В поисках убежища…
04 февраля 2022
ЗаконодательствоМиграционное право
Федеральный закон «О беженцах» был принят в феврале 1993 г. – после присоединения России к международной Конвенции о статусе беженцев 13 ноября 1992 г.
Закон не был совершенным, в него вносилось большое количество изменений и дополнений. В отдельных случаях непосредственно применялись нормы международного права в сфере убежища, или пробелы восполнялись судебной практикой.
Читайте также
МВД разработало порядок предоставления убежища в России
В проекте закона раскрыты дефиниции статуса беженца, временного и политического убежища, а также временной защиты иностранных граждан
28 января 2022 Новости
Казалось бы, проект
нового федерального закона о предоставлении убежища на территории РФ, разработанный МВД России и вынесенный на общественное обсуждение 25 января, должен был бы прежде всего дать общее определение основного понятия «убежище» и его отдельных видов, таких как статус беженца в соответствии с международной Конвенцией, временное убежище по гуманным причинам, политическое убежище. Дефиниции перечисленных понятий позволили бы, с одной стороны, понять, что их объединяет, а с другой – четко различать их по объективным критериям.
Однако в представленной редакции законопроекта такие определения отсутствуют, поэтому политическое убежище, предоставляемое лицу от преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, и статус беженца, предоставляемый лицу, которое может стать жертвой преследований по признаку политических убеждений, объективно ничем друг от друга не отличаются. Различие заключается лишь в том, что политическое убежище предоставляет исключительно Президент РФ, но это не является объективным критерием.
Чтобы отличить временное убежище от иных видов, в законе обязательно должны содержаться определение понятия «гуманные основания» и перечень таковых для предоставления временного убежища. Действующему закону присущ указанный недостаток, который пытались устранить суды, считая «гуманными основаниями», например, тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности данному лицу не может быть оказана необходимая медпомощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза жизни или свободе вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства, куда лицо должно быть выдворено; реальная угроза для выдворяемого в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Законопроектом эта неопределенность не устранена. Более того, такие причины, как голод, эпидемия или ЧС, напротив, стали основаниями для отказа в предоставлении убежища (ч. 2 ст. 4). То есть сфера предоставления временного убежища сужена.
Законопроект вводит понятие третьей безопасной страны, но, опять же, не раскрывает его содержания. Почему она третья и безопасная?
Авторы проекта попытались собрать все виды убежища в одном нормативном правовом акте, но придать единую структуру, на мой взгляд, не удалось. Политическое убежище, как и прежде, стоит особняком и находится в исключительном ведении главы государства; особенности его предоставления законопроектом не устанавливаются.
Так называемая «временная защита» в проекте выглядит как отдельный вид убежища. Однако в ст. 8 указано, что она предоставляется иностранным гражданам, соответствующим критериям статуса беженца или временного убежища. Возникает вопрос: для чего в таком случае выделять эту меру как самостоятельный вид убежища?
Как указано в ст. 1 законопроекта, он разработан с целью регулирования отношений, связанных с предоставлением убежища, установления особенностей правового положения лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, а также получивших его и утративших. Однако текст документа содержит большое количество отсылок к другим законам и нормативным актам, осуществляющим это регулирование. Таким образом, предлагаемый закон, полагаю, вряд ли станет системным, фундаментальным.
Кроме того, проект еще больше ограничивает возможности получения временного убежища, вводя большой перечень оснований для отказа. Действующий Закон о беженцах изначально предусматривал в качестве оснований для отказа в признании беженцем только те из них, которые содержались в международной Конвенции. Законодатель постепенно расширял перечень, внося соответствующие изменения. Законопроектом перечень оснований для отказа в предоставлении убежища максимально расширен, что фактически делает институт убежища недоступным.
Действующим законом срок предоставления временного убежища не ограничен. Законопроект, в свою очередь, предлагает установить максимальный срок предоставления временного убежища – два года. Предполагается, что за это время беженец должен обратиться за разрешением на временное проживание (далее – РВП) либо за видом на жительство и в течение пяти лет успеть получить российское гражданство. Однако при наличии недостаточной квоты на РВП (например, Распоряжением
Правительства РФ от 11 октября 2021 г. № 2856-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2022 год») и особых условий для получения вида на жительство и гражданства большинство беженцев не смогут в пятилетний срок стать гражданами РФ. Кроме того, нередко беженцы из республик бывшего СССР, преследуемые на родине за политические убеждения, по инициативе органов безопасности РФ и МВД РФ становятся нежелательными лицами и в России. Решения о нежелательности их пребывания, об отказе в разрешении на въезд являются непреодолимыми препятствиями для получения РВП, вида на жительство и приема в гражданство РФ. Таким образом, в случае принятия закона в предложенной редакции Россия спустя два года рискует получить «армию нелегалов» из числа лиц, которым не будет продлен срок действия убежища.
