На основе возмездия: лишит ли Евросоюз Венгрию денег из своих фондов | Статьи
Давний конфликт между Венгрией и Евросоюзом вокруг верховенства права входит в решающую фазу. 6 декабря главы финансовых ведомств стран ЕС должны определиться, замораживать ли выделение Будапешту €7,5 млрд из фондов ЕС и еще €5,8 млрд в виде грантов на восстановление после пандемии. Ранее Еврокомиссия рекомендовала заблокировать эти деньги, пока Венгрия целиком не выполнит 27 реформ. Отчасти это выглядит и как попытка Брюсселя заодно наказать премьера страны Виктора Орбана за лояльность к Москве. Впрочем, у Будапешта есть свои козыри в рукаве. Подробнее — в материале «Известий».
Утром реформы — вечером деньги
Претензии к венгерскому правительству во главе с Виктором Орбаном копились у Евросоюза давно, и нельзя сказать, что для этого не было оснований. К примеру, в разгар миграционного кризиса 2015 года именно лидер Венгрии активнее всех стопорил идею распределять беженцев по всем странам союза в соответствии с квотами. Его также недолюбливали за давление на оппозиционных ученых, СМИ и НПО. Упрекали за поправки в избирательную систему, которые играли на руку его партии. И, конечно, злились за запрет Будапештом пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних, что в либеральной Европе сочли ущемлением прав секс-меньшинств.
Но главной красной тряпкой всегда оставался подрыв Венгрией стандартов верховенства права. В апреле нынешнего года Брюссель сообщил о запуске своих полномочий по лишению Венгрии финансирования из фондов ЕС за нарушение ею основных ценностей союза в этой сфере. И под конец года возможность наказать Будапешт наконец обрела четкие контуры: 30 ноября Европейская комиссия (ЕК) выступила с рекомендацией заморозить выделение стране свыше €13 млрд (€7,5 млрд из бюджета ЕС на 2021–2027 годы и €5,8 млрд из фонда на восстановление после пандемии). При этом в ЕК подчеркнули: этих денег Будапешту не видать до тех пор, пока венгерское правительство не выполнит все 27 реформ, включающих в том числе положения о борьбе с коррупцией и об обеспечении независимости судебной системы.
Как ожидается, уже 6 декабря этот вопрос вынесут на голосование министров финансов стран — членов ЕС, после чего принятое решение утвердит Совет ЕС. И на этот раз шансы на то, что зеленый свет на лишение Венгрии еэсовских денег будет получен, весьма велики. Решение будет приниматься так называемым квалифицированным большинством, то есть при поддержке 55% стран ЕС, на долю которых приходится 65% населения блока.
Фото: Getty Images/EyesWideOpen
Антироссийский экивок
Конечно, в Венгрии обиделись. Ведь Будапешт старался скорректировать недочеты: в частности, еще летом Венгрия сообщила о планах создать агентство по борьбе с коррупцией и внести поправки в законы, в том числе о госзакупках, чтобы развеять опасения исполнительной власти ЕС. При этом всю осень в Брюсселе даже хвалили венгров за прилежность в исправлении ошибок. Более того, ЕК рекомендовала одобрить венгерский национальный план реформ, увязанных с получением денег из фонда восстановления, назвав его «одним из лучших среди государств-членов». Но, как заметил еврокомиссар по вопросам юстиции и верховенства права Дидье Рейндерс, «здесь нет частичной оплаты за частичное выполнение», а значит, деньги из еврофондов придут в Будапешт, только когда тот выполнит 100% требований.
На это министр регионального развития Венгрии Тибор Наврачич выразил надежду, что страна получит все средства в 2023 году. А вот официальный представитель Виктора Орбана Золтан Ковач не стал особо миндальничать. В недавнем интервью проправительственному информационному изданию The Hungarian Nation он обрушился на «левые силы, которые захватили контроль над ЕС» и «используют свою монополию для оказания политического давления, шантажа, применения двойных стандартов и неустанных попыток уничтожить правительства и политические силы, которые мыслят не так, как им велит Брюссель».
Как известно, венгры «не так мыслили» и в том, что касалось отношений с Россией, рассорившись по этой теме даже со своим традиционным союзником внутри ЕС Польшей. И еще в сентябре агентство Bloomberg вбросило в медиапространство любопытный тезис о том, что заморозка выплат для венгров стала для многих в Брюсселе попыткой наказать Орбана еще и за его лояльность к Москве. А как написал в недавней статье для Фонда Карнеги президент польского аналитического центра Института общественных отношений Яцек Кухарчик, «пропутинская позиция Венгрии» сделала очевидным для политического класса ЕС, что «Орбан представляет угрозу не только для венгерской демократии, но и для способности ЕС реагировать на <события> на Украине». Тем самым аналитик подтвердил связь между недовольством Брюсселя отношением венгерского правительства к Москве и нацеленностью заморозить деньги для Будапешта.
