Еврейский культурный центр — Статьи
Народы Израиля
Население Израиля на 2018 год составляет 8,4 млн. человек. Большую его часть составляют евреи и арабы.
Евреи
По данным 2016 года, в стране проживает 6,4 миллиона евреев. Среди них есть сабры (то есть, те, кто родился в Израиле) и «олим» (репатриировавшиеся), ашкеназы (выходцы из Европы) и сефарды (выходцы из Испании, стран Ближнего Востока, Северной Африки и т.п.) и прочие общины.
Чтобы разобраться с этим, надо вернуться в XIX век.
В период Османской империи в Израиле в основном жили сефарды. Но в 1880 году сюда прибыла первая большая алия из Европы, а уже после окончания эпохи Османского владычества, в 20-х годах прошлого века последовала вторая волна.
Именно эти люди строили среди песков новые города — Тель-Авив и Ришон-ле-Цион, превращали пустынные пространства в плодородную землю. Они основали еврейский ишув и отстаивали его в постоянных конфликтах с арабами. Перед созданием Государства Израиль, в стране было всего 600 тыс. евреев, большинство из которых составляли ашкеназы. Среди первопроходцев было много выходцев из России, которые «завезли» в израильскую землю идеи киббуцев и рабочих профсоюзов.
В 1930-е годы, когда в Европе стал зарождаться нацизм, в страну стали прибывать евреи из Австрии и Германии, а после окончания Второй Мировой Войны в Палестину — евреи Европы, пережившие Холокост, а также те, кто спасся от него, уехав в США.
После провозглашения независимости, европейско-американский поток усилился, кроме того начался массовый исход евреев из мусульманских государств Северной Африки (Египта, Ливии, Алжира и Марокко), Ближнего востока (Йемен и Ирак), а также Индии и Турции.
В 1969 году, после смягчения политики СССР в отношении репатриации в Израиль, в страну прибыли первые репатрианты из Советского Союза. В течение последующих 6 лет Израиль получил около 100 тыс. новых «олим» из СССР. А вот массовая алия из СССР началась только в 1989 году, уже на закате перестройки.
В конце 70-х годов начался исход евреев из Эфиопии. Процесс сопровождался большими трудностями — многие погибли от голода и болезней в лагерях беженцев Судана — страну, через которую приходилось добираться в Израиль. Тогда из 11 тысяч человек в Израиль прибыло только 7 тыс. Позже в течение 80-х годов, Израилем было проведено несколько тайных операций — в общей сложности удалось переправить в страну воздушным путем около 10 тыс. евреев Эфиопии. В 90-е годы, в связи с гражданской войной в Эфиопии и прочими факторами, в страну репатриировалось самостоятельной или было перевезено благодаря операции «Шломо» еще около 23 тыс. эфиопских евреев. Сейчас в Израиле около 140 тыс. эфиопских евреев. Они проживают в основном в Нетании, Беер-Шеве, Ашдоде, Реховоте, Хайфе, Ашкелоне, Ришон-ле-Ционе, Хадере, Иерусалиме и Петах-Тикве. Помимо иврита, эфиопские евреи используют в обиходе амхарский.
На настоящий момент число евреев-сабр составляет порядка 4,9 млн. человек, а количество сабр во втором и третьем поколения — около 2,9 млн. человек.
Наиболее многочисленную группу репатриантов или «олим» (1,9 млн. человек) составляют ашкеназы — выходцы из России и бывшего СССР (около 1 млн.) Румынии (212 тыс.), Польши (199,8 тыс.), Франции (70,4 тыс.). США, Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Аргентины, Болгарии, Греции и Великобритании.
В стране 1,5 млн. сефардов — выходцев из Северной Африки: из Марокко (492 тыс.), Алжира и Туниса (134 тыс.), Эфиопии Ливии (68,8 тыс.), Египта (57 тыс.), а также стран Ближнего Востока (Ирака (234 тыс.), Ирана (141 тыс.), Йемена (138,6 тыс.), Турции (77,7 тыс.), Пакистана, Сирии, Ливана). Есть и небольшие общины из Индии и Пакистана (46,7 тыс.), и количество евреев из Ливана и Сирии составляет в совокупности около 35 тыс. человек. К ним относят и евреев из исламских республик бывшего СССР — с Северного Кавказа и из Средней Азии (последних насчитывается около 250 тыс. человек).
Расширенное еврейское население
Под это понятие подпадают все члены семей, в которой хотя бы одно лицо получило гражданство согласно «Закону о возвращении». То есть это могут быть не только евреи, но и русские, украинцы и выходцы из других частей бывшего Советского Союза, заключившие брак с евреями, и дети и внуки от этих браков, которые, не являются евреями по Галахе. Таких людей в Израиле насчитывается около порядка 380 тыс.
Арабы
В стране проживает порядка 1,5 млн. арабов.
Они пользуются всеми гражданскими правами, кроме службы в Армии Израиля.
Арабы-Мусульмане
Большая часть арабского населения страны — мусульмане. Основные места их расселения — восточный Иерусалим и его окрестности и Мусульманский квартал в Старом городе, Яффо, Хайфа, Рамла. Многие из них задействованы в торговле в туристическом секторе.