Действующее законодательство об убежище и практика его применения во многом противоречат нормам международного права. Предлагаемый законопроект, на мой взгляд, эти противоречия усугубляет. Например, положениями ст. 2 («Право на жизнь») и 3 («Запрещение пыток») Конвенции о защите прав человека и основных свобод абсолютно и безусловно запрещена высылка лиц в страны, где им грозят смерть, пытки или жестокое бесчеловечное обращение. Таким образом, законопроект, устанавливающий жесткие условия для получения убежища и сокращающий сроки его действия, может создать ситуации высылки таких лиц как нелегалов в нарушение норм международного права.
Европейский Суд по правам человека регулярно рассматривает подобные жалобы заявителей из числа иностранных граждан против РФ, большинство из которых завершаются констатацией фактов нарушения Конвенции российскими властями. Принятие законопроекта в предложенной редакции, на мой взгляд, породит еще больше подобных жалоб в ЕСПЧ.
В действующем законе также не определено, до какого уровня судебного обжалования (апелляционного, кассационного в судах общей юрисдикции, кассационного в Верховном Суде РФ) действует гарантия невысылки лица, ходатайствующего о предоставлении убежища? Эта же неопределенность сохранилась и в рассматриваемом законопроекте.
Таким образом, ни одну из проблем, с которыми сталкиваются на практике госорганы, суды и граждане, реализуя законодательство о беженцах, законопроект в представленной редакции не решает.
Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН, чей мандат признала РФ, ратифицировав Конвенцию о статусе беженцев, в п. 190 единого Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженца отмечало, что беженцы находятся в особо уязвимом положении. Такое лицо, по мнению УВКБ ООН, «пребывает в чужой среде, и факт передачи его дела на рассмотрение властей иностранного государства, часто на неродном языке, может представлять для него большие сложности в психологическом и практическом плане».
Зачастую иностранцы, прибывающие в Россию в поисках убежища, не знают ни русского языка, ни законодательства РФ. Как им соблюсти жесткие требования законопроекта, предписывающие обратиться за убежищем не позднее семи дней с момента прибытия в Россию? Как правило, беженцы в спешке покидают свою родину и не имеют необходимых средств для проживания в чужой стране. Большинство европейских стран берут на себя расходы на обеспечение таких лиц жильем, лечением, пособиями для нормального существования. Ни действующее законодательство о беженцах, ни проект нового закона не предусматривают реальной государственной помощи и поддержки этим лицам. Напротив, законопроект обязывает беженцев за собственный счет пройти медосвидетельствование в рамках рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища.
Анализируя законопроект, можно найти много других недостатков – чего, к сожалению, на мой взгляд, нельзя сказать о достоинствах. Создается ощущение, что разработчики проекта либо не разбираются в институте убежища, либо намеренно сделали его максимально непонятным для правоприменителей и граждан, представляя институт убежища в РФ непривлекательным для иностранных граждан. В целом законопроект, на мой взгляд, не имеет стройной системы, логической последовательности, изложен сумбурно, непонятно, путанно и может сделать институт убежища в РФ совершенно недоступным для лиц, его ищущих.
04 февраля 2022
ЗаконодательствоМиграционное право
МВД разработало порядок предоставления убежища в России
По мнению одного эксперта «АГ», законопроект сводит всю нормативную базу в сфере беженства в единый нормативный документ и учитывает текущие реалии. Другая полагает, что документ направлен на совершенствование системы предоставления убежища в целях обеспечения выполнения РФ соответствующих международных обязательств. Третий отметил, что особый интерес в проекте вызывает введение института «временной защиты» как одного из видов убежища. Четвертая перечислила ряд недостатков проекта, отметив, что его разработчики не разбираются в институте убежища или намеренно сделали его максимально непонятным для правоприменителей и граждан.
25 января МВД России вынесло на общественное обсуждение проект закона о предоставлении убежища на территории РФ как специального правового режима пребывания (проживания) в России иностранцев и апатридов, вынужденных покинуть государство их гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства. Авторы указали, что при предоставлении такого убежища власти будут исходить из приоритета законных интересов россиян и безопасности государства, с учетом социально-экономических и иных возможностей приема и размещения иностранных граждан в РФ.
В проекте раскрыты дефиниции статуса беженца, временного и политического убежища, а также временной защиты, которую планируется предоставлять иностранцам, соответствующим критериям предоставления статуса беженца или временного убежища, в связи с экстренным массовым прибытием их в Россию. Политическое убежище будет предоставляться иностранцу, ищущему защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие Конституции РФ, нормам и принципам международного права. Порядок предоставления такого убежища, его утраты и лишения будет находиться в компетенции Президента России.
В свою очередь, временное убежище будет предоставляться находящимся на территории России иностранцам, не соответствующим критериям в части предоставления статуса беженца, из гуманных соображений, а также в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что в случае возвращения данных лиц на территорию другого государства для них существует реальная угроза стать жертвами пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, в том числе лишения жизни.
