Зорин: графа «национальность» в паспорте — наследие советского периода
«Однако само предложение о возвращении графы «национальность» в паспорт видится неконструктивным, носит скорее виртуальный характер и какого-либо влияния на состояние межнациональных отношений в нашей стране, скорее всего, не окажет», — сказал Зорин.
Он напомнил, что графа «национальность» в паспорте — наследие советского периода. Страна отказалась от этой графы из-за того, что в Конституции РФ подчеркивается право гражданина на самоидентификацию по национальному признаку, то есть никто за нас не может определить нашу национальность и нашу этническую принадлежность, подчеркнул собеседник агентства.
В настоявшее время в России, по его словам, национальность может быть указана только в одном документе — свидетельстве о рождении, причем национальность не ребенка, а только его родителей и только по их желанию.
«Кто имел дело с паспортным столом, знает, что для внесения любых изменений в гражданский паспорт нужно представить соответствующие справки, документы, обоснования. В то время когда статья 26 Конституции ясно говорит, что это культурное право каждого человека, это право его самоидентификации. Кроме того, сведения о национальности относятся к личным данным и защищены законом», — заявил собеседник агентства.
Зорин отметил, что у людей со времен Советского Союза остались разные воспоминания о так называемой пятой графе в паспорте. Для некоторых людей эта графа ставила определенные ограничения. «Ее отмена отрицательного влияния на межнациональные отношения в стране не оказала», — подчеркнул собеседник агентства.
Необходимость информирования властей о национальном составе страны, по мнению Зорина, в полной мере обеспечивается благодаря всероссийской переписи населения. Согласно переписи 2010 года, в стране живут представители 193 национальностей. Для планирования учебников, театров, издания литературы, средств массовой информации как считает эксперт, данных вполне достаточно.
Особой необходимости в графе «национальность» нет
Председатель общественного совета при ФМС России Владимир Волох отметил, что может согласиться с инициативой только в том случае, если национальность будет указываться в паспорте строго по желанию гражданина.
«В обязательном порядке этого делать не нужно, а по желанию можно согласиться. Хотя, особой необходимости я в этом не вижу», — сказал Волох.
По его мнению, смысл может быть только один — сохранение культурной памяти малочисленных народностей. «Представители малых народностей часто сетуют, что их не знают, поэтому выступают за то, чтобы указывать национальность в документах. Я считаю, что такой необходимости нет, но зная о том, что ряд народностей хотели бы, чтобы в паспорте такая отметка была, то по желанию можно сделать», — сказал Волох.
Директор Центра миграционной политики НИУ «Высшая школа экономики» Ольга Чудиновских отметила, что паспорт — это документ общегосударственного образца, и выразила сомнение, что инициатива сенатора получит ход на федеральном уровне.
«Ничего предосудительного в этом нет. Хотя, скорее всего, это будет такой экзотической практикой», — сказала собеседница агентства, добавив, что у государства сейчас есть возможность собирать информацию о национальности населения в ходе опросов.
«Когда графа национальности исчезла и был принят закон о персональных данных — эта характеристика оказалась практически под запретом. Это право каждого человека открыто себя идентифицировать в качестве той или иной этнической группы, но вносить ли в паспорт эту графу — это иной вопрос», — заявила Чудиновских.
Защитит ли идентичность «пятая графа»?
Национальная организация «Башкорт» сообщила, что ею направлены в Госсобрание республики Башкортостан предложения о внесении в федеральное законодательство поправок, гарантирующих гражданам возможность указывать в паспортах свою национальную принадлежность, а также фамилию, имя и отчество на родном языке.
Русскоязычное написание и произношение многих национальных имен зачастую искаженно отражает настоящее имя гражданина
Свою инициативу башкирские активисты обосновали, прежде всего, тем, что статья 26 Конституции РФ гарантирует право граждан «определять и указывать свою национальную принадлежность». Вместе с тем, указывают активисты, «наши граждане до настоящего времени не имеют возможности реализовать это право в полной мере, так как внесение подобной записи не предусмотрено подзаконными юридическими актами». Поэтому «Башкорт» предложил Госсобранию РБ выступить с инициативой о внесении в постановление правительства РФ от 08.07.1997 N828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» дополнения, гласящего, что «по желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о национальной принадлежности — самим гражданином».
Также «Башкорт» предложил Госсобранию выступить с законодательной инициативой в целях внесения дополнения в Гражданский кодекс РФ, гласящего, что «имя гражданина должно быть записано на родном и русском языках в устанавливающих личность гражданина документах — свидетельстве о рождении и паспорте гражданина Российской Федерации».
«Российская Федерация — государство многонациональное, и ребенок может получить имя, данное ему родителями в соответствии с национально-историческими традициями на родном языке. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика, что многие граждане, пользуясь своими именами, произносимыми и записываемыми на родных языках, не имеют юридического, документального подтверждения имени на родном языке. Следует иметь в виду, что русскоязычное написание и произношение многих национальных имен зачастую искаженно отражает настоящее имя гражданина, при этом основные устанавливающее имя документы (свидетельство о рождении, паспорт) заполняются только на русском языке. Мы считаем, что данные обстоятельства в определенной мере ущемляют право граждан на юридическое закрепление их имен на родных языках», — так обосновали свое предложение активисты «Башкорта».
Напомним, отмена графы «национальность» или так называемой «пятой графы» в паспортах граждан РФ произошла в 1990-е годы и сопровождалась бурными дискуссиями, в том числе, в республиках в составе России. Дискуссии по этому вопросу продолжились и в последующие десятилетия — так, по данным исследования Общественной палаты РФ, в 2013 году 51% граждан выступало за возврат в паспорта графы «национальность». В 2015 году соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ, но оставлен без рассмотрения.
В беседе с «Idel.Реалиями» представитель «Башкорта» Руслан Габбасов пояснил, что инициативы организации являются выполнением резолюции прошедшего в декабре прошлого года III «Съезда башкирского народа».
Башкир могут подобным образом дробить на «северо-западных», «юго-восточных» или «южных»
Напомним, что на этом съезде Руслан Габбасов, обрисовав идущие в республике негативные демографические процессы среди башкирского населения, выступил с большими и весьма радикальными дополнениями к предлагавшейся резолюции, в которых предложил вернуть в паспорта графу «национальность». Эти идеи, принятые съездом, активист развил в своем интервью «Idel.Реалиям».
— Решение съезда о возврате в паспорта графу «национальность» было принято, поскольку в последнее время ассимиляционные вопросы идут сильнее, размывается национальная идентичность башкир, всё больше становится смешанных браков и люди, в том числе, дети уже не понимают, к какой национальности себя относить. Кроме того, скоро, в 2020 году пройдет очередная Всероссийская перепись населения, и мы опасаемся, что она может пройти не совсем честно, когда переписчики будут записывать данные о национальности граждан. Если же гражданин четко будет себя идентифицировать, как «башкир», подкрепляя это соответствующей записью в паспорте, то переписчикам уже невозможно будет это исказить.
