Как Индии удалось обогнать Китай по численности населения и опасен ли такой рост
Сюжет:
Эксклюзивы ВМ
В мире
Фото: shutterstock
Прогнозы о том, что в ближайшее время Индия опередит Китай по численности населения и станет лидером среди всех стран, имеют под собой основание. Это связано с разными подходами государств к контролю рождаемости. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов.
По данным статистической организации World Population Review, уже в этом году население Индии может превысить население КНР. Так, в Индии на данный момент проживает порядка 1,422 миллиарда человек, а в Китае — 1,425 миллиарда. При этом в 2022 году в КНР впервые со времен массового голода в стране с 1959 по 1961 год сократилось население.
Почему сократилось население Китая
В 80-х руководство КНР провозгласило политику «одна семья — один ребенок». Из-за нехватки энергетических и водных ресурсов государство опасалось серьезных проблем в случае сохранения высокого уровня рождаемости. При этом Китай и до этого активно сдерживал рост численности населения, однако оно все равно быстро росло.
В 1979 году Китай пошел на радикальные меры и запретил гражданам иметь больше одного ребенка, в противном случае их ждал большой штраф. Исключения составляли национальные меньшинства и сельские жители. Власти Китая предполагали, что благодаря этому население страны к началу XXI века не превысит 1,2 миллиарда человек.
В 2000-х меры начали ослаблять. Так, в 2007 второго ребенка разрешили иметь тем, кто сам был единственным ребенком в семье. Для малочисленных народов отменили любые ограничения на количество детей. В начале 2010-х в Китае было зафиксировано снижение количества трудоспособного населения, из-за чего правительство разрешило гражданам иметь до двух детей. В 2021 году из-за падения рождаемости в стране гражданам разрешили иметь трех детей.
В результате таких мер в течение двух поколений в большинстве семей появлялось только по одному ребенку. Сейчас у китайского правительства возникают вопросы, была ли эта политика правильной, рассказал эксперт.
«Голодная катастрофа»: почему в мире заканчивается еда и как это коснется России
«Голодная катастрофа»: почему в мире заканчивается еда и как это коснется России
По мнению Ломанова, сейчас в Китае можно только замедлить темпы сокращения населения, однако полностью остановить этот процесс невозможно.
По мнению собеседника «ВМ», благодаря своей политике Китай смог значительно улучшить ситуацию в собственной экономике. Однако рост уровня жизни ведет и к увеличению расходов, из-за чего китайцы пока не готовы к нескольким детям в семье.
— Когда у людей огромные расходы на жилье, медицину, образование и накопления к старости, на детей уже не остается. В бедной стране третьего мира, где люди не озабочены деньгами, они воспринимают наследников как крестьян, которые будут работать в поле. В Китае же школьное образование бесплатное, но на подготовку к вузу нужны деньги. Страховки в Китае покрывают далеко не все, и власти сейчас этим обеспокоены. Люди не должны переживать, на какие средства будут лечиться дети и они сами, — пояснил Ломанов.
Как Индии удалось обогнать КНР
Индия предпочитает иную модель развития, и рост населения в этой стране не приведет к каким-то катастрофическим последствиям, считает специалист.
— В Индии государство пытается направлять на экономическое и социальное развитие страны меньше, чем в Китае. Это обеспечило КНР очень большое преимущество, и сейчас промышленная и научная база страны на порядок превосходит индийскую. Уровень жизни в Китае заметно начинает опережать индийский, но отстает от средних стран Евросоюза. В Китае цель выйти на уровень среднеразвитых стран обозначена к 2035 году, но жители крупных городов уже живут по стандартам среднеразвитых стран, — объяснил Ломанов.
Он отметил, что в Китае все достигается количеством высококвалифицированных рабочих рук и инженерных мозгов.
— Китай — уже не страна дешевых низкообразованных рабочих. Но и Индия не пропадет. Все производства, которые были в Китае в 80–90-е, производившие дешевую одежду и обувь, надо куда-то выводить. Это просто расхождение путей развития, — подчеркнул эксперт.
По его мнению, на данный момент Индия представляет собой Китай, каким он был 30 лет назад. Уровень жизни людей в Индии пока невысокий, но есть потенциал роста за счет использования ресурсов, земли и дешевой рабочей силы, уверен Ломанов. Экономический рост позволит жителям Индии повышать уровень своей квалификации и доходов.
— У Индии блестящие перспективы в промышленном развитии. Я говорю об индустриализации, урбанизации и расширении числа занятых на предприятиях легкой промышленности, различных видах производства. Индия может потихоньку повышать качеству производств, целенаправленно работать для подготовки квалифицированной рабочей силы. Это путь к продвижению, — заключил эксперт.
Рождаемость Китай Индия
КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ
29. 10.2021
В 2020 году в КНР была проведена 7-я перепись населения, которая показала качественно-количественные данные о состоянии китайского общества. Результаты переписи показывают, что на ближайшие 10-15 лет сохраняющаяся доля трудоспособного населения Китая позволяет обеспечивать необходимые темпы прироста ВВП. По причине многолетней демографической политики однодетной семьи в Китае в будущем складывается такая возрастная структура населения, которая не сможет обеспечить замещение выбывающего трудоспособного населения за счет более молодых возрастных групп в возрасте 0-15 лет. Аналогичная ситуация сейчас наблюдается в большинстве государств Европы, в странах Восточной и части Юго-Восточной Азии.
У такой демографической проблемы имеется два пути решения – увеличение рождаемости и миграционный прирост. В европейских странах пошли по пути увеличения миграции из-за рубежа, однако, в Восточной Азии – Япония, Южная Корея, Сингапур пошли по другому пути — стимулирование рождаемости.
Решение Политбюро ЦК КПК свидетельствует о том, что Китай также идет по пути увеличения рождаемости и стимулирования третьего ребенка в семье. КНР шла к этому решению постепенно: в 2012 г. наметились послабления жесткой демографической политики, проводившейся с конца 70-х гг. ХХ века – «одна семья – один ребенок». Госсовет КНР постановил, чтобы все семейные пары получили право иметь двух детей, если один из супругов был единственным ребенком в семье. На 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 2015 г. после обсуждения вопроса о 13-м пятилетнем плане (2016-2020 гг.) принято решение о том, чтобы все семейные пары получили возможность иметь второго ребенка, которое было принято в начале 2016 г. на очередной сессии ВСНП и закреплено постановлением Госсовета КНР.