Законопроект также регулирует порядок получения убежища; правовое положение лиц, ходатайствующих о получении убежища, получивших или утративших его, их права и обязанности; основания для отказа в приеме заявления о предоставлении убежища; основания утраты или лишения такого статуса; принимаемые по заявлениям решения.
«Значительные изменения претерпели как процедура обращения за убежищем, так и процедура предоставления убежища. Новелла заключается в необходимости подачи одного заявления о предоставлении убежища на территории РФ. В рамках единой процедуры рассмотрения такого заявления, как правило, будет решаться вопрос о предоставлении заявителю статуса беженца либо о предоставлении ему временного убежища, что позволит значительно сократить срок определения правового положения иностранного гражданина, обратившегося за защитой, в целом более чем на три месяца», – подчеркнуто в пояснительной записке.
В ней также, в частности, отмечено, что предоставление статуса беженца или временного убежища в России является исчерпывающим средством обеспечения личной безопасности лица, ищущего убежище. Поэтому логична недопустимость предоставления одного вида убежища с целью дальнейшего получения другого. «Также в законопроекте спроектирована соответствующая норма, дающая право члену семьи лица, получившему убежище на территории РФ, прибывшему отдельно, подавать заявление и получить убежище по одному месту пребывания. В отношении прибывших на территорию РФ членов одной семьи одновременно решение принимается с учетом сохранения целостности семьи как в отношении несовершеннолетних, так и лиц старше 18-летнего возраста», – разъяснили авторы поправок.
Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Айшат Зангиева отметила, что проект направлен на совершенствование системы предоставления убежища в целях обеспечения выполнения РФ международных обязательств по отношению к лицам, ищущим защиту на ее территории. «Данный законопроект объединяет Закон о беженцах и указ Президента России о политическом убежище. Сама по себе это правильная идея. В таких законах должны быть общие определения, и они не должны противоречить друг другу», – убеждена она.
По мнению эксперта, важным изменением является определение видов убежища: статус беженца, временное убежище, политическое убежище и временная защита. «Кроме того, нововведением является и то, что в случае принятия закона лица, получающие убежище в России, смогут рассчитывать на оказание содействия в предоставлении медицинской помощи, устройство детей в детские сады, школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, а также на получение питания и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения. На сегодняшний день указанные гарантии законодательно не закреплены», – пояснила адвокат.
Айшат Зангиева добавила, что только практика покажет, упростится ли процедура получения убежища на территории РФ с принятием нового закона. «В комментируемом законопроекте имеется правовая неопределенность, которая дает правоприменителю возможность трактовать закон по своему усмотрению. Так, в ст. 4 законопроекта сформулирован ключевой принцип предоставления убежища, однако поименованные в нем “иные обстоятельства, не противоречащие правам и свободам граждан РФ” не конкретизированы», – заметила она.
Управляющий партнер МКА TA lex Андрей Торянников обратил внимание на то, что полномочиями на предоставление убежища планируется наделить территориальные органы МВД, при этом за Президентом РФ останется вопрос определения порядка предоставления политического убежища, в том числе его утраты или лишения. «Особый интерес в законопроекте вызывает введение института “временной защиты” как одного из видов убежища. Очевидно, что это реакция на события на Украине и последние события в Европе, когда тысячи мигрантов из стран Ближнего Востока, искавшие лучшей жизни в благополучной Европе, скопились на границе Беларуси и Польши», – предположил Андрей Торянников.
По мнению руководителя административной практики ЮК «Миграционный Юрист» Андрея Фоменко, законопроект сводит всю нормативную базу в сфере беженства в единый нормативный документ и одновременно приводит этот документ в соответствие с действующими реалиями. «За 30-летнюю новейшую историю Россия единожды столкнулась с действительно большим массовым наплывом соискателей статуса беженца из Украины в 2014–2015 гг. Принятие такого закона позволит органам МВД быстрее и гибче реагировать на изменения миграционной ситуации в случае наплыва просителей убежища. Так, ходатайствовать о предоставлении временного убежища или статуса беженца можно будет в одном ходатайстве, а не подавать отдельное на каждый тип убежища. По оценке ГУВМ МВД России, это сократит срок рассмотрения ходатайства на три месяца», – отметил он.
Эксперт также подчеркнул, что основания для отказа в предоставлении статуса беженца или предоставлении временного убежища поименованы и строго закреплены. «В настоящее время конкретный список оснований для отказа отсутствует, что создает правовую неопределенность и различное правоприменение при рассмотрении такого рода ходатайств или судебных спорах при их обжаловании», – заметил Андрей Фоменко.
Адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова полагает, что в проекте сделана попытка собрать все виды убежища в одном НПА, но создать какую-то единую структуру не удалось: «Политическое убежище, как и прежде, стоит особняком и находится в исключительном ведении Президента РФ, и особенности его предоставления законом не устанавливаются. Так называемая временная защита выглядит в проекте закона как отдельный вид убежища. Однако тут же, в ст. 8 документа говорится, что она предоставляется иностранным гражданам, соответствующим критериям статуса беженца или временного убежища. Зачем выделять эту меру как самостоятельный вид убежища?» – задалась вопросом она.