Руслан Габбасов
— В чем именно состоят ваши опасения, в чем могут быть искажения?
— Например, в том, что научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН им. Миклухо-Маклая Валерий Тишков, предлагает при проведении переписи разделить татар на подгруппы — «сибирских татар», «казанских татар», «кряшен» и так далее. У нас есть опасения, что и башкир могут подобным образом дробить на «северо-западных», «юго-восточных» или «южных».
— Но ведь они при этом все равно останутся башкирами?..
— Согласен, но всё равно это раздробление опасно, поскольку означает размывание исподволь нашей идентичности. Напомню еще, что тот же Тишков предлагал выделить этническую группу неких «татаро-башкир».
— В 1990-х годах пришлось наблюдать такую картину: некоторые представители башкирской общественности развернули кампанию по возрождению башкирских родов, настаивая на самоидентификации башкир, как членов различных племен — например, племени мин, юрматы и так далее. Разве это не было такой же попыткой дробления?
— Ну, это был трайбализм в чистом виде. Кроме того, это всё же не меняло общебашкирскую идентификацию нашего населения.
— Насколько ваши инициативы соответствуют федеральным законам, международным документам на этот счет?
Мы указываем, что запись о своей национальности делается гражданином не в обязательном порядке, а по желанию
— Мы здесь, прежде всего, учитываем запрос башкирского населения. Мы чувствуем, что это нужно нашему народу. И добавлю, что, в соответствии с Конституцией России, мы указываем, что запись о своей национальности делается гражданином не в обязательном порядке, а по желанию.
— Выдвигая инициативу о написании в документах имен на родном языке, вы имели ввиду, что они будут писаться на башкирской графике?
— Да, разумеется. Отмечу также, что это должно делаться также только по желанию граждан. Если человек не хочет указывать свою национальность, он, думаю, и имя напишет просто по-русски.
— Кстати, Казахстан переводит алфавит казахского языка на латиницу, о чем разговоры идут уже давно. На днях новый президент страны подтвердил это намерение. Как вы к этому относитесь?
— Абсолютно положительно. Латиница лучше отражает фонетические звуки, присущие языкам тюркской группы, в том числе и башкирскому. Если бы башкирский язык был переведен на латиницу, то и алфавит бы уменьшился, было бы легче его изучать.
— Какие отклики на ваши инициативы вы ожидаете со стороны республиканской общественности, в частности, от представителей других национальных организаций — русских, татарских, чувашских и других? Есть ли у вас опасения, что они будут негативными?
— Думаю, что отклики будут, наоборот, положительными. Ведь все эти организации были взволнованы очередными планами, родившимися в федеральном центре — заместить все национальности одной искусственной, «россиянами», привести всё к «единому знаменателю». Люди против этого, они все хотят сохранять свою национальную идентичность.
— На Западе в последние десятилетия господствовал тренд слияния прежних наций в рамках одной страны в одну «политическую нацию». В 1990-е годы мы заимствовали эти идеи, и, в том числе, и поэтому в Российской Федерации была в паспортах отменена графа «национальность».
Мигранты, наводнившие Европу, не желают ассимилироваться, живут на новой родине замкнутыми общинами, стремясь сохранить свою идентичность
— Я полагаю, что в настоящее время этот тренд «захлебнулся». К чему он привел? Мы видим, что мигранты, наводнившие Европу, не желают ассимилироваться, живут на новой родине замкнутыми общинами, стремясь сохранить свою идентичность. Это, в свою очередь порождает конфликты с коренным населением и оно начинает голосовать на выборах за националистические партии. Тренд, в итоге, идет в обратном направлении.
— Не кажется ли Вам, что таким образом происходит некий и существенный, весьма тревожный регресс в общественных отношениях? Вместо объединения происходит разъединение. Не приведут ли эти ваши инициативы к такому же развитию событий в нашей республике?
— Вопрос неоднозначный. Да, мы наблюдаем реакцию сопротивления различных и многих этносов стремлению привести всё к единому знаменателю, к подражанию одной, в данном случае, западной культуре. Но всё же полагаю, что мы имеем дело с прогрессивным явлением. Когда люди больше обращают внимание на свою национальную культуру, на свою идентичность, на свои традиции и язык, всё это многообразие, наоборот обогащает мир, делает его интереснее и, в конечном итоге, служит тому же человеческому прогрессу.
Отметим, что в 2018 году уроженка Уфы Лейла Латыпова, обучаясь в Бостоне (США), написала исследовательскую работу по национальной идентичности жителей Башкортостана, в которой пришла к выводу, что в республике уже доминирует российская идентичность, этническая же самоидентификация уходит на второй план.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.
«В этом нет ничего нового»
Спикер башкирского парламента Курултая Константин Толкачев сегодня отреагировал на предложение депутата Госдумы Виталия Милонова (Санкт-Петербург, «Единая Россия») вернуть в российские паспорта отметку о национальности.
«Мы не возражаем против возврата в паспорт сведений о национальности, но категорически против того, чтобы ее указание было обязательным. Пятая графа должна быть правом, а не обязанностью»,— заявил спикер агентству «РИА Новости».
Сегодня стало известно, что депутат Милонов направил главе Минюста России Константину Чуйченко предложение о возвращении в паспорт отметки о национальности, чтобы ее можно было указывать по желанию гражданина.
Изъятие этой графы из паспорта стало символом «демократического прорыва из мрака красной деспотии», но есть желающие вернуть графу, отмечает депутат. По его мнению, указание национальности в паспорте в графе «Особые отметки», где указывается группа крови или информация о воинской повинности, может быть свидетельством открытости российского общества и победы над националистическими предрассудками, передает позицию депутата агентство.
Константин Толкачев заметил, что в этой инициативе нет ничего нового, она звучала и раньше. «Полагаю, в данном вопросе нужно руководствоваться Конституцией РФ. В статье 26 четко сказано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»», — отметил он, добавив, что «нельзя действовать сгоряча».
«Мы живем в стране, где широко распространены межнациональные браки. Недопустимо, чтобы вопрос о национальности в паспорте ребенка стал камнем преткновения в семьях»,— заявил спикер агентству.
В Башкирии жаркие споры о возвращении графы «национальность» в паспорта велись в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Тогда власти республики даже отказывались выдавать российские паспорта без этой графы, переводя граждан на временные удостоверения личности.
Позже власти региона договорились с федеральным центром о том, что в местные версии российских паспортов будет делаться вставка на башкирском языке с указанием национальности гражданина. Некоторое время в республике в ходу были обе версии паспортов — с вкладкой и без.
Ирина Самойлова
Графа национальность в российском паспорте
В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена. Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери. В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».
Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.
