Количество россиян с высшим образованием превысило 31 процент
В разных возрастных группах доля людей, окончивших вуз отличается: каждое новое поколение россиян становится более образованным. К примеру, среди рожденных в период с 1981 по 1985 год высшее образование имеют 37 процентов граждан: 44 процента женщин и 31 процент мужчин, среди москвичей в этой возрастной категории доля людей, окончивших вуз, составляет 57 процентов.
Развитие высшего образования в цифрах
СССР в период индустриального общества удалось ликвидировать безграмотность. Так, к 1970-м годам в стране было обеспечено всеобщее среднее образование, была создана система высшего профессионального образования, соответствующая сложившейся тогда индустриальной модели, которая преимущественно обеспечивала решение оборонных задач и развитие фундаментальных отраслей науки, связанных с ВПК. В целом же общий уровень образования в СССР, как общего, так и профессионального, был выше, чем в других странах со сопоставимым среднедушевым ВВП.
После распада Союза в 1991 году в России было 514 государственных высших учебных заведений, в которых получали образование 2 824 500 студентов. Но спрос на высшее образование был куда большим: в большинстве престижных вузов столицы конкурс на одно место составлял от 20 до 60 человек, в крупнейших региональных вузах конкурс 10-30 человек на место был нормой.
В начале 1990-х годов мировая экономика стала переходить от индустриальной к постиндустриальной модели. Переход к новой модели экономического устройства требовал создания новых профессий и обучения им. Было совершенно очевидно, что повышение уровня образования станет важным фактором экономического роста, сокращения отставания от более развитых стран и обеспечения экономического развития страны. Ориентир на повышение уровня образования населения был продиктован не только экономическими, но и социальными причинами: люди с высшим образованием пользуются спросом на рынке труда, среди них нет высокой безработицы, кроме того, люди с высшим образованием, как правило, более работоспособны, дольше живут, в меньшей степени склонны совершать преступления.
В 1992 году была завершена подготовка реформы образования. Государственной Думой был принят Закон «Об образовании в РФ», который, в частности, делал высшее образование более доступным: новый закон позволял государственным вузам предоставлять платные образовательные услуги и создавать частные образовательные учреждения. Опыт более экономически развитых стран показывал, что частные вузы быстрее реагируют на вызовы времени, открытие новых факультетов или направлений обучения проходит гораздо быстрее. Кроме того, частные вузы не требуют государственного финансирования.
Из 4 миллионов студентов, получающих высшее образование в 2020/2021 году, около 400 тысяч человек учатся в негосударственных вузах
К 1996 году в стране были открыты первые 78 негосударственных вузов, обучение в которых проходили 69 900 студентов.
1990-е годы стали периодом бурного развития системы высшего образования: быстро росло число высших учебных заведений и их филиалов. К 2000 году в стране функционировали 302 частных и 578 государственных вузов, численность профессорско-преподавательского состава увеличилась на 25 процентов, а общее количество студентов вузов по сравнению с 1991 годом увеличилось на 68 процентов — до 4 741 400 человек, 470 600 из которых учились в частных вузах.
Росло и число филиалов вузов: к 2005 году на 660 государственных вузов приходилось 1376 филиалов, а на 430 негосударственных — 326 филиалов.
Пик студентов, получающих высшее образование, пришелся на 2005-2010 годы — в эти годы в вузах страны обучались более семи миллионов студентов. Рекордное число студентов было зафиксировано в 2005 году, когда общее количество учащихся вузов составило 7 064 600 человек, из которых 1 079 300 учились в частных вузах.
К 2010 году доля людей с высшим образованием в России увеличилась до 23 процентов. В 2010 году в стране работали 653 государственных и 462 частных вуза.
С 2011 года вследствие демографических причин началось сокращение количества студентов. Тогда же министерством образования и науки была начата реструктуризация вузовской сети. С 2013 года начало снижаться количество образовательных организаций негосударственного сектора высшего образования.
В марте 2014 года в рамках реформы высшего образования Министерством образования и науки РФ были выработаны требования к вузам в части качества образования, разработаны механизмы контроля и мониторинга эффективности работы высших учебных заведений.
Стандартизация отечественного образования, начатая в рамках образовательных реформ, ввела механизмы подтверждения прав на осуществление образовательной деятельности: аккредитация и лицензирование позволили осуществлять контроль качества образования и соответствия требованиям государственных образовательных стандартов.
Ужесточение системы контрольно-надзорной деятельности и неготовность некоторых вузов к новым требованиям к качеству образования привело к общему сокращению количества учреждений высшего образования до 724 в 2015 году (499 государственных и 225 частных вузов). Более 600 вузов прекратили свое существование. Государственных стало меньше за счет укрупнения и создания университетов, в состав которых вошли профильные институты. В секторе негосударственных вузов сокращение произошло за счет закрытия не соответствующих стандартам учреждений и присоединения лишившихся лицензий и аккредитаций вузов к более крупным организациям, показавшим в результате мониторинга соответствие стандартам и требованиям минобрнауки к качеству образования.
