нарушение без наказания – DW – 23.11.2022
Проверка документов на границе Австрии и ГерманииФото: Frank Hoermann/SVEN SIMON/picture alliance
ПолитикаЕвропа
Кира Шахт
23 ноября 2022 г.
Хотя суд Евросоюза постановил, что сохранение ФРГ, Данией и другими странами Шенгенской зоны погранконтроля на их границах противоречит законодательству ЕС, Еврокомиссия не инициирует разбирательство.
https://p.dw.com/p/4JlDd
Реклама
Шенгенское законодательство Европейского союза предусматривает, что люди без каких-либо проверок могут свободно пересекать границы 26 стран-участников. То же правило действует и в отношении перевозки товаров. Внутренний пограничный контроль в Шенгенской зоне может быть введен только в крайнем случае — в ответ на серьезные угрозы для безопасности.
Однако Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, Дания и Франция со времен миграционного кризиса 2015 года постоянно сохраняют пограничный контроль, объясняя это озабоченностью в связи с миграцией и угрозой терроризма. Недавно эти страны вновь продлили срок действия проверок на границах еще на шесть месяцев. Это решение было принято уже во второй раз после того, как в апреле Европейский суд в Люксембурге постановил, что временное восстановление пограничного контроля не может превышать шести месяцев.
Анализ, проведенный DW в 2019 году, также показал, что проверки на внутренних границах Шенгенской зоны нарушают условия соответствующего законодательства, которое считается обязательным для подписавших соглашение 22 стран ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии.
«Слишком чувствительная политически тема»
Обычно за тем, не нарушают ли страны-члены Евросоюза законодательство ЕС, должна следить Европейская комиссия. В соответствующих случаях она инициирует разбирательства, результатом которых могут стать серьезные финансовые санкции. Так, в 2018 году Еврокомиссия оштрафовала Испанию за то, что ее банковское законодательство противоречило нормам Евросоюза — страна вынуждена была выплачивать 50 тыс. евро штрафа ежедневно до тех пор, пока она не примет национальный закон, учитывающий стандарты ЕС.
Но никаких разбирательств в отношении государств-членов ЕС, продливших срок действия пограничного контроля, Еврокомиссия не начала. «Этот вопрос слишком политически чувствителен», — говорит Леон Цюллиг (Leon Züllig), научный сотрудник Гиссенского университета имени Юстуса Либиха, занимающийся темой внутренних границ ЕС. По его словам, разбирательство «вызвало бы сильное недовольство у стран-членов ЕС и их министерств внутренних дел».
На просьбу DW о комментарии в Еврокомиссии не ответили. А на прошедших в январе 2021 года слушаниях с участием депутатов Европарламента представители Еврокомиссии указали, что вместо того, чтобы принимать против стран-нарушителей штрафные меры, возможно, стоило бы подумать об изменении правил. Ведь тот факт, что некоторые государства отказываются им следовать, может говорить о несовершенстве самих этих правил, считают в ЕК.
В одном из последних отчетов Еврокомиссии о ситуации в Шенгенской зоне среди приоритетов на 2023 год значится «отмена всех длительных мер внутреннего пограничного контроля». Похоже, что Еврокомиссия намерена попытаться убедить членов ЕС добровольно отказаться от контроля на внутренних границах, внеся изменения в шенгенское законодательство. Первый проект этой реформы провалился в 2017 году, поскольку его не поддержал Совет Европейского союза — орган, в который входят главы соответствующих министерств стран-членов ЕС.
Предлагаемые изменения спорны
Последнее предложение Еврокомиссии содержит изменения правил, регулирующих функционирование Шенгенской зоны. В частности, оно предусматривает расширение спектра «альтернативных мер», которые страны ЕС могут вводить вместо пограничного контроля. В ходе консультаций правительства входящих в Евросоюз государств призывали применить в Шенгенской зоне технологии, которые в настоящее время используются только на внешних границах ЕС.
