инструкция как оформить получение и требования по зачислению
Для жизни
Малому бизнесу
Многие пенсионеры по привычке предпочитают получать пенсию наличными, однако этот способ может подходить не всем. Действительно, не у всех есть время и возможность регулярно ходить на почту или дожидаться почтальона с очередной выплатой дома. Чтобы сделать процесс получения пенсии более удобным, оперативным и безопасным, можно настроить ее перевод на банковскую карту. Так средства будут автоматически зачисляться на указанный счет, избавляя получателя от необходимости посещать почту и снижая риск утери или кражи средств.
Стать клиентом
Разбираемся, как можно перевести пенсионные начисления на банковскую карту и что для этого может понадобиться.
Зачем переводить пенсионные выплаты на карту?
ParagraphWrapper» color=»brand-primary»>У получения пенсии в безналичном виде есть много преимуществ. Рассмотрим самые основные из них.- Не нужно каждый месяц ходить в почтовое отделение и стоять в очереди — деньги будут зачисляться на карту автоматически и ими можно будет пользоваться сразу же после зачисления.
- Меньше риск утери наличных или их кражи — в безналичном виде средства защищены лучше. При утере платежного средства деньги остаются на счете.
- Пенсионерам банки предоставляют дополнительные бонусы — это может быть бесплатное обслуживание карты, сниженная комиссия за переводы или кэшбэк в популярных категориях — например, за покупки в аптеках.
- Возможность получить дополнительный доход — многие банки предлагают пенсионерам повышенный процент на остаток по карте, специальные условия накопительных вкладов и так далее.
Кто может перевести пенсию и как это сделать?
Пенсионный фонд производит выплату пенсий на карты только тех банков, с которыми заключен соответствующий договор. Перед подачей заявления уточните в банке, есть ли у него договор с нужным вам отделением ПФР.
Подать заявление о переводе пенсии может сам ее получатель, его представитель — например, опекун или попечитель, или его доверенное лицо — то есть человек, на которого оформлена доверенность на получение пенсионных выплат. Есть два основных способа перевести пенсию на банковский счет — подать заявление в Пенсионный фонд либо заполнить онлайн-заявку на портале Госуслуг. Рассмотрим оба способа подробнее.
Через ПФР
В ПФР можно обратиться как лично, так и дистанционно. В первом случае нужно выбрать ближайшее к вам отделение фонда, записаться на прием и заполнить там заявление на перевод с помощью одного из сотрудников. Второй вариант — оставить заявление онлайн. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте Пенсионного фонда, войти в личный кабинет и в разделе «Пенсии» заполнить заявление на смену способа доставки выплат, указав в качестве основного варианта «Через кредитное учреждение». Там же нужно будет указать реквизиты карты, на которую будут перечисляться выплаты, включая номер счета, к которому привязана карта — узнать его можно в банковском приложении или у представителя кредитной организации.
Через Госуслуги
Еще один способ оформить перевод пенсии дистанционно — воспользоваться государственным порталом Госуслуг. Чтобы подать заявление через Госуслуги, вам понадобится только подтвержденная учетная запись на портале. Заявление о доставке пенсии можно найти в разделе «Услуги» — «Выплата пенсий». В самом заявлении нужно отметить новый способ получения средств — «Через кредитную карту», а также указать полные реквизиты платежного средства.
После заполнения заявка будет отправлена на согласование в ПФР — ответ от ведомства обычно приходит в течение нескольких дней. Однако после одобрения заявки и получения ответа пенсионеру или его представителю все равно придется посетить ближайшее отделение ПФР, чтобы предоставить ведомству оригиналы необходимых документов.
Какие документы потребуются для перевода?
Чтобы оформить перевод пенсии, нужно предоставить следующие документы:
- паспорт получателя пенсионных выплат или любой другой документ, удостоверяющий его личность;
- пенсионное удостоверение;
- СНИЛС;
- данные о прописке или месте постоянного проживания пенсионера.
Если заявление подает представитель пенсионера, то он также должен будет предоставить свое удостоверение личности и документ, подтверждающий его полномочия в качестве представителя — например, доверенность.
На какую карту можно настроить перевод?
Согласно законодательству, пенсионные выплаты могут зачисляться на дебетовые карты любых банков. Главное условие — эти карты должны принадлежать к платежной системе МИР, поскольку по закону любые бюджетные выплаты могут начисляться только на платежные средства национального оператора.