Выступающее против антироссийских санкций правительство Венгрии разместило в городах плакаты «Брюссельские санкции уничтожают нас»
Фото: Getty Images/Janos Kummer
— Все решения, связанные с фондами ЕС и процедурой верховенства закона, исходящие от Еврокомиссии и Европарламента, не являются обязательными. Фактическое решение исходит от совета министров финансов. И вот тут, в политике высокого уровня, субъективные вопросы всегда играют определенную роль, — косвенно признал «Известиям» вероятность наличия «российского фактора» в вопросе о деньгах старший экономист финансово-аналитической компании ING Петер Вировач.
Многим в Европе не нравятся прагматичные отношения Будапешта с Москвой, но это лишь часть проблемы, признал «Известиям» венгерский политолог и глава внешнеполитической редакции газеты Magyar Nemzet Габор Штир.
— Виктор Орбан мыслит категориями Европы наций, а не федеративного Европейского союза. Он бельмо на глазу Запада, и Запад хотел бы видеть во главе венгерского правительства другого премьер-министра. Поэтому, используя в качестве предлога проблемы с верховенством закона и коррупцию, Брюссель оказывает давление на Будапешт, — заметил Габор Штир.
Фото: Getty Images/Hinterhaus Productions
По его словам, эти проблемы реальны, но они существуют не только в Венгрии и они не должны быть связаны с фондами поддержки ЕС. Особенно не с фондом восстановления после пандемии, финансируемым за счет кредита, в погашении которого также участвует Венгрия, добавил он.
Торг уместен
При этом у Венгрии еще остается определенное пространство для маневра. Не увязывая это прямо с вопросом о деньгах из фондов ЕС, Виктор Орбан пообещал заблокировать новый пакет финансовой помощи Евросоюза Украине на €18 млрд в 2023 году, заявив, что вместо этого все страны могут помогать Киеву из собственных бюджетов, и даже выразил готовность выделить украинцам €146 млн из бюджета Венгрии. Еще одной темой, где Будапешт грозился пойти против всех, стал вопрос о введении в ЕС минимального корпоративного налога в размере 15%. В Венгрии он составляет 9% и считается самым низким в ЕС, и его рост неминуемо лишит страну огромного числа рабочих мест.
Что примечательно, помощь Украине, корпоративный налог, венгерский план реформ и заморозка денег для Будапешта будут обсуждаться министрами финансов стран ЕС в один и тот же день.
На прошедшей 1 декабря в Брюсселе встрече послов ЕС стало очевидно: если лагерь во главе с Бенилюксом, Скандинавией и Литвой безоговорочно призывает не давать венграм ни евроцента, то ряд других стран считает, что лишение должно быть соразмерным и учитывать последние усилия Будапешта. В частности, за это выступает Германия, которая стремится разблокировать помощь Украине, и Франция, которая хочет повысить минимальный корпоративный налог. В Берлине и Париже считают, что, проявив некоторое снисхождение к премьеру Орбану, они смогут рассчитывать на взаимность по налоговой и украинской темам.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Фото: Global Look Press/IMAGO/Martin Juen
— Скорее всего, такой размен случится. В качестве козырной карты Орбан также держит и голосование по вступлению Швеции и Финляндии в НАТО при очень хороших отношениях с Финляндией. Но силы не равны: Венгрия — страна по европейским меркам бедная и зависящая от фондов ЕС, поэтому на уступки ей, конечно, пойти придется, — предположил в беседе с «Известиями» доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
В рамках размена Виктор Орбан наверняка будет также настаивать на том, чтобы ЕС по своей линии не забывал давить на Украину в вопросе о положении венгров в Закарпатье, подытожил эксперт.
Почему Евросоюз не блокирует новые сделки Венгрии с Россией – DW – 16.04.2023
КонфликтыЕвропа
Ксения Польская Брюссель
16 апреля 2023 г.
Будапешт заключает новые газовые договоренности с Москвой. В ЕС не радуются такому повороту событий, но наказывать Венгрию не спешат. А по оценкам экспертов, это не так уж и плохо для Европы. Анализ DW.
https://p.dw.com/p/4Q7RG
Нефтепровод «Дружба»Фото: Attila Kiskbenedek/AFP/Getty ImgaesРеклама
Война, развязанная Россией в Украине, идет уже больше года, Евросоюз стремится избавиться от энергетической зависимости от РФ и лишить Москву средств для продолжения вторжения. На этом фоне министр иностранных дел Венгрии едет в российскую столицу, куда давно уже не ступала нога государственных политиков ЕС, чтобы обеспечить своей стране дополнительные объемы газа — на всякий случай. Как на это смотрят в Брюсселе?
