Система образования Японии, особенности обучения иностранцев
О системе образования в Японии, высоком уровне учебных заведений свидетельствует стремительный рост государства в сфере технических разработок и новаций. Страна восходящего солнца кардинально отличается от европейских государств культурой, обычаями, образом жизни. Отпечаток на образовательную систему Японии наложила политика изоляционизма. В конце 19 века японское правительство проводило реформы в стране, и образование не осталось в стороне. Сегодня система обучения Японии имеет схожие черты с Европой.
Образование Японии делиться на четыре уровня: дошкольное, начальное, среднее и высшее. Есть особенности: учебный год делится на триместры, начинаясь в апреле. В школу ученики ходят 6 дней в неделю, но в месяце две субботы – обязательно выходные.
Дошкольное
Для дошкольного воспитания в стране открыты хоикуэны – центры по уходу за малышами. Сюда приводят деток с 3 месяцев, но попасть удается не всем желающим. Городские власти выбирают малышей из неблагополучных, малообеспеченных семей. Обязательным условием для родителей является занятость более 4 часов в день. В Центре детей ничему не обучают, обеспечивается лишь 12-часовой присмотр
Японские детские сады – ётиэны посещают детки, начиная с трехлетнего возраста. С этого момента воспитанники познают азы науки. Педагоги обучают письму, чтению, арифметике. Развитие коммуникативных способностей начинается с детского сада. С этим связан перевод ребенка через 6 месяцев в другую группу, он должен уметь адаптироваться к новому коллективу и воспитателю. Работают садики в Японии до 14 часов.
На двух дошколят приходится один воспитатель. Дети чувствуют себя, как дома: их баюкают, обнимают, берут на руки. Уделяется внимание и питанию, для аллергиков разрабатывается специальное меню.
Дошкольное образование в Японии – платное. По форме собственности делят на частные и государственные садики. Разницы между ними почти нет, только в ежемесячной стоимости. Уровень подготовки воспитателей, оснащение и условия высокие повсеместно.
Школьное
Учеба в Японии начинается у выпускников сада, которые достигли 6 лет. Почти все школы принадлежат государству. Учиться в частных школах могут позволить только обеспеченные японцы, поскольку стоимость достигает 400 тысяч йен, что эквивалентно 3,5 тысячам долларов.
Для японских детей начинается начальный этап – школьное образование. Три первых класса включают изучение базовых предметов. Школьники обучаются родному японскому и английскому языку. Каллиграфии уделяют особое значение с первого класса. В числе основных дисциплин: физкультура, математика, основы искусства. Предметы гуманитарного направления, науки по естествознанию добавляются в третьем классе.
Для учеников младшего звена школьная форма не предусмотрена. Чтобы не потеряться во время прогулок, при должны быть желтые шляпа, накидка от дождя и зонт.
Среднее
Получить среднее образование может
любой ребенок, экзаменов после шестого класса нет. Образование в Японии делит средний этап
обучения на ступени:
- Полное;
- Неполное.
Дети,
являющиеся японскими гражданами, обязуются получить неполное среднее
образование. В государственных учреждениях оно бесплатное.
За
получение полного среднего образования необходимо платить. У японцев есть выбор
учиться в старшей средней школе или посещать колледж. В рамках данного этапа
учащиеся обязаны ходить в форме. Образование в Японии регламентирует даже цвет носков: синие, черные или белые.
В средней школе продолжают обучаться
предметам, входивших в начальную программу. Уделяются часы по изучению истории
Японии, физике, химии, музыке. Наиболее сложными предметами японцы называют японский с английским, и математику.
Каждый семестр среднего уровня обучения завершается комплексным экзаменом, включающим
весь перечень предметов. Периодически школьники сдают тесты по языкам и
математическим дисциплинам. Продолжительность обучения – 3 года, выпускаются
японцы в 15 лет.
Многочисленные
экзамены – подготовка к итоговым экзаменам для перехода на следующий этап.
Старшая школа
Образование в Японии в старшей школе готовит учащегося
для поступления в высшее учебное заведение. Японцы могут не учиться в старшей
школе, но по статистике более 90 % таки предпочитают обучаться дальше. К основным предметам, которые изучались
ранее, включают информатику, политологию, всемирную историю, основы экономики,
социологию. По желанию ученика в его программе могут появиться дисциплины:
- Астрономия;
- Еще
один или несколько языков; - Медицинская
подготовка; - Промышленное
дело.
Не только обучение есть в жизни юного японца, тут с удовольствием посещают секции по интересам.
Развитию физического здоровья способствуют атлетика, национальные единоборства.
Ученики углубленно занимаются изучением иностранных языков, оттачивают навыки
каллиграфии.
Старшая школа не бесплатная,
стоимость колеблется от уровня престижности заведения, и учеба в Японии обходится в отдельных школах около 30 тысяч долларов.
В году у японца-подростка 5 экзаменов, включающих основные
дисциплины. Завершением старшей школы является национальный экзамен, он
становится решающим для поступления в университет. В этот период все силы
направлены на получение высших баллов, поэтому родители нанимают репетиторов.
Обучение в профессиональном колледже
Не все японцы имеют финансовую
возможность и хотят поступать в университеты, тогда
они выбирают специальное образование. Они могут
получить рабочую специальность в профессиональном колледже. Продолжительность
обучения составляет 5 лет. К третьему году учебы японец может поступить в вуз,
и получить специальность там.
Достоинством профессиональных
колледжей является их взаимодействие с ведущими компаниями и корпорациями
Японии. Выпускники, получив диплом, трудоустраивается на приличную работу с
высокой оплатой труда.
Высшие учебные заведения
Японцам есть из чего выбрать, если
решили получить высшее образование. В азиатской стране
насчитывается более 700 университетов. Иерархия высшей ступени имеет на три
уровня:
- Бакалавриат
– 4 года. Изучают общие дисциплины на протяжении двух начальных лет, после чего
переходят на обязательное профессиональное обучение; - Магистратура
– 2 года. Перед студентом стоит задача написать диплом и сдать выпускные
экзамены; - Аспирантура
– 3 года Докторское звание защищается диссертацией на основе научных наблюдений
и опытов. Без экзаменационных работ также не обойтись.
