Автомобильное топливо в Беларуси становится дешевле
Нефтехимия
Поток
07 Июня 2023
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ НЕДЕЛЯ В БЕЛАРУСИ
02 Июня 2023
Совершенно секретно
31 Мая 2023
Ильхам Алиев ознакомился с экспозицией белорусских нефтехимических предприятий на выставке Caspian oil & gas
31 Мая 2023
«Роснефть» предлагает привязать отраслевые налоги к новому для российской практики сорту — Dubai
31 Мая 2023
Беларусь ведет переговоры с РФ по внеплановому изменению тарифов на транзит нефти
31 Мая 2023
Удобрения Гомельского химического завода отправляются в Китай поездом
30 Мая 2023
«Белоруснефть» участвует в одной из крупнейших в мире нефтегазовых выставок — CIPPE-2023 в Китае
29 Мая 2023
Какими будут белорусские минеральные удобрения нового поколения?
29 Мая 2023
Индонезия заинтересована в удобрениях из Беларуси и РФ
29 Мая 2023
«Могилевхимволокно» углубляет переработку сырья
29 Мая 2023
«Белоруснефть» внедряет инновации при ремонте бурильных труб
29 Мая 2023
На «Нафтане» пройдут республиканские учения МЧС
29 Мая 2023
Малабо приглашает Москву к разработке месторождений нефти
27 Мая 2023
Поздравление с Днем химика работникам и ветеранам отрасли направила Наталья Кочанова
26 Мая 2023
Коллектив «Белшины» с Днем химика поздравили Андрей Рыбаков и Светлана Клочок
26 Мая 2023
Поздравление с Днем химика от Светланы Клочок
26 Мая 2023
Поздравления с профессиональным праздником принимает ГИАП
26 Мая 2023
«Белшина» вращала лопасти «Мельницы успеха»
26 Мая 2023
С Днем химика работников и ветеранов отрасли поздравляет Андрей Рыбаков
26 Мая 2023
Искусственный интеллект начинает создавать моторные масла
25 Мая 2023
И даже профилакторий для телят построили в «Логойском»
25 Мая 2023
«Белнефтехим» поздравил юных подшефных с окончанием учебного года
25 Мая 2023
В центре внимания — посредничество при закупках
25 Мая 2023
В числе основных налогоплательщиков Гомельской области названы нефтехимические предприятия
25 Мая 2023
«Полоцк-Стекловолокно» — вновь лауреат Премии Правительства в области качества
25 Мая 2023
Химпродукция дорожает в РФ, но не очень охотно
24 Мая 2023
«Белшина» — партнер и одна из площадок Белорусского инвестиционного форума в Бобруйске
24 Мая 2023
В конкурсе профмастерства участвует полторы сотни работников ОАО «Гомельтранснефть Дружба»
24 Мая 2023
«Белоруснефть» эффективнее всех в ЕАЭС способствует развитию низкоуглеродного транспорта
23 Мая 2023
РФ готова перейти на родные катализаторы
Последние новости
07 Июня 2023
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ НЕДЕЛЯ В БЕЛАРУСИ
02 Июня 2023
Совершенно секретно
31 Мая 2023
Ильхам Алиев ознакомился с экспозицией белорусских нефтехимических предприятий на выставке Caspian oil & gas
31 Мая 2023
«Роснефть» предлагает привязать отраслевые налоги к новому для российской практики сорту — Dubai
31 Мая 2023
Беларусь ведет переговоры с РФ по внеплановому изменению тарифов на транзит нефти
06 Марта 2023
С 7 марта 2023 года на автозаправочных станциях Республики Беларусь розничные цены на дизельное топливо и автомобильный бензин снижаются на 1 копейку.
Стоимость 1 литра автомобильного топлива:
- АИ-92-К5-Евро составит 2 рубля 35 копеек;
- АИ-95-К5-Евро — 2 рубля 45 копеек;
- АИ-98-К5-Евро — 2 рубля 67 копеек;
- ДТ — 2 рубля 45 копеек.
Информация предоставлена концерном «Белнефтехим».