Если у пенсионера еще нет никакой карты, то перед подачей заявления в ПФР или на Госуслугах ему нужно будет посетить отделение выбранного им банка, заключить договор на банковское обслуживание и выпустить карту
Российские банки сейчас предлагают множество продуктов, разработанных специально для пенсионеров — в том числе пластиковые карты со льготным обслуживанием. При этом зачислять пенсионные выплаты можно не только на них, но и вообще на любые стандартные банковские карты. Поэтому если у пенсионера уже открыта дебетовая карта системы МИР в любом из российских банков, он может настроить перевод пенсии на нее — выпускать новую не обязательно.
Можно ли перевести пенсию из одного банка в другой?
ParagraphWrapper» color=»brand-primary»>Да, если пенсия уже зачисляется на счет в одном банке, ее можно перевести на счет в другом — например, в том, который обеспечивает более выгодные условия обслуживания либо предлагает пенсионерам дополнительные бонусы. Чтобы изменить текущую кредитную организацию на новую, понадобится всего два шага:1
Обратиться в новый банк и выпустить новую банковскую карту
2
Обратиться в отделение Пенсионного фонда с заявлением на изменение реквизитов счета, на который зачисляется пенсия
В какие сроки будет зачислена пенсия?
На получение одобрения от Пенсионного фонда обычно уходит от одного до нескольких дней. После того как заявление будет одобрено, пенсия начнет автоматически перечисляться на указанную карту. Однако нужно обратить внимание на то, что перечисление пенсии безналичным способом может проходить в другие даты, чем ее выдача на почте. Точные сроки зачисления будут зависеть от банка и от режима работы ПФР в вашем регионе, однако в большинстве случаев зачисление на счет происходит в тот же день, когда деньги поступили от ПФР.
Пенсионные начисления можно получать в виде наличных, а можно настроить их перевод на банковскую карту, принадлежащую к национальной платежной системе МИР. Настроить перевод можно лично — через обращение в отделение ПФР, либо дистанционно — через сайт ПФР или портал Госуслуг. Перевод пенсионных накоплений может занять несколько дней.
В Райффайзен Банке лимит переводов по Системе быстрых платежей увеличен до 300 тыс ₽ в день. А до 30 сентября можно и вовсе переводить по номеру телефона по СБП без комиссии
Закажите дебетовую Кэшбэк-карту прямо сейчас
TopText»>1,5%Кэшбэк на все
рублями
0₽
обслуживание
0₽
Бесплатные снятия
Заказать онлайн
Загружается форма. Пожалуйста, подождите…
Эта страница полезна?
99% клиентов считают страницу полезной
+7 495 777-17-17
Для звонков по Москве
8 800 700-91-00
Для звонков из других регионов России
Следите за нами в соцсетях и в блоге
© 2003 – 2023 АО «Райффайзенбанк»
Генеральная лицензия Банка России № 3292 от 17.02.2015
RowList.P» color=»seattle100″>119002, Москва, пл. Смоленская-Сенная, д. 28Информация о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами
Кодекс корпоративного поведения RBI Group
Центр раскрытия корпоративной информации
Раскрытие информации в соответствии с Указанием Банка России от 28.12.2015 года № 3921-У
Продолжая пользование сайтом, я выражаю согласие на обработку моих персональных данных
Следите за нами в соцсетях и в блоге
+7 495 777-17-17
Для звонков по Москве
8 800 700-91-00
Для звонков из других регионов России
RowList.P» color=»seattle100″>© 2003 – 2023 АО «Райффайзенбанк».Генеральная лицензия Банка России № 3292 от 17.02.2015.
119002, Москва, пл. Смоленская-Сенная, д. 28.
Информация о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами.
Кодекс корпоративного поведения RBI Group.
Центр раскрытия корпоративной информации.
Раскрытие информации в соответствии с Указанием Банка России от 28.12.2015 года № 3921-У.
Продолжая пользование сайтом, я выражаю согласие на обработку моих персональных данных.
История пенсий / Идеи и люди / Независимая газета
Мы завершаем публикацию цикла очерков Егора Гайдара, напечатанных в № 9 и 10 журнала «Вестник Европы» (см. «НГ» 20.04.04, 14.05.04). Текст, в сокращенном варианте предлагаемый вниманию читателей сегодня, посвящен мировому опыту развития пенсионных систем и, несомненно, находится на самом острие споров и тревог о будущем пенсий в России.
Егор Гайдар: «Когда обязательства растут, а глубокая реформа невозможна, приходится идти на частичные непопулярные изменения в пенсионной системе».
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Когда Ю.Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы – пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.
Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за важным исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная в Англии, – на ограничение бедности.
В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).
В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования.