Арабы-Христиане
Арабы-христиане составляют около 13% арабского населения Израиля, то есть порядка 120 тысяч человек. Основные места расселения — Нацерет и его окрестности, Бейт-Лехем, Христианский квартал в Старом городе в Иерусалиме. Многие арабы-христиане достигли выдающихся результатов в политической жизни Израиля, включая и священнослужителей. В целом, они более лояльны к евреям, чем их мусульманские собраться, и в большей степени образованы. В основном они занимаются туристическим бизнесом и обслуживанием церковных приходов.
Друзы
В целом, это народ имеет много общего с арабами-мусульманами, но считаются отдельной религиозной общиной. Сейчас она насчитывает около 180 тыс. человек. Израильские друзы проживают в основном в горных поселениях на севере страны — в районах Галилеи и на голанских высотах. В основном они занимаются земледелием и народными промыслами — друзы славятся своими коврами. В отличие от арабов, они служат в армии.
Национальные меньшинства
B Израиле проживает около 70 тысяч бедуинов. В целом, этим термином обозначают всех жителей арабского мира, ведущих кочевой образ жизни. Маленькая часть израильских бедуинов проживает в поселения Аль-Гейб и Зарзир на севере страны, занимаясь земледелием.
Основная же группа — «южные» бедуины концентрируются в районе Беер-Шевы и ее окрестностей – то есть пустыне Негев. Там еще можно увидеть бедуинские палатки, их верблюдов и овец. А также самих бедуинов в традиционных одеждах — галабии, белой туники и куфией на голове. Женщины до сих пор закрывают лицо буркой или платком с подвесками или монетами.
Но многие из «южных» бедуинов уже отказались от кочевого образа жизни. Еще в конце 70-х-начале 80-х годов для них было простроено в Негеве семь «городов развития», где проживает около половины всех бедуинов страны. Самый крупный — это город Рахат. Израильские бедуины не обязаны служить в армии, но некоторые идут добровольцами.
К народам Израиля относятся и самаритяне — это малочисленная этно-религиозная группа, считающая себя потомками колена Иосифа. В основном они проживают в компактных местах расселения — квартале Неве-Пинзас в городе Холон, и в деревне Неве-Кедем у горы Гризим вблизи Шхема (Западный берег реки Иордан). Самаритяне уже практически утратили новоарамейский язык, на котором изъяснялись прежде, и сейчас говорят на иврите. Но в Шхеме они владеют и арабским. В армии служат только самаритяне из Холона.
Черкесы появились на территории нынешнего Израиля в XIX веке, когда после Кавказской войны некоторые из них укрылись в Османской империи. Турки расселяли их по неосвоенным уголкам империи, куда тогда входила и Галилея. Сейчас в деревнях Рехания в Верхней Галилее и в Кафр-Кама в Нижней Галилее проживает в общей сложности около 4 тыс. черкесов. Для них создана специальная система образования, с введением в школьную программу шапсугского и абдзехского диалектов адыгского языка, используемых черкесами на бытовом уровне. Черкесы служат в армии Израиля.
В Израиле проживает около 1 тыс. ассирийцев. В основном, они концентрируются в Нацерете. Именно от ассирийцев еще можно услышать новоарамейский язык.
В Армянском квартале Старого города в Иерусалиме и в тель-авивском квартале Яффа проживают армянские общины (общее количество армян в Израиле порядка 4 тыс. человек).
Выводы
Помимо всех своих красот и достопримечательностей, Израиль очень интересен и с этнографической точки зрения. Еще живущее древнее наряду с прогрессирующим новым.
Насилие в Израиле. Кто такие израильские арабы, и возможен ли боснийский сценарий?
- Анастасия Успенская
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Обострение конфликта началось, как это часто бывает, с беспорядков в Иерусалиме, но затем события начали развиваться по не вполне привычному сценарию
Уже почти неделю мир наблюдает за резким обострением палестино-израильского конфлита, с обеих сторон погибли десятки людей. Ближневосточное противостояние продолжается уже несколько десятилетий, но на этот раз есть одно принципиальное отличие — погромы внутри израильских территорий, устраиваемые израильскими арабами.
В отличие от палестинцев, живущих на палестинских территориях, у большинства израильских арабов есть гражданство Израиля. Это связано с тем, что после создания государства Израиль в 1948 году они решили остаться жить в границах новой страны. К примеру, около 750 тысяч арабов тогда не захотели остаться или были выселены по ряду причин. Их называют палестинскими беженцами.
- «Готовимся к бою». Израиль направляет подкрепление на границу с сектором Газа
- «Я впервые в жизни собрал сумку»: русскоязычные израильтяне о погромах и обстрелах
- Разрушенные здания в Газе: израильские ВВС нанесли удары по офису ХАМАС
Израильские арабы могут рассчитывать на равную с еврейским населением социальную защиту и доступ к здравоохранению. Они обладают правом голоса с первых выборов, проведенных в 1949 году, активно пользуются этим правом, и в парламенте их интересы представляет целый блок арабских партий.
По последним данным, сейчас численность израильских арабов составляет примерно 1,9 млн человек (общее население Израиля — порядка 9 млн). 9% от этого числа составляют арабы-католики, остальные исповедуют ислам.
