Эдди де Смайтер | Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА
Эдди де Смайтер
2000 г.
Россия и Европейский Союз: история и перспективы сотрудничества
(заметки европейского эксперта)
«Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой без границ, необходима для обеспечения продолжительного мира на континенте». Любой русский, западный или европейский гражданин легко увидит, что это утверждение было сделано очень недавно. На самом деле, никто может представить себе лидера Советского Союза или лидера какой-либо из стран западной Европы, который бы позволил себе сделать подобное заявление 15 лет назад. До середины 1988 г., СССР и Европейские Сообщества пребывали в отношениях «бесполезного» безразличия. Последнее десятилетие напротив, свидетельствует о развитии отношений конструктивного сотрудничества. И Россия, и Европейский Союз понимают, что они могут справиться с общими Европейскими проблемами только на основе взаимного сотрудничества. Выработанная в 1999 г. Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России, процитированная выше, подчеркивает достигнутое взаимопонимание.
Следующий краткий обзор отношений между СССР/Россией и Европейскими Сообществами/Европейским Союзом показывает, как два Европейских гиганта, сначала боявшиеся друг друга, наконец, обнаружили, что они необходимы друг другу.
Отношения между Советским Союзом и Европейскими Сообществами (1952–1991 гг.)
Первоначально, торговая политика Европейского Сообщества по отношению к Советскому Союзу сдерживалась преобладающе односторонними, и чрезвычайно ограничительными, правилами экспорта и импорта товаров. Вместе с другими странами Совета экономической взаимопомощи (CЭВ) СССР не вступал в прямые торговые отношения с Сообществом, потому что он считал CЭВ, единственным авторитетом в этой области. Сообщество, в свою очередь, отказывалось признать СЭВ в качестве торгового партнера.
Только после появления Горбачева, Сообществу удалось начать строительство своей «Восточно-европейской политики», основанной, с одной стороны, на чисто деловых отношениях с СЭВ, с другой – на соглашениях о торговле и экономическом сотрудничестве с отдельными странами-участницами СЭВ. Сообщество подписало 25 июня 1988 г. с СЭВ совместную Декларацию, которая ознаменовала юридическое признание Сообщества СЭВ и входящими в него странами[1]. Декларация также предоставила СССР возможность выйти за узкие рамки торговых взаимоотношений внутри СЭВ и сделать важный шаг на пути к нормальным международным экономическим отношениям. На начальной стадии взаимоотношений между Европейскими Сообществами и СССР нормализация экономических связей между Европейскими Сообществами и СССР была ключевой идеей. Она лежала в основе, как западноевропейских программ односторонней помощи, так и двусторонних соглашений между Европейскими Сообществами и СССР.
19 декабря 1989, менее чем через полгода после подписания Совместной Декларации между СЭВ и ЕС, Советский Союз заключил Соглашение о торговле и сотрудничестве с Европейскими Сообществами[2]. Соглашение предусмотрело четкие сроки для постепенного и полного устранения Сообществом количественных ограничений на импорт из Советского Союза товаров (за исключением текстиля, каменного угля и стали). Соглашение о торговле и сотрудничестве содержало раздел, призванный обеспечить структурный рост производительных сил в экономике СССР и поддержку среднесрочных и долгосрочных перспектив расширения двусторонней торговли между договаривающимися сторонами. С этой целью была создана специальная институционная структура, в которую входили Совместные комитеты, формируемые из равного числа участников с каждой стороны, призванные осуществлять реализацию Соглашения с учетом динамично меняющейся обстановки.
В 1989 г. Европейский Совет принял решение о поддержке экономических и политических реформ в странах Центральной Европы в рамках программы PHARE[3]. На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990 г. было достигнуто соглашение о финансовой поддержке Европейскими Сообществами экономических реформ в СССР. Предусмотренная для реализации этой цели программа TACIS была направлена на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования. Экономическая и техническая помощь, главным образом, обеспечивалась посредством финансирования договоров о сотрудничестве и создания технических связей для передачи ноу-хау. С целью оптимизации этого процесса Совет выбрал некоторые секторы экономики, которые наиболее отвечали критериям целесообразности выделения средств.
