поправки в закон о гражданстве укрепляют национальную безопасность государства
6 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Поправки в закон о гражданстве укрепляют национальную безопасность государства. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказала заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Лилия Ананич, комментируя подписание Президентом закона об изменении закона «О гражданстве Республики Беларусь».
Лукашенко подписал поправки в закон о гражданстве
«С учетом практики применения усовершенствован закон о гражданстве. Очень важно, что эти изменения укрепляют национальную безопасность государства и обеспечивают принцип равного права на гражданство независимо от основания его приобретения, — сказала Лилия Ананич. — Наиболее, на мой взгляд, существенные, важнейшие новации выражаются в следующем. Устанавливается обязанность принесения присяги лицами, которые приобретают гражданство, и дополнительное основание отмены решения о принятии в гражданство в случае, если лицо отказывается принимать присягу. Законом устанавливается регламентация порядка оценки уровня знаний одного из государственных языков, что позволит выявить способность и желание гражданина интегрироваться в жизнь Республики Беларусь, гражданство которой он приобретает».
Предусмотрена также возможность утраты лицом белорусского гражданства, приобретенного по рождению, в связи с наличием вступившего в законную силу приговора суда Беларуси, подтверждающего участие этого лица в экстремистской деятельности или причинение им тяжкого вреда интересам Беларуси, если такое лицо находится за ее пределами. «Сегодня это мощнейшее основание. Считаю, очень важно рассматривать его и как профилактическое правовое решение, потому что причинение тяжкого вреда национальной безопасности будет караться, в том числе таким решением суда. Гражданство — устойчивая правовая связь гражданина и государства, которая предусматривает права, обязанности и ответственность. И люди, которые оказались за границей по своей воле, принесли тяжкий вред нашей стране и продолжают ей вредить, если они будут осуждены, вступит в силу законное решение суда, то за этим последует и лишение гражданства», — отметила депутат.
В законе закреплены обязанности гражданина Республики Беларусь письменно либо в электронной форме уведомлять компетентные органы страны о наличии гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа иностранного государства, предоставляющего право на льготы и другие преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. «Это очень важно для формирования банка данных о таких гражданах, который может быть востребован в связи с реализацией ряда других законодательных актов, например законов о государственной, военной службе, а также может быть актуален для назначения определенных социальных выплат, — уточнила Лилия Ананич. — Есть в законе и такая важная норма, когда человек, проживший пять лет в стране и претендующий на гражданство Республики Беларусь, если по независящим от него причинам будет находиться за пределами страны более 90 календарных дней, то он не утрачивает право на обращение в компетентные органы за получением гражданства. В ныне действующем законе этот срок был ограничен 90 днями».
«Важнейшая суть в том, что закон укрепляет национальную безопасность нашей страны, решает задачи государства в сфере миграционной политики. И, естественно, как и любой другой закон, который надо знать, уважать и исполнять, носит профилактический характер для тех, кто, к сожалению, каким-то образом свое участие в жизни страны видит за ее пределами и наносит ей вред», — констатировала депутат.-0-
Беларусь перед новой волной репрессий против оппозиции
5 января на сайте, называемом “Президент Республики Беларусь” появилось сообщение о том, что Александр Лукашенко подписал поправки к закону «О гражданстве». Данные поправки позволяют лишать гражданства РБ тех жителей республики, которые были осуждены по статьям об «экстремистской деятельности» или за «нанесение тяжкого вреда» интересам страны.
Перечень этих “правонарушений” упоминается в 55 статьях Уголовного кодекса Республики Беларусь. Новый закон также будет применяться в отношении тех, у кого белорусский паспорт является единственным.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с теми, кто может стать фигурантами новой волны репрессий режима Лукашенко против активистов демократической оппозиции.
«В новой Беларуси такие люди будут героями»
Пресс-секретарь Светланы Тихановской Анна Красулина полагает, что одиозный закон о лишении гражданства белорусских оппозиционеров может сопровождаться еще целым рядом подобных мер.
