В России стали документировать апатридов
В августе 2021 года вступили в силу поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и другие законодательные акты, регулирующие правовой статус апатридов (Закон № 22-ФЗ от 24 февраля 2021 года, вступил в силу спустя 180 дней после подписания). Поправки (статья 52) предусматривают выдачу апатридам временного удостоверения личности, позволяющего им легально жить и работать в России. Документ выдается на 10 лет, владельцы удостоверений лиц без гражданства не могут быть выдворены или депортированы, решения об их нежелательности, выдворении или депортации должны быть отменены. На установления личности апатрида и выдачу удостоверения отводится ограниченное время. Документированных апатридов нельзя привлекать к административной ответственности за нарушение миграционного режима или «незаконный труд». К началу января 2022 года в России было документировано около 600 лиц без гражданства (информация МВД), а внимание СМИ эта проблема получила, когда удостоверение апатрида было впервые выдано в Москве.
Что было раньше?
Ранее в Законе о правовом положении иностранных граждан в РФ уже была статья 101 (с 2013 года), описывающая процедуру установления личности недокументированного иностранного гражданина или апатрида. Однако выдачу документа, легализующего апатрида, закон не предусматривал. Кроме того, из практики мы знаем, что в действительности эту процедуру пройти было почти невозможно: вместо сбора документов и другой информации, опроса свидетелей, опознания – сотрудники полиции предпочитали просто задержать апатрида и поместить его в учреждение для нарушителей миграционного режима.
Российское миграционное законодательство трактует мигрантов, имеющих гражданство, и апатридов как единую группу, в том числе в положениях закона, регулирующих выдворение / депортацию. Нарушение миграционного режима относится к административному производству, на исполнение которого закон отводит 2 года. Соответственно, недокументированные лица без гражданства, которых выдворить никуда нельзя, оказывались лишены свободы в учреждении на 2 года. При выходе из депортационного центра документов они не получали, поэтому многие из них попадали в заключение повторно, а то и несколько раз.
Как удалось добиться изменения закона
Непосредственным катализатором изменения закона стало стратегическое постановление Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе – клиента АДЦ «Мемориал». Суд обязал законодательные органы РФ установить специальный миграционный статус лица без гражданства, защищающий его от выдворения. Кроме того, Конституционный Суд предписал создать судебный контроль за сроками и целесообразностью заключения в депортационные центры (хотя помещение в такой центр считается не наказанием, а обеспечительной мерой, судебный контроль за этим центрами отсутствует, и узник в течение 2 лет никак не может обжаловать свое заключение).
Еще до изменения Закона о правовом положении иностранных граждан адвокаты апатридов получили возможность ссылаться на это постановление Конституционного суда и добиваться освобождения своих клиентов. Появился даже профессиональный термин «освобождение по механизму Мсхиладзе».
Роль Европейского суда в принятии нового закона
Поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан» могли бы быть приняты гораздо раньше – еще в 2014 году, когда ЕСПЧ вынес стратегическое решение по делу «Ким против России». Среди предписанных общих мер было установление легального статуса апатридов и их документирование, а также введение судебного контроля за заключением в депортационные центры. Именно потому, что Россия не выполнила решение ЕСПЧ, правозащитникам пришлось в 2017 году инициировать обращение в Конституционный суд РФ по делу Мсхиладзе. На принятие поправок о документировании апатридов, таким образом, ушло около 7 лет.
Всё ли в порядке с апатридами в России?
При том, что принятие поправок – огромный шаг вперед, правозащитникам еще есть над чем работать.
К сожалению, второй аспект решения ЕСПЧ по делу Кима и постановление КС РФ по делу Мсхиладзе до сих пор не нашел отражения в российском законодательстве и практике: не введен судебный контроль за правомерностью и длительность срока лишения свободы в ЦВСИГ. Соответствующие поправки в Административный кодекс рассматриваются с 2017 года и до сих пор не приняты. Поэтому те, кого некуда выдворить или депортировать, кто не знает о новом законе и о своих правах, находятся там бессрочно без доступа к юридической помощи, в условиях, которые хуже тюремных.