В мае 2021 г. в КНР произошел официальный отказ от демографической политики «одна семья – один ребенок», и на заседании Политбюро ЦК КПК было принято решение о том, что «супружеским парам можно заводить трех детей».
После образования КНР переписям населения страны также уделялось особое внимание, поскольку руководство Китая при планировании основных социально-экономических показателей использует показатель численности населения. Именно этот важный показатель – численность населения – был решающим фактором для достижения намеченных задач учетверения валовой продукции промышленности и сельского хозяйства с 1980 до 2000 года и учетверения валового внутреннего продукта с 2000 до 2020 года. Этот показатель остается базовым для решения задач социально-экономического развития страны в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) и до 2035 года.
С 1949 годы в КНР было проведено семь переписей населения — 1-я Всекитайская перепись в 1953 г., 2-я Всекитайская перепись в 1964 г., 3-я Всекитайская перепись в 1982 г., 4-я Всекитайская перепись в 1990 г., 5-я Всекитайская перепись в 2000 г., 6-я Всекитайская перепись в 2010 г. и, наконец, проведенная в прошедшем 2020 году 7-я Всекитайская перепись.
Анализ данных 7-й Всекитайской переписи в сочетании с результатами предшествующих переписей позволяет сделать выводы о количественном и качественном состоянии населении Китая.
Как показывают данные всех проведенных семи Всекитайских переписей, за годы КНР в демографической ситуации произошли кардинальные изменения. В частности, существенно изменились показатели рождаемости, смертности, естественного прироста, что отразилось на возрастно-половой структуре, продолжительности жизни, изменились качественные характеристики населения, заметно усилились миграционные процессы.
В результате за сравнительно короткое время – семь десятилетий – в КНР совершила демографический переход от состояния беднейших стран Азии, Африки и Латинской Америки с высокой рождаемостью и смертностью к состоянию развитых стран мира, таких как страны Евросоюза, США и Канады и Восточной Азии – Японии, Республики Корея, Сингапура с низкой рождаемостью и низкой смертностью.
В большинстве этих стран в настоящее время основной демографической проблемой становится низкая рождаемость, старение населения и нехватка рабочей силы, которая уже не может быть решена только с помощью создания новых рабочих мест и дополнительных трудовых ресурсов.
Результаты китайской переписи населения 2020 г. следует, что в последние десять лет происходил постоянный рост численности населения КНР с преобладанием мужского населения над женским, уменьшение размера семьи, незначительное увеличение доли населения в молодых возрастах от 0 до 14 лет, уменьшение доли трудоспособного населения от 15 до 59 лет и рост удельного веса пожилого населения в возрасте как старше 60 лет, так и свыше 65 лет.
В китайском обществе происходит постоянный рост уровня образования с увеличением доли высшего и среднего специального, быстрое снижение неграмотности — с 6% в 2000 г. до 2,67% в 2020 г. и заметно увеличивается доля городского населения – до 64% численности населения при сокращении сельского.
По данным переписи 2020 года общая численность населения составила 1411,78 млн чел. по состоянию на 1 ноября 2020 года.
По сравнению с итогами переписи 1953 г. (594,35 млн человек) число жителей Китая возросло более чем вдвое — в 2,37 раза, и КНР давно уже носит звание самой многонаселенной страны мира (18% мирового населения).
По долгосрочным прогнозам, к середине XXI века численность населения страны должна достичь пиковой отметки – не более 1,6 млрд человек, а потом постепенно сокращаться; при этом ставятся следующие задачи: значительно улучшить качественные характеристики и здоровье населения, получение высшего и среднего образования должно приобрести массовые масштабы; создать целостную и эффективную систему социального обеспечения по всей стране; более рациональной сделать структуру расселения и трудоустройства, значительно повысить уровень урбанизации; создать условия для зажиточной жизни народа с тем, чтобы средний доход каждого гражданина достиг уровня среднеразвитых стран, а общество было более цивилизованным. Практически достичь целей гармоничного развития населения и экономики, общества, защиты ресурсов и экологии и модернизации страны.
По данным Всекитайских переписей коэффициент рождаемости сокращался с 22,28 промилле в 1982 г. до 21,06 промилле в 1990 г. и затем до 14,03 промилле в 2000 г., 11,90 промилле в 2010 г. и 10,94 промилле в 2018 г. В целом за период между двумя последними переписями число рождений сократилась с 18 млн до 12 млн человек при сохранении низкого уровня смертности за последние 20 лет – 7,58-7,13 промилле в год.
Все это оказало серьезное влияние на размеры китайской семьи. По данным 7-й Всекитайской переписи 2020 г., в КНР начитывалось всего 411,78 млн нуклеарных семей, в которых насчитывалось 1293 млн чел., проживающих в квартирах, и 28,53 млн семей, где насчитывалось 118 млн чел., проживающих в общежитиях. Средний размер семьи заметно сократился с 1982 г. – с 4,41 человек в семье до 2,62 человека в семье в 2020 г. Особенно резко сократился средний размер семьи за период между двумя последними переписями – с 2010 по 2020 гг. – с 3,10 человек до 2,62 человека, то есть на 0,48 человек за 10 лет.
Представляет значительный интерес и картина изменений размещения населения по территории Китая, которую можно получить по результатам 7-й Всекитайской переписи. В настоящее время в двух приморских провинциях Китая – Гуандун и Шаньдун – численность населения превышает 100 млн человек, в девяти провинциях – от 50 до 100 млн человек, в 17 административных единицах (провинции, города центрального подчинения и автономные районы) – от 10 до 50 млн человек, в трех провинциях и автономных районах – менее 10 млн человек. При этом 35,09% населения проживает в пяти наиболее населенных провинциях КНР – Гуандун, Шаньдун, Хэнань, Сычуань и Цзянсу.
По-прежнему значительная часть населения Китая проживает в приморских провинциях и трех городах центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь), которые имеют наиболее высокий валовой региональный продукт, объемы внешней торговли и количество высших и средних специальных учебных заведений. По данным переписи, доля населения в восточных (приморских) провинциях составила 39,93%, центральных провинциях – 25,83%, западных провинциях – 27,12%, на Северо-Востоке – 6,98%.