В 2015 году вследствие уже упомянутых демографических причин количество студентов вузов, по данным министерства образования и науки, снизилось до 4 766 479, включая 2 237 789 студентов, получающих образование в заочной форме. Демографическое положение определило и дальнейшее снижение общего количества учащихся вузов: к 2019 году общее количество студентов государственных и частных вузов снизилось почти на 700 тысяч — до 4 068 327 студентов, в том числе 1 500 272, проходящих обучение в заочной форме.
В результате реформы вузовской сети и ужесточения требований к качеству образования и соответствия образовательным стандартам по состоянию на 2020/2021 учебный год общее количество негосударственных вузов по сравнению с 2010 годом снизилось с 462 в 2010 году до 213, за тот же период количество государственных вузов сократилось с 653 до 497. При этом в 213 негосударственных вузах сегодня проходят обучение около 400 тысяч студентов, в государственных — 3,6 миллиона, из которых 1,8 миллиона человек учатся на платной основе.
За последние 30 лет уровень высшего образования в России вырос почти втрое: более 31 процента населения в возрасте от 25 до 65 лет окончили вуз, а среди граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют больше 41 процента граждан. Для сравнения, в Италии высшее образование имеют 19,5 процента населения в возрасте 25-65 лет, в возрасте 25-35 лет — 27,8 процента, в Германии 28,5 и 32,5 процента соответственно, во Франции — 22,5 и 46,6 процента в тех же возрастных группах. Сегодня по уровню образования населения Россия входит в число самых образованных стран Европы, несколько выше уровень высшего образования в Великобритании — 36,1 процента в целом по стране и 50,8 процента среди населения в возрасте 25-35 лет, и в Швеции — 33,5 и 47,5 процента соответственно.
Развитие негосударственного сектора образования достигло среднеевропейских и американских показателей: высшее образование в негосударственных вузах получают 10 процентов студентов, или 22 процента всех учащихся, проходящих обучение на платной основе. Частные высшие учебные заведения уверенно занимают свою долю рынка образования, которая, по прогнозам специалистов, будет расти вместе с развитием научной и исследовательской базы и увеличением профессорско-преподавательского состава.
Частные вузы вносят вклад в повышение уровня российского образования на международном рынке. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Станут ли негосударственные вузы дополнительным драйвером в диверсификации и развитии российской экономики? Вполне вероятно, учитывая опыт зарубежных частных вузов и сегодняшнее положение ведущих российских негосударственных образовательных организаций в европейской и постсоветской системе образования.
Частные вузы России в международной системе образования
Негосударственный сектор высшего образования развивается во всем мире. Большинство всемирно известных частных университетов насчитывают историю в 150, 200 и даже более 300 лет. Первые строки Академического рейтинга университетов мира — 2020 (The Academic Ranking of World Universities) занимают частные университеты: Гарвардский, Стэнфордский, Кембриджский, Принстонский, Йельский, Массачусетский технологический институт. В этом наиболее престижном рейтинге представлены и крупнейшие российские вузы, правда, только государственные. При этом в рейтинг входят сравнительно недавно созданные частные вузы Южной Кореи, Китая, Японии, Сингапура.
В международном рейтинге университетов QS EECA University Rankings 2020/21, охватывающего вузы 29 стран Восточной Европы и Центральной Азии, представлены 117 российских вузов, из них 112 — крупнейшие государственные, и пять частных образовательных организаций высшего образования (в порядке расположения в рейтинге): Российская экономическая школа, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Российский новый университет, Воронежский институт высоких технологий.
Негосударственные вузы в России начали создаваться с 1992 года, когда был принят новый Закон «Об образовании в РФ». Как известно, в СССР не было частного образования. Менее чем за 30 лет в стране была создана система негосударственного высшего образования, в которой сегодня функционирует 213 частных вузов, и уже пять из них входят в европейский рейтинг QS EECA. Если же говорить о положении внутри страны, то частные вузы обучают более 22 процентов всех студентов, получающих образование на платной основе. Из четырех миллионов студентов, получающих высшее образование в 2020/2021 году, около 400 тысяч человек учатся в негосударственных вузах.
Если говорить о профессорско-преподавательском составе, то общая численность преподавателей государственных вузов составляет 265 тысяч человек, в негосударственных вузах работают более 42 тысяч преподавателей — 15,8 процента от всех занятых в государственном секторе.
Среди пятерки российских негосударственных вузов, входящих в рейтинг QS EECA, крупнейшим является Московский финансово-промышленный университет «Синергия», он же — самый крупный частный университет России по количеству студентов. По данным мониторинга Министерства науки и высшего образования за 2020 год в университете работают 153 доктора наук и 595 кандидатов наук, общая численность сотрудников университета составляет 2 324 человека, из них штатный профессорско-преподавательский состав — 983 человека, что составляет около 2,5 процента от общего количества преподавателей, работающих в частных вузах.
Как развивалось и что собой представляет частное образование сегодня, мы решили рассмотреть на примере МФПУ «Синергия».