Эти технологии включают автоматическое наблюдение и сбор данных, например, с помощью анализа данных Passenger Name Record и Advanced Passenger Information. Леон Цюллиг называет это «уменьшением прозрачности» пограничного контроля. «С точки зрения фундаментальных прав человека эти меры, возможно, даже более опасны, чем физические барьеры, — считает он, — потому что, в конечном счете, в их основе лежит массовое наблюдение — в том числе, за гражданами ЕС».
Усиление риска дискриминации
Эти нововведения также могут увеличить риск дискриминации на границах. PICUM, неправительственная организация, занимающаяся защитой прав нелегальных мигрантов, выразила обеспокоенность тем, что указанные технологии «открывают двери для расового профилирования». PICUM при этом ссылается на отчеты, в которых говорится о том, что технологии наблюдения закрепляют предубеждения против маргинализируемых групп населения.
В настоящее время предложение находится на рассмотрении постоянного комитета Европарламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам, который недавно представил свой проект доклада на сей счет. В нем предлагается удалить некоторые разделы из предложения: авторы доклада считают, что «разрешение дополнительных проверок, которые будут выглядеть и ощущаться как пограничный контроль, не сочетается с идеей предложить гражданам ЕС зону свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ».
Согласятся ли с этими предложениями Еврокомиссия и страны-члены ЕС, неизвестно. А пока пограничный контроль в зоне свободного передвижения продлевается уже восьмой год подряд.
Смотрите также:
Отменит ли Евросоюз визы для россиян?
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Гренландия, или есть ли жизнь после выхода из ЕС? 🦉🇨🇭 Швейцария Деловая
Гренландия – это не просто огромный остров, примечательный рыболовной промышленностью, ещё не полностью исследованными полезными ископаемыми и диким холодом. Несмотря на свою политическую принадлежность к Дании, Гренландия является бывшей территорией Европейского союза. Готова спорить: Вы об этом не знали!
Вид на Нуук — столицу Гренландии. Графика: Oliver Schauf
Пока мировая общественность задаётся вопросом, какое будущее уготовано Великобритании после Brexit, современная Гренландия – живой тому ответ. Все подробности о том, как живёт северный остров после выхода из ЕС, читайте в данном материале Портала «Швейцария Деловая».
Современная Гренландия – будущее Великобритании после Brexit?
Состоявшийся референдум по вопросу выхода Великобритании из состава Европейского союза сумел всколыхнуть не только мировую общественность, но и пошатнуть сам фундамент Европейского союза. Финляндия, Словакия, Дания – европейские страны, которые уже начали рассматривать возможность покинуть альянс по примеру британцев (или даже если не сам альянс, то хотя бы еврозону).
Выход из состава Европейского союза является очень длительной процедурой, которая имеет свои последствия. И пока что Евросоюз испытывает déjà-vu – Великобритания далеко не первая территория, покинувшая ЕС.
Около 35 лет назад жители Гренландии высказались в пользу выхода из Европейских экономических сообществ (тогдашнее название Европейского союза) – примерно 53 процента проголосовали «за».
Покончив с юридическими формальностями, остров заключил ряд особых соглашений с альянсом. Но принесли ли они пользу местной экономике? Давайте разберёмся.
(Не)самостоятельная Гренландия
Северный остров Гренландия с 1814 года принадлежит Королевству Дания и сегодня является его автономной единицей. Несмотря на то, что с годами гренландцы добились большей свободы действий, окончательное влияние Дании в принятии решений ощущается и до сих пор. Особенно остро это прослеживается в вопросах внешней политики и безопасности северного острова.
Как свидетельствует история, даже вступление Гренландии в Европейский союз в 1973 году было инициативой не самого северного острова, а проевропейской Дании. Так как большинство датчан проголосовало в пользу присоединения к альянсу, голос гренландцев, как жителей колонии, не имел особой силы.
В результате, сама Гренландия предстала лакомым кусочком для Союза: северная территория может похвастаться богатыми ресурсами и рыбной промышленностью.
Современная Гренландия
Но время шло. А с ним приходило и осознание, что членство в Европейском союзе скорее вредит местным интересам (уж очень активно (тогда — западные) немцы вылавливали рыбу вблизи берегов острова). 23 февраля 1982 года народ Гренландии проголосовал за выход из ЕС; уже 1 января 1985 года данный шаг был оформлен юридически.