По-прежнему сохраняется преобладание числа мужчин над числом женщин. По результатам 7-й Всекитайской переписи общая численность мужчин в 2020 г. составляла 723,3 млн чел. (51,24%), а женщин – 688,4 млн чел. (48,76%). Таким образом, в Китае численность мужчин превышает численность женщин на 34,9 млн чел. Такое положение складывалось на протяжении многих лет, когда родившихся мальчиков было больше, чем девочек (соотношение по полу с 1953 по 2020 гг. находилось на уровне 105-107 на 100).
Всего лишь в двух провинциях – Ляонин и Цзилинь на Северо-Востоке – доля женщин в общей численности населения выше, чем мужчин – по 50,08%. В 17 административных единицах доля мальчиков при рождении находится в пределах от 100 до 105, в 19 административных единицах – от 105 до 110, а в трех административных единицах – Хайнань, Гуандун и Тибет – доля мальчиков заметно превышает долю девочек – свыше 110. В результате в Гуандуне доля мужчин составляет 53,07%, на Хайнане – 53,02%, на Тибете – 52,45%.
Интересные данные дает анализ возрастной структуры населения Китая. Выяснилось, что в результате проводимой в стране с конца 1970-х гг. политики «одна семья – один ребенок» с начала XXI века началось снижение доли населения трудоспособного возраста в возрасте от 15 до 60 лет. В 2010-2011 гг. в Китае была достигнута оптимальная возрастная структура населения страны, при которой доля населения в трудоспособном возрасте 15-64 года составляла 74,4-74,5% общей численности населения. В дальнейшем доля пожилого населения в возрасте свыше 60 и 65 лет стремительно росла при стремительном сокращении доли населения в трудоспособном возрасте от 15 до 60 лет, как показано на таблице 4 ниже.
За годы существования КНР заметно вырос уровень образования населения, что позволяет обеспечить достаточное количество высококвалифицированных кадров на ближайшие 10-15 лет и частично решать проблему нехватки рабочей силы за счет повышения ее квалификации. По данным 7-й Всекитайской переписи населения, в 2020 г. в КНР насчитывалось 218,4 млн чел. с высшим и средним специальным образованием, 213,0 млн чел. с полным средним образованием (12 классов), 487,2 млн чел. с начальным средним образованием (9 классов), 349,7 млн чел. с начальным образованием (6 классов) и 10,9 млн чел. неграмотных.
По сравнению с данными 6-й Всекитайской переписи населения 2010 года уровень образования населения заметно вырос, о чем свидетельствуют данные по уровню образования населения на 100 тыс. человек. В частности, почти вдвое выросло количество людей с высшим и средним специальным образованием, увеличилось с полным средним образованием, снизилась доля людей только с начальным средним и начальным образованием.
Также заметно сократилась доля неграмотных – с 4,08% до 2,67% общей численности населения старше 15 лет.
После образования КНР стремительно развивалась урбанизация. Основной причиной стали огромные изменения в структуре занятости населения. Если в 50-е гг. ХХ века подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве и проживала в деревне, то затем по мере развития индустриализации и в дальнейшем роста занятости населения в «третьей сфере» городское население стремительно увеличивалось.
С началом экономической реформы и развитием несельскохозяйственных отраслей произошло резкое изменение структуры занятости на первом этапе реформы за счет увеличения потребности в рабочей силе в промышленности и капитальном строительстве. В дальнейшем по мере развития транспорта, сферы услуг, информационных технологий и других форм занятости стал происходить стремительный рост городского населения.
С 1979 года по 2000 год численность городского населения увеличилась с 184,95 млн чел. до 459,06 млн чел. (с 19,0% до 36,2%) – всего на 274 млн чел. Однако в начале XXI века по мере развития несельскохозяйственных отраслей и особенно отраслей «третьей сферы» урбанизация в КНР продолжала стремительно нарастать не только за счет миграции из деревни в город, но и в результате превращения сельских поселений в города с преобладанием занятости вне сферы сельского хозяйства.
В результате в 2011 году численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 2020 году численность городского населения превысила показатель 900 млн чел. и составила 63,9%, что сопоставимо с показателем урбанизации во многих развитых странах.
В Китае в последние годы численность населения увеличивается в среднем на 5 млн человек в год – это ограничивает возможности для воспроизводства населения.
Все больше людей, родившихся в 1950-1960-е гг., выходят на пенсию. В то же время из-за проводившейся в течение многих лет политики однодетной семьи стало все труднее заполнить появляющиеся рабочие вакансии. Особенно это затрагивает приморские районы. С одной стороны, рост населения вроде бы необходимо и далее ограничивать с тем, чтобы стабилизировать достигнутый невысокий уровень рождаемости и повысить качественные характеристики населения. С другой стороны, в будущем может возникнуть невиданная для Китая ранее проблема нехватки рабочей силы и приглашения мигрантов из-за рубежа, как это происходит в странах Европы и Восточной Азии.
Как показывают материалы переписей населения с 1990-х гг., в результате осуществления демографической политики «одна семья – один ребенок», Китаю удалось элиминировать более 400 млн рождений в стране, однако это вызвало новые социальные и демографические проблемы – нехватку рабочей силы в экономически развитых приморских районах страны, старение населения в целом. В середине 2010-х гг. был скорректирован основной лозунг демографической политики «одна семья – один ребенок», и населению страны были предложены два новых лозунга демографической политики – «каждой семье второго ребенка» и «всем по два ребенка».
В 2010 г. Китай в своем демографическом развитии достиг показателя максимальной доли населения в трудоспособном возрасте – до 65% населения. Далее доля трудоспособного населения в рабочих возрастах от 15 до 59 лет стала неуклонно сокращаться, а в возрасте старше 60 лет увеличиваться. Однодетные семьи, ставшие следствием демографической политики Китая с конца 70-х гг. , не в состоянии восполнить нехватку рабочей силы в стране через одно-два десятилетия. Поэтому на заседании Политбюро ЦК КПК население Китая призвали иметь в каждой семье три ребенка, а в июне 2020 г. вообще было снято ограничение на количество детей в семье, что, по мнению руководства КНР, позволит в будущем решить сразу две проблемы – нехватку населения в трудоспособном возрасте и растущее старение населения.
Подводя итоги развития Китая за первые два десятилетия XXI века, следует отметить, что первые две задачи демографической политики, связанные с ограничением численности населения и обеспечением необходимого количества рабочей силы, в стране были в целом выполнены.
