Граничащие с Россией страны ЕС пообещали ввести свои ограничения на въезд россиян
- Общество
- Андрей Злобин
Редакция Forbes
Пять стран ЕС, имеющих сухопутную границу с Россией, намерены ввести региональные ограничения на въезд российских туристов. По данным источников Bloomberg, чиновники из этих стран обсудят подобные меры уже на следующей неделе
Латвия, Литва и Эстония, а также Польша и Финляндия планируют ввести собственные региональные ограничения на въезд российских туристов, направляющихся в страны Евросоюза по суше, сообщили Bloomberg дипломатические источники. По их словам, официальные лица из этих стран намерены встретиться и обсудить подобные меры уже на следующей неделе.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис после неформальной встречи министров иностранных дел стран ЕС в Праге заявил по этому поводу: «Вместе с Эстонией, Латвией и Польшей мы в ближайшие недели будем работать над поиском решений, которые помогут значительно ограничить поток российских туристов» (цитата по The Baltic Times).
Материал по теме
На завершившейся накануне встрече в Праге главы МИД стран ЕС приняли решение приостановить действие соглашения 2007 года об упрощении визового режима с Россией. Это означает увеличение сроков рассмотрения заявлений на краткосрочные визы в ЕС, необходимость собирать больше документов и рост визового сбора с €35 до €80.
При этом Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония призывали Еврокомиссию предложить такие «меры по визам», которые «решительно сократят поток российских граждан в Европейский союз и Шенгенскую зону». В противном случае они пообещали изучить возможность принятия соответствующих мер на национальном уровне.
Материал по теме
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель по итогам встречи в Праге отметил, что европейские страны будут самостоятельно определять уровень доступа россиян в шенгенское пространство через свои границы. Глава МИД Чехии Ян Липавский уточнил, что страны Евросоюза, граничащие с Россией, могут принимать самостоятельные решения для определения уровня доступа граждан России через свои границы, но должны делать это «в соответствии с шенгенским кодексом», уважая действие виз, выданных в других странах ЕС.
Когда Украина вступит в Евросоюз: даты, условия, прогнозы
Главной темой намеченного на пятницу, 3 февраля, саммита ЕС – Украина в Киеве станут сроки и условия вступления страны в Евросоюз. Интрига встречи — насколько разойдутся ожидания Киева и реальность, которую предложит Брюссель. По некоторым данным, она может быть значительной и разочаровывающей. Получит ли Украина членство в ЕС, когда и на каких условиях, разбирались «Известия».
Украина вступила в ЕС или нет, подробности, сколько ждать
Движение Украины в Европу — процесс долгий, драматичный и за 10 лет, со времен евромайдана, успехом не увенчавшийся. Ощутимые изменения произошли только на фоне СВО. В феврале 2022 года президент Украины Владимир Зеленский подписал заявку на ускоренное вступление в ЕС, в апреле передал в Евросоюз заполненную вторую часть опросника на предоставление статуса кандидата, а в июне 2022 года Украина получила долгожданный статус кандидата в ЕС вместе с Молдавией.
Правда, об ускоренной процедуре приема речи не шло уже тогда. Наиболее радикально об этом высказались в Латвии. По словам министра иностранных дел страны Эдгарса Ринкевича, шансы стать членом ЕС у Украины есть ближе к 2050 году. А Швеция и Нидерланды выразили опасения, что «страна с 40 млн бедных резидентов» существенно повлияет на процессы принятия решений и станет чрезмерным бременем для европейского бюджета. Согласны с этим мнением в Португалии, Венгрии, Франции и Германии.
Президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмыгаль и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен фотографируются с другими официальными лицами перед началом саммита ЕС – Украина
Фото: REUTERS/Ukrainian Presidential Press Service
Наделяя Украину статусом кандидата в ЕС, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен перечислила реформы, которые должны произойти в Киеве: это усиление судебной системы, борьба с коррупцией и деолигархизация. Дальнейшие шаги Евросовет сделает только после выполнения кандидатами условий, обозначенных ЕК. Эксперты ожидают, что на украинско-европейском саммите в Киеве Брюссель впервые на высоком уровне прокомментирует, приблизилась ли Украина к вступлению в Евросоюз за последние семь месяцев.