Эксперт также обратила внимание на то, что законопроект содержит большое количество отсылок к другим законам и нормативным актам, которые осуществляют это регулирование. «Таким образом, предлагаемый закон не станет системным, фундаментальным законом, “кодексом” по убежищу. Он еще больше ограничит возможности получения временного убежища, вводя большой перечень оснований для отказа. Изначально действующий Закон о беженцах предусматривал только те основания для отказа в признании беженцем, которые содержались в международной Конвенции», – указала Ирина Соколова.
Адвокат добавила, что действующий закон не ограничивает срок предоставления временного убежища. «Законопроект предусматривает установить максимальный срок предоставления временного убежища равный двум годам. Таким образом, спустя этот срок Россия получит “армию нелегалов” из числа лиц, которым не продлят срок действия убежища. Ни одну проблему, с которой сталкиваются на практике государственные органы, суды, граждане, реализуя законодательство о беженцах, предлагаемый законопроект не разрешил. Анализируемый законопроект не имеет никаких достоинств, он не имеет стройной системы, логической последовательности, язык его написания сумбурный, непонятный и путаный. Создается ощущение, что разработчики закона не разбираются в институте убежища либо намеренно сделали его максимально непонятным для правоприменителей и граждан, представляя институт убежища в РФ непривлекательным для иностранных граждан в поисках убежища в России», – резюмировала Ирина Соколова.
Убежище и злоупотребление административным правом
Размер шрифта:
- A A A
Администрация Трампа нарушила административную процедуру, чтобы пересмотреть политику предоставления убежища.
Размер шрифта:
- A A A
8 ноября 2018 г. администрация Трампа объявила о политике, запрещающей отдельным лицам и семьям подавать заявления или получать убежище, если они прибывают на границу нелегально, т. кроме порта въезда. Эта политика, противоречащая более чем пятидесятилетнему иммиграционному законодательству, вызывает моральную тревогу. Новое правило предоставления убежища также иллюстрирует, как эта администрация злоупотребляет инструментами административного права для создания новой политики.
«Убежище» — это юридический термин и форма защиты, изложенная в Законе об иммиграции и гражданстве (INA). Чтобы претендовать на убежище, человек должен соответствовать определению «беженец», которое определяется в INA как лицо, которое подвергалось преследованию в прошлом или столкнется с подобным преследованием в будущем из-за расы, религии, национальности, политических мнение или принадлежность к той или иной социальной группе. В соответствии с INA люди могут обращаться за убежищем независимо от их иммиграционного статуса и того, въезжают ли они в страну легально или нелегально.
Новая политика администрации Трампа в отношении убежища была опубликована в Федеральном регистре в качестве промежуточного окончательного правила Министерства внутренней безопасности США (DHS) и Министерства юстиции США. За ним последовала президентская декларация президента Дональда Дж. Трампа, подтверждающая новую политику. Временное правило изменяет существующие правила и запрещает лицам, подпадающим под действие указа президента, иметь право на получение убежища. В прокламации частично говорится, что «иностранцы, незаконно въезжающие в Соединенные Штаты через южную границу в нарушение этого прокламации, не будут иметь права на получение убежища».0 дней. Как в постановлении, так и в постановлении говорится, что пострадавшие лица могут по-прежнему обращаться за другими формами помощи, называемыми «отсрочкой высылки» и защитой в соответствии с Конвенцией против пыток.
До этого временного правила и в соответствии с INA любой мог подать заявление о предоставлении убежища, включая тех, кто въехал не в порт въезда.
Обычно правила, опубликованные в соответствии с Законом об административных процедурах (APA), должны пройти период уведомления и комментариев общественности, прежде чем они вступят в силу. Как правило, период общественного обсуждения составляет от 30 до 60 дней. Многие изменения иммиграционной политики были внесены с использованием процесса уведомления и комментирования. Например, в октябре DHS открыло 60-дневный период для комментариев по предложенному им изменению правила «общественной оплаты», которое позволит сотрудникам иммиграционной службы отказывать в выдаче грин-карт и временных виз лицам, которые, по их мнению, могут получать государственные пособия .
APA содержит важные исключения из требований об уведомлении и комментарии. Одно исключение применяется к «правилам толкования, общим заявлениям о политике или правилам организации, процедуры или практики агентства». Многие иммиграционные политики издаются в виде общих положений политики, таких как меморандумы о дискреционных полномочиях прокуратуры и приоритетах иммиграционного принуждения. Второе исключение применяется, когда агентство находит «уважительную причину» для публикации правила без уведомления и комментариев, поскольку такая процедура «непрактична, не нужна или противоречит общественным интересам». При применении этого исключения агентства должны объяснить «уважительную причину». Одним из примеров уважительной причины является ситуация, когда «необходимы немедленные действия для уменьшения или предотвращения опасностей для здоровья или неминуемого вреда людям или имуществу».
