Страны Европы | География 7 класс
Страны Европы
План урока
- Северная Европа
- Западная Европа
- Южная Европа
- Восточная Европа
Цели урока
- Уметь показывать страны Европы на карте
- Знать главные особенности четырёх регионов
Вступление
Европа
— часть света в Северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население 746 млн человек (около 10 % населения Земли).
Большинство стран Европы имеет выход к морю. Морских границ не имеют 14 европейских государств.
В Европе широко распространены республики. Насчитывается 12 монархий.
В Европе выделяются 4 региона: Северная Европа, Западная Европа, Южная Европа и Восточная Европа. В основу выделения регионов положен географический принцип и культурная близость стран, общность их исторического развития. Самые большие по площади страны: Украина, Франция, Испания. Самое маленькое государство — Ватикан. Оно занимает несколько кварталов внутри итальянской столицы — города Рим.
Самая большая страна по численности населения — Германия, в ней проживает более 83 млн человек.
Рис. 1. Страны Европы
Страны Северной Европы
Главная особенность их географического положения — приморское положение. Эти страны имеют очень протяжённую береговую линию в северной части Атлантики.
Море оказывает очень большое влияние как на климат, так и на хозяйственную деятельность населения стран, расположенных на побережьях морей. Здесь расположены их столицы и большинство городов. Особенно важно, что моря, омывающие Исландию, Данию и Норвегию, зимой не замерзают. Заливы Балтийского моря, омывающие Финляндию, зимой покрываются льдом.
Береговая линия Скандинавского полуострова на юге и западе сильно изрезана фьордами.
Фьорды
— это узкие глубокие извилистые морские заливы с крутыми, часто отвесными берегами.
Рис. 2. Во фьорды могут заходить суда
Рельеф Северной Европы приподнятый. Скандинавский полуостров занимают Скандинавские горы. Своим рельефом выделяется остров Исландия — страна «льда и огня», как её называют, — молодой участок земной коры, где много действующих вулканов и гейзеров.
Благодаря влажному климату и возвышенному рельефу в Северной Европе много коротких, но полноводных рек с порогами и водопадами. Реки, особенно в Норвегии и Швеции, богаты гидроэнергией. На бурных и порожистых реках построено много ГЭС. Тысячи больших и малых озёр занимают котловины, выпаханные древним ледником. Обилие озёр — важная особенность природы Финляндии и Швеции.
Фенноскандия — край лесов. Более половины её территории покрыто густыми сосновыми и еловыми лесами с ценной древесиной. Многие леса заболочены.
Северная Европа сравнительно редко заселена. Здесь живут шведы, норвежцы, датчане; на востоке — финны. Наиболее освоены людьми южная часть территории и побережья морей. В странах Северной Европы строят различные суда — мощные танкеры для перевозки нефти, ледоколы, буксиры.
Швеция и Финляндия, наиболее богатые лесом, вывозят в другие страны лесоматериалы, бумагу и другие продукты переработки древесины. В Швеции разрабатывают месторождения железной руды, в Норвегии — нефть и природный газ со дна Северного моря.
Сельское население занимается преимущественно разведением домашнего скота, чему благоприятствует мягкий влажный климат, в котором хорошо растут травы.
Страны Западной Европы
К этой группе стран относятся государства, расположенные в западной части Евразии. Они выделяются заметным влиянием Атлантики на природу, длительной историей развития, высокоразвитым хозяйством.
Наиболее крупные из стран Западной Европы — Германия, Франция, Великобритания. Им уступают по размерам Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Ирландия, Австрия.
Западная Европа имеет длинную, сильно изрезанную береговую линию, широким фронтом выходит и непосредственно к Атлантическому океану, и к большинству европейских морей. По её территории к морям текут почти все наиболее судоходные реки Зарубежной Европы, в том же направлении прорыты многие каналы, протянулись многочисленные линии железных дорог и современные скоростные автострады, нефте- и газопроводы.
Рис. 3. Нефтедобывающие платформы Великобритании в Северном море
Почти половина территории Западной Европы низменна. На большей части Великобритании расположены невысокие горы. Относительно широкая полоса возвышенностей, низких и средневысотных гор переходит на юге материковой части региона в сравнительно узкий пояс мощной горной системы Альп. Расположенные в основном на территории западноевропейских стран, Альпы — самые высокие горы всей Зарубежной Европы. Их главная вершина Монблан, расположенная на стыке границ Франции, Швейцарии и Италии, достигает 4 807 м над уровнем моря. Сложный высокогорный рельеф создаёт немало проблем для сельского хозяйства, транспорта, строительства, жизни и быта населения.
Обеспеченность минеральными ресурсами очень важна для развитых стран Западной Европы. Но ощущается острый дефицит собственных ресурсов. Более выделяются запасы нефти в бассейне Северного моря, однако условия их эксплуатации довольно сложны, экологические проблемы требуют серьёзного подхода.
Страны Западной Европы имеют густую речную сеть. Но тем не менее Западная Европа испытывает нехватку пресной воды для хозяйственных и бытовых целей.
В большинстве районов природные условия благоприятны и во многом улучшены по сравнению с естественным состоянием в результате активного труда людей в течение веков.
Большинство народов Западной Европы говорит на индоевропейских языках, принадлежащих к западногерманской группе. Один из наиболее распространённых — немецкий язык, на котором говорит население Германии, австрийцы, а также некоторые другие народы. Кроме немецкого распространены нидерландский (голландский), английский и французский.
Большая часть населения проживает в городах. Самый большой город Западной Европы — Лондон.
Все страны Западной Европы — высокоразвитые государства. В их экономике преобладает сфера услуг и промышленность. Но и сельское хозяйство имеет очень высокий уровень развития. В сфере услуг преобладают наука, банковское дело. Для всех стран очень важен туризм.
Рис. 4. Самолёт родом из Франции
Во всех странах преобладает разнообразное машиностроение. Почти во всех странах делают автомобили, на побережье — корабли, во Франции собирают европейский авиалайнер Airbus. В сельском хозяйстве преобладает разведение крупного рогатого скота, выращивают пшеницу, овощи, фрукты. Много продукции промышленности и сельского хозяйства страны вывозят за свои границы.
Южная Европа
Страны Южной Европы выделяются своим расположением на крупных полуостровах — Пиренейском, Апеннинском и Балканском, — глубоко вдающихся в Средиземное море. Наиболее крупные государства этой части Европы — Италия, Испания, Португалия и Греция.
Рис. 5. Схема Ватикана
Помимо них в Южной Европе расположено несколько самых маленьких, «карликовых», государств в мире.
Страны Южной Европы имеют много общего в природе и в хозяйственной деятельности населения. Народы юга Европы во все времена активно влияли на политическое устройство всего Старого Света. Они обладали своими заморскими колониями и не раз перекраивали карту Европы и всего мира.
Общая численность населения этих стран составляет примерно 160 миллионов человек. Самой густонаселённой страной региона является Италия. В ней проживает около 61 миллиона человек. Самым малочисленным государством является Ватикан, здесь всего 1 000 жителей.
Национальный и языковой состав очень обширен. В основном все языки региона принадлежат к различным группам одной индоевропейской языковой семьи. Плотность населения региона высока, она различна по конкретным странам, но в среднем превышает значение в 100 человек на 1 км2. Большая часть населения исповедует католическое направление христианства, но есть здесь и ислам.
Рис. 6. Итальянские виноградники
Политическим и экономическим лидером среди стран региона является Италия. Страна состоит в Большой Семёрке, имеет развитую экономику и обладает передовыми технологиями.
Все страны европейского юга всегда славились своим виноделием и сыроварением. Здесь развит туристический бизнес и транспортная инфраструктура. Здесь выпускают брендовую одежду и элитные автомобили, а имена местных дизайнеров известны во всём мире.
Восточная Европа
Восточная Европа — территория между Западной Европой и границей Российской Федерации. Эти государства занимают единую территорию, протянувшуюся довольно широкой полосой от Балтийского моря на севере до Средиземного и Чёрного морей на юге и юго-востоке примерно на 1 500 км. Все страны, кроме Чехии, Словакии и Венгрии, имеют выход к морю.
По природным условиям территорию стран Восточной Европы условно можно разделить на две части. На севере расположены Польша, Чехия, Словакия и Венгрия, на юге — Румыния, Болгария, Албания, Македония, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина. Они различаются и по рельефу, и по климату.
Следует отметить, что большинство стран Восточной Европы за последние полвека претерпели множество экономических и географических изменений. После распада СССР образовались новые государства, а в существовавших сменились режимы и правительства.
Большинство населения относится к славянской группе народов. Основные национальности: белорусы, латыши, литовцы, молдаване, украинцы и русские.
Страны Восточной Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами. Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания). В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах.
Рис. 7. Территория бывшей Югославии
Численность населения региона — около 130 млн чел., но население сокращается. Самая большая страна региона — Польша (около 40 млн чел. ), самая маленькая — Эстония (около 1,5 млн чел.).
Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы.
Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. Самым многонациональным государством в регионе была Югославия, здесь проживали представители 20 национальностей. Межэтнические конфликты привели к развалу федерации, на месте Югославии теперь существуют несколько суверенных государств. Также разделилась на два государства Чехословакия: на Чехию и Словакию.