С 2020 года руководство КНР приступило к реализации третьего этапа демографической политики, который в значительной степени связан с успешной реализацией построения общества благосостояния («сяокан»). Одним из главных факторов, которые будут определять развитие Китая на ближайшие десятилетия, будет дальнейшая корректировка динамики численности населения КНР и других демографических показателей.
По прогнозам, только при условии успешного осуществления политики народонаселения, изменения структуры и достижения поставленных руководством КНР демографических целей страна сможет решить стоящие перед ней задачи — продовольственную, экологическую и другие, достичь намеченных XIX съездом КПК и сессией ВСНП (март 2021 г.) социальных и экономических показателей, активно используя при этом развитие внешнеэкономических связей и интеграцию в мировую экономическую систему. В этой связи в мае 2021 г. Политбюро ЦК КПК приняло решение о регулировании возрастной структуры населения за счет стимулирования рождения третьего ребенка.
Таким образом, наряду с экономическими изменениями – меняется и растущее население Китая, а также его качество и поведенческие особенности. В 1970-х нищему Китаю грозили перенаселение и голод: на одну женщину приходилось в среднем 6 детей. Вместе с экономическим процветанием страна приобретает и все характеристики развитых западных государств, для которых характерно снижение рождаемости и старение населения. Это происходит во всем мире: по мере роста обеспеченности и уровня образования, а также с развитием пенсионной системы люди сменяют приоритеты и делают ставку, например, на карьеру, а не на то, чтобы произвести на свет побольше детей, которые будут кормить в старости. В целом, демографическое преимущество, которое двигало экономику Китая в последние десятилетия – сегодня сокращается и это требует от КНР новых решений для обеспечения долгосрочного развития.
Подготовлено на основе публикации «Сколько людей живет в Китае: итоги 7-й Всекитайской переписи населения 2020 года» в журнале «Far Eastern Studies» No. 4, 2021.
Центр по изучению Китая,
г.Нур-Султан, 2021 год
Возврат к списку
Китайские репрессии против уйгуров в Синьцзяне
Введение
Сообщается, что с 2017 года правительство Китая произвольно задержало более миллиона мусульман в лагерях перевоспитания. Северо-западный регион Китая Синьцзян. Помимо задержаний, уйгуры в регионе подвергались интенсивной слежке, принудительному труду и недобровольной стерилизации, а также другим нарушениям прав.
Подробнее от наших экспертов
Адам Сигал
Обзор кибернедели: 7 апреля 2023 г.
Ян Джонсон
Как прочитать мускулистое послание Си о глобальной роли Китая
Дэвид Сакс
Как Китай отреагирует на визит президента Тайваня Цай Инвэнь в США?
Соединенные Штаты и несколько других иностранных правительств охарактеризовали действия Китая в Синьцзяне как геноцид, а Управление ООН по правам человека заявило, что нарушения могут представлять собой преступления против человечности. Китайские официальные лица заявили, что не ущемляют права уйгуров, и заявили, что закрыли лагеря перевоспитания в 2019 году.. Однако международные журналисты и исследователи задокументировали продолжающуюся систему массовых задержаний по всему региону, используя спутниковые снимки, индивидуальные показания и просочившиеся документы правительства Китая.
Когда начались массовые задержания мусульман?
Подробнее:
Китай
Права человека
Религия
ислам
По оценкам международных исследователей и правительственных чиновников США, с 2017 года было задержано от восьмисот тысяч до двух миллионов уйгуров и других мусульман, включая этнических казахов и узбеков [PDF]. Китайское правительство называет эти объекты «центрами профессионального образования и обучения». наиболее распространенными терминами, используемыми международными СМИ и исследователями, являются лагеря перевоспитания, лагеря для интернированных и лагеря задержания. Некоторые активисты описывают их как концлагеря.
За пределами лагерей одиннадцать миллионов уйгуров, проживающих в Синьцзяне, официально называемом Синьцзян-Уйгурским автономным районом, продолжают страдать от репрессий со стороны китайских властей.
По оценкам экспертов, усилия по перевоспитанию начались в Синьцзяне в 2014 году и резко расширились в 2017 году. Начиная с этого года, они задокументировали строительство новых лагерей перевоспитания и расширение существующих мест массового содержания под стражей. Журналисты Reuters, просматривая спутниковые снимки, обнаружили, что тридцать девять лагерей почти утроились в период с апреля 2017 года по август 2018 года; они покрывали общую площадь примерно 140 футбольных полей. Точно так же, анализируя местные и национальные бюджеты за последние несколько лет, немецкий эксперт по Синьцзяну Адриан Зенц обнаружил, что расходы на строительство объектов, связанных с безопасностью, в Синьцзяне увеличились на 20 миллиардов юаней (около 2,9 доллара США). 6 миллиардов) в 2017 году.
Подробнее от наших экспертов
Адам Сигал
Обзор кибернедели: 7 апреля 2023 г.
Ян Джонсон
Как прочитать мускулистое послание Си о глобальной роли Китая
Дэвид Сакс
Как Китай отреагирует на визит президента Тайваня Цай Инвэнь в США?
В конце 2019 года губернатор Синьцзяна заявил, что люди, содержащиеся в лагерях перевоспитания, «выпустились». Журналисты выяснили, что несколько лагерей действительно были закрыты. Но в следующем году исследователи из Австралийского института стратегической политики (ASPI) выявили [PDF] более 380 подозреваемых мест содержания под стражей с помощью спутниковых снимков. Они обнаружили, что Китай переоборудовал некоторые лагеря перевоспитания с более низким уровнем безопасности в формальные центры содержания под стражей или тюрьмы; расширили существующие центры содержания под стражей; и построили новые центры содержания под стражей строгого режима по всему Синьцзяну. (Китайские официальные лица заявили, что ASPI является антикитайским инструментом, финансируемым Австралией и Соединенными Штатами.) Вместо содержания людей в лагерях перевоспитания власти все чаще используют официальную систему правосудия для заключения людей в тюрьму на годы. В 2022 году Хьюман Райтс Вотч сообщила, что, по данным правительства Синьцзяна, с 2017 года к ответственности было привлечено полмиллиона человек. Ассошиэйтед Пресс обнаружило, что в одном округе примерно один из двадцати пяти человек был приговорен к тюремному заключению по обвинениям, связанным с терроризмом, и все они были уйгурами.
Что произошло в лагерях перевоспитания?