По словам представителей Центрального статистического бюро Израиля, при переписи арабы-мусульмане указывали, что считают себя палестинцами, обладающими паспортом государства Израиль.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Израильские арабы обладают правом голоса и имеют представителей в кнесете
Они не служат в Армии обороны Израиля (за исключением друзов — отдельной арабоязычной этнической группы), и их симпатии в ближневосточном конфликте всегда на стороне палестинцев, хотя многие и критикуют политику ХАМАС.
Среди смертников, устраивавших теракты в центральных районах страны, израильских арабов были единицы. В основном, это были палестинцы, проникавшие на территорию Израиля через блокпосты на оккупированных территориях.
Сейчас впервые с 1966 года израильское правительство приняло решение о применении в отношении арабской общины чрезвычайных мер безопасности.
Что происходит на месте?
В минувший понедельник, то есть на четвертый день обострения, стали приходить сообщения о поджогах и нападениях на прохожих в еврейских районах в центре Израиля. Хуже всего ситуация обстоит в Лоде — ближайшем городе к международному аэропорту «Бен-Гурион».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Улица Лода после ночных погромов
В сводках оттуда сообщается о множественных случаях нападений на прохожих со стороны арабов, вооруженных ножами. Одной из пострадавших стала молодая женщина на 39 неделе беременности. Раненых развозят по больницам не только скорые, но и добровольцы, курсирующие по улицам на личных автомобилях.
Из двух больниц в центре Израиля с начала недели поступали сообщения о попытках групп молодых арабов ворваться в приемный покой. С наступлением темноты компании громят магазины, бьют стекла жилых домов и крушат заправочные станции. Накануне в Лоде был введен режим чрезвычайного положения.
Также во многих городах проходят мирные демонстрации израильских арабов.
«Мы вышли выразить свое несогласие. Мы не хотим насилия и столкновений с полицией, но мы не можем молчать, когда людей выселяют из их домов, когда верующего не пускают в его святыню на молитву», — говорит Надин Бадвайа из Рамле.
Речь идет о решении Верховного суда Израиля выселить несколько арабских семей из домов в Восточном Иерусалиме и о последующих столкновениях палестинцев с израильской полицией у мечети «Аль-Акса» на Храмовой горе.
«Несмотря на упорные попытки государства [Израиль] разделить нас, мы солидарны с нашими братьями. Эта битва — одна на всех. Мы — единый народ, и государство считает нас врагами. Это видно по тому, как они реагируют на арабские демонстранции», — говорит Раван Башарат, участник акции протеста в Яффо.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Жилой дом в городе Петах-Тиква полностью разрушен ракетами ХАМАС
В среду в некоторых районах Израиля еврейское население начало в ответ громить арабские лавки. В городе Бат-Ям на границе с Тель-Авивом толпа жестоко избила таксиста-араба, он в тяжелом состоянии. В похожей ситуации в Хайфе таксист пошел на таран толпы, пытавшейся окружить его автомобиль.
«Меня не волнует, бурлит у вас кровь или нет. Бурлит, и что дальше? Это не имеет значения. Вы не можете брать закон в свои руки, — отреагировал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на эпизод с избиением араба в Бат-Яме. — Вы не можете линчевать граждан арабской национальности, также как и они не могут делать это с евреями. Так не будет».
Реакции арабских лидеров в Израиле пока нет.
Трудности арабской интеграции
Еврейское и арабское население Израиля почти не пересекаются. Любой приезжий, даже плохо знающий географию Израиля, без труда отличит арабский населенный пункт — город, деревню или просто район — от еврейского. Кроме состава населения они отличаются манерой постройки, инфраструктрой и даже обычными вывесками.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Эта арабка живет в еврейском городе Лод, в самом центре Израиля
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
На нужды арабского сектора из бюджета страны ежегодно тратятся миллиардные суммы, но интеграции это особо не способствует. Израильские левые говорят, что выделять деньги не достаточно, нужны специальные программы по интеграции, которых нет.
Правые отвечают, что обособленность — осознанный выбор общины, имеющей налоговые послабления и предпочитающей собственную систему образования.
Сами израильские арабы, в особенности их лидеры, заявляют, что не намерены ни в каком виде служить «израильской оккупации».
«Права израильских арабов проистекают из их гражданства и проживания на земле предков, и они никак не зависят от службы в армии, какой-либо гражданской службы или иного рода деятельности, отвечающей интересам оккупации», — такую формулировку еще в 2006 году внесли в документ «Арабское видение будущего» лидеры Верховной наблюдательной комиссии арабского сектора, и с тех пор она содержится в их уставе.
Попытки израильских властей привлечь арабскую молодежь к службе в армии или к альтернативной службе были расценены как намерение исказить национальное самосознание арабов и получить еще больше рычагов для их дискриминации. Правительство Израиля не возвращается к этому вопросу уже почти 20 лет.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Совместные медицинские бригады арабских и еврейских врачей стали символом единства перед лицом пандемии Covid-19
Единственная область, в которой арабы и евреи активно пересекаются — здравоохранение. По последним данным, 20% врачей, 25% медсестер и медбратьев и 50% фармацевтов в стране — израильские арабы.
В этом смысле пандемия коронавируса стала редким поводом для еще большего сближения. Арабские и еврейские медики создавали совместные бригады с целью подчеркнуть, что этот тяжелый период — не время для вражды.
В Израиле прошлый год в шутку даже называют годом «коронного перемирия».
Гражданская война?