Требования APA к уведомлению и комментариям также не применяются к нормотворчеству, касающемуся «военных или иностранных дел Соединенных Штатов».
Практическое значение применения исключений APA заключается в том, что это позволяет правилам и политике вступать в силу немедленно и без учета общественного мнения, что и произошло с недавним постановлением администрации Трампа о предоставлении убежища.
Ссылаясь на исключение «уважительной причины», DHS и Министерство юстиции утверждали, что уведомление и возможность общественного обсуждения «могут привести к увеличению миграции к южной границе для въезда в Соединенные Штаты до того, как правило вступит в силу». По мнению агентств, мигранты, планирующие въехать в страну нелегально и заявить о достоверном страхе при задержании, «будут иметь дополнительный стимул для незаконного пересечения границы в течение периода комментариев».
DHS и Министерство юстиции также утверждали, что применяется исключение APA «иностранные дела». Агентства отметили, что «поток иностранцев через южную границу, незаконный или без соответствующих проездных документов, напрямую затрагивает внешнеполитические интересы Соединенных Штатов», включая «деликатные и продолжающиеся переговоры с Мексикой о том, как управлять нашей общей границей».
Но ни одно из требований правительства не оправдывает игнорирование процессуальных требований АПА. Американский союз гражданских свобод, Южный юридический центр по борьбе с бедностью и другие группы подали иск против нового правила предоставления убежища. Группы оспорили нормотворчество, отчасти на основании APA, утверждая, что исключение «иностранные дела» не применяется и что правительство не представило должным образом «уважительных причин» для уклонения от требований об уведомлении и комментариях.
Более того, обоснование, предоставленное Администрацией для изменения положения о предоставлении убежища, глубоко ошибочно. На южной границе не было «наплыва» людей, о чем часто сообщают администрация и средства массовой информации. В одном отчете говорится, что пограничная служба США в 2018 году задержала 396 579 мигрантов, что является пятым самым низким показателем с 1973 года. 2017 — «самый высокий из когда-либо виденных». Самые последние данные DHS показывают, что в 2016 финансовом году только 20 455 человек получили убежище, что является каплей в море по сравнению с мировым населением беженцев. Кроме того, исходя из моего опыта, причины, по которым люди нелегально въезжают в Соединенные Штаты, часто связаны с их страхом перед возвращением и желанием получить убежище, защиту, на которую они могут иметь законное право в соответствии с иммиграционным законодательством Соединенных Штатов.
В эпоху Трампа я встречал десятки людей и семей, в основном выходцев из Сальвадора, Гватемалы и Гондураса, нелегально пересекающих границу, и одна тема повторяется: они бегут из стран с высоким уровнем насилия и часто боятся вернуться в их родная страна. Просители убежища, достигшие границы, устойчивы. Но они часто прибывают, пережив травму или даже не зная, что такое назначенный порт въезда, который, согласно собственному законодательству Соединенных Штатов, не требуется для подачи заявления о предоставлении убежища.
Администрация должна отменить свое недавнее постановление о предоставлении убежища и следовать иммиграционному закону и существующим правилам, чтобы гарантировать, что любое лицо, прибывающее в Соединенные Штаты и выражающее страх возвращения, может подать заявление о предоставлении убежища.
Tagged: Административное право, Закон об административных процедурах, Министерство юстиции, DHS, Дональд Трамп, Федеральный регистр, Иммиграционная политика, Иммиграционное положение
Законно ли пересекать границу США в поисках убежища?
Семьи, спасающиеся от насилия и преследований в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Гаити, Кубе, Никарагуа и других странах, переживающих кризис, предприняли опасное путешествие в поисках безопасности в Соединенных Штатах.
Люди, прибывающие на границу США, имеют право просить убежища, не подвергаясь уголовному преследованию, возвращению, использованию для политических трюков или разлучению со своими детьми. Вот как работает этот процесс:
Что такое убежище?
Убежище — это форма защиты, предоставляемая лицам, которые могут продемонстрировать, что они не могут или не желают вернуться в свою страну из-за преследований или обоснованных опасений преследований по причине:
- гонки,
- религия,
- национальность,
- принадлежность к определенной социальной группе,
- или политические взгляды.
Право на поиск убежища было включено в международное право после зверств Второй мировой войны. Конгресс принял ключевые положения Женевской конвенции о беженцах (включая международное определение беженца) в иммиграционное законодательство США, приняв Закон о беженцах 19 года.80.
Линси Сопалл, трансгендерная женщина, столкнувшаяся с насилием и преследованием в Гондурасе, получила убежище в США в 2018 году и работает модельером. Она говорит о своем решении бежать: «У меня было только два выхода: покинуть Гондурас и жить или остаться и умереть».
Фото: Фото: Эндрю Оберштадт/IRC
Кто такой проситель убежища?
Проситель убежища – это лицо, покинувшее свой дом в поисках безопасности и защиты в другой стране. Поскольку он или она не могут получить защиту в своей родной стране, они ищут ее в другом месте. Просители убежища могут быть любого возраста, пола, социально-экономического положения или национальности, хотя большинство из них прибывает из регионов мира, страдающих от конфликтов, стихийных бедствий и слабого верховенства закона.