Статус кандидата не налагает на Украину никаких обязательств по темпам сближения со странами Европы, пояснил вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. «Решение столь же демагогичное, сколь и бессмысленное. Оно не будет иметь никаких практических последствий, кроме дополнительных каналов финансирования «сближения» через программы и фонды ЕС. Впрочем, их и сейчас хватает», — написал Косачев в Telegram-канале.
Что будут обсуждать в Киеве 3 февраля 2023 года
Спустя 11 месяцев после получения заявки Украины представители Еврокомиссии приехали в Киев. Планируется, что в пятницу они обсудят «мирный план» Зеленского и членство страны в ЕС. Стратегия украинского лидера включает 10 условий, среди которых освобождение всех военнопленных, так называемое восстановление территориальной целостности Украины, вывод российских войск, «возвращение справедливости» и фиксация окончания спецоперации. В Кремле план Зеленского сочли «оторванным от реальности».
Не менее оторванными считают и надежды Киева на скорое членство в ЕС. Накануне визита влиятельные СМИ нескольких стран опубликовали программные статьи, в которых призвали не ждать от переговоров многого. Так, американская Politico называет планы Украины стать членом ЕС за два года нереалистичными. А испанская El Pais и вовсе предполагает, что Украине «понадобится несколько световых лет», прежде чем она официально станет частью Европы. ЕС похвалит Украину за прогресс в проведении реформ, необходимых для вступления, и пришлет решительный сигнал Москве, однако страны-члены по-прежнему расходятся во мнениях относительно скорости вступления, пишут европейские СМИ.
Президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмыгаль и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен принимают участие в саммите ЕС – Украина, 2 февраля 2023 года
Фото: REUTERS/Ukrainian Presidential Press Service
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил в прошлом году, что до вступления Киева могут пройти «десятилетия». Даже те лидеры Евросоюза, которые поддержали предоставление Украине статуса кандидата на саммите в июне прошлого года, в частном порядке признают, что страна сможет войти в состав блока лишь через несколько лет (вполне возможно, это одна из причин, по которой они изначально поддержали эту идею), пишет Politico.
Процесс вступления в ЕС обычно занимает несколько лет, и в очереди в настоящий момент остаются несколько стран. Кроме Украины статус кандидата уже получили Албания (в 2014 году), Молдова (в 2022-м), Северная Македония (в 2005-м), Черногория (в 2008-м), Сербия (в 2009-м) и Турция (в 1999-м).
Шансы Украины на вступление в НАТО
Не менее призрачными выглядят и расчеты Киева ускоренно войти в НАТО. Заявку на вступление в Североатлантический альянс Украина подала в сентябре 2022 года после того, как больше десяти лет выбивала промежуточный статус «аспиранта» организации. Однако генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил о невозможности оперативно дать согласие Украине. «Для принятия нового участника необходимо решение 30 государств-партнеров, — пояснил Столтенберг, — а пока в НАТО сосредоточены на предоставлении поддержки Украине, чтобы помочь ей в самообороне». Кроме того, непрекращающиеся боевые действия на территории страны и, как следствие, невозможность определить фактические границы государства также помешают стране войти в состав НАТО в ближайшей перспективе.
Как новые страны-члены присоединяются к ЕС: все, что вам нужно знать
Вступление – это процесс, посредством которого новые страны присоединяются к ЕС. Государства-члены недавно достигли соглашения о начале переговоров о присоединении с Северной Македонией и Албанией. Последней страной-членом, присоединившейся к ЕС, была Хорватия в 2013 году.
Почему ЕС расширился?
Исторически ЕС был стабилизирующей силой в Европе, поддерживая такие страны, как Греция, Испания и Португалия, в их переходе от диктатуры к демократии, а также поощряя страны Восточной Европы, бывшие оккупированные Советским Союзом, делать то же самое. ЕС расширился прежде всего потому, что страны на его периферии, большинство из которых относительно небольшие, почувствовали, что их интересы лучше удовлетворяются в блоке.
