Цены на бензин в Украине с июля вырастут – сколько придется платить на АЗС
Цены на АЗС скоро вырастут (фото: Getty Images)
Автор:
Юрий Дощатов
В Украине уже на выходных стоимость бензина, ДТ и сжиженного газа может вырасти от 3 до 12 гривен за литр в зависимости от вида топлива. Чем вызван скачок цены и удастся ли хотя бы частично его избежать, – ниже в материале РБК-Украина.
В Украине с июля вернут на довоенный уровень налоги на топливо. Поднимется акциз, а НДС вырастет с 7 до 20%.
Налоги на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ были снижены в марте 2022 года после полномасштабного вторжения РФ. Тогда стояла задача обеспечить рынок топливом, не допустить дефицита и резкого скачка цен. Ведь внешний рынок топлива был потерян почти на 80%, поскольку до начала войны оно импортировалось из Беларуси и России.
И хотя трейдеры начали активно искать альтернативных поставщиков в Европе, цены, из-за его нехватки, все равно в некоторых случаях превышали граничные. И в мае правительство отменило регулирование цен на нефтепродукты. При этом ожидалось, что стоимость дизельного топлива не превысит 58 гривен за литр, а бензина – 52 гривны.
Со временем ситуация наладилась. Однако уменьшение налогов существенно сократило бюджетные поступления. Еще в апреле прошлого года глава финансового комитета Верховной рады Даниил Гетманцев и группа депутатов выступили с инициативой вернуть акциз и НДС на прежний уровень. Они даже зарегистрировали соответствующий законопроект.
Основной аргумент – только за неделю из-за отмены акциза и снижения НДС бюджет недополучил 417 млн грн. Тогда закон так и не был принят. Правда, осенью 2022 года акцизы были частично возвращены: на бензин и дизель – 100 евро за 1000 литров, автогаз – 52 евро.
Надо спасать бюджет
Вопрос наполнения бюджета является центральным в сотрудничестве Украины с МВФ. При подготовке новой программы на 15,6 млрд долларов в апреле текущего года одним из условий предоставления средств стал возврат НДС и акциза на топливо на довоенный уровень. На тот момент уже многие критиковали принятое в прошлом году решение, заявляя, что оно пошло на пользу лишь трейдерам.
«Я считаю, что снижение этих ставок было огромной ошибкой. Это абсолютно никак не повлияло на цену топлива. Это только повлияло на заработок трейдеров… Оно (решение — ред.) привело к выходу рынка в белую? Нет! Нелегальные бочки выросли как грибы после дождя», – говорил Гетманцев в интервью РБК-Украина.
Директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев еще в прошлом году заявил РБК-Украина, что трейдеры получают завышенную прибыль. «Получают по 8 гривен с каждого литра топлива, пряча основную прибыль в оптовой марже. Причина понятна – на потребителя хотят переложить возмещение убытков от неработающих заправок и уничтоженных врагом нефтебаз», – отмечал Рябцев.
Но на сегодняшний день тема уже не обсуждается — акциз и НДС вернутся на прежний уровень без каких-то отдельных решений Рады. В законе срок действия сниженных налогов был ограничен 1 июля 2023 года. Таким образом новые акцизы и НДС начнут действовать автоматически. Размер акциза составит для бензинов 213,5 евро за 1000 литров, дизельного топлива – 139,5 евро за 1000 литров, газ сжиженный – 52 евро за 1000 литров. Ставка НДС вернется до уровня в 20%.
На сколько вырастут цены
Увеличение налогов однозначно приведет к подорожанию топлива. По расчетам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, цена бензина может увеличится примерно на 11 грн за литр, дизельного топлива – до 8 грн, сжиженного газа – до 3 грн. Но, возможно, уровень подорожания будет немного меньше, поскольку трейдеры могут снизить наценку.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн (фото medacenter.org.ua)
«Думаю, произойдет определенная амортизация за счет снижения розничной наценки, но 11 гривен за литр рынок «не проглотит», соответственно, будет где-то 7-8 гривен по бензину и 5-6 по дизтопливу плюс к действующей цене. Газ подорожает на 3 гривны за литр, потому что наценка на нем меньше и возможностей для амортизации нет», – прогнозирует Куюн.