От банковской школы до классического университета
История университета «Синергия» начинается с 1995 года, когда по инициативе доктора экономических наук, члена-корреспондента Российской академии образования Юрия Борисович Рубина была создана Московская высшая банковская школа, которая занималась подготовкой менеджмента и специалистов банковской сферы. В 1998 году школа была преобразована в Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП), который в том же году получил государственную аккредитацию. К 2000 году, через два года после получения госаккредитации, общая численность студентов института выросла с пяти до восьми тысяч человек.
С 1998 по 2002 год ММИЭИФП наряду с несколькими другими учреждениями высшего образования принимал участие в эксперименте министерства образования по развитию образовательных программ для системы дистанционного образования. В 1998 году в рамках внедрения программ дистанционного обучения институт начал выпуск CD-дисков с учебными материалами. В этот период ректор института Юрий Рубин являлся членом совета директоров расположенного в Брюсселе Европейского фонда по обеспечению качества обучения в E-learning (обучение через интернет), что позволяло ему внедрять европейский опыт при разработке российских образовательных программ.
В 2001 году к Юрию Рубину присоединился в качестве партнера Вадим Георгиевич Лобов, который взял на себя вопросы формирования материально-технической базы, экономики и маркетинга учебного заведения.
К 2002 году институтом был запущен первый в стране портал полнообъемного онлайн-обучения E-Education.ru. В дальнейшем этот ресурс был преобразован в онлайн-платформу Megacampus.
С 2002 по 2005 год, когда вопросами привлечения абитуриентов, набора и создания бизнес-модели работы университета занялся новый исполнительный директор, общее количество студентов института выросло до 15 тысяч.
В 2005 году Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права в результате реорганизации получил статус академии и новое название — Московская финансово-промышленная академия. С 2005 года ежегодно студентами академии становились порядка 15 тысяч абитуриентов.
В 2009 году Московская финансово-промышленная академия стала первым российским вузом, получившим аккредитацию Европейского фонда по обеспечению качества обучения в E-learning. Для проверки соответствия стандартам и мониторинга работы вуза в академию приезжали эксперты из Бельгии, Германии, Испании.
К 2010-2011 годам ежегодный набор абитуриентов Московской финансово-промышленной академии составил более 20 тысяч человек. В 2011 году академия получила государственную аккредитацию по виду «университет» и была преобразована Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
В 2015-2017 годах общее количество студентов МФПУ «Синергия» превысило 50 тысяч. С 2017 года в университете действует модель «Стартап как диплом», в рамках которой студенты факультета бизнеса представляют свои бизнес-проекты в качестве выпускной квалификационной работы.
В конце 2018 года один из основателей и бессменный ректор вуза с 1995 года Юрий Борисович Рубин был избран президентом МФПУ «Синергия», ректором вуза назначен кандидат экономических наук Артем Игоревич Васильев, до назначения работавший проректором и одним из заместителей Ю.Б. Рубина.
В 2019 году МФПУ «Синергия» стал одним из немногих частных российских вузов, которые вошли в список признанных в Китае иностранных вузов, рекомендованных для поступления китайским абитуриентам (в Китае признаются иностранные дипломы только тех вузов, которые официально рекомендованы государством).
По состоянию на 2021 год в МФПУ «Синергия» имеет четыре филиала: в Омске, Черкесске, Элисте и один международный филиал, расположенный в Дубае (ОАЭ). Дубайский кампус «Синергии» занимает весь 32-й этаж бизнес-центра Platinum Tower в бизнес-зоне DMCC. Сегодня там очно учатся 350 человек из 35 стран. Программы бакалавриата и магистратуры преподаются на английском языке. По окончании обучения выпускники получают двойные дипломы — российский и ОАЭ.
По программам двойного диплома ребята проходят обучение в России и в партнерском вузе за рубежом. Фото: РИА Новости www.ria.ru
При университете также работает колледж, в котором обучаются студенты по 35 программам среднего профессионального образования. В России помимо филиалов работают 60 представительств университета, а в 2021 году открыто Сербское представительство в Восточной Европе.
В 2020/2021 учебном году в вузе получают образование 76 594 учащихся, из них по программам высшего и среднего профессионального образования (колледж) — 35 594 человека, по программам повышения квалификации — более 18 тысяч, по программам профессиональной переподготовки — девять тысяч человек, и более 14 тысяч человек — по программам профессионального обучения. Процесс обучения ведется на 24 факультетах по 198 программам бакалавриата, 91 программе магистратуры и более чем 500 программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В МФПУ «Синергия» обучаются студенты 89 стран мира, из которых 14 — страны бывшего СССР, и 75 — страны дальнего зарубежья. Университет сотрудничает с 63 иностранными вузами (Китай, Индия, Великобритания, США, Турция, Сербия, Малайзия, и другие), заключены соглашения об академическом сотрудничестве, академическом обмене и программах двойного диплома.