Сообщество также предоставляло кредиты через Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ) и, более косвенно, путем своего участия в Европейском Банке Реконструкции и Развития (ЕБРР)[4]. Используя систему льготных кредитов, ЕБРР поддерживает экономические и политические реформы в России. После консультаций с МВФ и Всемирным Банком он способствовал улучшению конкурентоспособности России, путем эффективных инвестиций в российский частный сектор. Эта деятельность осуществлялась с целью ускорения перехода к рыночно ориентированной экономике и развития многопартийной демократии, плюрализма, защиты прав человека и свободы печати.
Сообщество приняло ряд односторонних мер, направленных на развитие торговых отношений с Россией. В основном они представляли собой предоставление общих торговых предпочтений (ОТП) российской продукции. Несмотря на то, что ОТП обычно используются в рамках политики Сообщества по оказанию помощи развивающимся странам, с 1990 г. Совет включил Советский Союз в список стран, пользующихся ОТП, что было предпринято с целью оказания ему помощи при переходе к рыночной экономике.
Кроме этих экономических мер, и поскольку Европейское Сообщество также хотело усилить взаимопонимание между россиянами и гражданами Европейского Союза, была организована Программа для передвижения студентов и преподавателей вузов – ТЕМПУС[5].
Отношения между Россией и Европейским Союзом (1992–2000)
Разрушение коммунистических структур, обеспечивавших экономическую и политическую стабильность в Центральной и Восточной Европе (распад СЭВ и Варшавского договора весной 1991 года) и в самом Советском Союзе в конце 1991 года, привело к образованию опасного вакуума власти. Поскольку прежние соглашения о торговле и сотрудничестве были недостаточны для поддержания экономического благосостояния и политической стабильности в России, Сообщество разработало в отношении России новую политику. Надо отметить, что политика Сообщества в отношении стран, входящих в Содружество Независимых Государств (включая и Россию), не была направлена на столь далеко идущие цели, как политика того же Сообщества в отношении государств Центральной Европы. Основной причиной такого положения было то, что страны СНГ, включая Россию, не собирались вступать в Сообщество, да и Сообщества никогда не намеривались заключать с ними соглашения, распространяющие принципы внутреннего рынка ЕС на части бывшего Советского Союза. В результате, Сообщество решило в развитие Соглашения о торговле и сотрудничестве с СССР 1989 г. заключить соглашения о партнерстве и сотрудничестве с десятью республиками бывшего Советского Союза.
Первым соглашением о партнерстве и сотрудничестве, вступившим в силу, было соглашение с Россией от 1 декабря 1997 г[6]. Это соглашение в основном базируется на формах сотрудничества, использовавшихся в соглашении о торговле и сотрудничестве с СССР 1989 г. Кроме того, Соглашение содержит значительно более смелые меры, направленные на либерализацию торговли[7]. Начальным этапом для таких мер является установление режима наибольшего благоприятствования между Россией и ЕС, который впоследствии может привести к созданию зоны свободной торговли. [8] Соглашение о партнерстве и сотрудничестве не включает в себя рамочных положений, позволяющих осуществлять свободу передвижения трудящихся между ЕС и Россией. Напротив, Россия входит в список государств, не являющихся членами ЕС, граждане которых обязаны иметь визу для пересечения внешних границ Европейского Союза.[9]
Новшеством, содержащимся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, является глава о структурном политическом диалоге. Такой диалог должен гарантировать существование форума, в котором Россия и ЕС смогут обсуждать вопросы, представляющие интерес для обеих сторон. По большей части это – политические вопросы и вопросы, связанные с безопасностью. Соглашение содержит положения об институциональной структуре, состоящей из Совета по сотрудничеству[10], Комитета по сотрудничеству и Парламентского комитета по сотрудничеству. Все эти органы призваны обеспечивать реализацию этого Соглашения.
Помимо этих двусторонних соглашений Европейские Сообщества также приняли ряд многосторонних документов. Например, Хартия по энергии дает возможность Центрально- и Восточноевропейским странам развивать свой потенциал в качестве поставщиков энергии, одновременно помогая обеспечивать гарантированные поставки энергии[11].
Распад Советского Союза никак не сказался на односторонних мерах, позитивными результатами которых пользовался СССР. Наоборот, они стали автоматически применяться к возникшим в результате распада новым государствам. Это означает, что Россия по-прежнему получает финансовую и техническую помощь по программе ТАСИС[12], сохранила преимущества по общим тарифным преференциям Сообщества[13], получает займы от ЕМБ и ЕБРР[14] и выгоды, вытекающие из программы ТЕМПУС[15].
