Долгая дорога в ЕС: балканские страны обиделись на Брюссель | Статьи
Премьер Албании назвал расширение ЕС жульническим процессом. Многие на Балканах разочарованы спешным предоставлением Молдавии и Украине статуса кандидатов в Евросоюз и абсолютным игнорированием более близких территориально государств, которые не первое десятилетие послушно ждут очереди и стараются выполнять рекомендации Брюсселя. Что мешает этим странам приблизиться к европейскому сообществу, какие кризисные явления зреют в регионе из-за отказа включения их в состав Евросоюза и какие проблемы могут обостриться в ЕС в случае их вступления, разбирались «Известия».
Жульнический процесс
«26 стран ЕС продемонстрировали полное бессилие, они оказались не способны преодолеть вето Болгарии. Расширение Евросоюза — это полностью жульнический процесс. Как только что-то происходит в странах-кандидатах, всё снова уходит на новый круг. Я испытываю грусть и разочарование Евросоюзом. В этом доме что-то очень не в порядке», — заявил премьер-министр Албании Эди Рама по итогам встречи лидеров стран ЕС и государств Западных Балкан.
На ней страны ЕС не смогли преодолеть вето Софии на обсуждение вопроса о вступлении в организацию Албании и Северной Македонии. Политик подчеркнул, что ради возможного членства в Евросоюзе Македонии пришлось поменять название на Северную Македонию. «Представьте, что Франции пришлось бы поменять свое название», — возмущался глава албанского правительства.
При этом он призвал Украину перестать питать иллюзии о быстром вступлении в ЕС. «Северная Македония — уже 17 лет кандидат, Албания — девять», — добавил он.
Премьер-министр Албании Эди Рама, премьер-министр Северной Македонии Димитар Ковачевский и лидер Сербии Александр Вучич
Фото: REUTERS/Johanna Geron
Официальными кандидатами на присоединение к европейскому сообществу уже долгое время числятся четыре балканских страны: Албания, Северная Македония, Сербия и Черногория. На вхождение в ЕС также претендуют Босния и Герцеговина и непризнанное Косово. Чтобы как-то подсластить пилюлю, канцлер Германии Олаф Шольц подчеркнул, что Берлин «поддерживает действия стран Западных Балкан на пути к ЕС», а также отметил, что они «приложили много усилий». «Важно, чтобы им было дано убедительное обещание», — пояснил он.
В Болгарии на резкие заявления албанского премьера огрызнулись. «Желчные высказывания в подобном низком языковом регистре не могут более быть оправданы особенностями характера и отсутствием навыков европейского общения. Ожидаем, что албанский премьер будет соблюдать языковые правила, который соответствуют политику страны — кандидату на членство в ЕС», — отреагировали в болгарском МИДе.
Через некоторое время болгарский парламент снял вето, блокировавшее начало переговоров на вступление Северной Македонии в ЕС. Процесс находился в состоянии заморозки с марта 2020 года.
Впрочем, в балканских странах едва ли питают большие иллюзии насчет скорого присоединения к Евросоюзу — они пытаются войти в европейское сообщество последние 15 лет, однако вопрос по-прежнему остается открытым.
Почему не пускают
В последнее время Брюссель активно демонстрировал, что, хотя официально и сохраняет курс на интеграцию этих стран, фактически отказался гарантировать их будущее членство. Некоторые страны ЕС — среди которых Нидерланды и Франция — не поддерживают расширения, опасаясь, что они повторят судьбу Болгарии и Румынии. Вступление этих стран привело к резкому скачку миграции в Британию, впоследствии ставшей одной из причин Brexit.
В ЕС также опасаются, что при таком раскладе в регионе может возрасти влияние России и Китая, поэтому на всевозможных встречах традиционно заявляли о стабильной поддержке курса на присоединение балканских стран к ЕС. Впрочем, ни до какого серьезного прогресса на этом направлении так и не доходило.