Восточная Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, все ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении. Машиностроение представлено во всех странах, но наиболее развито в Чехии.
Рис. 8. Садоводство в Польше
Сельское хозяйство региона в основном обеспечивает потребности населения в продовольствии. Главные культуры, выращиваемые в регионе, — пшеница, кукуруза, овощи, фрукты. Овощи, фрукты, виноград возделываются в регионе почти повсеместно. Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком, Болгария масличными культурами, Чехия — хмелем и т. д. Северные и центральные страны региона специализируются на разведении крупного рогатого скота и свиноводстве, а южные ещё и овцеводстве.
Контрольные вопросы:
1. Как омывающие Северную Европу моря влияют на климат и занятия населения?
2. Назовите марки автомобилей, выпускаемых в странах Европы.
3. Какие крупные острова Средиземного моря принадлежат Италии?
4. Почему площадь и численность населения Германии значительно увеличились в 1990 году?
Население стран Зарубежной Европы
Первые поселения человека появились на юге и в центре Европы. Это произошло примерно 400—30 тыс. лет назад. Самые ранние очаги высокой цивилизации зародились в III—II тыс. до н. э. Эта была эгейская культура, на смену которой впоследствии пришла греческая. Долгое время греческий язык был главным языком культурного общения в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Впоследствии он оказал огромное влияние на все европейские языки.
С III—II вв. до н. э. в западной части Средиземного моря сложилась римская культура, унаследовавшая очень многое из греческой цивилизации. Позже на историческую сцену выступают германские и славянские племена, заселившие большую часть Европы. Этническая пестрота населения в ранее средневековье усилилась от вторжения извне. В IV—VII вв. это были азиатские тюркоязычные народы, в VIII в. — арабы из северной Африки. После арабских завоеваний VIII в. Европа в XIV—XV вв. еще раз, но в последний, подверглась внешнему нашествию. Это были турки-османы, завоевавшие Константинополь, весь Балканский полуостров, Валахию, Молдавию, часть Венгрии и северное Причерноморье.
Во второй половине Средневековья, а местами и раньше в рамках крупных государственных объединений стали создаваться однородные нации — английская, испанская, французская и др. В настоящее время более 90 % населения Европы говорит на языках индоевропейской языковой семьи. Эта языковая семья представлена следующими главными группами: германской, романской, славянской и кельтской; кроме того, в нее входят албанский и греческий языки, а также цыганский язык — диалект индоарийской группы.
Больше всего жителей Зарубежной Европы говорит на языках германской группы (не менее 200 млн чел.). К ней принадлежат немцы, австрийцы, германошвейцарцы, голландцы, фламандцы, фризы, англичане, шотландцы, шведы, датчане, норвежцы, исландцы.
Вторая по численности группа — народы, говорящие на романских языках. К ним относятся португальцы, испанцы, галисийцы, каталонцы, французы, итальянцы, франко- и италошвейцарцы, румыны и некоторые другие народы. Их насчитывается около 200 млн чел.
В восточной и юго-восточной части Европы проживают славянские народы. Это поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты, сербы, болгары, черногорцы, белорусы, украинцы, русские и др. Не менее 100 млн чел. К кельтской группе относится четыре народа: ирландцы, уэльсцы и гэлы, живущие на британских островах, и бретонцы во Франции. Ирландцы, уэльсцы и гэлы в повседневной жизни в основном используют английский язык, бретонцы двуязычные — бретонский диалект кельтского языка и французский.
Для жителей Греции и островов Эгейского моря родной язык — греческий; Албании, юга Сербии, запада Македонии, севера Греции — албанский; цыганских общин — цыганский. Кроме того, цыгане владеют языком той страны, в которой проживают.
Неиндоевропейских народов в Европе мало. Это евреи, относящиеся к семито-хамитской языковой семье, финны и венгры (уральская), турки-османы, татары (алтайская языковая семья). К семитским языкам принадлежит также язык мальтийцев. Совершенно обособленен язык басков, народа, проживающего на северо-востоке Испании и юго-западе Франции. Кроме того, в Европе сформировались большие общины арабского и африканского населения.
В антропологическом отношении коренное европейское население относится к европеоидной расе. В ряде стран Европы в последние годы образовалась значительная группа метисов — результат смешения европейского и негритянского населения.
Почти во всех европейских странах господствующей религией является христианство. В большинстве стран христианство представлено католической верой, на Балканском полуострове, в Румынии, Белоруссии, на Украине и в Молдавии — православием. В Албании преобладает мусульманство, а в Боснии и Герцеговине 1/3 населения мусульмане. Крупные мусульманские общины имеются во многих европейских странах. Евреи придерживается иудаизма. Во всех странах есть группы людей, отошедших от веры.
В Европе, начиная с эпохи Возрождения, отмечается устойчивый рост народонаселения. В то же время были периоды, когда в ряде регионов и стран численность людей сокращалась. Это было связано с войнами, голодом, эпидемиями, переселением в Новый Свет и другими причинами. Но несмотря на эти неблагоприятные факторы, население на европейском субконтиненте продолжало расти и в 1700 г. достигло 100 млн чел., а к 1800 г. — 150—160 млн. чел. К 2017 г. численность населения превысила 590 млн чел. Самыми многолюдными странами являются Франция (65 млн), Великобритания (66,2 млн) и Германия (82,1 млн).
Население Европы стареет: снижается рождаемость, замедляется естественный прирост, растет продолжительность жизни, сокращается доля детей в общей структуре населения.
В настоящее время средний коэффициент рождаемости составляет 10,45 %о. Среди регионов самая высокая рождаемость в Северной Европе (11,6 %о), самая низкая — в Южной Европе (9,6 %о), среди стран — в Ирландии (13,5 %о) и Италии (8,2 %о) соответственно. Смертность примерно равна рождаемости — 10,45 %о; она колеблется от 9,1 %о в Западной Европе до 12,5 %о в Восточной Европе и от 6,5%о в Исландии до 15,3 %о в Болгарии. Младенческая смертность очень низкая. В большинстве стран она находится в диапазоне 3,5—5 %о и только в Албании превышает 14,5 %о. Из-за невысокой рождаемости и относительно высокой смертности естественный прирост практически нулевой (0,1 %). Количество детей в семьях чаще всего 1—2. Самые многодетные семьи на Фарерских островах (2,4 ребенка). Всего в четырех странах в семьях количество детей — двое. В целой группе стран Восточной Европы и Балкан коэффициент фертильности равен 1,3.