Программы академического сотрудничества подразумевают совместную научную деятельность, проведение лекций профессорами партнерских вузов, совместную разработку новых образовательных программ. По программам двойного диплома выпускники проходят одну часть обучения в России, вторую — в иностранном партнерском вузе. По завершении обучения выпускники получают два диплома — российский и вуза-партнера.
Общих вех истории крупнейшего частного университета России и данных об МФПУ «Синергия» достаточно, чтобы продемонстрировать на одном примере общее «самочувствие» российской системы негосударственного высшего образования и динамики ее развития. Сегодня российские частные вузы осуществляют свою деятельность практически без государственной поддержки — на все частные вузы страны приходится порядка пяти-шести тысяч бюджетных мест, в то время как в ведущих иностранных вузах большая часть студентов учатся на государственные гранты. Придет ли эта тенденция в Россию — покажет время, сегодня же можно говорить о том, что российская система негосударственного образования достаточно конкурентоспособна и имеет хороший потенциал для дальнейшего развития.
Перспективы развития негосударственного образования в России
Пример МФПУ «Синергия» и всей пятерки частных вузов, вошедших в рейтинг QS EECA University Rankings, наглядно показывает, что в стране построена система негосударственного высшего образования, качественного образования за доступные деньги: если обращаться к тому же рейтингу, то пятерка наиболее эффективных частных вузов идет следующей после 112 (из 497) крупнейших государственных вузов. Российская экономическая школа — один из старейших частных вузов России, основанный в 1992 году, входит в топ-100 международного рейтинга.
Очевидно, что в ближайшие годы сектор российского негосударственного образования будет развиваться, вместе с развитием международных программ сотрудничества частных вузов с ведущими зарубежными университетами будет повышаться уровень российского образования на международном рынке. И возможно, что при должном внимании государства через несколько десятилетий наши негосударственные вузы будут занимать высшие строчки в самых престижных мировых рейтингах вузов.
Справка
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» — крупнейшее негосударственное высшее учебное заведение России по количеству студентов. В мониторинге Министерства науки и образования РФ занимает 47-ю строку.
В рэнкинге UniRank Top Universities in Russia 2021 (включает в себя 375 из 724 российских вузов) МФПУ «Синергия» занимает 58-е место.
Во всемирном рейтинге UniRank World University Rankings 2021 (включает в себя 13 600 вузов из 200 стран мира) МФПУ «Синергия» занимает 2353-е место.
В 2021 году МФПУ «Синергия» занял первое место в рейтинге предпринимательских программ Национального рейтинга университетов «Интерфакса» с образовательными программами «Международное предпринимательство» и «Предпринимательство».
В 2020 году университет вошел в рейтинг QS EECA University Rankings 2020/21 в группу 351-400.
В 2020 году приказом минобрнауки МФПУ «Синергия» получил статус федеральной инновационной площадки по программам обучения предпринимательству.
В 2016 год МФПУ «Синергия» занял первое место в рейтинге программ управленческого образования АЦ «Эксперт» и вошел в топ-5 рейтинга программ повышения квалификации.
В 2015 году выпускники МФПУ «Синергия» заняли 5-е место в официальном рейтинге зарплат выпускников вузов РФ, получивших IT-специальности.
В 2012 году МФПУ «Синергия» получил премию Министерства науки и образования РФ «За вклад в развитие предпринимательского образования в РФ».
В 2008 году коллектив вуза стал лауреатом премии правительства РФ за образовательные и учебные пособия в области конкуренции и предпринимательства.
Представляем страны с высоким экономическим развитием
Содержание
- Сущность экономического развития
- Страны густозаселенные и слабозаселенные
- Мера и концепция развития
- Определение
- Рейтинг стран по индексу человеческого развития
- Показатели уровня экономического развития
- Классификации стран критерии и подходы
- Страны с высокой продолжительностью жизни
- Норвегия
- Франция
- Израиль
- Швеция
- Австралия
- Италия
- Испания
- Исландия
- Япония
- Швейцария
Сущность экономического развития
В своей книге «Теория экономического развития», изданной в 1911 году, Йозеф Шумпетер ввел различия между ростом и развитием экономики, определил сущность инноваций различных видов и классифицировал их.
Отличие между ростом и развитием Шумпетер пояснил так: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится». Экономический рост — это количественные изменения — увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом — то есть инновации.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, создание сектора инновационной экономики и венчурного бизнеса, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения. Эффективность процессов развития во многом определяется эффективностью государственного регулирования экономики, эффективностью самого государства и его институтов.
Современная концепция управления изменениями Норберта Тома[4] включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т. д.), технологические (модернизация, использование высоких технологий), политико-правовые (положительные изменения в законодательстве), социально-культурные (мораль и нравственность, культура, изменения в системе ценностей, адресная соц. поддержка), физико-экологические (климатические условия, экология).
Саймон Кузнец особо выделяет ведущую роль в процессах экономического развития человеческий капитал. Недостаток накопленного человеческого капитала, его низкое качество не позволяют стране создать следующий конкурентоспособный технологический уклад экономики.