С вступлением в силу Амстердамского договора в Мае 1999 г. у Европейского Союза появился новый инструмент, укрепляющий его общую внешнюю политику и политику безопасности по отношению к третьим странам. Этот инструмент называется «Общая стратегия». В июне 1999 г. Европейский Союз принял свою первую Общую стратегию, которая подчеркивает большое значение России для Европейского Союза[16].
Согласно этой Общей стратегии более тесное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом – единственный путь решения задач, которые стоят перед Европой как континентом. Следовательно, Европейский Союз надеется, что он сможет внести свою лепту в укрепление демократии, законности, строительство правового государства и в поддержку институтов гражданского общества в России[17], в интеграцию России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Запланированное сотрудничество должно привести к наиболее эффективному разрешению общих задач, таких как энергетическая и ядерная безопасность, окружающая среда и здоровье, а также борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, незаконной торговлей людьми и наркотиками. ЕС считает, что это единственно возможный путь укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами[18].
Заключительные положения
Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России – стратегия с добрыми намерениями, но еще не обретшая завершенные формы. Она подчеркивает общность судеб России и Европейского Союза, и каждый, кто может что-то привнести в это будущее – морально обязан это сделать. Единственный путь который в принципе неприемлем в отношениях между Россией и Европейским Союзом – это конфронтация.
Книга, которую вы держите в руках, является конкретным вкладом в дело достижения паневропейского взаимопонимания. Она дает возможность русским юристам познакомиться с правовой системой Европейского Союза. Краткий экскурс в историю демонстрирует громадное значение и перспективы развития отношений в области права между Россией и Европейским Союзом – двумя крупнейшими партнерами на континенте. По мере того, как европейское право будет все более необходимо в деятельности современных русских юристов (так же как правовая система России будет становиться все более важным объектом изучения юристов Западной Европы), им все больше будут требоваться базовые знания европейского права.
Понимание зарубежной правовой системы прежде всего требует обстоятельного изучения основополагающих документов, на которых эта система строится. Предлагаемая вашему вниманию книга содержит великолепную подборку документов, которые составляют правовой фундамент Европейского Союза. Кроме того, комментарии и дающиеся в статьях разъяснения позволяют, как юристам-практикам, студентам, так и всем интересующимся правом ЕС осмыслить эти документы в широком европейском правовом контексте.
Надо отдать должное руководству Московской Государственной Юридической Академии, создавшему одну из первых в России специализированную кафедру Права Европейского Союза, что позволило сформировать работоспособный авторский коллектив и войти в число лидеров в этой области. Вместе с опубликованной в 1997 г. коллективом этой кафедры книгой «Основы права Европейского Союза», настоящее издание представляет собой прекрасный набор материалов, как для студентов, изучающих европейское право, так и для практикующих русскоязычных юристов, для которых право Европейского Союза будет все больше становиться частью их профессиональной деятельности.
Пусть эта книга станет для российских юристов не только полезным путеводителем в лабиринте европейского права, но и шагом к взаимному познанию неповторимой индивидуальности правовых систем друг друга и созданию единой Европы.
Профессор Левенского Университета
Эдди де Смайтер
[1] OJ, 1988, L 157. – P. 35
[2] OJ, 1990, L 68. – P.3.
[3] OJ, 1989, L 375. – P. 11.
[4] Соглашение об образовании ЕБРР было одобрено Сообществом Решением Совета 90/674/ЕЭС от 19 ноября 1990 г. (OJ, 1990, L 372, стр. 4). ЕИБ одобрил это же соглашение решением Совета Директоров от 11 июня 1990 г. (OJ, 1990, L 377, стр. 3). ЕБРР начал действовать с 15 апреля 1991 г. У него имеется 59 акционеров, в том числе, Россия, Европейское Сообщество, государства-члены Европейского Союза и ЕИБ. Поскольку Европейскому Сообществу, государствам-членам Европейского Союза и ЕИБ принадлежат 57% капитала ЕБРР, они занимают важнейшее место в Совете Директоров. Ст. 26 Соглашения о ЕБРР предусматривает, что 11 из 23 членов Совета Директоров избираются Управляющими, представляющими Европейское Сообщество, государства-члены Европейского Союза и ЕИБ.
[5] Решение Совета 90/223/ЕЭС от 1 мая 1990 г. О Транс-Европейской программе передвижений для университетских занятий (TEMPUS), (OJ 1990, L 131, стр. 21).