Важнейшие демографические показали стран Европы на 01.01.2017 г
Регион,страна | Рождае- мость, %о | Смерт- ность, %о | При- рост нас., % | Коэфф. фер- тильно- сти | Ожидаемая продолжительность жизни, лет | Кол-во мужчин на 100 женщин | |
муж. | жен. | ||||||
Зап. Европа | 10,6 | 9,0 | -0,1 | 1,6 | 78,4 | 83,7 | 97,1 |
Австрия | 9,7 | 9,7 | 0,6 | 1,4 | 78,4 | 83,5 | 96,2 |
Бельгия | 11,4 | 9,8 | 0,6 | 1,8 | 78,0 | 83,5 | 97,3 |
Германия | 8,9 | 11,3 | 0,2 | 1,4 | 77,9 | 82,9 | 97,0 |
Лихтенштейн | 10,3 | 7,9 | 0,8 | 1,5 | 76,9 | 83,8 | 98,4 |
Люксембург | 11,4 | 7,3 | 2,2 | 1,5 | 78,8 | 83,4 | 101,0 |
Нидерланды | 10,6 | 8,7 | 0,3 | 1,7 | 79,4 | 83,1 | 99,0 |
Фракция | 11,7 | 9,0 | 0,4 | 2,0 | 78,8 | 85,0 | 96,7 |
Швейцария | 10,4 | 8,0 | 1,2 | 1,5 | 80,5 | 84,8 | 98,2 |
Сев. Европа | 11,6 | 10,0 | 0,5 | 1,8 | 78,3 | 82,7 | 97,3 |
Великобритания | 12,1 | 9,0 | 0,2 | 1,4 | 77,9 | 82,9 | 97,0 |
Дания | 10,7 | 9,6 | 0,5 | 1,7 | 78,1 | 82,2 | 99,0 |
Ирландия | 13,5 | 6,6 | 0,3 | 2,0 | 78,7 | 83,0 | 98,4 |
Исландия | 13,1 | 6,5 | 0,6 | 2,0 | 80,6 | 83,8 | 100,7 |
Латвия | 10,0 | 15,1 | -1,2 | 1,5 | 68,8 | 78,7 | 84,9 |
Литва | 10,6 | 14,3 | -1,3 | 1,6 | 68,5 | 79,3 | 85,4 |
Норвегия | 12,0 | 7,9 | 1,2 | 1,8 | 79,5 | 83,6 | 101,8 |
Фарерские о-ва | — | — | 0,2 | 2,4 | 78,3 | 84,5 | 107,2 |
Финляндия | 10,8 | 9,8 | 0,4 | 1,8 | 77,7 | 83,7 | 97,2 |
Швеция | 12,3 | 9,1 | 0,8 | 1,9 | 80,0 | 83,7 | 100,2 |
Эстония | 10,7 | 12,2 | -0,3 | 1,6 | 71,8 | 81,2 | 88,2 |
Южная Европа | 9,6 | 10,2 | -0,2 | 1,4 | 78,4 | 83,7 | 95,5 |
Албания | 11,7 | 7,7 | -0,1 | 1,7 | 75,6 | 79,9 | 101,9 |
Андорра | — | — | -1,6 | 1,2 | 80,3 | 84,6 | 102,3 |
БиГ | 9,2 | 11,2 | -1,0 | 1,3 | 73,7 | 78,7 | 96,4 |
Гибралтар | — | — | 0,6 | 78,5 | 83,3 | 101,8 | |
Греция | 7,9 | 10,9 | -0,4 | 1,3 | 78,0 | 83,3 | 96,9 |
Испания | 8,5 | 9,1 | -0,2 | 1,3 | 79,6 | 85,3 | 96,2 |
Италия | 8,2 | 10,6 | -0,1 | 1,4 | 79,9 | 84,7 | 95,1 |
Македония | 11,2 | 9,9 | 0,1 | 1,5 | 73,2 | 77,2 | 100,0 |
Мальта | 10,0 | 8,9 | 0,5 | 1,4 | 78,6 | 82,0 | 100,9 |
Монако | — | — | 0,6 | 85,8 | 93,7 | 94,7 | |
Португалия | 7,5 | 10,8 | -0,4 | 1,3 | 77,3 | 83,5 | 89,8 |
Сан-Марино | — | — | 1,2 | 1,3 | 81,7 | 86,4 | 94,9 |
Сербия | 10,5 | 12,8 | -0,4 | 1,6 | 71,8 | 77,5 | 95,6 |
Словения | 10,0 | 9,9 | 0,3 | 1,6 | 77,2 | 83,2 | 98,6 |
Хорватия | 9,0 | 11,2 | -0,4 | 1,5 | 73,6 | 80,4 | 93,1 |
Черногория | 11,2 | 10,0 | 0,1 | 1,7 | 74,0 | 78,8 | 97,4 |
Вост. Европа | 10,0 | 12,5 | -0,1 | 1,6 | 67,3 | 77,1 | 88,9 |
Белоруссия | 11,8 | 13,5 | 0,0 | 1,6 | 66,5 | 77,7 | 87,0 |
Болгария | 9,3 | 15,3 | -0,6 | 1,5 | 70,8 | 77,8 | 94,6 |
Венгрия | 9,0 | 13,0 | -0,3 | 1,3 | 71,7 | 78,8 | 90,7 |
Молдавия | 10,0 | 11,7 | -0,1 | 1,3 | 66,7 | 75,2 | 92,2 |
Польша | 9,1 | 10,5 | 0,0 | 1,3 | 72,9 | 81,0 | 93,4 |
Румыния | 9,5 | 13,0 | -0,6 | 1,5 | 71,4 | 78,4 | 94,0 |
Словакия | 10,3 | 10,1 | 0,1 | 1,4 | 72,6 | 79,8 | 94,6 |
Украина | 10,5 | 14,9 | -0,5 | 1,5 | 66,1 | 76,0 | 86,0 |
Чехия | 10,1 | 10,7 | 0,1 | 1,5 | 75,1 | 81,2 | 96,7 |
В среднем | 10,4 | 10,4 | 0,1 | 1,6 | 73,7 | 80,7 | 93,5 |
Доля детей составляет чуть более 16 %, лиц пенсионного возраста — 15 %. Самое «старое» население — в Италии, где почти 30 % жителям больше 65 лет, а доля молодых людей составляет всего 14,2 %. Высока доля пожилых граждан в Финляндии, Португалии и Германии (27—28 %). Самое молодое население имеет Ирландия, его доля там составляет 20,7 %.
Снижения рождаемости обусловлено рядом факторов, в их числе: увеличение доли городского населения вследствие высоких темпов индустриализации, широкое вовлечение женщин в общественное производство, повышение уровня образования населения, уменьшения значения детей в системе личностных ценностей, рост числа разводов. Для преодоления неблагоприятной демографической ситуации во многих странах проводится государственная политика поощрения рождаемости. Семьям, имеющих детей, выплачиваются пособия, размер которых сильно разнится. Например, в Финляндии женщина, родившая двоих детей, получает пособие в размере 100 % от своего заработка и может больше не работать до конца жизни. В странах, где очень сильны традиции католической церкви, запрещены аборты, исключение составляют медицинские показания.
Средняя продолжительность жизни во всех странах превышает 70 лет и это все благодаря женщинам. Ни в одной стране Европы женщины не живут меньше 70 лет, в то время как в пяти странах продолжительность жизни мужчин не дотягивает до 70 лет. При этом мужчины в среднем живут меньше на 7 лет, чем женщины, а в странах бывшего СССР на 10 лет. Самая высокая продолжительность жизни и мужчин, и женщин в Монако — 85,8 и 93,7 лет соответственно. В целом женщин больше, чем мужчин, на 6,5 %, а в Латвии и Литве на 14—15 %. Лишь в восьми государствах мужчин больше, чем женщин. В Македонии соотношение мужчин и женщин одинаково.
Зарубежная Европа характеризуется невысокой средней плотностью населения — 33,5 чел/км2, что в три раза ниже среднемировых показателей. Здесь почти нет обширных слабозаселенных или незаселенных территорий, но вместе с тем и нет территорий с очень густым населением. Слабо заселены территории Скандинавских стран (14—20 чел/км2) и Исландия (3,3 чел/км2). В то же время здесь сложился пояс с достаточно высокой плотностью населения (более 300 чел/км2). Этот пояс протянулся от юго-восточной Англии до Рура и Приреинской области в Германии, захватывая Нидерланды, Бельгию и север Франции. При этом Бельгия, Нидерланды и Мальта — одни из самых плотнозаселенных стран мира (377,5, 505,2 и 1346,4 чел/км2). Выше плотность только в карликовых государствах — в Ватикане она составляет 1800 чел/км2, а в Монако почти 26 тыс. чел/км2.
Более 70 % населения старого света живет в городах. В Люксембурге, Нидерландах, Исландии, на Мальте и в Бельгии эта величина превышает 90 %, в Монако, Ватикане и Гибралтаре все население городское. В ряде государств (Албания, Босния и Герцеговина, Лихтенштейн, Молдавия и Сан-Марино) преобладает сельское население. По прогнозам демографов доля городского населения будет расти, а сельского — снижаться. Значительная часть городского населения проживает в агломерациях с численностью населения более миллиона человек. В Европе их насчитывается 41, в том числе 5 — в Великобритании, по 4 — в Германии, Италии и Франции, 3 — на Украине, по 2 — в Испании и Португалии, по 1 — в Австрии, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Греции, Венгрии, Дании, Ирландии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Румынии, Сербии, Финляндии, Чехии, Швеции и Швейцарии1. Крупнейшие агломерации региона —Лондонская (10,4 млн) и Парижская (10,9 млн). Вдоль Рейна сформировался своеобразный городской район, когда города переходят один в другой и между ними невозможно провести границу. Этот городской район получил название Рейнско-Рурский с населением более 40 млн жителей.
Плотность и доля городского населения в 2017 г.