Страны густозаселенные и слабозаселенные
И здесь снова разительные контрасты! в разных государствах планеты очень разная. Так, например, на Мальте она в 700 (!) раз выше, нежели в Монголии. На процессы расселения земного населения, в первую очередь, влияли и влияют природные факторы: климат, рельеф местности, удаленность от моря и крупных рек.
Классификация стран по численности населения делит все государства на:
- Крупные (свыше 100 млн человек) – Китай, Индия, США, Россия.
- Значительные (от 50 до 100 млн человек) – Германия, Иран, Великобритания, ЮАР.
- Средние (от 10 до 50 млн человек) – Украина, Аргентина, Канада, Румыния.
- Небольшие (от 1 до 10 млн человек) – Швейцария, Киргизия, Дания, Коста-Рика.
- Мелкие (менее 1 миллиона человек) – Черногория, Мальта, Палау, Ватикан.
Абсолютные лидеры по количеству жителей в мире – это Китай и Индия. На эти две страны приходится почти 37% земного населения.
Мера и концепция развития
Развитие страны определяется по статистическим показателям, таким как ВВП на душу населения, Ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и другим. ООН разработала Индекс развития человеческого потенциала, комбинированный показатель указанных выше статистических данных, для оценки уровня человеческого развития для стран, данные о которых доступны.
Развивающиеся страны, в основном, не достигли значительного уровня индустриализации относительно их населения и имеют средний или низкий уровень жизни. Существует строгая зависимость между низким уровнем доходов и быстрым ростом численности населения.
Иногда используются другие термины, например менее развитые страны, экономически слабо развитые страны, слаборазвитые страны либо страны Третьего мира и не индустриальные страны. И наоборот, страны на другой стороне спектра называют развитыми, экономически развитыми, странами Первого мира и индустриальными странами.
Для смягчения эвфемистической стороны слова развивающийся, международные организации стали применять выражение экономически слабо развитые страны для беднейших государств, которые ни в каком отношении не могут быть отнесены к развивающимся. То есть, экономически слаборазвитые страны — это подмножество менее развитых стран. Это может мягко указывать на то, что стандарты жизни среди развивающихся стран не одинаковы.
Концепция развивающихся стран существует, под тем или другим названием, в множестве теоретических систем, имеющих различное направление — например, в теории колониализма, теологии освобождения, марксизме, антиимпериализме.
Определение
Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь Организации объединённых наций определял развитую страну следующим образом:
Развитая страна — такая страна, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.
Но согласно Статистическому отделу ООН:
Нет установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов в системе ООН.
Отмечается, что:
Обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития.
Также ООН отмечает, что:
В обычной практике, Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями. По международной торговой статистике Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и Содружества Независимых Государств в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов».
В XXI веке самобытный регион Четырёх азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань) наряду с Кипром, Мальтой и Словенией рассматривают, как «развитые страны».
С другой стороны, согласно классификации Международного валютного фонда до апреля 2004 года, все страны Восточной Европы (включая страны Центральной Европы, которые всё ещё относятся к «Восточно-Европейской группе» в организациях ООН) также, как и страны бывшего Советского Союза в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), а также Монголия не были отнесены ни к развитым, ни к развивающимся странам, и их рассматривают скорее «как переходные страны»; тем не менее, в настоящее время их в основном относят (в международных отчётах) к развивающимся странам.
МВФ использует гибкую систему классификации, которая учитывает[источник не указан 2244 дня]:
- доход на душу населения,
- диверсификацию экспорта; так экспортёры нефти, имеющий высокий ВВП на душу населения, не получат высокий рейтинг в классификации, так как свыше 70 % их экспорта составляет нефть,
- уровень интеграции в глобальную финансовую систему.
Всемирный банк делит страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выносится каждый год первого июля. Экономики были разделены по ВНД на душу населения на следующие интервалы доходов:
- Страны с низким уровнем доходов с ВНД на душу населения 975 или меньше.
- Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976-3855 долларов США.
- Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3856-11 905 долларов США.
- Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11 906 долларов США.
Всемирный банк относит все мало- и среднеразвитые страны к развивающимся, однако, отмечается:
Использование этого термина удобно, но он не подразумевает, что все экономики в группе имеют схожее развитие или что прочие экономики достигли предпочтительного или окончательного уровня процветания. Классификация по доходам не обязательно отражает состояние развития страны.
Впервые термин «развивающиеся рынки» был употреблен в 1980-х годах
экономистом Всемирного банка Антуаном ван Агтмелем.
Рейтинг стран по индексу человеческого развития
Еще в 1990 году специалисты ООН разработали так называемый индекс человеческого развития (сокращенно – ИЧР). Это обобщенный показатель, характеризующий уровень социально-экономического развития разных стран. Он включает в себя следующие критерии:
- продолжительность жизни;
- оценка бедности;
- уровень грамотности населения;
- качество образования и пр.
Значения индекса ИЧР варьируют от нуля до единицы. Соответственно, данная классификация стран предусматривает разделение на четыре уровня: очень высокий, высокий, средний и низкий. Ниже представлена карта мира по индексу ИЧР (чем темнее цвет – тем выше индекс).
