Минимальная зарплата в Казахстане увеличилась на 41%
Финансовые рынки от TradingView
ГлавнаяФинансыМинимальная зарплата в Казахстане увеличилась на 41%
Share
Share
Share
Tweet
Share
В Казахстане с 1 января
этого года размер минимальной заработной платы (МЗП) увеличился на 41% — с 42,5
тыс. тенге до 60 тыс. тенге, пишет Интерфакс-Казахстан. «В соответствии с
Трудовым кодексом работодатели будут обязаны обеспечить работникам заработную
плату на уровне не ниже МЗП. Данная мера приведет к росту денежных доходов 1,6
млн человек, работающих во всех отраслях на предприятиях различных форм
собственности», — отмечали ранее в министерстве труда и социальной защиты
населения республики.
Наряду с этим с 1 января 2022 года на 5% повышены
размеры прожиточного минимума (ПМ) и месячного расчетного показателя (МРП),
которые устанавливаются ежегодно с учетом прогнозного уровня инфляции и
применяются для изменения размеров социальных выплат, осуществляемых из
госбюджета для поддержки граждан. Теперь ПМ и МРП составляют 36 018 тенге и 3
063 тенге соответственно.
Таким образом, с 1 января будет произведено
повышение размеров солидарных пенсий на 7% (с опережением уровня инфляции на
2%) и базовой пенсионной выплаты на 5%. Это повышение коснется порядка 2,3 млн
пенсионеров.
Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты
составит 19 450 тенге, минимальный размер пенсии — 46 302 тенге.
Кроме того, на 5% повышен размер социальных
пособий, получателями которых являются 1,9 млн человек.
В целом на исполнение социальных обязательств
государства в республиканском бюджете на 2022 год заложено 4 трлн тенге, в том
числе на индексацию размеров пенсий и всех социальных пособий — 190,4 млрд
тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Вам может быть интересно
Ключевые показатели на 2019 год
Номинальную нагрузку по налогам и платежам снизят с 2023 года
Размер минимальной заработной платы увеличат с 2023 года
пенсия
пособия
МЗП
минимальная заработна плата
Экономика
С начала года казахстанцам выплачены пенсии на более чем 1 трлн тенге
Средний размер совокупной пенсии в стране составил 120 686 тенге
Финансы
Фигуранты дела «Бузгул Аурум» возместили ЕНПФ 907,3 млн тенге
В фонде рассказали, сколько средств перечислил каждый из признанных виновным
Финансы
Эксперт внес предложения по обязательным взносам работодателей в ЕНПФ
Председатель общественного совета при ЕНПФ Ерлан Бурабаев рассказал, как можно откорректировать норму по ОПВР
Как менялись минимальные расчетные показатели за последние 10 лет
Корреспондент центра деловой информации Kapital. kz проанализировал минимальные
расчетные показатели в РК с 2013 по 2022 год. Эти показатели устанавливаются ежегодно
законом «О республиканском бюджете» на соответствующий год.
Начнем с месячного расчетного показателя (МРП).
Этот показатель используют в Казахстане для исчисления пособий и других
социальных выплат, а также штрафов, налогов и прочих платежей в соответствии с
законодательством РК. МРП впервые был введен в 1995 году Законом «О республиканском бюджете на 1996 год» и составлял 320 тенге на 1 января
1996 года. С момента введения этот показатель менялся один раз в квартал, а с 2000 года
устанавливается ежегодно.
МРП также применяется для определения статуса субъектов
малого, среднего или крупного бизнеса, исчисления минимальных размеров
уставного капитала юридических лиц и расчета максимального лимита оплаты
больничных листов.
В целом с 2013 по 2022 год МРП вырос на 84%,
а средний ежегодный рост составил 6,6%. Наибольшее увеличение МРП было в
2020 году, когда этот показатель вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом – с 2525 до
2778 тенге. МРП на 1 января 2020 года был
установлен в размере 2651 тенге, однако был пересмотрен в связи с началом
пандемии и увеличен еще на 5% с 1 апреля 2020 года.