Когда отменена графа национальность в российском паспорте
Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.
В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали получать паспорт, то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.
Сейчас паспортные данные не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.
Предложения о возвращении указания национальности
В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.
В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.
В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.
Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный недееспособным. Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.
Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ
Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить госпошлину при получении паспорта, размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан паспорт РФ нового образца. По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. Вписать ребенка в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.
Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.
Как в Советском Союзе определяли национальность. Когда отменили графу национальность: vakin — LiveJournal
СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации — вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности — советском народе». Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?
По паспорту
Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.
По маме и папе
В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 — 123, а в 1989 — 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.
По лицу
Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с „пятой графой“, где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!». Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?
По велению сердца
«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».
Когда отменена графа национальность в российском паспорте
Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.
В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали получать паспорт, то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.
Сейчас паспортные данные не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.
Предложения о возвращении указания национальности
В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.
В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.
В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.
Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный недееспособным. Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.
Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ
Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить госпошлину при получении паспорта, размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан паспорт РФ нового образца. По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. Вписать ребенка в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.
Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.
Источники — russian7.ru и zavtra.fun
О графе «национальность» в советском паспорте | Репортажи из СССР
В советской Конституции (глава 36) было прописано, что граждане различных рас и национальностей в СССР имеют равные права, и любое их ограничение наказывается по закону. Только на самом деле, конечно же, все было не так красиво, как прописано в этих строках: достаточно только вспомнить дискриминацию по национальному признаку одних и квотирование других при поступлении в советские элитные вузы вроде МГУ или МГИМО.
Фото: regnum.ru
Существовало в истории страны и немало других нелицеприятных фактов национальной нетерпимости, и именно по этой причине в период Перестройки поднялась волна протеста, направленная на отмену принудительного указания национальности в паспорте. Ведь если призадуматься — если все национальности в СССР равны в своих правах, то зачем ее указывать в официальном документе?
И недаром в народе ходила горькая шутка про «инвалида пятой группы» — пятая графа в формуляре кадрового учетного листка, на основании которого оформлялся паспорт, как раз и предназначалась для указания национальности гражданина. И запись, сделанная в этой графе, могла сильно повлиять на дальнейшую жизнь человека: существовали определенные категории людей, определяемые как раз по национальному признаку, которым был закрыт выезд за границу, ограничен прием в некоторые учебные заведения и на рабочие места, не было надежды на получение наград высокого уровня и пр.
Фото: meshok.net
И неудивительно, что при наличии родителей с разной национальностью, их ребенок при получении паспорта старался выбрать себе наименее «безобидную» для заполнения той злополучной пятой графы. И, кстати говоря, не так давно на одном из интернет-ресурсов было проведено голосование, в котором поднимался вопрос — «нужна ли графа «»национальность в современном российском паспорте»? На что из 3500 опрошенных 3000 человек проголосовало за возвращение этой графы в документ; 470 были против, и лишь 30 затруднялись с ответом…
Давайте посмотрим, что думают на этот счет люди, чья молодость пришлась на 70-80-е годы XX столетия:
Мне все равно, какая у кого национальность и где она записана.
От этого человек лучше или хуже не становится.
Не помню, чтобы мне приходилось выбирать самой себе национальность. Думаю, записали в паспортном столе по документам. А если разобраться…
Мама — украинка (родители её оба украинцы)
Папа — русский (мама его белоруска, отец русский)
А я, естественно, получилась чисто русская ))))
В СССР одной из форм широко практикуемых репрессий была так называемая «депортация народов», особенно ярко проявившая себя в начале деятельности советской власти в нашей стране, а также в годы Великой отечественной войны. Калмыки, казахи, немцы, татары, чеченцы… Народы подвергались принудительному переселению по идеологическим соображениям. Некоторые горькие плоды подобных заигрываний с национальным вопросом Россия пожинает до сих пор. Вопрос национальный нетерпимости сейчас очень остро стоит на повестке дня.
Принудительное указание национальности в паспорте — всего лишь одно из звеньев этой нелицеприятной цепи.
Когда в первый раз получал паспорт, то национальность поставил — украинец. Все корни по отцовской линии — украинские, по материнской — русские. Но так получилось, что бабушки с дедушками жили на Украине, и лучшие детские воспоминания связаны с ней.
Когда пришел домой, родители немного удивились и всё.
А потом, когда учился в училище, меня без моего ведома сделали русским. Но мне было абсолютно все равно, не видел разницы между людьми по их национальностям. Тем более украинцев и русских.
Да и сейчас всё это национальное деление воспринимаю больше, как условность…
Фото: deputti-antik.ru
А у меня все было именно так, как это выглядело на советских плакатах о дружбе народов… Мои первые школьные годы прошли в Латвии. У нас в школе учились и латыши, и русские, белорусы, евреи, был даже один испанец, Луис. И преподавали нам не только русский и английский, но и латышский язык. И не было среди нас никакого антагонизма по национальному признаку. Мы все были равны, учились, выступали на соревнованиях за школу, ездили на пионерские слеты, играли во дворе. Словом, мы просто были детьми, школьниками без каких-либо взаимных претензий. Наши родители служили, работали. Можно с пафосом говорить, что это была дружба народов. А на самом деле это были просто нормальные человеческие отношения. И что бы там ни говорили о взаимной вражде, это вовсе не так.
Мое мнение таково: паспорт — это документ. Юридический акт. Он должен соответствовать целям своего создания: идентификации личности. Графа «национальность» в данной ситуации ничуть не помогает идентификации и является откровенно лишней. С таким же успехом можно вписывать в паспорт кулинарные предпочтения человека или же список его любимых песен. Совершенно безобидная информация, не правда ли? Только вот для паспорта подобная информация — совершенно лишняя.
Вот что хотите делайте, но я никогда не понимал — с чего это вдруг у одного человека должно быть прав и возможностей больше, чем у другого, лишь из-за его национальной принадлежности???????
Фото: myhistori.ru
Мои родители разных национальностей. И поэтому приходилось «выбирать». По-моему, это ключевое слово в национальном вопросе. Можно выбрать или одну, или другую. И потом громко кричать и бить себя в грудь, что моя национальность самая лучшая в мире и обижать другие национальности. Правильно, что сейчас этой графы нет. Не нужна она в паспорте совсем. И никто не требует указывать ее во всех документах. Потому что я живу в двух национальностях — папы и мамы, хотя нет в четырех — бабушек и дедушек))
Вот у меня есть друг, у него мать — азербайджанка, отец — русский, а он сам по внешности — вылитый азербайджанец. Во всех документах, где пишется национальность, он — русский, по отцу выбрал.
Так ему по Москве пройти нельзя было, чтобы сотрудники правоохранительных органов, увидев в документах русскую фамилию, не прицепились с вопросом «где и за сколько он купил этот паспорт». Не нужна эта графа.
Вот примерно такие мнения. А вы что думаете, нужна эта графа, нет, почему?
