Славянофилы и западники | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
В середине XIX века в российском обществе сформировалось два направления его реформирования для дальнейшего развития страны. Эти направления имели между собой большие различия. Представители одного из них – славянофилы – выступали за продвижение самобытности России, славянской православной идеи, а западники ориентировались в основном на Запад и предлагали во всем брать пример с него и на его опыте строить новое общество.
Славянофилы и западники – кто они?
Западники
|
Славянофилы
| |
Когда сформировалось движение
|
1830–1850 годы
|
1840–1850 годы
|
Слои общества
|
Дворяне-помещики (большинство), отдельные представители богатого купечества и разночинцы
|
Помещики со средним уровнем дохода, частично выходцы из купцов и разночинцев
|
Основные представители
|
П. Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, К. Д. Кавелин.
|
А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, П. В. Киреевский, В. А. Черкасский. Очень близки к ним по мировоззрению С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев.
|
Различия во взглядах славянофилов и западников
По какому пути двигаться России
|
По пути, пройденному западными странами. Освоение западных достижений позволит России сделать рывок и достичь большего за счет заимствованного опыта.
|
У России – своя дорога. Зачем западный опыт, когда собственная формула «Православие, самодержавие, народность» поможет России добиться большего успеха и более высокого положения в мире.
|
Пути преобразований и реформ
|
Имелось два направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, Н. Огарёв и др.).
Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.
|
Признавалось только мирное развитие.
|
Какой строй выбрать и отношение к конституции
|
Одни выступали за конституционную монархию по типу Англии, а наиболее радикальные – за республику.
|
Выступали против введения конституции, считали единственно возможной формой правления для России неограниченное самодержавие.
|
Крепостное право
|
Отмена крепостного права и широкое использование наемного труда, что приведет к росту промышленности и экономики.
|
Отмена крепостного права, но при сохранении привычного уклада крестьянской жизни – общины. Каждая община наделяется землей (за выкуп).
|
Отношение к возможностям развития экономики
|
Необходимо быстро развивать экономику с использованием западного опыта.
|
Считали, что правительство должно способствовать механизации труда, развитию банков и железных дорог – постепенно и последовательно.
|
Религия
|
Религия не должна мешать, когда дело касается решения государственных вопросов.
|
Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.
|
Отношение к Петру I
|
Западники считали его великим преобразователем и реформатором.
|
Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.
|
Значение споров между славянофилами и западниками
Время разрешило все споры. Дорога, выбранная Россией, оказалась предложенной западниками. В стране начала отмирать община, церковь стала независимой от государства, а самодержавие вообще прекратило свое существование.
Главное, что представители обоих направлений искренне считали, что в стране назрела необходимость перемен и перенос их на более позднее время будет не на пользу России. Все понимали, что крепостное право тянет страну назад, а без развитой экономики нет будущего. Заслугой славянофилов было то, что они пробуждали интерес к истории и культуре русского народа. Именно славянофил В. Даль является автором «Толкового словаря живого великорусского языка».
Постепенно начало происходить сближение двух этих направлений, а споры, которые шли между их представителями, способствовали развитию общества и пробуждению интереса к социальным проблемам в среде российской интеллигенции.
Почему были успешны бархатные революции 1989 года
Когда возможность подавления исчезла, режимы рухнули так быстро, что создалась иллюзия невероятной легкости победы революций / Peter Dejong / AP
Тридцать лет назад по Центральной и Восточной Европе пронеслась волна революций, похоронивших как советский режим, так и всех его сателлитов. Похоронивших, казалось бы, настолько легко, что на могиле покойников быстро произросли всякие конспирологические теории о целенаправленном развале социалистической системы, осуществленном в интересах НАТО.
На самом деле все, конечно, было намного сложнее, чем видится конспирологам. И сложнее, чем видится тем представителям оппозиции, которые полагают, будто поднять многомиллионный протест можно в любой момент времени против любой автократии. Иногда говорят, что в Польше революция развивалась 10 лет, в Венгрии – 10 месяцев, в ГДР – 10 недель, в Чехословакии – 10 дней, а в Румынии – 10 часов. Подобное представление о ходе революций несколько упрощает реальную ситуацию, но общую логику процесса отражает довольно верно.