На улицах Белграда
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
Северная Македония традиционно обвиняет Болгарию в блокировке своего вступления в ЕС. Споры между странами, которые тянутся долгие годы, связаны с языком и историей двух государств. Так, македонцы обвиняют болгар в «фашистской оккупации» во время Второй мировой войны. Помимо этого, София отказывается признавать существование македонского языка и в целом ставит национальную идентичность македонцев под сомнение, считая македонцев болгарами, говорящими на болгарском.
Наиболее реальные переговоры о возможном вступлении шли с Сербией и Черногорией. В то время как Подгорица постепенно старается привести местное законодательство в соответствии с необходимыми нормами ЕС, с Белградом всё гораздо сложнее.
Главная проблема — косовский вопрос. Сербия считает самопровозглашенную республику своей территорией. Большинство стран ЕС такую позицию не разделяют.
Что касается Боснии и Герцеговины, то страна пока не провела конституционные реформы для принятия законодательства. Еврокомиссия настаивает на них последние три года.
Открывает возможности для России
То, что сейчас происходит на переговорах балканских стран и Европейского союза, Молдавии и Украины, необходимо рассматривать в двух измерениях, отмечает в беседе с «Известиями» профессор НИУ ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Екатерина Энтина.
— Первое: Албания, Северная Македония и Сербия стремительно развивают проект «Открытых Балкан», который, с одной стороны, имеет под собой экономические обоснования, проще говоря, это балканский мини-Шенген: свободное перемещение товаров, услуг и людей. С другой — «Открытые Балканы» дают возможность Сербии создать довольно длинные и востребованные как в военно-политическом, так и в экономическом отношении транспортные коридоры. При этом проект «Открытые Балканы» в большей степени работает на НАТО, поскольку объединяет инфраструктуру альянса. Когда балканцы говорят о разочаровании в европейской интеграции, это не подразумевает разочарования в идее интеграции как таковой, — считает балканист.
Фото: Getty Images/Pierre Crom
Она подчеркнула, что статус кандидатов на вступление в Евросоюз предоставили Украине и Молдавии, которые не соответствуют предъявляемым критериям.
— ЕС вновь принимает чисто политическое решение, как в свое время это было с членством Болгарии и Румынии. За статусы кандидатов балканские страны боролись свыше 10 лет, а Босния и Герцеговина не получила его до сих пор, начав процесс в 2000-х. Это, конечно, свидетельствует о падении значимости Европейского союза для дальнейшего внешнеполитического, внешнестратегического развития региона. Фактически евроинтеграция превратилась в движение по инерции. Более того, ЕС попадает в собственную ловушку, предоставляя Украине статус кандидата на вступление в Евросоюз, поскольку в сегодняшней геополитической ситуации с провозглашением независимости ДНР и ЛНР территориальные границы Украины фактически являются также спорными. В этом смысле страна ничем не отличается от Сербии, в рамках переговоров об интеграции с которой ЕС выделил Косово в отдельный трек, — подчеркнула эксперт.
По мнению специалиста, скорее всего, всё это приведет к тому, что идея европейской интеграции окончательно потеряет идейную ценность.
— Это свидетельствует о кризисе идеи развития как таковой для Европы в целом и для Юго-Восточной Европы в частности. Данный процесс усиливает все национальные концепции и само присутствие великих сил — в первую очередь Великобритании, Турции, — уверена политолог.
Энтина отметила, что сложившаяся ситуация феноменально открывает окно возможностей для России, хотя формально оно сегодня сузилось до пространства Сербии и территорий за пределами этой балканской страны, населенных сербами.
— Как ни странно, вопреки тому, что практически все балканские страны, за исключением Сербии и Боснии и Герцеговины, присоединились к антироссийским санкциям и заняли довольно жесткую позицию, эта идейная нищета, которая возникла на месте европейской интеграции сейчас на Балканах, закладывает новый потенциал для развития сотрудничества с Россией. Ни одна из задач, стоявшая перед ЕС на Балканах, фактически не была реализована. Речь идет о создании внутренне устойчивых, нормально институционально функционирующих политических систем, это решение территориальных конфликтов, оставшихся в наследство от распада Югославии, борьба с коррупцией и в целом повышение уровня социально-экономического развития, создание системных точек роста для национальных экономик балканских стран, — пояснила специалист.