Поправки о легализации апатридов внесены не во все связанные законы – например, нужно внести апатридов в Закон об актах гражданского состояния, чтобы они могли заключать браки, быть официальным родителем своих детей, получать социальные пособия, образование, услуги здравоохранения и т.д.
Адвокаты-практики пока скептически оценивают работу правоохранительных органов по установлению личности апатридов и полагают, что реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции. Ведь пока недостаточно подзаконных актов и административных регламентов МВД России.
Правозащитники обеспокоены и судебной практикой: суды продолжают выносить решения о выдворении апатридов и лишении их свободы в депортационных центрах. Это касается и тех, кто уже не раз был лишен свободы. Например, адвокаты АДЦ «Мемориал» дважды освобождали апатрида Аловидина Х. из депортационного центра (в 2017 и в 2019 году), причем каждый раз это дело требовало обжалования в нескольких судебных инстанциях. И вот в декабре 2021 года Городской суд Санкт-Петербурга отказал в освобождении Аловидина из ЦВСИГ, куда он опять попал, – несмотря на невозможность выдворения, измененный закон, опасность заражения КОВИД19 в депортационном центре.
Наконец, вызывает беспокойство пункт нового закона о том, что удостоверение личности не может быть выдано (а уже выданное удостоверение может быть аннулировано), если для его получения апатрид предоставил ложные сведения о себе или поддельные / подложные документы. Мы уже видели прецедент, когда человека лишили российского гражданства за совершенное преступление, которое трактовалось как «предоставление ложных сведений» при подаче заявления на получение гражданства. Таким образом создается риск безгражданства, да и почва для злоупотреблений.
Ольга Абраменко
First published in the blog of European Network on Statelessness
Елена Буртина: сделан важный шаг к ликвидации безгражданства
Колонки
В январе медиа сообщили о выдаче первого временного удостоверения личности человеку без гражданства в Москве. Эксперт объясняет, какие права дает этот статус негражданам на территории России.
Права человека, Проблемы·13.01.2022
Первым человеком в Москве, который получил «паспорт негражданина» — временное удостоверение личности, — стал 53-летний Якубджан Хакимджанов. До этого он провел более двух лет в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Москве (Сахарово). Из-за отсутствия гражданства его не могли депортировать. Об этом сообщают «РИА Новости» со ссылкой на Еву Меркачёву, члена Общественной наблюдательной комиссии Москвы и Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Как живут беженцы в России и как им помочь
Подробнее
Елена Буртина, координатор проекта помощи лицам без гражданства Комитета «Гражданское содействие» (внесен в реестр НКО-иноагентов), отмечает, что это не первый прецедент.
Мировое зло
«В 2021 году уже восемь человек из тех, кому оказывает помощь Комитет «Гражданское содействие», получили временное удостоверение личности: двое в Москве, остальные в других городах. В некоторых регионах выдавать удостоверения начали в сентябре-октябре 2021 года. В Москве, насколько нам в комитете известно, первые удостоверения выдали в декабре. До этого либо не принимали заявления, либо отказывали, ссылаясь на проблему с какой-то компьютерной программой.
Елена Буртина и Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие». Фото предоставлено Комитетом «Гражданское содействие»
Сама новация была введена законом №22-ФЗ от 24. 02.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства». Он вступил в силу в августе прошлого года.
Это большой и важный шаг в направлении ликвидации безгражданства.
Отсутствие гражданства – это отсутствие доступа к правам. Безгражданство считается одним из мировых зол. Существуют конвенции о ликвидации безгражданства, но Россия к ним не присоединилась.
Это не значит, что у нас ничего не делали – в России предпринимались шаги по уменьшению числа людей без гражданства, но эта деятельность не была такой масштабной.
Важный, но не первый шаг
Тридцать лет временного убежища: история одной афганской семьи в Москве
Подробнее
До 2012 года люди без гражданства у нас приравнивались к иностранным гражданам. Но в отличие от иностранцев легализоваться не могли — для этого нужен действительный национальный паспорт, миграционная карта и легальное пребывание в РФ.