************************************************************************
О родильных домах СССР или как советские младенцы появлялись на свет
Нарушение конституционного права граждан записывать в паспорт свою национальность
«Пятая графа» — страшилка, которую любила таскать антисоветская пропаганда в 1990 году была отменена. Однако многие россияне оказались очень недовольны: ведь большинство людей гордятся своей национальностью. Между прочим, Конституция РФ гласит, что каждый имеет право определять и указывать свою национальность. Везде — но не в паспорте. Законно ли это?
В Конституции РФ статья, посвященная национальному вопросу, имеет двойственную формулировку: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Иными словами, если гражданин по каким-то причинам не желает раскрывать свою национальную принадлежность, то принудить его к этому не может никто. И напротив — никто не имеет права воспрепятствовать человеку указать свою национальность в том случае, если ему заблагорассудится это сделать.
Обе стороны закона вполне равноправны, однако с 1990 года в России произошел резкий крен в одну сторону: из российских паспортов была убрана так называемая «пятая графа», в которой прежде указывалась национальность.
Однако, по данным социологических опросов, более половины россиян хотели бы вернуть в свои паспорта отметку об этнической принадлежности. Башкирам и татарам, кстати, удалось это сделать — теперь жители соответствующих республик могут по желанию получить в паспорта специальные вкладыши, с указанием национальности.
Между тем, при оформлении свидетельств о рождении и о заключении брака все же предоставляется возможность указать национальность ребенка или новобрачных. До недавнего времени это было делом добровольным, но осенью прошлого года минюст внес изменения в порядок заполнения документов при вступлении в брак, в соответствии с которыми это станет обязательной нормой. Представители минюста мотивируют такое решение необходимостью сбора статистики. Эти поправки вступят в силу с 1 апреля 2014 года.
Но возвращать графу о национальности в паспорта никто не собирается. Получается очень странная ситуация — до 14 лет у человека есть национальность, а после — нет. Во всяком случае, документально она может быть зафиксирована лишь до момента взросления.
В конце 2012 года группой депутатов от КПРФ в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий, в частности, возврат в паспорта «пятой графы». Предлагалось также поделить многие отметки на обязательные и те, которые будут вноситься лишь по желанию гражданина. К последним как раз и должна была относиться национальность, а кроме того, ИНН, группа крови и резус-фактор. Однако этот пакет поправок был отклонен за «неактуальностью».
Так нужно ли возвращать в паспорта запись о национальности и какими соображениями руководствовалась государственная власть, когда отменяла ее в 1990 году?
Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская дала следующий комментарий:
«Эта отмена связана с дискриминационной политикой по отношению к евреям, с антисемитизмом при Сталине и сразу после его смерти. Тогда многих людей не принимали на работу или в вузы в связи с этой «пятой графой». Конечно, когда начались реформы, была широкая повестка, что этот пункт надо убрать из-за дискриминации евреев. Эта отмена выполнила задачу, и проблему антисемитизма удалось решить полностью — евреи либо уехали, либо растворились в обществе.
Надо сказать, что в последнее время ситуация изменилась, поменялся общемировой тренд: чем больше развивался процесс глобализации, тем больше усиливалась ценность для людей своей национальной идентичности — никто не хочет «переплавляться» в одном котле. Это происходит повсеместно. Идет процесс усиления национально-этнической идентичности.
По большому счету, будет такая графа или нет — это ничего не решит».
Вот странно — почему-то в советский период «пятая графа» не способствовала разобщению наций, напротив, была знаком взаимного уважения. Сталинская эпоха, во время которой якобы притесняли евреев, миновала слишком давно, чтобы ее примеры были бы актуальны для нашего времени.
К тому же, позиция, заведомо предполагающая, что в самом факте национальной принадлежности (будь то еврейская нация, или татарская, либо же чеченская — любая) есть что-то, что следует скрывать или чего стоит стыдиться, — более ксенофобская, нежели та, которую она пытается оспорить. Почему государственные чиновники и общественные деятели позволяют себе в открытую говорить о том, что еврей должен скрывать свою национальность в страхе перед антисемитами?
Разве мы живем в гитлеровской Германии, разве у нас нет правоохранительных органов, которые смогут защитить тех же евреев? Следуя этой логике, впору начать предлагать представителям национальных меньшинств менять фамилии и внешность. Кто решил, что какому-нибудь буряту стыдно иметь в паспорте запись о своей национальности? Вряд ли такая политика сможет укрепить союз наций на территории РФ.
Впрочем, есть и противоположные мнения. К примеру, такое суждение высказал директор фонда «Разумный Интернет», президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов:
«Ложные представления о равенстве и единстве стали причиной отмены «пятой графы». Национальность — часть самоидентификации, это не надо ни запрещать, ни специально подчеркивать. Этот запрет был попыткой прорваться к свободе, но на самом деле это оказалось, наоборот, ограничением свободы.»
Но проблема не только в национальных республиках. У них, по крайней мере, есть своя земля, на которой местные жители чувствуют себя полноправными хозяевами, да и фенотип, как правило, выдает национальную принадлежность скорее, чем запись в паспорте. Некоторые, как татары, отвоевали для себя возможность документально фиксировать национальность. А вот русские оказались в самом незавидном положении — вроде бы, титульная нация, самая многочисленная, несущая самый большой груз ответственности, но не имеющая возможности даже как-то себя обозначить.
Недаром 54 процента из всех высказавшихся за возвращение «пятой графы» — русские. Одни называют это всплеском националистических настроений, а другие — нормальной реакцией русского населения на агрессивную демонстрацию собственной этничности со стороны других народов РФ — прежде всего, кавказских.
Как и в Европе, такая тенденция может свидетельствовать о реакции самосохранения нации от растворения в потоке мигрантов, пускай и внутренних. Отказ в удовлетворении этого пожелания может лишь усугубить обстановку напряженности, причем с обеих сторон. Между прочим, многие жалуются на то, что сотрудники ЗАГСов иногда начинают требовать от людей, желающих записать новорожденного ребенка «русским», каких-то доказательств. Иногда доходит до полного абсурда, когда родителей просят принести свои свидетельства о рождении, в которых записано, что и отец, и мать — русские. Таких историй немало в интернете.
Конечно, эти требования с 1998 года, как минимум, незаконны. Заместитель начальника главного управления ЗАГС Московской области Елена Михайлова пояснила, почему:
«Национальность указывается по желанию лиц. Такая графа в заявлениях присутствует, но ее заполняют только по личной инициативе. Есть Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 года, номер 1274, в котором утверждены нормы бланков заявлений государственной регистрации изменения гражданского состояния — открываем первую форму заявления о рождении ребенка. Графа пятая — национальность: «графа заполняется по желанию родителей». То же самое при заключении брака. Никаких доказательств при этом не требуется».