«Сейчас еще они (действующие власти) меняют закон о политических партиях. То есть, они обдумывают, как будут дальше обеспечивать легитимность Лукашенко. А именно: имитировать очередные выборы в парламент в 2024 году. И в этом случае им нужно не допустить до выборов тех лидеров (оппозиции), которые довольно известны и включены сейчас в списки “экстремистов”, па гражданства будут лишать как раз за “экстремизм”, а на самом деле – за участие в мирных протестах. Кстати, сейчас в этом списке 1881 человек», — рассказала она в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
В числе первых “лишенцев” гражданства, по мнению Красулиной, могут оказаться те, кто нанес Лукашенко наиболее сильную личную обиду. «Они уже заявили, что это будет Александра Герасименя (белорусская пловчиха, двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр 2012 года, бронзовый призёр Олимпийских игр 2016 года, обладательница золотых наград чемпионатов мира и Европы – А.П.), что это будут создатели BYPOL, то есть, те, кто, по мнению Лукашенко, вначале был “его человеком”, а потом якобы ему изменил. То есть он смешивает верность стране, государству и народу с верностью лично себе, он абсолютно не разделяет эти понятия. А когда люди, имеющие достоинство, переходят на сторону народа, поскольку они так видят служение отечеству, то это ему особенно обидно. Ну, и конечно — Тихановская», — поясняет Анна Красулина.
На уточняющий вопрос, допускает ли она, что сама может быть лишена белорусского гражданства, пресс-секретарь Светланы Тихановской рассмеялась: «Это сделать очень легко, потому что у меня белорусское гражданство не по рождению. Я получила белорусский паспорт в 2020 году. В декабре 2018 года меня пытались выслать из Беларуси за три административных правонарушения, но я тогда выиграла апелляцию, поскольку за меня вступились многие омбудсмены Евросоюза, и представители по ситуации в Беларуси, и моя высылка стоила бы им (властям Беларуси – А.П.) очень дорого, а тогда они еще учитывали репутационные издержки».
Собеседница «Голоса Америки» также подчеркнула, что для получения гражданства Республики Беларусь ей пришлось отказаться от российского паспорта, поскольку таковы требования белорусского законодательства. А по всем международным нормам, если приобретенное гражданство у человека – единственное, то это приравнивается к гражданству по рождению.
В настоящее время, по оценке Анны Красулиной, в Республике Беларусь Конституция не является Основным законом, поскольку издаваемые Александром Лукашенко указы и декреты ей противоречат. «А сейчас власти заявляют, что будут лишать гражданства “экстремистов” – так они называют людей, которые хоть в чем-то критикуют узурпатора и пытаются бороться за независимость страны и демократию. Это такой оруэлловский вариант, когда “черное -белое”, “рабство — свобода”, “война – мир”, а люди, борющиеся за свободу, называются экстремистами. И таким образом они подводят этот закон под вполне приемлемую даже для международного права позицию – если человек экстремист и наносит ущерб интересам страны, то тогда его можно лишить гражданства», — отмечает Анна Красулина.
И напоминает, что практикой лишения гражданства, во-первых, пользовались власти Третьего рейха, когда “лишенцами” оказывались все жители Германии «неарийского происхождения». А во-вторых – советские вожди, отнимая паспорта у таких известных противников режима, как Александр Солженицын, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Александр Гинзбург, Владимир Буковский, Юрий Любимов, Василий Аксенов, Виктор Некрасов и Владимир Войнович.
«Это были известные личности, которые оставили яркий след в истории, в отличие от тех, кто их лишил гражданства. Попасть в такую компанию – не то, что не зазорно, это высокая честь, и в новой Беларуси такие люди будут героями», — подытожила пресс-секретарь Светланы Тихановской.
«Данный закон распространяется на тех, кто находится за рубежом, а не на тех, кто остается в стране»
Представитель штаба Виктора Бабарико Иван Кравцов отметил, что в последние два года действующими властями Беларуси продолжается систематическая работа по устранению последствий протестов 2020 года, и эта работа имеет внутреннюю динамику.
«Я бы не связывал это с какими-то особыми случаями, а скорее с тем, что приходят некие “идеи”, как повлиять на оппозиционных лидеров, которые по-прежнему довольно ярко остаются в повестке международных медиа. Есть желание на них повлиять, причинить им неудобство. Когда подобные идеи приходят, то требуется время на их реализацию, поэтому, на мой взгляд, это тактические действия спонтанного характера», — пояснил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», разъясняя, почему официальный Минск только сейчас огласил закон, о подготовке которого было известно несколько месяцев назад.
По мнению белорусского оппозиционера, первыми под действие этого закона могут подпасть самые видные лидеры оппозиции, которые не находятся в тюрьме.