Первым шагом к ликвидации безгражданства был закон № 182 от 12.11.2012, который внес в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» главу 8.1. Она посвящена предоставлению гражданства самой многочисленной категории лиц без гражданства – гражданам бывшего СССР, то есть тем, кто не сумел получить гражданство ни одного из государств, образовавшихся в результате распада страны. Для этих людей создали специальный механизм предоставления гражданства.
Но это нововведение лишь частично решало проблему. Глава 8.1 имеет ограниченную сферу действия и ограничена во времени. Последний раз срок ее действия продлили до конца 2024 года, но, я боюсь, она не доживет до этого времени – президент внес новый закон о гражданстве, и там этой главы уже нет.
Изменения в закон о правовом положении иностранных граждан, принятые в феврале 2021 года, касаются всех лиц без гражданства, ограничений по срокам действия нет. Впервые люди без гражданства в России начали получать удостоверения личности.
Право на легальный статус
Тут правда вышло немного странно. Временное удостоверение личности выдают на 10 лет, с возможностью неоднократного продления. Первоначально в законопроекте МВД этот срок ограничивался годом. Но была внесена поправка, и теперь временное удостоверение личности работает 10 лет.
Временное удостоверение личности – это право на легальный статус, хотя и с ограничениями в правах. Люди без гражданства получат такие же права, как иностранцы, пребывающие в Россию на три месяца. Но временное пребывание на 10 лет и на три месяца – разные вещи.
Фото: Кирилл Брага / РИА Новости
Люди с удостоверениями личности лиц без гражданства, видимо, не смогут получать пенсию или пособия. Пока что есть сложности и с получением полиса ОМС. Одним из первых получил временное удостоверение личности в Краснодарском крае наш подопечный. Он сразу же обратился за полисом и ему отказали.
Мы сделали запросы в Министерство здравоохранения РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. И получили взаимоисключающие ответы: Минздрав сообщил, что вопрос урегулирован, что они могут получать полисы, а ФФОМС, что полис могут получать только те, у кого есть разрешение на временное пребывание (РВП) или вид на жительство.
Мы поставили перед Минздравом вопрос, как он оценивает позицию ФФОМС, и ждем ответ. Фактически этот момент законодательно не урегулирован. И в списке документов, которые надо предъявить для получения полиса ОМС, временного удостоверения личности нет. Надеемся, Минздрав повлияет на то, чтобы этот документ там появился.
В офисе Комитета «Гражданское содействие». Фото: Дима Жаров / АСИ
Фактически люди, постоянно проживающие в России, которые никуда не могут отсюда уехать, приравнены в правах к людям, которые приезжают на короткий срок поработать. Но это лучше, чем ничего.
Неразменные пять тысяч
Раньше люди без гражданства не могли легально работать – нельзя же устроиться на работу без документов. Не могли учиться, зарегистрировать брак или рождение детей, получить банковскую карту. Даже билет на поезд или междугородние автобусы не могли купить.
За полгода в России признали беженцами шесть человек
Подробнее
Никто не знает, сколько сейчас в России лиц без гражданства. Если люди существуют нелегально, их нельзя посчитать. Наверное, их не слишком много, но все же и немало: например, к нам в офис почти каждую неделю приходит новый такой человек, словно выныривает из небытия.
Причем живут эти люди не только в каких-то отдаленных глухих местах, но и в Москве. Несколько месяцев назад к нам пришел интеллигентный москвич и рассказал, что его старенькая мама, приехавшая много лет назад из советской республики, всегда получала пенсию по советскому паспорту, а недавно ей отказали. Им даже в голову не приходило, что она – нелегал с недействительным паспортом.
Хотя в соответствии с главой 8.1 несколько тысяч лиц без гражданства ежегодно получают российские паспорта, МВД из года в год повторяет, что в поле их зрения примерно 5 тысяч лиц без гражданства. Получается, что эти 5 тысяч лиц без гражданства – как неразменный рубль в русских сказках. Не думаю, что эта цифра имеет какое-то отношение к действительности».
Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН)
ВВЕДЕНИЕ В УВКБ ООН
Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) было создано 14 декабря 1950 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Агентству поручено руководить и координировать международные действия по защите беженцев и решению проблем беженцев во всем мире. Его основной целью является защита прав и благополучия беженцев, надзор за выполнением 1951 Конвенции ООН о беженцах, поддерживая государства в их обязанности по предоставлению надлежащих механизмов защиты и гарантируя, что беженцам предлагаются эффективные решения, такие как местная интеграция и добровольное возвращение. Переселение также является долговременным решением, предназначенным для исключительных случаев, отвечающих строгим критериям защиты, в том числе установленным страной переселения. УВКБ ООН также есть мандат, чтобы помочь уменьшить и предотвратить безгражданство в мире, продвигая международные стандарты, содержащиеся в 1951 Конвенция ООН о беженцах и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года.
За последние 60 лет Агентство помогло десяткам миллионов людей начать новую жизнь. Сегодня штат из более чем 7 685 человек, работающих с партнерами из правительства и гражданского общества в 126 странах, продолжает помогать примерно 42 миллионам перемещенных лиц.
УВКБ ООН было удостоено двух Нобелевских премий мира в 1954 и 1981 годах, а также наградило собственной престижной медалью Нансена видных деятелей, приверженных защите и служению перемещенным лицам и лицам без гражданства.
Антониу Гутерриш стал 10-м Верховным комиссаром ООН по делам беженцев 15 июня 2005 года. Бывший премьер-министр Португалии Гутерриш был избран Генеральной Ассамблеей ООН на пятилетний срок. В апреле 2010 года Генеральная Ассамблея переизбрала Гутерриша на второй пятилетний срок.
ЛИЦА, ПОДДРУЖЕННЫЕ УВКБ ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Беженцы — это лица, имеющие «обоснованные опасения подвергнуться преследованию по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находятся за пределами своей страны гражданства/обычного проживания и… не желают или не могут воспользоваться защитой этой страны».
Просители убежища – это лица, желающие быть допущенными в страну в качестве беженцев, или лица, ожидающие определения их статуса беженца властями страны убежища.
Лицо без гражданства s не считаются гражданами какого-либо государства в силу его закона ( de jure лицо без гражданства). Лицами без гражданства де-факто являются лица, находящиеся за пределами страны своего гражданства, которые не могут или по уважительным причинам не желают воспользоваться защитой этой страны.
Репатрианты — это бывшие беженцы, которые добровольно возвращаются в свои страны происхождения, стихийно или организованно.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УВКБ ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация является участником Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола к ней 1967 года. В 1993 году был принят национальный закон «О беженцах».
УВКБ ООН в Российской Федерации (РФ) осуществляет свою деятельность через Представительство в Москве (с 1992), сосредоточив свою деятельность в регионах, где проживает наибольшее количество подмандатных лиц. Таким образом, особое внимание уделяется беженцам и лицам, ищущим убежища, в городской среде, например, в Москве и ее ближайших окрестностях, а также в Санкт-Петербурге. присутствовать.
Основной задачей Агентства ООН по делам беженцев является поддержка и дополнение усилий Правительства Российской Федерации по развитию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также по предотвращению и сокращению случаев безгражданства, реализуемых посредством государственное и негосударственное партнерство.
· Мы поддерживаем развитие системы предоставления убежища, отвечающей международным стандартам и обеспечивающей полный и беспрепятственный доступ к процедуре предоставления убежища и эффективную защиту лиц, ищущих убежища, и беженцев.
· Мы определяем и реализуем соответствующие долговременные решения для беженцев, в частности, местную интеграцию, добровольную репатриацию и, при консультациях и помощи третьих стран, — переселение.
· Мы выступаем за присоединение к Конвенциям ООН о безгражданстве и приобретение гражданства лицами без гражданства.
· Мы усиливаем информирование и информирование общественности, а также развиваем местный потенциал по сбору средств.
Тесно сотрудничая с Федеральной миграционной службой и взаимодействуя с судебными органами, УВКБ ООН стремится укреплять национальный потенциал, проводя мероприятия по наращиванию потенциала, предоставляет юридическую экспертизу законопроектов, делится с властями рекомендациями УВКБ ООН, документами с изложением позиции и информацией о стране происхождения и юридических партнеров, а также распространяет передовой опыт определения статуса беженца с целью повышения эффективности национальной процедуры определения статуса беженца и продвижения мер по обеспечению качества.