Регион,страна | Плотность, чел/км2 | Доля, % | Регион, страна | Плотность, чел/км2 | Доля, % |
Зап. Европа | 178,3 | 78,9 | Ватикан | 1800 | 100 |
Австрия | 106 | 66 | Гибралтар | 3457,1 | 100 |
Бельгия | 377,5 | 97,3 | Греция | 88,6 | 78 |
Германия | 235,6 | 75,3 | Испания | 92,9 | 79,6 |
Лихтенштейн | 237 | 14,3 | Италия | 201,8 | 69 |
Люксембург | 225,3 | 90,2 | Косово | 176 | 46 |
Нидерланды | 505,2 | 90,5 | Македония | 82,6 | 57,1 |
Франция | 118,7 | 79,5 | Мальта | 1346,4 | 95,4 |
Швейцария | 214,5 | 73,9 | Монако | 25969,8 | 100 |
Сев. Европа | 61,2 | 81,2 | Португалия | 112,8 | 63,5 |
Великобритания | 273,6 | 82,6 | Сан-Марино | 556,7 | 94,2 |
Дания | 135,1 | 87,7 | Сербия | 100,5 | 55,6 |
Ирландия | 69,1 | 63,2 | Словения | 103,3 | 49,7 |
Исландия | 3,3 | 94,1 | Хорватия | 74,9 | 59 |
Латвия | 31,3 | 67,4 | Черногория | 46,8 | 64 |
Литва | 46,1 | 66,5 | Вост. Европа | 16,2 | 69,4 |
Норвегия | 14,5 | 80,5 | Белоруссия | 46,7 | 76,7 |
Нормандские о-ва | 870,1 | 31,5 | Болгария | 65,3 | 73,9 |
Фарерские о-ва | 35,3 | 42 | Венгрия | 107,4 | 71,2 |
Финляндия | 18,2 | 84,2 | Молдавия | 123,3 | 45 |
Швеция | 24,2 | 85,8 | Польша | 124,6 | 60,5 |
Эстония | 30,9 | 67,5 | Румыния | 85,5 | 54,6 |
Юж. Европа | 117,4 | 70,1 | Словакия | 113,3 | 53,6 |
Албания | 106,9 | 57,4 | Украина | 76,3 | 69,7 |
Андорра | 163,8 | 85,1 | Чехия | 137,5 | 73 |
БиГ | 68,8 | 39,8 | В среднем | 33,5 | 73,6 |
Большинство государств региона озабочено не только ухудшающимися демографическими процессами, но и обострением межэтнических отношений, которые в ряде стран перешли в вооруженное противостояние. Причины этих конфликтов уходят корнями в далекое прошлое. Их наследием является несовпадение политических и этнических границ современной Европы, но в разных странах и в разных субрегионах оно выражено по-разному. В однонациональных государствах (доля главной нации превышает 93 %), а таких насчитывается 17 (Австрия, Албания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Финляндия, Чехия, Швеция) противоречия не выражены ярко. В противоположность им в многонациональных государствах (Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Румыния) межэтнические отношения отличаются, как правило, большой сложностью. Даже в таких странах, как Великобритания, Франция или Испания, где уровень жизни очень высок и национальные меньшинства обладают широкой автономией, происходят столкновения на национальной почве. В той же Великобритании основные национальные проблемы связаны с Шотландией и Северной Ирландией (Ольстер), население которых выступает за полное отделение от Англии и создание независимых государств. Если в Шотландии споры решаются в основном парламентскими методами, то в Северной Ирландии население на протяжении нескольких десятилетий вело вооруженную борьбу. В настоящее время накал противоречий перешел в политическую плоскость. Аналогичная ситуация складывается в Испании между испанцами и такими крупными народами, как каталонцы, галисийцы и баски, имеющими свои автономии. При этом если галисийцы в основном удовлетворены широкой автономией, то каталонцы и баски нет. И те, и другие требуют от испанского правительства предоставления им независимости.
Каталония в разное время пыталась провозгласить свою независимость от Испании. Максимум, что она смогла получить — наиболее широкую автономию из всех подобных регионов европейских стран и официальный статус каталонского языка. Но это все равно не устраивает большинство каталонцев, и в октябре 2017 г. власти автономии провели референдум и в одностороннем порядке провозгласили независимость от Испании и образование Каталонской Республики. Они призвали испанское правительство и страны ЕС уважать мнение жителей Каталонии. Однако ни Испания, ни ЕС их не поддержали. Конституционный суд Испании отменил итоги референдума. Испанское правительство назначило новый состав парламента и нового руководителя автономии.
Большинство басков также требуют полной независимости и создания государства под названием Эускади, причем не только в составе северных провинций Испании, но и приграничной территории Франции, которая была отторгнута еще в Раннее Средневековье. Для достижения своей цели они используют и террористические методы. Во Франции еще один очаг напряженности сформировался на Корсике, жители которой — корсиканцы — также хотели бы находиться вне французского государства. В Прибалтике русские и русскоязычное население сталкивается с постоянной дискриминацией со стороны так называемых титульных наций, что также не добавляет стабильности этим новым государствам.
Совсем другой пример являют собой многонациональные страны, возникшие на месте бывшей Югославии и Советского Союза. Пока существовала сильная центральная власть, удавалось нейтрализовать крайние проявления сепаратизма и национализма. Это было очень важно, так как внутри них административные границы между республиками были изначально проведены без учета национально-этнического состава населения и исторических условий образования «материнского» ядра.
Распад Югославии в 1991—1992 гг. привел к тому, что вновь образованные государства пытались административные границы сделать государственными. При этом сильнее всего пострадало сербское население, так как историческая граница его проживания выходит за рамки Сербии. Значительные территории, населенные сербами, остались в Боснии и Герцеговине, Хорватии, частично Словении и Македонии. Еще один удар получил сербский народ, когда в результате НАТОвской агрессии в 1999 г. Сербия лишилась одной из своих исторических областей — края Косово и Метохия, и откуда было изгнано сербское население.
Болезненно произошел распад Советского Союза для русского народа. Россия потеряла в Европе значительные территории с доминирующим и преобладающим русским населением в виде Крыма, Северного Причерноморья, называемого Новороссией, левобережье Днепра, ряда земель в Прибалтике. Эти территории по праву принадлежали российскому государству на протяжении нескольких столетий, что документально закреплено во многих международных договорах. Теперь Причерноморье и левобережье Днепра относится к Украине, государству, образованному на большей части вне исторического национального ядра. Это приводит к постоянному очагу напряженности, прежде всего, внутри нее, так как половина населения Украины не желает идентифицировать себя с украинцами и хотела быть жить в российском государстве. Жителям Крыма данная ситуация была знакома на протяжении более чем 20 лет, пока в 2014 г. Крым не воссоединился с Россией. Очередной очаг напряженности на Украине зреет из-за спорного закона о языках, который предусматривает использование во всех государственных органах, а в последующем — в школах и других образовательных учреждений, только украинский язык, чего никогда на Украине не было. Венгрия уже достаточно жестко высказалось об этом законе, хотя венгров на Украине насчитывается всего порядка 100 тыс. чел. в отличие от миллионов русских, считающих эту землю своей. Таким образом, не решенные национальные, а точнее национально-
территориальные проблемы, рано или поздно могут вылиться в очередной военный конфликт.
Есть в Европе и положительные примеры, когда соседние народы достаточно мирно уживаются в рамках одного государства. К ним относится двуязычная Бельгия. Хорошим примером может служить Швейцария, умеющая бесконфликтно решать свои национальные проблемы. В этой стране четыре коренных народа и, соответственно, четыре государственных языка — немецкий, французский, итальянский и ретороманский. В настоящее время Швейцария — одно из самых комфортных для проживания государств мира. Такой терпимости и благожелательности по отношению к своим гражданам следовало бы поучиться, к примеру, Украине и прибалтийским республикам.
Города Европы лучше?
Города растут в трех направлениях: внутрь за счет скопления людей, в многоэтажные здания или в сторону периферии. Хотя города повсеместно развивались каждым из этих способов в разное время, нигде в Европе городские поселения не разрастаются так сильно, как в Соединенных Штатах. В 1930 году в пригородах проживало менее четверти населения США. Сейчас проживает более половины. Почему большинство европейских городов остались компактными по сравнению с гиперрастянутым американским мегаполисом?
На первый взгляд ответ кажется элементарным. Городские центры Европы старше, и население их стран не росло так быстро в послевоенный период. Кроме того, строгие национальные законы о землепользовании замедляли развитие пригородов, в то время как разрозненные юрисдикции и мегаполисы США поощряли его.
Но при ближайшем рассмотрении этого общепринятого мнения оказывается недостаточно. Это правда, что контуры большинства крупных городских районов в Соединенных Штатах были сформированы в значительной степени в результате экономического и демографического роста после Второй мировой войны. Но то же самое было и в большей части Европы, где целые города были превращены в руины войной, и их приходилось восстанавливать с нуля.
Возьмем Германию, города которой подвергались ковровым бомбардировкам. Многие немецкие города сегодня стары только по названию, и хотя население страны в целом росло медленнее, чем в Америке после 1950 года, западногерманские города пережили огромный экономический рост и иммиграцию. Тем не менее плотность столичного населения Соединенных Штатов по-прежнему составляет около одной четверти от плотности населения Германии. Нью-Йорк, наш самый густонаселенный город, имеет примерно одну треть населения на квадратную милю, чем Франкфурт.
Расползание продолжается быстрыми темпами даже в тех местах, где американское население за последние десятилетия увеличилось незначительно или совсем не выросло. С 1970 по 1990 год население района Чикаго выросло всего на 4 процента, но площадь застроенных земель увеличилась на 46 процентов. Население столичного Кливленда фактически сократилось на 8 процентов, но на 33 процента больше территории района было освоено.
Связанные книги
Фрагментированная юрисдикционная структура в мегаполисах США, в которой каждый пригородный город или округ контролирует использование земли, также не может адекватно объяснить разрастание. С 1950 года около половины центральных городов Америки как минимум удвоили свою территорию за счет присоединения новых пригородов. В 1950 году площадь Хьюстона составляла 160 квадратных миль. К 1980 году, обладая широкими полномочиями по аннексии своих окрестностей, она включала 556 квадратных миль. За тот же 30-летний период Джексонвилл превратился из города площадью 30 квадратных миль в региональное правительство, охватывающее 841 квадратную милю, что составляет две трети площади Род-Айленда. Действительно, в районе трех штатов Нью-Йорк насчитывается около 780 отдельных населенных пунктов, в некоторых из которых действуют постановления о зонировании, допускающие только подразделения с низкой плотностью населения. Но городской район Парижа — Иль-де-Франс — включает в себя 1300 муниципалитетов, каждый из которых обладает значительной свободой действий при передаче земли под застройку.