Возмущение тоталитарными режимами зрело давно. В Польше удалось развернуть массовое движение на базе профсоюза «Солидарность». Но в Чехословакии после поражения Пражской весны 1968 г. ничего не удалось развернуть из-за жесткого давления со стороны властей. А в Венгрии удалось осуществить очень важные экономические реформы вместо запретных политических. То есть ситуация в разных странах сложилась по-разному в зависимости от конкретных условий. Но общим оказалось то, что до тех пор, пока режимы обладали силой подавлять сопротивление общества, реальных политических перемен не происходило. А когда возможность подавления исчезла, режимы рухнули так быстро, что создалась иллюзия невероятной легкости победы революций.
Здесь возникает следующий вопрос: а от чего зависит способность режима осуществлять подавление? Почему именно к 1989 г. она исчезла?
К этому времени начал реформироваться Советский Союз – тот Большой брат, который подавил в свое время Пражскую весну в Чехословакии и фактически вынуждал просоветские режимы в других странах заниматься превентивной ликвидацией протеста, дабы не спровоцировать Москву на новое вторжение. Если несколько упростить проблему, для того чтобы применить опыт 30-летней давности к нынешней ситуации, можно сделать примерно такой вывод: пока элиты едины и готовы подавлять протест, он терпит поражение вне зависимости от того, существует ли многомиллионное движение снизу или спецслужбы сразу изолируют смутьянов. Но если в элитах наступают разброд и шатания, если одни хотят давить смуту, тогда как другие идут на контакт с обществом ради развития страны, возникает так называемое окно политических возможностей. И общество, внутренне готовое к трансформации, может трансформироваться довольно быстро. Причем в ходе этой трансформации не всегда прослеживается связь с предшествующими годами борьбы. Вряд ли можно сказать, что Польша, 10 лет (а фактически даже больше) боровшаяся с тоталитаризмом, построила сегодня более эффективную демократию, чем Эстония, где до 1988 г. никакого открытого протеста вообще появиться не могло.
Тогда что же определило успех демократизации стран советского блока, если роль протестов была лишь относительной? Что по-настоящему объединяло все страны, которые после революций 1989 г. смогли устроить жизнь по-новому?
На мой взгляд, успешные страны отличались от тех, которые засиделись в эпохе трансформации, тем, что у них сформировалось представление о своей европейскости, т. е. о том, что граждане этих стран – европейцы и должны вернуться в Европу со всеми ее принципами, начиная от рыночной экономики и кончая толерантностью. Бесспорно, представление о том, что «мы европейцы», неравномерно было распределено в Центральной и Восточной Европе. Существовали консервативные слои, сказавшие свое слово сегодня в Польше и Венгрии. Существовали регионы, населенные людьми, приехавшими из России и не всегда ощущавшими себя европейцами, что породило проблемы гражданства в Латвии и Эстонии. Существовало разочарование в том, как Европа приняла своих «блудных сыновей», что вызвало в Восточной Германии в 1990-е гг. явление, известное как остальгия. Тем не менее общее представление о европейской идентичности и о необходимости выйти из-под опеки Большого брата доминировало в этой части Европы. Именно оно стало важнейшим фактором, определившим успех преобразований.
В России, естественно, представление о том, что мы европейцы, в 1989 г. тоже существовало. Оно в значительной степени помогло в 1991 г. начать серьезную трансформацию. Однако в такой большой, разнородной и сильно пострадавшей от промывания мозгов стране чувства этого хватило ненадолго. Конкурирующие идентичности нанесли удар по «Европе в нашем сознании», постепенно вытеснив это ощущение у значительной части российских граждан. Многие в нулевые годы захотели идентифицироваться не с Европой, которая, надо признать, не очень-то и боролась за мятущиеся души россиян, а с сильным лидером, обеспечившим рост реальных доходов после трудностей девяностых. Рост этот был обеспечен лишь временным притоком нефтедолларов и быстро исчез при падении цен на энергоносители, однако роль свою сыграть успел. А когда патерналистское российское государство утратило возможность эффективно подкармливать тела своих граждан, оно с такой энергией включилось в борьбу за их души, что слабенький европейский соблазн никак не мог устоять под этим давлением.
