10 стран с высоким уровнем экономического развития: рейтинг и список
Содержание:
-
Рейтинг по ВВП -
Рейтинг по экономической свободе -
Рейтинг по процветанию -
Рейтинг по индексу восприятия коррупции -
Кредитные рейтинги -
Рейтинг по социальному прогрессу -
Рейтинг 10 стран с высоким уровнем экономического развития
Содержание
-
Рейтинг по ВВП -
Рейтинг по экономической свободе -
Рейтинг по процветанию -
Рейтинг по индексу восприятия коррупции -
Кредитные рейтинги -
Рейтинг по социальному прогрессу -
Рейтинг 10 стран с высоким уровнем экономического развития
Для определения социально-экономического уровня современных стран используют несколько рейтингов, которые основываются на разных показателях:
- ВВП (внутренний валовой продукт) — в целом и на душу населения;
- экономической свободы государства;
- процветания страны;
- индексу восприятия коррупции;
- кредитной истории;
- социальному прогрессу.
Рейтинг по ВВП
Внутренний валовой продукт — это ключевой показатель уровня жизни в стране.
Внутренний валовой продукт — это стоимость всех услуг и товаров за 1 год, которые производятся в стране для потребления.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Информация о ВВП находится в открытом доступе, официальный источник — Всемирный банк, также учет внутреннего валового продукта ведут ООН и международный валютный фонд.
Абсолютный показатель ВВП — это стоимость всех произведенных товаров и услуг в денежном эквиваленте.
Первая десятка стран по абсолютному показателю внутреннего валового продукта — это:
- США — 17,3 трлн. долларов;
- Китай — 10,3;
- Япония — 4,6;
- Германия — 3,8;
- Великобритания — 2,9;
- Франция — 2,8;
- Бразилия — 2,3;
- Италия — 2,1;
- Индия — 2;
- Российская Федерация — 1,8.
Относительный показатель ВВП — стоимость всех произведенных товаров и услуг по отношению к численности населения. Относительный ВВП показывает уровень благосостояния граждан в стране.
По уровню ВВП на душу населения рейтинг экономически развитых стран выглядит совсем по-другому:
- Люксембург;
- Швейцария;
- Катар;
- Норвегия;
- США;
- Сингапур;
- Австралия;
- Дания;
- Исландия.
Рейтинг по экономической свободе
Одним из показателей развития государства считают индекс экономической свободы. С 1995 года его определяет исследовательский центр США «Фонд наследия» и публикует его результаты в издание «Wall Street Journal» и на своём сайте.
Экономическая свобода — это невмешательство государства в производство, распределение и потребление товаров и услуг, исключая те ситуации, когда необходимо обеспечить защиту граждан.
Особенность этого показателя в том, что индекс экономической свободы считается как среднее арифметическое по 10 критериям:
- отсутствие коррупции;
- частная собственность;
- свобода торговли;
- свобода инвестиций;
- свобода труда;
- свобода предпринимательства;
- монетарная свобода;
- фискальная свобода;
- финансовая свобода;
- роль правительства в регулировании экономики.
Рейтинг по процветанию
Индекс процветания стран с 2006 года рассчитывает английский центр «Легатум институт». Этот показатель определяется по уровню благополучия государств в области экономики, здравоохранения, предпринимательства, управления, образования, безопасности, социального капитала и личных свобод.
Список стран по индексу процветания следующий:
- Норвегия;
- Швейцария;
- Дания;
- Новая Зеландия;
- Швеция;
- Канада;
- Австралия;
- Нидерланды.
Рейтинг по индексу восприятия коррупции
В 1996 году неправительственная компания «Transparency International» ввела индекс восприятия коррупции. Этот показатель учитывает, насколько коррумпирован государственный сектор.
Согласно этому показателю, 10-ка наиболее благоприятных стран выглядит таким образом:
- Дания;
- Новая Зеландия;
- Финляндия;
- Швеция;
- Норвегия;
- Швейцария;
- Сингапур;
- Нидерланды;
- Люксембург;
- Канада.
Кредитные рейтинги
Экономику государства нельзя рассматривать отдельно от ее финансовых и кредитных рейтингов. Такие рейтинги основаны на размерах собственности государства, его финансовой истории и возможности платить по государственным долгам. Финансовый рейтинг стран дают специальные международные агентства. Самые известные из них — «Fitch» и «Moody’s Standard and poor’s».
Согласно этому рейтингу, максимальную кредитоспособность имеет следующая группа стран:
- Италия;
- Австралия;
- Канада;
- Дания;
- Германия;
- Гонконг;
- Лихтенштейн;
- Люксембург;
- Нидерланды;
- Норвегия;
- Сингапур;
- Швеция;
- Швейцария;
- Великобритания.
Рейтинг по социальному прогрессу
Индекс социального прогресса был разработан в 2013 году профессором гарвардского университета Майклом Портером. Рейтинг государств по этому показателю основывается на анализе данных соцопросов, экспертных мнений и статистической информации от серьезных международных организаций. Индекс характеризует благосостояние и качество жизни граждан той или иной страны. При его расчете учитывается:
- обеспеченность граждан едой и питьевой водой;
- медпомощь;
- обеспеченность жильем;
- безопасность;
- доступность образования;
- возможность самореализации;
- защита политических и гражданских прав.
На основании этого рейтинга самыми благоприятными для проживания странами являются:
- Норвегия;
- Швеция;
- Швейцария;
- Исландия;
- Новая Зеландия;
- Канада;
- Финляндия;
- Дания;
- Нидерланды;
- Австралия.
Рейтинг 10 стран с высоким уровнем экономического развития
Несмотря на обилие рейтингов и некоторые различия в оценке, самыми экономически развитыми странами считаются:
- США. Соединенные Штаты Америки уже более 100 лет являются лидером на экономическом мировом рынке. Их экономическая система всесторонне развита и базируется на банковской системе, фондовой бирже, развитии технологий и сельском хозяйстве.
