Право Европейского Союза | Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА
Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 835–836.
Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А.
Право Европейского Союза
Право Европейского Союза (EU law; European Union law) – уникальный правовой феномен, сложившийся в ходе развития европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза, результат реализации наднациональной компетенции институтов Европейского Союза. Право Европейского союза представляет собой специфический правопорядок, правовую систему сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств-членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Автономность Права Европейского Союза подтверждена рядом решений Суда Европейских сообществ.
Термин «право Европейского Союза» употребляется с начала 1990-х гг. с появлением Европейского Союза, до этого сложившийся правовой массив обозначался как «право Европейских сообществ», «право Европейского сообщества», хотя последние понятия не равнозначны понятию «право Европейского Союза». Некоторые ученые рассматривают понятие «право Европейского Союза» как синоним более широкого понятия «Европейское право», используемого в узком смысле.
Центральным звеном, ядром права Европейского Союза и права Европейских сообществ является право Европейского Сообщества (право ЕС). Стержнем же, несущей конструкцией права ЕС являются принципы права ЕС – исходные положения наиболее общего характера, определяющие смысл, содержание, реализацию и развитие всех остальных норм права ЕС.
Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие принципы права ЕС. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права ЕС и принцип прямого действия права ЕС. Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов, нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов, действие норм права Сообщества без какой-либо трансформации в правопорядок государства-члена. Данные принципы были выработаны практикой Суда путём толкования учредительных документов организации. К числу общих принципов права ЕС относятся принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.
Право Европейского Союза обладает оригинальной системой источников. Формы (источники) права Европейского Союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. Система источников права Европейского Союза включает в себя две группы актов – акты первичного права и акты вторичного права.
К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.
Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г., Римский договор, учреждающий ЕС 1957 г., Римский договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г., так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для Европейского Союза. К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г. На Конференции государств-членов, завершившейся11 декабря 2000 г. в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительные договоры Союза (Ниццкий договор 2001 г.). Эти изменения были окончательно оформлены 14 февраля 2001 г.
К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты принимаемые на основе учредительных договоров. В определении источников вторичного права мы наблюдаем столкновение подходов к пониманию источников в континентальной и англо-саксонской правовых семьях (признание в качестве источников юрисдикционных актов), а также влияние концепции источников в международном праве.
Вторичное право Европейского Союза имеет своими источниками различные категории правотворческих форм. Первая категория актов вторичного права – это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС. Вторая категория – это индивидуальные акты, к ним относятся решения (кроме общих решений ЕОУС). Третья категория – это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации (кроме рекомендаций ЕОУС) и заключения. Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. К данной категории актов относятся принципы и общие ориентиры, общая позиция, совместная акция, общая стратегия. Отдельную категорию актов составляют юрисдикционные акты – решения Суда. К источникам вторичного права относятся акты sui generis – «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция). Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты, в неё входят решения и акты представителей государств-членов, конвенции между государствами-членами заключенные на основе учредительных договоров, международные договоры Европейского Союза.
Своеобразие Европейского Союза предопределяет и структурные особенности права Европейского Союза. Структуру права Европейского Союза составляют несколько взаимосвязанных друг с другом элементов. Элементами данной структуры являются учредительные договоры Европейского Союза, положения о правах и основных свободах человека, нормы, принятые по ОВПБ и СПСО, а также право Европейских сообществ.
В праве Европейского Союза сегодня наблюдаются тенденции кодификации и совершенствования (Enforcement). Лаакенская декларация 2001 г., принятая на саммите глав государств/правительств государств-членов в рамках Европейского совета подчёркивает необходимость реформы источников первичного и вторичного права Европейского Союза, упрощения правовых форм и создания на основе учредительных договоров Европейского Союза и Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. полноценной Конституции Европейского Союза. (См. также: Европейский Союз).
д. ю.н., проф. Кашкин С.Ю., к.ю.н. Калиниченко П.А.
Использованная литература и информационные ресурсы
1. Европейское право: Учебник / Энтин Л.М. (отв. ред.). – М.: Норма, 2000.
2. Капустин А.Я. Европейский союз: интеграция и право – М.: РУДН, 2000.
3. Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. Кашкина С.Ю. М. 1997.
4. Право Европейского Союза: Документы и комментарии / Отв. ред. Кашкин С.Ю. М., 1999.
5. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998.
6. Шенгенские соглашения. М. 2000.
7. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий. М. 2001.
8. http://europa.eu.int
9. http://eulaw.edu.ru
404 Not Found
- Главная
|
|
Территориальный статус стран ЕС и некоторых территорий
Страна ЕС / территории, связанные со странами ЕС
В таблицах ниже приведен список стран ЕС и определенных территорий, где применяются или не применяются правила ЕС, регулирующие таможенные пошлины, НДС и акцизы.