Большинству заключенных в лагерях перевоспитания никогда не предъявлялись обвинения в совершении преступлений, и у них не было юридических возможностей оспорить свое заключение. Согласно сообщениям СМИ, задержанные, по-видимому, стали мишенью по разным причинам, в том числе из-за поездок или контактов с людьми из любой из двадцати шести стран, которые Китай считает чувствительными, таких как Турция и Афганистан; посещение богослужений в мечетях; наличие более трех детей; и отправка текстов, содержащих стихи Корана. Правозащитные группы говорят, что часто их единственным преступлением является то, что они мусульмане, добавляя, что многие уйгуры были заклеймены как экстремисты просто за то, что они исповедуют свою религию.
Подробнее:
Китай
Права человека
Религия
ислам
Информация о том, что произошло в лагерях, остается ограниченной, но многие заключенные, которые с тех пор бежали из Китая, описали тяжелые условия. В 2022 году Управление ООН по правам человека выпустило отчет [PDF], основанный на опросах десятков людей, в том числе двадцати шести задержанных, которые обнаружили «примеры пыток или других форм жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения» в лагеря с 2017 по 2019 год.
В отчете ООН подтверждены предыдущие выводы международных журналистов, исследователей и правозащитных организаций. Различные разоблачения показали, что задержанных заставляли присягать на верность КПК и отречься от ислама, а также воспевать коммунизм и изучать китайский язык. Некоторые люди сообщали о тюремных условиях, когда камеры и микрофоны следили за каждым их движением и высказыванием. Другие рассказали, что их пытали и лишали сна во время допросов. Женщины рассказывали истории о сексуальном насилии, в том числе об изнасиловании. Некоторые освобожденные задержанные подумывали о самоубийстве или были свидетелями того, как другие покончили с собой.
Задержание также разрушило семьи. Детей, чьи родители были отправлены в лагеря, часто заставляли оставаться в государственных детских домах. Многие уйгурские родители, живущие за пределами Китая, столкнулись с трудным выбором: вернуться домой, чтобы быть со своими детьми и рискнуть быть задержанным, или остаться за границей, разлучившись со своими детьми и не имея возможности связаться с ними.
Что китайские официальные лица говорят о лагерях?
Правительственные чиновники сначала отрицали существование лагерей. К концу 2018 года они начали признавать наличие в Синьцзяне «центров профессионального образования и обучения». Они публично заявили, что лагеря преследовали две цели: обучение китайскому языку, китайским законам и профессиональным навыкам, а также предотвращение влияния экстремистских идей на граждан, «пресечение террористической деятельности в зародыше», согласно правительственному отчету. Отметив, что в Синьцзяне не было террористических атак с декабря 2016 года, официальные лица заявили, что лагеря предотвратили насилие.
По мере роста глобального осуждения злоупотреблений китайские официальные лица и государственные СМИ работали над дискредитацией сообщений о Синьцзяне, используя ряд тактик, включая распространение дезинформации и преследование активистов. Они повторили рассказ о том, что «антикитайские силы» в США и других западных странах распространяют «злобную ложь». Пекин пытался помешать Управлению ООН по правам человека опубликовать свой доклад. После его публикации китайские официальные лица назвали его ложной информацией и опубликовали опровержение, в котором описывается, как иностранные правительства и организации «распространяют многочисленные слухи и ложь» о Синьцзяне.
Почему Китай преследует уйгуров в Синьцзяне?
Китайские официальные лица обеспокоены тем, что уйгуры придерживаются экстремистских и сепаратистских идей, и рассматривают лагеря как способ устранения угроз территориальной целостности, правительству и населению Китая.
Синьцзян принадлежит Китаю с тех пор, как Коммунистическая партия Китая (КПК) пришла к власти в 1949 году. Некоторые живущие там уйгуры называют этот регион Восточным Туркестаном и утверждают, что он должен быть независимым от Китая. Синьцзян занимает одну шестую часть суши Китая и граничит с восемью странами, включая Афганистан, Пакистан и Казахстан.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.
Просмотреть все информационные бюллетени >
При президенте Китая Си Цзиньпине КПК стремилась к китаизации религии или формированию всех религий, чтобы они соответствовали доктринам официально атеистической партии и обычаям большинства ханьско-китайского общества. Хотя правительство признает пять религий — буддизм, католицизм, даосизм, ислам и протестантизм — оно давно опасается, что иностранцы могут использовать религиозную практику для подстегивания сепаратизма.
Китайское правительство стало характеризовать любое проявление ислама в Синьцзяне как экстремистское, реакцию на прошлые движения за независимость и периодические вспышки насилия. Правительство возлагает вину за теракты на Исламское движение Восточного Туркестана, сепаратистскую группу, основанную воинствующими уйгурами в последние десятилетия. (В 2020 году Соединенные Штаты исключили эту группу из своего списка террористических организаций, заявив, что нет достоверных доказательств того, что группа действовала по крайней мере в предыдущее десятилетие. )/11 атак китайское правительство начало оправдывать свои действия по отношению к уйгурам частью глобальной войны с терроризмом. Он заявил, что будет бороться с тем, что он называет «тремя пороками» — сепаратизмом, религиозным экстремизмом и международным терроризмом — любой ценой.
В 2009 году в столице Синьцзяна Урумчи вспыхнули беспорядки, когда демонстранты, в основном уйгуры, протестовали против стимулируемой государством миграции ханьцев в регионе и широко распространенной экономической и культурной дискриминации. Было убито около двухсот человек, и эксперты говорят, что это стало поворотным моментом в отношении Пекина к уйгурам. В глазах Пекина все уйгуры потенциально могут быть террористами или сторонниками террористов. В течение следующих нескольких лет власти обвиняли уйгуров в нападениях на местное правительство, вокзал и рынок под открытым небом, а также на площадь Тяньаньмэнь в Пекине.
Рабочие идут вдоль забора вероятного центра заключения для мусульман в Синьцзяне, 4 сентября 2018 года.
Томас Питер/Reuters
Во время визита в Синьцзян в 2014 году Си предупредил о «токсичности религиозного экстремизма» и выступил за использование инструментов «диктатуры» для ликвидации исламистского экстремизма в серии секретных выступлений. В выступлениях, опубликованных New York Times в 2019 году, Си не призывал прямо к произвольным задержаниям, но заложил основу для репрессий в Синьцзяне.