- Гонконг. Экономика этой страны находятся на подъеме, во многом благодаря экономико-географическому положению страны и ее историческому развитию. Другие причины успешности экономической системы Гонконга — это свобода предпринимательства и трудолюбие местного общества.
- Австралия. Австралийская экономика — одна из самых крупных национальных систем по номинальному ВВП. Сиднейская Фондовая биржа — крупнейшая биржа в южной части Тихого океана. Австралия — это родина крупнейших компаний, например, National Australia Bank, ANZ, AMP Limited.
- Германия. Германия известна на весь мир своими знаменитыми автомобильными концернами BMW и Volkswagen, химической продукции Bayer и Henkel Group, компаниями Siemens и Bosch.
- Швейцария. Ключевые экономические ресурсы Швейцарии — это торговля и промышленность. Также страна сильно зависима от зарубежных инвестиций. Благодаря политике долгосрочного монетарного обеспечения и сохранению банковской тайны швейцарская банковская система популярна во всем мире.
- Канада. Экономическая система Канады успешна благодаря близости США, а также большому количеству договоров о Свободной торговле.
- Нидерланды. В стране развита постиндустриальная экономика. Благодаря этому Нидерланды входят в пятерку главных инвесторов мира и в топ-4 экономических лидеров Европы.
- Новая Зеландия. Новая Зеландия имеет тесные торговые отношения с США, Австралией, странами Европы, Японией, Канадой, Китаем и Южной Кореей. Услуги занимают ⅔ экономического сектора. Страна специализируется на производстве бумаги, продукции из дерева, алюминия и других металлов, а также на обработке продуктов питания.
- Сингапур. Экономика Сингапура отличаются открытостью и свободой от коррупции. В стране активно развивается производство электроники, сектор финансовых услуг, судостроение. Сингапур зависим от экспорта продукции — такой, как фармацевтика, информационная технология, бытовая электроника.
- Япония. В стране восходящего солнца правительство активно сотрудничает с производителями и стимулирует развитие науки и высоких технологий. Строгая трудовая дисциплина плодотворно влияет на всю японскую экономику. Япония — номер один в мире по производству робототехники.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5. 00 (Голосов: 2)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Инвестиции в экономику горных стран для повышения устойчивости населения и территорий к потрясениям
Красивее гор могут быть только горы. Но дело не только в красоте.
Горы питают экосистемы, поддерживают биоразнообразие, снабжают местное население продовольствием и средствами к существованию и вносят вклад в экономику стран. Они критически важны для экономического роста, и сохранение горных ландшафтов – одна из ключевых составляющих Целей в области устойчивого развития и одно из важных условий экологичного и справедливого будущего.
При этом в Европе и Центральной Азии горы – средоточие климатических изменений и связанных с ними стихийных бедствий, таких как засухи, наводнения, сели и оползни. В сочетании с нерациональным землепользованием, перевыпасом скота и вырубкой лесов эти бедствия угрожают не только ландшафтам – они разрушают сельскохозяйственные угодья, дома, дороги и мосты, а повышение температуры воздуха и таяние ледников в горах ставят под угрозу водоснабжение миллионов жителей региона.
Сохранение и восстановление горных ландшафтов – одно из важнейших условий для предотвращения подобных потерь и достижения странами их целей по экологизации экономики. В национальных стратегиях «зелёного» роста, направленных на укрепление устойчивости стран к стихийным бедствиям и изменению климата, всё больше внимания уделяется задачам восстановления ландшафтов и агролесомелиорации наравне с повышением производительности сельского хозяйства, развитием сёл и экотуризма.
Поэтому Всемирный банк работает со странами Европы и Центральной Азии над сохранением ландшафтов и восстановлением экосистем в горных районах, например в Албании, Турции и бассейне Аральского моря.
Албания: расширение источников средств к существованию и экологических услуг для населения горных районов
Посадка деревьев в районе города Улез, Северная Албания. Фото: Jutta Benzenberg.
Горы занимают более половины территории Албании. Однако нерациональное ведение лесного и сельского хозяйства, включая перевыпас скота, привели к эрозии почв, сокращению сельскохозяйственного производства, загрязнению воды и воздуха и деградации ландшафтов, особенно в подверженных эрозии горных районах. В рамках Проекта экологических услуг (ПЭС) Всемирный банк совместно с Правительством Албании и при поддержке Правительства Швеции и Глобального экологического фонда помогает населению, фермерским хозяйствам и их объединениям планировать и восстанавливать лесонасаждения. С 2015 года обучение в рамках ПЭС прошли более 1 200 фермеров, которые могут теперь применять в своей работе передовые методы устойчивого землепользования и распределения ресурсов. Также благодаря проекту до более чем 1 млн га (35% территории Албании) расширен охват муниципалитетов мероприятиями по первичной регистрации прав собственности.
Помимо сохранения и восстановления горных ландшафтов и оформления прав землепользования, в рамках ПЭС выделены гранты на сумму 5,6 млн долларов США, которые обеспечили источниками средств к существованию более 3 850 человек (из которых 28% составляют женщины) в 3 тыс. отдалённых бедных населённых пунктах. Благодаря успеху проекта Правительство Албании включило развитие лесного хозяйства в новую программу развития сельских районов на этапе до присоединения страны к ЕС (IPARD III), которая должна получить дополнительное финансирование в виде грантов ЕС в размере 6,8 млн долларов США.
В ходе ПЭС создано и улучшено более 12 тыс. га лесов и пастбищ, что способствовало озеленению гор Албании, расширению источников средств к существованию и повышению благополучия наиболее нуждающихся групп населения.
Турция: повышение устойчивости горных ландшафтов и населения к потрясениям
Деревня Казанкая, долина реки Чекерек, Турция. Фото: Ender Bayindir.