Цены на топливо 1 копейка
Читайте также:
Официально
Ильхам Алиев ознакомился с экспозицией белорусских нефтехимических предприятий на выставке Caspian oil & gas
Официально
Поздравление с Днем химика работникам и ветеранам отрасли направила Наталья Кочанова
Официально
Поздравление с Днем химика от Светланы Клочок
Официально
С Днем химика работников и ветеранов отрасли поздравляет Андрей Рыбаков
Украина массово импортирует горючее из Европы, но на АЗС его не найти.
Что за этим стоит. ТЭК, Экономика
До недавнего времени Россия и Беларусь были крупнейшими игроками украинского рынка нефтепродуктов. Едва ли не каждая сеть АЗС торговала автогазом, дизелем или бензином российского и белорусского производства. На эти страны приходилось до 60% нашего рынка.
Из-за зависимости от двух соседей и устроенной Россией морской блокады, Украина оказалась в сложной ситуации. В феврале РФ и Белоруссия синхронно свели к нулю экспорт нефтепродуктов на украинский рынок. После бомбардировок [в начале апреля] Кременчугского НПЗ и уничтожения около 20 нефтебаз по стране, единственным источником горючего для рынка остались мелкие производители и страны Европы.
Ситуация почти угрожающая. Самые большие проблемы – у компаний на Востоке и Юге страны, где происходят боевые действия. «Автогаза на АЗС уже почти нет, дизеля – тоже, бензина не будет через 7-10 дней», – говорил 20 апреля в комментарии LIGA.net владелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин.
LIGA.net разобралась, станет ли хуже с топливом на АЗС.
Никто не думает о доходах, главное – найти топливо
Поиск горючего – одна из главных проблем украинского рынка нефтепродуктов. Блокада морских портов и остановка поставок из России и Белоруссии разрушили большинство логистических маршрутов. Уничтожение Кременчугского НПЗ и нефтебаз в областных центрах Украины ситуацию в разы усугубило.
«Россияне хотят нас обескровить, нанося эти удары, – объясняет директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. – Март в основном мы прошли благодаря горючему из Кременчугского НПЗ. Для рынка это – болезненная, но не смертельная потеря (разрушение Кременчугского НПЗ. – Ред.)».
Традиционно большинство областных центров Украины наполнялись горючим диверсифицировано: часть объемов шла от внутренних производителей, другая – по морю или железной дороге из других стран. Горючее хранили на нефтебазах, а оттуда – переправляли бензовозами на АЗС.
Война заставила искать новые подходы. «Мы больше не покупаем больших объемов и не заполняем нефтебазы, – таких отчаянных уже нет. Все работают «с колес» и возят горючее из Европы», – говорит Леушкин. Поставки, по данным Куюна, едут из разных уголков мира: от Польши, Литвы, Венгрии и Румынии до Германии, США, Нидерландов и Бельгии.
Также, по данным профильного издания enkorr, в Украине возобновили работу так называемые мини-НПЗ, производящие горючее низкого качества. Отчасти, их деятельность «благословило» правительство. В марте Кабинет министров разрешил продавать на заправках горючее класса евро-3 и евро-4. До этого АЗС могли торговать горючим исключительно класса евро-5.
«Иногда, чтобы не остаться без горючего, приходится перекупать уже проданные объемы с наценкой. Никто о доходах даже не думает. Найти горючее и продать не в убыток – вот главная задача», – описывают будни отрасли в Нефтегазовой ассоциации. Она объединяет 11 крупнейших АЗС в Украине, включая ОККО, WOG, Socar, KLO.
До войны Украина импортировала 70% нефтепродуктов для своих нужд. Это около 10 млн тонн бензинов, дизеля и автогаза.
По данным профильных изданий Enkorr и Нафторинок, в 2021 году Украина импортировала 6,85 млн тонн дизеля, 1,28 млн тонн бензинов и 1,6 млн тонн автогаза. Преимущественно, из России, Беларуси и Казахстана.