С 1 апреля 2022 года МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат увеличился еще на
4% с начала года и составил 3180 тенге. Месячный расчетный показатель для
применения штрафных санкций, расчета налогов и других платежей остается на
уровне 3063 тенге по состоянию на 2022 год. Согласно проекту Закона РК «О
республиканском бюджете на 2023-2025 годы», МРП с 1 января 2023 года
составит 3450 тенге. Проект бюджета в данный момент находится на
рассмотрении в Парламенте РК.
Минимальный размер заработной платы (МЗП) – это гарантированный
минимум денежных выплат работнику простого неквалифицированного труда при
выполнении им трудовых обязанностей в нормальных условиях и при нормальной
продолжительности рабочего времени. Этот показатель впервые был введен Законом
РК от 25 декабря 1991 года «О республиканском бюджете РК на 1992
год». Минимальную зарплату начали исчислять в тенге с 1 февраля 1994 года, когда она составляла 40 тенге в месяц. С момента введения этот показатель менялся один раз в
квартал, а с 2000 года устанавливается ежегодно.
В целом за период с 2013 по 2022 год показатель вырос в 3,2
раза, а средний ежегодный рост составил 14,2%. Наибольшее увеличение МЗП было в
2019 году, когда этот показатель вырос с прошлого года на 50% (с 28 284 до
42 500 тенге).
По поручению главы государства в Послании народу
Казахстана от 1 сентября 2022 года, МЗП составит
70 тыс. тенге с 1 января 2023 года. По информации Министерства труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН), эта мера приведет
к увеличению денежных доходов 1,6 млн наемных работников с минимальной
зарплатой. В настоящее время МТСЗН разрабатывает новую методику определения
МЗП, которая позволит поэтапно увеличить ее размер. Разработку методики
планируется завершить в 2023 году.
Минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума согласно
ст. 104 Трудового кодекса РК. До 2019 года размер МЗП в Казахстане
устанавливался на уровне прожиточного минимума, а по состоянию на 2022 год
минимальный размер заработной платы превышает величину этого показателя на 60%
(60 000 тенге и 37 789 тенге, соответственно).
Прожиточный минимум (ПМ) – это минимальный денежный доход на
одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской
корзины. В нее входит минимальный набор продуктов питания (43 наименования),
товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в
натуральном и стоимостном выражении. Фиксированная доля расходов на
непродовольственные товары и услуги составляет 45% от стоимости минимальной
потребительской корзины.
Величина
прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат впервые
была введена в 2005 году законом «О республиканском бюджете на 2006 год»
и составила 7945 тенге на 1 января 2006 года.
В целом с 2013 по 2022 год величина
прожиточного минимума выросла в 2 раза, а средний ежегодный рост составил 7,6%.
Наибольшее повышение величины ПМ было в 2018 году, когда этот показатель
вырос на 16% по сравнению с 2017 годом – с 24 459 до 28 284 тенге.
С 1 апреля 2022 года величина прожиточного
минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат увеличилась еще на 4%
с начала года и составила 37 389 тенге. Согласно проекту Закона РК «О
республиканском бюджете на 2023-2025 годы», величина ПМ с 1 января
2023 года составит 40 567 тенге. Проект бюджета в данный момент
находится на рассмотрении в Парламенте РК.
В настоящее время пенсия в Казахстане складывается из трех
компонентов: базовой, солидарной и накопительной пенсии.
Базовая пенсия была введена в РК в 2005 году. Ее получают абсолютно все казахстанцы,
которые достигли пенсионного возраста. До 2018 года базовая пенсия
предоставлялась всем лицам, пенсионерам по возрасту, в одинаковом размере. С
июля 2018 года размер базовой пенсии определяется индивидуально, в
зависимости от стажа участия в пенсионной системе.
В 2022 году размер базовой пенсии, если трудовой стаж
составляет 10 лет или менее или отсутствует вовсе, равняется 54% от
величины прожиточного минимума. В Послании народу Казахстана от 1 сентября
2022 года глава государства сказал, что следует последовательно довести
минимальную базовую ставку пенсии до 70% от прожиточного минимума. По
информации Министерства труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН), численность
получателей базовых пенсионных выплат по состоянию на 1 октября 2022 года
составила 2,2 млн человек.