Как и в Албании, сложная топография горной местности, крутые склоны, малая протяжённость рек, деградация природных ресурсов и постоянно меняющаяся политика землепользования в Турции повышают риск наводнений, оползней и эрозии почв. В сочетании с изменением климата эти факторы несут вред здоровью людей, ограничивают их источники жизнеобеспечения и причиняют существенный ущерб инфраструктуре, имуществу и сельскому хозяйству.
Недавно Всемирный банк совместно с Правительством Турции запустил Проект устойчивой интеграции ландшафтов в Турции (TULIP) на 135 млн. долларов. Цель проекта – предотвращение сезонных паводков, засух, эрозии почв и оползней в бассейнах рек Боламан и Чекерек, где высок как уровень бедности населения, так и его уязвимость к изменению климата, в том числе в горных районах. В ходе проекта будут проведены работы по восстановлению лесонасаждений, обучению фермеров устойчивым методам ведения сельского хозяйства и созданию устойчивой к изменению климата инфраструктуры ирригации и водоснабжения.
Мы ожидаем, что прямыми бенефициарами предусмотренных мероприятий по защите населения от паводков, повышению качества и доступности питьевой воды, систем ирригации в сельском хозяйстве и дорог станут более 900 тыс. человек. Около 20 тыс. фермеров смогут внедрить устойчивые методы ведения сельского хозяйства, а 13 тыс. домохозяйств в отдалённых лесных районах получат климатически оптимизированную инфраструктуру ирригации и водоснабжения.
Восстановление горных ландшафтов в Центральной Азии
Река Зеравшан, Таджикистан. Фото: Nigara Abate.
Памир и Тянь-Шань – главные горные системы Центральной Азии – тянутся через Казахстан, Кыргызскую Республику, Таджикистан и Узбекистан. Главный источник доходов для сельского населения этих горных районов – сельское хозяйство. К сожалению, изменение климата и нерациональное землепользование вредят и людям, и окружающей среде.
Горные системы и экосистемы не знают границ, и поэтому так важно активное региональное сотрудничество. Программа Всемирного банка по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий для бассейна Аральского моря (CAMP4ASB) оказывает содействие Таджикистану и Узбекистану в решении общих для бассейна климатических и экологических проблем, в том числе в горных районах.
Реализуемая при поддержке Международной ассоциации развития (МАР) и Зелёного климатического фонда (ЗКФ) совместно с Региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦЦА) и Исполнительным комитетом Международного фонда спасения Арала, CAMP4ASB направлена на укрепление регионального сотрудничества и внедрение климатически оптимизированных методов ведения сельского хозяйства и управления ландшафтами в сельской местности, наиболее уязвимой к климатическим изменениям и экстремальным погодным явлениям. Через повышение устойчивости к опустыниванию и деградации земель либо обращение вспять этих процессов программа может способствовать укреплению продовольственной безопасности и источников средств к существованию.
С 2016 года в рамках CAMP4ASB прошли обучение и внедрили устойчивые, климатически оптимизированные методы ведения сельского хозяйства, землепользования и воподользования около 6 тыс. фермеров. Улучшения реализованы в Таджикистане и Узбекистане на территориях общей площадью 18 450 га. Проект способствует внедрению почвозащитных и ресурсосберегающих методов сельского хозяйства, укреплению устойчивости горных экосистем, развитию экотуризма, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии. Бенефициарами мероприятий по расширению базы знаний и инвестиций в диверсификацию культур, создание климатоустойчивых семенных фондов и повышение эффективности водопользования стали около 200 тыс. жителей бедных сельских районов. Сейчас CAMP4ASB благодаря предоставленному ЗКФ дополнительному финансированию работает с местным населением над масштабированием результатов проекта.
Эти успешные инициативы помогают Всемирному банку поддерживать государства Европы и Центральной Азии, в том числе через инновационные исследования и проекты в Боснии и Герцеговине, Грузии и Армении, а также региональную программу повышения устойчивости ландшафтов в горах Центральной Азии (RESILAND CA+). Данная работа направлена на восстановление ландшафтов вдоль границ, защиту жизни людей и источников их жизнеобеспечения, продвижение экотуризма и повышение готовности населения и территорий к изменению климата и стихийным бедствиям.
11 декабря 2021 года мы отметили Международный день гор. В регионе Европы и Центральной Азии мы подводим итоги первого года Десятилетия ООН по восстановлению экосистем (2021-2030 годы) и снова подчёркиваем важнейшую роль гор и населения горных районов в сохранении и поддержке окружающей среды, культуры и экономики. Если мы не будем помнить об этом, мы можем безвозвратно утратить и красоту, и богатство наших гор.
Материалы по теме
Сохранение гор и ландшафтов Центральной Азии позволит преобразить и улучшить жизни людей
Восстановление ландшафтов Узбекистана: Первый опыт виртуальной командировки
Демократия вызывает экономическое развитие? | CEPR
Мнение о том, что демократия вредна для экономического роста, распространено как в академической политической экономии, так и в популярной прессе. Основополагающее исследование Роберта Барро в этой области пришло к выводу, что «Больше политических прав не влияет на экономический рост… Первый урок заключается в том, что демократия не является ключом к экономическому росту» (Barro 1997, стр. 1 и 11). Между тем, реагируя на подъем Китая, обозреватель New York Times Том Фридман утверждает:
«Однопартийная недемократия, безусловно, имеет свои недостатки. Но когда им руководит достаточно просвещенная группа людей, как сегодня Китай, он также может иметь большие преимущества. Что одна партия может просто навязать политически сложную, но критически важную политику, необходимую для продвижения общества вперед в 21 веке [ … ] »
между 1960 и 2010 годами, оспаривая эту точку зрения. Наши результаты показывают сильное и значительное влияние демократии на экономический рост. Наши основные оценки показывают, что страна, которая переходит от недемократии к демократии, достигает примерно на 20% более высокого ВВП на душу населения в долгосрочной перспективе (примерно в течение следующих 30 лет). Это значительный, но не невероятный эффект, и он предполагает, что глобальный рост демократии за последние 50 лет (более чем на 30 процентных пунктов) привел к увеличению мирового ВВП примерно на 6%.