Безусловно, европейские центральные правительства предположительно контролируют эти местные решения посредством общенациональных законов о землепользовании. Но является ли это показательным различием? Отношения правительств штатов США к их местным сообществам примерно аналогичны отношениям унитарных режимов Европы к их соответствующим местным образованиям. Мало того, что правительства некоторых из наших штатов являются гигантами (например, годовые расходы штата Нью-Йорк приблизительно равны всему национальному бюджету Швеции), но и в значительном числе стран приняли законы о территориальном планировании, напоминающие европейские руководящие принципы. В самом деле, с юридической точки зрения местные органы власти в этой стране являются простыми «творениями» государств, которые могут по своему желанию управлять, видоизменять или даже упразднять свои населенные пункты. Многие европейские муниципалитеты с их древними независимыми уставами менее подчинены.
Бывший эксперт Brookings
Обеспечение соблюдения планов землепользования в Европе значительно различается. В Германии, как и в Америке, некоторые Lii (или штаты) более строги, чем другие. Скандинавы, голландцы и британцы относятся к планированию более серьезно, чем, скажем, итальянцы. Покойный Антонио Седерна, проницательный журналист, написал тома. о вопиющих нарушениях строительных и девелоперских норм в исторических центрах Италии и вокруг них Критики, которые предполагают, что земельные регуляторы в Соединенных Штатах хронически снисходительны, тогда как менеджеры по развитию Европы всегда скрупулезны и «умны», должны задуматься, скажем, о неприглядном новые пригороды, тянущиеся через северо-западную равнину Флоренции в направлении Прато, а затем посетите Ист-Энд Лонг-Айленда, где практически невозможно получить разрешение на строительство вдоль многокилометровой нетронутой береговой линии. 0003
Большой, быстрый и жестокий Более важные контрасты в развитии городов между Америкой и Европой лежат в другом. Имея три с половиной миллиона квадратных миль территории, у Соединенных Штатов было гораздо больше места для размещения своих поселений. И на этом огромном пространстве технологии децентрализации прижились и распространились на десятилетия раньше, чем в других индустриальных странах. В 1928 году, например, 78 процентов всех автомобилей в мире находились в Соединенных Штатах. При быстром росте доходов и снижении затрат на производство автомобилей 56 процентов американских семей к тому времени владели автомобилем. Ни одна европейская страна не достигла сопоставимого уровня владения автомобилями до окончания Второй мировой войны. Многие автомобилисты Америки смогли начать ездить между пригородными резиденциями и рабочими местами за десятилетия до того, как такое устройство стало возможным вообразить в любой другой развитой стране.
Более извращенной, но также характерной причиной разрастания городов в Соединенных Штатах был сравнительно высокий уровень насильственных преступлений в стране. Почему в Америке в десять раз больше шансов быть убитым, чем в Японии, в семь раз больше шансов быть изнасилованным, чем во Франции, или почти в четыре раза больше шансов быть ограбленным под дулом пистолета, чем в Соединенном Королевстве, — сложный вопрос. . Но известны три вещи.
Во-первых, хотя криминальное насилие здесь заметно снизилось за последние несколько лет, американские города остаются опасными по международным стандартам. Уровень убийств в Нью-Йорке снизился на две трети между 1991 и 1997, но в том же году было совершено 767 убийств. В Лондоне, мегаполисе примерно такого же размера, было менее 130 человек. Во-вторых, уровень личной виктимизации, включая убийства, изнасилования, нападения, грабежи и личные кражи, как правило, намного выше в центральных городах США, чем в их окрестностях. В 1997 году случаи насильственных преступлений в Вашингтоне, округ Колумбия, например, были в шесть раз чаще, чем в пригородах города. В-третьих, существует сильная корреляция между уровнем преступности в городах и бегством домохозяйств и предприятий в более безопасные юрисдикции. По словам экономистов Джулии Берри Каллен из Мичиганского университета и Стивена Д. Левитта из Чикагского университета, между 1976. и 1993 г., город обычно терял одного жителя за каждое дополнительное преступление, совершенное в нем.
Опросы общественного мнения регулярно ставят общественную безопасность на первое место при выборе места для проживания. В 1992 г., когда жителей Нью-Йорка попросили назвать «наиболее важную причину» переезда из города, наиболее частым ответом был «преступность, отсутствие безопасности» (47,2%). Все остальные причины, в том числе «высокая стоимость жизни» (9,3%) и «недостаток доступного жилья» (5,3%), сильно отставали. Два года назад, когда Американская ассамблея взвешивала основные препятствия для инвестиций в бизнес в центральных районах городов, она узнала, что бизнесмены считают главным препятствием отсутствие безопасности. Короче говоря, преступность в Америке еще больше обезлюдела центральные районы мегаполисов, рассеяв их жителей и предприятия.
Не такая уж и невидимая рука В дополнение к этим фундаментальным различиям общественные интересы здесь и в крупных европейских странах сильно различаются. Более того, важные различия связаны не столько с различными «городскими» программами, сколько с другой национальной политикой, последствия которой менее понятны.
Например, щедрые сельскохозяйственные субсидии в Европе удержали больше фермеров в бизнесе и отговорили их от продажи своей земли застройщикам. На гектар сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственные субсидии во Франции в 12 раз больше, чем в Соединенных Штатах, и это расхождение, несомненно, помогает объяснить, почему небольшие фермы все еще окружают Париж, а не Нью-Йорк.
Благодаря скудному налогообложению бензина цена на автомобильное топливо в Соединенных Штатах составляет почти четверть от цены в Италии. Стоит ли удивляться тому, что итальянцы будут жить ближе к своим городским центрам, где им будет легче ходить на работу пешком или пользоваться общественным транспортом? В расчете на душу населения жители Милана совершают в среднем 350 поездок в год на общественном транспорте; человек в Сан-Диего зарабатывают в среднем 17.
Бензин — не единственный вид энергии, который в Соединенных Штатах намного дешевле, чем в Европе. Тарифы на электроэнергию и печное топливо тоже. Расходы на отопление, эквивалентное среднему отдельно стоящему загородному дому в США, и на эксплуатацию гигантских бытовых приборов (таких как холодильники и морозильники), которые заменяют магазины по соседству во многих американских жилых районах, были бы пугающими для большинства домохозяйств в значительной части Европы. .
Системы налогообложения имеют огромное значение. Европейские налоговые структуры наказывают потребление. Почему большинство голландцев и датчан не покидают свои компактные поселки и поселки, где многие жители пригородной зоны ездят на работу на велосипедах, а не на внедорожниках? Налог с продаж на новый автомобиль среднего размера в Нидерландах примерно в девять раз выше, чем в США; в Дании в 37 раз выше. Налоговый кодекс США отдает предпочтение расходам, а не сбережениям (последние фактически облагаются налогом дважды) и создает стимулы для покупки определенных товаров, в первую очередь домов, поскольку проценты по ипотеке подлежат вычету. Результатом таких положений является то, что большинство американских семей переезжает в пригороды, где доступны просторные дома и поглощается большая часть личных сбережений страны.
Налоговая политика — не единственный фактор, способствующий развитию домовладения в США. Ипотечные гарантии Федерального жилищного управления и Управления по делам ветеранов финансировали более четверти пригородных домов на одну семью, построенных в послевоенный период. В Европе жилищный фонд многих стран был уничтожен войной. Правительства отреагировали на чрезвычайную ситуацию, построив многоквартирные дома и предоставив субсидии на аренду значительной части населения. В послевоенные годы Америка также построила немало субсидируемого государством арендного жилья, но в основном для размещения самых бедных горожан. В отличие от жилых комплексов со смешанным доходом, разбросанных по Лондону или Парижу, проекты государственного жилья в США еще больше сконцентрировали городскую бедноту в центральных районах городов, превратив такие районы, как чикагский Южный район, в рассадники социальной деградации и насилия. Горожане среднего класса бежали из этих мест в менее опасные места на окраине мегаполиса.
Немногие решения имеют более важное значение для формы городов, чем инвестиции общества в транспортную инфраструктуру. Правительство всех уровней в Соединенных Штатах выделило сотни миллиардов долларов на строительство и техническое обслуживание автомагистралей, пассажирских железных дорог и транспортных систем. Однако значение имеет не только масштаб обязательств, но и распределение государственных расходов между видами транспорта. В Соединенных Штатах, где доля автомобильных дорог превзошла долю альтернативных транспортных средств примерно в шесть раз, неуклонный рост автомобильных перевозок и неуклонное снижение использования общественного транспорта, пусть и сильно субсидируемого, были неизбежны.
Плотные города рассеиваются без относительно интенсивного использования общественного транспорта. В 1945 году на транзит приходилось примерно 35 процентов городских пассажиро-миль, пройденных в Соединенных Штатах. К 1994 году эта цифра сократилась до менее чем 3 процентов, или примерно одной пятой от среднего показателя по Западной Европе. Если вначале американские транспортные планировщики следовали британской или французской бюджетной практике, выделяя от 40 до 10% своих транспортных расходов на пассажирские железные дороги и системы общественного транспорта, а не почти 85% на автомагистрали, то нет никаких сомнений в том, что многие города США сегодня будет более сжатым.