Руководство ЕС рассчитывало, что все страны придут к прекращению договоров с Россией, а не к их расширению или продлению, признали в Еврокомиссии. Особенно учитывая исключения и поблажки, сделанные для стран, «для которых диверсификация энергоносителей проблематичнее, чем для других, в том числе — по географическим и инфраструктурным причинам». Речь идет о Венгрии, которая параллельно российскому трубопроводному газу вместе с Чехией и Словакией продолжает импортировать российскую сырую нефть по нефтепроводу «Дружба» — при том, что для остальных стран ЕС действует эмбарго.
Нефтепровод «Дружба»Фото: Attila Volgyi/Xinhua/IMAGO
Более того, все страны Евросоюза еще в 2022 году официально договорились, что необходимо как можно скорее добиться независимости от российских энергоносителей. Эта договоренность была закреплена на бумаге в Версале. То есть в ЕС существует общее понимание того, что Россия — «ненадежный партнер, который использует энергию как орудие шантажа, в том числе в отношении Евросоюза, а доходы от энергоносителей употребляет для продолжения военного вторжения в Украину», сказал DW официальный представитель Еврокомиссии Тим Макфи.
Подход Будапешта — «печальная новость для ЕС»
На этом фоне шаги Венгрии вызывают беспокойство относительно степени единства в ЕС, говорят эксперты. С позиции Евросоюза важно, чтобы все страны объединились, когда дело доходит до санкций против России и реальных попыток лишить Путина доходов от энергоносителей. «Однако в 2022 году сразу стало совершенно ясно, что это невозможно, потому что такие страны, как Венгрия, решили отдать предпочтение своим национальным экономическим интересам», — говорит DW эксперт по энергетике аналитического центра Bruegel Симоне Тальяпьетра. С ним согласен и его коллега из Европейского совета по международным отношениям Шимон Кардаш. «Тот факт, что в ЕС есть страны, которые иначе смотрят на то, как нам вести себя с Россией, спустя более года с начала полномасштабного вторжения, — это крайне печальная новость», — считает он.
Шимон КардашФото: European Council on Foregn Relations
Но удивления эти действия у экспертов не вызывают, так как они четко вписываются в политику Будапешта, традиционно делавшего ставку на долгосрочные энергетические контракты с Москвой — как до начала полномасштабной войны, так и на пике энергетического кризиса летом 2022 года. У Венгрии, в принципе, весьма плодотворное сотрудничество с Москвой — и в нефтяной сфере, и в атомной. Так, «Росатом» по-прежнему участвует в проекте строительства АЭС «Пакш-2», несмотря на вторжение России в Украину.
Чем на это ответит Брюссель?
ЕС продолжит поддерживать Венгрию в обретении большей независимости от поставок энергоресурсов из России, заявили в ответ на запрос DW в Еврокомиссии. Например, значительные средства будут доступны стране в рамках плана Евросоюза по переходу на возобновляемые источники энергии и повышению энергоэффективности. Комиссия тесно сотрудничает с Венгрией, чтобы убедиться, что Будапешт принимает необходимые меры для поддержки энергетического перехода. Кроме того, Венгрия уже получила доступ к СПГ и газу из Австрии, Румынии, Хорватии и Словакии и может его импортировать, указали в Брюсселе.
Симоне ТальяпьетраФото: privat
Чем вызван столь мягкий подход? Эксперты считают, что Евросоюз может позволить себе такую белую ворону. «Линия Венгрии ничуть не навредила действиям ЕС по диверсификации энергоносителей, учитывая ее небольшую долю в общем объеме импорта газа в Европу, — говорит Симоне Тальяпьетра. — Примеру Венгрии никто в Евросоюзе не последует. Мы видим учащающиеся призывы, в том числе и со стороны Еврокомиссии, добровольно сократить импорт СПГ из России, и это действительно может произойти в ближайшие месяцы». В целом, по его оценке, ЕС делает успешные шаги по отказу от российского ископаемого топлива и обеспечению своей энергетической безопасности, а действия Венгрии не повлияют на общую картину.
ЕС уверенно идет к независимости от российских энергоносителей
Эмбарго на российский газ Евросоюз не вводил. Странам ЕС удалось заместить значительные объемы российского газа: до 24 февраля 2022 года РФ поставляла более 40 процентов газа на рынок ЕС, в то время как сейчас ее доля снизилась примерно до 10 процентов. При этом полное и одновременное избавление от российского газа создало бы дополнительные проблемы, по крайней мере, для некоторых стран ЕС, которые до сих пор его импортируют, указывает Кардаш. Он ссылается на Международное энергетическое агентство, которое в целом положительно оценивает меры ЕС по диверсификации, но обращает внимание на некоторые риски, с которыми может столкнуться Евросоюз: например, проблему нехватки газа в преддверии следующего отопительного сезона.