Чтобы стать дипломированным доктором медицины, учеба в
вузе продолжается 6 лет.
Главным отличием японской высшей школы является отсутствие расписания и перечня предметов к изучению. Студенты самостоятельно формируют предметные программы, определяя значимые для них дисциплины. Баллы студентам выставляются за присутствие на лекции, активное участие на семинаре и итоговые экзамены.
Образование для
иностранцев
Учеба в Японии, ее качество и уровень, привлекает
иностранных студентов. Желающих учиться в японском университете растет.
Обучение в Японии для русских абитуриентов
осложняет преподавание в вузах на национальном языке. Японцы с начальной школы
учат английский, свободно на нем общаются, но для получения профессиональных
знаний выбран родной язык.
Для иностранцев проводят языковые курсы, их продолжительность от 3 месяцев до 2 лет. Популяризация японского языка среди приезжий студентов, так и коренных японцев – стратегическое направление правительства.
На краткосрочный курс записываются в период каникул. Кроме овладения японской речью, педагоги повествуют о древней культуре и исторических событиях государства.
С целью повысить квалификацию по знанию японского языка отдельные программы краткосрочного курса предназначены для студентов-переводчиков из иностранных университетов.
Долгосрочная
программа курса рассчитана на иностранцев, которые планируют получать высшее образование в Японии.
Полноценное обучение в
Японии для русских не начнется, пока их уровень знания японского языка
не достигнет базового. За два года подготовки на курсах иностранец обязан
выучить не менее 2 тысяч японских иероглифов.
Кроме постижения азов японского языка, иностранному абитуриенту не дадут спуску на вступительных экзаменах. Требования установлены наравне с японскими студентами. Иностранный студент обязан предоставить приемной комиссии документы, подтверждающие базовое среднее образование. Аттестаты, дипломы подлежат легализации по упрощенной системе с проставлением штампа апостиль.
Усредненная стоимость составляет 8-9 тысяч долларов.
Студенты японских вузов отмечают
высокий, емкий уровень подготовки. Учеба занимает большую часть времени,
сложным периодом отмечается пора экзаменов.
Видео русские студенты в Японии
Система образования в Японии. | Образовательная социальная сеть
Система образования Японии
Современная система образования в Японии сложилась
130 лет назад, в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи. Нельзя сказать, что существовавшая до того времени школьная система не удовлетворяла потребностей государства в грамотных служащих. Начиная с XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование. С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. Правда, вплоть до Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян. Чаще всего такие школы были семейными предприятиями: муж учил мальчиков, жена — девочек. Основной упор делался на обучение грамоте, хотя были и свои нюансы. Детей знатных особ обучали придворному этикету, каллиграфии и стихосложению, а отпрысков простолюдинов — навыкам, более необходимым в повседневной жизни. Мальчишки немало времени отдавали физическим упражнениям, а девочек обучали основам домоводства — шитью, искусству составлять букеты. Но и тогда по степени грамотности населения Япония вряд ли уступала другим странам мира.
Образование в Японии — это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала — чтобы поступить в престижную школу, затем — чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после — чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип «пожизненного найма» дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.
Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей — это единственное, в чем они могут соперничать.
Столь серьезное внимание к образованию породило «дзюку» — специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс. Маленькие «дзюку» порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначают на воскресное утро. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение «экзаменационный ад». Для подготовки к вступительным экзаменам в «дзюку» устраивают так называемые «церемонии мужества», в ходе которых ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: «Я поступлю!»
Дошкольные учреждения
Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление — самодеятельность ребенка — актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.
Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений
Стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов были разработаны в 1900 г., а в 1926 г. вступил в силу «Закон о детских садах». В нем рекомендовалось создавать детские сады на базе ясель. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, и в течение 60-х гг. их программы перестали отличаться от программ детских садов.
Прием детей в дошкольные учреждения
В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей, обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с 3 лет. Есть в Японии и ясли для годовалых малышей, но отрывать их от семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны подготовить специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша в домашних условиях до 3 лет.
Сеть дошкольных учреждений
В Японии создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Но все детские сады платные. Родители расходуют на них примерно шестую часть средней месячной зарплаты. Все детские сады дневные, работают, как правило, с 8.00 до 18.00. Есть небольшое число садов продленного дня.
Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.
Систему учреждений дошкольного воспитания в Японии нельзя признать достаточно развитой. Почти половина малышей остаются вне этой системы. Поэтому работающим родителям приходится долго ждать возможности определить ребенка в детский сад.
Напряженность с детскими учреждениями пытаются разрядить с помощью различных общественных инициатив. Открываются центры помощи работающим родителям, малыши которых не посещают детские сады. Эту помощь оказывают волонтеры, желающие подработать, присматривая за детьми. В их качестве выступают, как правило, неработающие домашние хозяйки, имеющие собственных детей. Они с удовольствием принимают чужих детей в своих домах или квартирах. Продолжительность услуги определяют сами заинтересованные стороны.
В детском саду большое внимание уделяется образованию. С родителями заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье детей, развитие их речи и самовыражения. На одного взрослого приходится около 20 детей.
В центрах дневного ухода акцент делается на воспитание. Младенцы и дошкольники воспитываются вместе. Дети направляются в них муниципальными властями. Плата зависит от дохода семьи. В содержание работы входят:
- уход за ребенком;
- обеспечение его эмоциональной стабильности;
- забота о здоровье;
- регулирование социальных контактов;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи и самовыражения.
В таких центрах на одного взрослого в среднем приходится 10 детей.
Кроме названных видов дошкольных учреждений в Японии существуют дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством, а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты.
Режим работы дошкольных учреждений
Дети старше 3 лет находятся в детском саду около 4 ч в день. Центры дневного ухода работают по восьмичасовому графику. Но в настоящее время существуют и дошкольные учреждения, где даже дети первого года жизни находятся с 9.00—10.00 до 21.00—22.00.