«Ранее было изменено судебное производство, и мы видим, что начались заочные суды над теми, кто находится за границей, прежде всего попавшие в эти списки по “экстремистским” статьям – “причинения вреда национальной безопасности, организация массовых беспорядков” и прочее. Есть список лиц, которые признаны “экстремистами”. Это те люди, против которых, скорее всего, будет применяться этот новый инструмент», — подчеркивает Кравцов.
И добавляет: «Насколько мне известно, данный закон распространяется на тех, кто находится за рубежом, а не на тех, кто остается в стране. Они якобы утратили формальную связь с государством Республики Беларусь».
Представитель штаба Бабарико полагает, что эти изменения в белорусском законодательстве являются символическим способом показать, что, по мнению режима Лукашенко, пути официального государства и людей, которые находятся за границей, разошлись. И это будет использоваться как пиар-ход, чтобы еще раз подчеркнуть разницу между первыми и вторыми.
«С точки зрения бытовых вопросов – организации работы и жизни, то, как я понимаю, большая часть из людей, которых это может коснуться, они уже за эти два года имеют какой-то статус – либо беженца, либо другой статус в странах ЕС, где они находятся, который позволят получить временные документы международного образца для путешествий. Поэтому это не доставит больших сложностей. С другой стороны, это показывает, что право в Беларуси инструментализировано, сам институт права деградирует и принятые законы – элемент общего процесса», — считает Иван Кравцов.
По его мнению, необходимо построить систему, которая будет работать стабильно, а не создавать инструменты ручного управления страной, поскольку это не обеспечит долгосрочную безопасность ни противникам режима, ни его сторонникам.
«Сейчас ручные инструменты применяются к тем, кто неугоден, но это не гарантирует, что те же инструменты не будут применяться к тем, кто выполняет указания. В целом – разрушение института права, это пагубный процесс для всех, кто как-то связывает свою жизнь с Беларусью», — подытоживает он.
«Закон нарушает все основополагающие документы, связанные с правами человека, которые Беларусь подписала»
Белорусский политолог Дмитрий Болкунец отметил, что этот закон приводит действующее законодательство в соответствие с поправками к “Конституции Беларуси”, которая была принята в феврале 2022 года. Согласно им, государство может лишать гражданства, даже в случае гражданства по рождению.
«Тогда был принят целый перечень законов, а этот, вероятно, подчищали, правили формулировки. Но было очевидно, что Лукашенко пойдет на эти меры, раз он их анонсировал, и значит — для него принципиально важно наказать тех людей, которых он не может арестовать, но может устроить им лишение гражданства. При этом я вижу, что отдельные люди, которые были причастны к разработке этого закона, пишут, что это не лишит государство права требовать экстрадиции таких людей и добиваться их дальнейшего осуждения на территории Беларуси», — заметил эксперт в своем комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
По мнению Дмитрия Болкунца, это – нонсенс: «Во-первых, сам закон нарушает все основополагающие документы, связанные с правами человека, которые Беларусь подписала, а это, в частности, Конвенция о правах человека, Билль о правах человека и другие документы, потому что никто не имеет права лишить человека гражданства без его согласия. В этой ситуации Лукашенко нарывается на определенные проблемы со стороны международного сообщества, но, мне кажется, что это его уже не очень сильно беспокоит, потому что его время уже ведет обратный отсчет и рано или поздно, все эти законы, которые приняты, будут отменены. А люди, таким образом лишенные гражданства, получат не только извинения от государства, но и компенсации».
Закон о лишении белорусского гражданства вступает в силу в июле этого года. «И, если до его применения дело дойдет, там будет не один человек, а целый список людей, по которым сейчас выносятся заочные приговоры. Таких наберется, минимум, сотня. Приведено в действие это будет указом Лукашенко, возможно, будет еще судебное постановление. По таким людям сейчас идут суды, и здесь главным будет желание Лукашенко отомстить, потому что добраться до них он не может. Хотя еще в 2020 году Лукашенко и его окружение говорили, что все, кто не согласен с проводимой им политикой «проваливайте из страны, уезжайте, вам тут нечего делать». Потом они начали требовать, чтобы эти люди вернулись, чтобы их судить. Теперь решили лишать их гражданства», — констатирует Болкунец.
Собеседник «Голоса Америки» упомянул еще одну «законодательную инициативу» Лукашенко. О именно – возможность изъятия собственности у граждан Беларуси, которые кажутся нынешним властям республики «неблагонадежными».