Эмпирическая оценка
При оценке влияния демократии на экономический рост возникает несколько проблем. Во-первых, существующие индексы демократии, как правило, подвержены значительной ошибке измерения, что приводит к ложным изменениям в рейтинге демократии в стране, даже если ее демократические институты на самом деле не меняются. Во-вторых, как показано на рисунке 1, демократизации предшествует временное падение ВВП. Следовательно, для надежной оценки влияния демократии на будущий ВВП необходимо смоделировать и оценить динамику процесса роста ВВП. Наконец, даже при фиксированных эффектах года и страны изменения в демократии могут коррелировать с другими изменениями или реагировать на текущие или будущие экономические условия, вызывая очевидные опасения по поводу упущенной переменной смещения (Acemoglu et al. 2005, Brückner and Ciccone 2011).
Рисунок 1
Мы рассматриваем все это в нашей статье. Мы основываемся на важной работе Папаиоанну и Сиуруниса (2008) по разработке дихотомического индекса демократии, очищенного от ложных изменений в показателях демократии, доступных в стандартных наборах данных, и полагаемся на этот показатель в большей части нашего анализа. Мы используем информацию из наборов данных Freedom House и Polity, а также другие коды демократий для разрешения неоднозначных случаев. Это приводит к показателю демократии 0-1 для 184 стран ежегодно с 1960 (или после 1960 года независимости) до 2010 года.
Важно отметить, что мы учитываем и оцениваем явную динамику (логарифмического) ВВП с использованием ряда различных стратегий. Учитывая схему на рис. 1, наша первая стратегия заключается в контроле лагов ВВП в линейных регрессиях, включая полный набор фиксированных эффектов страны и года. Чтобы преодолеть любое возможное смещение Никелла из-за запаздывающих зависимых переменных, мы показываем, что наши результаты верны с оценками GMM, предложенными Арельяно и Бондом (1991) и Ханом, Хаусманом и Куэрштайнером (2001). Наша вторая стратегия состоит в том, чтобы адаптироваться к нашим панельным контекстным оценкам сопоставления на основе оценки склонности, предложенным в Angrist and Kuersteiner (2012) и Angrist, Jordà, and Kuersteiner (2013), чтобы скорректировать влияние динамики ВВП. Перевзвешенные данные по показателю склонности можно увидеть на рис. 2.9.0005
Рисунок 2
Мы прогнозируем вероятность демократизации на основе ВВП за четыре года, а затем повторно взвешиваем страны-годы, чтобы эффективно сравнивать траекторию ВВП после демократизации с траекторией ВВП после «почти демократизации». ‘, те страны, в которых, вероятно, произойдет переход, основанный на траектории предшествующего ВВП. Как показано на Рисунке 2, нет никакой разницы в годы, предшествовавшие демократизации (даже те годы, которые не использовались для прогнозирования показателя склонности), но большая разница в ВВП в последующие годы показывает, что увеличение ВВП на Рисунке 1 не просто артефакт динамики ВВП в годы, предшествующие политическому переходу.
Наконец, в дополнение к учету фиксированных эффектов страны и года, мы используем стратегию инструментальных переменных (IV) для преодоления систематической ошибки пропущенных переменных. Вдохновленные работой Сэмюэля Хантингтона, документирующей волны демократии, мы разрабатываем инструмент демократии на основе региональных волн демократизации (Перссон и Табеллини, 2008 г. разрабатывают аналогичный инструмент для «демократического капитала»). Наше допущение для идентификации состоит в том, что демократизация в стране распространяется на другие недемократические страны в том же регионе, но не оказывает прямого дифференцированного воздействия на экономический рост в этих странах (по крайней мере, при условии лаговых уровней национального и регионального ВВП и различных ковариаций, которые может быть соотнесен с ВВП страны на уровне года, региона и исходного режима). Эти оценки IV дают долгосрочные эффекты, очень близкие к нашим основным оценкам.
Мы также переоцениваем наши результаты, используя множество других показателей демократии, используемых в литературе. Мы обнаруживаем, что без учета динамики знаки и значения коэффициентов сильно различаются. Однако, когда лаги ВВП включены в качестве контроля, все остальные показатели демократии дают положительные коэффициенты. Кроме того, коэффициенты IV намного больше, чем коэффициенты OLS по сравнению с нашей мерой, что позволяет предположить, что мы уменьшили ошибку измерения в переменной демократии.
Обсуждение
А как насчет распространенного мнения о том, что демократия не подходит для стран с низким уровнем дохода? Страницы «Нью-Йорк Таймс» снова являются хорошим проводником общественного мнения, на этот раз словами Дэвида Брукса, защищающего египетский военный переворот:
«Дело не в том, что в Египте нет рецепта демократического перехода. Кажется, ему не хватает даже основных ментальных ингредиентов».
Судья Познер также соглашается с этим выводом и пишет:
«Диктатура часто будет оптимальной для очень бедных стран. Такие страны, как правило, имеют не только простую экономику, но и отсутствие культурных и институциональных предпосылок для демократии».
Есть ли доказательства того, что демократия хороша только для уже развитых экономик? Ответ — нет. Хотя мы находим, что демократизация связана с более значительным ростом ВВП на душу населения в странах с более высоким уровнем среднего образования, нет никаких доказательств того, что демократия вредна для экономического роста в странах с низким доходом или даже в странах с низким уровнем образования.