Изменения в израильских городах начались несколько лет назад. Риелторы в центре страны говорят, что как минимум за четыре последних года спрос на рынке съемного жилья среди арабских клиентов вырос в разы. Оставаясь приверженным религиозным устоям, новое поколение арабской молодежи демонстрирует запрос на другие условия быта и жизни в целом.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Молодые израильские арабы все чаще уезжают из своих поселений в большие города, но продолжают поддерживать палестинцев
«Я живу в квартире с кондиционером и приезжаю на работу на машине. Мне нравится возможность заказать домой еду по телефону и пойти в ночной клуб, если захочется. До пандемии я впервые в жизни останавливался в отеле на Мертвом море, мог себе позволить», — говорит 22-летний Хазем Байдени.
В 2019 году он приехал в Тель-Авив из деревни Абу-Гош возле Иерусалима и возглавляет работу отдела химчистки в крупной прачечной. Дома он работал водителем минирефрижератора и получал 30% от той зарплаты, которую получает сейчас.
«Исследования показывают большой прогресс в социальном и экономическом аспектах жизни арабской общины. Они стали менее консервативными, все большее число из них получает образование, и в целом их уровень жизни заметно вырос», — комментирует Меир Элран из Института исследований национальной безопасности.
Но эксперты опасаются, что события последних дней похоронят эти робкие намеки на интеграцию.
«Если раньше израильских арабов с палестинцами объединяли в основном клановая и общинная принадлежность, то сейчас она уступает место националистическим настроениям. Это уже не просто сопереживание соплеменникам, а активная борьба против государства, гражданами которого они являются», — считает Давид Коэн, эксперт Иерусалимского института стратегических исследований и безопасности.
Один из ведущих специалистов по исламу и арабскому миру, профессор Рафи Исраэли из Еврейского университета, в 2016 предрекал, что настанет день, когда израильские арабы начнут разваливать страну изнутри по боснийскому сценарию. В ходе конфликта 1992-95 гг. между боснийскими мусульманами и хорватами, проживавшими в Боснии и Герцоговине, соседи и вчерашние приятели жестоко убивали друг друга на этнической и религиозной почве.
Тогда слова Исраэли вызвали бурю возмущения среди политиков левого толка и тех израильтян, кто разделяет мнение о том, что арабы в Израиле подвергаются дискриминации.
Но сейчас его цитируют снова. Особенно после инцидента, когда погромщики-арабы в одном из городов сорвали израильский флаг и водрузили на его место палестинский.
«Мы все погрязли в осторожных формулировках, пора четко и ясно сказать — в Израиле впервые в его новейшей истории идет гражданская война. Впервые с 1930-х годов мы наблюдаем еврейские погромы, к тому же на еврейской земле. Я вздрагиваю от одного этого словосочетания — «еврейский погром». И это страшнее, чем очередные разборки с ХАМАС», — говорит историк Хилель Эфрани.
Израиль | Факты, история, население и карта
флаг Израиля
Аудиофайл:
Государственный гимн Израиля
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Премьер-министр: Биньямин Нетаньяху
- Столица (провозглашенная):
- Иерусалим; международное признание его статуса столицы в значительной степени удерживается.
- Население:
- (оценка 2023 г.) 9 153 000 1
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 3,578 израильского шекеля
- Глава государства:
- Президент: Исаак Херцог
Посмотреть все факты и статистику →
Последние новости
10 марта 2023 г. , 11:58 по восточноевропейскому времени (AP)
Израильский огонь убил палестинского нападавшего, подростка на Западном берегу
Израильские военные сообщают, что палестинец, вошедший в поселение на оккупированном Западном берегу, вооруженный ножами и взрывными устройствами, был застрелен израильским поселенцем
10 марта 2023 г., 5:57 по восточному времени (AP)
Сирийский аэропорт Алеппо возобновил полеты через несколько дней после авиаудара
Глава сирийской гражданской авиации заявил, что полеты в международном аэропорту Алеппо возобновились через три дня после того, как он был выведен из строя в результате предполагаемого израильского авиаудара
9 марта 2023 г., 21:46 по восточноевропейскому времени (AP)
Умер Хаим Тополь, израильский актер, известный благодаря «Тевье из Скрипача».
9 марта 2023 г., 17:28 по восточноевропейскому времени (AP)
Нетаньяху доставлен самолетом в аэропорт после того, как протестующие перекрыли дорогу
Премьер-министр Израиля был доставлен самолетом в главный международный аэропорт страны для официальной зарубежной поездки после толпы протестующих не позволили ему проехать туда, поскольку они протестовали против его спорного плана капитального ремонта судебной системы
9 марта 2023 г. , 15:56 по восточноевропейскому времени (AP)
3 ранены в результате стрельбы в Тель-Авиве через несколько часов после рейда на Западном берегу три человека, прежде чем он был застрелен
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Израиль , арабский Исраиль , официально Государство Израиль или иврит Мединат Исраэль , страна на Ближнем Востоке, расположенная в восточной части Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-востоке с Сирией, на востоке и юго-востоке с Иорданией, на юго-западе с Египтом, на западе с Средиземным морем. Иерусалим является резиденцией правительства и провозглашенной столицей, хотя последний статус не получил широкого международного признания.
