преодоление тяжелого наследия Д. Трампа
29–30 сентября 2021 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания) состоялась первая министерская встреча созданного в июне текущего года Совета ЕС и США по торговле и технологиям (СТТ). Высокопоставленные чиновники с обеих сторон подчеркнули, что Евросоюз и Соединенные Штаты намерены совместно способствовать увеличению трансатлантической торговли и инвестиций, укреплению лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулированию инноваций.
Как известно, в период президентства Дональда Трампа отношениям Европы и США был нанесен серьезный урон. Поэтому целью нынешней встречи в Питтсбурге было перевернуть предыдущую неприятную страницу в трансатлантических отношениях. Ради этого ни американцы, ни европейцы решили вообще не вспоминать сложные моменты в своих отношениях за последние 4–5 лет. В беседах в Питтсбурге, судя по материалам прессы по обе стороны Атлантики, даже не был упомянут крупнейший в недавнем прошлом проект двустороннего сотрудничества — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП).
Приход в Белый дом Джо Байдена не мог не вызвать вздоха облегчения у сторонников укрепления трансатлантических связей как в Старом, так и Новом Свете. Однако на практике избавиться разом от груза недавнего прошлого, к примеру, от проблем во взаимной торговле, не удастся. Оказалось, что наиболее острые вопросы, такие как устранение повышенных пошлин США на металлы и, соответственно, ответных мер ЕС, не вошли в переговорную повестку СТТ в Питтсбурге. Представители Евросоюза в этой связи предупредили, что, если решение не будет найдено к 1 декабря текущего года, ЕС предпримет дополнительное повышение импортных пошлин на популярные американские товары — джинсы, виски, мотоциклы, — что уже вызвало беспокойство среди американских производителей.
Разумеется, не была обделена вниманием на встрече и тема противостояния с Китаем, которая в последние годы является традиционной для переговоров между Вашингтоном и Брюсселем. Обе стороны согласились, что это общая цель Брюсселя и Вашингтона, и СТТ представляет собой структуру для противодействия Поднебесной, в частности, в области новых технологий. Заместитель председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер призвала к «конструктивному» подходу в этом вопросе.
В целом министерская встреча в Питтсбурге подтвердила политическую приверженность США и Брюсселя позитивной повестке в области торговли и технологий, которая отражает общие ценности, включая противостояние авторитаризму.
На встрече отмечен прогресс, достигнутый десятью рабочими группами, созданными президентом Джо Байденом и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен на июньском саммите США — ЕС. Эти группы занимаются решением проблем в таких областях, как климат и зеленые инновации; информационно-коммуникационные технологии; отбор инвестиций; технологические стандарты; злоупотребление технологиями, угрожающими безопасности и правам человека; вопросы глобальной торговли.
Как заявили высокопоставленные представители сторон на первой министерской встрече Совета по торговле и технологиям в Питтсбурге, Соединенные Штаты и Европейский союз обязались работать вместе для увеличения трансатлантической торговли и инвестиций, укрепления своего лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулирования инноваций. И это ровно те же цели, которые относительно недавно провозглашались перед ТТИП. В октябре 2018 г. автор этих строк, будучи в Брюсселе, задал вопрос представителю торгового комиссариата Еврокомиссии относительно состояния переговоров по ТТИП, имея в виду, что никаких официальных заявлений о закрытии проекта сделано не было. В ответ было сказано: «Они в состоянии глубокой заморозки». Судя по всему, стороны обоюдно согласились, что выводить партнерство из этого состояния довольно хлопотно, и вместо ТТИП решили запустить СТТ. Препятствий для прогресса нового формата сотрудничества, похоже, нет. Точнее, почти нет, ибо помешать этому прогрессу может возращение Д. Трампа в Белый дом в 2025 г. Но большая часть американцев всё-таки оптимисты, не склонные верить в страшные сны. А имевшиеся ошибки и просчеты в проекте ТТИП, скорее всего, будут учтены.
29–30 сентября 2021 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания) состоялась первая министерская встреча созданного в июне текущего года Совета ЕС и США по торговле и технологиям (СТТ). С американской стороны в ней приняли участие госсекретарь Энтони Блинкен, представитель на международных торговых переговорах Кэтрин Тай, министр торговли Джина Реймондо; с европейской стороны — еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис, заместитель Председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер. Высокопоставленные чиновники с обеих сторон подчеркнули, что Евросоюз и Соединенные Штаты намерены совместно способствовать увеличению трансатлантической торговли и инвестиций, укреплению лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулированию инноваций.
