Закон о гражданстве РФ, Украины и других стран СНГ ✪ GooToEU
Статус гражданина обеспечивает предоставление и защиту определенных прав и свобод. Приобретение второго или двойного гражданства открывает доступ к новым привилегиям, позволяющим достичь более высокого уровня жизни. Получить дополнительный паспорт может каждый при соблюдении требований иммиграционного законодательства.
Двойное гражданство приобретают при условии заключения между странами договора, регулирующего правовые обязательства граждан перед двумя государствами – уплату налогов, прохождение службы в армии и другое. При отсутствии соглашения о двойном гражданстве доступно оформление второго паспорта.
Получение гражданства Евросоюза значительно расширяет возможности, гарантируя право на безвизовое пересечение границ государств, регистрацию бизнеса на европейском рынке, официальное трудоустройство без оформления дополнительных разрешений. Существенной привилегией оформления второго паспорта ЕС является отсутствие необходимости в отказе от первого гражданства.
Законодательство России
о двойном гражданстве
На сегодня российским правительством подписан только 1 договор о взаимном признании двойного гражданства – с Таджикистаном. Оформление второго паспорта иностранного государства для россиян возможно без отказа от российского по программе репатриации. При получении гражданства любой другой страны, например Румынии, гражданину РФ необходимо на протяжении 2 месяцев обратиться в отделение УФМС.
Законодательство Украины
о двойном гражданстве
В законе также указано: «Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство». При оформлении гражданства европейской страны по репатриации украинцы становятся гражданами ЕС и одновременно сохраняют паспорт Украины. Согласно закону, находясь на украинской территории владелец второго гражданства признается исключительно гражданином Украины и не обязан уведомлять власти о получении второго паспорта.
Законодательство
Республики Беларусь
о двойном гражданстве
Поскольку в Республике Беларусь нет подписанных договоров о двойном гражданстве с другими государствами, белорусы могут оформить только второе гражданство. Исключением на получение статуса двойного гражданства являются дети до 18 лет, чьи родители или один из них имеют гражданство других государств и проживают временно или постоянно на территории РБ. Согласно белорусской Конституции и закону “О гражданстве” допускается получение второго гражданства совершеннолетними гражданами Республики Беларусь без отказа от белорусского паспорта.
Наличие второго гражданства Евросоюза предоставляет гражданам стран СНГ доступ к безвизовым путешествиям, официальному трудоустройству в любой из стран ЕС, получению престижного образования, качественному здравоохранению и социальной защите. Владельцы второго паспорта могут зарегистрировать и развивать собственный бизнес на европейском рынке, пользоваться услугами надежных банков и льготным налогообложением. Специалисты компании GoоtoEU проконсультируют вас, как успешно оформить второе гражданство в любой из стран Евросоюза.
Подробно консультируем о вариантах иммиграции в ЕС и возможностях получения второго гражданства
Двойное гражданство в России — что говорит закон?
Железный занавес, отделявший Советский Союз от западных стран, давным-давно рухнул. Сегодня никого из россиян не удивишь двойным гражданством. Но немногие знают, кто его сможет получить, как это делается и какие права и обязанности появляются у лица с двойным гражданством.
Очень часто вместо термина «гражданство» употребляется «подданство». Разница заключается в форме правления в стране. Однако суть понятий одинакова.
Содержание статьи:
- Разрешает ли Россия двойное гражданство
- Особенности закона о двойном гражданстве в РФ
- Когда и как можно получить двойное гражданство в России?
- С какими странами жители России чаще всего получают двойное гражданство?
- Права, обязанности и проблемы лиц с двойным гражданством
Разрешает ли Россия двойное гражданство — закон о двойном гражданстве
Для начала необходимо пояснить, что «двойное гражданство» и «два гражданства» – с юридической точки зрения два разных статуса, хотя в обыденной жизни между ними не делается различий.
Человек может находиться в статусе двойного гражданства в том случае, если между странами, гражданином которых он является, подписан Договор о двойном гражданстве. То есть, оба государства взаимно признают оба гражданства как равноценные. В настоящее время Россия заключила такие договоры только с Таджикистаном и Туркменистаном.