Так почему же демократия способствует росту? Наша стратегия не очень хорошо подходит для распутывания конкретных механизмов, но мы пытаемся разукрупнить как аспекты демократии, так и непосредственные детерминанты роста. Когда мы выявляем, какие компоненты демократии наиболее важны для роста, мы обнаруживаем, что гражданские свободы кажутся наиболее важными. Мы также обнаруживаем положительное влияние демократии на экономические реформы, частные инвестиции, размер и возможности правительства и снижение социальных конфликтов. Ясно, что все это каналы, с помощью которых демократия может ускорить экономический рост, и необходимы дальнейшие исследования. Вместе с нашей предыдущей работой, показывающей, что демократия не повлияла на неравенство, эти результаты предполагают, что взаимодействие между демократическими институтами и уровнем и распределением дохода является более сложным, чем предполагалось в предыдущей литературе.
Рекомендации
Асемоглу, Дарон (2008) «Олигархический против. Демократические общества», Журнал Европейской экономической ассоциации , 6 (1), 1–44.
Аджемоглу, Дарон, Саймон Джонсон, Джеймс А. Робинсон и Пьер Яред (2008) «Доход и демократия», American Economic Review, 98 (3), 808–842.
Асемоглу, Дарон, Суреш Найду, Паскуаль Рестрепо и Джеймс А. Робинсон (2013 г.) «Демократия, перераспределение и неравенство», Рабочий документ NBER № 19746.
Ангрист, Джошуа Д. и Гвидо М. Куэрштайнер (2011) «Причинные эффекты монетарных шоков: полупараметрические условные тесты независимости с полиномиальной оценкой склонности», Обзор экономики и статистики , 93 (3), 725–747.
Ангрист, Джошуа Д., Оскар Джорда и Гвидо Куэрштайнер (2013) «Полупараметрические оценки эффектов денежно-кредитной политики: новый взгляд на теорию струн», Рабочий документ NBER № 19355.
Арельяно, Мануэль и Стивен Бонд (1991) «Некоторые тесты спецификации для панельных данных: данные Монте-Карло и приложение к уравнениям занятости», Обзор экономических исследований , 58 (2), 277–297.
Барро, Роберт Дж. (1997) Правильное решение: рынки и выбор в свободном обществе , The MIT Press.
Брукнер, Маркус и Антонио Чикконе (2011) «Дождь и демократическое окно возможностей», Econometrica , 79(3), 923–947.
Хан, Джиньонг, Джерри А. Хаусман и Гвидо Куэрштайнер (2001) «Оценка инструментальных переменных с поправкой на погрешность для динамических панельных моделей с фиксированными эффектами», Рабочий документ кафедры экономики Массачусетского технологического института № 01-24.
Хантингтон, Сэмюэл П. (1991) Третья волна: демократизация в конце двадцатого века , Норман: University of Oklahoma Press.
Папаиоанну, Элиас и Грегориос Сиорунис (2008) «Демократизация и рост», Economic Journal , 118(532), 1520-1551.
Перссон, Торстен и Гвидо Табеллини (2009) «Демократический капитал: связь политических и экономических изменений», Американский экономический журнал: макроэкономика , 1(2), 88–126.
33.3 Ключи к экономическому развитию – принципы экономики
Цели обучения
- Перечислить и обсудить внутреннюю политику, способствующую экономическому росту.
- Изложите точку зрения теории зависимости на торговлю и развивающиеся страны, свяжите эту теорию со стратегией импортозамещения и оцените эту стратегию.
- Опишите некоторые факторы, лежащие в основе успехов новых индустриальных стран.
Каковы ключи к экономическому развитию? Очевидно, что опыт каждой страны уникален; мы не можем изолировать источники успеха разработки в лаборатории. Однако мы можем выделить некоторые факторы, которые, по-видимому, сыграли важную роль в успешном экономическом развитии. Мы отдельно рассмотрим политику, относящуюся к внутренней экономике, и политику в области международной торговли.
Внутренняя политика и экономическое развитие
Какая внутренняя политика способствует развитию? Глядя на успешные страны, которые добились высокого и устойчивого роста производства на душу населения, мы можем увидеть некоторые четкие тенденции. К ним относятся рыночная экономика, высокая норма сбережений, инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал.
Рыночная экономика и развитие
Не может быть более ясного урока, чем то, что рыночная экономика является необходимым условием экономического развития. В главе, посвященной модели производственных возможностей, мы видели, что экономические системы можно разделить на рыночно-капиталистические, командно-социалистические или смешанные экономические системы. Среди командно-социалистических систем нет примеров успешного развития, хотя некоторые до сих пор считают, что бывший Советский Союз в первые годы своего существования добился определенного прогресса в развитии.
Один из самых ярких примеров представлен Китаем. Его переход в конце 1970-х годов к более рыночной экономике открыл период феноменального роста. Китай, который перешел от командно-социалистической экономики к экономике, которую можно скорее отнести к категории смешанной, последние 20 лет входит в число самых быстрорастущих экономик мира. Его рост превратил Китай из одной из самых бедных стран мира несколько десятилетий назад в страну со средним уровнем дохода сегодня.
Опыт других стран подтверждает общее наблюдение о том, что рынки имеют значение. Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и Чили — все они добились гигантских успехов благодаря рыночному подходу к экономическому росту.
Мы не должны, однако, делать вывод, что рост не зависит от какой-либо деятельности государственного сектора. Китай, например, остается номинально социалистическим государством; его правительство продолжает играть важную роль. Правительства Южной Кореи, Тайваня и Сингапура нацелены на рост конкретных секторов и предоставили этим секторам государственную помощь. Даже Гонконг, ставший частью Китая в 1997, имеет высокую степень участия правительства в обеспечении жильем, здравоохранением и образованием. Рыночная экономика – это не негосударственная экономика. Но те страны, которые оставили задачу распределения ресурсов в первую очередь рынку, добились значительных успехов. Фактически, Гонконг и Сингапур теперь включены в список стран с высоким уровнем дохода Всемирного банка.
Верховенство права и развитие
Чтобы рынок процветал, люди должны быть уверены в своей собственности. Если преступность или коррупция в правительстве приводят к тому, что люди будут регулярно подвергаться потере собственности, тогда обмен будет затруднен, а инвестиции будут небольшими. Кроме того, для контрактов необходимо верховенство права; то есть верховенство права необходимо для обеспечения институциональной основы, в которой может функционировать экономика.