Характерная черта пенсионных программ – их политическая популярность на этапе становления. Это понятно: выходящие на пенсию работники на протяжении предшествующей трудовой жизни не вносили в полном объеме те платежи, которые обеспечивают им выплату пенсий. Они являются нетто-бенефициарами введения пенсионной системы. Тяжесть выплат пенсий ложится на следующее поколение работников. Однако для молодого индустриального общества с ограниченной долей старших возрастных групп это не порождает серьезных политических проблем.
Ф.Рузвельт поддерживал создание системы пенсионного страхования, основанной на взносах, потому что он стремился обеспечить ее устойчивую долгосрочную политическую поддержку. Он говорил: «Мы ввели эти начисления на заработную плату с тем, чтобы дать их плательщикам правовые, моральные и политические права на получение своей пенсии. С этим налогом ни один чертов политик никогда не решится ликвидировать мою программу социального страхования».
Хотя практически все индустриальные страны к началу Второй мировой войны имели системы пенсионного обеспечения, во многих из них они были ограничены в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставляемых пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной, были временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран.
Как и все программы социального страхования, предоставление пенсий по старости предполагает нахождение баланса между социальной защитой и влиянием на стимулы. Выплаты по социальному страхованию защищают старшие возрастные группы от бедности, резкого падения уровня жизни. Но предоставление прав на такие выплаты приводит к изменению поведения и старших возрастных групп, и более молодого населения. Оптимальные размеры и характер системы пенсионного страхования поэтому предполагают нахождение баланса между защитой и отрицательными стимулами.
Система пенсионного страхования вводилась как механизм, обеспечивающий возможность существования на случай дожития до возраста неработоспособности. В США к моменту ее введения большинство мужчин в возрасте старше 60 лет работали. Однако, как и в случае со многими другими крупными социальными инновациями, она сама становится фактором снижения уровня занятости в пенсионном возрасте. Среди мужчин в возрасте 60 лет и старше в 1900 году 66% работали. В 1990 году таких было лишь 26%.
С 1950 по 1990 год возраст выхода на пенсию в наиболее развитых странах снизился с 66 до 62 лет. Коэффициент участия в составе рабочей силы лиц в возрасте 60–64 года в 1960 году в Бельгии, Нидерландах, Франции превышал 70%. К середине 90-х годов он снизился до 20%.
Кризис пенсионных систем, сложившихся на этапе индустриального развития, – проблема, порожденная изменением демографической ситуации. Пенсионная система стран – лидеров экономического роста сформировалась на этапе, когда население пенсионного возраста составляло лишь незначительную долю численности работающих.
В этой ситуации относительно небольшие сборы с работающих и работодателей были достаточны, чтобы обеспечить немногочисленным пенсионерам уровень доходов, сопоставимый с тем, который они имели в период трудовой деятельности (с учетом выпадения расходов на обучение детей, приобретение жилья и т.д.).
После завершения демографического перехода на фоне продолжающегося роста продолжительности жизни ситуация радикально меняется. Численность пенсионеров, приходящихся на одного работающего, увеличивается.
Рост числа людей, получающих пенсию, или тех, кто в ближайшие годы предполагает выйти на пенсию, создает базу политической поддержки повышения щедрости пенсионных выплат.
В современные пенсионные системы встроена тенденция к увеличению расходов. Они созревают, более длительные периоды уплаты взносов увеличивают число получателей пенсий и их размеров. По мере демографического перехода увеличивается доля старших групп населения, падает рождаемость, растет продолжительность жизни. Те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, становятся обременительными.
Размеры взносов работников и работодателей повышаются, отражая меняющуюся демографическую картину. В свою очередь, увеличение налогов на заработную плату стимулирует занятость в неформальном секторе, рост безработицы. Сокращается число наемных работников, уплачивающих взносы в систему пенсионного страхования, отношение его к численности пенсионеров.
Уровень налогообложения заработной платы, по достижении которого дальнейшее повышение налоговых обязательств, уплачиваемых с заработной платы работниками и работодателями, оказывается невозможным по политическим причинам либо непродуктивным в силу влияния на занятость и налоговую дисциплину, различается в странах-лидерах современного экономического роста, но он везде существует. В США в силу влияния исторических традиций и этнокультурной разнородности населения он ниже, в более гомогенных странах континентальной Западной Европы с развитыми традициями социальной солидарности – выше, но к 1980–1990 годам он практически повсеместно оказывается достигнутым. Между тем увеличение доли пожилого населения, имеющего пенсионные права, продолжается по мере выхода на пенсию поколения людей, родившихся в 1945–1965 годах, в период аномально высокой рождаемости, компенсировавшей последствия демографического спада времен Второй мировой войны. Этот процесс носит заданный характер и не может быть остановлен.