Тогда как по прогнозу Рябцева, бензин подорожает в среднем на 12 гривен за литр, дизель – на 10 гривен, автогаз – 5 гривен.
Но повышение цен, по мнению Куюна, не самый большой негатив от возврата налогов. «Уверенно можно говорить, что увеличение налогов приведет к ренессансу схем по уклонению от налогообложения, соответственно, бюджет не получит того эффекта, на который рассчитывает и ради которого делает непопулярный шаг», – отметил он.
Куюн считает, что теневой рынок горючего расширится, а потери от неуплаты НДС будут не меньше 20-25 млрд грн в год, как и было до снижения налогов.
Сторонники возврата налогов на прежний уровень считают такой прогноз манипулятивным. «Это абсолютная манипуляция в стиле борьбы с перхотью отсечением головы. Нет. Схемы не вернутся, как их нет сейчас и по другим товарам. Вопрос не в ставке, а в качественном администрировании, которое уже налажено», – заявил изданию Даниил Гетманцев. Возврат налогов, по его расчету, позволит увеличить поступления в бюджет до конца года на 20 млрд грн.
Глава финансового комитета Верховной рады Даниил Гетманцев (фото Getty Images)
Рябцев прогнозирует, что возврат к довоенным налогам при отсутствии государственного надзора и контроля приведет к увеличению злоупотреблений. «Поскольку горючее для Сил обороны не облагается налогом, вырастет соблазн продать на заправках нефтепродукты, которые на бумаге направлены военным», – предположил он.
Альтернатива трейдеров
Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ), в которую входят сети АЗС — ОККО, WOG, Shell, KLO, Параллель, Amic, SOCAR, Укргаздобыча, UPG и Укрнафта, предлагает альтернативные вариант – уравнять ставку акциза на уровне 180 евро/1000 литров для всего моторного топлива, а НДС оставить на уровне 7%.
«Эта альтернатива позволит повысить поступления в государственный бюджет, избежать значительного подорожания цен и не допустить роста нелегальных схем на рынке горючего», – отмечается в заявлении объединения.
Сергей Куюн из «А-95» считает, что НДС можно оставить даже в пределах 7-10% и тогда бизнес будет платить его «с удовольствием». Пополнить бюджет тогда можно будет за счет повышения акцизов на сжиженный газ и дизтопливо. «Тогда выровняется налоговая нагрузка на все виды горючего. По моему мнению, это справедливо, особенно в условиях войны, когда все должны принимать равное участие в помощи бюджета страны», – считает он.
В Нацбанке не исключают, что рост цен на топливо будет несколько сдержан за счет снижения мировых цен на нефть и, возможно, снижением торговой маржи трейдерами. Такое снижение некоторые АЗС уже делали в рамках акционных предложений, сообщили в НБУ в комментарии изданию.
Учитывая эти факторы, регулятор даже снизил степень влияния подорожания топлива на инфляцию.
Если еще в апрельском прогнозе Нацбанк ожидал, что повышение акцизов и НДС на топливо добавит к показателю инфляции около 1 п.п., сейчас эта цифра уменьшилась до 0,7 п.п. «Мировые цены на нефть и внутренние цены на горючее в Украине в последние несколько месяцев снижались быстрее, чем ожидалось (нефть Brent в последнюю неделю в пределах 76,6-77 долларов за баррель). Соответственно, динамический вес стоимости горючего в ИПЦ (индекс потребительских цен — ред.) уменьшился. Кроме того, в результате текущих акционных предложений от ряда АЗС произошло некоторое снижение торговой маржи. В результате, вклад от возврата акцизов на горючее на прежний уровень окажется несколько меньше – около 0.7 п.п.», — сообщили в НБУ.
Читайте РБК-Украина в Google News
НДС
паливо
Инфляция в Украине
Очереди за бензином и закрытые заправки. Почему в Украине топливный кризис?
Очереди за бензином и закрытые заправки. Почему в Украине топливный кризис? — BBC News Русская службаBBC News, Русская служба
Перейти к содержанию
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Очереди за бензином и закрытые заправки. Почему в Украине топливный кризис?