Хотя Конституционный суд уже выносил решение на предмет соответствия удаления из паспортов графы «Национальность», которое было признано абсолютно конституционным («Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина», — постановил КС РФ в мае 2010 года в ответ на заявление одного жителя Волгограда), оно все равно остается нелигемитимным в глазах очень многих россиян. К тому же, возникает вопрос — а какое юридическое значение имеет, к примеру, регистрация, которую никто отменять не спешит. По какому принципу выносятся решения, затрагивающие интересы многомиллионного населения огромной страны? Если верить Ольге Крыштановской, то это решение было принято для того, чтобы защитить интересы евреев. Разве нельзя было это сделать как-то иначе, не ущемляя прав большинства населения?
Помимо того, что лишение возможности добровольно фиксировать свою национальность многие граждане склонны рассматривать как нарушение своих конституционных прав, это также входит в противоречие с самой структурой устройства нашего государства. Федеративное устройство само по себе предполагает, что государство неоднородно по своей структуре. Если есть национальные республики, то, по логике, должны быть и нации. Сила федеративного государства — именно в национальном многообразии, а не в ложно понятом космополитизме.
Читайте все публикации по этой теме
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Возвращение гражданства в паспорт — плохая идея
Согласно опросу, опубликованному на прошлой неделе Общественной палатой, 54 процента этнических русских хотели бы указать в российских паспортах «национальность» или этническое происхождение гражданина, как это было в советские времена. В то же время 34% россиян признали, что чувствуют себя «очерняемыми». Оба этих результата подтверждают то, что наблюдатели утверждали в течение некоторого времени — рост русского национализма.
Ностальгия практически по любому символу, правилу или традиции ушедших советских времен также растет. Новое почтение к «славному советскому прошлому» страны не только прочно проникло в официальную государственную пропаганду и нашло свое отражение в бесчисленных телевизионных мини-сериалах, фильмах и политических выступлениях, но теперь оно, похоже, стало постоянным элементом ее психики.
Попытка еще раз указать гражданство в российских паспортах только подольет масла в огонь русских националистов.
Россияне моложе 25 лет не помнят советский период и из-за деградации системы образования не имеют достаточных знаний, чтобы оценить этот период объективно и критически. В результате они обычно считают тот период «золотым веком» величия сверхдержавы, когда страна находилась на пике своего могущества и влияния. Одним из неожиданных побочных эффектов этой кампании является то, что она порождает комплекс неполноценности, предполагая, что России сегодня нечем гордиться по сравнению с советским величием.В то же время убежденность многих россиян в том, что их права «ущемляются» со стороны нерусских, на самом деле является небольшим проявлением большего социального недовольства: реакцией на плохую работу правительства, экономические трудности и отсутствие правовых норм. защита в отсутствие эффективной судебной системы.
И политики, и законодатели пытаются заимствовать все, что могут, из советского прошлого, не заботясь о том, как это можно применить к нынешним условиям.Похоже, власти стремятся воскресить дух Советского Союза. Вместо социализма и коммунистической идеологии лидеры создали странную смесь консервативного патриотизма, русского православия и антизападных настроений.
Опрос о включении гражданства в паспорта был явно пробным шаром, чтобы узнать, как отреагируют общество и власти.
Жесткая советская паспортная система была впервые введена в 1932 году, хотя в течение многих лет некоторым людям, например крестьянам, которых загнали в колхозы, паспорта вообще не выдавали.После смерти Иосифа Сталина власти начали выдавать паспорта всем гражданам. Линия национальностей была введена в 1974 году. До этого нужно было указывать еще и «этническое происхождение», но затем вместе с «социальным статусом» — рабочий, служащий, иждивенец и т. Д.
По закону, любой человек смешанного происхождения может решить, какую этническую принадлежность указать при получении своего первого официального паспорта в возрасте 16 лет. На практике, однако, особенно до 1970-х годов, паспортный стол принимал это решение, даже не посоветовавшись с родителями.И как только было решено этническое происхождение человека, изменить его было практически невозможно. В 1970-е годы это правило было несколько смягчено, и люди могли сами определять свое этническое происхождение, выбирая из примерно 120 официальных этнических групп, признанных советскими властями.
Однако на практике люди часто перестраховывались, просто перечисляя «русский». Это было особенно полезно для лиц, принадлежащих к «подозрительным» этническим группам, таким как крымские татары или, в 1940-х годах, чеченцы. Когда в начале 1950-х правительство стало почти официально антисемитским в рамках своей кампании «против космополитизма», евреи были добавлены в категорию «подозреваемых».Запись о национальности в паспорте помогла властям запретить евреям заниматься определенными видами работы и входить в определенные учебные программы в университетах. Более того, работодатели смотрели не только на этническую принадлежность заявителя в его паспорте, но также проверяли этническую принадлежность близких членов семьи. Если человек был на четверть евреем или имел еврейских родственников, он также мог быть помещен в категорию «подозреваемых» в определенных случаях. Кроме того, евреям редко разрешалось выезжать за границу из опасения, что они никогда не вернутся.
Ближе к концу советского периода официальная государственная политика несколько сместилась в сторону от этнической идентификации, хотя запись о национальности оставалась в советских паспортах. Кремль пытался создать «советскую идентичность» вместо категоризации граждан по национальному признаку, но эта попытка с треском провалилась. Фактически, Советский Союз распался из-за быстрого роста национализма, в том числе национализма местной правящей элиты.
Сейчас многие россияне пытаются вернуться к советскому опыту, на этот раз приукрашивая национализм идеей о том, что «русский народ угнетается. «Их аргумент состоит в том, что конституции различных этнических регионов в Российской Федерации, таких как конституции татар в Татарстане и якутов в республике Саха, упоминают особую роль, которую играют эти этнические группы. Многие русские националисты хотят этого включить то же положение для этнических русских в Конституцию России.
На данный момент российские власти с осторожностью относятся к подобным предложениям. Константин Ромодановский, глава Федеральной миграционной службы, которая выдает паспорта, отверг идею включения в паспорта этнического происхождения.Но официальная пропаганда продолжает заигрывать с империалистическими идеями, русским православием как синонимом национализма и восхвалением советского прошлого. Опасность состоит в том, что такие «патриотические» игры с националистическим подтекстом могут выйти из-под контроля. Более того, ряд этнических регионов России все больше превращается в сильные националистические анклавы. Особенно это касается регионов с преимущественно исламским населением. Если этот процесс не остановить, он только подольет масла в огонь русского национализма.
Георгий Бовт — политический аналитик.
Из российских паспортов удалена черта национальности — J.
МОСКВА — Конец эпохи.
Ужасные пережитки советского прошлого исчезли в России, оставив после себя, возможно, те же трудные выборы для российских евреев, с которыми их американские коллеги уже давно сталкиваются.