Израиль – небольшая страна с относительно разнообразным рельефом, состоящая из протяженной прибрежной равнины, высокогорья на севере и в центре и пустыни Негев на юге. Через всю страну с севера на юг вдоль ее восточной границы проходит северная оконечность Великой рифтовой долины.
Государство Израиль — единственная еврейская нация в современный период, и регион, который сейчас находится в его границах, имеет длинную и богатую историю, восходящую к добиблейским временам. Этот район был частью Римской империи, а затем Византийской империи, прежде чем попасть под контроль молодого исламского халифата в 7 веке н.э. Несмотря на то, что во время крестовых походов этот регион, широко известный как Палестина, был предметом споров, он оставался под властью сменявших друг друга исламских династий до распада Османской империи в конце Первой мировой войны, когда он был передан под британский мандат с Лига Наций.
Еще до мандата стремление к еврейской родине побудило небольшое количество евреев иммигрировать в Палестину, миграция, которая резко возросла во второй четверти 20-го века с усилением преследований евреев во всем мире и последующим Холокостом, учиненным нацистами. Германия. Однако этот огромный приток еврейских иммигрантов в регион вызвал напряженность в отношениях с коренными палестинскими арабами и вспыхнуло насилие между двумя группами, что привело к плану Организации Объединенных Наций по разделу Палестины на еврейский и арабский секторы и последующему провозглашению Израилем государственности в мае. 14, 1948.
Викторина «Британника»
Ты назови это!
Израиль вел серию войн против соседних арабских государств в течение следующих 35 лет, что привело к непрекращающимся спорам о территории и статусе беженцев. Однако, несмотря на сохраняющуюся напряженность, Израиль в последней четверти 20 века заключил мирные договоры с несколькими соседними арабскими государствами.
Суша
Рельеф
Несмотря на небольшие размеры, около 290 миль (470 км) с севера на юг и 85 миль (135 км) с востока на запад в самом широком месте, Израиль состоит из четырех географических регионов: средиземноморской прибрежной равнины, горных районов северного и центрального Израиля, Великой Рифтовая долина и Негев, а также множество уникальных физических особенностей и микроклиматов.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Прибрежная равнина представляет собой узкую полосу длиной около 115 миль (185 км), которая расширяется примерно до 25 миль (40 км) на юге. Песчаная береговая линия с множеством пляжей граничит со Средиземноморским побережьем. Внутри страны на востоке плодородные сельскохозяйственные угодья уступают место растущим сельскохозяйственным поселениям, а также городам Тель-Авив и Хайфа и их пригородам.
На севере страны горы Галилеи составляют самую высокую часть Израиля, достигая высоты 3963 футов (1208 метров) на горе Мерон (араб. Джебель-Джармак). Эти горы заканчиваются на востоке откосом с видом на Великую рифтовую долину. Горы Галилеи отделены от холмов оккупированного Израилем Западного берега на юге плодородной равниной Эсдраэлон (иврит: ʿEmeq Yizreʿel), которая, протянувшись примерно с северо-запада на юго-восток, соединяет прибрежную равнину с Великой рифтовой долиной. Хребет горы Кармель, достигающий высшей точки на высоте 1,79 м.1 фут (546 метров) в высоту, образует отрог, идущий на северо-запад от высокогорья Западного берега и почти доходящий до побережья Хайфы.
Великая рифтовая долина, длинная трещина в земной коре, начинается за северной границей Израиля и образует ряд долин, идущих в основном на юг, вдоль всей страны, до залива Акаба. Река Иордан, которая отмечает часть границы между Израилем и Иорданией, течет на юг через разлом от Дана на северной границе Израиля, где она находится на высоте 500 футов (152 метра) над уровнем моря, сначала в долину Хула ( иврит : ʿEmeq HaḤula ), затем в пресноводное Тивериадское озеро, также известное как Галилейское море (иврит: Ям Кинерет), которое лежит на высоте 686 футов (209метров) ниже уровня моря. Иордан продолжается на юг вдоль восточной окраины Западного берега — теперь через долину реки Иордан (иврит: ʿEmeq HaYarden) — и, наконец, впадает в очень соленое Мертвое море, которое находится на высоте 1312 футов (400 метров) ниже уровня моря. точка природного ландшафта на земной поверхности. К югу от Мертвого моря Иордан продолжается через разлом, где теперь образует долину Арава (иврит: «саванна»), засушливую равнину, которая простирается до порта Эйлат на Красном море.
Малонаселенный Негев занимает южную половину Израиля. Этот плоский песчаный пустынный регион в форме стрелы сужается к югу, где становится все более засушливым и распадается на холмы из песчаника, прорезанные вади, каньонами и скалами, прежде чем, наконец, достичь точки, где Арава достигает Эйлата.
Дренаж
Основная дренажная система включает Тивериадское озеро и реку Иордан. Другими реками в Израиле являются Яркон, впадающая в Средиземное море недалеко от Тель-Авива; Кишон, протекающий через западную часть равнины Есдраэлон и впадающий в Средиземное море в Хайфе; и небольшой участок Ярмука, притока Иордана, который течет на запад вдоль сирийско-иорданской границы. Большинство оставшихся рек страны эфемерны и текут сезонно в виде вади. Реки дополняются подземными водами с родниковым питанием, извлекаемым из колодцев. Израиль испытывает хроническую нехватку воды, и его гидроресурсы используются полностью: около трех четвертей для орошения, а остальное — для хозяйственно-бытовых нужд.