═
* * *
═
Демографические прогнозы предполагают, что в период до 2030 года нагрузка пенсионеров на работающее население в развитых странах примерно удвоится. По государствам «большой семерки» прогнозируется рост расходов на пенсии с 6,7% ВВП в 1995 году до 10,7% ВВП в 2030 году. По прогнозам ОЭСР, расходы на социальное обеспечение вырастут с 18,3% ВВП в 1990 году до 25,5% в 2050 году при реализации базового сценария. При более быстром росте они увеличатся до 23,7%, при более низком – до 30,4%. С 1990 по 2050 год расходы на социальное обеспечение будут ежегодно расти в среднем на 1,9% в реальном выражении.
Повышение пенсионных обязательств в предстоящие десятилетия задано логикой созданной в конце XIX – первые десятилетия XX века системы пенсионного обеспечения. Но его невозможно профинансировать за счет дальнейшего повышения уровня налогообложения заработной платы. В этом фундаментальная проблема устойчивости социальных институтов, созданных в индустриальную эпоху, в условиях постиндустриального общества.
═
* * *
═
Еще один аспект, по которому формирование распределительной пенсионной системы в условиях стареющего населения постиндустриального общества оказывает значительное влияние на долгосрочные перспективы развития, – это динамика нормы сбережений. Доля инвестиций в ВВП – один из факторов, тесно связанных с темпами экономического роста. Национальные нормы инвестиций тесно коррелируют с национальными нормами сбережений. Для стадии индустриального развития было характерно повышение доли сбережений и инвестиций в валовом внутреннем продукте по сравнению с показателями, характерными для аграрного общества. На постиндустриальной стадии ситуация меняется. В большинстве стран-лидеров доля сбережений в валовом внутреннем продукте начинает сокращаться. М.Фелдстейн в своих работах показывает связь снижения сбережений с введением щедрых распределительных пенсионных систем.
В какой степени ему это удалось доказать, устранив возможное влияние других факторов, – предмет обсуждения в экономической литературе двух последних десятилетий. Но то, что полноценное формирование распределительных пенсионных систем объективно создает стимулы к ограничению сбережений на старость и именно на постиндустриальной стадии проявляется тенденция к снижению частных сбережений, вряд ли является простым совпадением.
Одним из направлений реформ, призванных разрешить это противоречие, является попытка усиления связи объема уплаченных взносов в систему пенсионного страхования и объема пенсионных прав, устранение из системы пенсионного страхования перераспределительных элементов. В наиболее последовательной форме такие реформы предполагают введение накопительной пенсионной системы, где объем пенсионных прав определяется размером взносов и принятыми работником решениями об инвестировании пенсионных сбережений. Это позволяет устранить антистимулы занятости в формальном секторе, выплате страховых платежей.
Чили – страна, пенсионная реформа в которой положила начало многолетним дебатам по вопросу о целесообразности и возможности перехода к накопительной системе пенсионного страхования. Здесь в 1970-х годах ставки взносов в систему распределительного пенсионного страхования достигли высокого уровня и стимулировали уклонение от налогов. С 1981 года в Чили перешли к использованию накопительной системы пенсионного страхования. Каждый работающий вносил 10% заработка на пенсионный сберегательный счет в выбранном им фонде. Кроме того, необходимо было платить около 3% заработка на страхование на случай инвалидности и потери кормильца и для покрытия управленческих расходов фондов. К моменту выхода на пенсию на индивидуальном счете накапливается сумма, обеспечивающая получение доходов в старости. По определению дефицит в такой системе невозможен.
Переход к накопительной системе серьезно изменяет отношение и работников, и работодателей к платежам, направленным в накопительную пенсионную систему, особенно в тех случаях, когда работнику предоставлена существенная свобода выбора порядка хранения и инвестирования средств накопительной пенсионной системы, гарантировано право наследования накопленных в ее рамках сбережений. Эти отчисления во многом перестают восприниматься как налог и становятся дополнительным элементом оплаты труда. Возникают предпосылки преодоления противоречия между ростом потребностей пенсионной системы в финансовых ресурсах в постиндустриальную эпоху и невозможностью дальнейшего повышения налогового бремени на оплату труда.