Юридическая поддержка УВКБ ООН лицам, ищущим международной защиты, включает усиление предоставления государственных и негосударственных консультационных услуг отдельным лицам, ищущим убежища, и лицам без гражданства, а также проведение собеседований и оценку дел, переданных в УВКБ ООН по уважительным причинам. УВКБ ООН играет консультативную роль и поддерживает лиц, ищущих убежища, в оценке и рассмотрении их заявлений о предоставлении убежища в ФМС, в судебных разбирательствах и апелляционных процедурах.
УВКБ ООН помогает беженцам безопасно и достойно вернуться в свои страны происхождения. Также УВКБ ООН поддерживает Правительство Российской Федерации в создании благоприятных условий для возвращения в Российскую Федерацию и оказывает репатриантам помощь и консультации. УВКБ ООН распространяет информацию о правах репатриантов, следит за их возвращением и участвует в усилиях, направленных на обеспечение успешной реинтеграции. Некоторые беженцы, которые не могут найти эффективную защиту в России и не могут вернуться в страну своего происхождения, могут в порядке исключения получить доступ к переселению в третью страну с помощью УВКБ ООН.
УВКБ ООН поддерживает создание среды, благоприятной для интеграции, поощряя партнерские отношения НПО с федеральным/региональным правительством и вкладом НПО в управление приемом.
В соответствии с политикой УВКБ ООН в отношении городских беженцев и в соответствии со Стратегией комплексных решений, разработанной для городских беженцев, УВКБ ООН оказывает помощь беженцам в реализации их права на государственные услуги, включая медицинское страхование, доступ к образованию и трудовые права. При необходимости УВКБ ООН предоставляет социальное и психологическое консультирование, базовую медицинскую помощь, а также помогает уязвимым беженцам с размещением в государственном или негосударственном приюте, действуя напрямую или через партнеров.
УВКБ ООН выступает за комплексные меры по решению проблемы безгражданства в Российской Федерации путем получения более полной и точной картины сохраняющихся масштабов или рисков безгражданства, а также путем лоббирования и юридической/законодательной консультативной работы в поддержку присоединения РФ к безгражданству ООН Конвенции. УВКБ ООН напрямую и через своих партнеров оказывает юридическую помощь лицам без гражданства и лицам, которым грозит безгражданство, и доводит их дела до сведения властей заинтересованных государств, в том числе Российской Федерации.
Опираясь на межведомственные рабочие группы по социальным вопросам и терпимости, созданные в 2009 году, и давние партнерские отношения со средствами массовой информации, УВКБ ООН стремится бороться с ксенофобскими тенденциями и поощрять терпимость к беженцам и другим лицам, которыми занимается Агентство, посредством различных мероприятий по информированию общественности и информированию общественности. К ним относятся обслуживание горячей линии, поддержка радиопрограммы, посвященной беженцам и миграции, конкурсы, выставки и специальные мероприятия, посвященные Всемирному дню беженцев и другим памятным датам. УВКБ ООН участвует в международных кинофестивалях о правах человека и терпимости к лицам, которыми занимается Агентство, и проводит семинары для журналистов, посвященные вопросам миграции и перемещения.