В сентябре Россия начала выдавать новые документы, удостоверяющие личность, с изображением двуглавого орла вместо серпа и молота коммунистической эпохи.
В новых газетах есть одно изменение, которое особенно приветствуется российскими евреями. Теперь пропал печально известный «пятый параграф» — декларация национальности, которая усиливала советскую дискриминацию меньшинств.
Впервые в истории России получатели документов будут идентифицированы просто как жители России.
Положение было снято после жалоб, что оно способствовало этнической дискриминации в отношении нерусских.
«Идея заключалась в том, чтобы привести эту практику в соответствие с Конституцией России, которая гласит, что человека нельзя принуждать указывать национальность», — сказал сотрудник МВД России.
Хотя коммунистические лидеры говорили о создании «новой исторической общности», которая заменит десятки национальностей, населяющих страну, они, как и предыдущие цари, официально назвали жителей по этнической принадлежности.
Национальность человека была известна как «пятый абзац» или «пятая строка», потому что, когда он был впервые введен Сталиным в 1932 году, он был указан пятым в паспорте после полного имени, даты рождения, места рождения. социальный статус — рабочий, крестьянин или военнослужащий.
Этнические русские, составлявшие половину населения Советского Союза, получали прибыль в сферах образования, работы и политики.
Другие, включая евреев, татар и немцев, пострадали от предрассудков.
еврея были среди тех, кто пострадал больше всего.
«Я всегда стеснялся показывать свой паспорт, — сказал Григорий Шиллер, 73-летний бывший работник московской типографии. «Так много плохого в моей жизни было связано с` пятой строкой.'»
Дети от смешанных браков могут выбирать гражданство родителей, чтобы заявить, когда им исполняется 16 лет.
Принятие русского гражданства считалось разумным вариантом. Для детей с одним родителем-евреем выбор был особенно критичным, поскольку поступление во многие университеты и государственные должности было запрещено для евреев, а поездки за границу были затруднены для тех, кто имел «еврейские» документы.
Виктория Осипова, 26 лет, на три четверти — еврейка, а четверть — армянин. Когда она подала заявление на получение документов, удостоверяющих личность, ее семья настояла на том, чтобы она указала свою национальность как армянку, чтобы избежать возможной дискриминации в будущем.
«Мои родители знали, что отказ от слова« еврей »приведет к неизбежным осложнениям в жизни и карьере», — сказала Осипова, брокер по недвижимости из Москвы.
Осипова была не одна.
По словам Михаила Членова, президента Ваада, Еврейской федерации России, не более 5 процентов тех, кто родился в семье с одним еврейским родителем, выбрали в своих документах слово «еврей».
Владимир Шапиро, ведущий еврейский социолог в России, сказал: «Для трех поколений советских евреев« пятый абзац »был постоянной травмой и стрессом.
«Люди верили, что то, что было написано на« пятой строке », было похоже на проклятие, что оно помечает вас на всю жизнь».
Хотя включение в список «евреев» вряд ли приведет к какой-либо дискриминации в 1997 году, Шапиро сказал: «Историческая память настолько сильна, что люди будут счастливы избавиться от этого почти демонического идентификатора».
Но это изменение также вызывает беспокойство по поводу того, что российские евреи могут подвергнуться той же угрозе исчезновения, которая в настоящее время поражает американскую еврейскую общину.
Парадоксально, но «пятая линия» — и связанная с ней дискриминация — часто помогали людям помнить о своем еврействе.
С учетом высоких показателей ассимиляции, смешанных браков и секуляризации среди советских евреев трудно переоценить значение, которое «пятая линия» имела для выживания советских евреев, говорят эксперты.
Смена паспорта приближает российскую еврейскую общину к еврейским общинам Запада, сказал Членов.
«Это шаг к постепенному изменению характера еврейской общины здесь», — сказал он.«Теперь это будет сообщество евреев по собственному выбору».
Демограф Марк Куповецкий предсказал: «Потребуется максимум два поколения таких семей, чтобы забыть о еврейских корнях».
Членов сказал, что изменение может привести к созданию новой идентичности среди российских евреев.
«Если я пропущу пятую строчку, я еще больше задумаюсь, как мне объяснить своим детям, что значит быть евреем», — сказал Савелий Беленький, 33-летний московский инженер.
«Раньше большую часть этой работы выполнял` пятый абзац ‘. «
Подача заявления на получение свидетельства о гражданстве Нидерландов, если вы проживаете в Российской Федерации | Российская Федерация
Если вы являетесь гражданином Нидерландов, проживающим в Российской Федерации, вы можете подать заявление на получение свидетельства о гражданстве Нидерландов. К заявлению необходимо предоставить ряд документов. Необходимые вам документы зависят от вашей личной ситуации.
Вы можете использовать свидетельство о гражданстве Нидерландов, чтобы доказать, что вы являетесь гражданином Нидерландов. Или сохранить свое голландское гражданство.
Проверьте, нужен ли вам сертификат голландского гражданства
Шаг 1. Создайте личный контрольный список
Когда вы подаете заявление на получение свидетельства о гражданстве Нидерландов, важно, чтобы вы предоставили правильные документы. Поэтому сначала вам следует заполнить личный контрольный список для вас или вашего ребенка. Тогда вы будете знать, какие документы вам нужны.
Обратите внимание: на шаге 2 вы увидите, существуют ли дополнительные требования к документам в стране, в которой вы живете.
Создайте свой личный контрольный список, ответив максимум на 10 вопросов:
- Возможно, вам потребуется легализация иностранных документов.
- Если ваш документ был составлен не на голландском, английском, французском, немецком или испанском языках, его должен перевести присяжный переводчик.
- Вас могут попросить предоставить дополнительные документы.
Шаг 2: Проверьте дополнительные требования / информацию.
Может потребоваться, чтобы ваши документы соответствовали дополнительным требованиям в данной стране. Ниже вы можете узнать о требованиях для России.
Доказательство законного проживания
Вы должны предоставить доказательство легального проживания в стране вашего проживания.В России это можно сделать, предоставив один из следующих документов:
Первое обращение
Если согласно вашему личному контрольному списку (шаг 1) вам необходимо легализовать документ, и если ваше свидетельство о рождении или свидетельство о браке было выдано в России, вы должны иметь документ, легализованный с апостилем.
Шаг 3. Подайте заявку на сертификат
Узнайте ниже, как подать заявку.
Как подать заявку на сертификат?
Отправьте отсканированную копию всех необходимых документов и подтверждения оплаты на адрес verklaringnederlanderschap @ 247bz.nl.
Сколько это будет стоить?