[6] Соглашение было подписано 24 июня 1994 г. (OJ 1997, L 327, стр. 3). Одной из причин столь длительной ратификации Соглашения ЕС было то, что из-за наличия главы о политическом диалоге все государства-члены ЕС должны были ратифицировать это Соглашение. Однако, 17 июля 1995 г. было заключено временное соглашение по торговле и связанных с нею вопросах, благодаря которому с 1 января 1996 г. остальные положения Соглашения о сотрудничестве могли применяться на временной основе (OJ 1995, L 247, стр. 1).
[7] В добавление к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия и ЕС заключили несколько соглашений, касающихся определенных отраслей промышленности. См., например, Соглашение о торговле некоторыми товарами из стали между ЕОУС и Россией (OJ 1997, L 300, стр. 51), вступившее в силу 13 октября 1997 г., и Соглашение о торговле текстильной продукцией между Россией и ЕС (OJ 1998, L 169, стр. 1), которое начало применяться с 1 мая 1998 г. Основными торговыми партнерами России являются Германия, Италия и Франция. Основными статьями экспорта из России являются топливо, минералы, нефтепродукты и черные металлы. Основными статьями экспорта из ЕС являются оборудование, химическая продукция и оборудование для транспорта. Россия является шестым по значению торговым партнером Европейского Союза.
[8] См. Положения ст. 3 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В связи с юридической природой ОТП, страны, с которыми ЕС заключает договор о зоне свободной торговли, исключаются из списка стран, к которым применяются ОТП.
[9] Регламент Совета 574/1999/ЕС от 12 марта 1999 г., определяет третьи страны, чьи граждане должны обладать визами при пересечении внешних границ Европейского Союза (OJ, 1999, L 72,. – P. 2).
[10] Регламент Совета по сотрудничеству опубликован в OJ 1998, L 87, стр. 17.
[11] См. решение Совета и Комиссии 98/181 от 23 сентября 1997г. о заключении Хартии по энергии и Протокол Хартии по энергии о достаточности энергии и связанным с ней аспектам окружающей среды (OJ 1998, L 69, P. 1).
[12] С 1991 по 1996 гг. помощь, оказываемая России по программе ТАСИС составила более 1000 миллионов евро. Один из наиболее важных проектов ТАСИС касается ядерной безопасности, см., например, Решение Совета 1999/25 от 14 декабря 1998 г., по которому принята программа на несколько лет (с 1998 по 2002 гг.) относительно действий в ядерном секторе, связанная с безопасностью транспортировки радиоактивных материалов и промышленным сотрудничеством, с целью обеспечения безопасности ядерных установок в странах, участвующих в программе ТАСИС (OJ, 1999, L 7. – P 31). 29 декабря 1999 г. Совет принял Регламент 99/2000, касающийся партнерской помощи государствам Восточной Европы и Центральной Азии (OJ, 2000, L 12. – P 1). Этот регламент будет служить юридической основой программы ТАСИС на период 2000-2006 гг. Помимо этой технической помощи ЕС, с 1991 по 1996 гг., предоставил помощь в размере 354 миллиона евро на продукты питания и медикаменты и 28 миллионов евро на гуманитарную помощь.
[13] См. многолетний план общих тарифных преференций (1995-2005 гг.), вступивший в силу на период с 1 июля 1999 г. по 31 декабря 2001 г., в соответствии с регламентом Совета 2820/98 (OJ 1998, L 357).
[14] В конце 1995 г. ЕБРР выделил 2200 миллионов долларов США в виде кредитов.
[15] Решением Совета 1999/311 от 29 апреля 1999 г. началась третья фаза трансевропейского плана по сотрудничеству в сфере высшего образования – ТЕМПУС III на 2000-2006 гг. (OJ, 1999, L 120. – P. 30).
[16] Общая стратегия 1999/414/CFSP ЕС по России от 4 июня 1999 г. (OJ, 1999, L 157. – P.1).
[17] Оговорка об уважении прав человека и демократии включена в качестве существенного элемента в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это означает, что любая договаривающаяся сторона может в одностороннем порядке выйти из соглашения, если эти принципы не соблюдаются.
[18] См. в частности, Совместное действие Совета 1999/878/CFSP от 17 декабря 1999 г., принявшего Программу о сотрудничестве ЕС в деле нераспространения и сокращения оружия в Российской Федерации (OJ 1999, L 331, P. 11).