В целом с 2013 по 2022 год минимальный размер
государственной базовой пенсионной выплаты вырос в 2,2 раза, а средний
ежегодный рост составил 8,4%. Наибольшее повышение этого показателя было в
2018 году, когда минимальный размер государственной базовой пенсионной
выплаты вырос с прошлого года на 19% (с 12 802 до 15 274 тенге).
Размеры базовой пенсии повышаются ежегодно в связи с ростом величины
прожиточного минимума, наибольшее увеличение которого также пришлось на
2018 год (16%).
С 1 апреля 2022 года минимальный размер
государственной базовой пенсионной выплаты увеличился еще на 4% с начала года и
составил 20 191 тенге. Согласно проекту Закона РК «О республиканском
бюджете на 2023-2025 годы», минимальный размер государственной базовой
пенсионной выплаты с 1 января 2023 года составит 21 907 тенге. Проект бюджета в
данный момент находится на рассмотрении в Парламенте РК.
В отличие от базовой пенсии, солидарную пенсию получают только те граждане, которые имеют не менее 6 месяцев трудового стажа по
состоянию на 1 января 1998 года. Размер солидарной пенсии зависит от
продолжительности имеющегося на вышеуказанную дату трудового стажа, а также от
60% от среднемесячного дохода за любые три года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1998 года. При этом среднемесячный доход не должен превышать 46 МРП на год назначения пенсии. Напомним, что величину максимального дохода для исчисления солидарной пенсии увеличат до 55 МРП с 1 января 2023 года.
Cолидарная пенсия выплачивается в полном объеме при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для
женщин. Если трудовой стаж меньше, то применяется корректировка на понижающий коэффициент. Если трудовой стаж больше, то за каждый год прибавляется 1% к размеру солидарной пенсии, однако ее величина не может превышать 75% от дохода, учитываемого для исчисления этой пенсионной выплаты. Исчисление солидарной пенсии при отсутствии требуемого законодательством дохода осуществляется исходя из минимальной пенсии.
В целом с 2013 по 2022 год минимальный размер
пенсии вырос в 2,5 раза, а средний ежегодный рост составил 10,3%.
Наибольшее повышение этого показателя было в 2018 году, когда минимальный
размер пенсии вырос с прошлого года на 20% (с 28 148 до 33 745 тенге).
С 1 апреля 2022 года минимальный размер пенсии
увеличился еще на 4% и составил 48 032 тенге. Согласно
проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», минимальный
размер пенсии с 1 января 2023 года составит 53 076 тенге.
Проект бюджета в данный момент находится на рассмотрении в Парламенте РК.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital. kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Ключевые показатели на 2019 год
Какие расчетные показатели утверждены на 2021 год
Доходы почти 7 млн казахстанцев вырастут в 2022 году
Казахстан — Ключевые изменения в законодательстве на 2020 — 2021 годы.
В данной публикации мы хотели бы выделить наиболее значимые изменения и нововведения в законодательстве Республики Казахстан в 2021 году.
Новые расчётные ставки в 2021 году:
Месячный расчетный показатель – 2 917 тенге
Минимальная заработная плата – 42 500 тенге.
Минимальная базовая пенсия – 18 524 тенге.
Прожиточный минимум – 34 302 тенге.
Изменения в пособиях в связи с пандемией COVID-19 [2].
С 1 января 2021 года перестали действовать льготы по коэффициенту оценки «0» к ставкам индивидуального подоходного налога, социального налога, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Как изменится природоохранное законодательство Казахстана? [3]
С 21 июля 2021 года старый Экологический кодекс Республики Казахстан утрачивает силу и вступает в силу новый (далее – «новый Кодекс»).
Новым Кодексом предусмотрена обязательная оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) среди крупных предприятий 1-й категории, в перечень которых включены виды деятельности, связанные с энергетикой, нефтяной промышленностью, газовой промышленностью, недропользованием, добычей и переработкой металлов, химической промышленностью и др.
Новый Кодекс также предусматривает участие общественности на всех этапах ОВОС, которое включает 4 обязательных этапа:
В свою очередь объекты 2 категории будут оцениваться на предмет необходимости или отсутствия прохождения ОВОС, то есть путем скрининга.
Объекты 3 категории находятся в ведении местных исполнительных органов, которые принимают декларации с указанием количества выбросов, сбросов и объемов накопленных и перемещаемых отходов.