В 2017 году правительство Синьцзяна приняло закон о борьбе с экстремизмом, запрещающий людям отращивать длинные бороды и носить чадру в общественных местах. Также официально признано использование учебных центров для ликвидации экстремизма. Произвольные задержания стали широко использоваться региональными чиновниками при Чэнь Цюаньго, секретаре Коммунистической партии Синьцзяна, который переехал в регион в 2016 году после того, как занимал высшую руководящую должность в Тибете. Известный увеличением числа полицейских и контрольно-пропускных пунктов, а также государственным контролем над буддийскими монастырями в Тибете, Чен резко усилил меры безопасности в Синьцзяне. Он неоднократно призывал чиновников «задерживать всех, кого следует задерживать», сообщает Отчет New York Times . Чен покинул этот пост в конце 2021 года.
Причастны ли к этому подавлению экономические факторы?
Синьцзян является важным звеном китайской инициативы «Один пояс, один путь», масштабного плана развития, охватывающего Азию и Европу. Пекин надеется искоренить любую возможность сепаратистской деятельности, чтобы продолжить развитие Синьцзяна, где находятся крупнейшие в Китае запасы угля и природного газа. Правозащитные организации отмечают, что экономические выгоды от добычи и разработки ресурсов часто несоразмерно достаются китайцам хань, а уйгуры все больше маргинализируются.
Многие люди, которые были произвольно задержаны, были вынуждены работать, согласно многочисленным сообщениям [PDF]. По оценкам ASPI, в период с 2017 по 2020 год восемьдесят тысяч ранее задержанных уйгуров были отправлены на заводы по всему Китаю, связанные с восемьюдесятью тремя мировыми брендами. Исследователи из Центра стратегических и международных исследований говорят, что принудительный труд является важным элементом плана правительства по экономическому развитию Синьцзяна, который включает в себя превращение его в центр производства текстиля и одежды. Китайские официальные лица назвали эту политику «борьбой с бедностью».
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления веб-браузера до
поддерживает HTML5 видео
Уйгурским мусульманам грозит геноцид?
Уйгурским мусульманам грозит геноцид?
Что происходит за пределами лагерей в Синьцзяне?
Международные журналисты, посетившие регион, говорят, что Синьцзян превратился в государство наблюдения, которое использует передовые технологии для наблюдения за миллионами людей. При Чэне Синьцзян был помещен под систему управления сетью, как описано в сообщениях СМИ, в которой города и деревни были разделены на квадраты примерно по пятьсот человек. На каждой площади есть полицейский участок, который внимательно следит за жителями, регулярно сканируя их удостоверения личности, фотографируя их и отпечатки пальцев, а также обыскивая их мобильные телефоны. В некоторых городах, таких как Кашгар на западе Синьцзяна, полицейские контрольно-пропускные пункты расположены примерно через каждые сто ярдов, а камеры распознавания лиц установлены повсюду. Правительство также собирает и хранит биометрические данные граждан с помощью обязательной программы, рекламируемой как «Физические данные для всех».
Большая часть этой информации собирается в огромной базе данных, известной как Интегрированная платформа совместных операций, которая затем использует искусственный интеллект для создания списков так называемых подозрительных людей. Засекреченные правительственные документы Китая, опубликованные Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) в 2019 году, показали, что более пятнадцати тысяч жителей Синьцзяна были помещены в центры содержания под стражей в течение семидневного периода в июне 2017 года после того, как алгоритм пометил их. Китайское правительство назвало просочившиеся документы «чистой выдумкой».
Многие аспекты мусульманской жизни были стерты, как обнаружили журналисты из Синьцзяна. Членов Коммунистической партии вербуют с 2014 года, чтобы они оставались в домах уйгуров и сообщали о любом предполагаемом «экстремистском» поведении, включая пост во время Рамадана. Чиновники разрушили тысячи мечетей, часто заявляя, что здания построены некачественно и небезопасны для верующих. Халяльные продукты, приготовленные в соответствии с исламскими законами, стало труднее найти в Урумчи, так как местное правительство начало кампанию против них.
Уйгурские женщины и женщины из других меньшинств сообщали о принудительной стерилизации и введении внутриматочных противозачаточных средств [PDF], а официальные лица угрожали задержать любого, кто нарушает правила контроля над рождаемостью или имеет слишком много детей. Анализируя правительственные данные, Зенц обнаружил, что в двух префектурах Синьцзяна с самой высокой долей уйгуров темпы естественного прироста населения (которые исключают изменение численности населения в результате миграции) упали на 84 процента в период с 2015 по 2018 год и еще больше снизились в 2019 году. . Родителям-уйгурам запрещено давать своим детям определенные имена, в том числе Мохаммед и Медина.
Пекин также оказывал давление на другие правительства с целью репатриации уйгуров, бежавших из Китая. В отчете Центра Уилсона за 2022 год [PDF] говорится, что более 1500 уйгуров за границей были задержаны в принимающих их странах или вынуждены вернуться в Китай. В 2015 году, например, Таиланд вернул более ста уйгуров, а в 2017 году Египет депортировал нескольких студентов. Документы, опубликованные ICIJ, показали, что китайское правительство поручило официальным лицам собирать информацию о китайских уйгурах, проживающих за границей, и призвало арестовать многих из них, как только они вновь въедут в Китай.
Какой была глобальная реакция?
Большая часть мира осудила задержание Китаем уйгуров в Синьцзяне. Управление ООН по правам человека призвало Китай освободить произвольно задержанных и раскрыть местонахождение пропавших без вести. После того, как офис опубликовал свой отчет в 2022 году, несколько западных стран в Совете ООН по правам человека рассматривали ходатайство против Китая, потенциально с механизмом расследования.
Законодатели ряда стран, включая Канаду и Великобританию, заявили, что Китай осуществляет геноцид против уйгуров; Правительство США первым сделало это в январе 2021 года. Многие страны ввели санкции в отношении китайских должностных лиц и организаций, связанных с нарушениями прав человека. Европейский союз (ЕС) также ввел санкции против китайских чиновников в 2021 году, что стало первым случаем, когда блок ввел ограничения в отношении Китая с 1989.