Мы державные / мы православные / мы евразийские – каждый мог выбрать вариант по своему вкусу. Каждый мог выбрать набор ценностей, соответствующий этому варианту. Но европейские ценности в такой конкурентной борьбе неизменно проигрывали. Возобладало представление о том, что мы другие, что нам свойственны иные ценности и что Европа нам ни в чем не указ.
Это «похищение Европы» не смогло остановить те перемены, необходимость которых рационально была осмыслена нашим обществом. Как бы ни плакали по хорошему СССР респонденты социологов, мало кто готов на выборах поддерживать идеи товарного дефицита и карточного распределения продуктов ради возврата ко всеобщему равенству. А вот те перемены, которые не были должным образом осмыслены, идут у нас плохо в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, где они могли тоже быть плохо осмыслены, но принимались хотя бы потому, что в противном случае существовала опасность вернуться из Европы под покровительство Большого брата.
События бурного 1989 года говорят сегодня, помимо всего прочего, о том, что перемены в России станут возможными либо если наше общество лучше осмыслит необходимость демократии, либо если возникнет хотя бы иррациональное ощущение, что мир демократии – это наш мир, в который хотелось бы вернуться. Скорее всего, потребуется и то и другое. Для достижения первой цели нужно широкое просвещение, которое сегодня у нас, увы, мало кого интересует из тех, кто обладает ресурсами. Для достижения второй потребуются такие успехи Запада, которые станут по-настоящему привлекательны для широких масс населения. Если же не появится ни того ни другого, мы будем долго находиться в состоянии экономической и политической стагнации.
Автор – научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь,
чтобы скрыть её
Сравните и сопоставьте исторические карты Европы
1. Определите физические и культурные особенности Европы.
Спроецируйте предоставленную MapMaker 1-страничную карту Европы на доску. Всем классом повторите физические и культурные особенности Европы из последних нескольких уроков, попросив учащихся выйти в переднюю часть комнаты и нарисовать особенности на карте. Спросите: Какие из этих характеристик изменились за последние 100 лет? Как они изменились? Если у учащихся возникают трудности, объясните учащимся, что, хотя физические черты не сильно меняются со временем, наше отношение к этим чертам меняется. Например, рельсы заменяют реки для транспорта, дороги делают горы проходимыми, некоторые ручьи меняют русло, а используются природные ресурсы. Культурные группы постоянно развиваются и мигрируют, одни группы ассимилируются с другими, иногда возникают новые группы.
2. Сформируйте фон о Европейском Союзе.
Объясните учащимся, что они будут сравнивать карты европейских границ в трех точках истории. Одним из таких пунктов является Европейский Союз по состоянию на 2011 год. Объясните учащимся, что Европейский Союз, или ЕС, представляет собой объединение европейских стран, созданное в 1993 году с целью достижения политической и экономической интеграции. Если возможно, принесите евро, официальную валюту еврозоны, как реальность, которую студенты могут увидеть и потрогать.
3. Предложите учащимся сравнить и сопоставить три карты Европы разных времен.
Раздайте каждому учащемуся по три карты: Европа, 1920 г.; Европа, 1960 г.; и Европейский союз, 2011 г., или спроецируйте карты на доску. Попросите учащихся поработать самостоятельно, чтобы выделить границы, которые оставались довольно постоянными с течением времени. Используя другой цвет, попросите учащихся выделить политические границы, которые значительно изменились с течением времени. Если у вас есть прозрачность карты, наложите их, чтобы показать, как изменились границы. Если учащимся трудно определить изменения, предложите им вопросы, подобные следующим:
- Опишите границы Германии и Польши в 1920 г. Чем они отличаются в 1960 г.?
- Как менялись границы Финляндии в период с 1920 по 1960 год?
- Посмотрите на западную границу России в 2011 году. Чем она отличается от границы 1920 и 1960 годов?
4. Предложите учащимся сравнить и сопоставить исторические карты Европы и физическую карту.
Раздайте экземпляры Физической карты Европы или предоставьте учащимся доступ к этой карте из своих портфолио. Предложите учащимся сравнить границы, которые они определили как остающиеся довольно постоянными во времени, с физической картой. Спросить: Какие физические признаки соответствуют стабильным границам? Объясняют ли физические особенности стабильность границы? Почему или почему нет? Предложите учащимся провести такое же сравнение для границ, которые значительно изменились с течением времени. Спросите: Могут ли физические особенности объяснить, почему границы могли сместиться? Как? Наблюдая за работой учащихся, используйте следующие подсказки, чтобы направить их в размышления:
- Почему река в этом районе может быть границей страны, а не здесь?