В старом Кодексе отсутствует обязанность расходовать бюджетные средства по целевому назначению на природоохранные мероприятия за счет поступивших платежей за выбросы. Новый Кодекс предусматривает обязанность полностью финансировать природоохранную деятельность за счет всех поступающих экологических платежей.
Новый Кодекс также включает положения о возобновляемых источниках энергии. Теперь в нем говорится, что утилизация отходов может означать переработку отработанных энергетических ресурсов для извлечения тепловой или электрической энергии. Будет предусмотрен разрешительный порядок осуществления деятельности по переработке, обезвреживанию и уничтожению опасных отходов и введен уведомительный порядок перевозки отходов.
Возмещение затрат на строительство и эксплуатацию новых объектов размещения энергетических отходов осуществляет Расчетно-финансовый центр поддержки возобновляемых источников энергии (далее – РФК).
ЮФК будет закупать электроэнергию, произведенную организациями, использующими размещение отходов, поставляемую ими в единую энергосистему по тендерным ценам. Такие цены определяются по результатам аукциона с учетом индексации, определяемой Правительством Республики Казахстан.
Помимо прочего, после принятия нового Кодекса соответствующие изменения коснутся также Хозяйственного, Налогового, Уголовного, Административного, Водного, Земельного кодексов, а также Закона о разрешениях и уведомлениях.
Хозяйственный кодекс предусматривает проведение проверок для незамедлительного предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью населения, без предварительного уведомления.
Кодексом о налогах и обязательных платежах в бюджет предусмотрено освобождение от платы за выбросы для операторов новых объектов, получивших комплексное экологическое разрешение за счет внедрения наилучших доступных технологий.
Какие изменения коснутся налогообложения [4]?
Ряд нововведений принят Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2020 года № 382-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Принята специальная программа Международного финансового центра «Астана», согласно которой физические лица могут претендовать на получение статуса инвестиционного резидента. Теперь, если инвестиционный резидент косвенно или прямо владеет контролируемой иностранной компанией, он освобождается от налогообложения.
Внесены изменения в особенности вывода пенсионных накоплений. При единовременной пенсионной выплате индивидуальный подоходный налог исчисляется при перечислении единым накопительным пенсионным фондом на банковский счет получателя. При выезде физического лица на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан или при получении наследства удержанию подлежит сумма индивидуального подоходного налога, не удержанная из единовременной пенсионной выплаты. Добровольные пенсионные взносы, перечисляемые в единый накопительный пенсионный фонд, добровольный накопительный пенсионный фонд в пользу работника, не признаются доходом физического лица.
Теперь плательщики единого совокупного платежа не подают декларацию по единому подоходному налогу.
Граждане Республики Казахстан не обязаны декларировать деньги на банковских счетах в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан, в декларации по индивидуальному подоходному налогу, за исключением случаев, когда это требуется в порядке всеобщего декларирования.
Страховые выплаты, осуществляемые страховыми организациями по договорам накопительного страхования, также исключаются из доходов физического лица, подлежащих налогообложению.
Также теперь физические лица могут использовать одноразовые пароли при подписании форм налоговой отчетности.
С 1 января 2022 года минимальный порог для обязательной постановки на учет по налогу на добавленную стоимость будет снижен с 30 000 МРП до 20 000 МРП в год.
Что изменится в законодательстве о возобновляемых источниках энергии [5]?
Для повышения привлекательности рынка возобновляемых источников энергии в октябре 2020 года вновь планируется внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии и электроэнергетики.
Основными идеями, предложенными законопроектом, являются следующие:
Исключение индивидуальных потребителей и чистых потребителей из-под действия норм, регулирующих деятельность «энергопроизводящих организаций»;
Снижение тарифов на электроэнергию для потребителей;
Внедрение порядка проведения аукционов на строительство вновь вводимых генерирующих блоков с гибким режимом генерации;
Продление договора купли-продажи электроэнергии на 20 лет.
Исключение индивидуальных потребителей и чистых потребителей из правил, регулирующих деятельность «энергопроизводящих организаций». Этот шаг освободит индивидуальных потребителей и чистых потребителей от значительного количества необычных обязательств.