Второе гражданство и двойное гражданство — в чём разница?
Если человек имеет паспорта гражданина двух или более стран, между которыми отсутствуют заключенные соглашения о двойном гражданстве – это означает, что он находится в статусе «двух гражданств».
Лица, являющиеся гражданами двух или более государств, именуются бипатридами
В части 1 статьи 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», вступившего в силу 31.05.2002 года определено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство иного государства, может рассматриваться «только как гражданин Российской Федерации». Для случаев, которые предусмотрены международными договорами, в законе содержатся оговорки. В данном Законе также содержится оговорка в отношении предусмотренных федеральным законом случаев, трактовка которой гласит, что в определенных законодательно обстоятельствах российский гражданин, имеющий гражданство другой страны, может рассматриваться как иностранец с вытекающими из этого статуса ограничениями в правах.
Российский закон о гражданстве не содержит в себе полного набора ограничителей, препятствующих возникновению двойного гражданства, а значит, его не запрещает, хотя и не поощряет.
Особенности закона о двойном гражданстве в РФ
Рассмотрим два варианта:
1. Гражданин иностранного государства желает получить гражданство России;
2. Россиянин желает получить второе гражданство.
В первом случае для получения российского паспорта, а соответственно и гражданства, по действующему российскому законодательству требуется обязательный отказ от предыдущего гражданства. Однако миграционные службы достаточно часто закрывают глаза на это требование.
А вот если гражданин России пожелает стать гражданином или подданным иного государства, то он может по-прежнему оставаться гражданином России. Закон этого не запрещает.
Когда и как можно получить двойное гражданство в России?
Процедура получения россиянином паспорта иностранного государства в разных странах примерно одинакова. Сначала необходимо пройти натурализацию, получив вид на постоянное или временное проживание (ПМЖ или ВНЖ). После этого нужно прожить в стране от трех до двенадцати лет, при этом освоив язык, культуру и основной закон страны и не иметь претензий со стороны местных правоохранительных органов.
Однако целый ряд развитых и развивающихся государств законодательно запрещают иметь второе гражданство. В список таких стран входят: Норвегия, Дания, Германия, Япония, Индия, Китай, Южная Корея и Казахстан.
С какими странами жители России чаще всего получают двойное гражданство?
Какие страны наиболее являются наиболее привлекательными для наших соотечественников в плане получения второго гражданства? В первую очередь это страны с развитой экономикой и высоким уровнем жизни: США, Канада, Германия, Финляндия и Израиль. За ними идут Франция, Великобритания, Италия, Чехия и прибалтийские государства. Многих наших сограждан влекут к себе далекие Австралия и Новая Зеландия.
А вот страны, где россияне любят отдыхать и нередко приобретают недвижимость — такие, как Хорватия, Черногория, Болгария, Турция, Греция, Кипр и Египет, с точки зрения второго гражданства мало интересуют наших соотечественников.
Права, обязанности и проблемы лиц с двойным гражданством
Конституция РФ в части 2 статьи 64 гласит, что наличие у гражданина РФ иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и также не освобождает от вытекающих из российского гражданства обязанностей. При этом ни конституция, ни прочие нормативно-правовые акты не проводят каких-либо различий в правовом статусе российских граждан, получивших гражданство России по рождению или в результате натурализации.
Тем не менее, при урегулировании вопросов двойного гражданства возникает целый ряд проблем. Это, прежде всего, касается вопросов налогообложения бипатридов, их дипломатической защиты государствами, исполнения воинской повинности, а также вопросов устройств на государственную службу.
В качестве пояснения можно привести следующие примеры:
Гражданин, имеющий гражданство России и Израиля, отслужив в российской армии и переехав на ПМЖ в Израиль, будет повторно призван на службу в израильскую армию.
При поступлении бипатрида на государственную службу, интересы какого государства он будет представлять и защищать?
Еще один пример. Лицо, имеющее гражданство РФ и другого, мусульманского государства, допускающего многоженство, определенное время проживает на территории Российской Федерации. Вправе ли оно сожительствовать с несколькими женщинам, с которыми состоит в браке по закону другой страны, гражданином которой является.