Плотные города также требуют динамичной экономики магазинов и услуг по соседству. (Зачем жить в городе, если для выполнения простейших повседневных функций, таких как покупка свежих продуктов на ужин, нужно ездить к дальним продавцам?) Но местные владельцы магазинов не могут конкурировать с региональными мегамагазинами, которые множатся в столичных торговых центрах и торговых центрах Америки. Множественные ограничения на проникновение и практику хищнического ценообразования крупных ритейлеров в различных европейских странах защищают малый городской бизнес. Затраты для потребителей высоки, но удобство и интимность лондонских «главных улиц» или угловых рынков практически в каждом парижском округе сохраняются.
Федерализм «сдвиг и вал» Европейские города сохраняют своих торговцев и жителей еще по одной причине: европейские муниципалитеты обычно не несут таких же финансовых обязательств, как города США. Местные органы власти в Германии получают менее одной трети своего дохода от местных доходов; вышестоящие уровни правительства передают остальные. Для широкого круга основных функций, включая образовательные учреждения, больницы, тюрьмы, суды, коммунальные службы и т. д., национальное казначейство финансирует до 80 процентов расходов, понесенных местными советами Англии. Местные жители в Италии и Нидерландах собирают только около 10 процентов своих бюджетов на местном уровне. Напротив, городские власти США должны в значительной степени поддерживать себя: они получают две трети своих доходов из местных источников.
Самодостаточность в принципе является добродетелью; муниципальные налогоплательщики должны платить напрямую за основные услуги, которыми они пользуются. Но на практике этих налогоплательщиков также просят финансировать множество других дорогостоящих проектов, многие из которых санкционированы, но недостаточно финансируются федеральным правительством. Богатые юрисдикции могут взять на себя это дополнительное бремя, но сообщества, испытывающие нехватку доходов, часто не могут. Чтобы удовлетворить патерналистские приказы федерального правительства, многие старые города были вынуждены поднять налоги и сократить услуги, в которых местные жители нуждаются или которые больше всего ценят. В ответ предприятия и домохозяйства среднего класса бегут в пригороды.
Государственные школы Америки, пожалуй, самый яркий пример важной местной службы, которая шатается под тяжестью нефинансируемых федеральных директив. Лишь немногие страны выделяют такую большую долю своих общих государственных расходов на образование на непедагогический персонал. Может быть несколько оправданий для этих неравномерных административных накладных расходов, но одно из объяснений почти наверняка заключается в росте государственного регулирования и армии академических администраторов, необходимых для решения бюрократической волокиты.
Школы обязаны, среди прочего, проверять питьевую воду, удалять асбест, проводить переработку, обеспечивать «гендерное равенство» и обеспечивать так называемое «специальное образование». Одна только последняя программа вынуждает местные власти выделять более 30 миллиардов долларов в год на нужды учащихся с ограниченными возможностями.
Между тем, согласно отчету 199G Консультативной комиссии США по межправительственным отношениям, федеральное правительство возмещает ничтожные 8 процентов расходов. Затраты на соблюдение требований для городских школьных округов, где концентрация учащихся с ограниченными возможностями обучения высока, а средств для их поддержки мало, могут быть особенно обременительными. Например, из 850 миллионов долларов местных средств, предусмотренных в бюджете для 77 000 учащихся в округе Колумбия, 170 миллионов долларов были выделены примерно для 8 000 учащихся, получающих «специальное образование».
Убогие школы — одна из причин, по которой большинство американских семей бежали из городов в поисках более зеленых пастбищ. Проблемным школьным системам, подобным школьным округам, которые изо всех сил пытаются привить даже элементарную грамотность, достаточно сложно конкурировать со своими более богатыми коллегами из пригородов. Трудность усугубляется федеральными законами, которые без соответствующей компенсации отвлекают скудные образовательные ресурсы от обслуживания подавляющего большинства учащихся.
Школы — лишь одна из многих муниципальных служб, стремящихся покрыть централизованно диктуемые расходы. Рассмотрим бедственное положение городского общественного транспорта в Соединенных Штатах. Его пустые места и колоссальный операционный дефицит не являются секретом. Меньше признаются значительные финансовые обязательства, налагаемые статьей 504 Закона о реабилитации и последующим законодательством. Чтобы соответствовать правилам Министерства транспорта по модернизации общественных автобусов и метро, город Нью-Йорк оценил в 1980, что ему потребуется потратить более 1 миллиарда долларов на капитальные улучшения сверх 50 миллионов долларов на текущие ежегодные эксплуатационные расходы. Как сказал в то время мэр города Эдвард И. Кох: «Для нас было бы дешевле обеспечить каждого человека с тяжелыми формами инвалидности услугами такси, чем сделать доступными 255 наших станций метро».
Хотя позже администрация Рейгана снизила эти расходы, принятие Закона об американцах-инвалидах в 1990 году привело к новому этапу строительства дорогих специальных помещений в Нью-Йорке и других городах с налаженной системой общественного транспорта. Не говоря уже о том, что Вашингтонский метрополитен — самая современная и хорошо спроектированная система метро в стране. Было приказано разобрать 45 станций и установить неровные плитки по краям платформ для размещения слабовидящих, что обошлось в несколько миллионов долларов. Вопрос здесь, как и в Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями, заключается не в том, являются ли положения для инвалидов желательными и справедливыми. Скорее, загадка заключается в том, как Конгресс может искренне претендовать на защиту этих целей, если он едва выделяет деньги для их продвижения.
Почти два десятилетия назад мэр Кох подробно описал в «Общественных интересах» то, что он назвал «жерновом» примерно 47 нефинансируемых мандатов. (1) С тех пор количество национальных законов, обременяющих местные органы власти США, превысило как минимум сотню. И это не считая сотен постановлений федеральных судов и постановлений агентств, которые управляют и часто истощают местные ресурсы. К 1994 году Лос-Анджелес подсчитал, что федеральные программы обходятся городу примерно в 840 миллионов долларов в год. Исключение этого дебета из требований доходов города либо путем удовлетворения его с помощью федеральной и государственной помощи, либо путем существенных сокращений было бы равносильно снижению городских налогов на целых 20 процентов. Непредвиденная удача такого масштаба могла бы сделать больше для восстановления городских трущоб и остановить опустошение основных сообществ, чем все запланированные в регионе «зоны расширения прав и возможностей», инициативы «умного роста» и выпуски облигаций «жизнеспособности».
Следить за Европой? Заключение о том, что более широкое распределение фискального бремени и широкий спектр других мер государственной политики помогают поддерживать концентрацию городов Европы, не означает, конечно, что все эти меры повысили благосостояние европейцев и, следовательно, что Соединенным Штатам следует подражать им. . Центральные правительства Западной Европы могут брать на себя больше финансовых обязательств, вместо того, чтобы перекладывать их на местный уровень, но эти режимы с избыточной властью также взимают гораздо более высокие налоги. Полное финансирование всех многочисленных социальных мандатов Вашингтона за счет государственных налогов означало бы, как и в большей части Европы, более централизованное и раздутое государство всеобщего благосостояния.
Большинству домохозяйств не становится лучше, когда фермеры получают значительные субсидии или когда антиконкурентная практика защищает микропредприятия за счет более крупных и эффективных фирм. Большинство потребителей также не получат большего удовлетворения от жилищных стратегий, которые поощряют арендаторов, а не домовладельцев, или от налогов на газ и транспортных правил, которые вынуждают людей выходить из автомобилей и садиться в автобусы, поезда или велосипеды.
На самом деле такого рода общественные предубеждения привели к экономическим потерям в различных странах Западной Европы и, конечно же, в Японии, в то время как Соединенные Штаты процветали отчасти потому, что их экономика менее регулируема, а их мегаполисам позволили расслабиться. . Крайняя концентрация людей и функций в районе Токио удушает настолько, что правительственные планировщики теперь рассматривают децентрализацию как главный экономический приоритет. Некоторые части британской экономики, похоже, также стеснены контролем за развитием. В недавнем отчете McKinsey and Company отставание производительности в ключевых секторах объясняется британскими ограничениями на землепользование, которые препятствуют выходу на рынок и расширению наиболее производительных фирм.
Густонаселенные города Европы кишат магазинчиками. Но притягательное присутствие малого бизнеса отражает, по крайней мере частично, сильно регулируемый рынок труда, который душит предпринимателей, желающих расширяться и, таким образом, нанимать больше работников. Как отмечает The Economist в обзоре итальянской экономики, «изобилие мелких фирм в Италии является не только триумфом, но и обвинением ее экономики: многим, похоже, не хватает ни воли, ни капитала для продолжения роста». Отсутствие воли неудивительно; Переход от малого к среднему или крупному означает найм сотрудников, которых почти невозможно уволить в плохие времена, и это означает, что компания обременена дорогостоящими обязательными выплатами по заработной плате. Италии, возможно, удалось сохранить кластеры малого бизнеса в своих старых городах и поселках, но, возможно, ценой подстрекательства к двузначной безработице в экономике в целом.