По состоянию на 2016 год, страны с наиболее высоким ИЧР – это Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания и Германия. К аутсайдерам рейтинга относят ЦАР, Чад и Нигер. Величина данного индекса для России – 0,804 (49-е место), для Беларуси – 0,796 (52-е место), для Украины – 0,743 (84-е место).
Показатели уровня экономического развития
Основными показателями экономического развития страны считаются Индекс человеческого развития и ВВП на душу населения.
Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для её роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.
Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.
Для сравнения стран по уровню развития используют комплекс показателей, который включает:
- ВВП и ВНП на душу населения;
- Качество и уровень жизни населения;
- Конкурентоспособность экономики;
- Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;
- Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;
- Встроенность в мировую экономику;
- Уровень коррупции;
- Место в ведущих мировых рейтингах;
- Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;
- Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;
- Производство основных видов продукции на душу населения;
- Индикатор подлинного прогресса.
Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала — в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения.
Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны. Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине.
Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий, начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни).
Классификации стран критерии и подходы
Однозначного ответа на этот вопрос у географов нет. Одни говорят – 210, другие – 230, третьи уверенно заявляют: не менее 250! И каждая из этих стран – уникальная, самобытная. Тем не менее, отдельные государства можно объединить в группы по тем или иным критериям. Это необходимо для осуществления научного анализа и прогнозирования развития региональных экономик.
Существует два основных подхода к типологии государств – региональный и социально-экономический. Соответственно, выделяются различные системы классификации стран. Региональный подход подразумевает группировку государств и территорий по географическим признакам. Социально-экономический подход учитывает, прежде всего, экономические и социальные критерии: объем ВВП, уровень развития демократии, степень открытости национальных экономик и т. п.
В этой статье мы рассмотрим различные классификации стран по ряду критериев. Среди них:
- Географическое положение.
- Площадь территории.
- Численность населения.
- Форма правления.
- Уровень экономического развития.
- Объем ВВП.
Страны с высокой продолжительностью жизни
Продолжительность жизни человека зависит от множества факторов и на нее во многом влияют не только гены, диеты и физическая активность, но и страна, в которой вы проживаете. Всемирным банком совместно с ООН, информационным агентством Bloomberg и Центром стратегических и международных исследований были собраны данные, на основании которых был составлен рейтинг стран, отличающихся высокой продолжительность жизни населения.
Норвегия
В среднем жители этой страны живут 81,3 год. Пенсионный возраст – 67 лет, при этом люди старше 60-ти лет на сегодня составляют 22% населения страны.
Франция
Средняя продолжительность жителей Франции 81,67 год. Пенсионный возраст – 60 лет. 24% населения страны составляют пенсионеры старше 60-ти лет.
Израиль
Население в Израиле в среднем живет до 81,76 года. Пенсионным возрастом для мужчин считается 67 лет, а для женщин – 62 года. Среди населения страны насчитывается 12% людей старше 60-ти лет.
Швеция
Среднестатистический житель Швеции живет в среднем 81,8 год. На пенсию шведы выходят при достижении 65 лет, а среди всего населения страны насчитывается 25% людей старше 60-ти лет. Интересным фактом считается то, что лишь 4,1% пенсионеров в Швеции проживают со своими детьми, что считается самым низким показателем в мире.
Австралия
Жители Австралии в среднем живут 81,85 год, при этом мужчины уходят на пенсию в 65 лет, а женщины – в 64 года. 20% всего австралийского населения составляют люди старше 60-ти лет.
Италия
Итальянцы в среднем живут 82,09 года. Пенсионным возрастом для мужчин считается 65 лет, а для женщин – 60 лет. 27% населения Италии составляют люди старше 60-ти лет.
Испания
Среднестатистический испанец в среднем живет 82,33 года. И мужчины и женщины выходят на пенсию в 65 лет, а люди старше 60-ти лет составляют 23% населения страны.
Исландия
Средняя продолжительность жизни жителей Исландии составляет 82,36 года, а пенсионерами люди становятся при достижении 67 лет. 17% всего населения составляют люди старше 60-ти лет.
Япония
Японцы в среднем живут 82,59 года и выходят на пенсию в 65 лет. В Японии проживает 32% людей старше 60-ти лет, что является самым высоким показателем в мире.
Швейцария
Долгожителями можно считать швейцарцев. Среднестатистический житель этой страны живет 82,70 года. Пенсионным возрастом для мужчин считается 65 лет, а для женщин – 64 года. 23% населения составляют люди старше 60-ти лет.
Что касается России, то средняя продолжительность жизни здесь составляет 66,05 лет, в Украине – 68,1 лет, а в Беларуси – 70,2 лет.