(Не) настоящий дефицит
«Последние дни в Украину заезжает по меньшей мере 10 000 тонн топлива», – сообщал первый заместитель министра экономики Денис Кудин журналу Forbes. Он убеждает, что этого объема достаточно, чтобы удовлетворить весь в стране спрос. Для сравнения: в апреле 2021 года ежедневно на АЗС продавалось по 14 000 тонн горючего, свидетельствуют данные Госстата.
Есть в Украине дефицит горючего или нет – тема для жарких дискуссий.
С одной стороны, по оценке Куюна, импорт из стран Евросоюза пока не покрывает все украинские нужды даже наполовину. Статистику Минэкономики он считает завышенной. С другой стороны, правительство продолжает убеждать, что большинство проблем рынка уже позади. Даже несмотря на то, что на АЗС продолжают действовать ограничения на продажу нефтепродуктов.
«Враг разбил часть наших баз хранения горючего, поэтому кое-где наблюдается дефицит. Могут быть логистические разрывы, но мы понимаем сколько необходимо в целом, и четко видим баланс горючего, необходимого стране», – заявлял в интервью НВ премьер-министр Денис Шмыгаль.
Разрушительные последствия войны на рынке иллюстрируют цифры от Консалтинговой группы А-95. По оценке Куюна, с 24 февраля из-за боевых действий и нехватки горючего количество работающих автозаправок сократилось на 70%, спрос обвалился на 30%. Для понимания: до войны на украинском рынке работало около 7500 АЗС, продававших до 15 млн тонн топлива в год (2 млн тонн – автогаз, 5 млн тонн – бензин, 8 млн тонн – дизель). Это цифры за 2021 год.
Прогнозы на ближайшие недели – неутешительные.
«На западе и в центре Украины сейчас более-менее ситуация получше, чем на востоке и юге – там, где происходят боевые действия. Часть АЗС распродает остатки, новые партии они закупить и доставить не могут, такие АЗС остановятся. Схожие риски есть у всех компаний, но самые большие – у областных», – предупреждают в Нефтегазовой ассоциации.
Битва за цену
Худшего сценария можно избежать, убеждены в ассоциации. Для этого, по ее логике, правительство должно ослабить регулирование цен на топливо на АЗС, действующее с мая 2021 года. Разница между ценой закупки, которая государством не регулируется, и стоимостью продаж в розницу – головная боль бизнеса почти год.
«При таких розничных ценах, как сейчас, и очень сложной логистике, доставлять из западных стран через всю Украину горючее для АЗС – убыточно. Лучше его продать оптовым покупателям», – объясняют в ассоциации. Чтобы исправить ситуацию АЗС, неоднократно призывали власти отказаться от государственного регулирования цен на топливо.
С началом войны эти попытки в очередной раз возобновились, однако правительство в своих решениях непреклонно. «Мы понимаем желание сетей АЗС получить дополнительную маржу из-за рисков. Но идея государственного регулирования состоит в том, чтобы сбалансировать интересы частного бизнеса и общества», – заявил Кудин Forbes.
У бизнеса тоже есть свои аргументы.
По мнению Леушкина, в регулировании цен еще была экономика, когда в Украине работала равномерная логистика – топливо шло как с моря, так и с севера, востока и запада. Аргументы предпринимателя в цифрах: по его данным, сегодня средняя оптовая цена на дизель на 4 грн дороже, чем на АЗС: 41,5 грн за литр против 37,5 грн.
Чтобы работать в ноль, дизель должен стоить на стелах от 42 до 43 грн за литр, объясняет он. Такого же мнения и Сергей Куюн из А-95. По его прогнозу, если правительство не изменит формулу регулирования цен, проблемы с горючим могут еще больше усугубиться.