ПАРТНЕРЫ УВКБ ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Партнеры УВКБ ООН в Российской Федерации:
- Федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а именно: Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба (ФМС России) и территориальные управления ФМС, МЧС, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, муниципалитеты Москвы и Санкт-Петербурга, ФГУ «Государственное судебное управление по Чеченской Республике»; судебная власть, различные министерства и местные административные органы;
- другие агентства ООН и международные организации, в частности, УВКПЧ, МОТ, ЮНФПА, ДОБ ООН, ДООН; Международная организация по миграции, Совет Европы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФКК), Международный комитет Красного Креста (МККК), Датский и Норвежский советы по делам беженцев;
- местные общественные организации, такие как Российский Красный Крест, Санкт-Петербургский Красный Крест, Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста, Правозащитный центр «Мемориал», Комитет «Гражданское содействие», «Веста» и «Низам» , Ассоциация медиаменеджеров (АРС-Пресс), Благотворительный фонд «Здоровье и жизнь», «Вера, надежда и любовь», Институт прав человека, Северо-Осетинское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация юристов» ; Детский фонд РСО-Алания, Общественная палата РФ, Федерация мигрантов России и др.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
УВКБ ООН почти полностью финансируется за счет прямых добровольных взносов, большая часть которых поступает от стран-доноров, а также от неправительственных организаций и частного сектора, включая корпорации, тресты, фонды и отдельных граждан. Существует также небольшая ежегодная субсидия из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций, которая используется для покрытия административных расходов. Правительство Российской Федерации вносит ежегодные взносы в бюджет УВКБ ООН для финансирования операций в различных регионах мира. Информацию о том, как сделать пожертвование УВКБ ООН, можно найти на сайтах www.unhcr.org и www.unhcr.ru.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Российской Федерации
Тел. +7 495 660 09 01 Факс +7 495 660 09 06 04
Горячая линия +7 903 792 22 79
e-mail: [email protected]
http://www. unhcr.ru
http:/ /www.unhcr.org
Мир Апатриды Лица без гражданства в Европе
Лица без гражданства в Европе
Сегодня безгражданством в Европе страдают около 600 000 человек. Большинство может проследить свое положение до политических потрясений 19-го века.90-е годы, в частности распад Союза Советских Социалистических Республик (СССР), но и распад Югославии. Действительно, более 80% от общего числа зарегистрированных лиц без гражданства в Европе проживает всего в четырех странах, во всех государствах-правопреемниках Советского Союза: Латвии, Российской Федерации, Эстонии и Украине. Число пострадавших в каждой из этих стран продолжает снижаться. Тем не менее, спустя четверть века после того, как произошло правопреемство государств, почти полмиллиона человек остаются лицами без гражданства в этих четырех штатах. Сообщается, что в шести государствах, возникших на основе Социалистической Федеративной Республики Югославии, в общей сложности насчитывается почти 10 000 лиц без гражданства, а другим по-прежнему угрожает опасность стать безгражданством из-за отсутствия основных форм документации.
В Европе другим основным контекстом, в котором возникает безгражданство, является миграция. В некоторых случаях люди, уже не имевшие гражданства в стране своего происхождения, прибывают в Европу в составе смешанных миграционных потоков в качестве мигрантов, жертв торговли людьми или беженцев. В других случаях люди могут столкнуться с проблемами гражданства и стать лицами без гражданства по прибытии в связи с утратой или лишением гражданства во время их пребывания за пределами своей страны. В связи с массовым притоком в 2015 г. мигрантов и беженцев в Европу значительно выросло количество лиц без гражданства в некоторых принимающих государствах. Например, в Швеции зарегистрированное число лиц без гражданства в стране выросло с 20 450 на конец 2013 г. до 31 062 на конец 2015 г. Более того, дети, родившиеся в Европе от родителей-мигрантов или беженцев, иногда могут подвергаться риску безгражданства как в результате дискриминационных законов о гражданстве страны происхождения или коллизии законов о гражданстве. Было установлено, что законы о гражданстве многих европейских государств не обеспечивают адекватной защиты детей, рожденных на их территории, от безгражданства. В сентябре 2015 года в отчете «Ни один ребенок не должен быть без гражданства» показано, что более половины европейских участников соответствующих международных конвенций не выполнили должным образом свои обязательства по обеспечению того, чтобы все дети без гражданства, родившиеся в стране, получили гражданство. В том же отчете также подчеркивается, что другие факторы, такие как отказ от детей, международное суррогатное материнство или трансграничное усыновление, а также системные препятствия для регистрации рождений для определенных групп также приводят к безгражданству в Европе.
Безгражданство в Европе картировано более полно, чем в любом другом регионе: УВКБ ООН располагает статистическими данными о безгражданстве по 42 из 50 стран, входящих в компетенцию его Европейского регионального бюро. Общая цифра, представленная УВКБ ООН в отношении лиц без гражданства в Европе в рамках своей статистической отчетности на конец 2015 года, составляет 592 151 человек.
Leave a Reply