Апатриды в современном мире
Апатриды — это люди без гражданства. Их сегодня насчитывается в мире более одиннадцати миллионов. В странах проживания к ним нередко относятся как к чужакам, дискриминируют. Есть ли какие-то шансы, что ситуация изменится к лучшему?
По определению ООН, апатрид — это человек, которого ни одна страна, согласно действующему в ней законодательству, не считает своим гражданином. На ум сразу приходят палестинцы и курды. Но ими скорбный перечень не исчерпывается…
«Это и граждане бывшего СССР, осевшие в республиках Балтии, и некоторые этнические меньшинства в Таиланде, и бутанцы в Непале, и мусульмане в Бирме и на Шри-Ланке, европейские цыгане, бедуины на Ближнем Востоке и другие», — говорит вашингтонский эксперт Морин Линч.
Как стать апатридом? Это несложно: достаточно, например, родиться в стране, не предоставляющей автоматически гражданства детям иностранцев. С этой проблемой сталкиваются курды в Сирии и Иране, где гражданство основано на крови и этнической принадлежности.
«Статус апатрида, — замечает Морин Линч, — лишает человека защиты закона и социальных льгот, препятствует участию в политическом процессе, отнимает у него право владеть собственностью и свободно передвигаться. Они фактически не люди».
У отдельных стран, как указывает Линч, нет сильных стимулов для изменения статус-кво. А что может предпринять Организация Объединенных Наций? Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на гражданство и что никого нельзя произвольно лишать гражданства. Но это в теории. На практике ООН мало что может сделать, коль скоро международное сообщество сфокусировано на других проблемах.
«Да, к сожалению, это так, — сетует сотрудница ООН Дженис Маршал. — Страны-участницы заняты вопросами безопасности, борьбой с терроризмом, повышением благосостояния своего населения. Для них это куда более актуально, чем апатриды, которые в выборах не участвуют и групп влияния не образуют».
ООН приняла две конвенции, касающиеся апатридов. Последняя, от 1961 года, наделяет гражданством любого ребенка, родившегося на территории данной страны, и направлена на содействие получения гражданства лицами, которым в нем было в прошлом отказано. На сегодня, однако, эту конвенцию подписала лишь горстка стран, и следование ей не является юридически обязательным.
«Наше Управление ООН по делам беженцев не несет официальной ответственности за апатридов, но по конвенции 1961 года на нас возложена обязанность консультировать правительства, обращающиеся к нам за советом. Призывать к ответу правительства, этого не делающие, мы не можем», — подчеркивает Дженис Маршал.
По состоянию на настоящий момент нет ни одной межгосударственной организации, которая бы профильно занималась проблемами безгражданства. Эту функцию выполняют организации общественные. «Организация Refugees International, в которой я работаю, настоятельно требует от правительств уважать право на гражданство как основополагающее, — говорит Морин Линч. — Мы настаиваем на упрощении механизма получения апатридами гражданства, на предоставлении им социальных льгот, на предоставлении гражданства любому ребенку, родившемуся в данной стране».
Refugees International добивается и от Управления ООН по делам беженцев более активного содействия разрешению проблемы безгражданства.
Апатриды становятся неустановленными личностями / Политика / Независимая газета
Тэги: гражданские права, апатриды, лбг, легальный статус, временное удостоверение, правозащита
Лица без гражданства по закону могут получить особое удостоверение. Фото РИА Новости
Больше года назад заработали законодательные нормы, которые должны были помочь лицам без гражданства (ЛБГ) обрести в России легальный статус. Однако на практике апатридам по-прежнему приходится долго доказывать свое право на существование в стране – и не всем это удается. Часто непроходимые бюрократические преграды заканчиваются для ЛБГ справкой о переводе в разряд неустановленных личностей. По российской традиции соображения о безопасности государства являются доминирующими.
По закону временное удостоверение (ВУ) личности ЛБГ выдается сразу на 10 лет, позволяет его обладателю находиться на территории России легально, а главное – рассчитывать почти на такие же права и гарантии, что есть у россиян. Короче говоря, с одной стороны, выдача таких ВУ, чего правозащитники добивались около 20 лет, – это серьезная подвижка. Однако, с другой стороны, проблема безгражданства в целом так и не была решена.