Сегодня Гренландия имеет особый статус при ЕС – ассоциированная зарубежная страна с таможенными привилегиями. За ней закреплены все права бывших колониальных стран, но на европейских выборах она не имеет право голоса. Тем не менее, жители острова считаются полноправными гражданами Евросоюза.
Гренландия заключила ряд соглашений с ЕС касательно рыбной промышленности: альянс имеет право рыбачить в северных водах при уплате лицензионных сборов, не превышая оговоренных объемов улова. В свою очередь, Гренландия отменяет любые таможенные пошлины на экспорт продукции.
Казна Гренландии ежегодно пополняется суммой в размере 28 миллионов евро, приходящихся от ЕС для развития системы образования в Гренландии. Общий бюджет островного государства насчитывает около 900 миллионов евро. Ко всему прочему, Гренландия получает дополнительное финансирование из Дании: примерно 440 миллионов евро в год.
По стопам Гренландии
Несмотря на то, что Гренландия пока не стремится получить независимость от Королевства Дании из-за финансовых побуждений, преимущества выхода страны из ЕС – на лицо. Северный остров не только оградил себя от миграционного кризиса и бремени финансовой помощи экономически проблемных детей Европейского союза (например, Греции и Италии), но и сумел сохранить сотрудничество на благоприятных условиях.
Но подобные взаимоотношения построились не за один день: Гренландия несколько лет вела переговоры с представителями ЕС. Великобритании только предстоит пройти этот извилистый путь. Однако козырь Лондона — по сравнению с Гренландией — очевиден: Соединённое Королевство не нуждается в трансферах извне.
Первые шаги уже сделаны: как сообщила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, выход Великобритании из ЕС будет оформлен уже в марте 2017 года. 13 марта Палата общин проголосовала в окончательной версии за закон о выходе из Евросоюза; теперь одобрение Палаты лордов стало лишь формальностью.
И как показывает пример Гренландии, жизнь после выхода из ЕС есть! Жизнь есть также и вместо ЕС; живой пример тому — успешная Швейцария, граждане которой с показателем в 80 процентов отвергают идею вступить в Евросоюз.
Близкие материалы:
Читайте далее:
16/04/2023
Швейцария отказалась присоединяться к группе по поиску «денег олигархов»
29/12/2022
2023: Квоты на рабочие пермиты для граждан третьих стран
10/12/2022
Коррупция в руководстве парламента ЕС и деньги из Катара
13/11/2022
Португалия отменит «золотые визы»?
28/10/2022
Еврозона на шаг ближе к развалу
11/10/2022
Pfizer признал: генвакцина не тестировалась на превенцию вируса
05/09/2022
Швейцария успешно противостоит инфляции
Дания и ЕС
Общая политика безопасности и обороны (ОПБО) является неотъемлемой частью Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Посредством Общей политики безопасности и обороны ЕС государства-члены ЕС могут совместно проводить гражданские и военные операции, которые способствуют урегулированию кризисов, предотвращению конфликтов и миротворческим миссиям за пределами ЕС. ЕС не имеет собственных вооруженных сил. Отдельные государства-члены должны предоставить Союзу гражданский и военный потенциал для реализации общей политики безопасности и обороны.
В 2016 году Верховный представитель ЕС по иностранным делам и безопасности представил Глобальную стратегию ЕС (EUGS), которая устанавливает основу для укрепления сотрудничества в области безопасности и обороны. С тех пор был запущен ряд важных инициатив в области безопасности и обороны. Среди наиболее значимых – Европейский фонд обороны (EDF), Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO) и Европейский фонд мира (EPF).
В марте 2022 года министры иностранных дел и обороны ЕС приняли новую стратегию безопасности и обороны ЕС на предстоящее десятилетие — так называемый «Стратегический компас». Компас разделен на четыре основных раздела, посвященных кризисному управлению, устойчивости, возможностям и партнерским отношениям. Наиболее заметными элементами «Компаса» являются создание потенциала быстрого развертывания ЕС численностью 5000 человек для быстрого реагирования на кризисы, создание гибридного инструментария и более тесное сотрудничество ЕС-НАТО. При этом Дания была особенно активна в таких областях, как гибридная и кибербезопасность, морская безопасность, климатическая безопасность и укрепление сотрудничества между ЕС и НАТО в рамках ограничений отказа от обороны, действовавшего во время переговоров по Компасу.