Так что, возможно, мягкий подход Брюсселя можно объяснить тем, что он смотрит на ситуацию шире, рассуждает Кардаш. «Политически действия Венгрии трудно оправдать, но, с другой стороны, когда речь идет о стабильности поставок в ЕС в целом, наличие дополнительных объемов газа из России для некоторых стран Евросоюза дает другим государствам-членам доступ к альтернативным источникам, например, высвобождая для них объемы СПГ», — говорит политолог Европейского совета по международной политике, подчеркивая, что для следующего зимнего сезона эти объемы имеют значение, ведь проблема газа пока что окончательно не решена.
Новые договоренности показывают слабость России?
А в это время у России остается излишек газа, с которым она не знает, что делать, напоминает Тальяпьетра. «И если они в состоянии поставлять больше газа в Венгрию, это также говорит о политической невозможности сделать что-то еще и показывает слабость России, — считает он. — У России больше нет возможности манипулировать европейским энергетическим рынком, потому что использование энергии в качестве оружия полностью провалилось». Эксперт не исключает, что теперь Венгрия пользуется ситуацией для получения более дешевых источников энергии.
Жилой дом в Славянске Донецкой области после российского ракетного удараФото: Roman Chop/AP Photo/picture alliance
Между тем Киев заявил, что новые сделки Венгрии с Россией продлевают войну в Украине, и призвал Брюссель их заблокировать. «Нужно быть совершенно слепым, чтобы не видеть, какие преступления вы спонсируете. Покупая больше газа у россиян, вы даете им больше возможностей для эскалации войны», — сказал в интервью изданию Politico экономический советник президента Украины Олег Устенко.
Существенны ли доходы в бюджет РФ из Венгрии?
Конечно, украинцы правы: каждый доллар или рубль, который идет в бюджет России за нефть или газ, подпитывает ее военную машину, соглашается Шимон Кардаш. «Конечно, это стыдно. Но я бы не стал переоценивать реальное влияние денег, поступающих из Венгрии», — говорит он, ссылаясь на сравнительную незначительность объемов этих поставок и существенно снизившиеся цены на газ.
По контракту Россия поставляет Венгрии 4,5 млрд кубометров, в 2022 году Венгрия получила 0,7 млрд кубометров сверх контракта. В целом же за последние 12 месяцев импорт российского газа Евросоюзом значительно сократился. В 2022 году РФ поставила около 60 млрд кубометров трубопроводного газа, при том, что исторический средний показатель — около 150 млрд кубометров в год. Брюссель прогнозирует, что в 2023 году страны Евросоюза импортируют 20 млрд кубометров российского газа.
Кроме того, Кардаш напоминает, что газ как статья экспорта всегда был менее важен для России, чем нефть. Ведь до масштабных санкций на ее экспорт приходилось 80 процентов доходов российской нефтегазовой отрасли, в то время как на газ — 20 процентов. Эксперты подчеркивают, что санкции ЕС работают: по официальным данным, доходы от нефтегазового сектора РФ в первом квартале упали на 46 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. И если цены на нефть останутся на текущем уровне, то в этом году Россия ощутит на себе действие всех штрафных мер.
Смотрите также:
Почему Венгрия не поставляет оружие Украине
To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Джуди спрашивает: является ли Венгрия надежным членом ЕС и НАТО? — Carnegie Europe
Ян К. БерендсПрофессор истории Университета Виадрина
На данный момент Венгрия является страной ЕС, наиболее близкой к автократии. Любой, кто изучал правление премьер-министра Виктора Орбана, согласится, что Венгрия превратилась в политическую машину, управляемую одним человеком. Поэтому следует задаться вопросом: кто может положиться на г-на Орбана? Ответ прост: только сам г-н Орбан. Кажется, что он занимается политикой для собственной выгоды, и справедливо будет сказать, что он является лишней пушкой в НАТО и ЕС.
Сменявшие друг друга лидеры ЕС, а также Ангела Меркель во время ее шестнадцатилетнего пребывания на посту канцлера Германии решили не вмешиваться в демонтаж венгерской демократии. Небрежность позволила ему подняться. Тем не менее, венгерская система имеет свои уязвимые места. Он полагается на денежные потоки из Брюсселя для финансирования кумовства в Будапеште. Брюсселю предстоит решить, как долго он будет кормить режим г-на Орбана.
В рамках НАТО Вашингтону пора усилить давление на Будапешт. Совместные усилия Соединенных Штатов и ЕС могли бы помочь сдержать г-на Орбана. К счастью для Запада, в настоящее время ему может оказаться трудно обратиться к своим друзьям в Пекине и Москве за финансовой помощью и политической поддержкой.
Торстен БеннерСоучредитель и директор Глобального института общественной политики (GPPi)
«Тот, кто думает, что может противопоставить основные ценности ЕС, к которым все присоединились, против способности ЕС действовать в области внешней политики и политики безопасности, потерпит неудачу в этой попытке».