- Как, по вашему мнению, взаимодействовали определенные физические особенности и культурные особенности; например, горный массив, замедляющий распространение религии?
- Как вы думаете, как политические границы привели к культурным изменениям? Где культурные сдвиги определили политические границы?
Попросите учащихся написать заметки о своих идеях на своих исторических картах.
5. Предложите учащимся сравнить и сопоставить исторические карты Европы и культурные карты.
Раздайте копии карт «Доминирующие языки Европы» и «Доминирующие религии Европы» или предоставьте учащимся доступ к этим картам из их портфолио. Попросите учащихся ответить на те же вопросы для культурных групп. Спросите: Может ли это объяснить стабильные и/или подвижные границы в Европе? Как? Попросите учащихся написать заметки о своих идеях на своих исторических картах.
Неформальное оценивание
Проверьте понимание учащимися, просматривая их записи, когда они сравнивают и сопоставляют три карты с физическими и культурными картами, а также проверяя их мышление.
Расширение обучения
- Предложите учащимся провести дополнительное исследование, написать отчет или создать презентацию о том, что, по их мнению, происходит в Европе с течением времени.
- Предложите учащимся провести больше исследований о Европейском Союзе и о том, как и почему страны присоединяются к нему.
Предметы и дисциплины
География
- География человека
Социальные исследования
Всемирная история
Цели обучения
Учащиеся:
- определят, как изменились политические границы за последние 100 лет
- сравнить изменения политических границ с физическими и культурными особенностями Европы
Подход к обучению
- Обучение использованию
Методы обучения
- Обсуждения
- Практическое обучение
- Визуальная инструкция
Сводка навыков
Это задание направлено на следующие навыки:
Навыки критического мышления
Анализ
Применение
Понимание
Географические навыки
Получение географической информации
Анализ географической информации
Ответы на географические вопросы
Связь с национальными стандартами, принципами и практикой
Стандарты учебных программ Национального совета социальных исследований
- Тема 2:
Время, преемственность и перемены - Тема 3:
Люди, места и окружение
Национальные географические стандарты
- Стандарт 1:
Как использовать карты и другие географические представления, геопространственные технологии и пространственное мышление для понимания и передачи информации - Стандарт 17:
Как применить географию для интерпретации прошлого 90 030 - Стандарт 18:
Как применять географию, чтобы интерпретировать настоящее и планировать будущее.
Что вам понадобится
Материалы, которые вы предоставите
- Разноцветные маркеры
- Бумага
- Карандаши
- Ручки
Требуемая технология
- Доступ в Интернет: Требуется
- Техническая установка: 1 компьютер на класс, проектор
Физическое пространство
- Класс
Группировка
- Обучение в больших группах
Прочие примечания
Перед началом занятия сделайте прозрачность ключевых карт. Напечатайте на прозрачной бумаге следующие карты: Европа, 1920 г.; Европа, 1960 г.; и Европейский союз, 2011 г.
Справочная информация
В 1914 году некоторые из самых могущественных стран Европы сформировали соперничающие союзы: Германия, Австро-Венгрия и Италия в одном союзе, а Россия, Великобритания и Франция в другом. Когда Россия и Австро-Венгрия вмешались в боевые действия, вспыхнувшие на Балканах, остальная Европа погрузилась в Первую мировую войну, длившуюся с 1914 по 1918 годы. В годы после Первой мировой войны революция и гражданская война затронули Россию, Германию и остатки Австро-Венгрии. В результате Европа в целом сильно изменилась. Россия и Германия стали резко меньше, а русская революция 1917 привело к созданию Советского Союза. Кроме того, появилось много более мелких государств.
Вторая мировая война началась в 1939 году, когда вторжение Германии в Польшу вынудило Великобританию и Францию объявить войну Германии. К 1942 году большая часть Европы находилась под контролем Германии и ее союзников. Но к 1945 году немецкая армия была ослаблена возрождающимся Советским Союзом, и война закончилась весной 1945 года. После этого Германия значительно уменьшилась в размерах и разделилась на Восточную и Западную. А в состав СССР входили Эстония, Латвия, Литва и Украина, а также оккупированная северная Восточная Пруссия.