Косовский серб протестует против запрета на сербские госномера
Фото: REUTERS/Laura Hasani
Она добавила, что Брюссель предпринимал попытки в этом направлении, но сделать удалось мало. При этом нельзя сказать, что ЕС воспринимал Балканы исключительно в геополитических категориях, считает балканист.
— Но можно говорить о том, что мощь и эффективность ЕС с начала 2011-х в плане институциональной трансформации резко снижается, поскольку резко снижаются возможности экономического системного финансирования этой трансформации и готовность европейских политических элит плотно заниматься вопросами политической трансформации в регионе. В итоге стратегия по системной трансформации региона превратилась в стратегию ответов на вызовы, которые формируют для Брюсселя конкуренты в этом пространстве. В первую очередь Китай и в чуть меньшей степени Великобритания и Россия, — считает профессор НИУ ВШЭ.
Энтина уверена, что в обозримом будущем ни одна из этих стран не будет членом ЕС.
— Более того, если развитие международных отношений в Европе пойдет по мирному сценарию, а не по сценарию эскалации напряженности, то на пространстве Балкан удастся выйти на более гибкие и более востребованные сегодня с точки зрения экономики и политики формы интеграции, о которых в балканских странах говорили с самого начала. В первую очередь это было бы интересно Сербии, которая с середины нулевых годов нацелена на проведение многовекторной политики. Это кредо ее внутреннего развития. На Балканах есть потенциал для многостороннего сотрудничества, для разных гибких форматов с разными мировыми силами — с Турцией, со странами Ближнего Востока, разные формы сотрудничества этих стран с государствами Африки. Можно превратить Балканы во внутриевропейский полигон для отработки гибкой геометрии интеграционного сотрудничества, — считает эксперт.
Выстрел в живот
Схожей точки зрения придерживается и замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
Здание в Скопье, украшенное флагами Евросоюза и Северной Македонии
Фото: TASS/EPA/NAKE BATEV
— Обида со стороны балканских стран абсолютно оправдана, потому что ЕС поступил вопреки собственным принципам, вопреки тому, о чем говорил на протяжении нескольких десятилетий применительно к политике расширения. А именно что Европейский союз является нормативно-правовым интеграционным образованием, и политика расширения ЕС определяется исключительно нормативно-правовыми факторами: тем, насколько те или иные страны готовы или не готовы к интеграции с Евросоюзом и насколько законодательство, стандарты, ценности других стран соответствуют стандартам, нормам, правилам и ценностям Европейского союза, — пояснил эксперт в беседе с «Известиями».
Он отметил, что балканские страны с 2003 года «держатся в предбаннике ЕС», им на протяжении 20 лет говорилось, что они еще не до конца сблизили свое законодательство с законодательством ЕС, недостаточно трансформировались, что им еще нужно поработать.
— А тут ЕС вдруг принимает исключительно геополитическое решение, при этом даже не скрывает этого, несмотря на тотальное несоответствие Украины каким бы то ни было стандартам. Это противоречит тому, что ЕС говорил балканским странам, и это, безусловно, противоречит природе самого Европейского союза. Мне кажется, что ЕС нанес серьезный удар по самому себе, заложил мину замедленного действия, поскольку принял решение, которое в корне противоречит самой интеграционной природе ЕС. Евросоюз сделал мегашаг в строну того, чтобы перестать быть нормативно-правовым образованием и превратиться в геополитическое образование. Но для этого есть НАТО. Есть опасение, что Европейский союз выстрелил в живот самому себе, — полагает политолог.