В детских садах тщательно продумывается меню для детей. Воспитатели советуют родителям, как подготовить обэнто — коробочку с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром. Рекомендуется использовать 24 вида продуктов. В меню обязательно включаются молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600—700 калорий за один обед).
Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6—8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Детям прививается множество навыков, в том числе — как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.
Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.
В Японии имеет место тенденция превращения дошкольного учреждения в семейный центр. Мы можем судить об этом лишь по косвенным признакам, например, по рекомендациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения с целью перестроить деятельность учреждений дневного ухода, чтобы они стали функционировать как центры, играющие важную роль в общей структуре микрорайона, способные удовлетворить разнообразные потребности родителей с маленькими детьми.
Но по традиции дошкольное образование начинается в семье. Дом и семья воспринимаются местом психологического комфорта, а мать — олицетворением его. Самое тяжелое наказание для детей — отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома. Во взаимоотношениях родителей с детьми отсутствует требовательное или осуждающее обращение, угрозы, шлепки, подзатыльники, в особенности же в общественных местах.
Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.). Многие японские женщины считают, что воспитание детей — все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи», т.е. имела смысл.
Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых — патриархальность. Для Японии характерна традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку: мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей. Концепция семьи подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается, как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью и личностному развитию.
Положительно в Японии рассматривается стремление детей к родительской опеке. По мнению большинства граждан, она оберегает ребенка от дурного влияния, употребления наркотических и психотропных средств. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина, как отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний. Давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония — детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше».
Японские женщины склонны регулировать поведение ребенка воздействием на его чувства, всячески избегают конфронтации с его волей и желанием и чаще выражают свое недовольство косвенно. Они пытаются расширить эмоциональный контакт с ребенком, видя в этом основное средство контроля, важным для них является демонстрация правильного поведения в обществе на собственном примере, а не вербальное общение с детьми. Японки избегают утверждения своей власти над детьми, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Женщины делают акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми и рассматривают эмоциональный контакт с ребенком как основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Таким образом, наблюдая за своими родителями, дети учатся взаимодействию с другими людьми.
Однако практика приобщения детей к групповым ценностям все же осуществляется в детских садах и школах. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольное учреждение. Детский сад и ясли — места, где дети проводят большую часть своего времени и где соответственно оказывается влияние на формирование их характера.
Как отмечает журнал «Япония сегодня», в наши дни прослеживается повышенное внимание японцев к подрастающему поколению, и вызвано это демографическим кризисом. Быстрое старение японского общества напрямую связано со снижением рождаемости. С учетом этих обстоятельств в Японии формируется социальная система государственной поддержки родителей в воспитании их малышей в дошкольный период. При рождении ребенка каждая работающая мать имеет право на годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ним. На каждого ребенка государство выплачивает родителям пособие на его воспитание. До 2000 г. оно выплачивалось до 4 лет, теперь — до 6, т.е. фактически до поступления в начальную школу.
В Японии увеличивается число компаний, стремящихся создать у себя «условия благоприятствования семье». Например, после возвращения на работу женщины не только восстанавливаются на прежних местах, но и получают льготы в виде сокращенного рабочего дня, возможности перейти на «скользящий» рабочий график.
Создаются также родительские клубы, где матери отдыхают вместе с детьми в свободное время. Пока родители общаются друг с другом, с их детьми занимаются студенты-волонтеры, для которых это занятие является формой общественной деятельности. С 2002 г. подобные родительские клубы начали получать финансовую поддержку от государства.
Школы
Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора.
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как «специальная деятельность», включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.
После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов — иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
Следующая ступень на пути в вуз — старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения — три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.
Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.
Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку — по два кредита.
Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.
Колледжи
Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и — все реже — «Тест достижений первой ступени».
Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.
Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором — два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины.
Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.
Вузы
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество «карликовых» высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.
Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.
Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра — Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.
Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.
Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.
Система повышения квалификации
Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система «пожизненного найма» предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).
Прием на работу производится один раз в году, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.
После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).
В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются «руководители широкого профиля», хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.
Кроме того, менеджеры проходят и дополнительное академическое обучение. Им читают курсы по управлению производством, его обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговле.
Резюме.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что, образование в Японии является культом. И Воспитательным аспектам в японской системе образования уделяется большое внимание. И, по-моему, мнению это очень хорошо, так как любой человек в этой стране может быть уверен в своём будущем, а также в будущем своих детей. Хотя в Японии, так же как и в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Так же как и в России, в японских детских садах наблюдается большая учебная нагрузка. Но в Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медсестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Все они следят за здоровьем маленьких японцев, что не помешало бы и нашим учебным заведениям, т.к. после окончанию средней школы выпускается всего 30 процентов здоровых детей.
Мне также понравилась система взаимосвязи всех образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая ВУЗом. Таким образом, ребёнок с малых лет идёт к своей цели и у него есть все гарантии того, что он обязательно будет учится в Вузе.
Еще один немаловажный аспект образования в Японии это то, что для каждого японца “кокоро” означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека, что немаловажно для дальнейшей жизни.
Университетский диплом в Японии является гарантом получения престижной и хорошо оплачиваемой работы, а это в свою очередь залог карьерного роста и материального благополучия, чего не скажешь об образовании в России.
Но больше всего мне нравится в системе этой страны, это то, что Япония единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.
В целом, сравнивая японскую и российскую системы образования можно сказать, что они очень похожи и у них много общего, но японская система наиболее продумана и доведена до логического конца.
Список литературы
1. В.А.Зебзеева Дошкольное образование за рубежом: история и современность. – М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. М., 2001.
3. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование. США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития. М., 1998. С. 47.