Договоренность о встрече была подтверждена лишь за неделю до фактической даты ее проведения. В ЕС были недовольны тем, что в августе Вашингтон принял решение о выводе войск из Афганистана без необходимых консультаций с Брюсселем. Париж был готов добиваться отсрочки встречи, будучи рассержен потерей контракта на строительство подлодок для Австралии после подписания США, Великобританией и Австралией оборонительного пакта AUKUS. Лишь 22 сентября в результате телефонной беседы президентов Дж. Байдена и Э. Макрона даты удалось подтвердить.
Марк Энтин, Екатерина Энтина:
Из нежных американских объятий Евросоюзу уже не вырваться
Как известно, в период президентства Дональда Трампа отношениям Европы и США был нанесен серьезный урон. Поэтому целью нынешней встречи в Питтсбурге было перевернуть предыдущую неприятную страницу в трансатлантических отношениях. Ради этого ни американцы, ни европейцы решили вообще не вспоминать сложные моменты в своих отношениях за последние 4–5 лет. В беседах в Питтсбурге, судя по материалам прессы по обе стороны Атлантики, даже не был упомянут крупнейший в недавнем прошлом проект двустороннего сотрудничества — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). При президенте Б. Обамы этому проекту придавалось поистине эпохальное значение. Достаточно вспомнить известное высказывание недавно побывавшей в Москве Виктории Нуланд, сделанное в ноябре 2013 г. в статусе помощника Госсекретаря США: «Америке нужна сильная Европа, а Европе — сильная Америка. Чем серьезнее трансатлантические и глобальные вызовы, тем важнее, чтобы Соединенные Штаты и Европа отвечали на них вместе». И далее она особо подчеркнула, что «ТТИП — это гораздо больше, чем торговое соглашение. Это политическая и стратегическая ставка, которую мы делаем друг на друга и на наше общее будущее».
После такого заявления ни у кого не оставалось сомнений в дальнейшем поступательном развитии данного партнерства. Проведенные как в Европе, так и в США независимые исследования показали, что реализация ТТИП может принести ежегодное увеличение экономики ЕС на 120 млрд евро, экономики США — на 90 млрд евро; остальному миру — на 100 млрд евро. Разумеется, звучала и критика. В масштабе глобальной экономики ТТИП выглядело как самое амбициозное из трех известных на тот момент мегарегиональных торговых соглашений (МРТС) наряду с Транстихоокеанским партнерством (ТТП) и Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством (ВРЭП). Доля ТТИП в глобальном ВВП оценивалась в 50%, а в мировой торговле — не менее 40%.
Однако с начала 2016 г. ряд европейских политиков один за другим высказали озабоченность последствиями ТТИП для стран ЕС. В частности, они отметили необходимость серьезных корректировок, что не нашло должного отклика по другую сторону Атлантики. В мае 2016 г. довольно жесткое заявление сделал французский президент Франсуа Олланд, подчеркнув, что он никогда не примет сделку в ее нынешнем виде, ибо содержащиеся в проекте документа положения противоречат интересам Франции и других стран Европы. В частности, по словам Ф. Олланда, это касалось сферы сельского хозяйства, культуры и некоторых других областей. Особая озабоченность европейских критиков ТТИП была связана с появлением новой институциональной структуры в рамках партнерства — органа по разрешению споров инвесторов, функционирование которого было бы чревато рисками обезоруживания малых государств ЕС перед натиском крупных американских корпораций. С серьезными оговорками по проекту ТТИП выступил тогдашний председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Перспективы ТТИП резко осложнил Brexit — Лондон оставался опорой Вашингтона в Евросоюзе во многих политических начинаниях, хотя бывший премьер Дэвид Кэмерон тоже высказывал критику в отношении ТТИП. В течение первой половины 2016 г. в странах ЕС прокатились массовые протесты против заключения ТТИП, ключевую роль в которых сыграли активисты Greenpeace.
Андрей Кортунов:
Что такое многосторонность «по-американски»?