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Правительство Украины столкнулось с глубочайшим топливным кризисом и пытается в условиях войны исправить ситуацию. С начала войны Украина потеряла два основных нефтеперерабатывающих завода и порядка 20 крупных хранилищ топлива.
Вместе с вынужденным отказом от поставок из России и Беларуси это привело к острой нехватке бензина и дизеля.
Половина из около 7000 автозаправок в стране закрыты. А на работающих испытываются постоянные перебои с поставками.
Чтобы вы могли продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Telegram
Загрузите наше приложение:
Android
Темы
- Война России с Украиной
- Нефтегазовая промышленность
- Украина
Читайте также
Видео, «Не долго стою, я — 1232-ой».
Очередь за мясом в Харькове, Продолжительность 1,13
Видео, Грозит ли миру голод из-за войны в Украине, и кого он может коснуться?, Продолжительность 7,09
Видео, «Пускай платят»: что говорят в России и Европе после остановки поставок газа, Продолжительность 2,56
Самое популярное видео
Видео, «Получили в ответ». Что о мятеже Пригожина думают люди в России и Украине, Продолжительность 1,49
Видео, Ле-Бурже: пять самых интересных новинок, Продолжительность 11,17
Видео, Путь Пригожина: как он не дошел от Ростова до Москвы, Продолжительность 11,08
Видео, Бывший наемник «ЧВК Вагнер» о готовности российской армии к войне, Продолжительность 2,51
Видео, Мятеж, измена, удар в спину.
Главное из обращения Путина о мятеже ЧВК «Вагнер», Продолжительность 2,57
Видео, Казни, шутки и «мясные штурмы»: как Евгений Пригожин устроил свою ЧВК «Вагнер», Продолжительность 14,57
Видео, Митинг против США в Северной Корее. Видео, Продолжительность 1,11
Видео, Как работает «ЧВК Вагнера». Интервью Ильи Барабанова с наемником, Продолжительность 32,19
Видео, Мятеж ЧВК «Вагнер»: что происходит в Ростове-на-Дону?, Продолжительность 2,41
Видео, Воронеж: огонь по вертолету и пожар на нефтебазе, Продолжительность 0,47
Будет ли действовать контракт на транзит газа через Украину после 2024 года? — Центр глобальной энергетической политики Колумбийского университета SIPA
31 декабря 2019 г. «Газпром», Оператор газотранспортной системы Украины (ГТСУ) и Нафтогаз подписали соглашения о продолжении транзита российского газа через Украину на пятилетний период, заканчивающийся в 2024 г. .[1] Соглашение было достигнуто в последнюю минуту и едва предотвратило повторение газового кризиса 2009 года.[2] Его поддержали политические переговоры между лидерами России, Украины и Европы, положившие конец многолетним арбитражным разбирательствам между российскими и украинскими газовыми компаниями. В частности, «Газпром» обязался выплатить 2,9 долл.млрд Нафтогазу после решения арбитража, в то время как все другие арбитражные иски были отклонены Нафтогазом.
Несмотря ни на что, российский трубопроводный газ по-прежнему течет через Украину — в основном в Австрию, Словакию, Италию и Венгрию. Но как долго? В то время как продление на 10 лет после 2024 года было включено в соглашение 2019 года[3], возможность продления транзитного соглашения была неясна[4] — даже до российско-украинской войны — и теперь она стала еще более неопределенной. В этой статье обсуждается возможная судьба контракта и его последствия для различных заинтересованных сторон — стран Европейского союза (ЕС), России и Украины.