Мы увидим, например, в главе о социалистической экономике с переходной экономикой, что усилия России по достижению экономического развития путем принятия рыночной экономики были затруднены широко распространенным беззаконием. Важная трудность экономики с экстенсивным регулированием заключается в том, что власть, которую они предоставляют государственным чиновникам, неизбежно приводит к широко распространенной коррупции, которая подрывает предпринимательские усилия и экономический рост.
Инвестиции и сбережения
Сбережения являются ключом к росту и достижению высоких доходов. При прочих равных условиях более высокие сбережения позволяют направить больше ресурсов на увеличение физического и человеческого капитала, а также на технологическое совершенствование. Другими словами, сбережения, представляющие собой доход, не расходуемый на потребление, способствуют экономическому росту за счет предоставления доступных ресурсов, которые можно направить на цели, способствующие росту.
Высокие нормы сбережений обычно сопровождаются высокими уровнями инвестиций. Однако эффективность этих инвестиций может быть весьма изменчивой. Усилия правительства по инвестированию в человеческий капитал путем содействия образованию, например, могут быть успешными, а могут и не привести к реальному получению образования. Проекты развития, спонсируемые международными агентствами по оказанию помощи, могут способствовать, а могут и не способствовать развитию.
Однако инвестиции в инфраструктуру, такую как транспорт и связь, безусловно, играют важную роль в экономическом развитии. Инвестиции в улучшенную инфраструктуру облегчают обмен товарами и услугами и тем самым способствуют развитию.
Международные экономические проблемы в развитии
В 1974 году беднейшие из развивающихся стран представили в ООН Декларацию об установлении нового международного экономического порядка. Программа призвала богатые страны помочь им сократить растущий разрыв в реальном уровне доходов на душу населения между развитыми и развивающимися странами. Декларация стала известна как Новый международный экономический порядок или сокращенно NIEO.
NIEO призвал к различному и особому отношению к развивающимся странам на международной арене в таких областях, как торговая политика и контроль над транснациональными корпорациями. NIEO отражал широко распространенный взгляд на международные отношения, известный как теория зависимости.
Теория зависимости и торговая политика
Традиционная экономическая теория международной торговли основана на идее сравнительных преимуществ. Как мы видели в других главах, принцип сравнительных преимуществ предполагает, что свободная торговля между двумя странами будет выгодна обеим, и в целом чем свободнее торговля, тем лучше. Но некоторые экономисты предложили доктрину, которая бросает вызов этой идее. Теория зависимости заключает, что бедность в развивающихся странах является результатом их зависимости от стран с высоким уровнем дохода.
Теория зависимости утверждает, что промышленно развитые страны контролируют судьбу развивающихся стран, особенно с точки зрения того, что они являются конечными рынками для их экспорта, служат источником капитала, необходимого для развития, и контролируют относительные цены и обменные курсы, при которых рынок происходят транзакции. Кроме того, предполагается, что экспортные отрасли в развивающейся стране будут иметь небольшой эффект мультипликации во всей остальной экономике, что серьезно ограничивает любую положительную роль, которую мог бы играть расширенный экспортный сектор. В частности, ограниченный транспорт, слаборазвитый финансовый сектор и необразованная рабочая сила мешают «умножить» любые положительные эффекты расширения экспорта. Таким образом, бедная страна может не испытать того развития и роста, которыми наслаждается богатая страна, стремящаяся к свободной торговле. Кроме того, расширение торговли делает бедную страну более зависимой от богатой страны и ее экспортных фирм. Короче говоря, выгоды от торговли между богатой страной и бедной страной почти полностью достанутся богатой стране.
Стратегия развития, которую предлагает эта аргументация, заключается в том, что развивающимся странам необходимо стать независимыми от уже развитых стран, чтобы добиться экономического развития. В относительном выражении свободная торговля сделала бы бедную страну еще беднее, а богатую — еще богаче. Некоторые сторонники теории зависимости даже утверждали, что торговля может сделать бедные страны еще беднее в абсолютном выражении.
Президент Танзании Джулиус Ньерере выступает перед Организацией Объединенных Наций в 1975, сформулируйте это прямо: «Я беден, потому что вы богаты».
Стратегии импортозамещения и развитие на основе экспорта
Если свободная торговля увеличивает разрыв между богатыми и бедными странами и делает бедные страны еще беднее, из этого следует, что бедная страна должна избегать свободной торговли. Многие развивающиеся страны, особенно в Латинской Америке, пытались преодолеть последствия теории зависимости, приняв стратегию замещения импорта, стратегию блокирования большей части импорта и замены отечественного производства этих товаров.
Стратегия импортозамещения требует быстрого роста индустриализации, подражая уже промышленно развитым странам. Цель состоит в том, чтобы уменьшить зависимость развивающейся страны от импорта потребительских товаров и средств производства из промышленно развитых стран за счет производства этих товаров у себя. Но чтобы защитить эти относительно дорогостоящие отрасли у себя дома, развивающаяся страна должна установить очень высокие протекционистские тарифы. Более того, виды отраслей, производящих ранее импортируемые потребительские товары и средства производства, вряд ли будут увеличивать спрос на неквалифицированную рабочую силу. Тем не менее неквалифицированная рабочая сила является самым распространенным ресурсом в бедных странах. Принятие стратегии импортозамещения повышает спрос на дорогостоящий капитал, управленческие таланты и квалифицированную рабочую силу — ресурсы, которых не хватает.