Но самый драматический момент случился в конце августа 2016 г., когда из Германии пришла сенсационная новость: вице-канцлер и министр экономики Зигмар Габриэль заявил в интервью радиостанции ZDF, что переговоры между США и ЕС о ТТИП по существу провалились, хотя никто реально в этом не признается. Как выяснилось из сказанного вице-канцлером, в действительности до конца не был согласован текст ни одной из 27 глав проекта соглашения. Наименьший прогресс был достигнут в области субсидий, энергетики, сырьевых товаров, торговли текстилем, антикоррупционных норм и в институциональной сфере. Кроме того, Брюссель требовал договоренности о регулировании финансовых рынков, доступа к американскому рынку правительственных закупок. Отдельные страны ЕС сохраняли высокую озабоченность сферой географических указаний, связанных, в частности, с такими всемирно известными брендами, как «Шампанское», «Пармезан», «Фета» и др.
Обнародованные З. Габриэлем сведения о ходе переговоров, разумеется, нанесли удар по проекту. Оптимистические прогнозы относительно подписания документа в 2016 г. рухнули. Но это вовсе не означало пересмотра принципиального курса на продолжение переговоров по партнерству — слишком серьезна и высока была изначальная ставка на трансатлантический проект. В условиях новых вызовов, главный из которых рост влияния в мире Китая, сохранение формировавшихся десятилетиями основ трансатлантического сообщества и его лидерских позиций в мире оставалось ключевой стратегической задачей. И проект ТТИП наряду с ТТП как раз были призваны обеспечить ее решение.
Ситуация кардинально изменилась с приходом в Белый дом президента Д. Трампа. Еще во время своей избирательной кампании он не скрывал, какой линии намерен придерживаться в отношении Европы в случае победы на президентских выборах. По свидетельству посла США в Брюсселе Энтони Гарднера, осенью 2016 г. советники Д. Трампа бесцеремонно опрашивали по телефону представителей ЕС о том, какая страна последует за Британией на выход из Евросоюза. Беседы, естественно, быстро стали известны в офисах Еврокомиссии и вызвали бурю негодования. После своего избрания Д. Трамп неоднократно заявлял, что отныне Америка намерена строить с государствами Европы двусторонние отношения и пытался склонить к этому некоторых европейских лидеров, однако получил серьезную отповедь на этот счет от канцлера Ангелы Меркель, которая была вынуждена растолковать 45-му президенту США, как устроен Евросоюз.
Зачастую Д. Трамп даже не считал нужным скрывать своего пренебрежительного отношения к ЕС, о чем свидетельствовало, к примеру, одно из его скандальных высказываний: «Евросоюз, возможно, так же вреден, как и Китай, разве что он поменьше». ЕС наряду с НАТО и ВТО Д. Трамп считал изначально вредными для Америки проектами, видимо, позабыв (или не зная), что все они создавались при активной поддержке США.
Несмотря на то, что Европа всегда считалась ближайшим торгово-экономическим партнером США, ей не удалось уберечься от протекционистских атак со стороны администрации Д. Трампа. С 1 июня 2018 г. Вашингтоном в нарушение правил ВТО были введены повышенные импортные таможенные пошлины на металлы из Евросоюза, Канады и некоторых других стран — 25% на сталь и 10% на алюминий, что вызвало крайнее раздражение в Брюсселе и Оттаве.
Европейцы вполне отдавали себе отчет в том, насколько уже изменилась ситуация в Трансатлантическом сообществе, и что в дальнейшем она может ухудшиться еще больше. Тревогу на этот счет достаточно откровенно выразил после саммита G7, проведенного в Канаде в июне 2018 г., председатель Европейского совета Дональд Туск, слова которого цитировала пресса: «У него есть метод, и он серьезен в своей миссии против основанного на правилах международного порядка… Фактически Трамп объявил поход против того, что мы отстаиваем». И далее Д. Туск добавил, что европейцы должны быть готовы к «худшим сценариям» в связи с быстрой деградацией отношений с США при президенте Д. Трампе, который представляет угрозу сформировавшимся в послевоенный период западным альянсам.
В том же духе высказался в феврале 2019 г. на российско-французском семинаре в Москве бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин, отметив, что после окончания Второй мировой войны США строили свою политику в интересах всего человечества, но с приходом новой американской администрации ситуация изменилась. И в этих условиях Европа, оставаясь историческим союзником Соединенных Штатов, не должна «равняться» на них во всем. «В принятии ключевых решений европейцам следует рассчитывать прежде всего на самих себя», — подчеркнул министр. Если вспомнить, что Д. Трамп сохранял шансы на второй срок в Белом доме вплоть до завершения президентской гонки в 2020 г., то подобную взволнованность европейцев относительно ближайшего будущего можно было понять.