«Убежище» — это термин, используемый в США для лиц, которым было предоставлено убежище. Согласно иммиграционному законодательству США, лицу, получившему убежище, по закону разрешено оставаться в стране, не опасаясь депортации. Они имеют право работать, выезжать за границу и подавать заявки на присоединение к ним своих супругов или детей в возрасте до 21 года.
Являются ли просители убежища беженцами?
- Да
- Нет
- Зависит
Правильный ответ
Зависит
Является ли поиск убежища законным?
Да, поиск убежища законен даже во время пандемии. Просители убежища должны находиться в США или в порту въезда (аэропорт или официальный наземный переход), чтобы запросить возможность подать заявление о предоставлении убежища.
«Невозможно заранее попросить визу или какое-либо разрешение с целью поиска убежища, — говорит директор юридической службы IRC по вопросам убежища и иммиграции Ольга Бирн. — Вам просто нужно явиться».
Во время пандемии COVID-19 эпидемиологи и другие эксперты в области общественного здравоохранения ясно дали понять, что лица, ищущие убежища, и их дети могут безопасно проходить границу на границе с соблюдением мер общественного здравоохранения.
Почему просителей убежища перевозят в Вашингтон, округ Колумбия, Мартас-Винъярд и другие города?
IRC глубоко обеспокоен продолжающимися сообщениями о том, что лица, ищущие убежища, транспортируются властями штатов и местными властями из южных приграничных штатов США в города по всей стране, часто без информированного согласия, координации или планирования.
Судя по заявлениям политических лидеров, эти направления часто выбирались для максимального освещения в СМИ, а не для удовлетворения потребностей людей, ищущих безопасности в Соединенных Штатах. В результате лица, ищущие убежища, часто теряются, сбиваются с толку и отключаются от гуманитарных служб в тех местах, куда их направляют.
Лица, ищущие убежища, не должны использоваться для политических трюков.
Транспорт, поддерживаемый государством, может и должен использоваться в качестве эффективного инструмента поддержки американской системы предоставления убежища в соответствии с международным правом. Лица, ищущие убежища, должны иметь возможность получать воду и пищу, проходить медицинские осмотры, общаться с членами семьи и собирать личные вещи до того, как их перевезут с южной границы. Любая поддерживаемая государством перевозка лиц, ищущих убежища, должна учитывать травму, которую пережили люди, и обеспечивать уважение их достоинства.
Как люди просят убежища на границе?
Несмотря на установленные права в соответствии с законодательством США и международным законодательством, доступ людей к убежищу на границе был строго ограничен при администрации Трампа, и многие из наиболее жестких политик продолжались и при администрации Байдена.
Что такое Раздел 42?
В марте 2020 года администрация Трампа ввела в действие правило общественного здравоохранения отказать большинству лиц, ищущих убежища, на границе, не дав им возможности представить свои дела о предоставлении убежища. Правило обычно называют «Раздел 42», поскольку его юридическая сила вытекает из Раздела 42 Кодекса США.
После более чем года призывов чиновников и защитников здравоохранения отменить Раздел 42 президент Байден, наконец, объявил, что политика будет прекращена, начиная с мая 2022 года. К сожалению, федеральный судья издал судебный запрет, чтобы предотвратить прекращение разрушительной политики.
15 ноября другой федеральный судья отменил Раздел 42. Однако 27 декабря Верховный суд принял решение о продлении действия Раздела 42.
Поиск убежища является правом человека. Концовка Title 42 давно назрела. https://t.co/DegkopTJpl
— IRC — Международный комитет спасения (@RESCUEorg) 15 ноября 2022 г.
IRC обеспокоен тем, что решение Верховного суда продлит использование оправданий общественного здравоохранения в качестве предлога для отказа лицам, ищущим убежища, в их законном праве на защиту в США
В период с марта 2020 г. по декабрь 2022 г. Раздел 42 использовался для оправдания почти 2,5 миллионов высылок, несмотря на юридические обязательства США в соответствии с международным и внутренним законодательством по предоставлению всем лицам, ищущим убежища, права на поиск безопасности. Нет оснований для сохранения этой политики с точки зрения общественного здравоохранения, поскольку международные границы оставались в основном открытыми для других путешественников на протяжении большей части COVID-19.пандемии, и на национальном уровне большинство ограничений эпохи пандемии были отменены.
Что такое «Оставаться в Мексике?»
Другая политика, называемая Протоколами защиты мигрантов (MPP) или «Оставаться в Мексике», вынуждала некоторых лиц, ищущих убежища, ждать их дел в иммиграционном суде США в Мексике, практически не имея доступа к адвокату. Хотя федеральный суд также заблокировал попытки администрации Байдена закрыть эту программу, Верховный суд позже вынес решение в пользу администрации.