Сертификат о гражданстве Нидерландов стоит 30 евро за сертификат. Пожалуйста, переведите общую сумму в евро (EUR) на номер:
Название банка | ИНГ Банк Н.В. |
Адресный банк | Financial Plaza, Bijlmerdreef 106 |
Почтовый индекс банк | 1102 КТ |
Расположение банка | Амстердам |
Владелец счета | Ministerie van Buitenlandse Zaken (Министерство иностранных дел) |
Адрес | Rijnstraat 8 |
Почтовый индекс | 2515 XP |
Расположение | Ден Хааг (Гаага) |
IBAN | NL57 INGB 0705 0010 08 |
БИК | ИНГБНЛ2А |
Важно! При переводе укажите следующее: VBN — <ваши инициалы и фамилия> — <страна вашего проживания>.
Например: VBN — PJ Janssen — Испания
Не забудьте приложить к своей электронной почте подтверждение платежа (например, копию или фотографию выписки по кредитной карте / банковской выписки).
Сколько времени это займет?
Среднее время обработки заявок — 3 недели. Если вас попросят прислать дополнительные документы, обработка может занять до 8 недель. Вы получите сертификат в цифровом виде по электронной почте.
Контакт
Если у вас возникли проблемы, вы можете задать вопросы, используя контактную форму.
Служба российских паспортов Чикаго
Наша компания более 16 лет является лидером в оформлении проездных документов для выезда в Россию. Мы понимаем, насколько правильное и своевременное оформление документов важно для ваших планов поездок.
Оформление российского паспорта — сложный бюрократический процесс. Даже самая маленькая ошибка может привести к тому, что консульство отклонит вашу заявку или продлит время ее обработки. Мы избавляем вас от лишних забот!
Мы предлагаем оформление российских паспортов гражданам России, проживающим в США, включая детей, усыновленных гражданами США. Наши профессиональные консультанты по обслуживанию клиентов подготовят для вас все необходимые формы, чтобы они были выполнены в точном соответствии с требованиями консульства .
Готовые формы будут отправлены вам по электронной почте или факсу, чтобы вы могли просмотреть информацию и подписать их.В дальнейшем мы проконсультируем вас о том, какие дополнительные документы вы должны предоставить, чтобы заполнить вашу заявку.
Мы всегда рады Вам помочь!
Пожалуйста, позвоните нам или напишите по электронной почте с любыми вопросами и проблемами. Наш офис расположен недалеко от аэропорта О’Хара, и если вы живете в этом районе, вы можете посетить нас лично в нашем офисе обработки паспортов.
Наши клиенты — наша лучшая репутация!
За десять с лишним лет работы мы обслужили более 25 000 человек.Просмотрите их отзывы на нашем сайте и ознакомьтесь с последними сообщениями в Facebook.
Услуги нотариально заверенного перевода
Вам нужен перевод личных, деловых, юридических, профессиональных или любых других документов? ASAPVS Inc DBA Russian Passport Service предлагает быстрый и точный перевод документов, заверение и нотариальное заверение на двух языках: английском и русском.
Все переводы выполняются профессиональным переводчиком.
Если речь идет о нестандартных документах, мы рады предоставить вам бесплатное предложение по переводу документов. Чтобы продолжить запрос на перевод документа, заполните нашу простую трехэтапную форму запроса.
Документы, контролирующие Россию: Попытка убрать строку «национальность» из внутренних паспортов вызывает обратную реакцию.
ОДИН из самых коварных инструментов государственного контроля в Советском Союзе был внутренний паспорт.Практически ни один бизнес не может вестись без этого документа, удостоверяющего личность, который раскрывает должностным лицам все, что им нужно знать о его предъявителе: имя, дату и место рождения, национальность, брак и развод, детей-иждивенцев, военную службу и место жительства.
Такая информация звучит относительно безобидно. Но в Советском Союзе — и в царской России до 1917 года — чиновники могли одним взглядом определить, находились ли мужчина или женщина за пределами своего разрешенного местожительства или иностранного происхождения.
Пятая строка паспорта, обозначающая «национальность», расширила категорию иностранного происхождения, включив в нее любые нерусские этнические группы, в частности евреев.
Россия пересматривает систему внутреннего контроля. Он хочет сохранить паспорт в качестве национального удостоверения личности, но хочет избавиться от спорной линии «национальности». Интересно, что это произвело настоящий политический переворот.
С одной стороны такие маловероятные союзники, как парламентские реформисты и ультранационалистический демагог Владимир В.Жириновского, который описывает «пятую линию» советских времен как «варварскую». С другой стороны — депутаты-коммунисты, которые хотят сохранить «пятую строчку», даже несмотря на то, что они говорят, что обладателям паспортов должна быть предоставлена возможность не выбирать национальность.
В кулуарах шеренги — руководители национальных республик России. Во главе с Татарстаном они заявляют, что российский внутренний паспорт, не дающий лицам, не являющимся гражданами России, возможности выразить свою этническую принадлежность, «нарушает конституционные права граждан.»
Это странная ссора.
В 1950-х годах советская система внутренних паспортов была продублирована в Южной Африке при апартеиде, где чернокожие должны были всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность, и предъявлять их любому белому, который требовал их увидеть. После прихода к власти Африканского национального конгресса Нельсона Манделы эта позорная система была просто отменена.
Россия должна сделать то же самое.
Дата публикации: 31.10.97
Получение российского гражданства для детей канадского происхождения
Независимо от того, где родились ваши дети, они могут иметь двойное гражданство вашей страны посредством натурализации.Иногда для подтверждения этого статуса требуется аутентификация и легализация документов. Натурализация — это процесс, при котором негражданин может получить гражданство страны. Хотя есть несколько способов получить гражданство с помощью этого метода, наличие у одного из родителей гражданства страны до рождения ребенка является одним из самых простых. Ребенок также может получить гражданство этой страны. Существуют и другие требования, гарантирующие, что они могут получить этот официальный статус.Таков сценарий для русских канадцев, у которых есть дети канадского происхождения. Эти дети являются гражданами Канады по рождению, но также имеют российское гражданство благодаря российскому статусу их родителей.
Российское гражданство: краткий список требований
Российское правительство признает, что канадские дети, рожденные от российских родителей, также автоматически становятся российскими гражданами. Это верно, даже если только один из родителей ребенка имеет российское гражданство, а другой — иностранец. Однако для того, чтобы ребенок официально получил это гражданство посредством документации, он должен заполнить процесс подачи заявления. Это важно, потому что, если бы они приехали в Россию, им потребовался бы российский паспорт, и в любой заявке на визу будет отказано из-за их автоматического статуса гражданина России. Для получения паспорта физическое лицо или родители детей в возрасте до 18 лет должны предоставить следующие документы в посольство России в Оттаве:
- Заявление о подтверждении российского гражданства ребенка
- Переведено, нотариально заверено и Заверенная копия канадского свидетельства о рождении ребенка
- Если один из родителей не является гражданином России, то нотариально заверенное согласие от нерусского родителя (для детей младше 18 лет)
- Плата за обработку и доставку
- Фотографии на паспорт для ребенка
Некоторые другие документы, которые также могут потребоваться:
- Фотографии на паспорт для родителя, подавшего заявление
- Нотариально заверенные, заверенные и легализованные копии документа о проживании родителей (карта постоянного проживания в Канаде, канадский паспорт, длинный срочная виза и др.).