По словам экспертов, отдельные апатриды либо просто выпали из-под действия закона, либо в соответствии с ним были отправлены на долгий путь доказывания самого того факта, что они действительно ЛБГ. Как рассказали «НГ» правозащитники, препоны начинаются, когда человек должен пройти процедуру установления его личности. Уже есть жалобы, что, хотя закон предусматривает на это три месяца, данный срок часто не соблюдается, более того, даже и не начинается. При подаче заявления человеку должны дать справку о регистрации документа с датой, от которой и начинается отсчет. Но под разными предлогами чиновники на местах стараются такую бумагу не выдавать. Еще один способ – потребовать консульские справки об отсутствии гражданства другой страны. Правозащитники утверждают, что это вовсе и не предусмотрено в законе, но если бы такая норма и была, то она никак не могла бы заставить иностранные власти или поспешить с подтверждением «негражданства» российского апатрида, или не проигнорировать подобный запрос. ВУ ЛБГ в России не могут и получить такие люди, которых вопреки их воле признали своими гражданами другие страны, хотя они, говоря официальным языком, утратили связь с государством исхода.
Кстати, закон изначально критиковался за отсутствие ответа на логичный вопрос: что, собственно, будет с теми, кто не сможет получить ВУ ЛБГ? Бывают ситуации, когда и у человека нет никаких документов, и сведений о нем нет ни в архивах, ни в государственных базах данных. Таким, сообщили правозащитники, уже стали выдавать заключения о неустановлении личности, по сути, обрекая их на постоянную жизнь вне правового поля.
Напомним, что апатриды как явление – чаще всего последствие распада СССР, когда какие-то советские граждане не сумели получить паспорта ни в одной из его бывших республик. Закон «О гражданстве РФ» вступил в силу в феврале 1992 года, россиянами стали считаться те, кто на этот момент был прописан на данной территории. А вот те, кто только переезжал на нее, оформляя документы, учился за пределами РФ или проходил там военную службу, выпали из-под нулевого варианта закона о гражданстве. Немало людей было лишено гражданства РФ и в процессе переоформления паспортов. Кто-то получил документы по суду, а кто-то так и остался без внятного правового статуса. Но еще больше тех, кто просто утратил действующие российские документы и потом не смог легализоваться, – среди таковых, к примеру, много бывших заключенных.
Наличие всех этих проблем подтвердил «НГ» эксперт по миграционным вопросам Асилбек Эгембердиев. По поводу же их причин он заметил: «Бюрократию в нашей стране еще никто не отменял». Например, отдельные чиновники убеждены, что человек должен самостоятельно доказывать отсутствие своей принадлежности к иной стране: тот идет за справкой в зарубежное учреждение, а там сообщают, что «выдают документы только по запросу госорганов». Но если справку из иностранного посольства и удается достать, то миграционные органы РФ придираются к ее оформлению и не хотят принимать. В общем, «бесконечно футболят», подчеркнул эксперт.
Как сказал руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов Вячеслав Поставнин, проблема – в верховенстве внутренних инструкций над федеральными законами. Сама же по себе ситуация с апатридами не нова, и касается она десятков или даже сотен тысяч жителей РФ. Хотя руководство МВД в целом и главного управления по вопросам миграции в частности предпринимает массу усилий для ее нормализации, «бюрократический аппарат и общая негуманистическая правоприменительная практика это не позволяют». А причина кроется в отношении к людям как к потенциально опасным преступникам, почему вопросы безопасности всегда и превалируют над гражданскими правами. Но кроме перестраховки чиновников от возможных неприятностей, есть еще и банальная коррупция – и чем больше у людей сложностей, тем больше можно на них заработать денег. Поставнин при этом заметил, что как это ни удивительно, но на данный момент даже украинцы на территории РФ находятся в более выигрышном положении, чем те русские, которые когда-то давно жили в других странах. Для первых создано достаточно много каналов по натурализации, им проще получать российский правовой статус. Впрочем, заверил эксперт, бывших жителей Украины проблемы еще ожидают, поскольку и здесь инструкции для бюрократии важнее законов и указов самого президента.
ЛБГ в России будет только больше, допускает гражданский активист Алексей Егоркин, хотя бы потому, что «в период боевых действий, глобальной нестабильности и неопределенности всегда растет количество жертв этих обстоятельств». Утрачиваются документы, уничтожаются архивы, погибают или теряются свидетели жизни будущих ЛБГ, которым «подтвердить свою личность становится сложнее». По его мнению, уже очевидно, что в свете заявленной политики «своих не бросаем» необходимо разработать четкий механизм легализации ЛБГ. Эксперт предлагает использовать тот опыт работы с любыми беженцами, когда достоверность рассказа человека оценивается исходя из контекста, который известен госорганам. Это должен быть первый шаг, так что после выдачи ВУ человек обязательно должен проходить всестороннюю проверку, в том числе и усилиями спецслужб, а далее «такого человека необходимо поступательно курировать, мониторить его жизнь и социальный статус». Однако это требует серьезной работы, и тут перед чиновником сразу же возникает дилемма: не лучше ли такое проблемное лицо просто отфутболить? Как заметил президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, сегодня законодательное регулирование зачастую доминирует над социальной справедливостью. И одними законами, убежден он, этого не изменить, а потому никогда «нельзя отдавать на откуп бюрократии судьбы людей».