При общем годовом объеме поставок российского газопровода в ЕС в 22 млрд куб. Контракт на транзит «отправляй или плати» предусматривал транзит 65 млрд кубометров в 2020 году, а затем 40 млрд кубометров в год в течение 2021–2024 годов. Объемы транзита составляли 55,8 млрд куб. м в 2020 г. и 41,6 млрд куб. м в 2021 г., но упали примерно до 19 млрд куб. оплата всех законтрактованных объемов.[5]
Конструктивные переговоры маловероятны
По всей вероятности, срок действия контракта истекает 31 декабря 2024 года без продления. Всегда возможно ухудшение текущей ситуации до этой даты, в том числе физический износ трубопроводной инфраструктуры. Предыдущие переговоры по контракту включали личное политическое взаимодействие на самом высоком уровне из России, Украины, Европейской комиссии (ЕК), Германии и Франции, причем сейчас стороны вряд ли будут вести конструктивные переговоры. ЕС обязалась прекратить импорт российского газа к 2027 году. В настоящее время страны ЕС ведут переговоры о сокращении импорта российского СПГ[6]. Дальнейшее продвижение к этой цели и прекращение украинского транзита оставит только точку входа «Турецкого потока» в Страндже, способную поставлять в Европу до 15,75 млрд кубометров газа в год. Объемы «Турецкого потока» в настоящее время приближаются к 10 млрд кубометров в год[7]. Если украинский транзит прекратится, поставки трубопроводного газа Газпрома в страны ЕС могут упасть до 10–16 млрд кубометров в год (45–73% от текущего уровня)[8].
Кроме того, 2025 год знаменует собой начало ожидаемого конца глобальной газовой непроницаемости, когда начнутся значительные поставки нового СПГ из Катара и США. Европейские лидеры могут попытаться еще больше сократить поставки российского трубопроводного газа уже в начале 2025 года. Например, Италия[9] и Словакия[10] быстро сокращают свою зависимость от российского трубопроводного газа. Своевременность этих объемов СПГ и температуры зимой 2024–2025 годов повлияют на газовый баланс ЕС, особенно в начале 2025 года. Тем временем Германия перешла с российского газа на СПГ, имея три существующих СПГ-терминала и еще три, как ожидается, будут запущены в течение ближайших двух лет. один год.
Украина не импортирует российский газ и пока не делала официальных заявлений о планах продления транзитного соглашения. Прекращение транзитного соглашения после 2024 года означает, что Украина потеряет доходы от транзита, которые, как ожидается, принесут 7,15 миллиарда долларов в 2020–2024 годах. [11] Идет обсуждение подготовки газотранспортной системы (ГТС) к исправной, технической и финансовой, работе без транзитных потоков российского газа,[12] но признаков политической договоренности об отказе от дальнейших договорных отношений нет с Газпромом.
ГТСУ уже разработал планы по адаптации работы передающей сети к потере объемов транзита.[13] Они включают в себя часть ввода ГТС, реконструкцию 10 приоритетных компрессорных станций, а также реорганизацию потоков ГТС для обслуживания Европы и нужд отечественных потребителей газа. ГТСУ очень заинтересована в том, чтобы европейцы продолжали использовать украинские газотранспортные и газохранилища для повышения безопасности ЕС; [14] В перспективе страна планирует стать поставщиком биометана и водорода. [15] Другим важным аспектом использования ГТС, о котором идет речь, является реконструкция запасных компрессорных агрегатов ГТС в пиковые электростанции, работающие на газе, для ежедневной балансировки пострадавшей от войны энергосистемы[16] и лучшей интеграции возобновляемых источников энергии в сеть. .
Между тем, «Газпром» не был в восторге от продления контракта даже в 2019 году, [17] , поскольку рассчитывал заменить украинский транзит «Северным потоком-2», как только он выйдет на проектную мощность. Однако важно отметить, что после саботажа NordStream 1 и 2 в сентябре 2022 года[18] такой возможности больше не существует.
Альтернативные гибкие модели
Транзит может продолжаться по более гибкой схеме, без жесткой схемы «бери или плати» или резервирования мощностей, если «Газпром» воспроизведет модель, используемую с «Ямал-Европа», и забронирует транзитные мощности на краткосрочной основе. (на месяц вперед или даже на сутки вперед). Еще одна возможность — заключить соглашения с европейскими компаниями, чтобы они получали газ на восточной границе Украины и организовывали транспортные услуги с Украиной на двусторонней основе. Такой дизайн также обсуждался на переговорах в 2019 году., но европейские игроки не были готовы брать на себя все риски, связанные с этой схемой. Сомнительно, найдутся ли сейчас, в разгар полномасштабных боевых действий, желающие.