Макрон: «Европейское политическое сообщество» не предполагает участия в нем России
24 июня 2022, 13:30
ПАРИЖ, 24 июня. /ТАСС/. Проект «Европейского политического сообщества» не предполагает участия в нем России. Об этом заявил в пятницу президент Франции Эмманюэль Макрон на пресс-конференции по итогам саммита ЕС в Брюсселе.
«На востоке Европы сообщество будет охватывать Украину и Молдавию. В этом его отличие от более инклюзивных проектов, в частности «Европейской конфедерации», которую предлагал Франсуа Миттеран, — отметил президент Франции, выступление которого транслировалось в Twitter Елисейского дворца. — Эта конфедерация должна была быть альтернативой расширению и предполагала российское участие. В нашем проекте сообщества мы это не предлагаем».
В начале 1990-х годов занимавший тогда пост президента Франции Франсуа Миттеран выступал с идеей европейской конфедерации, которая отчасти была альтернативой ЕС. «Но эта идея не удалась», — заметил французский лидер.
«Вчера на саммите ЕС мы долго обсуждали проект «Европейского политического сообщества» и пришли к единогласию. Нам необходим форум для работы, обмена мнениями с тем, чтобы продвигаться по всем актуальным вопросам с теми, кто разделяет европейские ценности», — сказал французский лидер.
Он отметил, что «вместе с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и председателем Евросовета Шарлем Мишелем подготовит список тем, которые представляют общий интерес». «Мы пригласим к обсуждению страны — от Исландии до Украины: страны, входящие в европейксое экономическое пространство, страны, которые недавно покинули Евросоюз, страны, которые хотят в него вступить, страны Восточных Балкан, которые пока не имеют статуса кандидата на вступление в ЕС, страны Восточного партнерства, которые имеют или пока не имеют перспективу вступления», — подчеркнул французский президент.
О французском предложении
9 мая президент Франции выразил мнение, что Украина имеет возможность получить статус кандидата в члены Евросоюза в ускоренном порядке, но процесс вступления может занять годы или даже десятилетия. На конференции о будущем Европы в Страсбурге Макрон предложил создать в связи с этим в дополнение к ЕС новую организацию — «Европейское политическое сообщество», которое включит Украину и ряд других стран.
Данная идея вызвала беспокойство отдельных политиков. В частности, президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что предложение Парижа свидетельствует о «недостатке политической воли» в решении вопроса о приеме Украины в ЕС. В свою очередь министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в ответ на французское предложение написал в Twitter, что Киев не нуждается в «суррогатах статуса кандидата». По его словам, подобные предложения «демонстрируют второсортное отношение к Украине и задевают чувства украинцев».
«По итогам обсуждения, состоявшегося в четверг вечером, выработан широкий консенсус по этой теме», — сказал он, трансляция выступления которого ведется в Twitter Елисейского дворца. «Европейское политическое сообщество» не является заменой процесса расширения ЕС. Оно позволит лидерам европейского континента — от Исландии до Украины — обсуждать вопросы обороны и безопасности, энергетики, инфраструктуры, санитарного кризиса, экономики», — отметил французский лидер.
Проведение встречи в Чехии
Первая встреча в формате «Европейского политического сообщества» состоится в Чехии, заявил президент Франции.
«Мы договорились подготовить первую встречу этого сообщества в Чехии в рамках чешского председательства в ЕС», — сообщил он, не уточнив, в какие сроки может состояться эта встреча.
Еврокомиссия 17 июня рекомендовала саммиту ЕС предоставить статус кандидатов Украине и Молдавии, заявил он.
Как ранее предупредил министр-делегат по делам Европы при МИД Франции Клеман Бон, процесс вступления Украины в Европейский союз может занять 15-20 лет. По его словам, в рамках инициативы президента Франции о создании «Европейского политического сообщества» украинцы смогли бы получить в ожидании приема в ЕС доступ к части средств из европейских фондов для восстановления страны после конфликта.
В ответ на французское предложение министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил в Twitter, что Киев не нуждается в «суррогатах статуса кандидата». По его словам, подобные предложения «демонстрируют второсортное отношение к Украине и задевают чувства украинцев».
