Временное убежище в России и его получение: Кто может получить временное убежище в РФ — Свидетельство о предоставлении временного убежища и трудовая деятельность в РФ на его основании — Чем работник со статусом временного убежища удобен работодателю
Журнал «Миграционный эксперт»
Пищеренко Анна
Альянс — Трудовая миграция
Опубликовано: 01.07.2022
Если иностранец покидает свою страну по веским причинам, он может претендовать на получение временного убежища в России.
Содержание:
- Кто получает временное убежище
- Что подтверждает право на убежище
- Как получить свидетельство о предоставлении временного убежища
Получить консультацию специалиста
Кто получает временное убежище
Не все иностранцы приезжают в Россию, потому что изначально так планировали. Некоторым приходится покидать родную страну. И такие граждане могут получить временное убежище в России.
Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ №4528-1 от 19.02.1993, иностранец может претендовать на временное убежище, если:
-
у него есть основания для признания беженцем, но нет документального подтверждения. Основания для признания беженцем – преследование по национальному, расовому, религиозному признаку и т.д. Документальное подтверждение – фото, видео, показания свидетелей. Если их нет, то статус беженца не получить, но можно претендовать на временное убежище в РФ; -
нет оснований для признания беженцем, но по гуманным соображениям нельзя выдворить этого иностранца из РФ.
Что подтверждает право на убежище
Чтобы подтвердить свое право на временное убежище, иностранец должен получить документ – свидетельство о предоставлении временного убежища. Это документ, который заменяет иностранцу паспорт.
При работе с такими иностранцами у работодателя несколько преимуществ:
- для работы ему не нужны патент или разрешение на работу;
-
работать такой иностранец может в любом регионе и по любой профессии; -
работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение иностранцев; -
иностранец может оформить полис обязательного медицинского страхования и получать медицинскую помощь наравне с россиянами. А значит, работодателю не нужно обеспечивать некоторые медицинские процедуры иностранному сотруднику, например, такие как вакцинация от коронавируса.
Примечание редакции: о том, как выглядит свидетельство о предоставлении временного убежища и какие пункты содержит, читайте в статье Базы знаний «Свидетельство о предоставлении временного убежища».
Как получить свидетельство о предоставлении временного убежища
Получить свидетельство о предоставлении временного убежища можно несколькими способами. Изначально это зависит от того, где находится иностранец, который просит о временном убежище:
- если он находится в своей стране, то он подает документы в российское посольство;
-
если он уже в РФ, то документы подаются в ГУВМ МВД.
Чаще всего иностранцы подают документы, находясь уже в России. В общих чертах порядок будет следующим:
-
Иностранец заполняет ходатайство о предоставлении временного убежища и подкрепляет его доказательствами, вынудившими его просить об убежище; -
Затем иностранец проходит собеседование, на котором заполняет анкету и опросный лист; -
После этого иностранец проходит дактилоскопию (снятие отпечатков пальцев) и фотографирование; -
МВД выдает иностранцу справку о рассмотрении заявления; -
Иностранец встает на миграционный учет; -
Иностранец проходит медицинскую комиссию; -
Затем принимается решение о выдаче иностранцу свидетельства о предоставлении временного убежища либо отказ в выдаче документа. Если ответ положительный, то документ оформят в течение 2 рабочих дней. Готовый документ иностранец забирает в органе МВД по месту подачи.
Получение свидетельства о предоставлении временного убежища поможет как иностранцу жить и работать в России, так и его работодателю упростить работу с сотрудником. Поэтому если у иностранца есть основания получить этот документ, работодатель может помочь его получить. Получить консультацию о том, как работать с разными категориями иностранных сотрудников, вы можете у наших экспертов. Условия и стоимость вы найдете на сайте » Альянс — Трудовая миграция».
Другие статьи на тему «Оформление документов»:
- Заявление на РВП и точность внесения данных
Иностранец получит отказ в выдаче разрешения на временное проживание и даже его аннулирование, если в заявлении указал неверные данные о себе.
08.11.2022
- Как выглядит миграционная карта
Миграционная карта (МК) — это первый документ, который иностранец получает на границе России. Как она выглядит, как ее заполнять и на что это влияет, читайте в статье.
21.10.2022
- Срок действия вида на жительство
Срок действия вида на жительство зависит от того, когда именно он был выдан.