Андрей Кортунов:
Что такое многосторонность «по-европейски»?
Приход в Белый дом Джо Байдена не мог не вызвать вздоха облегчения у сторонников укрепления трансатлантических связей как в Старом, так и в Новом Свете. Однако на практике избавиться разом от груза недавнего прошлого, к примеру, от проблем во взаимной торговле, не удастся. Оказалось, что наиболее острые вопросы, такие как устранение повышенных пошлин США на металлы и, соответственно, ответных мер ЕС, не вошли в переговорную повестку СТТ в Питтсбурге. Представители Евросоюза в этой связи предупредили, что, если решение не будет найдено к 1 декабря текущего года, ЕС предпримет дополнительное повышение импортных пошлин на популярные американские товары — джинсы, виски, мотоциклы, — что уже вызвало беспокойство среди американских производителей. Соответствующий сигнал от американского бизнеса был послан торговому представителю Кэтрин Тай. По мнению торгового комиссара ЕС Валдиса Домбровскиса, диалог на эту тему продвинулся, однако мнения о путях достижения цели остаются различными.
Разумеется, не была обделена вниманием на встрече и тема противостояния с Китаем, которая в последние годы является традиционной для переговоров между Вашингтоном и Брюсселем. Обе стороны согласились, что это общая цель Брюсселя и Вашингтона, и СТТ представляет собой структуру для противодействия Поднебесной, в частности, в области новых технологий. Заместитель председателя Еврокомиссии Маргрете Вестагер призвала к «конструктивному» подходу в этом вопросе.
В целом министерская встреча в Питтсбурге подтвердила политическую приверженность США и Брюсселя позитивной повестке дня в области торговли и технологий, которая отражает общие ценности, включая противостояние авторитаризму.
На встрече отмечен прогресс, достигнутый десятью рабочими группами, созданными президентом Джо Байденом и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен на июньском саммите США-ЕС. Эти группы занимаются решением проблем в таких областях, как климат и зеленые инновации; информационно-коммуникационные технологии; отбор инвестиций; технологические стандарты; злоупотребление технологиями, угрожающими безопасности и правам человека; вопросы глобальной торговли.
Как заявили высокопоставленные представители сторон на первой министерской встрече Совета по торговле и технологиям в Питтсбурге, Соединенные Штаты и Европейский союз обязались работать вместе для увеличения трансатлантической торговли и инвестиций, укрепления своего лидерства в области технологий и промышленности, а также стимулирования инноваций. И это ровно те же цели, которые относительно недавно провозглашались перед ТТИП. В октябре 2018 г. автор этих строк, будучи в Брюсселе, задал вопрос представителю торгового комиссариата Еврокомиссии относительно состояния переговоров по ТТИП, имея в виду, что никаких официальных заявлений о закрытии проекта сделано не было. В ответ было сказано: «Они в состоянии глубокой заморозки». Судя по всему, стороны обоюдно согласились, что выводить партнерство из этого состояния довольно хлопотно, и вместо ТТИП решили запустить СТТ. Препятствий для прогресса нового формата сотрудничества, похоже, нет. Точнее, почти нет, ибо помешать этому прогрессу может возращение Д. Трампа в Белый дом в 2025 г. Но большая часть американцев всё-таки оптимисты, не склонные верить в страшные сны. А имевшиеся ошибки и просчеты в проекте ТТИП, скорее всего, будут учтены.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
ЕС подтвердил подчинение США в вопросах безопасности
Daniel Cole / AP
Официальные лица Евросоюза заверили США, что Брюссель по-прежнему привержен главенству Вашингтона в переговорах с Россией о предотвращении конфликта на Украине и гарантиях безопасности, сообщила 20 января Financial Times (FT) со ссылкой на источники среди высокопоставленных европейских дипломатов. Неофициально оправдываться европейским чиновникам пришлось после того, как днем ранее, 19 января, президент Франции Эммануэль Макрон во время речи в Европарламенте неожиданно призвал к диалогу ЕС – Россия наряду с переговорами США – Россия и НАТО – Россия.
