Экономическое развитие США в конце XIX
Экономическое развитие США в конце XIX — начале XX в. характеризуется значительным ускорением темпов роста и увеличением объема национального производства, что позволило этой стране стать ведущей индустриальной державой мира. С 1890 по 1900 г. производство чугуна в США увеличилось в 8 раз, добыча угля — в 10, выплавка стали — в 150 раз. Общая стоимость произведенной промышленной продукции утроилась, почти в 3 раза возросла численность промышленных рабочих.
Такой стремительный экономический рост был обусловлен рядом факторов:
- победа Севера в Гражданской войне 1861-1865 гг. и последующая реформация южных штатов создали основу для формирования единого национального рынка и экономического развития бывшего рабовладельческого Юга. Отсутствие в экономической истории США длительных феодальных отношений создало уникальную возможность для развития капиталистической системы организации труда;
- природно-географические факторы — сырьевая база, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы, преобладание плодородных почв и т. п.;
- быстрое развитие научно-технического прогресса и активное практическое применение его результатов. Внедрение научных достижений в производство позволило провести электрификацию промышленности и транспорта, сформировать новую энергетическую базу производства;
- высокий уровень накопления национального капитала и большой приток иностранного капитала;
- рост численности населения, в том числе в значительной степени за счет притока мигрантов. Сравнительно небольшая численность населения США (38,7 млн чел в 1870 г.) после принятия закона, поощряющего миграцию (1864), компенсировалась за счет иностранной рабочей силы. За период с 1870 по 1900 г. численность мигрантов составила 14 млн человек. В результате население страны в 1900 г. составляло уже 71,7 млн, а в 1913 г. — 96,5 млн человек. Квалификация и опыт иммигрантов позволили США без затрат на подготовку кадров пополнить национальный рынок труда квалифицированной рабочей силой. Однако постепенное насыщение рынка труда вынудило американское правительство ужесточить иммиграционные правила соответствующими законами, принятыми в 1875 и 1882 гг. ;
- эффективная протекционистская политика правительства, защищавшая национальный рынок от конкуренции импортных товаров. С 1861 г. импортные товары облагались 5-10%-ной пошлиной, в 1890 г. ее величина возросла до 49,5%, а в 1897 г. тариф Дингли поднял размер пошлин до 57%. Продуманная протекционистская таможенная политика приводила к росту цен внутри страны и соответственно — к росту прибыли компаний. Одновременно с этим внутреннее экономическое пространство страны было открыто для притока иностранного капитала;
- урбанизация и внутренняя миграция населения. Из сельской местности в города переселилось 20 млн чел. В среднем в этот период городское население удваивалось каждые 20 лет.
Темпы роста экономики США превышали темпы роста всех других капиталистических стран (табл. 3). Особенно быстрыми темпами развивались тяжелые отрасли промышленности. За 1860-1900 гг. общий объем промышленного производства вырос в 7 раз. На долю США приходилось 47% мирового объема выплавки стали, 45% — добычи каменного угля, 82% — добычи нефти. Быстро развивались новые отрасли промышленности: электроэнергетика, нефтеперерабатывающая, автомобильная, химическая.
Таблица 3. Темпы роста за 1870-1915 гг. %
Страны
|
США
|
Германия
|
Англия
|
Франция
|
Темпы роста ВВП
|
4,3
|
3
|
2,4
|
1,1
|
Важную роль в стимулировании промышленного роста, концентрации капитала и развитии емкости внутреннего рынка сыграло железнодорожное строительство. Поскольку железнодорожный бизнес был очень прибыльным, в нем аккумулировался значительный капитал акционерных компаний, который затем инвестировался в другие сферы экономики. Транснациональные магистрали связали между собой и вовлекли в экономический оборот все штаты. Общая протяженность железных дорог США превышала 176 тыс. миль. Железнодорожное строительство стимулировало изменение структуры национальной экономики. Повышение спроса на металл привело к развитию не только металлургии, но и добывающих отраслей промышленности.
Железные дороги способствовали мобильности рабочей силы и динамике ее перемещения по территории страны вслед за капиталом. Новые пути сообщения, связав различные районы страны, создали условия для расширения производства основных отраслей промышленности.