═
* * *
═
Преимущества накопительной пенсионной системы очевидны и предельно важны для постиндустриального общества с быстро стареющим населением и высокой государственной нагрузкой на экономику. Однако ее широкому внедрению в странах – лидерах современного экономического роста препятствует одно фундаментальное обстоятельство. Если отчисления в пенсионную систему накапливаются на индивидуальных счетах работников, они не могут быть использованы для финансирования текущих обязательств перед нынешними пенсионерами. Для старших возрастных групп работающих возможности накопить средства, достаточные для обеспечения хотя бы нынешних пенсионных прав, также ограниченны. Остроту проблем, связанных с реформированием пенсионной системы, ярко высвечивают масштабы накопленных развитыми странами пенсионных обязательств, в большинстве случаев существенно превышающих объемы их нынешнего государственного долга.
Из стран – лидеров современного экономического роста лишь Великобритания предприняла серьезные шаги в области пенсионной реформы (реформа 1986 года), направленные на обеспечение права выхода работников и работодателей из государственной системы пенсионного страхования, перехода в частные системы пенсионного страхования, обеспечивающие существенное усиление связи пенсионных прав и фактически произведенных взносов. В подавляющем большинстве остальных стран-лидеров реформы носили значительно более ограниченный характер.
Наряду с продолжающейся идеологической дискуссией по вопросу об эффективности накопительных пенсионных систем, оправданности ограничения перераспределительных механизмов, обеспечивающих социальную солидарность, ключевым фактором, сдерживавшим пенсионные реформы в странах-лидерах, был вопрос об их цене и так называемом «двойном платеже». Переход к накопительным пенсионным системам означает, что по меньшей мере часть платежей, которые будет производить нынешнее поколение работающих, пойдет на их собственные счета и финансирование их собственных пенсий, а не на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. Но отменить обязательства перед последними в условиях демократического общества невозможно. Значит, для перехода на накопительную систему пенсионирования нужны финансовые ресурсы, позволяющие в ее ходе обеспечить выполнение уже принятых обязательств перед нынешними пенсионерами и старшим поколением работников, которое не будет иметь возможность формировать достаточные фонды в системе накопительного пенсионного страхования. Если учесть объемы пенсионных обязательств, накопленных в странах – лидерах современного экономического роста, становятся ясными масштабы этой проблемы, особенно в условиях выхода налогового бремени на верхние пределы возможного и растущих социальных обязательств по направлениям, не связанным с пенсионной системой. Даже республиканская администрация США Дж. Буша-младшего, в начале своей деятельности активно обсуждавшая возможности частичной трансформации американской системы пенсионного страхования в накопительную, пока не решилась сделать серьезных шагов в этом направлении.
В ситуации, когда возможности наращивания налогов исчерпаны, обязательства растут и будут расти, а глубокая реформа либо невозможна, либо крайне сложна, правительствам приходится идти на частичные и непопулярные изменения в пенсионных системах: повышать пенсионный возраст, требования к числу лет работы, необходимому для получения нормальной пенсии, снижать уровень льгот, предоставляемых различными специальными пенсионными системами, снижать отношение средней пенсии к средней заработной плате.
═
* * *
═
Особенно рельефно проблемы функционирования систем социальной защиты, такие, как дестимулирование занятости, зарегулированность рынка труда, неспособность провести диктуемые финансовыми ограничениями реформы, проявляются в регионе, который был местом возникновения системы социальной защиты, – континентальной Западной Европе. Здесь давление финансовых проблем заставляет даже политиков, традиционно выступавших за экспансию социальных обязательств, инициировать малопопулярные реформы, направленные на их ограничение. В Германии налоги на заработную плату составляют 42% ее величины, государственные финансы в глубоком кризисе. Германия не может привести размеры дефицита бюджета в соответствие с маастрихтскими критериями. В этой ситуации неудивительно, что лидер германских социал-демократов канцлер Г.Шрёдер говорит о том, что «мы не можем продолжать сохранять существующую систему: никаким образом мы не можем избежать изменений┘ мы должны сказать «до свидания» многому из того, что стало дорого для нас, но также, к сожалению, слишком дорогостояще┘ мы должны изменить нашу ментальность и научиться смотреть в лицо реальности┘ Демографический спад и старение населения скоро сделают нашу систему здравоохранения, пенсионную систему непозволительно дорогими┘ многое придется изменить┘ нет разумной альтернативы».
С начала 1980-х годов, когда кризис пенсионных систем стал очевидным, идет процесс повышения пенсионного возраста (Германия, Греция, Италия, Португалия, Великобритания), минимального срока работы, необходимого для получения полной пенсии (Германия, Греция, Италия), ужесточения условий более раннего пенсионирования (Франция, Германия). Отношение средней пенсии к зарплатам было снижено за счет введения более жестких механизмов индексации (Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Голландия). Происходит сокращение периода, в течение которого более длительная работа предусматривает увеличение базы предстоящих пенсионных выплат (Австрия, Финляндия, Франция, Италия, Голландия, Португалия, Великобритания), сокращаются пенсионные привилегии занятых в государственном секторе (Финляндия, Греция, Италия, Португалия).