Фото: REUTERS/Johanna Geron
При этом, по словам эксперта, Украина не сможет вступить в ЕС до балканских стран.
— Хотя у них самих шанс вступить в ЕС в ближайшее время также очень невелик. Прав канцлер Олаф Шольц, который говорит, что политика дальнейшего расширения Европейского союза должна быть увязана с внутренней трансформацией самого ЕС. Как минимум речь идет об изменении процесса принятия решений внутри самого ЕС, потому что уже сейчас Евросоюз страдает от перерасширения. Процесс принятия решений очень громоздкий, если вступит еще несколько стран, это грозит параличом ЕС. Нужно принять новый договор после Лиссабонского договора, изменить процедуру принятия решений, но это крайне тяжело. Шольц предлагает отказаться от принципа консенсуса в решении вопросов внешней политики, многие государства с этим не согласятся, поскольку это один из факторов их суверенитета. А без внутренней трансформации, которая будет для ЕС чрезвычайно трудным и мучительным для него самого процессом, внешняя трансформация маловероятна, — полагает специалист.
ЕС передает резервы странам-членам | Euronews
Авторское право
euronews
Euronews
Структурные фонды ЕС помогут государствам удержаться на плаву во время пандемия и сразу после.
Евросоюз меняет правила распределения средств из фондов сплочения и развития; в новых условиях они частично пойдут на борьбу с коронавирусом в странах-членах. Это позволит государствам больше тратить на медико-санитарные нужды и поддерживать на плаву рынок малый бизнес. Достаточно ли этих решений? Програм ма «Реальная экономика» приглашает разобраться.
Кому, сколько, на что?
355 миллиардов евро структурных фондов ЕС и фонда политики сплочения — основа европейского финансового резерва. Задача этих структур — помогать в устранении экономических перекосов между регионами ЕС.
Сегодня власти Евросоюза выделяют 54 миллиарда евро из бюджета фонда на текущий год на борьбу с коронавирусом и последствиями эпидемии.
Средства в числе прочего пойдут на покрытие медико-санитарных расходов в странах-членах (например, приобретение масок и больничного оборудования). Деньги также помогут поддержать занятость в краткосрочной перспективе. Речь идет не о свежих финансовых вливаниях, а именно о перераспределении средств, которые в обычных условиях либо остались бы неиспользованными и вернулись в бюджет ЕС, либо были бы потрачены позднее.
Польша: маски, комфорт, рабочие места
Один из крупных получателей помощи ЕС на пике эпидемии — Польша, страна, которая испытывает дефицит финансирования. Подсчитано, что каждый шестой носитель коронавируса там — сотрудник системы здравоохранения
В больнице Куявско-Поморского воеводства команда пульмонологов трудится без отдыха. Доктор Чайковская-Малиновская рассказала, что поначалу врачам не хватало материалов. Благодаря инициативе Европейского социального фонда 30 медучреждений смогли приобрести необходимое.
«С покупкой оборудования работать стало комфортнее, — признается врач. — Мы приобрели самые современные устройства, они контролируют состояние пациента прямо у его кровати, передавая данные в центральный офис. Такой мониторинг безопасен для персонала. Поддержка европейских фонд имеет для нас решающее значение, так как Польша, как и другие страны мира, не была готова к пандемии».
Изабелла, медсестра, уже четверть века работает в детском отделении клиники города Торунь. На пике эпидемии она вместе в подругой и коллегой Элизабетой предложила свои услуги в отделении для ковид-пациентов.
О своих буднях Изабела рассказывает так: «Мы надеваем защитные костюмы и не снимаем их целый день. Мы исходим их того, что заражены могут быть все. Когда приближаемся к пациентам, усиливаем защиту — надеваем фартуки, лицевые щитки, маски, перчатки в несколько слоев».
Около 10 миллионов евро из Европейского социального фонда были перераспределены для закупки нового оборудования и средств дезинфекции для медиков. На эти средства работающие с ковид-пациентами врачи и сестры также получили возможность временно обосноваться в гостиницах.