Особенностью индустриализации США в этот период была опора на собственные силы-капитал, технические идеи, людей- и высокие ее темпы. Для технического прогресса в США было характерно быстрое внедрение изобретений в производство.
Высокий технический уровень производства позволил перейти к массовому выпуску стандартизированной продукции на основе поточного производства. Впервые оно было применено на автомобилестроительной компании Форда (рис. 16). Быстрые темпы роста автомобильной промышленности постепенно сделали ее ведущей отраслью экономики.
Рис. 16
СОДЕРЖАНИЕ
Назад
Вперёд
РСМД :: Последствия экономического подъема Китая: взгляд из США
В отчете Исследовательской службы Конгресса США «Экономический подъем Китая: история, тренды, вызовы и последствия для США», опубликованном в 2019 г., приводится анализ последствий роста экономического влияния Китая и его торгово-экономической политики для США. Несмотря на то, что крупный китайский рынок дает американским компаниям массу возможностей, по мнению Вашингтона, экономическая политика Китая наносит вред интересам США, а его экономическое возвышение угрожает существующему мировому порядку.
Отчет показывает, что США рассматривают Китай в качестве серьезного стратегического конкурента, который в любой момент может занять лидирующие позиции в мире. В связи с этим американские политики вырабатывают стратегии взаимодействия с Китаем и пути его сдерживания. Важно отметить, что в США нет консенсуса по вопросам, связанным с КНР, именно поэтому в действиях Вашингтона порой прослеживаются ситуативность и бессистемность. На сегодняшний день перед США стоит сложная задача по балансированию между агрессивным противодействием Китаю для защиты своих интересов и разумным сотрудничеством с ним для извлечения максимальных выгод от его экономического подъема. На данный момент страх потерять статус мировой сверхдержавы заставляет США делать акцент именно на сдерживании и противодействии, которые наносят урон не только Китаю, но и другим странам, включая сами Соединенные Штаты. Сегодня становится очевидно, что сотрудничество двух гигантов дало бы миру значительно больше, чем их ожесточенное противостояние, но для этого странам нужно отказаться от мышления времен холодной войны и от игры с нулевой суммой.
В отчете Исследовательской службы Конгресса США «Экономический подъем Китая: история, тренды, вызовы и последствия для США», опубликованном в 2019 г., приводится анализ последствий роста экономического влияния Китая и его торгово-экономической политики для США. Несмотря на то, что крупный китайский рынок дает американским компаниям массу возможностей, по мнению Вашингтона, экономическая политика Китая наносит вред интересам США, а его экономическое возвышение угрожает существующему мировому порядку.
Отчет Исследовательской службы Конгресса США «Экономический подъем Китая: история, тренды, вызовы и последствия для США»
Китай был одной из самых быстрорастущих экономик в мире в последние несколько десятилетий, средний темп ВВП составлял порядка 10%. Всемирный банк описал это как «самый быстрый и устойчивый рост крупной экономики в истории». Подобные темпы роста позволили Китаю удваивать объем ВВП в среднем каждые восемь лет и вывести 800 млн жителей страны из бедности. Китай стал не только крупнейшей экономикой в мире по паритету покупательной способности (ППС), но и крупнейшим производителем, экспортером и держателем иностранных валютных резервов. Стремительный экономический рост Китая привел к существенному расширению его торговых связей с США и росту взаимной зависимости двух стран. Совокупный объем торговли между ними вырос в более чем 130 раз — с 5 млрд долл. в 1980 г. до 660 млрд долл. в 2018 г. Помимо этого, Китай стал ключевым торговым партнером Соединенных Штатов, он является крупнейшим импортером и третьим по значимости экспортным рынком для США. КНР также выступает в качестве крупнейшего держателя Ценных бумаг Казначейства США (1,1 трлн долл. по состоянию на апрель 2019 г.), что помогает финансировать федеральный долг и поддерживать ключевую процентную ставку на низком уровне. Столь тесные связи между двумя крупнейшими экономиками в мире не могут не порождать сомнения и опасения со стороны США, многолетнее лидерство на мировой арене которых может быть подорвано.