«Я думаю, хорошо, что есть координация между европейцами и американцами. Но совершенно необходимо, чтобы европейцы вели свой диалог», – заявил Макрон накануне. Сегодня источники FT среди высокопоставленных чиновников Евросоюза сообщили, что не имели «никакого уведомления об этой безумной идее» и надеются, что «американцы понимают, что это ни к чему не приведет». Собеседники издания подчеркнули, что Макрон не координировал высказанную им инициативу с другими членами Евросоюза. 19 января бывший министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль заявил, что пассивная позиция европейских лидеров «играет на руку Кремлю». «По сути, мы подтверждаем позицию российского руководства о том, что Европа является лишь предметом переговоров, но сама по себе не играет никакой роли», – сказал он.
Первый раунд переговоров по предложениям России о гарантиях безопасности в Европе прошел 10-13 января. Москва опубликовала к их началу проекты договоров, которые закрепляют отказ от дальнейшего расширения НАТО за счет Украины и Грузии, запрещают размещать наступательные вооружения за пределами границ альянса на 1997 г. США, согласно этим документам, должны отказаться от размещения ядерного оружия в Европе и проведения учений по его использованию с неядерными странами. По итогам переговоров российские дипломаты заявили, что западные страны отказались выполнять требования России о нерасширении НАТО.
В заявлении Макрона чувствуется необходимость продемонстрировать избирателям накануне выборов президента внешнеполитические успехи, найти которые сложно, отмечает завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Расчет у Макрона на симпатии как умеренно-правых избирателей, так и «суверенистов» слева, которым дорога голлистская идея независимости Франции. В то же время отчетливо видно и стремление Франции инициировать и установить прямой канал связи ЕС – Россия. В 2017-2019 гг. Макрон не раз говорил, что политику в отношении Москвы и даже всю архитектуру европейской безопасности Евросоюз должен пересмотреть, напоминает Тимофеев. У этого есть гораздо более глубокие, чем даже украинский кризис, предпосылки: ключевые государства ЕС реально опасаются установления «новой биполярности» – «раздела мира» на кондоминиум США и Китая, который будет совершенно невыгоден Европе, продолжает эксперт.
Ведь тогда ЕС потеряет даже имеющиеся элементы автономии и будет прочно закреплен в положении младшего партнера США, как это было с Западной Европой в холодную войну, уверен эксперт. Франции такое развитие событий совершенно невыгодно, так как ее поле для маневра будет очень сильно сужено, подчеркивает Тимофеев. Макрон неслучайно в своих высказываниях прозрачно намекает на «золотое» для Парижа время 1960-1980-х гг., когда тот выступал за диалог с разными державами и мог балансировать и играть на противоречиях США и СССР. В Париже уверены, что продолжение конфликта на Украине означает нестабильность в Европе и неуверенность ее положения. Там полагают, что пока не урегулированы отношения с Россией, невозможно аккумулировать потенциал ЕС как мирового игрока, а также реализовывать сугубо французские интересы на мировой арене.
Но когда дело доходит до военно-политических действий, ЕС апеллирует к трансатлантическим ценностям. Для его собственного диалога с Россией должны сложиться выгодные обстоятельства, в которых ЕС будет готов действовать самостоятельно. Предпосылки для этого наблюдались уже при Трампе на фоне конфликтов в оценках международной ситуации, когда в 2017 г. было запущено общеевропейское сотрудничество по вопросам безопасности и обороны PESCО, в том числе по линии ВПК, напоминает эксперт. Франции для запуска отдельного европейско-российского диалога нужно будет уговорить как минимум Германию, а страны Восточной Европы, вступившие в ЕС во многом ради дистанцирования от России, убедить в необходимости этого шага будет запредельно сложно.
Администрация президента США Джо Байдена сейчас на официальном уровне постарается проигнорировать подобный провокационный демарш Франции, как она уже сделала с ее возмущениями по поводу создания AUKUS (военное соглашение США, Великобритании и Австралии – «Ведомости») и разрыва франко-австралийского контракта на подводные лодки, считает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. Несмотря на уход Трампа, американская политическая элита продолжает относиться к действиям ЕС как игрока пренебрежительно, прекрасно зная, что европейское экономическое благополучие основано на том, что бремя расходов на обеспечение их военной безопасности почти целиком несет Вашингтон.