21.10.2022
- #оформление_документов#Регионы#правила_приема
Пищеренко Анна
Альянс — Трудовая миграция
Опубликовано: 01.07.2022
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Это может быть интересно
Материалы, похожие на этот
Электронные визы в Россию
Скрытые потери работодателя при замене иностранного персонала
Принимающая сторона иностранного гражданина на стройплощадке
Миграционные уведомления по иностранным гражданам
Работодатель и иностранный работник: риски работодателя
Оформление на работу иностранного гражданина: в штат и за штат
ВНЖ по гражданству: украинцам, казахам и молдаванам
Миграционный учет по адресу организации
Вакцинация от кори иностранцев: визовые граждане и ВКС
Изменение документов иностранного гражданина: кого уведомлять работодателю
Подписаться на новости
Выберите рубирку и получайте обновление только по этой теме. Никакой рекламы. Никакого спама.
Ещё от авторов Альянс — Трудовая миграция
Статья
Миграционные уведомления по иностранным гражданам
Статья
ВНЖ по гражданству: украинцам, казахам и молдаванам
Статья
Иностранец без патента с нужной территорией — самая частая ошибка
Статья
ВНЖ для иностранных инвесторов
Статья
Удостоверение личности лица без гражданства
Наверх страницы
Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища \ КонсультантПлюс
Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища
1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Заявление не может быть подано в форме электронного документа.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 322-ФЗ)
2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выдается свидетельство установленной формы.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и которое получило свидетельство о предоставлении временного убежища, подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Свидетельство в форме электронного документа не выдается.
Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 322-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Граждане Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины при получении свидетельства освобождаются от обязанности передавать на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел указанные документы.
(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 342-ФЗ)
4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.
5. Лицо утрачивает временное убежище:
1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
2) при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 280-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел временного убежища, если оно:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
(пп. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ)
7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.03.2012 N 18-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Российское вторжение привело к рекордным заявлениям о предоставлении убежища от граждан бывшего советского блока
Press ReleaseОпубликовано 1 июня 2022 г.
Российское вторжение привело к рекордному количеству заявлений о предоставлении убежища от граждан бывшего советского блока
Российское вторжение в Украину привело к крупномасштабному перемещению в ЕС+, наибольшему количеству заявлений о предоставлении убежища за последние годы и гораздо большему количеству регистраций для временной защиты. Всего с начала войны под статусом временной защиты ЕС зарегистрировались почти 3 миллиона человек, бежавших из Украины.
Анализ, опубликованный Агентством Европейского Союза по вопросам убежища (EUAA), показывает, что около 82 900 заявлений о предоставлении убежища было подано в странах ЕС+ в марте 2022 года. [1] ” за 2015 – 2016 гг. Рост на треть с февраля (+ 21 800) также был самым большим с 2015 г. Это в основном произошло за счет пиковых заявлений о предоставлении убежища от украинцев (14 000) , примерно в 30 раз больше, чем раньше начало войны. Это сделало украинцев самой большой группой заявителей в марте, опередив афганцев (9000) и сирийцев (7 700).
Пиковое количество заявлений о предоставлении убежища и регистраций для временной защиты
Однако заявлений о предоставлении убежища сами по себе далеко не отражают историческое измерение миграции беженцев из Украины, масштабы которой не наблюдались со времен окончания Второй мировой войны. В соответствии с Директивой о временной защите, [2] , те, кто покидает Украину, могут зарегистрироваться для получения временной защиты в ЕС без прохождения процедуры предоставления убежища. Регистрации также достигли своего пика в марте и составили 1,6 миллиона человек. Хотя после этого темпы регистрации неуклонно снижались, по крайней мере 50 000 украинцев все еще были зарегистрированы в течение четвертой недели мая. К 29Всего с начала войны, по предварительным подсчетам, на временную защиту мая года зарегистрировалось около 3 миллионов человек, покинувших Украину. [3] Это число в 140 раз превышает общее количество ходатайств о предоставлении убежища в Украине за тот же период (21 400).
Больше заявителей также из России и других стран бывшего СССР
Внезапное увеличение количества заявлений о предоставлении убежища также произошло для граждан различных стран бывшего СССР. Число заявлений о предоставлении убежища от россиян (1 400) удвоилось с февраля до самого высокого уровня с 2018 года (90 008). Еще более сильный рост, от двух до десяти раз, произошел для граждан Беларуси, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Неясно, в какой степени эти заявители приехали из своих стран или проживали в Украине, когда началась война. Заявки также значительно увеличились для нескольких африканских стран происхождения , особенно Нигерии, Сомали, Египта, Марокко, Туниса и Мали.