Очевидно, вопросов в подобных случаях возникает значительно больше, чем возможных вариантов их решения.
Санкт-Петербург
8 (812) 627-14-02;
Москва
8 (499) 350-44-31
Вооруженное гражданство: должно ли международное право ограничивать репрессивное присвоение гражданства? — Стр.
3 из 12
Вооружение большего, чем гражданство
Элеонора Нотт (Лондонская школа экономики)
через нормативную призму того, каким должен быть мир. Ни подход, ни перспектива не лучше и не хуже; оба нуждаются друг в друге для взаимного обогащения идеями и идеями. Скорее, я отмечаю свою эмпирическую точку зрения, чтобы показать позицию, с которой я исходю при рассмотрении концепции вооруженного гражданства и оценке ее полезности в контекстах, где я исследовал двойное гражданство.
В этом ответе я не оспариваю полезность вооруженного гражданства как концепции и политической практики. Неха Джайн указывает на множество вопиющих случаев, когда гражданство в качестве оружия использовалось государствами, которые выхолащивали, переводили в офшор или навязывали гражданство как часть принудительной, репрессивной и авторитарной политики. Я хочу сказать, что эмпирический нюанс необходим для понимания реальных или потенциальных случаев вооруженного гражданства. В частности, важно пересмотреть, когда и при каких условиях гражданство использовалось в качестве оружия, например, в политике паспортизации, которой посвящен мой ответ.
Добавление эмпирических нюансов касается не только оспаривания фактов или заявления о том, что превращение гражданства в оружие может произойти до или в результате конфликта. Эмпирический нюанс также демонстрирует, что авторитарные националистические государства могут использовать в качестве оружия не только гражданство. Во-первых, такие государства, как Россия, также используют в качестве оружия более расплывчатые концепции квазигражданства. В то время как внутреннее законодательство и международные нормы предлагают некоторую юридическую кодификацию гражданства, такой кодификации для квазигражданства не существует. Во-вторых, такие государства, как Россия (в частности), превращают в оружие этнонационалистические претензии, предлагая защиту — посредством аннексии и конфликта — внешним соэтническим сообществам, независимо от того, считают ли такие внешние соэтнические сообщества нуждающимися в защите или согласными на нее.
Использование гражданства в качестве оружия: до или после аннексии?
Во-первых, мы должны задаться вопросом, что мы знаем или думаем, что знаем о , когда Крым был паспортизирован: до или после аннексии.
Предположим, жители Крыма были паспортизированы Россией до аннексии. В этом случае этот процесс указывает на совершенно разные аналитические выводы и меняет наше понимание аннексии и паспортизации по сравнению с ситуацией, когда жители Крыма были паспортизированы после аннексии . В первом случае мы бы рассматривали паспортизацию как предвестник аннексии и как признак слабости Крыма и Украины по отношению к России. Статус российского гражданства жителей Крыма можно рассматривать как указание на то, что аннексия была почти неизбежным следствием паспортизации, поскольку может показаться, что жители Крыма поддержали аннексию как российские граждане. Но если бы жителей Крыма паспортизировали после аннексии, то мы бы рассматривали паспортизацию по-другому: как следствие аннексии, а не как причину или симптом слабости Украины, как навязанную практику после аннексии, а не до нее.
Неха Джайн предполагает, что российская паспортизация предшествовала и была предвестником аннексии Крыма Россией. В частности, опираясь на Энн Питерс, Джейн предполагает, что российская паспортизация произошла в Крыму еще в 1991 году и привела к массовому предоставлению российского гражданства. Более того, Джейн утверждает, что паспортизация в Крыму предшествовала и, таким образом, повторяла ту же политику в Абхазии и Южной Осетии после 2002 г. и до вторжения России в Грузию в 2008 г. Подразумевается, что паспортизация в Крыму была давней политикой массовой передачи российского гражданства на оспариваемых территориях в «ближнем зарубежье» до вторжения или аннексии.
Но сама Энн Питерс делает несколько предостережений, которые Джейн упускает из виду. Важно отметить, что Петерс предполагает, что «активная российская политика «паспортизации» якобы проводилась в Крыму с 1991 года. Учитывая эту неопределенность, она предпочитает не включать Крым в качестве примера. Вместо этого ее анализ сосредоточен на «наиболее заметных и задокументированных случаях российской политики экстерриториальной натурализации, а именно в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье».