ЕС не застрахован от того, что после Байдена к власти вновь не придет Трамп или ему подобный политик, излагающий изоляционистские идеи, популярные у значительной части американских избирателей, – «заставить европейцев платить» за оборону и отгородить от них американский рынок. При общем долговременном тренде на ослабление роли США в мире и сохраняющейся вероятности новой размолвки с европейцами по вопросам вклада в НАТО и таможенных пошлин у отдельного диалога ЕС – Россия шансы есть, заключает Рогулев.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской
вы не увидите её на сайте
Правительство Исландии | Исландия в Европе
Слушать
Mynd: iStock
- Министерство иностранных дел
Исландия тесно связана с другими европейскими странами в историческом, политическом и культурном отношении. Хотя Исландия не является членом Европейского Союза (ЕС), ее отношения с ЕС в основном основаны на Соглашении о ЕЭЗ, которое вступило в силу в 1994 году. Государства-члены Европейского Союза (ЕС) являются наиболее важными экономическими партнерами Исландии. и большинство исландцев, работающих и обучающихся за границей, делают это в Европе. Таким образом, Соглашение о Европейской экономической зоне (Соглашение о ЕЭП) является жизненно важной частью внешней политики Исландии.
По сути, Соглашение о ЕЭЗ объединяет государства-члены ЕС и три государства-члена ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) в единый рынок, регулируемый одними и теми же основными правилами. Эти правила охватывают так называемые четыре свободы: свободное перемещение товаров, капитала, услуг и людей, а также правила конкуренции.
Общие рыночные правила и нормы оказывают значительное влияние на Исландию. Таким образом, Управление внешней торговли и экономики Министерства иностранных дел и Посольство Исландии в Брюсселе преследуют цель обеспечить интересы исландских граждан, компаний и других организаций в связи с выполнением Соглашения о ЕЭЗ в сотрудничестве с исландский парламент, отраслевые министерства и различные другие заинтересованные стороны.
В последние годы были предприняты усилия по усилению влияния Исландии на законодательство ЕС и дальнейшему совершенствованию выполнения Соглашения о ЕЭП. Исландские власти, среди прочего, подготовили список предпроектных законов, за которыми они будут внимательно следить.
Кроме того, Исландия полностью выполнила Шенгенское соглашение от 25 марта 2001 г., которое положило конец внутренним пограничным контрольно-пропускным пунктам и контролю. Граждане стран-участниц Шенгенского соглашения могут пересекать внутренние границы стран-участниц в любой точке без проверок.
Защита интересов Исландии в рамках Соглашения о ЕЭЗ – Приоритетные вопросы
В мае 2018 года правительство Исландии приняло перечень вопросов в рамках законодательного процесса в Европейском союзе (ЕС), которые считаются приоритетными, когда речь идет о защите Интересы Исландии в рамках Соглашения о ЕЭП. Получите краткое изложение исходного списка на английском языке.
Улучшение реализации – отчет
В апреле 2018 года Министерство иностранных дел Исландии опубликовало отчет, в котором представлены различные шаги, предпринимаемые для улучшения реализации Соглашения о ЕЭП. Следующее резюме содержит ключевые моменты отчета на английском языке. См. полный отчет на исландском языке.
Резюме
Правительственная хартия подтверждает, что один из самых важных интересов Исландии заключается в неукоснительном выполнении Соглашения о ЕЭЗ.
Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) оказало обширное и в значительной степени благотворное влияние на экономику и правовую систему Исландии. В то же время различные проблемы препятствуют нормальному функционированию Соглашения о ЕЭЗ. Включение законодательства ЕС в Соглашение, а также его последующее преобразование в исландское законодательство затянулось, и возможности для участия в формировании такого законодательства на его ранних этапах, вероятно, уменьшились.
Несомненно, есть много причин, по которым процесс реализации Соглашения о ЕЭЗ все чаще задерживается. К ним относятся характер законодательства, включенного в Соглашение о ЕЭЗ, внутренние события в Европейском Союзе и его отношения со странами ЕЭЗ, ЕАСТ, узкие места, вызванные увеличением рабочей нагрузки в министерствах, а также расхождение во мнениях на политической арене относительно плюсы и минусы самого Соглашения о ЕЭП.
Учитывая важность ЕЭЗ как для общественного благосостояния, так и для торговли, важно решить эти проблемы. В последние годы были внесены различные предложения по улучшению функционирования Соглашения о ЕЭЗ. Руководящая группа по реализации Соглашения о ЕЭП, возглавляемая канцелярией премьер-министра, опубликовала свои выводы в 2015 году, а еще один отчет, включающий предложения по тому же вопросу, был подготовлен руководящей группой Министерства иностранных дел в 2017 году для привести только два примера. Ряд улучшений уже внесен. Например, было предоставлено временное финансирование, чтобы министерства могли нанять дополнительный персонал для устранения дефицита реализации. В конце 2016 года также была запущена новая база данных ЕЭЗ, что сделало обработку правовых актов более эффективной.