В обоих случаях, при условии сохранения военной обстановки, транзит, вероятно, может быть ограничен единственным действующим пунктом пропуска (Суджа), так как ГТСУ объявило форс-мажор на другом пункте пропуска (Сохрановка) на востоке Украины в мае 2022 г. Объемы, проходящие транзитом через Украину, скорее всего, останутся ниже текущих уровней, учитывая, что страны прекратят импорт российского газа раньше 2025 года, а затем постепенно сократятся — в основном для снабжения европейских стран, не имеющих выхода к морю, до тех пор, пока они не перестанут зависеть от российского газа.
Несмотря на прежний скептицизм, сохранение потоков недавно получило поддержку со стороны России, и заместитель министра иностранных дел Михаил Галузин настаивал на этом предложении, возможно, надеясь продлить зависимость ЕС от России.[19] Сохранение части украинского транзита может быть поддержано некоторыми европейскими странами, в частности Австрией, у которой нет четкого краткосрочного плана по сокращению импорта российского газа, согласно ЕК. [20] Российский газ составлял 47–74% ежемесячного импорта Австрии в начале 2023 г. (рис. 2). Еще одна страна в зоне риска — Молдова, которая в конце 2021 года продлила долгосрочный контракт с «Газпромом» на пять лет. Хотя Молдова, вероятно, продолжит снижать свою зависимость от российского газа в пользу поставок из ЕС через Румынию или Западную Украину, неясно, сможет ли она быть готова к началу 2025 года.[21]
Даже если некоторые потоки продолжатся после конца 2024 года, на данном этапе маловероятно, что действующее соглашение о транзите будет продлено на аналогичных условиях, учитывая отсутствие политической поддержки. Прямые переговоры между Украиной и Россией о продлении транзитного контракта в нынешних условиях выглядят крайне неправдоподобно. Для заключения новой транзитной сделки потребуется совершенно иная геополитическая среда.
[1] Нафтогаз, «Нафтогаз, ГТСУ и Газпром подписали пакет соглашений об обеспечении транзита российского газа в течение следующих пяти лет», 31 декабря 2019 г., https://www.naftogaz.com/en/news/naftogaz-gtsou-and-gazprom-signed-a-set-of-agreements-to-ensure-russian-gas-transit-over-the-next-five -годы.
[2] Reuters, «Россия и Украина заключили окончательную газовую сделку по транзиту газа в Европу», 30 декабря 2019 г., https://www.reuters.com/article/us-ukraine-russia-gas-deal-idUSKBN1YY1FY .
[3] ICIS, «ГТСУ Украины готовится к арбитражу «Газпром транзит» – генеральный директор», 8 сентября 2022 г., https://www.icis.com/explore/resources/news/2022/09/08/10803638/ukraine- gtsou-готовит-к-газпром-транзит-арбитраж-генеральный директор/.
[4] Начиная с 2015 года и далее «Газпром» скептически относился к продлению транзитного контракта, поскольку планировал перенаправить трубопроводные поставки по обходным водотокам. Forbes, «Газпром отказался продлевать контракт на транзит газа через Украину», 9 июня 2015 г., https://www.forbes.ru/news/290895-gazprom-ne-prodlit-kontrakt-na-tranzit-gaza-ni. -при-каких-обстоятельствах; Воздвиженская А. «Газпром» исключил продление контракта на транзит через территорию Украины», RG.RU, 24 апреля 2018 г., https://rg-ru.translate.goog/2018/04/24/gazprom-iskliuchil- продление-контракта-на-транзит-через-украину.html?_x_tr_sl=ru&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc&_x_tr_hist=true.
[5] ICIS, «ГТСУ Украины готовится к арбитражу «Газпром транзит» – генеральный директор», 8 сентября 2022 г., https://www.icis.com/explore/resources/news/2022/09/08/10803638/ukraine- gtsou-готовит-к-газпром-транзит-арбитраж-генеральный директор/.
[6] High North News, «ЕС начинает консультации по ограничению притока российского СПГ», 5 июня 2023 г., https://www.highnorthnews.com/en/eu-begins-consultations-curb-inflow-russian- долго
[7] На основе данных потока ENTSOG за январь–май 2023 г.
[8] На основе текущих уровней «Турецкого потока» в 2023 г. и максимальной пропускной способности «Турецкого потока» в направлении стран ЕС.