Теги:
ЧехияРоссияФранцияМолдавияМакрон, Эмманюэль
Основание Европейских Сообществ — Европейские организации
Европейские Сообщества
9 мая 1950 года в Париже в речи, вдохновленной Жаном Монне, министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил , чтобы франко-германское производство уголь и сталь в целом должны находиться под единым высшим руководством в рамках организации, открытой для участия других стран Европы . Это «конкретное достижение», относящееся к «одному ограниченному, но решающему пункту» — тяжелой промышленности двух давно противостоящих друг другу стран, — должно было создать общие основы для экономического развития европейских наций, предотвратив при этом их конфронтацию. Цель состояла в том, чтобы создать де-факто солидарность» как первый шаг к «европейской федерации».
Эта знаменитая декларация положила начало истории Европейских сообществ. В нем изложены принципы функционального и поэтапного построения Европейских сообществ в том виде, в каком оно было фактически достигнуто впоследствии: его экономические основы и его цель политического объединения, его метод отраслевой интеграции, основанный на совместном принятии решений, и его эволюционное развитие. и открытая природа.
Непосредственным следствием Декларации французского правительства стало подписание в Париже 18 апреля 1951 года Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Этот Договор, вступивший в силу 23 июля 1952 года на срок, ограниченный 50 летами, объединил секторы экономики угольной и сталелитейной промышленности. На основе тех же принципов, которые изложены в Декларации, Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (ЕАЭС или Евратом) был подписан в Риме 25 марта 1957 г. Эти договоры, вступившие в силу 1 января 1958 г. на неограниченный срок, предусматривали дальнейшую интеграцию отраслей экономики путем создания общий рынок в рамках ЕЭС и путем объединения атомных отраслей под эгидой Евратома. Как организация, предназначенная для общего управления всей экономикой государств-членов, ЕЭС вскоре превратилась в важнейшее Сообщество. Он стал основным инструментом — косвенного — достижения политического объединения.
Три Европейских Сообщества были учреждены как три различных международных организации, каждая со своими собственными учреждениями и сферами деятельности. Более того, по сравнению со своей «старшей сестрой» — Советом Европы — они возникли как организации, которые были ограниченными с точки зрения как сферы их деятельности — первоначально чисто экономической, — так и их членства — изначально шесть государств-членов. Однако благодаря своему эволюционному и открытому характеру они имеют тенденцию к постоянному углублению во все большем числе областей деятельности и постепенному расширению, включающему все больше государств-членов.
Европейские Сообщества были первыми организациями, основанными на наднациональной интеграции , с государствами, входившими в их состав, объединяющими целый ряд национальных полномочий. Государства-члены Сообществ не ограничивались координацией своей политики, как это можно было бы сделать в рамках традиционной международной организации, основанной на межправительственном сотрудничестве, а проводили ее совместно, создавая общие институты, ответственные за принятие решений Сообществом. Однако в соответствии с принципом распределения полномочий Сообщества и их учреждения действуют в пределах предоставленных им полномочий и целей, возложенных на них договорами, учреждающими их. Таким образом, государства-члены всегда должны решать, распространять ли полномочия Сообщества на новые сферы деятельности путем реформирования этих договоров.
Три Сообщества были созданы отдельно, и каждое из них сохранило свою правосубъектность и соответствующие полномочия в соответствии с каждым договором. Тем не менее из-за необходимости экономии ресурсов и желания избежать дублирования усилий институты трех Сообществ были объединены. Вступление в силу в тот же день, что и Римские договоры, к которым они были приложены, Конвенции о некоторых институтах, общих для Европейских сообществ , сделало возможным с самого начала для трех Сообществ участвовать в единой Ассамблее. и единый суд. Вступление в силу 1 июля 1967 Договора об учреждении Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ затем привело к «слиянию исполнительных органов». С этого дня три Сообщества также имеют единую Комиссию и единый Совет. Этот договор также создал единый бюджет и администрацию для Сообществ вместе с едиными Положениями о персонале, применимыми к их должностным лицам и другим служащим.
Несмотря на трудности, создаваемые существованием трех отдельных Сообществ, одно из которых имело общие экономические полномочия, объединение Сообществ, помимо их органического слияния, не должно было произойти. Различные проекты по объединению Сообществ путем принятия единого договора потерпели неудачу. Кроме того, до принятия Единого европейского акта в 1986 основные институциональные реформы проводились исключительно в рамках Сообщества (например, замена финансовых взносов государств-членов собственными ресурсами Сообщества в 1971 г., повышение демократической легитимности Европейского парламента с момента его первых прямых выборов в 1979 г. и постепенное увеличение в своих законодательных и бюджетных полномочиях). Единственной областью роста было сотрудничество во внешней политике, которое охватывало практические дипломатические отношения вне системы Сообщества.