Старшие возрастные группы целеустремленны в выборе своих политических приоритетов. Важнейшим для них является то, что относится к государственным субсидиям, направляемым пенсионерам. Многие политики убеждены, что голосование старших возрастных групп в большей степени зависит от позиции кандидатов по отношению к пенсионному обеспечению, чем позиция любой другой группы по любому другому поводу. Журнал «Форчун» провел опрос 329 знатоков внутренней жизни Вашингтона (членов Конгресса, его аппарата, высокопоставленных сотрудников Белого дома). Опрашиваемых просили оценить влияние 120 групп интересов на политические решения. Результаты показали, что Американская ассоциация пенсионеров – сильнейшее лобби в Вашингтоне.
Таким образом, в условиях постиндустриального мира правительства оказываются под двойным давлением: с одной стороны, тенденции старения населения, глобальная налоговая конкуренция вынуждают их сокращать или по меньшей мере ограничивать рост уровня социальных расходов; с другой стороны, непопулярность таких мер и объективные трудности осуществления изменений создают серьезные, часто непреодолимые препятствия на пути введения ограничительных мер.
70–30 лет тому назад, когда наиболее развитые страны нынешнего мира формировали свои пенсионные системы, они обладали широкой свободой маневра, могли легко пойти по пути развития накопительного страхования, избежав возникновения одной из наиболее острых экономических и политических проблем, с которой столкнулись в конце XX – начале XXI века. В то время эти долгосрочные проблемы не были, да, по-видимому, и не могли быть осознаны. В этом тяжелое бремя лидерства: приходится учиться на своих ошибках. Для стран догоняющего развития, к которым относится и Россия, возможность извлечь уроки из опыта тех, кто уже прошел свой путь проб и ошибок, начать решать долгосрочные проблемы до того, как они в полной мере проявились, стали трудно управляемыми, – серьезное преимущество.
Пенсия по старости во Вьетнаме
В 2016 году пожилые люди старше 65 лет составляли приблизительно 7 процентов населения Вьетнама и сталкиваются с относительно высоким уровнем бедности – примерно 22 %. Учитывая растущую озабоченность по поводу этой уязвимости, правительство Социалистической Республики Вьетнам в 2007 году провело реформы пенсионных планов по старости, приняв закон о социальном страховании и систему социального пенсионного обеспечения, с тем чтобы охватить все трудоспособное население. Министерство труда, по делам инвалидов войны и социальных дел (MoLISA) отвечает за реализацию системы социальных пенсий, а Социальное обеспечение Вьетнама отвечает за введение пенсий по старости (OAP).
Социальная пенсия для пожилых людей во Вьетнаме представляет собой адресную программу для тех, кто беден и находится в уязвимом положении. Пособия по этой схеме доступны лицам в возрасте от 60 до 79 лет, которые живут одни, живут с пожилым супругом без поддержки родственников или являются инвалидами. Все пожилые люди в возрасте старше 80 лет, которые не получают пенсию или ежемесячные пособия по социальному страхованию, имеют право претендовать на пособие по социальной пенсии в рамках этой схемы. Лица, соответствующие критериям, имеют право на получение минимального пособия в размере 270 000 донгов или 12 долларов США в месяц с увеличением размера пособия до 405 000 донгов или 19 долларов США.в месяц для людей с тяжелыми формами инвалидности. В 2014 году OAP было охвачено примерно 16 % пожилых людей. OAP — это обязательная накопительная пенсия, требующая ежемесячных отчислений в размере 22 процентов от заработной платы работника, из которых 8 процентов распределяются между работником и 14 процентов — работодателем. OAP также доступен на добровольной основе для самозанятых лиц с взносом в размере 20 процентов от месячной заработной платы. Те, кто вносил взносы в течение как минимум 20 лет, могут начать получать ежемесячные выплаты в возрасте 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Те, кто работал в тяжелых условиях, могут претендовать на пенсию уже в 55 лет для мужчин и в 50 лет для женщин. ОАП предусматривает ежемесячную пенсию не ниже минимальной заработной платы, но не более чем в 15 раз выше минимальной заработной платы. В 2014 году около 10 процентов пожилых людей получили OAP.