А там, где наблюдается дефицит – непременно растут цены, которые уже колеблются в зависимости от АЗС и горючего в диапазоне 30-39 грн за литр. «Надеемся, что мы просто не все знаем, а в правительстве знают больше и делают то, что нужно», – разводит руками Куюн.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
PISM
В 2017 году Беларусь потребила около 19 млрд кубометров газа, полностью импортированного из России, что составляет 70% энергетического баланса Беларуси. Сегодня Беларусь платит «Газпрому» около 132 долларов за тысячу кубометров. В 2019 году цена должна составить 127 долларов, а в 2024 году — 122 доллара. При этом белорусская сторона, ссылаясь на решение о создании общего рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2024 году, подает заявку на поставку газа в соответствии с тарифом для российских субъектов Смоленской области (в настоящее время около $85 за тысячу кубометров). Однако проблема может заключаться в правилах в России. В марте Федеральная антимонопольная служба России предложила внести изменения в законодательство о рынке газа. Важнейшим изменением станет отмена государственного регулирования и установление единого тарифа на услуги по транспортировке газа с 1 июля 2019 года. . Это будет означать более высокие цены для российских получателей, а после 2024 года — более высокий тариф для Беларуси. В этой ситуации, если Россия устранит монополию «Газпрома» на экспорт газа, белорусские власти будут стремиться покупать газ у других российских компаний или других стран. Однако, учитывая, что владельцем белорусской части газопровода «Ямал-Европа» (вместе с точками входа и выхода из Беларуси) является ООО «Газпром трансгаз Беларусь» (или ГТБ, дочернее предприятие «Газпрома»), российская компания может блокировать такие проекты, а Беларусь не будет никакой альтернативы, кроме как импортировать оттуда газ.
Если газопровод «Северный поток — 2» будет введен в эксплуатацию, как и планировалось, в 2019 году, а «Ямальский контракт» между Россией и Польшей истекает в 2022 году, совокупный эффект может негативно сказаться на государственных финансах Беларуси. Хотя в ближайшие годы транспортировка газа по газопроводу Ямал-Европа будет сохранена, Россия может принять решение о ее сокращении. Это будет означать уменьшение доходов от платы за транзит для БГТ, одного из крупнейших налогоплательщиков Беларуси, который в 2017 году перечислил в государственный бюджет Беларуси около 200 млн долларов (2,2% от общей суммы доходов).
Повышение цен на газ также негативно скажется на состоянии многих прибыльных предприятий и внешнеторговом балансе Беларуси.
В настоящее время дешевый газ позволяет производить электроэнергию по конкурентоспособным ценам и на экспорт (в т.ч. на Литовской бирже). Газ также является важным сырьем, используемым в производстве искусственных удобрений, которых Беларусь является одним из крупнейших мировых экспортеров.
Важнейшим источником дохода Беларуси, составляющим около 20% ее ВВП (10,5 млрд долларов США), является продажа нефтепродуктов. Они составляют основу его экспорта в ЕС. Без учета сырья доля ЕС в экспортной корзине Беларуси уменьшится с 32,6% до 13%. Более того, доходы от продажи нефтепродуктов имеют решающее значение для погашения внешнего долга Беларуси и зависят от цены на нефть; в 2018 году он сможет перевести от 25% до 50% своих обязательств в размере 3,7 млрд долларов. Беларусь также получает доход от экспортных пошлин. По соглашению с Россией в белорусский бюджет поступают эти средства, которые в первом квартале 2018 года составили около 220 миллионов долларов.
В настоящее время Беларусь импортирует сырую нефть только из России. Более того, с него не нужно платить 30-процентную российскую экспортную пошлину. Таким образом, для белорусских НПЗ цена за баррель существенно ниже, чем для получателей в других странах. Эта ситуация изменится после 2019 года, когда вступит в силу российский «налоговый маневр». Он будет заключаться в постепенной (5% в год) отмене экспортной пошлины как на сырую нефть, так и на нефтепродукты и замене ее налогом на добычу полезных ископаемых. В конечном итоге в 2024 году она составит 30% и будет покрыта покупателями, а значит, цена на нефть для Беларуси вырастет до уровня мировых бирж. Кроме того, Беларусь потеряет возможность получать доход от экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и реализуемые за пределами ЕАЭС. По соглашению с Россией с 2015 года в белорусский бюджет ежегодно поступают пошлины до 1,5 млрд долларов (в 2017 году — 600 млн долларов). Кроме того, рост стоимости сырой нефти, импортируемой из России, будет означать рост цен на топливо в Беларуси. Чтобы предотвратить это и снизить риск инфляции, Минфин Беларуси уже рассматривает вопрос об отмене акцизного сбора.