Больше всего решений первой инстанции за год
Органы по делам беженцев в странах ЕС+ вынесли около 53 300 решений первой инстанции в марте 2022 г., что на четверть больше, чем в феврале, и больше всего с марта 2021 г. Решений, вынесенных венесуэльцам, было в пять раз больше высоким, как в феврале, и они также существенно увеличились для сирийцев, афганцев и колумбийцев. Однако общий рост 90 007 решений не поспевает за поданными 90 008 заявлениями, которые в марте превысили количество решений почти на 30 000, что является самым большим разрывом за полгода. После неуклонного роста в последние месяцы более полумиллиона дел находились на рассмотрении в первой инстанции в конце марта. Около половины из них находились на рассмотрении более шести месяцев.
Уровень признания ЕС+ 4 составил 40 % в марте , оставаясь значительно выше, чем общий уровень признания на 2021 год (35 %). В то время как уровень признания для украинцев подскочил до 47 % в марте, это было обусловлено решениями по повторным заявлениям и еще не отражало решения по новым заявлениям, поданным после начала войны. Одни из самых высоких показателей признания в целом возникли у сирийцев (93 %), йеменцев (89 %), белорусов (87 %) и эритрейцев (85 %). Две трети всех положительных решений в марте предоставили статус беженца, а остальным была предоставлена дополнительная защита.
Уровень признания ЕС+ [4] составлял 40% в марте года, оставаясь значительно выше, чем общий уровень признания на 2021 год (35%). Уровень признания украинцев подскочил до 47 % в марте, но это еще не отражает всплеск заявлений, поданных с начала войны. Одни из самых высоких показателей признания в целом возникли у сирийцев (93 %), йеменцев (89 %), белорусов (87 %) и эритрейцев (85 %). Две трети всех положительных решений в марте предоставили статус беженца, а остальным была предоставлена дополнительная защита.
Для получения дополнительной информации и интерактивной визуализации данных посетите страницу «Последние тенденции предоставления убежища».
Любую дополнительную информацию можно получить в пресс-службе Агентства Европейского Союза по вопросам убежища по следующим адресам электронной почты:
— Пресс-служба: [email protected]
— Эндрю МакКинлей, пресс-атташе: Andrew.McKinlay@euaa .europa.eu
— Анис Кассар, пресс-секретарь: [email protected]
Примечания
[1] Данные EUAA EPS являются предварительными и могут отличаться от подтвержденных официальных статистических данных, представленных в Евростат на более позднем этапе. Данные Евростата используются в ежегодном отчете EUAA о предоставлении убежища. Общие числа EPS включают приблизительное значение для одной страны ЕС+ и могут измениться после обновления данных.
[2] Европейская комиссия, Миграция и внутренние дела, Временная защита, 21 апреля 2022 г.
[3] На основании данных о регистрации для получения временной защиты, предоставленных EUAA и Европейской комиссией.
[4] Это относится к степени признания регулируемых ЕС форм защиты (статус беженца и дополнительная защита) в первой инстанции.
Поделиться этой статьей:
Op-ed: Оставленные временной защитой: просители убежища и беженцы, спасающиеся от войны в России
27 января 2023 г. | Новости
Кэтрин Вулрих ( HIAS Europe ) и Наталья Криницкая ( Right 2 Protection )
До полномасштабного вторжения России в прошлом году организация Right 2 Protection (R2P) ежегодно оказывала юридическую помощь примерно 1500 просителям убежища и беженцам внутри Украины. С 24 февраля 2022 года эти люди оказались среди миллионов перемещенных лиц внутри страны и за границу. Основываясь на недавних интервью со вторично перемещенными лицами, ищущими убежище, и беженцами, мы призываем ЕС и государства-члены устранить критические пробелы в защите и обеспечить более последовательный подход к защите людей, бегущих из Украины.
Беженцы и просители убежища в Украине: небольшая, но группа риска
Более 21 года HIAS и R2P оказывают юридическую помощь перемещенным лицам, прибывающим в Украину. Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) зарегистрировало около 5000 просителей убежища и беженцев в стране в 2021 году, но реальное количество людей, нуждающихся в международной защите до кризиса, вероятно, было намного больше. Поскольку каждый год в Украине защиту получают лишь около 100 человек, многие лица, ищущие убежища, пересекали страну транзитом в поисках безопасности в ЕС. Население без гражданства, которое оценивается примерно в 80 000 человек, также включает людей, нуждающихся в защите. Всего в 2021 году было зарегистрировано до полумиллиона неукраинцев, хотя наше исследование было сосредоточено именно на людях, ищущих или получивших защиту.