На референдуме 1 июня 2022 года две трети датских избирателей поддержали присоединение Дании к Общей политике безопасности и обороны ЕС, положив конец 30-летнему отказу Дании от участия в оборонном сотрудничестве ЕС.
В результате 1 июля 2022 года Дания присоединилась к сотрудничеству ЕС в области безопасности и обороны, что дало Дании возможность внести свой вклад в военные миссии и операции ЕС. Будущие решения о потенциальном участии Дании в военных миссиях и операциях ЕС всегда будут требовать участия датского парламента «Фолькетингет». Кроме того, Дания теперь может подать заявку на участие в Постоянном структурированном сотрудничестве (PESCO) в области политики безопасности и обороны, которое конкретно касается развития оборонного потенциала, и в Европейском оборонном агентстве (EDA), целью которого, среди прочего, является другие вещи, чтобы способствовать сотрудничеству ЕС по оборонной технике.
Значительная часть оборонного сотрудничества Союза относится к более широким областям политики, таким как исследования, промышленное сотрудничество и транспортная сфера, в которых Дания принимает широкое участие. Дания также участвует в сотрудничестве в области военной мобильности, внутренней безопасности (Frontex) и кибербезопасности.
PESCO была основана в 2017 году. С тех пор PESCO играет важную роль в постоянном развитии оборонного измерения ЕС.
Сотрудничество с PESCO, в частности, касается развития новых оборонных возможностей посредством ряда проектов, которые разделены на семь основных областей: учебные объекты, воздушные системы, наземные военные системы, морская безопасность, кибербезопасность, возможности поддержки и аэрокосмическая промышленность.
В настоящее время существует 60 проектов PESCO, которые реализуются в соответствии с требованиями государств-членов и часто реализуются в сотрудничестве с компаниями и исследовательскими институтами или ими самими.
EDA было создано как межправительственное агентство при Совете в 2004 году. Целью EDA является поддержка государств-членов в повышении их обороноспособности в области кризисного управления, развитие и продвижение сотрудничества ЕС в области оборонной техники. , укрепить технологии и исследования в области обороны и создать конкурентоспособный европейский рынок оборонной техники. Государства-члены ЕС могут принять решение стать членом EDA на добровольной основе.
EDA также имеет соглашения с рядом стран за пределами ЕС, включая Норвегию, Сербию, Швейцарию и Украину. В рамках Совместной декларации ЕС-НАТО от 2016 года EDA также сотрудничает с НАТО.
Общая политика безопасности и обороны действует с 2003 года, когда ЕС принял на себя командование военной операцией НАТО в БЮРМ (ныне Северная Македония) и Полицейской миссией ООН в Боснии и Герцеговине. С тех пор ЕС реализовал и завершил в общей сложности 19военные и гражданские операции по урегулированию кризисов.
В настоящее время ЕС имеет 7 военных и 11 гражданских миссий и операций. Конкретные задачи миссий и операций различаются, но, как правило, боевые действия относительно небольшие с ограниченным количеством развернутого персонала. Около 4000 человек задействованы в активных миссиях и операциях, которые примерно равномерно распределены между гражданскими и военными действиями.
У ЕС есть четыре действующих военных учебных миссии (EUTM) в Мали, Сомали, Мозамбике и Центральноафриканской Республике соответственно. Целью этих миссий является обучение и консультирование вооруженных сил в таких областях, как права человека, международное гуманитарное право и защита гражданских лиц. Кроме того, у ЕС есть две военные операции с упором на безопасность на море, расположенные вблизи Африканского Рога (EUNAVFOR ATALANTA у берегов Сомали) и в Средиземном море (EUNAVFOR WITH IRINI у Ливии). Кроме того, с 2004 года в Боснии и Герцеговине присутствует старейшая и крупнейшая операция ЕС, EUFOR ALTHEA. Целью операции является обучение вооруженных сил и поддержка властей Боснии и Герцеговины в поддержании 1995 Дейтонское мирное соглашение.