Почвы
Прибрежная равнина покрыта в основном аллювиальными почвами. Части засушливого северного Негева, где развитие почвы не ожидается, имеют вынесенные ветром лёссовые почвы из-за близости к прибрежной равнине. Почвы Галилеи меняются от известняковых пород на прибрежной равнине до сеноманских и туронских известняков (отложившихся примерно 99–89 миллионов лет назад) в Верхней Галилее и до эоценовых образований (возраст которых примерно 55–35 миллионов лет назад) в Верхней Галилее. нижняя часть региона. В Великой рифтовой долине много каменной соли и гипса. Южный Негев состоит в основном из песчаника с прожилками гранита.
Что нужно знать об арабских гражданах Израиля
Введение
Израиль был основан как родина еврейского народа семьдесят пять лет назад, но значительную часть его населения всегда составляли арабы. Сегодня арабские граждане Израиля, в отличие от арабов, живущих на Западном берегу и в секторе Газа, остаются крупнейшей группой меньшинств в стране.
Подробнее от наших экспертов
Линда Робинсон
Прогресс Байдена в области прав женщин: хорошее начало, но недостаточно быстрое
Гидеон Роуз
Чем сегодняшний день похож на 1790-е годы
Эллиотт Абрамс
Последствия российско-украинской войны
У них такие же законные права, как и у еврейских граждан, но многие продолжают сталкиваться с дискриминацией и социально-экономическими проблемами. Между тем две общины разделены давним израильско-палестинским конфликтом, а также религиозными и культурными различиями. Вспышка межобщинного насилия в 2021 году показала, что кипящая напряженность иногда может выплеснуться наружу.
Кто такие арабские граждане Израиля?
Подробнее:
Израиль
Израильско-палестинский конфликт
Средний Восток
Ближний Восток и Северная Африка
Подавляющее большинство составляют остатки и потомки арабов, оставшихся в границах, объявленных Израилем после арабо-израильской войны 1948 года. Государство Израиль было создано на основе британского мандата в Палестине, в котором тогда проживало около 1,2 миллиона арабов. После того, как более 700 000 из них были изгнаны или уехали в результате того, что арабы называют Накбой, или катастрофой, около 150 000 человек остались [PDF] в новом государстве и автоматически стали гражданами, составив около половины населения Израиля. В отличие от еврейских граждан, арабские граждане Израиля до 19 века находились под военным правлением. 66.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.
Просмотреть все бюллетени >
Год спустя Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и предложил сотням тысяч живущих там арабов израильское гражданство, но большинство из них отказались. Организация Объединенных Наций считает [PDF] землю оккупированной палестинской территорией. Арабы, живущие там сегодня, учитываются как в израильской, так и в палестинской переписи населения, и лишь немногие из них являются гражданами Израиля.
Сегодня около 21 процента населения Израиля составляют арабы, что составляет около двух миллионов человек. Все являются гражданами Израиля, за исключением нескольких сотен тысяч жителей Восточного Иерусалима, которые являются постоянными жителями, что дает им меньше прав. Большинство арабских граждан — мусульмане-сунниты, хотя есть много христиан, а также друзов, которые чаще принимают израильскую идентичность. У них общая история, культура и семейные связи с палестинскими арабами, живущими на Западном берегу, в Газе и Восточном Иерусалиме, а также с палестинскими диаспорами в Иордании, Ливане, Сирии и других странах.
Подробнее от наших экспертов
Линда Робинсон
Прогресс Байдена в области прав женщин: хорошее начало, но недостаточно быстрое
Гидеон Роуз
Чем сегодняшний день похож на 1790-е годы
Эллиотт Абрамс
Последствия российско-украинской войны
В правительственных документах и средствах массовой информации Израиля арабских граждан называют «арабами» или «израильскими арабами», и некоторые арабы сами используют эти термины. Глобальные средства массовой информации обычно используют аналогичные формулировки, чтобы отличить этих жителей от арабов, проживающих на палестинских территориях. Некоторые члены этого сообщества идентифицируют себя как «палестинские граждане Израиля» или просто как «палестинцы», чтобы показать свое неприятие израильской идентичности. Другие предпочитают, чтобы их называли арабскими гражданами Израиля по разным причинам. Эта фраза используется в этом справочном материале, поскольку она представляет текущую политическую и правовую реальность.
Где они живут?
Большинство израильских городов населено либо евреями, либо арабами. Города в Галилее, на севере; в так называемом Малом треугольнике вдоль линии перемирия 1949 года, которая очерчивала границу Израиля с Западным берегом; а в южной части Негева проживает в основном арабское население. Около одной десятой части арабов проживает в семи «смешанных» городах, где население более смешанное, таких как Хайфа и Лод (еврейское название города, которое арабы называют аль-Лид). Тем не менее, даже в этих районах часто проживают в основном евреи или арабы. Это географическое разделение сохраняется по многим причинам, включая наследие ограничений, введенных во время основания Израиля, которые определяли, где могли жить и работать израильтяне-неевреи; раздельная система образования, в которой большинство школ преподают либо на арабском, либо на еврейском языке и в соответствии с культурными нормами; и преобладающие предубеждения против интеграции районов.