Уполномоченный орган будет учитывать произведенные затраты при корректировке предельных ставок. Если энергопроизводящая организация понесла убытки, связанные с изменением цены на уголь, газ, серосодержащее сырье, нефтепродукты для производства электроэнергии, то такие убытки учитываются за период, не превышающий шести месяцев.
Оказание Расчетно-финансовому центру финансовой поддержки со стороны государства в случае неисполнения обязательств по платежам в проекты ВИЭ.
Хотим выделить наиболее значимые изменения и новшества в законодательстве Республики Казахстан в 2020 году.
Что нужно знать об изменениях в законе о персональных данных[6]?
21 октября 2020 г. введены в действие Правила сбора и обработки персональных данных (далее – Правила). Регламенты предусматривают способы сбора и обработки персональных данных, а также описывают каждый процесс, раскрывая порядок работы с данными. [7]
Основным нововведением Правил является обезличивание судебных решений при проведении статистических, социологических, научных и маркетинговых исследований.
В настоящее время в целях охраны охраняемой законом тайны при сборе и использовании третьими лицами судебных актов Верховного Суда, местных и иных судов Республики Казахстан персональные данные должны быть обезличены лицом, использующим эти судебные акты.
Важные изменения коснулись трудового законодательства.
18 сентября 2020 года вступил в силу Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 3 сентября 2020 года № 353 «Об утверждении Правил представления и получения сведений о трудовом договоре в Единой системе учета трудовых договоров» (далее – Правила).
В соответствии с Правилами вводится Единая система учета трудовых договоров (далее – ЕГРЮС). Его основное назначение – автоматизировать учет трудовых договоров, трудовой деятельности и численности работников. В ЕГРЮЛ отражаются сведения о заключении, расторжении и изменении трудовых договоров. Определен состав необходимых данных, отражаемых в системе.
Важные изменения в здравоохранении в Казахстане[8].
Новый Кодекс здравоохранения Республики Казахстан, вступивший в силу 19 июля 2020 года, внес ценные новшества в регулирование общественного здравоохранения в Казахстане (далее – « Кодекс здравоохранения »). Кодекс о здравоохранении усилил правовую защиту медицинских работников, ввел дифференцированный подход к врачебным ошибкам, переопределил права граждан в вопросах вакцинации.
Кодексом о здравоохранении гражданам РК предоставлено право давать информированное согласие или отказываться от лечения и других медицинских мероприятий, в том числе профилактических прививок.
Кодекс здравоохранения разделил протоколы вакцинации на обязательные и добровольные, и Правительство несет ответственность за утверждение перечня вакцин, обязательных для граждан Казахстана, проживающих в стране.
Новый Кодекс о здравоохранении, обеспечивающий более сильную правовую защиту медицинских работников, не причинивших серьезного вреда здоровью пациента. Термин «врачебная ошибка» заменен термином «медицинский несчастный случай», что привело к смягчению наказания для медицинских работников. Хотя теперь будет сложнее возбудить уголовное дело о врачебной ошибке, Кодекс о здравоохранении по-прежнему допускает привлечение к уголовной ответственности в случаях, когда врачебная ошибка повлекла тяжелые последствия для здоровья пациента3. Остальные случаи будут рассматриваться как административное правонарушение.
Одна из самых важных поправок, связанных со здоровьем населения, касается ограничений на потребление электронных сигарет и изменения статуса электронных сигарет на табачные изделия. Кодексом о здравоохранении введен запрет на ввоз, производство и распространение снюса и других некурительных табачных изделий, а также введена административная ответственность за продажу табачных изделий лицам, не достигшим 21-летнего возраста, и применение всех ограничительных мер, применяемых к табачным изделиям.
Кодексом здравоохранения вводятся положения, регулирующие диспансеризацию населения Республики Казахстан. Одним из важных элементов этих положений становится применение к работодателям в целом. Таким образом, в соответствии с новыми положениями Кодекса о здравоохранении, работодатели должны обеспечивать и корректировать условия труда, позволяющие работнику проходить медицинский осмотр, в том числе в обычное рабочее время.
За дополнительной информацией обращайтесь:
Сания Перзадаева, Управляющий партнер, Юридическая фирма Unicase
[1] Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы».
[2] Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения».
[3] Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан».