4. Энциклопедия «От А до Я»
5. Журнал «Обучение за рубежом» — №10 2000
6. Журнал «Япония сегодня» №10 октябрь 2004г
7. сайт www.japantoday.ru
Система образования в Японии: особенности
Система обучения в Японии во многом сходна с американской. Власти позаимствовали ее после того, как страна была оккупирована в 1945 году.
Дети в 4-7 лет посещают детский сад. С семилетнего возраста они переходят в младшую школу, где учатся с 1 по 6 класс, то есть до 12 лет. В 12-15 лет они находятся в средней школе, где обучаются с 7 по 9 класс. Высшая школа охватывает период с 15 до 18 лет, или 10-12 классы. Как только выпускник оканчивает её, у него появляется возможность поступить в университет и любое другое учебное заведение.
Кстати, в Японии в принципе не существует такой профессии, как логопед. У нас же в России занятия с логопедом — это вполне привычная практика.
Когда начинается учебный год в Японии
Начало учебного года приходится в Японии на 1 апреля (в некоторых учебных заведениях 6 апреля), а не 1 сентября, как в России. Объясняется это началом сезона цветения сакуры.
Учебный процесс подразделяется на три семестра. Первый приходится на период с 1 апреля до 20 июля, после чего дети уходят на летние каникулы. После этого начинается второй триместр — с 1 сентября до 26 декабря. Затем у школьников начинаются зимние каникулы. С 7 января до 25 марта продолжается третий триместр. После 25 марта учащиеся уходят на весенние каникулы.
Особенности японских школ
Численность школьников в каждом классе составляет приблизительно 40 человек. Прежде чем ученики окончат среднюю школу, им приходится проходить одни и те же дисциплины и учиться одинаковое количество часов. Переход на определенную специализацию осуществляется только в высшей школе. Здесь у школьника появляется возможность выбирать наиболее интересные ему предметы.
Есть высшая школа с определенной специализацией, где ученик имеет возможность делать акцент на занятиях по искусству, точным или естественным наукам. Есть заведения с религиозным уклоном. Наибольшее распространение получили католические, куда принимают не только христиан, но и тех, кто не был крещен.
Актуальной проблемой японских школьников является отсутствие времени для отдыха. Для местного населения является нормой работа с раннего утра до позднего вечера. Это правило в одинаковой степени справедливо как среди взрослых, так и детей.
Уже в средней школе дети ходят в клубы. Так называются японские аналоги кружков. Они могут иметь спортивный, музыкальный уклон. Такого рода специализированные курсы имеют широкий размах в Японии и отнимают почти всё свободное время. Допустим, занятия по спортивным дисциплинам начинаются с 5 утра и продолжаются, пока не настанет время идти в школу. Здесь же, в школе, дети проводят почти весь день.
Занятия идут до 21 часа в вечера. Некоторые семьи подключают к обучению ребенка ещё и репетитора. В недавнем прошлом имя университета оказывало существенное влияние на дальнейшую судьбу юношей и девушек. Во время трудоустройства работодатели всегда спрашивали название института, который они окончили. Сегодня наблюдается несколько другая тенденция, и молодёжь может чувствовать себя свободнее в выборе учебного заведения.
Экзамены в японских школах
Сдача экзаменов осуществляется, когда ученики переходят на следующий этап обучения. Некоторое время назад провал экзамена в высшую школу считался чуть ли не позором, сейчас отношение стало другим, а потому подростки нередко устраиваются на работу уже после окончания средней школы.
Экзамены устраиваются обычно в виде письменных или устных текстов. В большинстве случаев во время такого экзамена приходится заполнять пустые строчки в тексте, что является несовершенным методом. Но, несмотря на это, он довольно распространён, в том числе в Великобритании.
<Какие букеты дарят в Японии?
Свадьба в японском парке развлечений Sanrio Puroland>
Образование в Японии, школы, колледжи и университеты: сравнение, подготовка, поступление.
Наши скудные познания о Японии связаны с ее закрытостью для Европы и Америки вплоть до XIX века. Даже сейчас, несмотря на наличие международных отношений и сотрудничества, японцы предпочитают оставаться под завесой тайн. Они трепетно относятся к своим традициям, ценностям и культуре и тщательно оберегают их от «гайдзина» (Gaijin) — на японском «человека извне, иностранца». Тем не мене мир не стоит на месте, и европейские веяния проникают в Японию — эту несколько старомодную и все еще закрытую страну.
Японцы активно учат английский язык, но признают, что это им удается плохо, хотя их родной язык настолько сложен, что даже сами японцы могут не знать значений некоторых слов, и нередко можно увидеть, как они проверяют значение того или иного слова в толковом словаре.
Вряд ли можно найти какую-либо другую страну, где культура и вся жизнь народа была бы так тесно переплетена с эстетикой и стремлению к гармонии. Японцы — ценители красоты, в любом ее проявлении, они возвели в ранг искусства такие церемонии и ритуалы, как каллиграфия, икебана, чайная церемония, югэн (ускользающая и непостижимая красота природы или произведения искусства, которую возможно прочувствовать не каждому японцу и тем более иностранцу).
Система образования в Японии
Школы в Японии
Система образования в Японии — одна из самых старейших и не менялась с 6 века. Образование – это главная цель в жизни Японцев, а начинают они учиться почти с младенчества. До школы дети ходят в детский сад и ясли, именно там, они начинают читать и писать.
Уровень обучения
|
Возраст
|
Срок обучения
|
Начальная школа
|
с 6 лет
|
6 лет
|
Младшая школа
|
с 12 лет
|
3 года
|
Старшая школа
|
с 15 лет
|
3 года
|
В начальной школе (Shagakkou) изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как «специальная деятельность», включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр.
В младшей школе (Chugakkou) к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
Помимо школьных уроков почти все японские дети начальной и средних школ ежедневно посещают дополнительные образовательные учреждения – дзюку (продленное обучение). Эти специальные учебные заведения посещают ученики, которым тяжело дается основная школьная программа или посещают ученики, которые пропустили занятия из-за болезни или хотят лучше подготовиться к экзаменам. Учиться в основной школе очень трудно, так что дзюку посещают большое количество учеников страны восходящего Солнца.