ЕС также развертывает 11 гражданских миссий по управлению кризисными ситуациями, которые способствуют стабильности и повышению устойчивости путем укрепления верховенства права в нестабильных условиях. Гражданские эксперты консультируют и обучают местных партнеров в Африке, Восточной Европе и на Западных Балканах, а также на Ближнем Востоке, а именно: Украина, Грузия, Косово, Ливия, Палестинские территории (Рамалла и Рафах), Центральноафриканская Республика, Нигер, Мали, Сомали и Ирак.
У ЕС и НАТО много общего. 21 государство-член ЕС также являются союзниками НАТО. Между двумя организациями проводятся регулярные встречи для обсуждения развития сотрудничества.
Работа двух организаций дополняет друг друга. НАТО является оборонительным союзом и краеугольным камнем европейской безопасности. У ЕС в большей степени есть инструменты для борьбы с угрозами, например, с нелегальной миграцией, кибератаками и гибридными угрозами в отношении критически важной инфраструктуры и военной деятельности в непосредственной близости от Европы.
С 1993 года сотрудничество ЕС расширилось и теперь включает оборонное планирование и развитие потенциала в области обороны. Это развитие событий не изменило предпосылки о том, что оборонная политика ЕС всегда должна быть совместима с НАТО.
10 июля 2018 г. ЕС и НАТО подписали совместную декларацию. В декларации изложено общее видение того, как ЕС и НАТО будут действовать вместе против общих угроз безопасности.
Вторжение России в Украину 24 февраля 2022 года имело и будет иметь решающее значение для стратегических решений и дискуссий, которые будут иметь место не только в ЕС, но и в НАТО. В марте 2022 г. ЕС принял свой Стратегический компас, а НАТО в июне 2022 г. обновила свою Стратегическую концепцию 2010 г. Вместе эти документы определяют направление и содержание политики безопасности на ближайшие годы.
Безопасность, оборона и кризисное реагирование ЕС
www.eeas.europa.eu
Европейское оборонное агентство
eda.europa.eu
Присоединение Дании – Исторические события в процессе европейской интеграции (1945–2014 гг.)
Присоединение Дании
европейских сообществ, ситуация в скандинавских странах оказалась совершенно иной. Протестантская по традиции скандинавская общественность не доверяла интервенционизму и централизму европейских институтов, считая их потенциально вредными для скандинавской демократической и социальной модели. Он также больше симпатизировал межправительственной модели международного сотрудничества, чем наднациональному подходу ЕЭК. В соответствии со своими конституциями Дания и Норвегия должны были вынести решение о присоединении к Европейскому сообществу на всенародный референдум, поскольку вступление автоматически влекло за собой передачу определенных областей суверенитета институтам Сообщества.
Дания и Норвегия всегда были очень верны своей национальной независимости и скандинавской солидарности. Они были членами Организации Североатлантического договора (НАТО) и Совета Европы с 1949 г., входили в Северный совет, созданный в 1952 г. с Исландией и Швецией, а с 1960 г. были членами-основателями Европейского свободного движения. Торговая ассоциация (ЕАСТ). Однако это положение не вполне удовлетворило, так как в ЕАСТ не входили ни сельскохозяйственные, ни рыбные продукты, которые имели первостепенное значение для Дании и Норвегии.
После тарифных мер, принятых в прошлом году во время «Раунда Кеннеди» Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция, торговля между которыми постоянно растет, начали переговоры в апреле 1968 г. с целью создания в два этапа и не позднее января 1974 г. таможенного и экономического союза для укрепления экономического сотрудничества Северных стран, известного как Nordek.