Пенсионная система Вьетнама поддерживается нормативно-правовой базой, укрепленной с принятием в 2009 году Закона о пожилых людях, который повысил уровень охвата целевой пенсией. Хотя степень охвата также увеличилась, некоторые пробелы в охвате остаются, что может быть связано с практическими определениями бедности и инвалидности. Тем не менее шаги по стандартизации пенсионной системы, делая ее более доступной, представляют собой важные инвестиции в национальный минимальный уровень социальной защиты и обеспечивают, чтобы все большее число пожилых людей во Вьетнаме имело доступ к базовому гарантированному доходу.
Дополнительная литература:
- Giang, T.L. и Д. Весумперума (2012). Социальные пенсии во Вьетнаме: статус и рекомендации для политических мер . В С. Хандаяни и Б. Бабаджаняне, ред. Социальная защита пожилых людей в Азии . Азиатский банк развития, Манила: стр. 168–184.
Проект истории социального обеспечения Пенсии по старости: краткая история
в: Старость, Программы
Краткая история пенсий по старости
Эйб Борц, историк Управления социального обеспечения (1963–1985)
Примечание : Эта запись является частью Special Study #1, лекции доктора Борца, первого историка SSA, разработанной в рамках внутренней программы обучения SSA. Вплоть до начала 1970-х годов новые сотрудники проходили обучение в штаб-квартире SSA в Балтиморе, а затем отправлялись выполнять свои новые обязанности в офисы по всей стране. В рамках этого тренинга д-р Бортц представил учебный план по истории социального обеспечения. Эта лекция, разработанная в начале 1970-х годов, было ядром этой учебной программы. Он содержит обширный обзор изменений в социальной политике, начиная с предыстории и заканчивая принятием Закона о социальном обеспечении в 1935 году.
Эйб Борц
Проблема экономической безопасности пожилых людей
Проблема пожилых людей стала более важной в индустриальную эпоху, потому что, среди прочего, способность пожилых людей к самообеспечению была подорвана. Изменения в экономической организации и структуре семьи низвели их до маргинального статуса в современном индустриальном обществе. Современные промышленные технологии ускорили экономическую пенсию, израсходовав человеческую энергию с большей скоростью за более короткий период времени. Уже не было этой патриархальной семьи, как в первобытной земледельческой общине, когда существовала одна большая семья и где все вместе голодали или процветали.
Не имея ни власти, ни значительной экономической функции, пожилые люди также страдали от пространственной мобильности современной многоядерной семьи. Ибо экономическая система зависела от этой мобильности, но в процессе она ослабляла домашние узы и семейную солидарность.
Таким образом, пожилые люди больше не могли полагаться на институт семьи как на буфер, защищавший их от зависимости в доиндустриальных обществах. Тем не менее, защита посредством добровольной бережливости или страхования была более непрактичной, чем в случае любого другого риска.
В отличие от других областей, где профилактические меры снижали риск, улучшение гигиены, по-видимому, усугубляло его, а не уменьшало. Старость была долговременным, а не преходящим состоянием. Таким образом, требуемая сумма сбережений была больше, чем большинство рабочих могли себе позволить. Точно так же никто не мог рассчитать или предсказать продолжительность старости. Кроме того, сама отдаленность риска отпугивала от сбережений.
Будут ли дети содержать своих престарелых родителей? В слишком многих случаях нет, поскольку многие рабочие едва могли содержать свои семьи. А что касается бездетных в возрасте, то это вообще не имело значения.
С конца XIX века рост числа промышленных рабочих, оставшихся без заработка в старости, вызывал растущую общественную озабоченность. В 1890-х годах ряд профсоюзов организовал дома для своих престарелых членов и вскоре после этого начал экспериментировать с системами пенсионных пособий. Примерно в то же время сначала железные дороги, а затем несколько крупных корпораций учредили частные пенсионные планы для своих служащих. К 1929 году на железные дороги, коммунальные услуги, торговлю металлами, рудой, банковское дело и страхование, а также на производство электрооборудования и снабжения приходилось более 80% охваченных служащих.
Подсчитано, что в 1930 г. было охвачено только 3 1/2 млн. человек, а к 1932 г. около 140 000 человек получали такие промышленные пенсии, при этом охватывалось менее 15% всех наемных работников.
Имейте в виду, что производственные пенсии часто плохо финансировались — большинство из них были дискреционными, подразумевая моральное, а не юридическое обязательство со стороны работодателя.
Забегая немного вперед, следует отметить, что в 1919 году была введена специальная национальная пенсионная система для железнодорожников, которая, по сути, взяла на себя пенсионные обязательства их железнодорожных компаний.34, но объявлен неконституционным в следующем году. Пересмотренный закон, призванный преодолеть возражения Верховного суда, был принят в августе 1935 г.