Высокие тарифы изолируют отечественные фирмы от конкуренции, но это ведет к увеличению их монопольной власти. Признавая, что некоторые импортные товары, особенно запасные части для промышленного оборудования, будут необходимы, страны могут создать комплексные системы разрешений, с помощью которых фирмы смогут импортировать жизненно важные детали и другое оборудование. Но это оставляет состояние компании в руках государственных чиновников, выдающих разрешения. Быстро развивается сильно коррумпированная система, в которой несколько фирм получают взятки, чтобы получить легкий доступ к иностранным рынкам, что еще больше снижает конкуренцию. Вместо рабочих мест, которые, как ожидается, появятся в результате импортозамещения, страны, реализующие стратегию импортозамещения, получат высокие цены, сокращение производства и низкое качество в результате снижения конкуренции.
Ни одна страна, опиравшаяся на общую стратегию импортозамещения, не добилась успеха в своих усилиях по развитию. Это идея, время которой еще не пришло. Напротив, более успешные экономики в Азии и других странах сохранили свою экономику достаточно открытой как для импорта, так и для экспорта. Они продемонстрировали наибольшую способность продвигать процесс разработки.
Развитие и международные финансовые рынки
Успешное развитие в развивающихся странах требует большего, чем просто перенаправление трудовых и капитальных ресурсов в новые развивающиеся секторы экономики. Это может быть достигнуто как отечественными фирмами, так и международными фирмами, работающими в экономике. Но в дополнение к переориентации традиционных производственных процессов необходимо создать экономическую инфраструктуру, такую как дороги, школы, средства связи, порты, склады и многие другие предпосылки роста. Оплата проектов требует высокого уровня сбережений.
Источниками сбережений являются частные сбережения, государственные сбережения и иностранные сбережения. Гранты в виде иностранной помощи от развитых стран дополняют эти источники, но составляют относительно небольшую часть от общего объема.
Частные домашние сбережения являются важным источником средств. Но даже высокие нормы частных сбережений не могут гарантировать достаточных средств в бедной экономике, где основная масса населения живет на уровне, близком к прожиточному минимуму. Государственные сбережения в виде налоговых поступлений, превышающих государственные расходы, почти всегда отрицательны. Если необходимые инвестиции должны иметь место, развивающиеся страны должны занимать деньги у иностранных вкладчиков.
Проблема для развивающихся стран, занимающих средства у иностранцев, та же самая потенциальная трудность, с которой сталкивается любой заемщик: долг может быть трудно погасить. В отличие, скажем, от государственного долга правительства Соединенных Штатов, обязательства которого выражены в его собственной валюте, развивающиеся страны обычно обязуются производить платежи по кредиту в валюте кредитного учреждения. Например, деньги, взятые Бразилией в долг в американском банке, обычно должны быть возвращены в долларах США.
Многие развивающиеся страны брали крупные кредиты в XIX70-х, но в 1980-х попали в беду. Такие страны, как Бразилия, приостанавливали выплаты по своему долгу, когда требуемые платежи превышали чистый экспорт. Большая часть внешнего долга была просто списана кредитными учреждениями как безнадежный долг. В то время как внешние долги вызвали серьезный кризис в 1980-х годах, последующий рост, по-видимому, сделал эти платежи более управляемыми.
В конце 1990-х годов возник несколько иной международный финансовый кризис. Это началось в Таиланде летом 1997 года. Таиланд пережил 20 лет впечатляющего экономического роста и повышения уровня жизни. Одним из элементов его стратегии развития было поддержание фиксированного обменного курса между его валютой, батом и долларом. Замедление роста в Японии, сократившее спрос на тайский экспорт, и слабость тайского банковского сектора оказывали понижательное давление на бат, которому центральный банк Таиланда изначально пытался противодействовать. Как там обсуждалось, от этих усилий отказались, и стоимость валюты снизилась.
Правительство Таиланда, стремясь сохранить стабильность обменного курса, обратилось за поддержкой в Международный валютный фонд (МВФ). МВФ является международным агентством, которое предоставляет финансовую помощь странам-членам, испытывающим проблемы с их международным платежным балансом, для поддержки адаптации и реформ в этих странах. В соглашении между Таиландом и МВФ центральный банк Таиланда ужесточил денежно-кредитную политику, тем самым повысив там процентные ставки. Логика этого шага заключалась в том, что более высокие процентные ставки в Таиланде сделают бат более привлекательным как для тайских, так и для иностранных финансовых инвесторов, которые, таким образом, смогут больше зарабатывать на тайских облигациях и других тайских финансовых активах. Это повысит спрос на бат и поможет удержать валюту от дальнейшего падения. Таиланд также согласился ужесточить фискальную политику, мотивом которой была подготовка к ожидаемым будущим затратам на реструктуризацию своей банковской системы. Однако, как мы узнали из макроэкономики, ограничительная денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика приведет к сокращению реального ВВП в краткосрочной перспективе. Надежда заключалась в том, что рост возобновится после того, как закончится непосредственный валютный кризис и будут разработаны планы по исправлению других диспропорций в тайской экономике.
Другие страны, такие как Южная Корея и Бразилия, вскоре столкнулись с аналогичными валютными беспорядками и вступили в аналогичные программы МВФ, чтобы привести свои внутренние дома в порядок в обмен на финансовую помощь от МВФ. В некоторых других странах, переживших аналогичный опыт, особенно в Индонезии и Малайзии, ситуация в 1999 г. была очень нестабильной. Малайзия решила отказаться от помощи МВФ и ввести масштабный валютный контроль. В Индонезии финансовый кризис и последовавший за ним экономический кризис привели к политическим волнениям. 19 июня состоялись первые свободные выборы.99, но насилие вспыхнуло в конце 1999 года, когда подавляющее большинство населения Восточного Тимора проголосовало против предложения Индонезии об ограниченной автономии провинции в составе Индонезии и проголосовало за независимость от Индонезии.
Примечательно, что в начале 2000-х экономика большинства этих стран восстановилась, хотя сейчас они переживают глобальный экономический спад.