ВВП — Страны — Список
Страна | Последний | Предыдущий | Артикул | Блок |
---|---|---|---|---|
Соединенные Штаты | 25463 | 23315 | 22 декабря | млрд долларов США |
Китай | 17963 | 17820 | 22 декабря | млрд долларов США |
Зона евро | 14041 | 14571 | декабря/22 | млрд долларов США |
Япония | 4231 | 5006 | 22 декабря | млрд долларов США |
Германия | 4072 | 4260 | 22 декабря | млрд долларов США |
Индия | 3385 | 3150 | 22 декабря | млрд долларов США |
Великобритания | 3071 | 3122 | 22 декабря | млрд долларов США |
Франция | 2783 | 2958 | 22 декабря | Миллиард долларов США |
Россия | 2240 | 1837 | 22 декабря | млрд долларов США |
Канада | 2140 | 2001 | 22 декабря | млрд долларов США |
Италия | 2010 | 2114 | 22 декабря | млрд долларов США |
Бразилия | 1920 | 1650 | 22 декабря | млрд долларов США |
Австралия | 1675 | 1553 | декабря/22 | млрд долларов США |
Южная Корея | 1665 | 1811 | 22 декабря | млрд долларов США |
Мексика | 1414 | 1273 | 22 декабря | млрд долларов США |
Испания | 1398 | 1427 | 22 декабря | млрд долларов США |
Индонезия | 1319 | 1187 | 22 декабря | млрд долларов США |
Саудовская Аравия | 1108 | 869 | декабря/22 | млрд долларов США |
Нидерланды | 991 | 1012 | 22 декабря | млрд долларов США |
Турция | 906 | 819 | 22 декабря | млрд долларов США |
Швейцария | 808 | 801 | 22 декабря | млрд долларов США |
Аргентина | 633 | 487 | 22 декабря | млрд долларов США |
Сингапур | 467 | 424 | 22 декабря | Миллиард долларов США |
Южная Африка | 406 | 419 | 22 декабря | млрд долларов США |
Последние новости
Фьючерсы на олово достигли 5-месячного максимума
Фьючерсы на природный газ в Великобритании продолжают падать Падает до годового минимума 3,6 %
Доходность казначейских облигаций незначительно изменилась в преддверии инфляции
Македония Инфляция производителей продолжает замедляться
Колебания фьючерсов в США
Мозамбик Уровень инфляции снизился за 3 месяца до 6,8%
Стальные отступления на слабых китайских данных
Генерализованная схема преференций
Отменяя такие ввозные пошлины, ВСП ЕС помогает развивающимся странам бороться с бедностью и создавать рабочие места на основе международных ценностей и принципов, включая труд и права человека, защиту окружающей среды и климата и надлежащее управление.
Более 50 лет назад Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) обратилась к развитым странам с просьбой помочь развивающимся странам интегрироваться в мировую экономику. Так родилась Всеобщая схема преференций (GSP). Сегодня механизмы ВСП действуют примерно в десятке стран.
Общая схема преференций в двух словах
GSP Европейского Союза широко признана самой прогрессивной с точки зрения охвата и льгот.
ВСП ЕС состоит из трех механизмов:
- Стандартная ВСП для стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего. Это означает частичное или полное снятие таможенных пошлин по двум третям тарифных позиций.
- GSP+: специальный механизм стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления. GSP+ снижает эти же тарифы до 0 % для уязвимых стран с низким и средним уровнем дохода, которые соблюдают 27 международных конвенций, касающихся труда и прав человека, защиты окружающей среды и климата и надлежащего управления.
- EBA (Все, кроме оружия): специальное соглашение для наименее развитых стран (НРС), предоставляющее им беспошлинный и неквотируемый доступ на рынок ЕС для всех товаров, кроме оружия и боеприпасов.
Найдите схему, которая приносит пользу вашей стране
Список стран-бенефициаров ВСП
Статистика ВСП: подробные сведения о льготах по режимам, странам и прочим
Посетите портал Доступ к рынкам , чтобы найти схему, которая выгодна для вашей страны.
Условия
Развивающимся странам автоматически предоставляется ВСП, если они:
- Классифицируются Всемирным банком как страны с уровнем дохода ниже «дохода выше среднего».
- Не пользоваться преимуществами другого соглашения (например, Соглашения о свободной торговле), предоставляющего им преференциальный доступ на рынок ЕС.
- Входит в список подходящих стран.
Кроме того, если страна подает заявку на получение статуса ВСП+, страна-бенефициар должна ратифицировать 27 международных конвенций и сотрудничать с Европейской комиссией для контроля за выполнением этих конвенций, касающихся защиты окружающей среды и климата, а также надлежащего управления. в Регламенте GSP.
НРС автоматически получают преимущества соглашения «Все, кроме оружия», даже если у них есть другое соглашение.
Все страны-бенефициары ВСП должны соблюдать принципы пятнадцати основных конвенций о правах человека и трудовых правах, перечисленных в Регламенте ВСП.
Мониторинг
ЕС постоянно следит за эффективным выполнением странами-бенефициарами GSP+ 27 международных конвенций о правах человека, трудовых правах, защите окружающей среды и климата и надлежащем управлении. Этот мониторинг включает обмен информацией, диалог и визиты, и в нем участвуют различные заинтересованные стороны, в том числе гражданское общество.