Единый европейский акт, вступивший в силу 1 июля 19 года.87, институционализировал Европейское политическое сотрудничество (EPC), тем самым положив конец «чисто» Европе Сообщества. Отныне государства-члены, действуя в институциональных рамках Сообщества, применяли как метод наднациональной интеграции (в связи с политикой Сообщества), так и метод межправительственного сотрудничества (в связи с ЕПК) в областях своей совместной деятельности. Несмотря на свое название, Единый европейский акт не привел к слиянию различных договоров. Прежде всего, это был договор, реформирующий учредительные договоры, и он объединил в одном акте поправки к договорам об учреждении Европейских сообществ и положения о ЕПК. Сообщества с ЕЭС в качестве их основной организации оставались «центральной опорой» структуры.
Со вступлением в силу 1 ноября 1993 года Договора о Европейском Союзе (Договор ЕС) к столпу Сообщества в рамках единой институциональной структуры были добавлены два межправительственных компонента: общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), которая пришла на смену ЕПК. и политика сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел (ПВД). В рамках этой сложной системы три Сообщества существовали с отдельными юридическими лицами до истечения срока действия Договора о ЕОУС 23 июля 2002 года. С тех пор только два Сообщества составляют основу Сообщества Европейского Союза. С Договором о ЕС ЕЭС стало известно как Европейское сообщество (ЕС), чтобы подчеркнуть распространение своих полномочий на неэкономические области, такие как образование, культура и здравоохранение.
Европейский Союз Краткие факты | CNN
Примечание редактора: Эта страница устарела и больше не обновляется.
Си-Эн-Эн
—
Вот посмотрите на Европейский Союз.
Европейский Союз – международная организация, в состав которой входят 27 европейских стран.
Он регулирует общую экономическую, политическую, социальную политику и политику безопасности своих государств-членов.
Согласно веб-сайту ЕС, цели Европейского союза заключаются в установлении европейского гражданства, обеспечении свободы, справедливости и безопасности, содействии экономическому и социальному прогрессу и утверждении роли Европы в мире.
Членство открыто для любой страны с демократическим правительством, хорошей репутацией в области прав человека и разумной экономической политикой.
Государства-члены делегируют суверенитет институтам ЕС для представления интересов Европейского Союза в целом.
Решения и процедуры вытекают из договоров, ратифицированных государствами-членами.
Столица Европейского Союза – Брюссель, Бельгия.
Европейским союзом управляют пять основных органов: Европейский парламент, Совет Союза, Европейская комиссия, Суд и Счетная палата.
По оценкам, в Европейском союзе проживает 447 миллионов человек.
Соединенные Штаты являются основным торговым партнером Европейского Союза.
Лиссабонский договор вносит поправки в Договор о Европейском Союзе, чтобы впервые прямо признать право государств-членов выйти из союза. (Статья 50 с поправками TEU)
— Любое государство-член может принять решение о выходе из Союза в соответствии со своими конституционными требованиями.
— Государство-член, решившее выйти, должно уведомить Европейский совет о своем намерении. В свете руководящих принципов, предоставленных Европейским советом, Союз должен провести переговоры и заключить соглашение с этим государством, в котором излагаются механизмы его выхода, принимая во внимание рамки его будущих отношений с Союзом.
1957 — Создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Странами-членами являются Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия. Группа стремится устранить торговые барьеры и сформировать общий рынок.
1973 — Дания, Ирландия и Великобритания становятся странами-членами.
1981 — Греция становится членом.
1985 — Испания и Португалия становятся членами.
14 июня 1985 г. — Пять из 10 государств-членов подписывают Шенгенское соглашение, которое в конечном итоге открывает границы договаривающихся государств-членов, отменяя пограничный контроль. По состоянию на 2016 год в Шенгенскую зону входят 26 стран.
7 февраля 1992 г. — Договор о Европейском Союзе подписан в Маастрихте (Нидерланды) лидерами государств-членов.
1 ноября 1993 г. — Вступает в силу Маастрихтский договор.