Следующая ступень на пути в вуз — старшие классы школы (Koukou). Прием в старшие школы осуществляется на основе документа об окончании младшей школы и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины на выбор, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.
Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры:
- апрель-июль
- сентябрь-декабрь
- январь-март
Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.
Преимущества высшего образования Японии:
- 1 место в мире по продолжительности жизни
- Возможность обучения на английском языке
- Есть стипендии в университетах
- Можно работать во время обучения в вузе
- Можно остаться работать после окончания университета Японии
Колледжи в Японии
Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям и осуществляют подготовку в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук, а также профессиональную подготовку.
Они предлагают:
- 1-, 2- и 3-годичные программы. Выпускники большинства колледжей получают диплом о среднем специальном образовании и квалификацию специалиста Senmonshi и имеют право продолжить обучение в университете со 2-го или 3-го курса.
- Некоторые колледжи предлагают 4–летние программы с присвоением квалификации специалиста высшей категории и дают право поступать в магистратуру или аспирантуру.
Колледжи — на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в несколько раз превышает число мест.
В колледже Bunka Fashion получили образование всемирно известные модельеры Kenzo и Yamamoto.
Существуют колледжи, предназначенные только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, педагогика, здравоохранение.
Университы Японии
В Японии около 726 университетов, 80% из них частные. Общая численность студентов превышает 2,8 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году), университет Киото (1897 год) и университет в Осаке (1931 год). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку.
Из частных наиболее известны университеты Токийский Международный университет, Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке.
Есть отдельные женские университеты диетологии и питания (например, Kagawa Nutrition University).
В силу своих национальных традиций и сложности языка Япония всегда была закрыта для обучения иностранных студентов. Однако последние годы ситуация меняется, и Япония стала популярной среди иностранных студентов. Сейчас в Японии учатся более 100 000 иностранных студентов.
Сроки обучения в университетах стандартизированы:
- Бакалавриат высшего образования:
- В университете полного цикла — 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся 6 лет. По окончании курса и получении 124 кредитных единиц присуждается степень бакалавра (Gakushi).
- В университетах ускоренного цикла обучение ведется 2 или 3 года. По окончании курса и получении 62 или 93 кредитных единицы соответственно присуждается степень бакалавра университета ускоренного цикла (TankiDaiGakushi).
- Магистратура предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После 2-летнего обучения по программе, сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома выпускнику присуждается степень магистра.
- Докторантура – 5 лет.
- Ученая степень по специальности – 2 года.
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые 2 года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый 2-годичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Поступление на бакалавриат в университет Японии
Поступить в государственные университеты можно с 18 лет, закончив полную среднюю школу 12 лет обучения.
Прием проводится в 2 этапа:
- На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты.
- Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.
Частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.
С 2019 года русские студенты могут подавать документы на программу бакалавра без подготовительного года обучения.
Требования к знанию японского языка для иностранцев:
- Экзамен Нихон Рюгаку Сикэн (минимум 200 баллов) или
- Экзамен на определение уровня (1 или 2 уровень) Нихонго Носреку Сикэн.
Визы для обучения в Японии
На подготовительный курс выдается виза «поступление на учебу». На обучение по основным программам в университете выдается виза «обучение в Японии».
Стипендии для обучения в университетах Японии
Японская организация поддержки студентов JASSO помогает с получением стипендий. Заявление нужно подавать после приезда в Японию.
Также есть стипендии для студентов, которые получили высшие баллы на экзамене японского языка для иностранцев Нихон Рюгаку Сикэн.
Некоторые университеты, например, Tokyo International University, также предлагают собственные стипендии иностранным студентам.
Работа в Японии во время и после обучения
В течение программы в вузе вы можете работать от 4 до 28 часов в неделю в зависимости от типа разрешения на обучение. Нужно получить в иммиграционной службе разрешение на подработку в статусе студента.
Для трудоустройства в Японии после университета необходимо подать заявление в иммиграционную службу, в котором указывается планируемый работодатель.
Изучение японского языка в Японии
Знание восточного языка становится очень полезным для карьеры. На сегодняшний день отечественные предприятия активно сотрудничают с иностранными, включая японские, и большинство солидных компаний предпочитает набирать специалистов со знанием японского языка. Сегодня можно поехать на курсы японского в Токио, столицу Японии, или в старинный город Канадзава на побережье Японского моря, на самом большом острове архипелага Хонсю.
В большом Токио живет более 12 млн. человек, т. е. почти каждый десятый японец. Главные достопримечательности столицы — Императорский дворец, Токийская башня (333 м), Нихонбаси, и Гиндза — районы развлечений и покупок, парк Йойоги. Это — город, где по ночам звенят цикады, воспетые в стихах национальных поэтов, а утром из усилителей доносятся оглушительные слова приветствия и команды утренней зарядки. Эдо — это прежнее название Токио, которое означает «речные ворота», так как на этом месте когда-то была рыбацкая деревня. Токио стал великим городом благодаря жестоким и талантливым историческим деятелям и их страсти к реформам и градостроительству.
Канадзава считается одним из интеллектуальных центров Японии. В городе 12 университетов, где, в том числе, учится много иностранных студентов и специалистов по японскому языку и культуре. В свободное от учебы время студенты могут поехать в Японии на экскурсии в Самурайский квартал Нагамати, Замок Канадзава, символ города, Кэнроку-эн — один из трех популярнейших традиционных садов Японии. Можно познакомиться с японскими обычаями и традициями, отведать местную кухню и посетить магазины ремесленной продукции и мастерские.
Для изучения японского языка очень важна языковая практика. Поэтому всем студентам школы предоставляется возможность общаться со специально приглашаемыми японскими студентами. Вы сможете обсудить различия в культуре, жизненные ценности, задать все интересующие Вас вопросы. Разумеется, помимо изучения японского языка, Вы познакомитесь с японской культурой и обычаями. Предлагаются в Японии и курсы по каллиграфии, кулинарии, оригами, флористике, рисовании чернилами, изучение философии Дзен.