Предполагалось, что Nordek, который часто представлялся как способ получить доступ к ЕЭС, облегчил скандинавским странам доступ к более широкому европейскому рынку и развитие их торговли с остальным миром. Датские лидеры, предложившие создать совместные институты, также рассматривали этот план как удобный альтернативный путь после вето, примененного Францией в 1919 г.67 против британского и, таким образом, косвенно против членства Дании в ЕЭС. Соединенное Королевство фактически было основным рынком для скандинавского экспорта. Датчанам удалось включить сельское хозяйство, ключевой сектор их экономики и экспорта, в повестку переговоров Северных стран. Их целью было, в частности, обеспечить защиту национальных производителей путем введения системы скандинавских преференций и установления разумных цен. Датчане пошли еще дальше и сделали регулирование сельскохозяйственного сектора условием своего участия в полноценном скандинавском таможенном союзе, на создание которого Швеция искренне надеялась. Окончательный отчет по проекту договора, основанный на межправительственном подходе, был опубликован 17 июля 19 года.69. Он не ставил под сомнение членство Дании, Норвегии и Швеции в ЕАСТ, ассоциированным членом которой является Финляндия. Он предусматривал возможность создания таможенного союза с 1 января 1972 года. Несмотря на то, что в значительной степени он был вдохновлен Римским договором, Нордекский договор предусматривал, что Совет министров должен принимать решения единогласно. Условия проекта договора также предусматривали создание Постоянного комитета, состоящего из правительственных чиновников, набранных из различных национальных администраций, и комитетов специалистов, а также Консультативного комитета, состоящего из представителей промышленного и сельскохозяйственного секторов. Доклад об энергетической и промышленной политике, касающийся, в частности, совместного строительства и продажи ядерных реакторов, сопровождал проект договора.
Однако некоторые разногласия остались. У скандинавских стран не было общего подхода к той роли, которая должна была быть отведена Nordek. Дания и Норвегия, которые сохранили ЕЭС в качестве своего координационного центра, не спешили продвигать переговоры до тех пор, пока им не стало известно о судьбе их заявок на вступление в Европейские сообщества. Швеция, с другой стороны, не хотела терять время и считала, что создание Северного экономического союза не помешает процессу расширения Сообществ. Были составлены планы Северного инвестиционного банка, который в конце концов был создан в 1975. Было также предложено создать общий сельскохозяйственный рынок Северных стран с 1974 года. Однако Финляндия, опасавшаяся, что политика сближения с ЕЭС может повредить ее хорошим отношениям с ее соседом, Советским Союзом, постепенно заявляла о своих сомнениях в отношении этого плана скандинавской региональной интеграции. 24 марта 1970 года правительство Финляндии навсегда покинуло стол переговоров. 20 июля 1970 года Финляндия пошла дальше, подписав протокол с СССР, который продлил на двадцать лет Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, связывавший две страны с 19 апреля.48. Затем Дания предложила продолжить переговоры без Финляндии с целью заключения нового соглашения, переименованного в «Скандек». Швеция и Норвегия отклонили предложение, в свою очередь поставив под сомнение совместимость предложенного договора с их нейтральным статусом.
Несмотря на эти попытки сближения, Дания и Норвегия сохранили свои различные экономические интересы, которые в значительной степени были результатом их соответствующего географического положения. В 1970 г. заявки двух стран на вступление в ЕЭС прозвучали похоронным звоном по проекту Скандинавского экономического союза, от которого окончательно отказались в 1919 г.71. Совет министров Северного совета немедленно учредил свой собственный постоянный секретариат с отделениями в Копенгагене.
Сельское хозяйство Дании
Сельское хозяйство Дании оказалось столь же эффективным, как и в Нидерландах. Как крупный экспортер сливочного масла Дания надеялась извлечь выгоду из своего членства в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), тем более что ее основные рынки, Великобритания и Германия, были членами ЕЭС или готовились к вступлению. В действительности сельское хозяйство обеспечивало массовые иностранные инвестиции в страну, что давало возможность ликвидировать дефицит платежного баланса и финансировать промышленность. Однако датчане опасались любой неправомерной передачи суверенитета Сообществу.
Со своей стороны, государства-члены ЕЭС не были готовы принять конкуренцию со стороны датской сельскохозяйственной продукции без надлежащего переходного периода, предназначенного для облегчения поступления датского масла на европейский рынок.
Референдум в Дании
Референдум в Дании состоялся 2 октября 1972 года. Участие в голосовании было выше, чем в Ирландии (89,5 %), но процент противников также был выше: 63 % «за».
Leave a Reply