Подробнее:
Израиль
Израильско-палестинский конфликт
Средний Восток
Ближний Восток и Северная Африка
Сегодня почти во всех арабских городах уровень жизни ниже, чем в городах с преобладающим еврейским населением. Это разделение и социально-экономическое неравенство вызывают интенсивные дебаты. Некоторые аналитики утверждают, что Израиль фактически создал несправедливое, сегрегированное общество. «Технически у вас нет красной черты, технически у вас нет формальной сегрегации в стиле Джима Кроу. На практике да», — говорит палестинский американский историк Рашид Халиди. И наоборот, Арик Рудницкий из Израильского института демократии (IDI) сообщил CFR, что такие термины, как «сегрегация», «де-факто отделение» или более консервативное «добровольное отделение» отражают индивидуальные мировоззрения, но нет единого мнения экспертов о том, как охарактеризуйте это разделение. Такие эксперты, как Нахум Бласс из Центра исследований социальной политики Тауба в Израиле, говорят, что многие в обеих общинах предпочитают разделение, хотя арабы все чаще переезжают в еврейские районы, чтобы улучшить свой уровень жизни, а также работать и ходить в школу.
Имеют ли они такие же права и возможности, как и другие израильтяне?
Декларация независимости Израиля признает равенство всех жителей страны, включая арабов, но равенство прямо не закреплено в Основных законах Израиля, наиболее близком к конституции. Некоторые правозащитные группы утверждают, что десятки законов прямо или косвенно дискриминируют арабов.
Создание Израиля как явно еврейского государства является основным предметом разногласий, и многие критики государства утверждают, что это по своей природе делает неевреев гражданами второго сорта с меньшими правами. 1950 Закон о возвращении, например, предоставляет всем евреям, а также их детям, внукам и супругам право переехать в Израиль и автоматически получить гражданство. Неевреи не имеют этих прав. Палестинцы и их потомки не имеют законного права возвращаться на земли, которыми владели их семьи до того, как они были перемещены в 1948 или 1967 году. Силы обороны (ЦАХАЛ), вооруженные силы страны. Они по-прежнему могут записываться на военную службу, и некоторые это делают, особенно друзы и черкесы, но в результате некоторые из них подвергаются стигматизации в своих общинах. Тем не менее, отказ от призыва может нанести им значительный ущерб как в социальном, так и в экономическом плане. Например, многие израильтяне устанавливают важные и прочные личные связи со своими согражданами через ЦАХАЛ, и они также получают множество финансовых льгот, таких как помощь в образовании и льготные разрешения на строительство домов и владение землей.
Статистические данные IDI показывают, что арабские граждане Израиля по-прежнему сталкиваются с неблагоприятными структурными условиями. Например, плохо финансируемые школы в их местах способствуют тому, что они получают более низкий уровень образования, а их перспективы трудоустройства и возможности зарабатывать меньше по сравнению с израильскими евреями. В 2020 году более половины арабских семей страны считались бедными по сравнению с 40 процентами еврейских семей. Социально-экономические различия между еврейскими и арабскими гражданами Израиля менее выражены в смешанных городах, хотя государственная проверка в июле 2022 года показала, что арабы имеют меньший доступ к муниципальным услугам в этих городах.
Обеспокоенность арабских граждан по поводу неравенства возросла после того, как Израиль принял закон о национальном государстве в 2018 году. Среди прочих положений закон отменил арабский язык в качестве официального, но присвоил ему «особый статус», объявил Израиль национальным государством евреев народа, и сказал, что еврейский народ имеет уникальное «право на национальное самоопределение в Государстве Израиль». Этот язык заставил многих арабов почувствовать, что их права как граждан ущемляются.
Для устранения неравенства в так называемом арабском секторе в 2021 году правительство утвердиломиллиардов, пятилетний план по увеличению занятости, улучшению медицинских услуг и жилья, а также развитию инфраструктуры, среди прочих целей. Это последовало за аналогичной инициативой предыдущего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который выделил больше средств для этого сектора, чем любой из его предшественников, даже несмотря на то, что он часто разжигал гнев по отношению к арабскому сообществу.
А как насчет палестинцев в Восточном Иерусалиме?
Израиль заявляет, что весь Иерусалим является его столицей, и включает всех жителей города в свои переписи населения, хотя это территориальное требование не признается Организацией Объединенных Наций и оспаривается палестинцами, которые рассматривают Восточный Иерусалим как будущую столицу своего независимого государства. .
Большинство арабов, проживающих в Восточном Иерусалиме, идентифицируют себя как палестинцы и не являются гражданами какой-либо страны. Большинство арабов там отклонили предложение Израиля о гражданстве после Шестидневной войны 1967 года и вместо этого получили статус постоянного жителя. Сегодня около 362 000 палестинцев в Восточном Иерусалиме имеют этот статус. Постоянный вид на жительство предоставляет им многие из тех же прав, что и израильское гражданство, включая возможность жить, работать и свободно путешествовать по Израилю, а также доступ к медицинскому страхованию и социальным услугам. Однако они не получают израильские паспорта (у многих есть иорданские) и не могут голосовать на национальных выборах.