Однако, считает доцент РАНХиГС, директор АНО «Академический альянс» Михаил Бурда, говоря о ЛБГ, находящихся на территории России, нужно озвучивать не только цифры, причем не абстрактные «много», а конкретные, и, конечно, причины того, почему эти люди имеют именно такой правовой статус. Он настаивает, что законодательство достаточно четко определяет процедуру вступления в гражданство РФ, есть механизмы легализации, связанные с оформлением ВУ ЛБГ: «Если механизмы работают не так эффективно, как хотелось бы правозащитникам, есть площадка Общественной палаты, где эта проблематика обсуждается регулярно, пусть выходят с инициативами». Сам он считает, что нельзя списывать все на нерадивость чиновников: «Конечно, случаются перегибы, но в целом они действуют в рамках регламентов и требуют те документы, которые положены». «Это вопрос непростой и технически, и юридически, ведь, таким образом, можно легализовать человека, дать ему новые документы, а он является преступником, заметающим следы», – пояснил он. Так что в целом, хотя ситуация с ЛБГ действительно сложная, «это говорит о необходимости ее проблемного рассмотрения властью, а не отмены проверок и повальной легализации».
Безгражданство в США: обновление
12 ноября 2018 г.
Блог
От [email protected]
В этом месяце мировое сообщество отмечает годовщину кампании Агентства ООН по делам беженцев iBelong , направленной на искоренение безгражданства. В Соединенных Штатах мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы подумать о недавних шагах, предпринятых национальным правительством, чтобы ограничить доступ к гражданству США для лиц, родившихся здесь, и лишить гражданства других.
Конституция США гарантирует гражданство всем, кто родился в Соединенных Штатах, за некоторыми исключениями. Тем не менее, будучи кандидатом в президенты, Дональд Трамп предложил стране пересмотреть это правило о гражданстве по праву рождения, и, вступив в должность, он окружил себя доверенными советниками, такими как Майкл Антон, которые публично выступали за такой пересмотр. Предлагать изменения в Конституцию США по своей сути не опасно. Однако недавние новостные сообщения предполагают, что Государственный департамент США может ввести в действие этот ограничительный взгляд на гражданство США, отказывая в выдаче паспортов американцам, родившимся недалеко от американо-мексиканской границы. В прошлом акушерки признавались в ложных сообщениях о родах в Соединенных Штатах, чтобы помочь людям, родившимся в Мексике, получить американское гражданство, и это, безусловно, вызывает беспокойство. Однако зарегистрированный рост отказов в выдаче паспортов, похоже, выходит за рамки этих случаев с акушерками, и нет никаких сомнений в том, что граждане США мексиканского происхождения страдают непропорционально.
Эта тревожная тенденция отказа людям в гражданстве по праву рождения сопровождалась активными усилиями по лишению людей гражданства США. Служба гражданства и иммиграции США (CIS) заявила о своем намерении передать около 1600 дел в Министерство юстиции для денатурализации, судебного процесса по лишению гражданства, полученного в результате натурализации. Эти судебные преследования связаны с расследованием, известным как «Операция Янус», в ходе которого было выявлено около 315 000 случаев натурализации, в которых отсутствовали данные отпечатков пальцев, что вызвало опасения, что некоторые люди могли получить гражданство путем мошенничества. Ранее в этом году Министерство юстиции денатурализировало человека, идентифицированного в ходе операции «Янус», который использовал два разных имени, чтобы уклониться от соблюдения иммиграционного законодательства и получить иммиграционный статус. Тем не менее, объявление о большом количестве новых судебных преследований вызывает обеспокоенность по поводу масштабов этой инициативы и ставит вопросы о том, на каких граждан Министерство юстиции нацелится в следующий раз.
Примечательно, что безгражданство до сих пор не упоминалось в разговорах о потенциальных последствиях этих усилий федерального правительства по ограничению доступа к гражданству на границе и лишению гражданства других. Лицо без гражданства не имеет национальности нигде в мире, и как минимум со времен Второй мировой войны мировое сообщество признало бесчеловечность такого состояния. В настоящее время в Соединенных Штатах проживают тысячи мигрантов без гражданства, в том числе бывшие граждане Советского Союза, а также изгнанные эфиопы эритрейской национальности. В случае, если эти лица без гражданства не имеют права оставаться в Соединенных Штатах на законных основаниях, они все равно не могут быть высланы, поскольку ни одна страна в мире не предоставит им проездные документы. Конгресс до сих пор приостанавливал усилия по предоставлению таким лицам иммиграционного статуса и защиты, но на сегодняшний день проблема безгражданства в США ограничивается такими лицами, которые стали лицами без гражданства в результате действий других стран. Нынешние усилия по ограничению гражданства США могут привести к появлению новых лиц без гражданства в пределах наших границ.