Законопроект, внесенный в законодательный орган штата Массачусетс в 1903 году, был, вероятно, первым, предлагающим помощь пожилым людям на уровне штата. Не прошло. Однако общее отношение здесь, как и в большинстве Соединенных Штатов, заключалось в том, что бережливые и достойные не становятся обездоленными и что снятие с детей обязанности содержать своих родителей разрушило бы семью. До 1920-х годов Аризона была единственным штатом, принявшим меры по пенсионному обеспечению по старости, и, поскольку он был объявлен неконституционным, пенсионный закон Аляски от 1915 г. был единственным, действовавшим до 1923 г.
В 1920-е годы пенсии по старости стали одним из ведущих вопросов. Был создан ряд государственных обзорных комиссий, из которых Пенсильванская комиссия 1920-1927 гг. первой заняла четкую позицию в пользу государственной помощи престарелым, не имеющим ответственных родственников. В период с 1923 по 1933 год в большинстве штатов было принято законодательство о пенсиях по старости, при этом Пенсильвания, Монтана и Невада выступили с инициативой в 1923. Однако закон Пенсильвании был объявлен неконституционным в 1924 году, а мера Невады была преобразована из обязательной в факультативную. Вскоре после этого последовали и другие штаты, и, в целом, к 1928 г. 11 штатов приняли законы о пенсионном обеспечении, а в период с этого года по 1933 г. было добавлено больше, в результате чего в общей сложности стало 28 штатов, из которых 23 обязательны для населенных пунктов и 15 оказывали государственную финансовую помощь.
Меры, действовавшие до 1929 г., были необязательными и финансировались из местных источников. Как и аналогичное пенсионное законодательство для матерей, они были либо недействующими, либо несовершенными. Во многих штатах действуют требования о длительном проживании и другие ограничительные условия. К 1932, только 102 000 человек получали пенсии с годовой стоимостью помощи в размере 22 000 000 долларов.
Тенденция к обязательным законам с государственной финансовой помощью на местах началась в 1929 году с принятием такого закона в Калифорнии.
На федеральном уровне верно то, что законодательство о пенсиях по старости было внесено в Конгресс до 1920 года. Представитель Пенсильвании Уильям Б. Уилсон (впоследствии ставший министром труда) подготовил в 1909 году законопроект, предусматривающий пенсии в размере 120 долларов в год пожилым людям, которые удовлетворяли требованиям, предъявляемым к имуществу или доходу. О законопроекте никогда не сообщалось вне Комитета по военным делам. Интересно, что А. Ф. Л. поддержал эту меру.
В 1911 году конгрессмен Виктор Л. Бергер, социалист из Висконсина, представил законопроект, который предусматривал пенсии до 4 долларов в неделю для тех пожилых людей, чей доход составлял менее 10 долларов в неделю. Это тоже не удалось, но привлекло внимание.
Было оказано давление, и был предложен закон о пенсионном плане для федеральных служащих. Сильная агитация начала давать о себе знать в 1914 г., а успех был окончательно достигнут в 1920 г. – с законом Стерлинга-Лельбаха. Он охватил около 300 000 федеральных служащих, и его принятие придало дополнительный импульс мерам штата.
На уровне штатов значительный рост государственных и муниципальных пенсий для полицейских, пожарных и учителей произошел после 1910 года. Массачусетс в 1911 году первым ввел программу обязательного выхода на пенсию для государственных служащих. К концу 1920-х гг. городские пенсионные системы для пожарных и полицейских были практически общенациональными, а пенсии учителей — общими. По прошествии времени и накоплении опыта все большее предпочтение отдавалось страховым системам и все большее внимание уделялось актуарной надежности.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов произошел сдвиг в содержании предлагаемых федеральных законов. Мера, введенная в 1927 году представителем Нью-Йорка Уильямом Л. Сировичем, которая была подготовлена Американской ассоциацией обеспечения старости, заменила прямые федеральные пенсии методом федеральной субсидии. Аналогичный законопроект был внесен в 1932 году сенатором Кларенсом Диллом и представителем Уильямом Коннери-младшим. Комитет Палаты представителей по труду и Сенату по пенсиям положительно отозвался о нем, но он не был поставлен на голосование до окончания сессии Конгресса. Эти предложения и прецеденты, созданные в области профессиональной реабилитации и охраны материнства и детства в течение 1920-е годы помогли проложить путь к федеральным программам категориальной помощи, позже включенным в Закон о социальном обеспечении.
Leave a Reply