Нахождение баланса Разбросанные города Америки не лишены собственной неэффективности. Разросшиеся мегаполисы требуют, во-первых, практически полной зависимости от автомобильного транспорта, тем самым увеличивая потребление моторного топлива на душу населения в четыре раза по сравнению со средним показателем по городам Европы. Этот необычайный уровень сжигания ископаемого топлива усложняет усилия США по снижению значительного вклада этой страны в накопление парниковых газов. Наша, казалось бы, неограниченная субурбанизация также нанесла ущерб центральным городам, обладающим незаменимыми архитектурными и историческими ценностями. Форма роста мегаполисов, которая вытесняет только унылые и устаревшие городские реликвии, от которых все чаще отказываются, может на самом деле способствовать повышению благосостояния. Однако процесс роста, который также разрушает и забрасывает важные гражданские и культурные центры страны, по праву вызывает беспокойство.
Тем не менее, предложения по реконфигурации городского развития в Соединенных Штатах должны развеять несколько неправильных представлений. Как показало исследование Хелен Лэдд из Университета Дьюка, затраты на предоставление услуг в густонаселенных поселениях часто увеличиваются, а не снижаются. Заторы на центральных узлах также имеют тенденцию к ухудшению с плотностью, и больше людей могут подвергаться опасным уровням сажи и смога. (Жители Манхэттена проезжают меньше автомобилей на душу населения, чем люди, населяющие пригороды Нью-Йорка с низкой плотностью населения. Тем не менее, воздух Манхэттена часто менее полезен для здоровья, потому что движение в этом районе постоянно плотное и редко беспрепятственное, и больше людей живет среди выхлопных газов. .) Границы роста, такие как границы Портленда, штат Орегон, повышают стоимость недвижимости, поэтому жилье внутри границ становится менее, а не более «доступным». Даже сохранение сельскохозяйственных угодий, высокий приоритет планов управляемого роста, должно рассматриваться в надлежащей перспективе. Соединенные Штаты являются самым производительным производителем сельскохозяйственной продукции в мире, и у них достаточно резервных мощностей. Поддержка маргинальных ферм в урбанизированных районах может не дать этой площади наиболее ценного для общества использования.
Таким образом, диффузный характер роста городов в Соединенных Штатах является отчасти следствием определенных географических условий, культурных особенностей и необработанных рыночных сил, но также и случайным результатом определенной государственной политики. Некоторые из этих формирующих влияний коренным образом отличаются от тех, которые сформировали европейские города. Критики американского городского пейзажа с низкой плотностью могут восхищаться европейской моделью, но им следует признать всю широту трудных политических решений и трудных компромиссов, на которые необходимо будет пойти, прежде чем ограничения на разрастание в этой стране хоть немного ослабнут. начинают походить на европейские.
Нидерланды по сравнению с остальной Европой • NordicHQ
nhq | Опубликовано |
В этой статье будет подробно рассмотрен всесторонний рейтинг и сравнение Нидерландов с другими европейскими странами с упором на ключевые бизнес-показатели, такие как легкость ведения бизнеса , индексы инноваций, экономическая стабильность , цифровая инфраструктура и налоговый режим . Сопоставляя эти факторы, мы стремимся дать детальное представление о том, какое место занимают Нидерланды в европейской бизнес-экосистеме и чему другие страны могут научиться у этой процветающей экономики. Для дальнейшего чтения мы рекомендуем наши руководства по ведению бизнеса в Европе.
Объем рынка Нидерландов
Население Нидерландов занимает 7-е место в ЕС. Ниже вы можете увидеть общий размер рынка в ВВП с поправкой на паритет покупательной способности. Это показывает, что Нидерланды на самом деле являются одним из самых крупных рынков в Европе с относительно очень высоким уровнем производства на человека. Цифры ВВП скорректированы с учетом ППС (паритета покупательной способности), то есть с поправкой на относительный уровень цен на товары и услуги и инфляцию.
Страна | Оценка численности населения | ВВП по ППС (млрд долларов) | ВВП по ППС на душу населения (млрд долларов) |
---|---|---|---|
ЕС | 445 000 000 | 20 780 000 | 46 888 |
Германия | 84 000 000 | 4 743 | 56 956 |
Великобритания | 68 000 000 | 3 174 | 47 089 |
Франция | 67. 000.000 | 3 231 | 49 492 |
Италия | 61 000 000 | 2 610 | 43 376 |
Испания | 48 000 000 | 1 959 | 41 546 |
Польша | 38.000.000 | 1 363 | 35 957 |
Румыния | 19 000 000 | 636 | 32 950 |
Нидерланды | 18.000.000 | 1 055 | 60 461 |
Бельгия | 12 000 000 | 623 | 53 973 |
Греция | 11 000 000 | 325 | 30 495 |
Чехия | 11 000 000 | 460 | 42 956 |
Швеция | 10 000 000 | 589 | 55 566 |
Португалия | 10 000 000 | 370 | 36 079 |
Венгрия | 10 000 000 | 342 | 35 088 |
Австрия | 9 000 000 | 517 | 57 891 |
Швейцария | 9 000 000 | 660 | 75 880 |
Болгария | 7 000 000 | 175 | 25 471 |
Сербия | 7 000 000 | 120 | 20 545 |
Дания | 6 000 000 | 359 | 61 478 |
Финляндия | 5 500 000 | 286 | 51 867 |
Словакия | 5 500 000 | 190 | 34 815 |
Норвегия | 5 500 000 | 374 | 69 171 |
Ирландия | 5 000 000 | 500 | 99 239 |
Хорватия | 4 000 000 | 142 | 29 777 |
Литва | 2 800 000 | 114 | 40 784 |
Словения | 2 100 000 | 86 | 40 820 |
Латвия | 1. 900.000 | 64 | 17 620 |
Эстония | 1.350.000 | 53 | 39 729 |
Люксембург | 632.000 | 78 | 122 740 |
Глядя на ВВП на душу населения на карте, мы ясно видим, что вместе с Люксембургом, Норвегией и Ирландией Нидерланды имеют один из самых высоких показателей производства на душу населения на континенте.
Интернет-бизнес — Нидерланды против Европы
Голландский рынок онлайн-покупок и цифровых услуг является одним из крупнейших в Европе. Взгляните на относительно большой размер поисковой популяции в Нидерландах по сравнению с другими странами. (Источник: Google Реклама)
Страна | Охват (поиск населения) |
---|---|
Германия | 73.200.000 |
Франция | 70.700.000 |
Великобритания | 65.600.000 |
Италия | 49. 300.000 |
Испания | 43 200 000 |
Нидерланды | 30.200.000 |
Польша | 28.500.000 |
Румыния | 12.900.000 |
Бельгия | 10.900.000 |
Австрия | 9.760.000 |
Швеция | 9.360.000 |
Португалия | 9.150.000 |
Чехия | 9.040.000 |
Швейцария | 8.360.000 |
Греция | 8.990.000 |
Болгария | 5.400.000 |
Сербия | 5.220.000 |
Дания | 5.060.000 |
Хорватия | 5.020.000 |
Ирландия | 4.680.000 |
Финляндия | 4.610.000 |
Норвегия | 4.570.000 |
Словакия | 4.350. 000 |
Интернет-магазины в Нидерландах
В Нидерландах очень развит рынок электронной коммерции. Население страны крайне привыкло заказывать товары, еду и услуги через интернет. Только скандинавские страны и части Великобритании приближаются к Нидерландам в этом отношении, как вы можете видеть на рисунке ниже.
Преимущества получения вида на жительство или визы в Нидерландах
Если вы гражданин ЕС, вы можете пользоваться четырьмя свободами ЕС: свободное передвижение людей, капитала, товаров и услуг.
Лица, не имеющие паспорта ЕС/ЕЭЗ, не имеют этого права автоматически. Им нужно будет подать заявление на получение вида на жительство.
Например, американцу необходимо подать заявление на получение вида на жительство в конкретной европейской стране, чтобы иметь возможность остаться там. Обратите внимание, что обычно вам не требуется иметь вид на жительство для регистрации бизнеса в стране ЕС/ЕЭЗ. Хорошим примером является голландско-американский договор о дружбе (DAFT), который позволяет американским предпринимателям открывать свой бизнес, работать и оставаться в Нидерландах. То же самое касается голландско-японского торгового договора.
Качество, доступность и гибкость рабочей силы
Население Нидерландов входит в число европейских стран с высокоразвитыми цифровыми навыками.
Аналогичный результат можно увидеть в индексе DESI ЕС. Этот рейтинг измеряет состояние и прогресс цифровых показателей европейских стран.
Уровень образования голландской рабочей силы
Нидерландская рабочая сила имеет относительно высокий процент людей с высшим образованием, как видно из диаграммы ниже. Эти данные ОЭСР сравнивают европейские страны и процент населения в возрасте от 25 до 64 лет, получившего высшее образование.
Качество инфраструктуры в Нидерландах
Нидерланды имеют высокоразвитую физическую инфраструктуру. Это отражено в ежегодном отчете о конкурентоспособности страны Всемирного экономического форума. Нидерланды занимают второе место после Швейцарии в категории инфраструктуры.
Вероятно, не менее важным для предприятий, занимающихся импортом и экспортом физических товаров, является качество портовой инфраструктуры страны . Эти страны ранжируются на основе качества их инфраструктуры, а не количества или стоимости товаров, которые проходят через них.