[9] Euractiv, «Италия освободится от российского газа к концу года, говорит министр», 21 марта 2023 г., https://www.euractiv.com/section/politics/news/italy-free-from-russian-gas -на-конец-лет-говорит-министр/.
[10] Euractiv, «Словакия переживет зиму даже без российского газа, говорит министр экономики», 5 апреля 2023 г., https://www.euractiv.com/section/politics/news/slovakia-will-survive-winter -даже-без-российского-газа-говорит-министр-экономики/.
[11] Нафтогаз, «Годовой отчет 2021», 2022 г., https://www.naftogaz.com/short/0ac0b2d1.
[12] С. Крока, «Конец транзита. Как будет работать газотранспортная система Украины без российского газа», 17 января 2023 г., https://delo.ua/ru/energetics/konec-tranzita-kak-budet-rabotat-gazotransportnaya-sistema-ukrainy-bez-rossiiskogo-gaza -409662/.
[13] «Газотранспортная система Украины будет работать в реверсивном режиме, если транзит газа из России прекратится», Украинские деловые новости, 1 сентября 2022 г. , https://ubn.news/the-gas-transmission-system- Украина-будет-работать-в-реверсивном-режиме-если-остановится-транзит-газа-из-россии/.
[14] Акос Лош и Ира Джозеф, «Недоиспользуемые мощности хранения газа в Украине», Центр глобальной энергетической политики, 30 мая 2023 г., https://www.energypolicy.columbia.edu/ukraines-underused-gas-storage- емкость/.
[15] ГТСУ, «Новые газотранспортные возможности в числе приоритетов ГТСУ, – Дмитрий Липпа», 9 мая 2023 г., https://tsoua.com/ru/news/new-gas-transport-opportunities-are-aming -gtsou-priorities-dmytro-lyppa/.
[16] «Российские ракетные атаки могут привести к трем сценариям отключения электроэнергии в Украине», ZN.UA, 24 ноября 2022 г., https://zn.ua/UKRAINE/rossijskie-raketnye-ataki-mohut-privesti-k- трем-сценариям-блекаута-в-украине-forbes.html.
[17] Forbes, «Газпром отказался продлевать контракт на транзит газа через Украину», 9 июня 2015 г., https://www.forbes.ru/news/290895-gazprom-ne-prodlit-kontrakt-na- транзит-газа-ни-при-каких-обстоятельствах.
[18] Технически предполагается, что одна нитка Nord Stream находится в эксплуатации, но ее эксплуатация будет сложной политической задачей.
[19] https://tass.com/politics/1626837, https://www.euractiv.com/section/politics/news/austria-has-yet-to-make-a-clear-plan-to -отвязать-от-российской-газовой-комиссии-говорит/.
[20] Energie.gv.at, «Unabhängigkeit von russischem Gas», дата просмотра 5 июня 2023 г., https://energie.gv.at/hintergrund/unabhaengigkeit-von-russischem-gas.
[21] Татьяна Митрова, «Вопросы и ответы: может ли проевропейская Молдова снизить свою энергетическую зависимость от России?», Центр глобальной энергетической политики, 4 мая 2023 г., https://www.energypolicy.columbia.edu/qa -может-ли-про-европейская-молдова-уменьшить-свою-энергетическую-зависимость-от-россии/.
Забытый потенциал энергоресурсов Украины
Анатолий Амелин, Андриан Прокип и Андреас Умланд
За последние несколько лет будущее энергоснабжения Европы становится все более геополитической темой. Он все больше увязывается с вопросами безопасности, конкурирующими маршрутами транспортировки газа и постоянно напряженными украинско-российскими отношениями. В конце 2019 года Киев заключил новое и выгодное транзитное соглашение с Москвой для передачи сибирского газа в ЕС, отчасти из-за новых санкций США против российских проектов морских трубопроводов. Эта 5-летняя сделка в настоящее время обеспечивает дальнейшее использование части крупной газотранспортной системы Украины, и до тех пор, пока газопровод Газпрома «Северный поток-2» через Балтийское море не будет запущен, украинская газотранспортная система будет иметь некоторые перспективы, использование , и доход.