Так сказал канцлер Германии Олаф Шольц в декабре 2022 года. Его слова были адресованы Виктору Орбану, несомненно, одному из самых талантливых европейских политиков своего поколения. Джордж Сорос рано распознал его таланты и предоставил ему щедрую стипендию для обучения в Оксфорде.
Увидев нишу на политическом рынке, Орбан превратился из борца за свободу в борца против либеральной демократии, сделав своей миссией построение коррумпированного самопровозглашенного «нелиберального государства» и попутно снискав расположение трампизма. Бывший канцлер Ангела Меркель и немецкие инвесторы, такие как Audi и Daimler, способствовали его нелиберальному повороту.
Орбан все больше позиционирует себя как троянского коня Пекина и Москвы за высоким столом ЕС. По словам американского дипломата Виктории Нуланд, Орбан ночью спит под своим одеялом по статье 5 НАТО, а днем занимается своим нелиберальным государством на средства ЕС.
До сих пор — как и в случае с заявкой Финляндии на членство в НАТО — в конце концов он уступил более крупным игрокам ЕС. Потребуются согласованные усилия, чтобы гарантировать, что так будет и в будущем.
Ян БондДиректор по внешней политике Центра европейских реформ
Венгрия на данный момент надежна только в своей ненадежности как западное государство. В течение многих лет его заигрывания с авторитарными государствами раздражали, но не имели большого практического значения: в печально известной речи Виктора Орбана в июле 2014 года, восхваляющей «нелиберальную демократию», он привел Китай и Россию, среди прочих, в качестве успешных примеров для подражания Венгрии. Но затем последовали более активные действия против западных интересов.
С 2018 года Будапешт наложил вето на встречи высокого уровня НАТО-Украина, заявив о нарушениях прав венгерского меньшинства на западе Украины. В 2019 году Венгрия разрешила российскому Международному инвестиционному банку, пережитку коммунистической эпохи, который когда-то служил прикрытием для офицеров КГБ, открыть новую штаб-квартиру в Будапеште с дипломатическим статусом для своих сотрудников, что обеспечило доступ в Шенгенскую зону для российских разведчиков.
С тех пор, как в прошлом году Россия начала нападение на Украину, Орбан заблокировал транзит западного оружия для Украины; настаивал на исключениях из санкций ЕС, чтобы разрешить поставки российского газа и нефти в Венгрию; задержка финансовой помощи ЕС для Украины; и призвал заморозить войну вдоль нынешней линии фронта, оставив Путину контроль над пятой частью Украины.
Проблема в том, что делать: до сих пор другие двадцать шесть стран-членов ЕС не согласились использовать свои полномочия, чтобы приостановить право голоса Венгрии; и у НАТО нет механизма, чтобы сделать что-то подобное. Так что Орбан останется кукушкой в западном гнезде.
Кинга БрудзинскаНаучный сотрудник Института Дунайского региона и Центральной Европы, Вена
Венгрия больше не заслуживает доверия — даже некогда близкие партнеры Будапешта по Вышеградской 4 (V4) теряют терпение. Проще говоря, сотрудничество V4 упало до нового минимума из-за упрямства Венгрии.
Агрессия России против Украины остается самым спорным вопросом в V4. Трудно понять, как относительно большая страна, граничащая с Украиной, могла отказаться внести свой справедливый вклад в восстановление мира в Европе, тем более что другие при этом взяли на себя значительный риск. Точно так же, как Будапешт может заигрывать с Китаем и даже в некоторых вопросах встать на сторону России? Несмотря на романтическое отношение многих словаков к Москве, Братислава мужественно заняла свою позицию, даже если это произошло за счет политической стабильности дома.
Рассматривая вторжение как угрозу не только Украине, но и мировому порядку, основанному на правилах, это подчеркивает опасность двусмысленности Венгрии для ЕС. Этот ценностный компонент также объясняет, почему Венгрия поддержала заявку Швеции на членство в НАТО, а не встала на сторону других стран ЕС. Несмотря на то, что Стокгольм в конечном итоге получит зеленый свет от Будапешта, Венгрии придется много работать, чтобы восстановить свое положение в демократическом мире.
Каролин де Грюйтер, корреспондент NRC Handelsblad 9 по европейским делам0003
Нет. Но, как это часто ни бывает, — поведением, которым гордятся даже некоторые венгерские послы, — Венгрия не является полностью и надежным членом.
Это небольшая страна на внешней границе ЕС и НАТО. Он возмущается своим бессилием, все еще мечтая о территориях, утраченных более века назад. На самом деле, его основным рычагом является членство в обеих организациях. Вопреки тому, что часто заявляет премьер-министр Виктор Орбан, эти членства не уменьшают суверенитет Венгрии, а укрепляют его: они обеспечивают столь необходимую безопасность и деньги и позволяют ей иметь право голоса или даже право вето в Брюсселе среди действительно великих и могущественных. Это позволяет Орбану время от времени играть выше своего положения, громко блокируя предложение или решение, просто чтобы до чертиков насолить Парижу, Берлину или даже Вашингтону. Это раздражает другие страны. Но люди дома, в Венгрии, думают, что Орбан могущественен, противостоит крупным державам.