С изменением российской налоговой системы Беларусь может потерять эквивалент почти 4% ВВП (около 2,15 млрд долларов). Чтобы избежать этого сценария, власти могут быть заинтересованы в покупке более дешевой нефти из других источников, помимо России. Для этого будут использоваться как ветки нефтепровода «Дружба» (на юг в Украину, так и на север в Польшу), а также нефтепроводы в Литву и Латвию.
В 2019 году белорусские власти планируют запустить первый блок АЭС в Островце, построенный Росатомом, а через год — второй. В конечном итоге эта электростанция сможет производить около 17 тераватт-часов в год, что соответствует 40% национального производства электроэнергии и около 46% годового потребления. Однако цена электроэнергии, произведенной в Островце, будет выше, чем на газовых электростанциях, поскольку она будет включать в себя стоимость кредита в размере 10 миллиардов долларов, который должен быть погашен к 2036 году9.0003
В связи с претензиями Литвы по поводу безопасности строительства электростанции у Беларуси также могут возникнуть проблемы с продажей электроэнергии за границу. Литва и Польша его не купят, и даже Украина, у которой избыток мощности (хотя это было бы легко за счет синхронизации обеих систем). Латвия может быть заинтересована в импорте этой энергии, но это отрицательно скажется на ее отношениях с Литвой. Таким образом, единственным потенциальным получателем является Россия, что с учетом необходимости закупки у нее ядерного топлива усилит зависимость белорусской экономики от соседа.
Расходы на обслуживание атомной электростанции заблокируют инвестиции в возобновляемые источники энергии. Министерство энергетики Беларуси уже выступает против развития возобновляемых источников энергии, поскольку утверждает, что они дороже традиционных, а климатические и географические условия Беларуси делают эти источники менее надежными. В то же время избыток электроэнергии в Беларуси может заинтересовать страну в развитии электромобильности.
Основу белорусской экономики составляют российские газ и нефть, а значит, рост цен будет иметь значительные и неблагоприятные последствия. Эта зависимость является важным инструментом давления России на Беларусь и может принимать форму ожидания политических или военных уступок в обмен на дешевую нефть и газ. В поисках способа уменьшить эту зависимость и получить самые дешевые ресурсы белорусские власти могут проявлять все большую готовность к поиску альтернативных источников. Хотя Беларусь не является частью Энергетического сообщества, этот поиск даст ЕС возможности для развития сотрудничества, направленного на повышение безопасности поставок и либерализацию своего энергетического рынка.
Белорусские власти могут быть заинтересованы в участии в инициативах ЕС, связанных с приобретением газа из таких стран, как Казахстан, Азербайджан и Норвегия. Для поставок газа возможен только виртуальный реверс по ямальскому газопроводу. Таким образом, Беларусь могла бы договориться о покупке газа в этом режиме с Польшей или Германией, тем более что она не может позволить себе строительство интерконнектора со странами ЕС. Потенциал переговоров по этой возможности также может быть использован Беларусью в качестве козыря в переговорах с Россией.
В то же время ЕС стоит поощрять Беларусь к развитию возобновляемых источников энергии, указывая, что этот вариант дает возможность хотя бы частичной независимости от России. Поддержка деятельности, направленной на построение низкоэмиссионной и энергоэффективной экономики в Беларуси, может осуществляться в рамках проектов ЕС (аналогичных реализуемым с 2013 г.), проектов Европейского инвестиционного банка и программ помощи отдельных государств-членов.
Белорусская и российская нефть: все не так, как кажется
- Ознакомьтесь с нашими исследованиями
- Публикации
- Комментарии
Комментарии
Матеуш Кубяк
7 июля 2020 г. 90 045 часы Чтение за 6 минут
Основное изображение Переговоры между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. По материалам Кремль.ру.
Беларусь разработала собственную стратегию диверсификации поставок нефти. Однако в конечном итоге страна может использовать это для улучшения условий сотрудничества с российскими компаниями, а не для снижения общей зависимости от Москвы.