Некоторые американские политики и исследователи утверждают, что Китай применяет недобросовестные торговые практики, например, занижение курса национальной валюты и субсидии отечественным производителям. Многие считают, что хищение прав интеллектуальной собственности (ИС) США и китайская промышленная политика, защищающая китайские отрасли и компании, подрывают конкурентоспособность американских фирм. Помимо этого, американская сторона жалуется на многочисленные торговые и инвестиционные барьеры, ограничивающие продажу американских товаров в Китай или вынуждающие переносить производство в КНР для ведения бизнеса на китайском рынке.
Кто первый, кто второй?
Стремительный рост экономики Китая привел к дебатам среди экономистов о том, каков ее фактический размер и когда она сможет обогнать экономику США, позволяя КНР стать крупнейшей мировой экономической державой. По оценкам МВФ, ВВП КНР по обменному курсу 2018 г. составил 13,4 трлн долл., что эквивалентно 65% американской экономики. Многие специалисты считают, что использование номинального обменного курса для выражения данных статистики КНР в долларах США не позволяет оценить истинный размер экономики и уровень жизни в Китае по сравнению с США, поскольку он не учитывает разницу в ценах на товары в двух странах. Использование ВВП по ППС позволяет провести более точное сравнение экономических показателей разных стран. По данным МВФ, цены на товары и услуги в Китае примерно вдвое ниже, чем в США. Корректировка этой ценовой разницы ведет к увеличению ВВП Китая с 13,4 трлн долл. (номинальный обменный курс) до 25,3 трлн долл. (ППС). Данные МВФ, основанные на ППС, свидетельствуют о том, что Китай обогнал Соединенные Штаты и стал крупнейшей экономикой в мире еще в 2014 г. Доля Китая в мировом ВВП по ППС выросла с 2% в 1980 г. до 18% в 2017 г., в то время как доля США сократилась с 24% до 15%.
Если говорить о таком показателе, как ВВП на душу населения, то в 2018 г. по обменному курсу в Китае он был равен 9 608 долл. , что составило 15,3% от аналогичного показателя США. ВВП на душу населения при подсчете по паритету покупательной способности также возрастает с 9 тыс. до 18 тыс. долл., что, однако, составляет всего около 29% от уровня того же показателя в США. Таким образом, несмотря на то, что по размеру экономики Китаю уже удалось опередить Соединенные Штаты, ему потребуется еще много лет, чтобы уровень жизни в стране приблизился к американскому.
Основные долгосрочные вызовы, стоящие перед китайской экономикой
Сегодня Китай проводит серьезную реструктуризацию своей экономической модели. Политика, применявшаяся в прошлом для обеспечения быстрого экономического роста любой ценой, была весьма успешной. Однако она повлекла за собой ряд издержек, среди которых авторы отчета выделяют сильное загрязнение окружающей среды, растущее неравенство, избыточные мощности во многих отраслях, неэффективную финансовую систему, растущий корпоративный долг и многочисленные дисбалансы в экономике. Китай стремится разработать новую модель, которая способствует более устойчивому экономическому росту. Ее реализация рискует оказаться сложной задачей, если Китай не сможет эффективно провести экономические реформы. Многие аналитики предупреждают, что без них Китай может столкнуться с периодом стагнации и «ловушкой среднего дохода».
Одной из основных проблем, выделяемых Исследовательской службой Конгресса США, является неполный переход Китая к рыночной экономике. КНР характеризует свою экономическую систему как «социалистическую рыночную экономику», что свидетельствует о возможности использования рыночных механизмов, хотя роль государства по-прежнему остается основополагающей. В Китае на сегодняшний день существует более 150 тыс. государственных предприятий, и, хотя их число сокращается, они доминируют в ряде секторов, включая горнодобывающий, нефтегазовый, коммунальные услуги, промышленность, телекоммуникации и транспорт. Госкомпании (ГК) в Китае составляют 50% от 500 крупнейших производственных компаний в стране и 61% от 500 крупнейших предприятий в сфере услуг. ГК стали не только доминирующими игроками на китайском рынке, но и превратились в мировых лидеров в ряде сфер. В 2016 г. в список «Fortune-500» вошли 103 китайские компании, 75 из которых были государственными. В 2019 г. в список вошли уже 129 китайских компаний.