В частности, для относительно бедных стран членство в ЕС также дало импульс для модернизации их экономики, получив доступ к большому рынку, но при этом столкнувшись с серьезной конкуренцией. Потенциальные члены надеются получить доступ к платежам из бюджета ЕС для поддержки своего развития, хотя такие средства часто составляют лишь небольшую сумму по сравнению с размером их экономики.
Государства-члены ЕС рассматривают расширение как поддержку политических, экономических интересов и интересов безопасности ЕС. Учитывая требования процесса вступления, считается, что он способствует стабильности в соседних с ЕС странах, способствуя переходу к либеральной демократии и поддерживая экономическое развитие, обеспечивая большую безопасность в Европе в целом. Расширение также увеличивает размер ЕС, придавая ему больший политический и экономический вес в мире, а также больший внутренний рынок.
Энергия расширения ЕС теперь почти полностью сосредоточена на западных Балканах, где, как ожидается, членство в ЕС послужит стимулом для стабилизации региона.
Каковы критерии присоединения?
Присоединение к ЕС осуществляется на условиях, изложенных в статье 49 договоров ЕС.
Страны, желающие подать заявку, должны уважать и продвигать основные ценности ЕС, изложенные в статье 2. К ним относятся уважение демократии, верховенства закона и прав человека, а также защита меньшинств. Официальной проверки этих обязательств перед подачей заявки не проводится. Комиссия оценивает пригодность в соответствии с этими условиями после получения заявки.
Более конкретные критерии были установлены на заседании Европейского совета в Копенгагене в 1993 году. Копенгагенские критерии гласят, что страны должны иметь стабильные, функционирующие демократические институты, которые могут обеспечить защиту основных ценностей ЕС.
Они также должны иметь функционирующую рыночную экономику, способную выдерживать конкуренцию на едином рынке. Наконец, они должны быть в состоянии эффективно применять свод правил ЕС и выполнять административные требования членства.
Каков процесс присоединения?
Статья 49 договоров ЕС также устанавливает внутреннюю процедуру ЕС для вступления нового члена. Комиссия ведет переговоры от имени ЕС и государств-членов, после чего Европейский парламент должен одобрить их. Национальные парламенты также должны дать зеленый свет, прежде чем к ним смогут присоединиться новые члены.
Есть четыре основных шага: заявка, статус кандидата, переговоры и, наконец, присоединение. Для перехода к любому из последующих этапов процесса требуется единодушное одобрение Комиссии и Совета, а также одобрение со стороны лидеров ЕС, при этом Европейский парламент и национальные парламенты также должны одобрить окончательный договор о присоединении.
Любая европейская страна, которая считает, что она соответствует критериям вступления, может подать заявку на членство в ЕС. Затем Совет ЕС по общим вопросам (GAC) просит Комиссию оценить, соответствуют ли они критериям.
Если они этого не делают, рекомендуются шаги, которые необходимо предпринять для этого. Если страна соответствует критериям, Комиссия рекомендует GAC предоставить официальный статус кандидата. Если GAC одобряет единогласно, а Европейский совет впоследствии одобряет это заключение, то страна официально становится кандидатом на членство в ЕС. В рекомендации Комиссии обычно излагаются дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять стране, и официальные переговоры могут быть отложены до тех пор, пока такие шаги не будут предприняты.
После получения статуса кандидата Комиссия затем составляет рамки переговоров или мандат для стороны ЕС, и страна-кандидат делает то же самое. Переговоры не могут начаться до тех пор, пока мандат не будет единогласно согласован государствами-членами ЕС.
Всего необходимо согласовать 35 глав законодательства ЕС. Недавние изменения в процессе (см. ниже) означают, что главы сгруппированы в шесть групп. Переговоры начинаются с открытия глав, посвященных так называемым «основам», таким вопросам, как судебная система и основные права, и эта глава также подписывается последней. Необходимо согласовать пять других групп глав, каждая из которых требует отдельного единогласного одобрения государствами-членами.
После завершения переговоров Комиссия рекомендует страны-кандидаты для членства. Договор о присоединении, который переводит достигнутые соглашения в договорную форму, должен быть одобрен большинством в Европейском парламенте и единогласно в Совете. Препятствие для вступления в Совет выше, чем для выходящих стран, где требуется только квалифицированное большинство. Договор о присоединении также должен быть одобрен национальными парламентами каждого государства-члена ЕС.