Эти известные конфронтации и переговоры о разных маршрутах поставок российского газа в ЕС, однако, отвлекли внимание от потенциала собственных запасов газа и нефти Украины, а также связанных с ними хранилищ. Значительные природные ресурсы в сфере энергетики Украины сегодня остаются малоизученными и малоиспользуемыми, несмотря на то, что их использование могло бы дать толчок экономическому росту не только в энергетике, но и в других отраслях экономики страны.
Неиспользованный потенциал
За исключением российских запасов газа в Азии Украина сегодня занимает второе место по величине разведанных запасов газа в Европе. По состоянию на конец 2019 года разведанные запасы Украины составляли 1,09 трлн кубометров природного газа, уступая разве что разведанным ресурсам Норвегии, составляющим 1,53 трлн кубометров. Тем не менее, эти огромные запасы энергии остаются в значительной степени неиспользованными. Сегодня Украина имеет низкий годовой коэффициент использования резервов, составляющий около 2 процентов. Кроме того, более активная разведка может привести к открытию ранее не открытых месторождений газа, что еще больше увеличит общий объем месторождений Украины.
Несмотря на обнадеживающую ситуацию, Украина по-прежнему сильно зависит от импорта газа. Когда СССР начал крупномасштабную добычу газа в Западной Сибири в 1970-х годах, большая часть соответствующих знаний и мощностей в советском секторе разведки и добычи газа была передана из Украины в Российскую советскую республику и некоторые другие восточноевропейские государства. В результате этого оттока опыта оставшиеся газовые ресурсы Украины остались недостаточно освоенными, в значительной степени недоиспользованными и частично неразведанными.
До недавнего времени общее среднегодовое потребление в Украине составляло около 29,8 млрд кубометров (млрд кубометров). Из всей годовой потребности примерно 14,3 млрд м3 приходится на импорт. Таким образом, высвобождение его неиспользованных резервов обеспечит революционное будущее для газового сектора Украины и энергопотребления.
Решительное освоение уже разведанных и доступных ресурсов Украины может привести к существенному увеличению добычи газа в Украине. Повышение не только позволит стране полностью покрыть свои внутренние потребности в газе, но и сделает Украину в значительной степени самодостаточной с энергетической точки зрения. В лучшем случае увеличение добычи может даже позволить Украине начать экспорт газа в соседние европейские государства или через них. Это было бы осуществимо, потому что мощная газотранспортная система Украины означает, что необходимая инфраструктура уже создана для доставки больших объемов газа в ЕС.
По некоторым оценкам, к 2030 году ЕС будет импортировать около 90 процентов потребляемого им газа. Таким образом, в течение следующего десятилетия Брюссель будет все больше стремиться диверсифицировать источники и маршруты поставок газа в Европу. В этом контексте более мелкие или даже перспективные экспортеры газа, такие как Украина, становятся более привлекательными для политиков в Брюсселе: такие новые участники европейского рынка снизят зависимость ЕС от крупных игроков в этой области, тем самым укрепив позиции Европы на переговорах.
Несмотря на огромный потенциал энергоресурсов Украины, существуют нетривиальные затраты на развитие возможностей Украины. Согласно оценочному исследованию Украинского института будущего, для превращения Украины в самодостаточного потребителя энергии и потенциального экспортера потребуется ряд инвестиций на сумму около 19,5 млрд долларов США. Из этой суммы около 3,5 млрд долларов США необходимо для разработки газовых месторождений и строительства трубопроводов, 14 млрд долларов США необходимо вложить в добычу нефти, а 2 млрд долларов США — в переработку нефти.
Общий размер инвестиций, необходимых для достижения цели полной энергетической независимости, составляет значительную сумму по сравнению с относительно небольшим государственным бюджетом и ВВП Украины. Тем не менее, эта сумма равна лишь приблизительным затратам на текущий украинский импорт энергоносителей в течение двух-трех лет. Таким образом, относительно высокая абсолютная стоимость быстро окупится.
Более того, финансовые вложения в энергетический сектор Украины становятся все более привлекательными. За последние несколько лет Украина (часто под давлением МВФ) постепенно сократила искажающее вмешательство государства в газовый рынок. Киев ввел рыночные цены для населения и больше не предоставляет субсидии всем потребителям без разбора. Этот относительно новый внутренний рынок должен сделать финансовое участие в добыче и разведке газа в Украине более привлекательным, чем это было в прошлом, и инвестиционный климат улучшится, как только европейские энергетические рынки восстановятся после вероятного глобального сдерживания COVID-19. пандемии в 2021 году.