«В гостиничном комплексе мне нравится, я могу по-настоящему отдохнуть после смены, выспаться. У меня нет никаких бытовых обязанностей, еду нам приносят… Мы знаем, что это временное решение», — рассказывает медсестра Элизабета Русович.
По данным министерства регионального развития Польши, ЕС выделил стране свыше 10 миллиардов евро. Эта сумма составляет более 10% текущего бюджета Европейской политики сплочения. Деньги предназначены на борьбу с эпидемией и ее экономическими последствиями.
«Это большая сумма, она может помочь в борьбе с кризисом во многих областях — будь то больничный сектор или частное предпринимательство, — говорит министр регионального развития Малгожата Ясиньская. — Деньги позволяют сохранить полмиллиона рабочих мест. В нынешней ситуации нужно переосмыслить приоритеты политики сплочения. Мы считаем, что европейские усилия следует перенаправить на борьбу с кризисом в пострадавших странах, не допустить там экономического коллапса. Сложившаяся ситуация очень опасна, нужно действовать».
Деньги и солидарность
Euronews попросил прокомментировать решение ЕС о перераспределении средств из структурных фондов профессора экономики Томаса Визера.
Euronews: «ЕС принял решение перераспределить остатки средств на текущих счетах структурных фондов на борьбу с коронавирусом. Такая политика может компенсировать отсутствие солидарности между странами-членами?»
Томас Визер: «Среди самых крупных получателей помощи из фондов ЕС оказались страны, которые ставят под сомнение принципы европейской солидарности, политики сплочения. Именно им выделили самые значительные пакеты. Так что я не вижу никакой связи между фактом получения очень существенных субсидий и причастностью к европейскому духу солидарности. Если я правильно помню, суммы, выделенные некоторым странам-членам, не были напрямую увязаны с тяжестью экономических последствий пандемии коронавируса для этого получателя».
Euronews: «Как следует распределять и расходовать бюджет для подготовки к выходу из пандемии?»
Томас Визер: «На мой взгляд, на эти цели странам понадобится эквивалент 2% валового национального дохода в годовом исчислении. Это больше, чем сегодняшнее предложение. Допустим, им удастся получить от ЕС крупные пакеты в ближайшие пару лет. Очень важно понять, как именно будут распределены деньги. Идет ли речь о грантах, субсидиях финансируемых из бюджета ЕС? Будут ли они выдаваться всем странам с акцентом на регионы, пострадавшие в наибольшей степени? Такое прямое перераспределение финансов для восстановления после пандемии — хорошее решение.
Худшим вариантом будет использование резервов европейского бюджета для выдачи кредитов странам-членам или регионам. Это позволит задействовать большие суммы, они должны быть возвращены. Это никак не отразится на бюджете ЕС за исключением потенциальных рисков, которые никогда не реализуются».
Подписывайтесь на Euronews в социальных сетях
Telegram, Одноклассники, ВКонтакте,
Facebook, Twitter и Instagram.Эфир и программы Euronews можно смотреть
на нашем канале в YouTube
Также по теме
Евросоюз ожидает рецессия «исторического масштаба» — Еврокомиссия
Евросоюз твердит о единстве и солидарности. А на самом деле?
КОРОНАВИРУС
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА
COVID-19
Hot Topic
Узнайте больше:
COVID-19
Hot Topic
Узнайте больше:
COVID-19
Равенство в браке во всем мире
Текущее состояние равенства в браке
В настоящее время однополые браки разрешены в 34 странах: Андорра, Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Коста Рика, Куба, Дания, Эквадор, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Люксембург, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Тайвань, Великобритания , Соединенные Штаты Америки и Уругвай.
Процессы легализации
- 23 страны легализовали однополые браки на национальном уровне посредством законодательства. Среди них Австралия, Ирландия и Швейцария легализовали однополые браки в законодательном порядке только после общенационального голосования.