Основу банковского сектора также составляют государственные банки, управлением которых занимаются кадры из Коммунистической партии Китая, что позволяет партийному и правительственному руководству страны оказывать влияние на банковское кредитование. Исследовательская служба Конгресса США подчеркивает, что банковская система Китая лишена возможности распределять кредиты, исходя из рыночных принципов и оценки рисков, что ведет к колоссальным убыткам и росту задолженности. Центральное правительство Китая увеличивает банковское кредитование для достижения целевых показателей роста и ликвидации последствий глобальных экономических спадов. Долг местных органов власти также стал серьезной проблемой для китайской экономики и банковской системы. Для стимулирования экономики различных провинций местные власти учреждали так называемые Local Government Financial Vehicles (LGFV) для обхода лимита по долговой нагрузке, установленного центральным правительством. Угроза банкротства LGFV, которые финансировали крупные нерентабельные проекты, представляет особую проблему на фоне замедления темпов роста экономики. Стоит отметить, что, осознав данную проблему, в последние годы Китай начал отходить от системы, при которой повышение чиновника зависит от темпов экономического роста провинции, которой он руководит. Это помогло избавиться от стремления добиться нужных экономических показателей ценой перекредитованности.
Иван Тимофеев:
Администрация США против КНР
Несмотря на усилия по охране окружающей среды, которые в последние годы прикладывают власти Китая, проблема загрязнения все еще остро стоит в стране, что подчеркивают американские авторы в отчете. Китайская модель экономического роста основывалась на развитии тяжелой промышленности, большая часть которой является «грязной» и энергоемкой. По мнению исследователей, китайское правительство часто пренебрегало собственными экологическими законами, чтобы способствовать быстрому экономическому росту.
Китайская сторона сообщает, что правительство предпринимает шаги по сокращению потребления энергии, повышению эффективности соблюдения природоохранных законов, сокращению использования угля за счет расширения использования более чистых видов топлива, а также по переносу заводов дальше от крупных городских районов. Кроме того, Китай стал крупным мировым производителем и потребителем экологически чистых и возобновляемых источников энергии. В январе 2017 г. китайское правительство заявило, что к 2020 г. потратит 361 млрд долл. на возобновляемую энергетику. Однако американская сторона подчеркивает, что такие усилия имеют неоднозначные результаты в контексте общего уровня загрязнения в Китае.
Вызовы, стоящие перед США
Быстрый экономический рост Китая и его превращение в глобальную экономическую державу привел к укреплению уверенности руководства страны в выбранной экономической модели. Многие американские эксперты считают, что сегодня главная задача США сводится к тому, чтобы убедить Китай в том, что он заинтересован в поддержании стабильности международной торговой системы, которая в значительной степени влияет на экономический рост КНР. А также в том, что продолжение экономических и торговых реформ — это верный путь к росту и модернизации экономики. Снижение торговых и инвестиционных барьеров приведет к усилению конкуренции в Китае, снижению издержек для потребителей, повышению экономической эффективности и будет стимулировать инновационное развитие. Однако многие заинтересованные стороны в США обеспокоены тем, что усилия Китая по развитию инноваций и технологий могут привести к более активному вмешательству государства в деятельность китайских компаний путем субсидирования и использования дискриминационной политики, что может негативно сказаться на американских технологических компаниях.