1993 — Члены ЕЭС в то время (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Греция, Испания, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Дания, Ирландия и Португалия) расширяют свое сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, а также общего внешняя политика и политика безопасности.
1 января 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция присоединяются к Европейскому Союзу.
30 апреля 2004 г. — В Дублине, Ирландия, проходит церемония, посвященная расширению Европейского Союза с 15 до 25 членов. Новыми членами стали Польша, Чехия, Словакия, Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта и Словения.
Июнь 2004 г. — Страны-члены утверждают текст Конституции ЕС. Он подписан всеми членами в октябре 2004 года.
29 мая 2005 г. — Народ Франции (и ее территорий) голосует против конституции ЕС на референдуме. (Нет = 54,87%/Да = 45,13%)
1 июня 2005 г. — Нидерланды голосуют против конституции на референдуме. Все 27 членов Европейского союза должны принять конституцию, чтобы она вступила в силу. Его может одобрить либо национальный парламент, либо в некоторых странах граждане голосуют на референдуме.
23 июня 2007 г. — Лидеры ЕС в Брюсселе согласовали план договора, который заменит конституцию ЕС, отвергнутую французскими и голландскими избирателями два года назад.
19 июня 2008 г. — Европейский союз решает отменить дипломатические санкции, введенные против Кубы.
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_86156B29-AC49-053D-B493-16C8DAB65C49@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>19 ноября 2009 г. — Герман Ван Ромпей, премьер-министр Бельгии, становится первым президентом Европейского совета в соответствии с Лиссабонским договором. Кэтрин Эштон из Соединенного Королевства станет первым министром иностранных дел.
1 декабря 2009 г. — Вступает в силу Лиссабонский договор, ратифицированный всеми государствами-членами ЕС. Он вносит поправки в Маастрихтский договор 1992 года и Римский договор 1957 года.
12 октября 2012 г. — Европейский Союз получает Нобелевскую премию мира за вклад в укрепление мира, демократии и прав человека в Европе.
25 июня 2013 г. — Европейский Союз соглашается на новый раунд переговоров о членстве с Турцией.
1 июля 2013 г. — Хорватия становится 28-м членом Европейского Союза.
1 апреля 2014 г. — Европейский союз начинает военные операции по восстановлению стабильности в Центральноафриканской Республике.
Март 2015 г. — Исландия отзывает свой запрос на рассмотрение в качестве кандидата на членство.
18 марта 2016 г. — Европейский союз и Турция достигли соглашения о том, как бороться с потоком сирийских беженцев. Соглашение предусматривает, что все мигранты, въезжающие в Грецию из Турции, будут возвращены в Турцию. На каждого сирийца, вернувшегося в Турцию из Греции, приходится еще один сириец, переселенный в Евросоюз.
23 июня 2016 г. — Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза. На то, чтобы разобраться с выходом, уйдет не менее двух лет.
16 марта 2017 г. — Выход Великобритании из Европейского Союза стал еще на один шаг ближе после того, как королева Елизавета II одобрила закон, разрешающий выход страны. Подпись королевы означает, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй теперь может двигаться вперед и активировать статью 50, позволяющую начать официальные переговоры между Даунинг-стрит и 27 государствами-членами ЕС об условиях развода, получившего прозвище «Брекзит».
5 сентября 2018 г. — Европейский союз принимает Европейскую систему информации и авторизации для путешествий, дополнительную проверку безопасности для путешественников, которым обычно не требуется виза для въезда в Шенгенскую зону. Проверка безопасности вступит в силу в 2021 году.
31 января 2020 г. — Великобритания официально покидает Европейский Союз, став первой страной, покинувшей ЕС.
24 декабря 2020 г. — В заявлении британское правительство объявляет, что Соединенное Королевство и Европейский союз достигли торгового соглашения после Brexit после нескольких месяцев напряженных переговоров.
28 февраля 2022 г. — Через четыре дня после вторжения России в его страну президент Владимир Зеленский подписывает заявку на членство Украины в Европейском Союзе.
7-10 марта 2022 г. — Послы Европейского Союза соглашаются рассмотреть заявки Украины, Грузии и Молдовы на вступление в ЕС. 10 марта Европейский совет публикует заявление в поддержку заявки Украины на членство, в котором говорится, что «Украина принадлежит нашей европейской семье». Совет не согласен ускорить процесс их членства.
Франция: январь-июнь 2022 г.
Leave a Reply