Страна ЕС/территории, связанные со странами ЕС | Территория ЕС | Применяются таможенные правила2 014 VAT rules apply | Excise rules apply | | ||
Austria | yes | yes | yes | yes | ||
Belgium | Да | Да | Да | Да | ||
Bulgaria |
| yes | yes | yes | yes | |
Croatia | yes | yes | yes | yes | ||
Кипр 1 | Да | Да | Да | |||
Czech Republic | yes | yes | yes | yes | ||
Denmark | yes | да | да | да | ||
Дания / Фарерские острова | no | no | no | |||
Denmark / Greenland | no | no | no | no | ||
Estonia | Да | Да | Да | Да 9005 | ||
Finland | yes | yes | yes | yes | ||
Finland / The Åland Islands | yes | yes | NO | NO | ||
Франция | Да | Да | yes | yes | ||
France / French overseas territories | no | no | no | no | ||
France / Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Майотта, Сен-Мартен | да | да | нет | нет | ||
Germany | yes | yes | yes | yes | ||
Germany / The Island of Heligoland | yes | № | № | № | ||
Германия / Территория Бюзинген 10004 yes | no | no | no | |||
Greece | yes | yes | yes | yes | ||
Greece / Mount Athos | Да | Да | Нет | Да | Да | |
Hungary | yes | yes | yes | yes | ||
Ireland | yes | yes | yes | Да | ||
Италия | Да | Да | Да | yes | ||
Italy / Livigno | yes | no | no | no | ||
Italy / Campione d’Italia | Да, | Да | № | Да | ||
Италия / Итальянские водоснабжения Lake Lugano 9000 | yes | yes | no | yes | ||
Latvia | yes | yes | yes | yes | ||
Lithuania | Да | Да | Да | Да | 0014 | |
Luxembourg | yes | yes | yes | yes | ||
Malta | yes | yes | да | да | ||
Нидерланды | да | yes | yes | |||
Netherlands / Netherlands Antilles | no | no | no | no | ||
Poland | да | да | да | да | yes | yes | yes | yes |
Portugal / Azores | yes | yes | yes | да | ||
Португалия / Мадейра | да | да | yes | |||
Romania | yes | yes | yes | yes | ||
Slovakia | yes | да | да | да | ||
Словения | yes | yes | yes | |||
Spain | yes | yes | yes | yes | ||
Испания / CEUTA | Да, | № | NO | NO | ||
NO | ||||||
0011 Spain / Melilla | yes | no | no | no | ||
Spain / The Canary Islands | yes | yes | NO | NO | ||
Швеция | Да | Да | Да | Да | Да | yes |
Other countries or territories
Other countries or territories | Specific rules | EU Treaties | Таможня | НДС | Акциз |
Monaco | Treated as territory of France for customs, VAT and excise purposes | no | yes | yes 3 | yes 3 |
Сан-Марино | Рассматривается как территория Италии для таможенных и акцизных целей0014 | yes | no | yes 3 | |
UK Sovereign Base Areas of Akrotiri and Dhekelia | Treated as territory of Cyprus for customs, VAT and excise purposes | no 4 | yes | yes 3 | yes 3 |
Gibraltar | . .. | no | no | no | no |
Andorra | … | no | NO | NO | NO |
Ватикан. NO | NO | NO | |||
Северная Ирландия | , рассматриваемые как территория EU для EU, VAT (только для товаров) и Excize 99494949499499499499494949949949494994949499494994 9004 9004 9004 9004 4949494949494949494949.494 94 94. | да | Частично только товары | да |
НДС 90 Территории ЕС
1 Какой НДС применяется к товарам, прибывающим с территорий ЕС, на которые не распространяются правила ЕС по НДС?
Товары в свободном обращении, поступающие с этих территорий, облагаются НДС на импорт страны ЕС, в которую они прибывают.
Это связано с тем, что страны ЕС обязаны рассматривать товары с этих территорий так же, как товары, поступающие из-за пределов ЕС.
( Статьи 274-277 Директива по НДС )
Какой НДС применяется к товарам, вывозимым на территории ЕС, на которые не распространяются правила ЕС по НДС?
Товары, вывозимые на эти территории, подлежат экспортным формальностям и для целей НДС считаются вывозимыми за пределы территории ЕС.
( Статья 278-280 Директива по НДС )
Какие правила НДС применяются на территориях, не подпадающих под действие правил ЕС?
На этих территориях действуют национальные правила: страна ЕС может решить не применять какой-либо НДС, применять другие ставки НДС на других условиях, чем на остальной части ее территории, или применять те же ставки НДС, что и на остальной части ее территории.
Какие правила НДС применяются в Северной Ирландии?