В качестве регионального примера того, как ослабление прав на гражданство может привести к безгражданству, можно привести события, которые произошли в Доминиканской Республике в последние годы. Там широко известное решение Конституционного суда Доминиканской Республики в 2013 году переосмыслило ранее инклюзивное правило гражданства, чтобы исключить из доминиканского гражданства детей, рожденных в стране от нелегальных мигрантов. Это изменение в законе побудило государственные органы этой страны отказать в выдаче паспортов, отказать в выдаче документов, удостоверяющих личность, и отклонить запросы на получение свидетельств о рождении сотен тысяч доминиканцев с гаитянскими родителями. Наблюдатели за соблюдением прав человека выразили обеспокоенность тем, что в результате многие остались без гражданства, без гражданства в любой точке мира, что вызвало международный протест.
Хотя американцы могут насмехаться над любым предположением о том, что Соединенные Штаты могут пойти по пути доминиканских соседей, существует тревожная параллель. Всего несколько лет назад было широко распространено мнение, что любой, кто родился в Доминиканской Республике, является доминиканцем. Затем видные наблюдатели начали выступать за ограничительное толкование конституции Доминиканской Республики, и эта точка зрения была выдвинута в ходе судебных разбирательств. Наконец, это переросло в усилия по реформе законодательства и привело к сотням тысяч отказов и лишений гражданства и повсеместному безгражданству.
Соединенные Штаты должны осознавать, насколько скользкими могут быть ограничительные меры в отношении гражданства, и принять необходимые меры для предотвращения безгражданства.
Дэвид Балуарте — адъюнкт-профессор права и директор клиники по защите прав иммигрантов Университета Вашингтона и Ли; и член Руководящего комитета Американской сети по вопросам гражданства и безгражданства, проекта, базирующегося на базе Центра правосудия и международного права.
США обещают дать определение термину «безгражданство» впервые для федерального правительства
Си-Эн-Эн
—
Соединенные Штаты впервые обязуются дать определение «безгражданства» и усилить защиту лиц без гражданства в США, объявило в среду Министерство внутренней безопасности.
Лицо без гражданства — это лицо, не имеющее гражданства какой-либо страны, согласно Организации Объединенных Наций, но в США нет собственного определения, что затрудняет понимание федеральным правительством потребностей этого населения.
Например, по данным DHS, в США у лиц без гражданства могут отсутствовать документы, удостоверяющие личность.
Департамент считает, что внесение изменений поможет лицам без гражданства получить лучший доступ к легальному иммиграционному статусу и льготам.
Как правило, люди без гражданства во всем мире сталкиваются с проблемами, в том числе с невозможностью получить работу или государственные услуги, а также с трудностями при получении проездных документов, сообщил CNN представитель DHS.
DHS, отвечающее за управление легальной иммиграционной системой США, также увеличит объем доступных данных о лицах без гражданства в стране.
Этот шаг может затронуть сотни тысяч людей в США.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_2E0254AB-F75A-B7E4-43C5-BF67EC141E98@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>Согласно исследованию Центра миграционных исследований Нью-Йорка, около 218 000 жителей США потенциально являются лицами без гражданства или потенциально подвержены риску безгражданства. Эти группы живут во всех 50 штатах, с наибольшим населением в Калифорнии (20 600), Нью-Йорке (18 500) и Техасе (15 200).
Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, люди без гражданства могли прибыть в США в качестве беженцев, обладателей временной визы или по незаконным каналам.
Дональд Кервин, исполнительный директор Центра миграционных исследований и ведущий автор исследования, приветствовал заявление DHS.
Он назвал этот шаг «давно назревшим» и выступил за то, чтобы США также стали участниками конвенций ООН о безгражданстве 1954 и 1961 годов.
«Этому населению давно пора найти какой-то путь к статусу», — сказал он, добавив, что в ходе исследования они обнаружили, что ни одно федеральное агентство не располагало надежной информацией о лицах без гражданства в США.
Во всем мире есть группы населения, которым грозит безгражданство. Например, некоторые курды из Ирака, Ирана, Сирии и Ливана могут быть лицами без гражданства, а дети сирийских беженцев могут оказаться без гражданства, поскольку в некоторых странах назначения гражданство не предоставляется по праву рождения.
В Мьянме этническое меньшинство рохинджа сталкивается с лицом без гражданства.
«Ваша жизнь сильно ограничена, в силу того, что у вас нет государства, у вас нет страны», — сказал чиновник.
По данным DHS, не существует всеобъемлющей государственной статистики о количестве лиц без гражданства в США или о количестве лиц, подавших заявки на иммиграционные льготы, что является одной из причин для создания определения.
Leave a Reply