В конце Второй мировой войны многие европейские интеллектуалы, политики и население в целом устали от конфликтов. Они увидели возможность, наконец, создать единую Европу, которая больше не погрузится в насильственные конфликты. Так родилась идея Пан-Европы или Соединенных Штатов Европы. Европейский союз, или ЕС, начинался как просто соглашение между шестью странами о бесплатной торговле сталью и углем друг с другом. Шесть стран — Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия, Франция и Италия — сформировали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). ECSC имел такой бешеный успех, что эти страны в конечном итоге подписали новые договоры, отменяющие многие тарифы на другие товары между собой. По мере роста экономического союза другие штаты решили, что хотят присоединиться. ЕОУС стал Европейским экономическим сообществом и начал принимать новых членов. В конце концов, государства начали уступать большую часть своего политического суверенитета сообществу. После распада СССР в 1991 было решено, что геополитический климат созрел для того, чтобы страны присоединились к настоящему Европейскому союзу — союзу, обладающему определенными политическими возможностями, — и к унификации валют. Эта цель была установлена и закреплена законом в 1992 году в Маастрихтском договоре. Евро был представлен публике 1 января 2002 года. Государства избавились от своих прежних валют и объединили экономические силы с новой в «зоне евро».
Предыдущие знания
- Нет
Рекомендуемая предыдущая деятельность
- Нет
Словарь
граница
Существительное
естественная или искусственная линия, разделяющая два участка земли.
страна
Существительное
географическая территория с четким названием, флагом, населением, границами и правительством.
Европа
Существительное
шестой по величине континент и западная часть Евразийского массива суши, обычно определяемая как простирающаяся к западу от Уральских гор.
Европейский Союз
Существительное
ассоциация европейских наций, продвигающая свободную торговлю, легкость транспортировки и культурные и политические связи.
карта
Существительное
символическое изображение избранных характеристик места, обычно нарисованное на плоской поверхности.
физические особенности
Существительное
естественные географические характеристики.
Первая мировая война
Существительное
(1914-1918) вооруженный конфликт между союзниками (во главе с США, Великобританией и Францией) и Центральными державами (во главе с Германией и Австро-Венгрией). Также называется Великой войной.
Вторая мировая война
Существительное
(1939-1945) вооруженный конфликт между союзниками (в лице США, Великобритании и Советского Союза) и Осью (в лице Германии, Италии и Японии) . )
Статьи и профили
Национальное географическое образование: Европа — физическая география
Национальное географическое образование: Европа — гуманитарная география
Карты
NG MapMaker 1-страничная карта: Европа
National Geographic Education: набор для создания карт Европы
NG MapMaker Interactive: Европа
Веб-сайты
Национальное географическое образование: Национальная академия лидерства учителей (NTLA)
500 | Университет Эссекса
Я ищу. ..
Курсы
Исследовать
Люди
Что-то другое
Запрос курса
Уровень курса
Выберите уровень для бакалавриата и аспирантуры
.
Не удалось найти предложения по вашему запросу…
Предпочитаете видеть наши предметные области?
Поиск курсов по предмету
Исследовательский запрос
Не удалось найти никаких предложений по вашему запросу…
Ищете финансируемые возможности последипломного образования?
Посмотреть партнерские программы докторантуры
Просмотрите возможности исследований в аспирантуре
Запрос человека
Не удалось найти никаких предложений по вашему запросу. ..
Мы разные и мы одинаковые. #МыЭссекс
Читайте наши истории
Поисковый запрос
Не удалось найти предложения по вашему запросу…
Ищете информацию о студентах или сотрудниках?
Справочник студентов
Справочник персонала
Курсы
Запрос курса
Уровень курса
Выберите уровень для бакалавриата и аспирантуры
.
Не удалось найти предложения по вашему запросу…
Предпочитаете видеть наши предметные области?
Поиск курсов по предмету
Исследовать
Исследовательский запрос
Не удалось найти предложения по вашему запросу…
Ищете финансируемые возможности последипломного образования?
Посмотреть партнерские программы докторантуры
Просмотрите возможности исследований в аспирантуре
Люди
Запрос человека
Не удалось найти предложения по вашему запросу.
Leave a Reply