Как отмечает Петерс, но Джейн упускает из виду, природа паспортизации Крыма более запутана и менее ясна по сравнению с другими случаями, когда в массовом порядке вручение российских паспортов легче идентифицировать.
То, что Крым был паспортизирован Россией до аннексии, часто повторяется как факт. Многие ученые и политические обозреватели, в том числе Якоб Хеденског и Мерль Мегрэ, предполагают, что Крым был паспортизирован задолго до аннексии. Точно так же Тарас Кузио указывает, что до ста тысяч жителей Крыма были паспортизированы Россией по состоянию на 2008 год. После аннексии ученые описали паспортизацию как «постфактум» оправдание аннексии Крыма Россией. Например, Чарльз Кинг предположил, что паспортизация сделала Крым уязвимым для аннексии Россией, как будто жители Крыма поддержали аннексию потому что они уже были гражданами России. Такие перспективы предполагают, что аннексия была свершившимся фактом из-за паспортизации.
Но цифры, такие как приведенные Куцио, трудно проследить до первоисточников и скатиться к реальности , которые были российскими гражданами в Крыму до аннексии. В основном гражданами России были не простые жители Крыма, а лица, связанные с российской военной базой в Крыму, в том числе военные пенсионеры.
Индивидуальное агентство и линза паспортизации
Более того, линза паспортизации лишает свободы действий тех, кто считается паспортизированным. Он предоставляет полномочия государственной паспортизации, но не лицам , являющимся паспортизированными . Восстановление свободы воли также связано с рассмотрением согласия как эмпирического вопроса. Захотели крымчане российского гражданства или нет? Почему? Какие люди хотели российского гражданства или имели российское гражданство? Как они его приобрели? А после приобретения, как они его использовали?
Я отвечаю на эти вопросы в своей недавно опубликованной монографии Kin Majorities. В частности, я исследую, кто хотел получить российское гражданство, кто имел российское гражданство и как практика получения российского гражданства соответствовала (или не соответствовала) самоидентификации людей как этнических русских и с российским государством.
В моих полевых исследованиях, проведенных в 2012 и 2013 годах, за несколько месяцев до аннексии, ни у кого из опрошенных в Крыму не было российского гражданства. Более того, очень немногие участники хотели получить российское гражданство. Большинство считало российское гражданство не только недоступным и доступным, по крайней мере, законным путем, но и незаконным и нежелательным. Для них российское гражданство давало права, которых они не хотели и в которых не нуждались.
Небольшое меньшинство участников Крыма действительно хотели российского гражданства в качестве рычага воздействия на Украину. Они рассматривали российское гражданство как способ получить больше прав и защиты в Украине. Но это небольшое меньшинство также представляло собой весьма специфический электорат участников, связанных с пророссийскими организациями и пророссийской политической партией. Только те, кто был связан с такими ассоциациями, считали этнических русских и русскоязычных в Крыму дискриминацией. Все остальные участники сочли эти претензии нелепыми, а пророссийские объединения — политическими неудачниками, учитывая их маргинальное место в крымской политике и слабые результаты на выборах до 2014 года. В результате к власти пришли лидеры этих пророссийских объединений. аннексии.
Оружейное гражданство как следствие аннексии Крыма
Я согласен с Райтоном, который утверждает, что жители Крыма паспортизировались после , а не до аннексии. После аннексии в массовом порядке присвоение российского гражданства использовалось аннексионирующей державой в качестве принудительной практики для принуждения отдельных лиц — в «атмосфере страха и репрессий» — стать гражданами России. Оставаться резидентом можно было либо с получением российского гражданства, с сохранением имущественных и иных прав, либо с регистрацией в качестве иностранца. Как предположили несогласные российские политики, паспортизация после аннексии сделала Крым не республикой, а «концентрационным лагерем внутри России». При этом Россия добровольно нарушила Женевскую конвенцию, например, принудительно потребовав от государственных служащих отказаться от украинского гражданства.