Успехи в области развития
Как мы видели на протяжении всей этой главы, наибольший успех приходится на страны с новой индустриальной экономикой (НИС) в Восточной Азии. Эти экономики, включая Гонконг, Южную Корею, Сингапур и Тайвань, имеют две общие черты. Во-первых, они позволили своей экономике развиваться за счет упора на стратегии рыночного капитализма, основанные на экспорте. НИУ добились более высоких доходов и объемов производства на душу населения за счет выхода на мировой рынок таких продуктов, как компьютеры, автомобили, пластмассы, химикаты, сталь, судостроение и спортивные товары, и конкуренции на нем. Эти страны добились успеха в основном за счет соединения стандартизированных производственных технологий с дешевой рабочей силой.
Во-вторых, роль правительства была относительно ограничена в НИУ, которые меньше использовали регулирование и бюрократический контроль. Правительства явно участвовали в некоторых стратегических отраслях, и после недавних финансовых кризисов в некоторых случаях оказывается, что это участие привело к принятию некоторых решений в этих отраслях по политическим, а не экономическим соображениям. Но основной вклад правительств дальневосточных НИС заключается в создании современной инфраструктуры (особенно современных средств связи, необходимых для развития сильного финансового сектора), обеспечении стабильной системы стимулов (включая стабильные обменные курсы). и обеспечить, чтобы государственная бюрократия помогала, а не препятствовала экспорту (особенно не регулируя экспортную торговлю, рынки труда и рынки капитала) (Баласса, 1988).
Чили в конце 1970-х провела масштабные рыночные реформы, создав самую свободную экономику в Латинской Америке. Рост Чили резко ускорился, и страна перешла в группу стран с доходом выше среднего. Возможно, более драматично то, что диктатор, проводивший рыночные реформы, генерал Аугусто Пиночет согласился на демократические выборы, в результате которых он был отстранен от власти в 1989 году. В Чили сейчас значительно возросла степень политической, а также экономической свободы, и она стала самой процветающей страной. в Латинской Америке.
За последнее десятилетие Мексика также отказалась от стратегии импортозамещения и стала следовать политике, в большей степени ориентированной на свободную торговлю. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) превратило всю Северную Америку в зону свободной торговли. Этого не могло бы произойти, если бы Мексика не претерпела таких резких изменений в своей стратегии развития. Приверженность Мексики новой стратегии подверглась испытанию в 1994 г., когда страна пережила валютный кризис, аналогичный тому, что произошел во многих азиатских странах в 1919 г.97 и 1998. В то время Мексика также заключила соглашение с МВФ об устранении экономических диспропорций в обмен на финансовую помощь. В то время правительство США также оказало поддержку Мексике. К 1996 году мексиканская экономика снова росла, и мексиканская приверженность более открытой политике сохранилась. Только со временем мы узнаем наверняка, сработала ли измененная стратегия и в Мексике, но есть первые признаки того, что она работает.
Хотя тенденция развивающихся стран к рыночным реформам не столь очевидна, как крах коммунизма, она, безусловно, значительна. Приведут ли рыночные реформы к успеху в области развития? Жюри еще нет. Рыночная реформа требует, чтобы многие богатые и влиятельные круги были отброшены в сторону. Достижимо ли это и могут ли бедняки, не обладающие человеческим капиталом, участвовать в усилиях по развитию, остаются открытыми вопросами. Но некоторые драматические истории успеха показали, что экономическое развитие может быть достигнуто. Судьба миллиардов отчаянно бедных людей зависит от способности их стран повторить этот успех.
Ключевые выводы
- Рыночная экономика, возможно, с существенной ролью государства, по-видимому, является одним из ключей к экономическому росту. Система, в которой законы и права собственности хорошо установлены и соблюдаются, также способствует росту.
- Высокие нормы сбережений и инвестиций могут стимулировать экономический рост.
- Теория зависимости предполагает, что бедные страны должны стремиться оградить себя от международной торговли. Стратегии импортозамещения, предложенные теорией зависимости, не привели к экономическому росту, и ряд стран отошли от этой стратегии.
Показательный пример: демократия и экономическое развитие
Рис. 33.10
Райан — улица Южной Индии, сцена 1 — CC BY 2.0.
Демократия как экономический институт, как правило, вызывает неоднозначную реакцию со стороны экономистов. Хотя практически все богатые страны мира имеют демократические системы правления, неясно, необходима ли демократия для развития.
Индия долгое время служила сильнейшим контрпримером идее о том, что демократия способствует развитию. Это уже давно демократия, но доход на душу населения удерживает ее в числе бедных стран мира. Правительство Индии традиционно выбирало широкое регулирование, которое ограничивало развитие. Такие страны, как Китай, без демократии и с репрессивным правительством сумели добиться очень высоких темпов экономического роста. Доход на душу населения в Китае сейчас превышает доход Индии примерно на 50%. Ли Куан Ю, бывший премьер-министр Сингапура, сказал об этом так: «Я считаю, что для развития стране нужна дисциплина, а не демократия. Изобилие демократии ведет к недисциплинированности и беспорядкам, которые враждебны развитию».
Многие экономисты пришли к выводу, что страны, скорее всего, станут демократическими, как только они достигнут высокого уровня экономического развития. Они утверждают, что политическая свобода — это нормальное благо. Таким образом, потребность в свободе возрастает по мере роста доходов, что делает создание демократических институтов продуктом экономического роста, а не его причиной.
Два недавних исследования — одно проведено экономистами Джоном Мукумом Мбаку и Мванги С. Кименьи, а другое — экономистами Майклом А. Нельсоном и Рэмом Д. Сингхом — бросают вызов общепринятому мнению, утверждая вместо этого, что демократия и экономический рост совместимы. Используя статистические модели, которые контролируют различные факторы, влияющие на экономический рост, такие как инвестиции и рост населения, оба исследования пришли к выводу, что существует положительная связь между политической свободой и экономическим ростом. В последнем исследовании авторы отдельно проверили направление причинно-следственной связи: рост вызывает демократию или демократия вызывает рост? Они заключают, что направление причинно-следственной связи идет от демократии к экономическому росту.
Leave a Reply