Здесь Нидерланды занимают первое место. Лучшим примером является крупнейшая гавань Европы, порт Роттердам.
Внедрение технологий
Индекс NRI представляет собой всеобъемлющий рейтинг, который измеряет, среди прочего, цифровую готовность страны. Другими словами: насколько вероятно, что страна, ее люди, правительство и бизнес используют возможности, которые им предоставляют технологии. Нидерланды занимают третье место в Европе.
Легкость открытия и ведения бизнеса
Создание бизнеса может быть бюрократическим процессом. Несколько иначе обстоит дело в Нидерландах, где бизнес может быть запущен за считанные дни. См. приведенный ниже рисунок Всемирного банка, чтобы получить представление о том, сколько времени требуется в других странах. Обратите внимание, что в этой таблице не учитываются все аспекты настройки, такие как открытие банковского счета и получение полной налоговой регистрации.
Налоги в Нидерландах
В Нидерландах очень конкурентоспособный налоговый климат для международного бизнеса. Во-первых, налог на прибыль корпораций относительно низок.
Корпоративный подоходный налог в сравнении
Страна | Корпоративный подоходный налог | Режим патентной коробки (ставка НИОКР) |
---|---|---|
Германия | В среднем 30%. Сочетание федерального и муниципального налога. | — |
Великобритания | 19 — 20% | 10% |
Франция | 26,5% | 10% |
Италия | 28% приблизительно, исходя из национальных и региональных налогов | — |
Испания | 25% | 10% |
Португалия | 21% | 3,15% |
Ирландия | 15% | 6,25% |
Нидерланды | 19 — 25,8% | 9% |
Бельгия | 25% | 3,75% |
Швеция | 20,6% | — |
Норвегия | 22% | — |
Дания | 22% | — |
Финляндия | 20% | — |
Эстония | 20% | — |
Латвия | 20% | — |
Литва | 5 — 15% | 5% |
Польша | 9-19% | 5% |
Корпоративный подоходный налог в Нидерландах
Специально для малого и среднего бизнеса взимается очень ограниченный корпоративный налог:
Прибыль | 2022 | 202 3 |
---|---|---|
Тариф для малого и среднего бизнеса | 15% (до 395 000 евро) | 19% (до 200 000 евро) |
Стандартный тариф | 25,8% (прибыль свыше 395 000 евро) | 25,8 % (прибыль свыше 200 000 евро) |
Innovation Box | 9% от прибыли, полученной от соответствующей инновационной деятельности | 9% от прибыли, полученной от соответствующей инновационной деятельности |
Подоходный налог с населения
Это налог, который вы будете платить сверх любой зарплаты, которую вы получаете от компании. Этот налог относительно низок, если вы зарабатываете меньше определенной суммы, и сравним с другими странами Западной и Северной Европы, если вы получаете более высокую заработную плату.
Налог на доходы физических лиц (IB) | 2022 | 2023 |
---|---|---|
Кронштейн 1 | 37,10% до 68,508 евро | 36,93% до 73,031 евро |
Кронштейн 2 | 49,50% от €68,508 | 49,50% от €73,031 |
Налог на дивиденды
Любые дивиденды могут быть выплачены по одному из самых низких налогов на дивиденды в Европе:
Вставка 2: Существенные проценты | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
До 67 000 евро | 26,9 % | 26,9 % | 24,5 % |
Свыше 67 000 евро | 26,9 % | 26,9 % | 31 % |
Налоговые льготы
Нидерланды предлагают всевозможные налоговые льготы, например, сниженный корпоративный налог для инновационных предприятий. Узнайте все о налоговых льготах для голландского бизнеса здесь.
Справедливое сравнение
То, что вы в конечном итоге заплатите в виде налогов, зависит от всевозможных переменных. Если вы хотите провести объективное сравнение, вам следует как минимум посмотреть:
- Налог на прибыль вашей компании
- Налог на все, что вы получаете от компании, прирост капитала и дивиденды
- Налоги на заработную плату вашего работника и расходы на социальное обеспечение работников
- Индивидуальные налоги (НДФЛ, налог на имущество)
- НДС
- Любые отраслевые налоги и сборы
Нидерланды и их налоговые соглашения
Голландия имеет большое количество налоговых соглашений, как показано на карте ниже. Мы написали сообщение в блоге, в котором более подробно описано использование этих налоговых соглашений.
Стоимость и уровень жизни
Уровень жизни в Нидерландах один из самых высоких в мире. Это показано в Индексе лучшей жизни ОЭСР ниже:
Индекс лучшей жизни ОЭСР занимает 9 место0117 | Страна |
---|---|
1 | Норвегия |
2 | Австралия |
3 | Исландия |
4 | Канада |
5 | Дания |
6 | Швейцария |
7 | Нидерланды |
8 | Швеция |
9 | Финляндия |
10 | США |
11 | Люксембург |
12 | Новая Зеландия |
13 | Бельгия |
14 | Соединенное Королевство |
15 | Германия |
16 | Ирландия |
17 | Австрия |
18 | Франция |
19 | Испания |
20 | Словения |
Нидерланды также занимают высокие места в другом очень влиятельном рейтинге: индексе человеческого развития ООН (ИРЧП). ИЧР сравнивает население по продолжительности жизни, образованию и покупательной способности.
Система здравоохранения в Нидерландах
Ничто так не важно, как ваше здоровье. Нидерланды структурно входят в число стран с лучшей системой здравоохранения в мире. И это тоже доступно!
Коррупция (или ее отсутствие) в Нидерландах
Чтобы иметь стабильную и предсказуемую бизнес-среду, крайне важно не оставлять места для коррупции. То есть индекс восприятия коррупции Transparency International является важным индикатором. Этот индекс ранжирует страны от самого низкого до самого высокого уровня коррупции в государственном секторе с точки зрения деловых людей.
Голландский предпринимательский дух
В Нидерландах очень развит предпринимательский дух. Относительно большая часть населения работает не по найму.
Хотя это еще не все, более важным показателем является процент быстрорастущих предприятий. На приведенной ниже карте показан процент предприятий в каждой стране, в которых занято не менее 10 сотрудников, а число занятых выросло на 10 и более процентов за трехлетний период. Нидерланды выступают на высшем уровне.
На этой странице вы можете найти гораздо больше информации, включая информационные бюллетени по странам.
Международная репутация
Нидерланды входят в десятку стран с наилучшей репутацией по версии Knoema.
Европейские организации
Нидерланды являются частью практически всех соответствующих европейских и международных организаций.
Нидерланды являются частью ЕС.
Нидерланды являются членом евровалюты, что позволяет осуществлять беспрепятственные платежи в больших частях Европы, см. ниже:
владение английским
Голландцы очень хорошо говорят по-английски. Они даже возглавляют Индекс владения английским языком.
Доступ к финансированию в Нидерландах
Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) публикует ежегодный рейтинг доступа к капиталу для малого и среднего бизнеса. Нидерланды показывают хорошие результаты, учитывая их размер. Существует относительно хорошо развитый рынок венчурного капитала, и банки готовы предоставить деньги в долг. Кроме того, существует множество государственных субсидий и проектов регионального финансирования.
Для получения дополнительной информации о доступе к финансированию в Нидерландах, пожалуйста, прочитайте эту подробную статью.
Лучший тип бизнеса для начала в Нидерландах
Одним из самых популярных видов бизнеса в Нидерландах является консалтинговая фирма. От очень маленьких и специализированных до крупных фирм, занимающихся стратегическим консалтингом: вряд ли какой-либо другой вид бизнеса растет быстрее, чем консалтинг. Учитывая реальную экономику знаний, консультанты процветают в голландском бизнес-ландшафте.
Прочитайте наши советы о том, как начать консультационный бизнес в Нидерландах.
Электронная коммерция и розничная торговля
В Нидерландах одна из наиболее развитых в Европе инфраструктур для электронной коммерции и розничной торговли. Совершенная и плотная дорожная сеть, большое количество транспортных компаний, которые могут доставить ваш груз в любую точку страны за считанные часы и в любую точку Европы за несколько дней. Вы находитесь недалеко от основных портов Роттердама и Схипхола, а также от крупных рынков Германии, Франции и Великобритании. Не в последнюю очередь сам голландский рынок хорошо приспособлен для онлайн-покупок.
Прочтите подробный анализ того, как открыть бизнес электронной коммерции в Нидерландах.
Технологии и высокоинновационный бизнес
Нидерланды – это высоко инновационная страна, которая всегда обновляется посредством инноваций и новых технологий. Имеется большой резерв квалифицированных рабочих. В дополнение к этому существуют различные визовые программы, которые относительно легко упрощают переезд талантов в Нидерланды. Существует также большое государственно-частное сотрудничество, например, в фармацевтической промышленности.
Штаб-квартира и холдинговые компании
Нидерланды являются идеальной базой для холдинговой компании, владеющей дочерними компаниями в Нидерландах или за рубежом. Это может быть полезным способом структурировать несколько объектов и централизовать прибыль (и, например, защитить интеллектуальную собственность).
Leave a Reply