Как изменился процесс в последнее время?
В марте 2020 года Совет одобрил предложения Комиссии о внесении ряда изменений в процесс присоединения.
Они направлены на выдвижение более жестких требований к странам-кандидатам с точки зрения «основ», таких как верховенство закона и функционирование демократических институтов. Но они также устанавливают более структурированный переговорный процесс, расширяют участие государств-членов в переговорах о вступлении и интенсифицируют количество и диапазон политических контактов между ЕС и странами-кандидатами.
Наиболее существенные реформы процедурные. 35 переговорных глав, необходимых для вступления в ЕС, были реорганизованы в шесть тематических групп, включая основы и внутренний рынок.
Вместо того, чтобы брать каждую главу по отдельности, как раньше, тематические группы из нескольких глав теперь берутся одновременно. Группа по основам открывается первой и закрывается последней, подчеркивая важность, которую ЕС придает таким вещам, как верховенство закона и стабильные демократические институты. Поставлена цель завершить переговоры по каждой группе глав в течение года, что предполагает ориентировочный шестилетний срок для завершения переговоров.
Цель состоит в том, чтобы предотвратить застой процесса вступления, предоставить странам-кандидатам четкий набор критериев, которым необходимо соответствовать для достижения прогресса, а также четкие санкции, если они остановятся или отступят. Страны, которые уже ведут переговоры о вступлении в ЕС до проведения этих реформ, смогут присоединиться к новому процессу, если захотят.
Сколько времени занимает присоединение?
На протяжении всей истории ЕС вступление каждой страны занимало разное время. Быстрее всех договорились о присоединении Австрия, Финляндия и Швеция, чуть менее двух лет, тогда как Хорватии потребовалось чуть менее восьми лет с начала переговоров до того, как она стала государством-членом.
В среднем с момента начала переговоров о вступлении проходит чуть менее пяти лет, но сроки зависят от способности страны-кандидата провести необходимые внутренние реформы, а также от уровня политической воли всех сторон к увидеть процесс до конца.
Какие страны хотят вступить в ЕС?
Шесть стран официально пытаются вступить в ЕС: Босния и Герцеговина, Албания, Северная Македония, Черногория, Сербия и Турция. Вероятно, никто не присоединится в ближайшее время, а в некоторых случаях переговоры почти прекратились (см. таблицу ниже).
Самым заслуживающим доверия последним кандидатом на членство в ЕС была Исландия, которая подала заявку на членство в 2009 году. Был достигнут значительный прогресс: к маю 2013 года было закрыто 11 отделений. Однако правительство Исландии приостановило переговоры, и страна официально отозвал свою заявку в марте 2015 года.
Должны ли новые члены присоединяться к евро?
За исключением Дании, которая имеет постоянный отказ, ожидается, что все нынешние государства-члены ЕС присоединятся к евро, хотя это зависит от соблюдения определенных экономических критериев, и нет установленного графика, в который они должны это сделать. Таким образом, страны могут вступить в ЕС до вступления в евро. Например, шесть из 13 стран, присоединившихся к ЕС с 2004 года, еще не присоединились к единой валюте.
Есть четыре критерия, которым государства-члены должны соответствовать для этого: поддержание низкой и стабильной инфляции, обеспечение соответствия государственного долга и дефицита правилам ЕС, поддержание низких процентных ставок и привязка национальной валюты к евро не менее чем на два года. без серьезных проблем, таких как необходимость девальвации.
В политическом плане на новые страны-члены будет оказываться существенное давление с целью присоединения к евро, не в последнюю очередь потому, что они присоединятся к ЕС, зная, что членство в еврозоне является ожиданием. При этом после того, как страны стали членами ЕС, не существует механизма, который заставил бы их присоединиться к евро или наложил бы на них санкции, если они этого не сделают.
Мэтт Бевингтон, исследователь из Великобритании в изменяющейся Европе. Графики Арона Ченга.
Почему европейские страны вступают в ЕС?
Вопросы идентичности в Европе обсуждаются давно. Исследование, проведенное Германским фондом Маршалла (GMF), цитирует результаты Евробарометра по двум вопросам, заданным всем странам ЕС, что дает представление о том, почему европейские страны могут или не могут захотеть вступить в ЕС. Идентифицируют ли себя граждане в первую очередь как граждане своей страны или в равной степени как граждане, так и европейцы? И хотели бы они, чтобы больше решений принималось на уровне ЕС?