Брюссельские дипломаты часто отмечают, что в 90% случаев Венгрия нормально сотрудничает. Остальное — позерство — о слове «гендер», российских санкционных списках, новых членах НАТО и т. д. — вряд ли по существу, но потому, что может. Как только это сделано, Орбан часто снова отступает ни за что и ждет следующей возможности.
Даниэль Хегедус Старший научный сотрудник Немецкого фонда Маршалла США, Берлин
Не совсем так. Взятие в заложники вступления Финляндии и Швеции в НАТО в течение восьми месяцев без четкого информирования о политических опасениях венгерского правительства или предложения партнерам достоверных сроков продемонстрировало, что премьер-министр Виктор Орбан всегда готов использовать вопросы европейской безопасности и коллективной обороны, чтобы иметь рычаги воздействия на европейских партнеров и партнеров по НАТО.
Судя по всему, Орбан отдает приоритет демонстрации солидарности с Турцией, оказанию стратегических услуг Кремлю, шантажу партнеров из ЕС в отношении фондов ЕС и мести Шведской партии умеренных за то, что она вытеснила Фидес из Европейской народной партии (ЕНП) ради коллективной безопасности и сплоченности НАТО.
Таким образом, главный вопрос уже не в том, является ли венгерский режим надежным партнером. Это, конечно, не так. Вопрос в том, как партнеры Венгрии решают эту проблему.
Обход венгерской блокады Комиссии НАТО-Украина был шагом в правильном направлении. Партнеры ЕС и НАТО должны четко заявить, что вето и шантаж не являются приемлемыми инструментами дипломатии в данных условиях безопасности и геополитической ситуации. И они должны сделать так, чтобы обход венгерских блокад и нейтрализация шантажа становились неким автоматизмом.
Петер КрекоДиректор Института политического капитала, Будапешт
До недавнего времени Венгрия считалась международным сообществом неверным государством-членом ЕС из-за применения ею права вето и непонимания ценностей ЕС. Венгрия воспринимается как лояльный член НАТО, но задержка с ратификацией вступления Финляндии и Швеции в НАТО также вызвала обеспокоенность по поводу лояльности Будапешта трансатлантическому оборонному альянсу. Премьер-министр Орбан поддержал это мнение, объявив Венгрию «песком в машине» этих союзов, предпочитая разрушение и обструкцию конструктивному сотрудничеству. По мере того, как Орбан все больше чувствует себя отодвинутым на второй план, его поведение становится все более разрушительным.
Однако правительство Орбана не всегда ведет себя как неверный член этих альянсов. Правительство обычно следует основным западным решениям — или не препятствует им — которые оказывают значительное влияние на ход конфликта, таким как санкции ЕС, оборонные совещания в Рамштайне, решения НАТО и совместные закупки вооружений. Правительство выражает свою самобытность только посредством риторики и менее критических, символических решений, таких как отклонение ордера Международного уголовного суда на арест Путина. Следовательно, правительство Венгрии имеет ограниченное влияние на ход событий, но в то же время несет на себе все бремя своей исключительности.
Милан НичСтарший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям (DGAP)
Дело не столько в Венгрии, сколько в ее лидере. Виктор Орбан находится у власти с 2010 года, и, судя по долгосрочной стратегии его правительства, он надеется остаться у власти и в 2030 году. Он все чаще подчинял тесные отношения Венгрии с ее союзниками своему собственному глобальному видению — «власти и денег» и сдвигу на Восток — в сочетании со своим транзакционным подходом к внешней политике, ревизионистскими инстинктами и большим эго.
Затянувшаяся ратификация членства Финляндии и Швеции в НАТО — лишь последний пример. В отличие от Турции, у Венгрии не было двусторонних требований. Его собственных послов в НАТО и ключевых столицах держали в неведении относительно реальных сроков или желаемого финала их премьер-министра. Вся система внешней политики и политики безопасности Венгрии ждала его решения. В конце концов, он просто последовал примеру Турции, поддержав Финляндию и продолжая оказывать давление на Швецию. Чего добилась Венгрия во всей этой эпопее? Было ли это лишь небольшой расплатой за активность скандинавов в отношении обусловленности ЕС верховенством права?
Это было напоминание о том, что премьер-министра Венгрии гораздо больше заботит его положение в Анкаре, Пекине или Москве, чем надежность Венгрии в отношениях с ее западными союзниками. Сейчас он изолирован в ЕС и НАТО, но у него есть план: развивать связи с республиканцами, которые могут победить в Белом доме в следующем году, и использовать председательство Венгрии в ЕС во второй половине 2024 года, чтобы повлиять на выбор высших должностей в ЕС.