В США существуют разные подходы к форматам взаимодействия с КНР. Некоторые поддерживают использование различных форумов и многосторонних площадок для выстраивания диалога с Китаем. Другие — смешанную политику, включающую прямое взаимодействие с Поднебесной в совокупности с более агрессивным использованием процедур урегулирования споров ВТО для решения проблем нечестных торговых практик Китая. Есть в США и те, кто видит в Китае растущую угрозу для экономики США и мировой торговой системы, они выступают за проведение политики сдерживания экономического роста Китая и использование соответствующих мер, включающих повышение тарифов, противодействие негативному влиянию промышленной политики КНР на американские компании. Так, в мае 2020 г. на сайте Белого дома был опубликован «Стратегический подход США в отношении Китая», в котором выделены три группы вызовов для национальных интересов Соединенных Штатов, которые несет Китай. Речь идет об экономических вызовах, включающих протекционистские политики и практики Пекина, нарушение норм ВТО, кражу ИС, кибершпионаж, загрязнение окружающей среды и Инициативе пояса и пути (ИПП), призванных изменить международные правила в угоду КНР. Помимо этого, в документе выделяются вызовы американским ценностям и вызовы безопасности. Для военного сдерживания Китая в 2020 г. командование вооруженных сил США запросило у Конгресса 20 млрд долл. Очевидно, что противостояние двух стран в последние годы усиливается, что проявляется как в торговой войне и военном сдерживании, так и в политико-идеологической конфронтации, включающей распространение «политического вируса» на фоне COVID-19.
Константин Матвеенков:
На грани развода. Куда приведет технологическая война между Китаем и США?
Серьезный вызов глобальным экономическим интересам США бросила китайская ИПП. Хотя финансовая поддержка инфраструктурных проектов в ряде стран, оказываемая Китаем, может дать экономические плоды, американские политики выразили ряд опасений, согласно которым КНР будет использовать ИПП в интересах своих компаний и для распространения своей экономический системы в других странах, процесс реализации проектов не будет прозрачным, а участие стран в ИПП приведет к росту их задолженности перед Китаем. В ответ на это Китай регулярно подчеркивает, что ИПП — это экономический проект, который не имеет под собой политических мотивов. К тому же в последние годы китайская сторона стала более скрупулезно просчитывать экономическую рентабельность проектов в рамках ИПП во избежание ситуаций, в которых страна-заемщик не может выплатить кредит.
Таким образом, отчет показывает, что США рассматривают Китай в качестве серьезного стратегического конкурента, который в любой момент может занять лидирующие позиции в мире. В связи с этим американские политики вырабатывают стратегии взаимодействия с Китаем и пути его сдерживания. Важно отметить, что в США нет консенсуса по вопросам, связанным с КНР, именно поэтому в действиях Вашингтона порой прослеживаются ситуативность и бессистемность. На сегодняшний день перед США стоит сложная задача по балансированию между агрессивным противодействием Китаю для защиты своих интересов и разумным сотрудничеством с ним для извлечения максимальных выгод от его экономического подъема. На данный момент страх потерять статус мировой сверхдержавы заставляет США делать акцент именно на сдерживании и противодействии, которые наносят урон не только Китаю, но и другим странам, включая сами Соединенные Штаты. Сегодня становится очевидно, что сотрудничество двух гигантов дало бы миру значительно больше, чем их ожесточенное противостояние, но для этого странам нужно отказаться от мышления времен холодной войны и от игры с нулевой суммой.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Об обзоре | Управление экономического развития США
Миссия
Руководить федеральной программой экономического развития, продвигая инновации и конкурентоспособность, готовя американские регионы к росту и успеху в мировой экономике.
Инвестиционная политика Управления экономического развития США направлена на создание основы для устойчивого роста рабочих мест и создания устойчивой региональной экономики на всей территории Соединенных Штатов. Эта основа основана на двух ключевых экономических движущих силах — инновациях и региональном сотрудничестве. Инновации являются ключом к глобальной конкурентоспособности, новым и более качественным рабочим местам, устойчивой экономике и достижению национальных экономических целей. Региональное сотрудничество имеет важное значение для восстановления экономики, потому что регионы являются центрами конкуренции в новой глобальной экономике, и те, кто работает вместе, чтобы использовать ресурсы и использовать свои сильные стороны для преодоления слабых сторон, добьются большего успеха, чем те, кто этого не делает. EDA поощряет своих партнеров по всей стране к разработке инициатив, продвигающих новые идеи и творческие подходы к быстро меняющимся экономическим условиям.
