение какому-либо бренду, ведь каждый бренд имеет свои преимущества и особенности вне зависимости от страны производства. Но можно сказать, что итальянское, турецкое и польское оборудование самое лучшее. Итальянские компании начали производить оборудование в 1960-х годах и имеют большой опыт работы», — добавила она.
У переделки есть один минус – потеря свободного места в багажнике, что решается применением тороидального бака, сказала она. Бак устанавливается вместо запаски или под кузов автомобиля, грузовика, пикапа или внедорожника.
Leave a Reply