Ким Лейн ШеппелеЛоранс С. Рокфеллер Профессор социологии и международных отношений Принстонского университета
Если быть надежным означает никогда не сдаваться, то Венгрия абсолютно надежна. Но если быть надежным означает ставить интересы ЕС или НАТО на первое место, то ответ — нет. А национальные интересы Венгрии — это просто личные интересы премьер-министра Виктора Орбана.
Венгрия выигрывает от того, что является членом самого эксклюзивного клуба на планете, потому что важные решения требуют единогласия, а Орбан может использовать свое право вето для личной выгоды.
ЕС, наконец, заморозил фонды Венгрии в ЕС, и Швеция теперь председательствует в Совете министров ЕС, который должен решить, разблокировать ли деньги, так что теперь Орбан держит в заложниках членство Швеции в НАТО, пока не потекут евро.
Торговля инсайдерской информацией для выгоды также может помочь Орбану. Министерство иностранных дел Венгрии годами взламывалось Россией, оставляя конфиденциальную информацию о НАТО и ЕС открытой для любопытных глаз, пока Россия осыпала Венгрию милостями.
Ожидайте, что Орбан будет использовать свое членство — блокируя российские санкции в ЕС или встречи на высоком уровне между Украиной и НАТО — всякий раз, когда он думает, что может получить что-то еще, чего он хочет. Так что да, Венгрия является надежным защитником своих интересов в НАТО и ЕС, но ее интересы могут не совпадать ни с тем, ни с другим.
Жужанна СеленьиДиректор Академии лидерства Института демократии Центрально-Европейского университета
После экономического кризиса 2008 года премьер-министр Венгрии Виктор Орбан пришел к выводу, что доминирование Запада идет на убыль. Он начал ухаживать за Россией, Турцией и Китаем, чтобы перепозиционировать Венгрию как ведущую державу нового центральноевропейского ядра и максимально использовать как западный союз, так и восточные отношения.
Политика Орбана в области чечетки долгое время приносила ему большую пользу. Война России на Украине, однако, подтолкнула европейские страны встать на чью-либо сторону, но Орбан продолжал цепляться за нее. Почему?
Во-первых, энергетическая зависимость Венгрии от России критична, и ему нужно время, чтобы диверсифицировать источники энергии. Во-вторых, соратники Орбана заинтересованы в гигапроектах, реализуемых совместно с российскими государственными компаниями, таких как атомная электростанция в Пакше. В-третьих, Орбан использует свой потенциал вето, чтобы оказать давление на страны-члены ЕС и НАТО, чтобы они высвободили фонды сплочения, замороженные Европейской комиссией. Это тактические шаги Орбана, какими бы рискованными они ни были для Венгрии. В каждом кризисе Орбан видит возможность, которой можно воспользоваться.
Является ли он надежным партнером для НАТО? За последние двенадцать лет Венгрия добросовестно выполняла все критерии НАТО. Несмотря на то, что он является исключением, Орбан осознает тот факт, что Венгрия потеряет свою стабильность и безопасность без НАТО и ЕС. Он играет в политику с НАТО, чтобы извлечь из этого больше выгоды. В случае критического импульса Орбан будет играть по правилам. Но пока кто-нибудь не скажет ему «нет», он будет продолжать свою игру с высокими ставками.
Жужанна ВегМладший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям
Хотя венгерское правительство до сих пор одобрило санкции ЕС против России, его возражения и даже шантаж по некоторым вопросам — например, настойчивое требование исключить патриарха Кирилла из санкционного списка, если назвать только самый очевидный случай — едва ли производят впечатление надежного союзника.
Отсрочка вступления Финляндии в НАТО и дальнейшее блокирование вступления Швеции также не имеют уважительной причины и вредны с точки зрения безопасности. Более того, ни один из этих шагов нельзя объяснить даже венгерскими национальными интересами, которые «Фидес» премьер-министра Виктора Орбана так непреклонно защищает.
Надежный член ЕС и НАТО будет отстаивать основополагающие ценности этих сообществ и заботиться — или, по крайней мере, не будет препятствовать — безопасности своих союзников. В этом свете Венгрия при правительстве Виктора Орбана снова и снова доказывает, что она не является надежным членом НАТО и ЕС.
Тем не менее, несмотря на то, что он ненадежен, после тринадцати лет правления Фидес его поведение довольно предсказуемо. Мы должны предвидеть это и гарантировать, что мы не будем заложниками этого. И ЕС, и НАТО продемонстрировали шаги в этом направлении.
Иван ВейводаПостоянный научный сотрудник Института гуманитарных наук (IWM)
Венгрия придерживается сомнительной линии, придерживаясь определенных стратегических элементов западной ориентации, в то же время идя на компромисс с ключевыми принципами демократии и верховенства закона.