Они могут потерять свой вид на жительство и быть депортированы, если израильское правительство решит, что Восточный Иерусалим больше не является их основным местом жительства или что они или члены их семей участвуют в антиизраильской или террористической деятельности. Точно так же с февраля 2023 года Израиль может депортировать и лишать гражданства арабов, осужденных за терроризм и получающих финансовую помощь от Палестинской администрации. С 1967 года более четырнадцати тысяч палестинцев из Восточного Иерусалима лишились права на жительство, согласно данным, собранным израильской правозащитной организацией «Бецелем» из нескольких правительственных агентств. Некоторые международные и палестинские правозащитные группы утверждают, что отзыв считается насильственной передачей, что является незаконным в соответствии с международным правом.
Как израильские арабы представлены в политике?
Арабские граждане Израиля исторически не доверяли израильским выборам, и это мнение ограничило их явку избирателей и привело к тому, что они никогда не занимали более пятнадцати мест в 120-местном Кнессете, израильском парламенте. Сначала их основным представительством в Кнессете была арабо-еврейская коммунистическая партия. Независимые арабские партии десятилетиями не набирали популярности, и их часто запрещали или закрывали за отказ признать государство Израиль. Хотя все еще предпринимаются попытки ограничить их политическую власть, такие как попытки законодателей правого толка запретить арабским партиям участвовать в выборах, арабские партии в настоящее время занимают десять мест в Кнессете.
Арабы заседали в Верховном суде и работали на дипломатической службе, некоторые из них работали послами с 1995 года. Многие работали мэрами, судьями в судах низшей инстанции и занимали государственные должности.
Исторически арабские граждане мало влияли на политику Израиля. Их жалобы на проблемы в их муниципалитетах, такие как разгул преступности и отсутствие разрешений на строительство, часто игнорировались, и до середины 2021 года их независимые партии никогда не приветствовались в правящей коалиции. Ситуация изменилась, когда «Объединенный арабский список» (ОАЛ), также известный как «Раам», присоединился к идеологически разнородной смеси партий, которые свергли премьер-министра Нетаньяху с небольшим перевесом голосов. Его включение подчеркнуло растущую силу голосов арабов, поскольку и Нетаньяху, и его оппоненты ухаживали за UAL и его сторонниками, несмотря на его исламистскую идеологию. Однако ни один министр в новом правительстве не был из UAL, и партия, как сообщается, пошла на уступку в обмен на несколько реформ, приносящих пользу арабским общинам.
В течение нескольких лет основные арабские партии — Балад, Хадаш, Таал и ОАЛ — объединились в коалицию под названием «Объединенный список». Но UAL отделился в 2021 году, а Балад — в следующем году, незадолго до всеобщих выборов.
В конце 2022 года Нетаньяху вернулся к власти и сформировал то, что многие наблюдатели охарактеризовали как самое правое правительство в истории Израиля, к тревоге многих арабов страны. Только Хадаш-Таал и UAL набрали достаточно голосов на выборах в том году, чтобы пройти в Кнессет, получив по пять мест каждая. Нетаньяху привел в свой кабинет нескольких ультраконсервативных, ранее маргинальных политиков, в том числе нового министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, который ранее был осужден за подстрекательство к расизму в отношении арабов и поддержку террористической организации. Однако Нетаньяху стремился преуменьшить опасения, что его правительство будет нарушать права меньшинств.
Каковы их отношения с израильскими евреями?
Несмотря на долгую историю недоверия, уходящее корнями в израильско-палестинский конфликт, арабские и еврейские граждане Израиля работают и мирно живут вместе во многих областях. Например, в системе здравоохранения Израиля уже давно бок о бок работают арабские и еврейские медицинские работники. Их сотрудничество было особенно заметно, когда страна столкнулась с пандемией COVID-19, когда медицинские работники лечили пациентов из сообществ друг друга.
Некоторые ультраправые еврейские лидеры в последние годы приобрели влияние и пытались изобразить арабских граждан Израиля как угрозу безопасности, связав их с экстремистскими группами, такими как ХАМАС, которые отвергают легитимность Израиля.
Напряженность переросла в всплеск межконфессионального насилия в 2021 году, включая усилия по выселению палестинцев из Восточного Иерусалима, полицейские рейды в мечети Аль-Акса в Иерусалиме во время священного для мусульман месяца Рамадан, начало многодневной войны между ХАМАС и Израиль, а также жестокие нападения толпы на обе общины. Разногласия быстро распространились по всему Израилю, особенно в Лоде и других смешанных городах.
Три месяца спустя опрос арабских и еврейских граждан, проведенный IDI [PDF], показал, что ущерб межобщинным отношениям был «менее значительным, чем можно было ожидать». Тем не менее, только около половины израильтян-евреев считали, что двум общинам лучше жить вместе, по сравнению с примерно 80 процентами арабских граждан, и основная напряженность, вызвавшая конфликт 2021 года, остается нерешенной.
«Очевидно, что сочетание событий в Иерусалиме побудило [арабских граждан Израиля] вновь заявить о том, кто они есть, против власти государства и общества, само существование которых лишает их реальности», — написал Стивен Кук из CFR во время беспорядков. «С другой стороны, конечно, израильтяне, которые глубоко привержены исторической связи между евреями и землей… [евреи] израильтяне не сдадутся и не извинятся за то, кто они есть, именно так [всплески арабо-еврейского насилия ] становится возможным».
Leave a Reply