Этот процесс реформ необходимо развивать и продвигать вперед. Нет необходимости пересматривать предыдущие предложения. Однако следует предпринять ограниченное число четко определенных шагов для укрепления процесса реформ и обеспечения желаемых результатов. Самое главное, линии власти, простирающиеся от политической власти до административной системы, должны быть упорядочены интегрированным, последовательным и эффективным образом. С этой целью Правительство по инициативе Министра иностранных дел утвердило на своем заседании 20 февраля 2018 года следующие меры:
- Руководящая группа по реализации Соглашения о ЕЭП получит новый круг ведения.
- Подразделение ЕЭЗ Министерства иностранных дел сможет удерживать сотрудников, обладающих экспертными знаниями и соответствующим опытом в вопросах ЕЭЗ, на более длительный срок.
- Althingi и заинтересованным сторонам будет предоставлен доступ к базе данных EEA, которая оказалась важным инструментом для совместной работы администрации над внедрением EEA.
- Правительство предложит Альтингу специальные бюджетные ассигнования для финансирования более широкого участия исландских должностных лиц в процессе ЕЭП в ближайшие годы, таким образом гарантируя, что все министерства и Альтинги, если они того пожелают, могут иметь представителей в посольстве Исландия в Брюсселе. Кроме того, будет расширена специальная поддержка, выделяемая отдельным министерствам для оказания им помощи в работе, связанной с ЕЭП.
- Будет подготовлена программа для информирования широкой общественности о долгосрочных преимуществах участия Исландии в ЕЭЗ.
- Постоянные секретари канцелярии премьер-министра и министерства иностранных дел возьмут на себя функции надзора за процессом реализации Соглашения о ЕЭП в рамках административной системы.
Посольство в Брюсселе
Посольство Исландии в Брюсселе выполняет функции миссии в ЕС. Большая часть его деятельности связана с вопросами, связанными с Соглашением о ЕЭЗ и Шенгенским сотрудничеством.
Исландия в Европе
Европейская экономическая зона Гранты ЕЭЗBrexitSchengen
Связаться с нами
Совет/запрос
Сообщение отправлено в Министерство на рассмотрение.
Спасибо.
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Читать далее
Оптимизм для Европейского Союза перед лицом кризиса
Новая волна оптимизма для Европейского Союза захлестывает его государства-члены. Недавний опрос Евробарометра показал, что общий оптимизм в отношении будущего ЕС увеличился до 65 процентов, что является вторым самым высоким уровнем с весны 2021 года и осени 2009 года.. Эта поддержка находит отражение на национальном уровне, поскольку консервативные партии во Франции и Италии, которые ранее стремились вывести свои страны из ЕС, в последние годы отказались от этой платформы. ЕС больше не воспринимается как душная сеть бюрократов в Брюсселе, а, наконец, воспринимается как заслуживающий доверия и дееспособный поставщик безопасности, более способный удовлетворять потребности европейцев. Нынешний высокий уровень общественной поддержки блока из 27 стран следует за многочисленными кризисами, которые стали испытанием для Брюсселя. От своих инициатив по восстановлению после COVID до эффективного реагирования ЕС на российское вторжение в Украину — ЕС продемонстрировал, что он может не только выдерживать кризисы, но и обеспечивать лидерство в трудные времена.
Экономическая устойчивость после пандемии
До того, как Россия вторглась в Украину, ЕС столкнулся с экономическим кризисом, наметив путь к восстановлению третьей по величине экономики мира. План ЕС по восстановлению после COVID «NextGenerationEU» (NGEU) — это крупнейший пакет мер стимулирования в Европейском союзе, в котором выделено 806,9 млрд евро на поддержку восстановления экономики после пандемии. Средства NGEU в сочетании с долгосрочным бюджетом ЕС означают, что в общей сложности 2,018 трлн евро (в текущих ценах) будут направлены на построение «более зеленого, более цифрового и более устойчивого будущего». В частности, 10% средств NGEU пойдут на программы, управляемые ЕС, такие как REACT-EU, Фонд справедливого перехода, Horizon Europe и другие. Подсчитано, что 90% средств пойдет на Фонд восстановления и устойчивости (RRF), который предоставляет гранты и кредиты государствам-членам ЕС с упором на переход к зеленым и цифровым технологиям.