Хотя эти цифры могут показаться исчезающе малыми в контексте миллионов людей, перемещенных в результате войны, лица, ищущие убежища, беженцы (и лица без гражданства) относятся к группам, наиболее подверженным риску во время этого кризиса. Уже бежавшие от других конфликтов или преследований, просители убежища и беженцы в Украине могут не иметь документов или даже гражданства, не иметь безопасной страны для возвращения, и им часто отказывают в статусе из-за серьезных недостатков в украинской системе предоставления убежища. Чтобы лучше понять их опыт с начала войны, во второй половине 2022 года мы опросили 300 просителей убежища и беженцев, бежавших в ЕС. Наши выводы выявляют недостатки в ответных действиях ЕС на Украине, которые подвергают риску всех граждан третьих стран, не в последнюю очередь лиц без документов или без гражданства.
Временная защита не защищает всех людей, покидающих Украину
Никто не будет спорить с тем, что Директива о временной защите (ДВЗ) оказалась очень эффективной в обеспечении защиты и доступа к правам для около 4,9 миллионов человек, покидающих Украину. Тем не менее почти четверо из десяти опрошенных нами не получили временной защиты. Многие просители убежища и беженцы де-факто исключены из сферы защиты TPD. Для включения им необходимо иметь документы на долгосрочное пребывание в Украине. Эта оговорка довольно парадоксальна: если бы эти люди имели постоянное место жительства, они, скорее всего, не были бы просителями убежища или лицами без гражданства. Даже если беженцам или лицам, ищущим убежища, были выданы документы в Украине, они часто остаются в миграционной службе Украины или органы государств-членов не признают или не понимают их. Хотя государства могут свободно расширять сферу действия ЗПЗ (например, для защиты лиц, ищущих убежища, или лиц без гражданства, не имеющих документов), на практике большинство государств распространяют защиту только на граждан Украины, которые уехали до 24 февраля.
Проблемы с внедрением TPD для лиц, имеющих право на получение помощи
Получатели международной защиты в Украине имеют право на временную защиту в ЕС, если у них есть документы, подтверждающие их статус. Тем не менее, наше исследование также выявило проблемы с реализацией TPD на практике. Некоторые из тех, с кем мы разговаривали, ждали получения временной защиты до пяти месяцев, а гражданам Украины документы выдаются в тот же день как минимум в 17 странах. В целом 40% опрошенных просителей убежища и беженцев столкнулись с задержками и препятствиями при предоставлении статуса. Часто люди, которые должны пользоваться правами TPD, ошибочно направляются в системы предоставления убежища. Кроме того, только 35% неукраинских бенефициаров TPD, с которыми мы говорили, сказали, что они могут свободно путешествовать по ЕС, несмотря на то, что свободное передвижение разрешено TPD.
Плохой доступ к юридической поддержке и документам, удостоверяющим личность
Неукраинцы, пытающиеся бежать из Украины, испытывают трудности с доступом к юридической информации и советам. В то время как все государства-члены ЕС начали массовые информационные кампании по временной защите, веб-страницы на украинском и русском языках мало чем помогут сирийцам и афганцам — двум основным национальностям, опрошенным для нашего исследования. Только четверть опрошенных знали, где найти юридическую помощь. Столкнувшись с отсутствием помощи или доступной информации, они вынуждены блуждать в юридическом лабиринте политики предоставления убежища на национальном уровне и уровне ЕС. Тревожным следствием стало то, что более 10% опрошенных остались без удостоверений личности или проездных документов. Эти люди не могут вернуться в Украину, чтобы увидеть или забрать членов семьи или удовлетворить основные потребности.
Продление временной защиты, чтобы никого не оставить без внимания
Несмотря на несомненный успех TPD в предоставлении защиты в массовом масштабе, неукраинцы, спасающиеся от войны в России, рискуют остаться в дураках. Это противоречит основным законодательным обязательствам ЕС по обеспечению равного обращения со всеми людьми, стремящимися к безопасности. ЕС может принять меры для исправления этой ситуации, как путем расширения объема временной защиты (или поощрения продления со стороны государств-членов), так и путем настаивания на надлежащем применении на государственном уровне.
Европейская комиссия сама указала, что расширение сферы временной защиты пойдет на пользу государствам, поскольку позволит избежать перегрузки систем предоставления убежища. Если бы действия были предприняты на уровне ЕС, это предотвратило бы беспорядок в государственной практике и гарантировало бы гармонизацию. Это также соответствовало бы обязательству ЕС защищать всех людей, перемещенных в результате войны. Тем не менее сами государства-члены также могут расширить национальный объем временной защиты. Реализация TPD также должна учитывать особые потребности граждан третьих стран: ЕС и государства-члены должны предоставлять индивидуальные информационные юридические консультации и поддержку; предоставить необходимые документы; облегчить доступ к жилью, еде и здравоохранению; и собирать данные, чтобы лучше реагировать на потребности этих людей.
Leave a Reply