[4] Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
[5] Закон РК от 4 июля 2009 года № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»
[7] Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 21 октября 202 0 № 39№ 5/НҚ «Об утверждении Правил сбора и обработки персональных данных».
[8] Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Бензинизация, финансиализация как источники дифференциации заработной платы в Казахстане – ERI
По данным Министерства национальной экономики Республики Казахстан, среднемесячная номинальная заработная плата в четвертом квартале 2018 года в Казахстане составила 176 050 тенге (465,7 долларов США). Статистика показала, что самые высокие заработные платы были зарегистрированы в добывающем секторе, где среднемесячная заработная плата составляет 390400 тенге (1032,8 доллара США). Финансовый сектор занял второе место с 364 700 тенге (964,8 доллара США), затем следует научно-техническая деятельность с 332 500 тенге (879,6 доллара США), информация и связь с 261 700 тенге (692,2 доллара США) и строительство с 227 500 тенге (601,9 доллара США). Самая низкая заработная плата была зарегистрирована в сфере образования, где работники в среднем зарабатывали 107 900 тенге (285,5 долларов США) в месяц [Bnews.kz, 2019]. Анализ годовой статистики за 2018 год показывает, что средняя заработная плата в экономике Казахстана составила 162 267 тенге (429 долларов США). .3), что на 8,4% выше, чем в 2017 году. В то же время, если проанализировать изменение средней заработной платы в реальном выражении, т.е. с поправкой на инфляцию, то мы увидим, что ее рост в 2018 году составил всего 2,3%.
Тем не менее, средняя заработная плата показала реальный положительный рост в 2018 г. впервые с 2014 г. В 2018 г. во всех отраслях экономики наблюдался положительный рост заработной платы, за исключением сектора здравоохранения и социальных услуг, где средняя заработная плата сократилась на 3,2%. Еще одним сектором экономики, где зарплаты традиционно были низкими, является образование, где зарплаты выросли всего на 0,3% в реальном выражении за весь 2018 год. Если разделить экономику на реальный сектор и сферу услуг, то двумя ведущими секторами в каждой категории по размерам зарплат будут добывающий сектор и финансовый сектор соответственно. В таблице 1а) показано изменение средней заработной платы в целом по экономике, сельскому хозяйству и обрабатывающей промышленности относительно средней заработной платы в добывающем секторе за 2011-2018 гг. Как видим, в рассматриваемый период заработная плата в обрабатывающей промышленности, как и в целом по экономике, снижалась по отношению к заработной плате в добывающем секторе. Средний рабочий в производственном секторе зарабатывает почти половину зарплаты среднего рабочего в горнодобывающем секторе. В то же время в сельском хозяйстве заработная плата почти в четыре раза ниже, чем в горнодобывающей, и соотношение между ними остается постоянным на протяжении 2011-2018 гг.
Анализируя сектор услуг, мы можем отметить, что два наиболее приоритетных государственных сектора, а именно здравоохранение и образование, находились в упадке с точки зрения средней заработной платы по сравнению с наиболее прибыльным сектором услуг, которым является финансовый сектор. В 2012 г. средняя заработная плата в здравоохранении составляла 40% от заработной платы в финансовом секторе, а к 2018 г. это соотношение снизилось до 33%. В образовании аналогичный показатель снизился с 35% до почти 30%.
На рисунках 2а) и 2б) показан реальный рост заработной платы за 2011-2018 годы в отдельных отраслях экономики. Таким образом, мы видим, что в реальном секторе средняя заработная плата в сельском хозяйстве и добывающем секторе росла быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Если мы посмотрим на рост заработной платы в сфере услуг, мы можем заметить, что два наиболее важных сектора услуг сначала испытали быстрый рост с 2011 по 2015 год по сравнению с финансовым сектором, в котором самая высокая заработная плата. Однако после 2015 года мы наблюдаем разворот тенденций, и средние зарплаты в здравоохранении и образовании стали существенно замедляться по сравнению с финансовым сектором, где рост зарплат стал еще быстрее, чем раньше.