Читайте также:
Японская школа — в Японии: школы и школьное образование в Японии
Школа в Японии делится на три ступени:
- Начальная школа (1-6 классы) — сёгакко
- Средняя школа (7-9 классы) — тюгакко
- Старшая школа (10-12 классы) — котогакко
Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.
Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет).
Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.
Матери-японки, как правило, очень внимательно относятся к успехам их детей. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в жизни школы, в случае болезней детей иногда даже ходят вместо них на уроки и конспектируют лекции. Таких мамаш-фанатичек называют «киёику мама».
Сами дети при этом часто «сидят на шее» родителей примерно лет до 25-30, когда они начинают зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя сами.
Учебный год
Учебный год в Японии делится на три триместра и начинается 6 апреля. Первый триместр продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы идут с 26 декабря, и последний, третий, триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах.
Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.
На время каникул учащиеся получают домашние задания. Иногда они продолжают учиться и на каникулах (на специальных курсах), если недостаточно хорошо учились во время триместров. Ученикам начальной школы рекомендуется вести на каникулах «дневники в картинках» — картинки заменяют пробелы в знании кандзи и развивают умение ученика писать и рисовать. Обучение в Японии шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.
Школьная программа
Программа преподавания варьируется от школы к школе, но основывается на стандартах, утвержденных Министерством Образования. Ответственность за финансирование, комплектацию учителями и школьную программу лежит на местных властях.
Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.
В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.
В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы. Наиболее сложными предметами считается математика и языки — японский (изучение кандзи) и английский.
Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.
Расписание уроков
Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.
Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока.
Продолжительность уроков в начальной школе — 45 мин, в средней и старшей школах — 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед — около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.
В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники — самые занятые люди в стране.
Организация учебы
В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.
Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так. Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах. По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.
Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.
Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Кружки и курсы
Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы «дедовщины», когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).
В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою «рекламу». Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.
Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы-дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю.
Экзамены
Главная проблема японских школ — это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.
Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.
За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка — 100 баллов.
После средней школы
Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.
Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие — в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.
Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технические колледжи» — профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто — в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.
Академии
Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также «национальные» школы — школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.
Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются «белыми воронами» и иногда становятся предметом издевательств однокашников. В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.
Университеты и колледжи
Главный критерий при выборе университета — престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.
Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там «низовые» женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.
Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.
В отличие от школы, обучение в университете — время относительной «халявы». Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает — нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.
После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.
Источник: www.cultline.ru/articles/jizn/575
Система образования в Японии
Наверное, многие люди слышали о так называемой продвинутой системе образования в Японии, однако мало кто (кроме, разве что, любителей японских мультиков и комиксов) представляет, что она есть такое. Однако прежде чем вести речь об образовании, стоит сказать немного слов о менталитете и традициях японцев, ибо именно они, по мнению автора статьи, сделали образование в этой стране таким непохожим на привычные нам европейское и российское (хотя за образец в Японии бралась американская модель образования).
Трудолюбие
Во-первых, стоит отметить трудолюбие японцев. В отличие от нашей страны, где на трудолюбие всегда мало кто обращал внимание, в Японии оно ставится во главу угла. Можно сказать, что оно там ценится куда выше ума, изобретательности, умения выкрутиться и других полезных человеку качеств. Стоит сказать, что отчасти они правы, потому что без трудолюбия нет прогресса. Однако японское трудолюбие направлено не на развитие, а скорее на отличное выполнение шаблонной деятельности. Старание и желание сделать работу как можно лучше и быстрее – вот качества, жизненно необходимые среднестатистическому японскому работнику. Очень многие в Японии задерживаются на работе до поздней ночи (даже офисные работники), часто работа становится причиной переезда всего семейства по несколько раз в году (что для России, к примеру, немного непривычно).
Во-вторых, в Японии категорически не поощряется свободомыслие и споры с начальством. С самого глубокого средневековья в этой стране осталось в высшей степени почтительное отношение к вышестоящим людям. Подчиненные обязаны беспрекословно слушаться и угождать своему начальнику, выполнять все приказания качественно и в срок. Это еще одно отличительное качество хорошего работника.
Отношение к образованию
Отношение к образованию в Японии очень трепетное. В отличие от нашей страны, высшее образование там – это удел единиц, особенно это касается таких областей, как медицина или информационные технологии. Плата за образование достаточно высокая, а родители высшее образование детей оплачивают крайне редко. Поэтому после школы японцы сразу находят подработку или выходят уже на основную работу.
С самого садика малолетних японцев приучают к тому, что мир построен на конкуренции. Уже при поступлении в младшую школу в 6 лет (1-6 класс в переводе на понятную нам российскую систему) дети стают довольно сложные экзамены. При этом многие младшие школы уже являются платными. Чем лучше и престижнее школа – тем дороже обучение и сложнее экзамены. В младшей школе делают упор на изучение японского языка (среднестатистический ученик должен заполнить порядка 1850 иероглифов) и на приспособление ребенка к коллективу. После окончания младшей школы, сдаются экзамены в среднюю школу (7-9 классы). Младшее и среднее образование являются обязательными, после окончания средней школы многие школьники уже находят работу и не идут в старшие школы. Тем, кому удалось сдать экзамены и поступить в старшую школу (10-12 классы), предстоит еще 3 года обучения и выпуск. После окончания старшей школы, японец имеет право подавать документы в университет или колледж.
Процесс обучения
Все старшие и некоторые средние школы являются платными. Однако, несмотря на расходы, большинство родителей стремится отдать своего ребенка именно в частные школы, потому как обучение там лучше, да и престиж в жизни японцев играет довольно важную роль. Обучающиеся в платных школах дети быстро понимают, что им не выгодно оставаться на второй год. Кроме того, каждые полгода все ученики сдают обязательные экзамены в тестовой форме и набирают баллы за каждый предмет. Результаты экзаменов вывешиваются на общую доску в виде рейтинга в порядке уменьшения баллов. Неуспевающие ученики идут на пересдачу и остаются на дополнительные занятия (в том числе и летние). Если после пересдачи ученику все еще не удалось набрать приемлемые баллы, он остается на второй год.