См. вкладку «Соглашение о выходе» на следующей веб-странице: ЕС-Великобритания: новые отношения
В помощь предприятиям Комиссия опубликовала подробные инструкции по широкому кругу конкретных тем. В области таможни, НДС и акцизов соответствующие инструкции можно найти ниже:
- Акцизные сборы
- Налог на добавленную стоимость (НДС) – товары
- Налог на добавленную стоимость (НДС) – услуги
- Таможня, включая преференциальное происхождение
- Приложение — Сценарии бизнес-экспорта
- Использование кодов геономенклатуры GB и XI
Полный список уведомлений о готовности доступен здесь.
Последствия Brexit | Европейская комиссия
1 Как определено в положениях Акта о присоединении 2003 года.
2 Договоры ЕС применяются в ограниченной степени, как указано в статье 355(5)(c) ДФЕС.
3 Правила применяются только к транзакциям в эти страны или территории и из них.
4 Договоры ЕС применяются в ограниченной степени, как указано в статье 355(5)(b) ДФЕС.
Территории ЕС с особым статусом
На данный момент в ЕС входят 27 государств-членов, также именуемых «ЕС 27». Некоторые из этих 27 стран ЕС исторически связаны с районами за пределами Европы. В приложении , вы найдете обзор государств-членов, имеющих дополнительные территории.
Как упоминалось в нашей статье о том, какие страны являются частью ЕС, некоторые страны представляют собой нечто большее, чем «просто» государства-члены, расположенные в Европе. Эти «особые территории» по историческим, географическим или политическим причинам имеют особый статус внутри или за пределами ЕС.
Есть 32 специальные территории государств-членов ЕС. Их можно разделить на 3 разные категории:
- Внешний регион сообщества (OMR)
- Заморские страны и территории (OCT)
- Особые случаи
1. Крайний регион (OMR)
Девять крайних регионов являются частью ЕС и частью единого рынка ЕС. OMR расположен на значительном расстоянии от основных государств-членов. В результате OMR может отличаться от определенных политик ЕС.
В 2007 году Лиссабонским договором был подтвержден правовой статус этих OMR. В настоящее время OMR:
Франция:
- Французская Гвиана
- Гваделупа
- Мартиника
- Сен-Мартен
- Реюньон
- Майотта
Португалия:
- Азорские острова
- Мадейра
Испания:
- Канарские острова
Эти OMR являются частью ЕС. Однако важно отметить, что в первую очередь эти OMR подпадают под юрисдикцию соответствующего государства-члена. Если, например, Франция решит выйти из ЕС, OMR тоже выйдет. См. , приложение для обзора территорий, подпадающих под действие «Единого рынка ЕС».
— Французские заморские территории подчиняются французскому законодательству и рассматриваются, по большей части, как неотъемлемая часть Французской Республики. Валютой является евро, но они находятся за пределами Шенгенской зоны и зоны НДС ЕС.
— Португальские OMR в соответствии с законодательством Португалии рассматриваются как автономные регионы. Азорские острова и Мадейра отклоняются от применения законодательства ЕС в отношении налогообложения, рыболовства и транспирации. Португальские OMR находятся в зоне НДС ЕС, но имеют более низкий НДС, чем в остальной части Португалии.
— Испанские Канарские острова образуют автономные сообщества в соответствии с испанским законодательством. Однако они находятся за пределами зоны НДС ЕС.
2. Заморские страны и территории (OCT)
Существует 13 регионов заморских стран и территорий (OCT). OCT не являются частью ЕС или Единого рынка ЕС. Это означает, что они могут иметь собственное законодательство о продуктах. У них есть возможность подписаться под определенным законодательством ЕС (см. ниже). OCT — это зависимые территории, которые имеют «особые отношения» с одним из государств-членов ЕС.
OCTA
OCT совместно основали OCTA (Ассоциацию заморских стран и территорий). Целью OCTA является улучшение экономического развития и сотрудничества между OCT и ЕС. В соответствии с законодательством ЕС OCT имеют возможность согласиться с положениями ЕС об определенной свободе передвижения для работников и свободе учреждения. 25 июня 2008 г. был подписан Договор о сотрудничестве между ЕС и OCTA. OCTA содержит подробные правила и процедуры, например, в отношении образования и обучения, общественного здравоохранения, туризма и культуры, а также цифровой доступности (Решение (ЕС) 2021/1764),
В настоящее время 13 OCT Европейского Союза и их государств-членов:
Франция:
- Французская Полинезия
- Новая Каледония
- Уоллис-э-Фортуна
- Сен-Бартельми
- Сен-Пьер-э-Микелон
- Французские южные и антарктические земли
Дания:
- Гренландия
Королевство Нидерландов:
- Аруба
- Бонайре
- Кюрасао
- Саба
- Синт-Эстатиус
- Синт-Мартен
3.
Leave a Reply