Результаты несколько неожиданны. Граждане, которые идентифицируют себя в первую очередь как граждане своей страны, также больше всего заинтересованы в том, чтобы больше решений принималось централизованно на уровне ЕС. И наоборот: те, кто чувствует себя европейцем в той же мере, в какой они чувствуют себя гражданами своей страны, менее всего заинтересованы в том, чтобы ЕС делал больше.
Это немного противоречит здравому смыслу, поскольку можно было бы предположить, что желание граждан, чтобы ЕС имел больше полномочий для принятия решений, будет идти рука об руку с более развитой европейской идентичностью. Это говорит нам, по крайней мере, о том, что не все страны видят роль ЕС одинаково и что у них были одни и те же причины для вступления в ЕС и его предшественника в Европейское экономическое сообщество.
Страны, главным образом на севере Европы, которые в большей степени полагаются на торговлю как на важную движущую силу своей экономической модели, очень стремились создать единый рынок. Отсутствие границ и общие правила не способствовали бы беспрепятственной торговле между странами. По мере того как в Союз вступало все больше стран, расширялся единый рынок, а вместе с ним и охват крупных торговых держав. В то же время, как крупная торговая зона, ЕС имеет больше возможностей для заключения торговых соглашений за пределами своих границ с остальным миром от имени всех стран.
Следующим шагом к торговой интеграции было устранение неопределенности обменного курса. Волатильные национальные валюты влияли на стоимость товаров и услуг и препятствовали беспрепятственной торговле. Создание единой валюты для всех стран, принадлежащих к единому рынку, устранило бы валютную волатильность. Но теперь не крупные трейдеры, а другая группа стран, а именно страны с высокой инфляцией, стремились принять единую валюту. И их мотивом было «импортировать» стабильность цен с севера с низкой инфляцией. Таким образом, нарратив о «единой и стабильной валюте» был гораздо более привлекательным для стран с высокой инфляцией, чем для тех, которые в значительной степени зависели от торговли.
Но помимо различных экономических причин, по которым страны были привлечены к ЕС, перспектива интеграции в Европу обеспечила платформу для модернизации. Для некоторых, особенно малых стран с плохим управлением перспектива присоединения к экономическому союзу также была якорем для модернизации их базовых институтов. Экономическое сотрудничество в рамках общих рамок является способом модернизации структур управления.
Существуют разные толкования понятия «принадлежность к Европе». Для некоторых стран, особенно небольших на восточной границе ЕС, от Финляндии до Кипра, вопрос обороны гораздо более актуален, чем для стран на западной стороне ЕС, обращенных к Атлантике. Чем теснее интеграция с ЕС, тем больше ощущение этой безопасности, даже если она не подкреплена явным обеспечением безопасности.
Отношения скандинавских стран, группы относительно схожих экономик и обществ, с ЕС демонстрируют эту связь между более глубокой интеграцией и развитием большего чувства безопасности. В самой восточной части Скандинавии Финляндия является членом ЕС и еврозоны. Двигаясь на запад, Швеция и Дания являются членами ЕС, но не еврозоны, и до недавнего времени у Дании также был отказ от защиты. Дальше на запад находятся Норвегия и Исландия, которые не являются членами ЕС, но имеют тесные экономические и социальные связи. Начиная с восточной части Скандинавии и продвигаясь на запад, угроза безопасности со стороны агрессивных соседей снижается, как и степень интеграции в Восточной Европе.
Наконец, за экономическим сотрудничеством, управлением и безопасностью стоит вопрос ценностей. Речь идет о доступе и, в конечном итоге, принятии системы ценностей за пределами правовых рамок, и это особенно заметно в странах со статусом кандидата.
Дело о предоставлении Украине статуса кандидата стало огромной победой страны перед лицом российской агрессии. Украина получила доступ к системе ценностей, которая необходима для формирования глубоких союзов, а наличие сильных и находчивых союзников — это именно то, что нужно стране, когда ее безопасность находится под угрозой.
Leave a Reply