Учебный процесс в японских школах организован как постоянная подготовка к очередным экзаменам. Вследствие этого, дети постоянно вынуждены заниматься зазубриванием материала, который мог бы пригодиться в тестах. Творческое и неторопливое овладение знаниями в Японии полностью исключено. В связи с частыми экзаменами растет популярность дополнительных курсов по повышению успеваемости. Их японская молодежь посещает после школьных и клубных занятий.
Учебный год для школьников начинается в апреле. Учеба идет в 3 триместра, между триместрами есть летние (около месяца) и зимние (тоже около месяца) каникулы, которые урезаются, если ученику необходимо посещать дополнительные занятия. Учебная неделя состоит из 6 дней – с понедельника по субботу. Уроки начинаются в первую смену – в 8 – 9 часов утра и продолжаются до 3-4 часов дня. После уроков идет деятельность клубов.
Японские школьные клубы
Про японские школьные клубы стоит рассказать подробнее. В отличие от России, там очень поощряется и даже финансируется со стороны правительства школьная клубная деятельность. Сами клубы создаются либо учениками (необходимо подать заявку, привлечь определенное количество членов и найти учителя-куратора), либо учителями (чаще всего это относится к спортивным секциям). Направленность у школьных клубов самая разная – спортивные, культурные, по интересам. Главное – очевидная польза для учащихся и наличие с их стороны интереса. Каждому клубу выделяется определенное количество средств из школьного бюджета. Распределением средств занимается студенческий совет – образование, состоящее из учеников, выбирается голосованием учащихся ежегодно.
Школьная жизнь
Каждую осень школы Японии в обязательном порядке проводят школьные культурные фестивали.
Цель таких фестивалей (помимо развлечения для учеников и их родителей) – привлечение новых учеников в школу. Классу выделяется определенное количество средств и пространство для реализации уникальной в пределах школы идеи типа создания кафе, театральной постановки, дома ужасов и прочего. Ученики на несколько дней освобождаются от занятий и усердно готовятся к фестивалю. Как правило, фестивали длятся от одного до трех суток, в школу в эти дни приходит довольно много посетителей. Заканчивается такой фестиваль обычно традиционным для Японии фейерверком.
Помимо культурных фестивалей, каждая школа проводит спортивные фестивали. На таких фестивалях каждый класс соревнуется с другими в ряде дисциплин, по итогам выбирается класс-победитель, который награждается небольшим призом.
Интересны школы Японии и своими школьными поездками. Каждая уважающая себя школа с наступлением теплого времени года вывозит своих учеников на экскурсии по историческим местам. Такие экскурсии длятся около 3 дней, ученики перемещаются на автобусе или самолете и ночуют в гостинице.
Школьная жизнь в Японии – это действительно довольно интересное время. Всячески поощряется трудолюбие, создаются условия для коллективной деятельности и развития, стимулируется интерес к школьным мероприятиям. Здесь же прививается чувство коллективизма: поощряются групповые проекты. Все конфликты, возникающие в школах Японии, решаются самими учениками, родителей привлекают лишь в крайних случаях.
Высшее образование
Обучение в университетах Японии начинается после старшей школы, строго платное и длится 4 года для получения степени бакалавра и 6 лет для получения степени магистра. В отличие от школ, университеты Японии построены по европейскому образцу. Подлинно высшим среди японцев считается именно университетское образование.
Первые пару лет все японские студенты изучают ряд общеобразовательных предметов. Они являются обязательными, и каждый более-менее престижный и заслуженный университет делает упор на обширную общеобразовательную подготовку молодых людей. В некоторых университетах общеобразовательные предметы составляют до половины от всех изучаемых студентами предметов. В первые два года обучения студенты все еще могут подумать над своим выбором и по окончании 2 лет перевестись на другой факультет. Их в государственных вузах, как правило, около 10 штук. После этого начинается полноценное обучение предметам по специальности.
Японская система образования и какая школа лучше всего подходит для вашего ребенка
Дата публикации: вторник, 4 декабря 2018 г.
Вы можете спросить, как устроена школьная система в Японии? Когда и в каком возрасте начинается школа? Когда это закончится? Тем, кто живет в Японии, вы, возможно, пытаетесь решить, будет ли ваш ребенок посещать японскую школу или международную школу. Наш гид по системе образования Японии поможет вам выбрать, какая школа лучше всего подходит для вашего ребенка или, по крайней мере, удовлетворить ваше любопытство.
Японская школьная система
Продолжительность обязательного образования в Японии составляет 9 лет, это сочетание начальной школы (6 лет) и неполной средней школы (3 года). Японский учебный год начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года.
>> Классы и возрастная структура школ в Японии
Иностранные учащиеся не обязаны участвовать в обязательном образовании в Японии (1–9 классы). Однако у них есть возможность поступить в государственную (местную) начальную или неполную среднюю школу, если их адрес зарегистрирован в административном офисе.
Хотя средняя школа не является обязательной, примерно 98% учащихся предпочитают продолжить свое образование, посещая среднюю школу. После школы студенты поступают в университет, технический колледж, профессионально-техническое училище, младший колледж или находят работу.
Японская система образования
Изображение предоставлено Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий
Возраст и классы японских школ
- Начальная школа (1-6 классы)
- Возраст 7-12 лет
- * Обязательное образование
- Неполная средняя школа (7-9 классы)
- Возраст 13-15 лет
- * Обязательное образование
- Средняя школа (10-12 классы)
- Возраст 16-18 лет
[Полезные ссылки]
В чем разница между государственными, частными и международными школами?