- 10 стран легализовали однополые браки на национальном уровне по решению суда — Австрия, Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Мексика, Словения (в соответствии с национальным законодательством), Южная Африка, Тайвань и Соединенные Штаты Америки.
- 2 страны, Южная Африка и Тайвань, приняли законы, легализующие однополые браки, после того как суды обязали их сделать это.
Страны, легализовавшие равенство в браке в 2022 г.
Куба: 25 сентября 2022 г. на национальном референдуме кубинцы одобрили Семейный кодекс, в который вошли положения, разрешающие однополым парам вступать в брак.
Андорра: 21 июля 2022 г. однопалатный законодательный орган Андорры, Генеральный совет, единогласно проголосовал за внесение поправок в закон страны о гражданских союзах, предусматривающих равенство браков для однополых пар.
Словения: 8 июля 2022 года Конституционный суд Словении постановил, что запрет на однополые браки нарушает конституцию Словении, и дал словенскому парламенту 6 месяцев на принятие соответствующего закона, что он и сделал 4 октября. Постановление вступило в законную силу сразу после решения суда.
Страны, легализовавшие равенство в браке в 2021 году
Чили: 9 декабря 2021 года президент Чили подписал закон о равенстве в браке, который был принят Сенатом 7 декабря и нижней палатой 23 ноября. То же сексуальные гражданские союзы были законны с 2015 года. Словения: 8 июля 2022 года Конституционный суд Словении постановил, что запрет на однополые браки нарушает конституцию Словении.
Швейцария : 16 декабря 2020 года парламент Швейцарии подавляющим большинством голосов принял закон, распространяющий брак на однополые пары. Публичный референдум, проведенный в сентябре 2021 года, подавляющим большинством голосов подтвердил поддержку равенства брака на 64%.
Страны, легализовавшие равенство в браке в 2020 г.
Коста-Рика : Верховный суд Коста-Рики в ноябре 2018 г. вынес решение в поддержку исторического консультативного заключения Межамериканского суда по правам человека от января 2018 г. о том, что равенство в браке соответствует обязательств по Американской конвенции о правах человека. Верховный суд установил 26 мая 2020 года в качестве крайнего срока для принятия Национальным собранием такого закона, но он не уложился в этот срок, и с этой даты вступило в силу равенство в браке.
Страны, легализовавшие равенство в браке в 2019 году
Австрия: 4 декабря 2017 года Конституционный суд Австрии постановил, что отказ в равенстве в браке является дискриминационным, легализовав однополые браки. Равенство в браке вступило в силу 1 января 2019 года.
Тайвань: В 2017 году Конституционный суд Тайваня постановил, что брак не может быть ограничен только разнополыми парами, и дал парламенту два года на принятие закона, легализующего однополые браки. Парламент принял закон о легализации однополых браков, который вступил в силу 24 мая 2019 г., что сделало Тайвань первой страной в Азии, которая ввела равенство браков.
Эквадор: Легализация после того, как 12 июня 2019 г. Конституционный суд Эквадора признал его запрет неконституционным, равенство в браке вступило в силу в Эквадоре 8 июля 2019 г.
Международные институты и равенство в браке 9 0010
Интер -Американский суд по правам человека является независимым судебным учреждением Организации американских государств. В 2018 году он выпустил консультативное заключение для Коста-Рики о том, что стороны, подписавшие Американскую конвенцию о правах человека, обязаны узаконить однополые браки. Руководство Суда применимо к 20 подписавшим его странам и зарекомендовало себя как мощный инструмент в отстаивании равенства брака в этих странах.
Европейский суд (ECJ) является высшим судом в Европейском Союзе. В 2018 году Европейский суд постановил, что все страны ЕС должны признавать однополые браки граждан ЕС и стран, не входящих в ЕС, в целях иммиграции, независимо от того, являются ли однополые браки законными в этих странах. В знак признания этого решения Верховный административный суд Болгарии подтвердил в 2019 году, что страна признает такие однополые браки для целей иммиграции.