Политолог считает, что оба закона вступят в действие одновременно, поскольку направлены на подавление всякого инакомыслия в стране. «Людей, которые уже осуждены, или еще будут осуждены по ряду преступлений, будут лишать собственности, включая недвижимость, материальные активы и так далее. Но конфискация жилья может привести к конфликтам, потому что если она будет изыматься и передаваться по решению государства в другие руки, то это чревато бытовыми разборками, в том числе – жесткими силовыми методами», — полагает Дмитрий Болкунец. И добавляет, что государство в любом случае понесет материальные и моральные убытки.
«Я предполагаю, что со стороны ряда западных стран могут быть предприняты меры. А именно – при содействии (белорусской) оппозиции может быть поставлен вопрос по изъятию и конфискации белорусской государственной собственности за рубежом для компенсации ущерба, который государство Беларусь сегодня наносит или еще нанесет тем людям, у которых собственность в самой Беларуси может быть конфискована.
И во-вторых, после политических преобразований в Беларуси люди, которые будут лишены собственности, очевидно, потребуют компенсации у нового правительства», — подчеркнул Дмитрий Болкунец. И в заключение своего комментария добавил, что этот вопрос будет одним из первостепенных в рамках закона о реституции, который был принят во многих посткоммунистических странах, и, рано или поздно будет принят и в Беларуси.
8 Кодекс США § 1401 — Граждане и граждане Соединенных Штатов при рождении | Кодекс США | Закон США
Следующие лица должны быть подданными и гражданами Соединенных Штатов при рождении:
(а)
лицо, родившееся в Соединенных Штатах и находящееся под их юрисдикцией;
(б)
лицо, родившееся в Соединенных Штатах от члена индейского, эскимосского, алеутского или другого аборигенного племени: при условии, что предоставление гражданства в соответствии с настоящим подразделом никоим образом не ущемляет или иным образом не влияет на право такого лица на племенная или иная собственность;
(с)
лицо, родившееся за пределами Соединенных Штатов и их отдаленных владений, родители которых оба являются гражданами Соединенных Штатов, и один из которых проживал в Соединенных Штатах или в одном из их отдаленных владений до рождения такого человек;
(г)
лицо, родившееся за пределами Соединенных Штатов и их отдаленных владений родителей, один из которых является гражданином Соединенных Штатов, который физически находился в Соединенных Штатах или одном из их отдаленных владений в течение непрерывного периода в один год до рождение такого лица, а другой из которых является гражданином, но не гражданином Соединенных Штатов;
(е)
лицо, родившееся в отдаленных владениях Соединенных Штатов от родителей, один из которых является гражданином Соединенных Штатов, которые физически находились в Соединенных Штатах или в одном из их отдаленных владений в течение непрерывного периода в один год в любое время. до рождения такого лица;
(ф)
лицо неизвестного происхождения, обнаруженное в Соединенных Штатах в возрасте до пяти лет, пока не будет доказано, до достижения им возраста двадцати одного года, что оно не родилось в Соединенных Штатах;
(г)
лицо, родившееся за пределами географических границ Соединенных Штатов и их окраинных владений родителей, один из которых является иностранцем, а другой гражданином Соединенных Штатов, которые до рождения такого лица физически присутствовали в Соединенные Штаты или их отдаленные владения в течение периода или периодов общей продолжительностью не менее пяти лет, по крайней мере два из которых были после достижения возраста четырнадцати лет: при условии, что любые периоды почетной службы в вооруженных силах Соединенных Штатов, или периоды работы в правительстве Соединенных Штатов или в международной организации, как этот термин определяется в разделе 288 раздела 22 таким родителем-гражданином, или любые периоды, в течение которых такой родитель-гражданин физически находится за границей в качестве иждивенца, не состоящего в браке сына или дочери, и член семьи человека (A), почетно служащего в вооруженных силах Соединенных Штатов, или (B), нанятого правительством Соединенных Штатов или международной организацией n, как определено в разделе 288 раздела 22, может быть включено для удовлетворения требования настоящего параграфа о физическом присутствии. Это положение распространяется на лиц, родившихся 24 декабря 19 года или позже.52, в такой же степени, как если бы он вступил в силу в его нынешнем виде в эту дату; и
(ч)
лицо, родившееся до полудня (восточное стандартное время) 24 мая 1934 года за пределами и юрисдикцией Соединенных Штатов от отца-иностранца и матери, являющихся гражданами Соединенных Штатов, которые до рождения такого лица , проживал в США.