NextGeneration EU является доказательством того, что перед лицом кризиса Европейский Союз может реагировать быстро и решительно. Беспрецедентный характер плана NGEU заключается не только в огромной сумме денег, вложенных в будущее ЕС, или в создании общего долга впервые в истории ЕС, но и в том, как он был вложен в место.
Пандемия COVID-19 официально началась на европейском континенте в виде массовых вспышек и строгих ограничений в середине марта 2020 года, причем Италия стала одной из первых и наиболее пострадавших стран. К 21 апреля 2020 года Шарль Мишель, президент Европейского совета, и Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, представили совместную дорожную карту восстановления. Лидеры ЕС согласовали план ЕС NextGeneration 21 июля 2020 года, после их первой физической встречи после вспышки и после четырех дней интенсивных переговоров, официально начав усилия по восстановлению на сумму 806 миллиардов евро. Всего за два месяца 27 государств-членов согласовали план, который был бы немыслим для большинства до кризиса COVID. Мало того, что руководство каждого государства-члена согласилось с планом восстановления, NextGenEU был встречен всеобщим одобрением населения: 72% граждан Европы в 2020 году считали, что План восстановления ЕС позволит экономике их страны быстрее восстановиться после кризиса. негативные последствия пандемии коронавируса. Несмотря на первоначальные трудности с привлечением всех, особенно «экономных» стран, быстрота, с которой был разработан этот беспрецедентный план восстановления, обещает ЕС более решительные действия в будущем.
Беспрецедентная поддержка во время войны
Реакция ЕС на российское вторжение в Украину разрушила предвзятые представления о готовности блока использовать различные финансовые, военные и энергетические инструменты, находящиеся в его распоряжении. Обладая своим экономическим весом, как одна из крупнейших экономик мира наряду с США и Китаем, ЕС ввел несколько раундов санкций против России и удалил 10 российских финансовых учреждений из SWIFT. По состоянию на февраль 2023 года ЕС и его государства-члены в совокупности предоставили Украине финансовую, гуманитарную и экстренную помощь в размере 37,8 млрд евро. Взятые как единая группа, ЕС и его государства-члены внесли больший вклад, чем Соединенные Штаты. Хотя его зависимость от российских энергоносителей затрудняет введение санкций в отношении этого ключевого сектора российской экономики, в декабре 2022 года ЕС запретил импорт российской сырой нефти, что затронуло около 90 процентов российской нефти, импортируемой Европой. В знак единства ЕС действительно поднялся, чтобы ответить на вызов перемещенных украинцев, спасающихся от конфликта, предложив временный механизм защиты без особых колебаний. Более того, предоставив Украине официальный статус кандидата вместе с Молдовой и Грузией в июне 2022 года, ЕС не только демонстрирует свою неизменную цель создания единой Европы, но и демонстрирует постоянную привлекательность блока для будущих членов.
Новая роль ЕС как субъекта безопасности перевернула десятилетия политики, вызвав переосмысление ЕС как военной силы, а не как мягкой силы. На сегодняшний день ЕС выделил 3,6 миллиарда евро через свой Европейский фонд мира (EPF) на финансирование военной помощи Украине, из которых 3,1 миллиарда евро выделено на смертоносное оборудование. Это первый раз, когда ЕС предоставил смертоносную военную помощь. В прошлом году на разных уровнях обсуждались характер и тип поддержки, которую ЕС должен оказывать Украине. Несмотря на это первоначальное беспокойство, на 24-м саммите ЕС-Украина, состоявшемся в феврале 2023 года в Киеве, единство ЕС было продемонстрировано в полной мере. Саммит подтвердил, что вступление Украины в ЕС находится в процессе, российское руководство в конечном итоге будет привлечено к ответственности в Гааге за свою агрессию, и объявило о новом партнерстве по возобновляемым газам между ЕС и Украиной для укрепления энергетической безопасности. Глубокая и многогранная поддержка Украины, продемонстрированная руководством ЕС в Киеве, является переломным моментом на пути к усилению роли ЕС как мировой державы.
Готовы к следующему кризису?
С момента своего создания ЕС подвергался критике за медленно действующий институциональный аппарат и временами считался внутри и снаружи чрезмерно бюрократическим.
Leave a Reply