Комиссия публикует отчет о реализации ВСП каждые два года, предоставляя информацию о прогрессе, достигнутом странами-бенефициарами ВСП+ в реализации 27 международных конвенций.
Отчет за 2018-2019 гг. и приложения к нему по странам:
- Боливия
- Армения
- Кабо-Верде
- Кыргызская Республика
- Парагвай
- Пакистан
- Монголия
- Филиппины
- Шри-Ланка
Ключевые факты отчета
Расширение взаимодействия с другими бенефициарами ВСП
Как было объявлено в Trade for All, ЕС активизировал свое взаимодействие с тремя странами бенефициарами ВСП: Бангладеш, Камбоджей и Мьянмой.
ЕС взаимодействует с этими странами в связи с серьезностью предполагаемых недостатков в соблюдении основных стандартов прав человека и трудовых прав, о чем свидетельствуют отчеты Организации Объединенных Наций, Международной организации труда и гражданского общества.
Преференции ВСП могут быть отменены, если страны-бенефициары не соблюдают основные права человека и трудовые права. 12 февраля 2020 года Комиссия решила отозвать часть тарифных преференций, предоставленных Камбодже в рамках торгового соглашения Европейского союза «Все, кроме оружия» (EBA), из-за серьезных и систематических нарушений принципов прав человека, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах. Права. См. Юридический акт и Меморандум.
В рамках двухгодичного отчета был опубликован специальный отчет о расширенном взаимодействии, в котором содержится подробная информация об обсуждаемых вопросах и приоритетах для дальнейшего мониторинга с заинтересованными странами.
Воздействие ВСП
Среднесрочная оценка ВСП 2018 года показывает, что ВСП ЕС достигает своих основных целей, содействуя искоренению бедности и устойчивому развитию в странах-бенефициарах ВСП.
Оценка показывает, что страны все больше используют имеющиеся торговые преференции и диверсифицируют свой экспорт. Более того, бенефициары ВСП+ увидели экономический стимул для достижения прогресса в ратификации и реализации 27 международных конвенций, требуемых в рамках ВСП+.
В период с 2014 по 2019 год импорт 27 государств-членов ЕС из действующих бенефициаров ВСП, использующих любой из существующих механизмов, увеличился на 25%, тогда как общий импорт из третьих стран увеличился на 16% за тот же период. Импорт в рамках EBA даже превзошел этот показатель, увеличившись на 47% (с 17,1 млрд евро в 2014 году до 25,2 млрд евро в 2019 году). Импорт из НРС составил 2% от общего объема импорта ЕС в 2019 г.; 67% этого импорта из НРС пользовались преференциями EBA.
GSP Review
22 сентября 2021 года Комиссия приняла законодательное предложение для Всеобщей схемы преференций (GSP) ЕС на период 2024–2034 годов.
Срок действия действующего Регламента GSP истекает к концу 2023 года. Комиссия предлагает продолжить действие схемы, улучшив при этом некоторые ее ключевые характеристики. Цель состоит в том, чтобы реагировать на меняющиеся потребности и проблемы стран ВСП, а также укреплять социальные, экологические и климатические аспекты схемы.
Обзор основан на среднесрочной оценке (MTE) ВСП 2018 года, внешнем исследовании в поддержку оценки воздействия, оценке воздействия Комиссии и открытых консультациях с общественностью 2020 года, которые подтвердили достижения ВСП ЕС.
Привлечение заинтересованных сторон
Европейский парламент и Совет Европейского союза
Комиссия регулярно отчитывается перед Европейским парламентом и Советом Европейского союза по вопросам ВСП. Комиссия также регулярно отвечает на вопросы членов Европейского парламента (депутатов Европарламента). Эти вопросы (и ответы) и связанные с ними вопросы можно найти на веб-сайте Европейского парламента.
Совет наблюдает за ВСП через Рабочую группу по Всеобщей системе преференций.
Кроме того, Комиссия возглавляет Группу экспертов по Всеобщей схеме преференций и Комитет по всеобщим преференциям, в который входят представители экспертов от каждого государства-члена для контроля и голосования по вопросам, связанным с ВСП.
Промышленность
Регламент GSP предусматривает несколько способов обеспечения защиты интересов европейской промышленности:
- Бенефициары ВСП, ставшие странами с доходом выше среднего, исключаются из ВСП.
- Получатели ВСП могут лишиться преференций для отдельных категорий товаров, которые считаются достаточно конкурентоспособными: приостановлены тарифные преференции на 2020-2022 гг.
- Защитные меры могут быть запрошены промышленностью ЕС на основании доказательств того, что импорт из бенефициара ВСП вызвал серьезные экономические трудности для этой отрасли: защитные меры в отношении риса из Камбоджи и Мьянмы.
Контактное лицо:
По любым дополнительным вопросам, касающимся ВСП, обращайтесь по адресу TRADE-GSP@ec.
Leave a Reply