Беларусь оказалась в новостях во многом из-за предстоящих в августе президентских выборов, на которых президент Александр Лукашенко намерен победить, тем самым продлив свое двадцатилетнее правление.
Однако за политической борьбой скрывается более неясная, но не менее важная битва: критически важные поставки российской нефти в Беларусь. Его часто представляют как борьбу за независимость Беларуси, хотя это далеко не так.
Последний нефтяной спор начался в начале этого года, когда Беларусь оспорила предложенные Россией условия поставок и потребовала дополнительных скидок и компенсаций. Москва воспротивилась этому, и в результате российские поставки на белорусские НПЗ на весь квартал были резко ограничены. Это привело к серьезному кризису в нефтяной отрасли Беларуси, вынудив нефтепереработчиков сократить загрузку, прекратить экспорт большей части нефтепродуктов, перерабатывать национальные запасы нефти и импортировать (намного дороже) сырую нефть из альтернативных источников.
Нефтяной конфликт между Минском и Москвой был урегулирован в апреле, но с тех пор Беларусь остается непреклонной в том, что она продолжит свои усилия по диверсификации и отказу от зависимости от поставок энергоресурсов из России. Беларусь приняла решение построить новый внутренний нефтепровод и ввести больше танкеров с нероссийскими грузами, в том числе с самыми первыми партиями сырой нефти из Саудовской Аравии и США. Более того, в начале июня белорусы заявили, что уже ведут переговоры со своими саудовскими и азербайджанскими коллегами о возможных долгосрочных контрактах на поставку сырой нефти.
Но достаточно ли этого, чтобы заключить, что мы являемся свидетелями фундаментального отказа Беларуси от полной зависимости от поставок сырой нефти из России? На самом деле, это не так просто, как может показаться.
Между экономикой и безопасностью
Стратегию диверсификации Беларуси следует рассматривать в первую очередь в контексте так называемого «налогового маневра» в России, первоначально начатого Кремлем в 2015 г. и возобновленного в 2019 г. Основная цель маневр заключался в постепенной замене экспортной пошлины на сырую нефть, которую российское государство взимает со своих нефтедобытчиков, более высоким налогом на добычу полезных ископаемых, и этот процесс планируется завершить к 2024 году.0046 имеет ключевое значение для белорусских НПЗ, поскольку они импортируют российскую сырую нефть на беспошлинной основе, что в настоящее время означает скидку в размере 5,7 доллара за баррель при условии, что мировые цены на нефть останутся на уровне около 40 долларов за баррель. Таким образом, корреляция остается простой: более низкая экспортная пошлина в России приводит к более высоким затратам на импорт для Беларуси и большему интересу Беларуси к альтернативным источникам поставок.
[[{«fid»:»30285″,»view_mode»:»colorbox»,»fields»:{«format»:»colorbox»,»field_file_image_alt_text[und][0][value]»:»Карта предоставлена Esperis.»,»field_file_image_title_text[und][0][value]»:»Карта предоставлена Esperis.»},»type»:»media»,»field_deltas»:{«2»:{«format»:» colorbox»,»field_file_image_alt_text[und][0][value]»:»Карта предоставлена Esperis.»,»field_file_image_title_text[und][0][value]»:»Карта предоставлена Esperis.»}},»attributes» :{«alt»:»Карта предоставлена Esperis.»,»title»:»Карта предоставлена Esperis.»,»class»:»media-element file-colorbox»,»data-delta»:»2″}} ]]
Источник: Esperis
По мере приближения 2024 года усилия Беларуси по диверсификации действительно набирают обороты. Во-первых, белорусы пытаются обеспечить себе больше маршрутов поставок на свои НПЗ. В настоящее время единственными двумя существующими вариантами импорта нероссийской нефти в Беларусь являются доставка грузов через литовский порт Клайпеда (с последующим железнодорожным транзитом до Новополоцкого НПЗ) или через украинский порт Южный под Одессой (с дальнейшей транспортировкой по трубопроводу на Мозырский НПЗ). ). Однако указанные маршруты не в полной мере привлекательны для Беларуси, так как они намного дороже и сложнее с точки зрения логистики, чем прямые трубопроводные поставки из России.