- 1) Местные государственные школы
- — Обучение дешевле, чем в частной школе
- — Школы находятся в ведении округа (вы не можете выбрать школу за пределами округа, в котором живете)
- — Все классы преподаются на японском языке
- — Доступен от детского сада до университета (национальный)
>> Как поступить в японскую государственную школу
- 2) Частные школы
- — Обучение примерно в 5-7 раз дороже, чем в государственной школе
- — Школы не разделены по округам, вы можете посещать школу по вашему выбору
- — Студенты должны сдать вступительные экзамены для поступления в школу
- — Некоторые классы могут преподаваться на английском языке
- — Доступен от детского сада до университета (национальный)
- 3) Международные школы
- — В основном для иностранных студентов, детей эмигрантов или студентов-бикультурников
- — Обучение намного дороже частной школы
- — Все занятия ведутся на английском языке
- — Доступен от детского сада до средней школы
>> Список международных школ в Токио можно найти здесь
** Внимание **
Не все международные школы в Японии аккредитованы Министерством образования.Важно выяснить, получит ли ваш ребенок достаточный сертификат по окончании школы.
Вы также можете заранее узнать, аккредитована ли школа WASC (Западная ассоциация школ и колледжей), CIS (Совет международных школ), ACSI (Международная ассоциация христианских школ) или IB (международный бакалавриат) и т. Д. что, когда вы вернетесь в свою страну или переедете в другую страну, ваш ребенок по-прежнему сможет продолжить обучение в школе по своему выбору.
- Школы японского языка
- Доступ ко всем школам возможен на английском языке, поэтому не стесняйтесь проконсультироваться с ними, чтобы узнать, каковы ваши требования.
Обучение японскому языку | APU Ritsumeikan Asia Pacific University
Обучение японскому языку
Программа обучения японскому языку в APU помогает студентам на всех этапах обучения, от начальных символов хираганы до сложных структур предложений и т. Д.По прибытии, но до начала обычных занятий, студенты проходят недельный интенсивный курс обучения хирагане и катакане, который учит двум основным системам письма японского языка. Благодаря этим приготовлениям учащиеся могут начать свои занятия с базового понимания японской системы письма. Студенты, желающие подать заявку на зачисление на трансфер, см. На странице зачисления на трансфер.
Японские предметы
Для студентов, обучающихся на английском языке, начальный уровень курсов японского языка будет зависеть от результатов тестирования, проведенного во время зачисления.
1.
Начиная с «Базового курса японского языка I», студенты будут зарегистрированы на «Базовый курс японского языка I, II и III». (12 занятий в неделю)2.
Начиная с «Базового курса японского языка II», студенты будут зарегистрированы на «Базовый курс японского языка II и III». (8 занятий в неделю)3.
Начиная с «Базового курса японского языка III», студенты будут зарегистрированы только на «Базовый курс японского языка III».(4 занятия в неделю)
※
До тех пор, пока все необходимые курсы японского языка не будут завершены, университет продолжит автоматически регистрироваться и распределять студентов по классам. При повторном прохождении того же курса студент не обязательно будет зарегистрирован для того же преподавателя или класса. Эта регистрация не может быть изменена или отменена.
Язык для особых целей
Эта группа предметов предлагается студентам, которые закончили курсы японского языка, необходимые для выпуска, и хотят дальше развивать свои языковые способности.Поскольку каждый курс имеет свои предпосылки и рекомендуемые языковые уровни.
Список японских предметов
Имя субъекта | Необходимые предметы | Обязательный / факультативный |
---|---|---|
Базовый курс японского языка I | необходимые | |
Базовый курс японского языка II | ||
Базовый курс японского языка III | ||
Средний курс японского | Базовый курс японского I ・ II ・ III | |
Предварительный уровень японского | Средний курс японского | Выборный |
Продвинутый японский | Предварительный уровень японского | |
Японский проект A ・ B ・ C ・ D | Средний курс японского | |
Японский проект E ・ F | Продвинутый японский | |
Японский для лекций | ||
Японский язык и культура I | ||
Японский язык и культура II | Японский язык и культура I | |
Карьера Японец I | Продвинутый японский | |
Карьера японец II | Карьера Японец I | |
Карьера японец III | Карьера японец II |
Образование в Сингапуре — система образования и факты
Если вы хотите учиться за границей, Сингапур — отличное место для вас.Эта страна считается страной с очень продуктивным и очень конкурентоспособным образованием, которое дает своим выпускникам международно признанные степени. Некоторые из лучших университетов мира расположены именно в Сингапуре, и стоимость обучения здесь вполне доступна. Сингапуру есть что предложить как своим гражданам, так и новичкам, и вот пять основных преимуществ обучения в этой инновационной стране.
1. Хотя в течение многих лет Сингапур следовал традиционной британской системе образования, за последнее десятилетие все изменилось, и сегодня Сингапур считается страной с одной из лучших систем образования в мире, которая нацелена на соответствие потребности людей и стремится развивать таланты.
2. Сингапур считается страной с очень стабильной экономикой. Согласно отчету Всемирного банка, он занял 3-е место среди 145 стран по условиям ведения бизнеса. Кроме того, Сингапур вошел в число ведущих стран с конкурентоспособной экономикой, обладающих большим инновационным потенциалом и устойчивой макроэкономикой по результатам Всемирного экономического форума, базирующегося в Швейцарии.
3. Любой иностранный студент сможет стать частью богатого мультикультурного общества, представленного различными этническими группами, включая китайцев, малайцев, индийцев и евразийцев.Кроме того, любой, кто приедет получить образование в Сингапур, сможет насладиться высоким уровнем жизни в стране.
4. Если вы приедете в Сингапур, вы сможете насладиться его высокоразвитыми телекоммуникациями и уровнем проникновения Интернета 42%, доступным во всех частях острова. Кроме того, страна хорошо связана как по морю, так и по воздуху и часто известна своей качественной и эффективной системой наземного транспорта.
5. Несмотря на то, что страна небольшая, она полна достопримечательностей и развлечений на любой вкус, поэтому каждый может насладиться яркой городской жизнью.Сингапур, расположенный прямо в центре Азии, также считается прекрасным местом для начала знакомства с регионом Юго-Восточной Азии.
.
Leave a Reply