Кроме того, иностранные правительства ввели ограничения на принудительный труд в Синьцзяне. Соединенные Штаты фактически запретили весь импорт из региона в соответствии с Законом о предотвращении уйгурского принудительного труда, а Соединенное Королевство предложило меры по штрафованию компаний, которые не могут гарантировать, что в их цепочках поставок не используется принудительный труд. В середине 2022 года Европейский парламент принял не имеющую обязательной силы резолюцию, призывающую страны ЕС запретить импорт, произведенный с использованием принудительного труда.
Партнеры Китая заметно молчали. Отдавая приоритет своим экономическим связям и стратегическим отношениям с Китаем, многие правительства игнорировали нарушения прав человека. В июне 2022 года шестьдесят стран подписали заявление, в котором призвали главу ООН по правам человека уважать то, что вопросы, связанные с Синьцзяном, являются «внутренними делами Китая», и заявили, что они «выступают против политизации прав человека». Среди подписавших были страны с мусульманским большинством, такие как Пакистан и Саудовская Аравия; Правозащитные группы критиковали страны с мусульманским большинством за попустительство злоупотреблениям.
Права человека в Китае Amnesty International
Назад в Китай
Жесткие ограничения Covid-19 в некоторых случаях нарушали право на здоровье и достаточное питание. Правительство продолжало подавлять критику своей политики и действий, а также обсуждение тем, считающихся деликатными, с помощью все более распространенной онлайн-цензуры. Критики правительства, правозащитники, демократические активисты, религиозные лидеры и практикующие деятели были среди тех, кто подвергся произвольному аресту и задержанию. Продолжались систематические репрессии против национальных меньшинств в Синьцзяне и Тибете. Власти пытались предотвратить публикацию отчета УВКПЧ, документирующего потенциальные преступления против человечности и другие международные преступления в Синьцзяне. Женщины по-прежнему подвергались сексуальному насилию, домогательствам и другим нарушениям их прав. Правительство Гонконга продолжило подавление продемократического движения. Журналисты, телерадиовещатели и книгоиздатели были среди тех, кто подвергся судебному преследованию и заключению в тюрьму в соответствии с Законом о национальной безопасности и другими репрессивными законами, в то время как организации гражданского общества как в Гонконге, так и за рубежом столкнулись с уголовными обвинениями или преследованием за законную деятельность. Несмотря на некоторые позитивные политические обязательства, в том числе по более широкому использованию возобновляемых источников энергии, цели Китая по сокращению выбросов CO2 были оценены как «крайне недостаточные», а добыча угля увеличилась.
Фон
Правительство поддерживало свою «политику нулевого распространения Covid» большую часть года, включая массовые блокировки и обязательный карантин. Локализованные протесты против жестких ограничений активизировались с середины ноября. Демонстрации распространились как минимум на 20 городов после пожара в многоквартирном доме в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (Синьцзян), 24 ноября, в результате которого погибли по меньшей мере 10 человек. Власти отрицали, что запертые двери помешали жителям сбежать, но объявили об ослаблении Covid-19.ограничений после этого инцидента.
В мае тогдашний Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет провела шестидневную миссию в Китае, в том числе два дня в Синьцзяне. В июне 42 независимых эксперта ООН по правам человека призвали китайское правительство предоставить беспрепятственный доступ к специальным процедурам и механизмам ООН для оценки утверждений о серьезных нарушениях прав человека в стране, особенно в Синьцзяне, Тибете и Гонконге. В августе правительство ратифицировало конвенции МОТ 29.о принудительном труде и 105 об отмене принудительного труда.
В октябре на 20-м Национальном съезде партии было объявлено о третьем сроке пребывания председателя Си Цзиньпина на посту генерального секретаря Коммунистической партии Китая (КПК), что вызвало опасения, что ситуация с правами человека продолжит ухудшаться после десятилетия эскалации репрессий под его руководством. В феврале в Китае прошли зимние Олимпийские игры.
Право на здоровье
Поступали сообщения о нехватке продовольствия и задержке или отказе в доступе к неотложной медицинской помощи в районах, находящихся под запретом. Неизвестное количество людей умерло после того, как им было отказано в госпитализации. Условия в карантинных учреждениях, где находятся лица с положительным результатом на Covid-19содержались под стражей, часто были бедны и негигиеничны. В некоторых случаях детей изолировали от родителей на карантине.
7 декабря центральное правительство объявило о значительном ослаблении ограничений, а 26 декабря заявило, что с 8 января 2023 года большинство элементов «политики нулевого распространения Covid» будет в значительной степени демонтировано. Впоследствии число случаев заражения и смертности от Covid-19 возросло, и появились сообщения из многих городов больниц в условиях крайней нагрузки и острой нехватки лекарств.
Свобода слова и собраний
Интернет-цензура стала более распространенной и изощренной как инструмент подавления критики правительства, усиливаясь в связи с громкими событиями и годовщинами.
Власти не выполнили обещания, данные принимающей стороной Зимних Олимпийских игр, гарантировать свободу СМИ до и во время Игр и обеспечить возможности для мирных протестов. Перед Играми они предостерегали спортсменов от «любого поведения или выступлений», нарушающих «китайские законы и правила». Высокопоставленные диссиденты подверглись цензуре, и их передвижения были ограничены. Журналисты, аккредитованные на Играх, сообщали о неоднократном вмешательстве правительства в освещение подготовки к мероприятию и в интервью со спортсменами и местными жителями как на олимпийских объектах, так и за их пределами.
Власти активизировали свои усилия по предотвращению критики мер по самоизоляции в социальных сетях, включая призывы о помощи от тех, кто находится на самоизоляции, и заявления о нарушениях прав человека в карантинных учреждениях. Власти манипулировали телефонным приложением о состоянии здоровья Covid-19, которое требовалось для входа в общественные здания и магазины, использования общественного транспорта или поездок, чтобы необоснованно ограничить свободу передвижения и мирных собраний. В провинции Хэнань во время демонстраций против замораживания депозитов местными банками в июне поступили многочисленные сообщения о том, что приложение внезапно сообщило предупреждение с красным кодом, требующее от пользователей карантина на 14 дней. Впоследствии пятеро местных чиновников получили административные санкции за манипулирование приложением.
В сентябре, в преддверии Национального конгресса КПК, орган, отвечающий за регулирование киберпространства в Китае, начал трехмесячную чистку интернета от «слухов и фальшивых новостей», призвав технологические компании удвоить мониторинг, отслеживание, запреты и приостановка работы владельцев счетов. Также сообщалось о новых попытках заблокировать инструменты обхода цензуры, такие как виртуальные частные сети (VPN).