При наличии необходимой информации о динамике средней заработной платы по отраслям всегда интересно анализировать реакцию труда в рамках фундаментальных законов спроса и предложения труда. В условиях свободного движения рабочей силы можно ожидать перемещения рабочей силы из секторов с относительно более низкой заработной платой в отрасли с относительно более высокой заработной платой в соответствии с общим правилом, которое гласит, что капитал перемещается на рынки с наивысшей процентной ставкой, а рабочая сила — на рынки с наиболее высокой заработной платой. Интересно отметить, что существуют определенные реакции труда на изменение заработной платы. На рис. 3 представлено перемещение рабочей силы по выбранным отраслям экономики Казахстана относительно общего изменения рабочей силы путем деления коэффициентов изменения рабочей силы в рассматриваемых отраслях на коэффициент общего изменения рабочей силы в экономике. Получается, что сельское хозяйство, имеющее самую низкую среднюю заработную плату среди всех отраслей экономики, за 2011-2018 годы потеряло половину своей рабочей силы. Также наблюдается небольшое снижение в обрабатывающей промышленности, в которой средняя заработная плата увеличилась несколько больше за период выборки. Как и следовало ожидать, в добывающем секторе появилось больше рабочей силы, чем в любом другом производственном секторе (34%), а прирост рабочей силы в финансовом секторе за 2011–2018 годы был огромным (65%). Удивительно, однако, что государственные секторы здравоохранения и образования, в которых наблюдалось небольшое снижение средней заработной платы за период выборки, привлекали больше рабочей силы по сравнению со всей экономикой. И здравоохранение, и образование увеличили численность рабочей силы примерно на четверть, что намного быстрее, чем демографический рост с 2010 г. (10,4%) [Committee on Statistics, 2019].а; 2019б].
Сравнение ключевых секторов экономики с точки зрения динамики заработной платы и движения рабочей силы позволяет лучше понять текущие тенденции, которые могут показаться не столь очевидными, и сделать прогноз развития этих секторов на ближайшую перспективу. Статистические данные о средней заработной плате в отдельных отраслях экономики показывают, что есть определенные признаки конвергенции между отраслями реального сектора, а также в сфере услуг. Другими словами, зарплаты в секторах приближаются друг к другу. Тем не менее, добывающий и финансовый секторы остаются ведущими отраслями по средней заработной плате. Более того, после 2015 г. стало усиливаться преобладание двух наиболее прибыльных отраслей над остальными по средней заработной плате. В результате мы наблюдаем перемещение рабочей силы из секторов с относительно низкой средней заработной платой в добывающий и финансовый секторы. Выявленные закономерности ставок заработной платы и рынка труда свидетельствуют о ключевых структурных проблемах экономики страны, заключающихся в дефиците отраслевой диверсификации и недостаточном притоке инвестиций и капитала в другие отрасли, кроме горнодобывающей и финансовой. Однако самое главное, что данные тенденции противоречат декларируемой и приоритетной политике правительства по диверсификации, и в более долгосрочной перспективе растущие различия в оплате труда приведут к концентрации труда и капитала в немногих секторах с высокой отдачей [Egov.kz, 2014]. Важно также отметить, что отраслевые различия в оплате труда также вносят значительный вклад в пространственные и межрегиональные различия в благосостоянии, что делает нефтяные регионы Казахстана намного богаче, чем регионы с высокой долей сельского хозяйства [Министерство национальной экономики, 2018]. Нынешнюю динамику ставок заработной платы в Казахстане можно понимать как прямое следствие существующих структурных недостатков экономики страны с ее сверхконцентрацией в добывающем секторе. В связи с этим динамика заработной платы показывает, что необходимы более эффективные меры во избежание сверхконцентрации производственных ресурсов в добывающем и финансовом секторах экономики.
СПРАВКА:
Bnews.kz (2019). Шахтеры и финансисты получают самую высокую зарплату в Казахстане . Получено с https://bnews.kz/ru/news/u_kogo_samie_visokie_zarplati_v_kazahstane. Дата обращения 10.02.2019.
Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (2019а). Официальная статистическая информация о населении на 1 января 2019 года . Получено с http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersPopulation?_afrLoop=24629.85120870630#%40%3F_afrLoop%3D2462985120870630%26_adf.ctrl-state%3D10jvhgcotc_50. Дата обращения 13.02.2019.
Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (2019b). Официальная статистическая информация по труду . Получено с http://stat.
Leave a Reply