Места для наблюдения за равенством в браке в 2023 году
В этот список входят некоторые из многих стран, в которых HRC Global отслеживает события в поддержку равенства в браке.
- Чехия
- Индия
- Япония
- Филиппины
- Таиланд
Методология
Эта страница основана на обзоре законодательства и судебных решений признание однополых браков. Он не определяет страны, которые признают другие виды отношений между однополыми парами, такие как гражданские союзы, зарегистрированные партнерства или домашние партнерства.
Мы отмечаем, что процессы получения разрешения на брак для однополых пар в некоторых странах различаются в зависимости от местности, например, в Мексике, где в свете постановления конституционного суда некоторые штаты ввели равенство в браке, а в других штатах — для получения лицензии секс-пары должны обратиться в федеральный суд с ходатайством об ампаро.
Однополые супружеские пары во многих странах не пользуются всеми теми же правами и преимуществами, что и разнополые супружеские пары, например правом на усыновление. В некоторых странах однополые пары также имеют дополнительные ограничения. Например, на Тайване однополые браки доступны только для граждан Тайваня или граждан иностранного государства, признающих однополые браки, которые хотят выйти замуж за гражданина Тайваня.
Чтобы получить дополнительную информацию о работе HRC по всему миру, подпишитесь на наш ежеквартальный информационный бюллетень и посетите hrc.org/Global.
Страны БРИКС и Европейский Союз
Показать сводные данные
- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228637.013.1475
- Опубликовано онлайн: 31 марта 2020
Сводка
Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка (БРИКС) с начала XXI века приобрели большее влияние в мировых политических и экономических делах, а с 2006 года также неуклонно развивали и расширяли свой политический диалог и сотрудничество. Присоединение Южной Африки к политической группе БРИКС в 2011 году сопровождалось усилением диалога БРИКС. Это нашло отражение в расширении круга затрагиваемых вопросов, повышении уровня конкретности совместных деклараций и сотрудничества БРИКС, а также в институционализации сотрудничества БРИКС в различных областях политики, включая создание Нового банка развития (НБР). Несмотря на усиление взаимодействия между государствами БРИКС на различных политических, экономических и дипломатических уровнях, страны существенно различаются по своему политическому, экономическому, военному и демографическому весу и интересам, а также по своим региональным и глобальным устремлениям. Китай особенно выделяется среди БРИКС благодаря своему политическому и экономическому весу. Есть достаточно причин, чтобы усомниться в значимости и влиянии формата БРИКС. Тем не менее, страны БРИКС нашли друг друга в своем стремлении противостоять «несправедливому» многостороннему миру, в котором доминирует Запад, в котором они, как правило, недостаточно представлены.
ЕС не разработал «политику БРИКС» как таковую, что вполне объяснимо, учитывая большие различия между странами БРИКС и неоднозначный характер формата БРИКС. Чтобы иметь дело с различными новыми державами и дополнять свои преимущественно региональные партнерства, ЕС вместо этого институционализировал и углубил политические и экономические двусторонние отношения с каждой из стран БРИКС, в том числе посредством установления двустороннего «стратегического партнерства» с каждой из этих стран. . Однако анализ отношений ЕС со странами БРИКС показывает, что ярлык «стратегическое партнерство» в основном служил риторическим фасадом, который опровергал то, что ЕС не удалось превратить эти отношения в реальное стратегическое партнерство и вести себя стратегически по отношению к странам БРИКС.
Еще одна проблема для ЕС возникает при анализе БРИКС в более широком контексте различных формирующихся группировок сил и многосторонних структур, включая варианты формата БРИКС (такие как БРИКС Плюс, БЕЙСИК и ИБСА), многосторонние структуры с одним или несколькими БРИКС страны в их центре (такие как ШОС, ЕАЭС и ОПОП), а также региональные форумы, инициированные Китаем.
Leave a Reply