Правительство Виктора Орбана, находящееся у власти с 2010 года и обладающее большинством в две трети голосов в парламенте, изменило и подорвало институциональную систему сдержек и противовесов установленной демократической системы. Венгрия вместе с Польшей подрывает независимость судебных органов и создает негативный прецедент в качестве государства-члена ЕС.
Внутри страны он придерживается курса, противоречащего фундаментальным ценностям плюралистической, открытой демократической политической культуры, основанной на терпимости, и ЕС прилагает все усилия, чтобы остановить регресс Венгрии к нелиберализму.
Оппозиция сумела победить на выборах в столице Будапеште в 2019 году, но потерпела сокрушительное поражение на последних парламентских выборах в 2022 году. Режим Орбана имеет преобладающий контроль над СМИ, что позволяет его популистской идеологии распространяться в более глубокие слои общества. Венгрия определяется Freedom House как «частично свободная» и занимает шестьдесят шестое место из ста. Во многом это захваченное государство.
И все же такое положение дел возможно благодаря миллиардам евро структурных фондов ЕС и, проще говоря, наличию ряда ключевых немецких автомобильных заводов. Его средства к существованию полностью зависят от торговли со странами-членами ЕС и НАТО, в основном с Германией.
Вопрос в том, насколько далеко Венгрия готова пойти в неправильном направлении и как долго ЕС и НАТО будут готовы принять венгерский акт жесткой связи?
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
90 000 законодателей ЕС говорят, что Венгрия больше не является «полной демократией» | Новости Европейского союза
Венгрия яростно отреагировала на голосование в Европейском парламенте, в котором было объявлено, что страна больше не является «полной демократией» и что Европейский Союз должен действовать.
Их ответ в четверг пришел после того, как депутаты Европарламента проголосовали 433 за резолюцию и 123 против.
Он описал Венгрию как «гибридный режим избирательной автократии» в «серьезном нарушении» демократических норм ЕС.
Законодатели выразили озабоченность по поводу конституционной и избирательной систем Венгрии, независимости судебной системы, возможной коррупции, нарушений государственных закупок, прав ЛГБТК+, а также свободы СМИ, академических и религиозных свобод.
Страной правит премьер-министр-популист Виктор Орбан, поддерживающий тесные связи с президентом России Владимиром Путиным.
youtube.com/embed/MNU7Rh3yhTY?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en-US&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true»>
Голосование было во многом символическим и не меняет ход принятия решений ЕС, который требует единогласия всех 27 государств-членов, включая Венгрию, для принятия позиций по основным вопросам, таким как санкции против России.
Но министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил журналистам в Будапеште: «Я считаю оскорблением венгра, если кто-то ставит под сомнение способность Венгрии к демократии».
Он сказал, что удивлен тем, что некоторые в Брюсселе и Страсбурге настаивают на «принижении» его страны, добавил он.
Сийярто также сказал, что венгерские избиратели «решили на четырех парламентских выборах подряд, какое будущее они хотят для страны», избрав Орбана и его партию.
«Нас возмущает, что некоторые люди в Страсбурге и Брюсселе думают, что венгерский народ недостаточно зрел, чтобы решать свое собственное будущее», — добавил он.
Своим голосованием законодатели ЕС одобрили парламентский отчет, в котором говорится, что Венгрия отступает от демократических и основных прав с 2018 года благодаря «преднамеренным и систематическим усилиям венгерского правительства».
Отсутствие действий со стороны институтов ЕС, включая комиссию, которая выступает в качестве «хранителя» договоров ЕС, закрепляющих демократические стандарты, усугубило деградацию, говорится в отчете.
Голосование, прошедшее на пленарном заседании в Страсбурге, Франция, не налагает никаких санкций на правительство Орбана и не обязывает другие страны ЕС предпринимать какие-либо конкретные действия.
Это также было последним в серии разборок между институтами ЕС и правительством Орбана в Будапеште.
Венгрия регулярно блокирует совместные заявления, решения и мероприятия, начиная от встреч на высоком уровне НАТО с Украиной и заканчивая голосованием ЕС по корпоративному налогу и общей позиции ЕС по израильско-палестинскому прекращению огня.
Страны ЕС осторожно шли по пути вокруг Венгрии из-за необходимости заручиться ее согласием на важные решения.
Но дипломаты в частном порядке разочарованы уютными отношениями Орбана с Кремлем и его блокировкой дальнейших санкций против Москвы.
Комиссия также старалась избегать открытой критики, но беспокойство по поводу отхода Венгрии от верховенства закона, особенно в связи с неспособностью обуздать коррупцию, становится все более очевидным.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в среду в своем обращении к Европейскому парламенту, что ЕС «должен бороться за наши демократии».
Ее исполнительный директор ЕС будет работать над защитой государств-членов «от внешних угроз, с которыми они сталкиваются, и от пороков, которые разъедают их изнутри», сказала она.
Leave a Reply