Заявление о ценностном предложении
- Прочитать Заявление о ценностном предложении EDA
Роль EDA
Как единственное федеральное правительственное агентство, занимающееся исключительно экономическим развитием, Управление экономического развития Министерства торговли США (EDA) играет решающую роль в содействии усилиям по региональному экономическому развитию в сообществах по всей стране. Руководствуясь основным принципом, согласно которому устойчивое экономическое развитие должно определяться местными условиями, EDA работает напрямую с сообществами и регионами, чтобы помочь им создать потенциал для экономического развития на основе местных условий и потребностей бизнеса. Грантовые инвестиции EDA в планирование, техническую помощь и строительство инфраструктуры предназначены для использования существующих региональных активов для поддержки реализации стратегий экономического развития, которые облегчают запуск и рост бизнеса. Гибкие программы и структура EDA обеспечивают оперативную работу и позволяют внедрять инновации и реагировать на изменяющиеся экономические потребности и условия, с которыми сталкиваются его партнеры из местных органов власти и органов власти штата. Гранты, предоставляемые в рамках этих программ, предназначены для использования существующих региональных активов для поддержки реализации стратегий экономического развития, которые продвигают новые идеи и творческие подходы к экономическому процветанию бедствующих сообществ. EDA предоставляет сообществам финансовую помощь в области экономического развития, чтобы они могли поощрять инновации и предпринимательство наиболее удобным для них способом. Благодаря своей сети региональных сотрудников и набору гибких инструментов предоставления грантов EDA помогает сообществам, переживающим экономические трудности, взять под контроль свое будущее и подготовиться к экономическому процветанию и устойчивости. Кроме того, EDA ведет интеграцию ресурсов экономического развития из всех источников, включая федеральные, государственные, местные и благотворительные, для достижения лучших результатов для сообществ по всей Америке.
О EDA
- Информационное видео EDA
- Информационная брошюра EDA (PDF)
- Правила EDA и PWEDA
Глоссарий экономического развития
- Посмотреть глоссарий экономического развития EDA
Структура регионального офиса EDA
Клиентов EDA обслуживают шесть региональных офисов. Представительства по экономическому развитию в каждом штате, а также адреса офисов и контактную информацию можно посмотреть на нашей контактной странице.
Региональный офис в Атланте
Алабама, Флорида, Джорджия, Кентукки, Миссисипи, Северная Каролина, Южная Каролина, Теннесси
Региональный офис в Остине
Арканзас, Луизиана, Нью-Мексико, Оклахома, Техас
Региональный офис в Чикаго
Иллинойс, Индиана , Мичиган, Миннесота, Огайо, Висконсин
Региональный офис в Денвере
Колорадо, Айова, Канзас, Миссури, Монтана, Северная Дакота, Небраска, Южная Дакота, Юта, Вайоминг
Региональный офис в Филадельфии
Коннектикут, Делавэр, Округ Колумбия, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Род-Айленд, Вермонт, Вирджиния, Западная Вирджиния, Пуэрто-Рико, Виргинские острова
Seattle Regional Офис
Аляска, Аризона, Калифорния, Гавайи, Айдахо, Невада, Орегон, Вашингтон, Американское Самоа, Северные Марианские острова, Гуам, Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы Острова, Республика Палау
Пакистан Обзор: Новости развития, исследования, данные
Пакистан переживает серьезные экономические проблемы, отражающие давние структурные недостатки. Пакистан добился значительного прогресса в сокращении бедности в период с 2001 по 2018 год, когда расширение экономических возможностей вне ферм и увеличение притока денежных переводов позволило более 47 миллионам пакистанцев выбраться из бедности. Однако это быстрое сокращение бедности не привело в полной мере к улучшению социально-экономических условий, поскольку результаты человеческого капитала оставались низкими и стагнирующими, с высоким уровнем задержки роста на уровне 38 процентов и бедностью в обучении на уровне 75 процентов. Кроме того, отражая модель роста, ориентированную на потребление, с ограниченными инвестициями и экспортом, повышающими производительность, сильный экономический рост часто достигается за счет экономических диспропорций и частых макроэкономических кризисов. Таким образом, долгосрочный рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения был низким, составляя в среднем лишь около 2,2 процента в год в период с 2000 по 2022 год.