Как я подчеркивал выше, важно определить, когда имеет место превращение гражданства в оружие, в частности, выяснить, когда это происходит в связи с конфликтом. Паспортизация вряд ли предшествовала конфликту в случае с Крымом. Вместо этого это произошло во время и в результате насильственного конфликта через аннексию России.
Однако в Крыму Россия использовала в качестве оружия не только гражданство, но и формы квазигражданства. В марте 2014 года Путин предположил, что как российские граждане, так и те, кого Россия называет «соотечественниками» в Крыму, якобы подвергаются риску и нуждаются в вмешательстве российского государства для их защиты.
Использование оружия помимо гражданства и расширение использования оружия гражданства
В 2008 году в Грузии, Абхазии и Южной Осетии Россия использовала в качестве оружия только гражданство, хотя гражданство достигается посредством политики паспортизации. Но в 2014 году вооруженное сообщество расширилось за пределы граждан и гражданства, включив в него более нечеткие группы тех, кого Россия объявила соотечественниками.
Опять же, вслед за Джайном, мы возвращаемся к проблеме согласия: никто не спрашивает людей, хотят ли они, чтобы их считали квазигражданами, и хотят ли они, чтобы такие заявления о статусе квазиграждан использовались в качестве оружия. Более того, согласие государств, в которых проживают эти лица, не запрашивается, поскольку эти претензии как раз и имеют место в контексте конфликта, войны, оккупации и/или вторжения.
Идти в ногу с сообществом, которое авторитарные, этно-националистические и жестокие государства хотят использовать в качестве оружия, является сложной задачей. Эта возможность не ослабляет концепцию вооруженного гражданства, но должна заставить нас помнить о том, как такая концепция может притупиться, если она будет расширена политическими акторами.
После вепонизации «соотечественников» в Крыму как категории квазиграждан Россия выдвинула более широкие требования гражданства к Украине, прежде чем начать войну и вторжение 24 февраля 2022 года. Как показывает Игорь Зевелев, Россия сначала способствовала ускоренной натурализации, чтобы жители Донецкой и Луганской «народных республик» (ДНР и ЛНР) в 2019 г., а затем предоставить такую ускоренную натурализацию большему числу жителей Донецкой и Луганской областей/областей (7 миллионов человек). Другими словами, Россия сначала предоставила права тем, кто проживает в регионах, где Россия спровоцировала конфликт, а затем расширила эти права на регионы, где Россия еще не разжигала конфликт, но будет в 2022 году. В 2020 году Россия расширила ускоренную натурализацию еще больше, чтобы все граждане Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдовы.
Елена Дзанкич права в том, что Россия считает свои действия по экспансионистскому получению гражданства за пределами своих границ законными. Однако действия России незаконны в глазах таких государств, как Украина, запрещающих приобретение двойного гражданства. Это юридическое противоречие снова поднимает вопрос о том, как мы регулируем или нет гражданство, когда государства расходятся во мнениях относительно законности приобретения гражданства через границы, в частности, когда они рассматриваются именно как агрессивные угрозы суверенитету. Более того, что мы делаем в случаях вооруженного квазигражданства или этнических претензий? Такие требования менее юридически кодифицированы, чем гражданство, и связаны с аналогичными вопросами о согласии — никто не спрашивает людей о таких заявлениях, связанных с оружием, если они принимают их или отождествляют себя с ними.
Как заключает Джейн, война России против Украины и ее вторжение в Украину имеют важные последствия для концепции гражданства. Гражданство может подразумевать «личную аннексию», а превращение гражданства в оружие посредством паспортизации является явным и тревожным предвестником конфликта. В то время как такая вепонизация произошла в результате аннексии Крыма, Россия с тех пор снова использовала гражданство в качестве оружия как предвестник конфликта, как это было в 2008 году в Грузии.
Однако Россия использует не только гражданство в качестве оружия. Он превращает в оружие то, что значит быть этнически русским и русскоязычным, когда Россия может выдвигать заявления о притеснении в качестве предлога для вмешательства, даже если такой конфликт означает без разбора убийство граждан Украины, будь то этнические украинцы или этнические русские, говорящие на украинском или русском языке.
Leave a Reply