В течение более трех лет MPP затронул более 75 000 лиц, ищущих убежища, от которых требовалось дождаться судебных слушаний в США в Мексике, в основном в северных приграничных городах. Там они столкнулись с зачастую невыполнимыми ожиданиями по сбору доказательств и подготовке к судебному разбирательству, проводимому на английском языке, в то же время изо всех сил пытаясь обеспечить безопасность своих семей.
Влияние ограничительных политик
Воздействие MPP, наряду с более чем 2 миллионами высылок по Разделу 42, потребовало от Мексики удовлетворения растущих гуманитарных потребностей, поскольку лица, ищущие убежища, ждут, иногда годами, поиска безопасности в США. Семьи оказываются под угрозой убийства, изнасилования, вымогательства , и другое насилие. Организованные преступные сети и контрабандисты людей преследуют отчаявшихся лиц, ищущих убежища, и извлекают выгоду из пограничной политики, которая лишает их прав.
«Здесь, в Тихуане, мы находимся в точно таких же условиях, от которых бегут люди, от картелей и насилия до присутствия банд», — говорит Кэти Крюгер, которая работает в IRC-партнере Casa del Migrante в Тихуане, Мексика. Местные приюты и организации, подобные ее, предприняли героические усилия, чтобы помочь просителям убежища, несмотря на ограниченные ресурсы.
19-летняя Стефани и ее 22-летний муж Томас были вынуждены бежать из Гондураса со своей двухлетней дочерью Джуди из-за группового насилия.
Фото: Эндрю Оберштадт/IRC
Языковые барьеры и расизм сделали ситуацию особенно опасной для чернокожих просителей убежища, поскольку они сталкиваются с дискриминацией и насилием в пути и на границе. Только в одном примере Haitian Bridge Alliance и Espacio Migrante задокументировали обширные доказательства дискриминации в Тихуане, особенно в том, что касается доступа к услугам во время пандемии COVID-19.
Тем просителям убежища, которые доберутся до США, в конечном итоге придется обращаться в иммиграционный суд, чтобы остаться. Там результат может сильно различаться в зависимости от того, могут ли они получить доступ к юридическому представительству. В отличие от уголовно-правовой системы США, лицам, ищущим убежища, не гарантируется финансируемый государством адвокат. Одно исследование показало, что лица, ищущие убежища, которые подали заявление о предоставлении убежища в иммиграционный суд, имеют в пять раз больше шансов получить убежище, если у них есть адвокат. (Чтобы узнать больше, прочитайте рассказ штатного юриста IRC Кайлы Мур о просителе убежища, которому пришлось вести свое дело без адвоката.)
Откуда берутся просители убежища в США?
Значительное число лиц, ищущих убежища, спасаются от насилия, преследований и стихийных бедствий на Гаити и в северных странах Центральной Америки, таких как Гватемала, Гондурас и Сальвадор. Просители убежища также приезжают с Кубы, Никарагуа, Бразилии, Индии и африканских стран, таких как Эритрея, Гана, Эфиопия и Камерун. Небольшое количество украинцев пересекло границу из Мексики, чтобы попросить убежища.
«Обычно люди сначала перемещаются внутри своих стран, — говорит Меган Лопес, региональный вице-президент IRC по Латинской Америке. искать безопасности в другом месте».
«В Сальвадоре вы не знаете, вернетесь ли вы домой живыми в конце дня», — сказала IRC Валентина, беженка, переехавшая в Даллас, штат Техас.
Фото: Эндрю Оберштадт/IRC
Люди, живущие в северных странах Центральной Америки, таких как Гондурас, Гватемала и Сальвадор, подвергаются насилию, похожему на зону боевых действий.
«Самое сложное в жизни в Сальвадоре — это насилие», — говорит 23-летняя Валентина, которая бежала в США после того, как банды угрожали ее семье. «Вот что усложняет жизнь, потому что ты уходишь из дома и не знаешь, вернешься ли. Так что да, это война».
Гондурас считается самой опасной страной в регионе, где уровень убийств составляет 38 на 100 000 человек. Гендерное насилие свирепствует; каждые 36 часов убивают одну женщину. Из-за хронического группового насилия, экстремальных погодных условий, вызванных изменением климата, и воздействия COVID-19, усугубляющего кризис, число людей, нуждающихся в помощи, с 2020 года увеличилось более чем вдвое.
На Гаити растет число убийств и похищений людей, при этом 40% столицы Порт-о-Пренс контролируется преступными группировками. Банды также контролируют порты и транспортные маршруты, блокируя поток товаров первой необходимости и препятствуя доступу гуманитарных организаций для доставки помощи.
Летом 2021 года за убийством президента Гаити последовало сильное землетрясение и тропический шторм, которые обрушились друг на друга с разницей в несколько дней. Инфраструктура и услуги на Гаити были уничтожены за последнее десятилетие. Гаити также переживает самую продолжительную рецессию в мире: по оценкам, 60 процентов населения живет в бедности.