Для повышения конкурентоспособности нероссийских поставок официальные лица в Минске разработали среднесрочную стратегию диверсификации. Заявления, сделанные Лукашенко в последние несколько месяцев, свидетельствуют о том, что он рассматривает возможный реверс трубопровода «Дружба» со стороны Польши как наиболее экономически целесообразный вариант. На данный момент регулярные поставки в Беларусь по этому маршруту невозможны из-за технических ограничений на польской стороне, но это должно измениться в краткосрочной перспективе с вводом двунаправленного потока по трубопроводу «Дружба» в 2021 году и второй ветки Поморский трубопровод будет введен в эксплуатацию в 2023 году, что повысит гибкость поставок.
Более того, Лукашенко только что принял решение о строительстве принципиально нового нефтепровода, который соединит Гомель и Горки (будет построен в 2023 году). Идея инвестиций заключается в том, чтобы возможные поставки нефти со стороны Украины и Польши могли попасть не только на Мозырский НПЗ, но и на Новополоцкий НПЗ. На данный момент для таких поставок потребуется прокачка нефти через российский участок системы «Дружба» (как показано на карте выше).
Только разменная монета?
Несмотря на все усилия, предпринятые в последнее время, сторонники диверсификации не должны преувеличивать их значение. Не следует считать само собой разумеющимся, что сырой сланец на белорусских НПЗ действительно будет полностью диверсифицированным, и вовсе не факт, что поставки нероссийской нефти сделают страну независимой от политического и экономического давления Москвы в других секторах.
Даже после 2024 года, когда российский налоговый маневр будет завершен, российские поставки сырой нефти, вероятно, останутся конкурентоспособными по сравнению с поставками из альтернативных источников благодаря лучшей логистике. И терять маржинальность на экспорте нефтепродуктов белорусы не захотят (в 2019 году на экспорт топлива приходилось 8% ВВП страны), которые возможны в основном за счет поставок дешевой нефти из России. Это связано, в том числе, с тем, что у белорусских НПЗ уже есть еще одна большая нагрузка, поскольку они должны поставлять на внутренний рынок дешевое топливо. По состоянию на середину июня стоимость дизельного топлива в Беларуси составляла 0,67 евро за литр, что примерно вдвое меньше, чем в Великобритании.
Кроме того, у России все еще есть другие рычаги влияния на Беларусь, и она может подтолкнуть чиновников в Минске к ограничению или даже остановке своей программы диверсификации сырой нефти. Россияне могут угрожать своим белорусским соседям повышением цен на природный газ или даже эмбарго на импорт продовольствия из Беларуси, а также вынуждать их новыми скидками на импорт нефти и/или преференциальным режимом в отраслевом сотрудничестве.
Все это говорит о том, что в конечном итоге Беларусь может попытаться разыграть диверсификационную карту не столько для того, чтобы заменить российскую нефть альтернативными поставками, сколько для того, чтобы в будущем обеспечить более выгодные условия сотрудничества с российскими компаниями. Подобные образы «перетягивания каната» Лукашенко использует для активизации своей внешней политики уже много лет, и нет оснований думать, что на этот раз все может быть иначе.
Конечно, нероссийских поставок в Беларусь в будущем может быть больше, так как налоговый маневр разворачивается, а российские нефтяные субсидии (в виде беспошлинных поставок) продолжают сокращаться. Более того, интерес Беларуси к поставкам сырой нефти со стороны Польши, Украины или стран Балтии также будет временно возрастать в периоды кризисов в отношениях Минска с Москвой. Но маловероятно, что это приведет к тому прорыву, которого в настоящее время ждут многие на Западе, а именно к преображенной Беларуси, готовой уверенно шагать как независимое государство.
Матеуш Кубяк — старший аналитик по нефти и газу в варшавской консалтинговой фирме Esperis. Он был соавтором недавнего отчета Esperis о стратегии диверсификации поставок нефти в Беларусь.
Мнения, выраженные в данном Комментарии, принадлежат его автору и не отражают точку зрения RUSI или какой-либо другой организации.
Leave a Reply