Путь вперед
Газотранспортная система Украины продолжит играть ключевую роль в будущем энергетического сектора Украины. Украина обладает одной из самых развитых и всеобъемлющих газотранспортных инфраструктур среди всех стран мира, как с точки зрения внутренних поставок, так и с точки зрения экспортных мощностей. Украинская система транзита газа является наследием советской энергетической экспансии в Европу, частично результатом германской Neue Ostpolitik (Новая восточная политика) 1970-х гг. Долгое время Украина служила основным коридором для переброски советского, а затем российского, а также среднеазиатского газа во многие европейские государства. Текущее использование этой мощности намного ниже, чем десять лет назад, из-за завершения строительства первого газопровода «Северный поток» в 2012 году, растущего внедрения возобновляемых источников энергии и текущего экономического спада; однако украинские трубопроводы и компрессорные станции по-прежнему готовы к использованию и обладают значительной пропускной способностью, помимо простой доставки российского или туркменского газа в ЕС.
Значительную часть многоплановой газовой инфраструктуры Украины составляют огромные подземные хранилища газа, которые страна контролирует. Лишь частично используемые украинские мощности по хранению природного газа составляют более 31 млрд кубометров. В случае полной эксплуатации Украина может гипотетически добавить почти одну треть к примерно 100 миллиардам кубометров хранилищ, которыми в настоящее время располагают страны-члены ЕС в целом. Таким образом, неудивительно, что консалтинговая компания по энергетике Wood Mackenzie недавно предположила, что Украина держит ключ к текущему кризису хранения газа в Европе. В результате COVID-19пандемии мировые цены на газ резко упали, но в хранилищах ЕС не хватает места, чтобы в полной мере воспользоваться ситуацией. Чтобы ослабить опасения иностранных инвесторов по поводу инвестиций в Украину, в конце 2019 года страна приняла некоторые поправки к соответствующим законам и директивам — нормативные изменения, которые должны облегчить иностранным фирмам использование имеющихся складских мощностей. В ответ за девять месяцев 2020 года иностранные энергетические компании закачали в Украину для хранения 7,9 млрд кубометров газа, что в несколько раз превышает объем хранения иностранного газа в Украине за весь 2019 год..
Водород – еще один новый горизонт для слаборазвитой энергетики Украины. Сегодня различные газораспределительные компании изучают возможности украинских трубопроводов в надежде переоборудовать часть существующей инфраструктуры для доставки водорода своим клиентам в будущем. ЕС определил Украину в качестве приоритетного партнера для будущего сотрудничества в области использования водорода для улучшения энергоснабжения и безопасности Союза.
Еще одним видом энергии с высоким потенциалом в Украине является биогаз. В настоящее время страна имеет достаточные мощности для производства около 10 миллиардов кубометров биогаза в год, что примерно эквивалентно количеству природного газа, который Украина ежегодно импортирует. Учитывая растущий в настоящее время сельскохозяйственный сектор Украины, ее мощности по производству биогаза могут увеличиться. Эта способность рассчитана на будущее: при смешивании биогаза с водородом образуется биометан — экологически чистая форма энергии, не содержащая углекислого газа.
Увеличение внутреннего производства природного газа, биогаза, водорода и биометана в Украине не только снизит или даже устранит зависимость Украины от импорта энергоресурсов. Это также создаст новую и мощную экспортно-ориентированную отрасль в экономике Украины, а также даст импульс для более сильного роста в других секторах. В то же время ЕС выиграет от диверсификации своих источников поставок газа и от приобретения нового крупного энергетического партнера в непосредственной близости. Более того, такое сотрудничество укрепит экономические связи Брюсселя с Киевом и снизит потребность в западной поддержке украинского государства. Решительное развитие неиспользованных резервов Украины в производстве, экспорте и хранении энергии будет в интересах всех вовлеченных сторон.
Анатолий Амелин — один из соучредителей Украинского института будущего в Киеве, директор экономических программ.
Leave a Reply