Покинув свой дом, лица, ищущие убежища, должны пережить чрезвычайно опасное путешествие на север, путь, чреватый групповым насилием, как и в районах, из которых они бегут; гендерное насилие в отношении женщин, девочек и сообщества ЛГБТК+; риск торговли детьми, подростками и женщинами; и, особенно для чернокожих просителей убежища, расизм и дискриминация.
Гаитянская семья во временном лагере в Мексике, где они ждали, чтобы подать заявление на получение убежища в США. Администрация Байдена использовала Раздел 42, чтобы отказать гаитянам и другим просителям убежища на границе.
Фото: Getty
Что должен сделать президент Джо Байден, чтобы помочь просителям убежища?
«Надежды, которые мы возлагаем на новое правительство, — это то, чего мы ждали долгое время», — говорит Йолани, проситель убежища из Гондураса, помещенный в MPP и ожидающий разбирательства в Ногалесе, Мексика. «Только сейчас, при новом президенте, их намного больше. Но [Байдену] нужно видеть, что мы все еще здесь. Мы никуда не ушли, и наше ожидание продолжается».
Вступив в должность, президент Байден издал ряд исполнительных указов, касающихся лиц, ищущих убежища, на границе с США, в том числе указ о создании целевой группы для воссоединения разлученных семей и другие указы, которые начали излагать видение гуманной системы убежища и отмену администрации Трампа. политики.
Администрация Байдена и Конгресс должны продолжать работу по прекращению действия Раздела 42 и защите прав людей, находящихся в опасности, на поиски безопасности в Соединенных Штатах. Вот другие срочные изменения, которые необходимо внести администрации.
- Немедленно расширить возможности для обработки просителей убежища в портах въезда вдоль южной границы.
- Прекратить задержания, высылки и депортации со стороны иммиграционной и таможенной службы (ICE) во время пандемии коронавируса.
- Срочно расширить партнерские отношения с гуманитарными организациями по обе стороны границы, которые могут удовлетворить потребности просителей убежища. Группы гражданского общества в приграничных населенных пунктах, в том числе IRC, объединились, чтобы сформировать коалиции и расширить сотрудничество с местными органами власти, чтобы приветствовать лиц, ищущих убежища, и предоставлять им убежище. Гражданское общество обладает опытом и инфраструктурой, чтобы помочь администрации достичь своих целей безопасных, законных и гуманных миграционных процессов, уважающих право на поиск убежища.
«Это вопрос политической воли и политики». говорит Бирн. «Если администрация Байдена все сделает правильно, США смогут убедительно призвать международное сообщество активизироваться и разделить ответственность во всем мире. В противном случае последствия будут измеряться потерями жизней, а также региональной и политической нестабильностью».
Как IRC помогает просителям убежища?
IRC оказывает критически важную поддержку просителям убежища по обе стороны южной границы США. Это включает предоставление временного приюта, гуманитарную помощь, медицинскую помощь, юридическую ориентацию и координацию поездок более чем 50 000 просителей убежища, освобожденных из-под стражи правительством США с июня 2018 года.
На всей территории США IRC предоставляет юридические услуги, ведение дел, психиатрическую и медицинскую экспертизу, а также другие услуги просителям убежища в 25 офисах.
В Латинской Америке IRC работает поперек кризиса: мы поддерживаем уязвимых людей в северной части Центральной Америки (Гватемала, Гондурас и Сальвадор) и вдоль основных миграционных коридоров в Мексике, от южных до северных границ.
Работа IRC в Латинской Америке включает в себя поддержку защиты и расширения прав и возможностей женщин, в том числе предотвращение насилия и защиту женщин, девочек и членов сообщества ЛГБТК+, переживших гендерное насилие. Мы обеспечиваем культурную ориентацию и поддержку, а также экономическое восстановление и развитие. Мы также предоставляем медицинские услуги, которые включают в себя; первичная, сексуальная и репродуктивная медицинская помощь; психическое здоровье и психологическая поддержка.
В последние годы мы запустили важные информационные службы для просителей убежища и уязвимых сообществ: InfoPa’lante в Колумбии, CuéntaNos в северной части Центральной Америки и InfoDigna в Мексике являются частью нашего глобального проекта Signpost с партнерами, включая Mercy Corps, Google, Microsoft, Twilio, Cisco, TripAdvisor и Box. Цифровая платформа включает в себя интерактивную карту, которая связывает просителей убежища и мигрантов с приютами, поставщиками медицинских услуг и другими службами. Дополнительная услуга ImportaMi обслуживает несопровождаемых детей, недавно прибывших в США
После землетрясения на Гаити в августе 2021 года мы выделили средства для поддержки местных организаций FOSREF, FADHRIS и Kay Fanm. Их работа включает в себя программы, которые предотвращают гендерное насилие, поддерживают мобильные медицинские клиники, предоставляют жилье и материалы для восстановления, а также другую важную поддержку гаитян, чтобы помочь справиться с условиями, из-за которых многие покидают свою страну.
Leave a Reply