(27 июня 1952 г., гл. 477, раздел III, гл. 1, §301, 66 Stat. 235; Pub. L. 89–770, 6 ноября 1966 г., 80 Stat. 1322; Pub. L. 92–584, §§1, 3, 27 октября 1972 г., 86 Stat. 1289; Паб. L. 95–432, §§1, 3, 10 октября 1978 г., 92 Stat. 1046; Паб. L. 99–653, §12, 14 ноября 1986 г., 100 Stat. 3657; Паб. L. 103–416, раздел I, §101 (a), 25 октября 1994 г., 108 Stat. 4306.)
УВКПЧ и право на гражданство
О гражданстве и правах человека
Право на гражданство является одним из основных прав человека. Это подразумевает право каждого человека на приобретение, изменение и сохранение гражданства. Международное право предусматривает, что право государств решать, кто является их гражданами, не является абсолютным, и, в частности, государства должны соблюдать свои обязательства в области прав человека, касающиеся предоставления и утраты гражданства.
Если человек не имеет гражданства, он может быть не в состоянии пойти в школу, обратиться к врачу, устроиться на работу, открыть счет в банке или даже жениться. В такой ситуации находятся миллионы людей по всему миру; они «апатриды».
Лицо без гражданства — это «лицо, которое не считается гражданином какого-либо государства в соответствии с его законодательством». Точное число лиц без гражданства неизвестно, но, по оценкам Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), это во всем мире их не менее 12 миллионов.
Помимо нарушения права на гражданство, лица без гражданства часто подвергаются многим другим нарушениям прав человека. У них могут возникнуть трудности с доступом к основным правам, таким как образование, здравоохранение, занятость и свобода передвижения. Государства вводят гарантии для предотвращения безгражданства, предоставляя свое гражданство лицам, которые в противном случае были бы апатридами и либо родились на их территории, либо родились за границей от одного из своих граждан. Государства также предотвращают безгражданство в случае утраты или лишения гражданства.
Меньшинства, дискриминация и безгражданство
Дискриминация, в том числе на основании статуса меньшинства, религии или убеждений, возраста, гендерной идентичности или гендерного самовыражения, инвалидности, языка, расового или этнического происхождения, пола, половых признаков или сексуальной ориентации — или их сочетание — одна из основных причин безгражданства. По оценкам, более 75% известных лиц без гражданства в мире являются представителями меньшинств.
Безгражданство усугубляет барьеры, с которыми уже сталкиваются меньшинства и другие обездоленные группы. Женщины, принадлежащие к меньшинствам, могут подвергаться дальнейшей маргинализации в результате гендерной дискриминации в связи с приобретением, изменением или сохранением гражданства и передачей гражданства их детям. Хотя гражданство само по себе не является панацеей от стигматизации и дискриминации, с которыми сталкиваются меньшинства без гражданства, в целом оно имеет решающее значение для полного и равного осуществления прав и свобод человека.
Работа УВКПЧ в области права на гражданство и безгражданства
Через несколько своих отделений на местах УВКПЧ предоставляет технические консультации по законам и политике в области гражданства, чтобы они соответствовали международным стандартам в области прав человека.
В частности, в отношении права женщин на гражданство УВКПЧ выступает за реформу законов о гражданстве, которые дискриминируют женщин и влияют на осуществление прав их детьми и супругами.
Виртуальный круглый стол по вопросам равенства и недискриминации в вопросах гражданства в целях искоренения безгражданства
УВКПЧ и УВКБ ООН совместно провели в октябре 2021 года виртуальный круглый стол по вопросам равенства и недискриминации в вопросах гражданства, чтобы положить конец безгражданству.
Полное видео круглого стола в октябре 2021 г.
Итоговый документ круглого стола в октябре 2021 г., отражающий проблемы, опасения, передовой опыт и рекомендации, выработанные на круглом столе, доступен по ссылке.
Женева Глобальные консультации 2021
В преддверии круглого стола по вопросам равенства и недискриминации в вопросах гражданства в целях искоренения безгражданства в октябре 2021 года УВКПЧ и УВКБ ООН провели критический анализ национальных законов, политики и практики в этой области. Краткий опрос был распространен среди государств-членов ООН, а общественные консультации также были открыты онлайн. Результаты этой консультации были включены в неофициальный документ, доступный по ссылке.
УВКПЧ поддерживает Кампанию УВКБ ООН по искоренению безгражданства и является членом IBELONG: Коалиции за право каждого ребенка на гражданство.
Leave a Reply