Экономика Пакистана в настоящее время находится в тяжелом состоянии из-за низких валютных резервов, обесценивающейся валюты и высокой инфляции. В условиях высокого государственного потребления экономический рост в 22 финансовом году значительно превысил потенциальный, что привело к сильному давлению на внутренние цены, внешний и налоговый секторы, обменный курс и валютные резервы. Эти диспропорции усугубились катастрофическим наводнением 2022 года, ростом мировых цен на сырьевые товары, ужесточением условий глобального финансирования и внутриполитической неопределенностью. Кроме того, искажающие меры политики, в том числе периоды неформальных ограничений обменного курса и контроля за импортом, задержали реализацию программы МВФ-EFF и способствовали снижению рейтингов кредитоспособности, снижению доверия, высокой доходности и процентных платежей, а также потере доступа к международным рынкам капитала.
Экономическая активность упала из-за ужесточения политики, воздействия наводнений, контроля за импортом, высоких затрат на кредиты и топливо, низкого доверия и затянувшейся политической и политической неопределенности. Разрушительные наводнения, а также трудности с обеспечением качественными удобрениями и кормами для животных привели к сокращению сельскохозяйственного производства и возможностей трудоустройства для рабочих с низким доходом. Точно так же сокращение резервов иностранной валюты, ограничения на импорт, воздействие наводнений, высокая стоимость топлива, политическая неопределенность и замедление внутреннего и мирового спроса повлияли на деятельность промышленности и сектора услуг. С разрушением инфраструктуры и нарушением доступа к школам, медицинским учреждениям и системам санитарии наводнения негативно повлияли на результаты в области здравоохранения и образования, особенно в сельских районах, что может повлиять на накопление человеческого капитала в долгосрочной перспективе.
Ожидается, что экономический рост замедлится и останется ниже потенциального в среднесрочной перспективе. Ожидается, что рост реального ВВП резко замедлится до 0,4 процента в 23 финансовом году, что отражает ужесточение корректирующей налогово-бюджетной политики, воздействие наводнений, высокую инфляцию, высокие цены на энергоносители и контроль за импортом. Ожидается, что производство сельскохозяйственной продукции сократится впервые более чем за 20 лет из-за наводнения. Ожидается также, что объем производства в отрасли сократится из-за сбоев в цепочке поставок, ослабления доверия, более высоких затрат по займам и цен на топливо, а также повышенной неопределенности. Ожидается, что более низкая активность отразится на секторах оптовой торговли и транспортных услуг, что негативно скажется на росте объема услуг. Ожидается, что рост производства, основанный на завершении программы МВФ и разумном макроэкономическом управлении, постепенно восстановится в 24 и 25 финансовых годах, но останется ниже потенциального, поскольку низкие валютные резервы и меры контроля над импортом продолжают сдерживать рост. Ожидается, что в отсутствие более высоких социальных расходов уровень бедности в странах с доходами ниже среднего вырастет до 37,2 процента в 23 финансовом году. Учитывая зависимость бедных домохозяйств от сельского хозяйства и мелкомасштабного производства и строительства, они остаются уязвимыми перед экономическими и климатическими потрясениями.
Перед правительством стоит трудная политическая задача по сохранению прогресса на пути к макроэкономической стабилизации. Экономические перспективы зависят от своевременной и полной реализации политических реформ, что сопряжено с очень высокими рисками ухудшения ситуации. Осуществление мер макростабилизации и структурных реформ, подкрепленных программой МВФ-EFF, необходимо для получения столь необходимого внешнего рефинансирования и новых выплат от региональных партнеров. Для поддержания стабильности и устойчивого восстановления потребуются разработка, информирование и эффективная реализация смелой стратегии реформ, в том числе: i) соблюдение гибкого, определяемого рынком обменного курса и разумной фискально-денежной политики; ii) увеличение мобилизации внутренних доходов; iii) сокращение и повышение качества государственных расходов; iv) структурные реформы для улучшения инвестиций, конкурентоспособности и производительности; и v) неотложные меры по восстановлению финансовой жизнеспособности энергетического сектора.
Leave a Reply