Что нужно сделать?
Перед тем, как подавать документы в Правительство РФ, удостоверьтесь в их подлинности и легализуйте. После этого вы пройдете проверку вашего гражданства и получите российский паспорт. Полную информацию о процессе можно найти на сайте посольства России в Оттаве здесь.
Вы должны предоставить эти документы (особенно свидетельство о рождении) вместе с заявлением. Вы должны перевести, заверить и легализовать их, чтобы они соответствовали требованиям правительства России.Сначала необходимо перевести справку, затем заверить у нотариуса. После этого документы должны быть отправлены в Центр обслуживания глобализации (GAC), который является канадским правительственным органом, ответственным за аутентификацию всех документов в Канаде. Здесь ваши документы и подписи на них будут проверены на правильность и правильность. Как только они будут соответствовать стандартам, установленным GAC, GAC поставит на них большую красную печать, означающую, что они прошли аутентификацию. Затем их легализует посольство России в Оттаве.Они проверит подлинность штампа GAC и соответствие заявки всем требованиям документа, легализуя его.
Как мы можем помочь с получением российского гражданства
Хотя процесс аутентификации и легализации может быть осуществлен кем угодно, лучше всего доверить это профессионалу, например, Центру обслуживания легализации. Это связано с тем, что время и продолжительность обработки могут быть значительно сокращены, если документы обрабатываются профессионалами, которые хорошо связаны в рамках GAC и посольств в Оттаве.Офис центра обслуживания легализации удобно расположен в самом центре Оттавы, недалеко от GAC и соседних иностранных посольств. Несмотря на то, что человеку может потребоваться до месяца для завершения аутентификации в GAC, мы можем обработать ваши документы с помощью ускоренной службы на следующий день или в течение нескольких недель в течение обычного времени обработки.
Получение вашему ребенку статуса российского гражданства и паспорта может быть увлекательным шагом. Позвольте нам помочь вам с процессом, чтобы сделать его максимально удобным и эффективным по времени! Позвоните нам, чтобы поговорить с одним из наших специалистов в любое время по телефону 1-800-857-1215.
Изображение предоставлено lragir.am.
Швейцарский паспорт привлекает больше россиян, чем итальянцев
Швейцарский паспорт остается одним из самых сложных в получении в Европе. © Keystone / Кристиан Бейтлер
Не все хотят стать швейцарцами. Жители издалека находят его более привлекательным, чем европейцы, при этом возраст и привязанность к родной стране тоже играют роль.
Этот контент был опубликован 22 февраля 2020 г. — 11:00
Кэти Роми
Журналист из Берна. Меня особенно интересуют темы об обществе, политике и социальных сетях. Раньше я работал в региональных СМИ, в газетах Journal du Jura и Radio Jura bernois.
Подробнее об авторе
| Французский отдел
Посмотреть на других языках: 8
Постоянно проживающие в России русские являются поборниками натурализации, в то время как австрийцы, живущие в Швейцарии, не беспокоятся о ее подаче, согласно недавнему исследованию. Впервые Федеральная комиссия по миграции по внешней ссылке (FCM) и Женевский университет опубликовали подробные данные о натурализации по внешней ссылке.Данные показывают различия в процедурах на местном уровне, но также предоставляют информацию о национальности тех, кто получает швейцарское гражданство.
Чуть более 10% россиян, проживающих в Швейцарии, натурализовались в период с 2011 по 2017 год. Русские — относительно мобильное население, но те, кто приезжает в Швейцарию, хотят остаться надолго, говорит соавтор отчета профессор Филипп Ваннера из UNIGE. Институт демографии и социоэкономики.
«Люди, которые приступают к процессу, намереваются поселиться здесь на длительный срок и участвовать в политической жизни», — поясняет он, добавляя, что швейцарский паспорт облегчает мобильность, чем российский.Ваннерат также упоминает еще один фактор: «Для людей, живущих в менее демократических режимах, возможность участвовать в выборах и голосовании особенно привлекательна», — говорит он.
Иракцы (6,01%) и шриланкийцы (3,16%), одна из крупнейших групп мигрантов в Швейцарии, также относятся к странам с высоким уровнем натурализации. «Это люди, которые не хотят или не могут возвращаться в страну происхождения по политическим причинам, — объясняет Филипп Ваннер. — Для этих людей натурализация также может быть знаком благодарности стране, которая их приняла.«
Вообще говоря, швейцарский паспорт менее привлекателен для жителей соседних стран. У австрийцев, проживающих в Швейцарии, самый низкий уровень натурализации — 0,69%, в то время как только 1,24% итальянцев, проживающих в Швейцарии, получили швейцарское гражданство в период с 2011 по 2017 год. Тем не менее, итальянцы представляют самую большую иностранную общину в Швейцарии.
«Для граждан Европейского Союза (ЕС) натурализация не представляет особого интереса, поскольку они уже имеют доступ к европейскому рынку труда и извлекают выгоду из свободного передвижения людей», — поясняет Ваннер.Более того, пребывание европейцев в Швейцарии зачастую более ограничено по времени, чем пребывание иммигрантов из более отдаленных стран.
Ваннер говорит, что натурализация часто происходит в возрасте около 33 лет. Сейчас итальянцы, как правило, прибывают в Швейцарию в возрасте от 25 до 30 лет, и десять лет спустя, когда они имеют право на натурализацию, они больше не видят в этом необходимости. Многие также отказывались от натурализации до 1991 года, поскольку до этого Италия не принимала двойное гражданство.
Косовское население, которое также является одной из крупнейших групп иммигрантов в Швейцарии, имеет более высокий уровень натурализации (2.28%), чем итальянское население. «Натурализовались молодые люди, прибывшие во время войны в бывшую Югославию», — говорит Ваннер. «Косовары также привязаны к стране, которая приветствовала их во время конфликта, и не хотят возвращаться в страну, которая предлагает им 200 евро в месяц в качестве заработной платы.
Больше натурализации в больших городах
Подача заявления на получение швейцарского гражданства — сложный процесс, поскольку муниципалитеты, кантоны и федеральное правительство участвуют в оценке пригодности людей для получения швейцарского паспорта.
Данные FMC и UNIGE показывают, что, несмотря на попытки гармонизации, все еще существует значительная свобода действий. «С момента вступления в силу нового закона о гражданстве в 2018 году произошла определенная стандартизация, особенно в отношении языковых требований, — отмечает Веннер. «Но расследование на уровне коммуны оставляет большие возможности для толкования местным властям».
Общая тенденция заключается в том, что натурализация происходит в городах чаще, чем в деревнях.
Leave a Reply