13 октября полиция арестовала Пэн Лифа после того, как он развернул транспаранты на мосту в столице Пекине во время Национального конгресса КПК, критикуя правительственную политику «ноль-Ковид» и называя президента Си диктатором. Изображения протеста стали вирусными по всему миру, но все кадры и ключевые слова были удалены из китайских социальных сетей. Поступали сообщения о том, что власти арестовали некоторых людей за репост изображений протеста.
Большое количество людей было задержано за участие в мирных акциях протеста против ограничений, введенных в связи с COVID-19, после пожара в жилом доме в Урумчи в ноябре со смертельным исходом. Неясно, сколько человек оставалось под стражей на конец года. На видео, распространенных в сети, видно, как полицейские избивают протестующих во время арестов.
Все обсуждения и поминовение жертв подавления демократических протестов 1989 г. оставались под запретом. Накануне 4 июня годовщины военного разгона протестующих на площади Тяньаньмэнь прямая трансляция известного инфлюенсера была закрыта, по всей видимости, из-за того, что в ней фигурировала скульптура из мороженого, напоминающая танк.
Правозащитники
Власти продолжали заключать в тюрьму правозащитников, в том числе гражданских журналистов и адвокатов-правозащитников. Задержанные содержались в суровых условиях, подвергались пыткам и другим видам жестокого обращения.
1 марта адвокат-правозащитник Юй Вэньшэн был освобожден после отбытия четырехлетнего тюремного заключения за «подрыв государственной власти», очевидно, за критику президента. Юй Вэньшэн сказал, что его обрызгали перцовым баллончиком, заставляли сидеть на металлическом стуле, пока он частично не потерял сознание, и ему отказывали в адекватной пище во время предварительного заключения. 1
В январе гражданская журналистка Чжан Чжан, которая в 2020 году была приговорена к четырем годам лишения свободы за «развязывание ссор и провоцирование неприятностей» после сообщения о вспышке Covid-19, прекратила голодовку, чтобы помешать властям продолжать принудительное кормление. Было неясно, был ли разрешен доступ Чжан Чжан, чье здоровье ухудшилось во время голодовки, к соответствующей медицинской помощи. 2
В апреле поступили сообщения о серьезном ухудшении здоровья Хуан Ци, находящегося в заключении основателя и директора сычуаньского правозащитного веб-сайта «64 Tianwang». Хуан Ци, отбывавший 12-летний тюремный срок за свои репортажи о правах человека, как сообщается, не имел доступа к надлежащей медицинской помощи и был лишен доступа к банковскому счету, на который друзья и семья вносили деньги для покупки медицинских и других товаров. . С 2020 года ему было отказано во всех контактах с семьей. 3
Многие адвокаты остались в тюрьмах или под строгим надзором. Среди них были ученый-юрист Сюй Чжиюн и адвокат по правам человека Дин Цзяси, которых в июне тайно судили после того, как в октябре 2021 года им было предъявлено обвинение в «подрыве государственной власти». Эти двое мужчин были видными членами Движения новых граждан, сети активисты, созданные для продвижения прозрачности правительства и разоблачения коррупции. Ни один из них не имел доступа к адвокатам за несколько месяцев до суда. 4
В апреле Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям призвала власти Китая немедленно освободить профсоюзного активиста Ван Цзяньбина. Он был задержан в Гуанчжоу в сентябре 2021 года вместе с активисткой #MeToo Софией Хуан Сюэцинь и обвинен в «подстрекательстве к подрыву государственной власти» в связи с их участием в частных собраниях в доме Ван Цзяньбина для обсуждения сужения пространства гражданского общества. 5 Оба содержались под стражей без связи с внешним миром и подвергались жестокому обращению после ареста.
Свобода религии и убеждений
Продолжались преследования и тюремное заключение лиц за исповедование своей религии или убеждений. Религиозные лидеры и практикующие, в том числе принадлежащие к домашним церквям, уйгурские имамы, тибетские буддийские монахи и последователи Фалуньгун, были среди тех, кто подвергся произвольным арестам и задержаниям в 2022 году.
Этнические автономные округа
Продолжались систематические репрессии против национальных меньшинств в Синьцзяне и Тибете под прикрытием «антисепаратизма», «антиэкстремизма» и «борьбы с терроризмом». Доступ в оба региона был строго ограничен, что делало практически невозможным документирование и отчетность по правам человека. Повсеместная слежка не позволяла живущим там делиться информацией о нарушениях прав человека.
Синьцзян
Правительство продолжало проводить далеко идущую политику, жестко ограничивающую свободы уйгуров, казахов и представителей других преимущественно мусульманских этнических меньшинств в Синьцзяне, что угрожало стереть их религиозную и культурную самобытность.
Во время своего визита в регион в мае Верховному комиссару ООН по правам человека и ее команде не разрешили посетить задержанных или их семьи, и их все время сопровождали государственные чиновники. Не признав серьезных нарушений прав человека в стране во время миссии, в августе УВКПЧ опубликовало долгожданный отчет, подтверждающий предыдущие выводы Amnesty International и других организаций о том, что масштабы произвольного и дискриминационного задержания уйгуров и других лиц в Синьцзяне могут представлять собой международные преступлений, в частности преступлений против человечности. Он также задокументировал утверждения о пытках и других видах жестокого обращения, случаи сексуального и гендерного насилия, принудительного труда и насильственных исчезновений, а также другие серьезные нарушения прав человека.
Китайское правительство пыталось скрыть отчет, в том числе путем мобилизации других правительств для лоббирования против его публикации. Несмотря на выводы и призывы десятков независимых экспертов ООН к Совету ООН по правам человека созвать специальную сессию по Китаю, 6 октября Совет проголосовал за отклонение резолюции о проведении дебатов по Синьцзяну на своей следующей сессии. 6
В ноябре Комитет КЛРД призвал правительство Китая немедленно расследовать все заявления о нарушениях прав человека и освободить всех лиц, произвольно лишенных свободы в Синьцзяне. Несмотря на заявления правительства о том, что лагеря для интернированных, которые они называли «учебными» или «образовательными» центрами, были закрыты, многие тысячи мужчин и женщин по-прежнему считались произвольно задержанными в лагерях для интернированных, тюрьмах или других учреждениях, где политическая идеологическая обработка, физические и психологические пытки и широко сообщалось о других формах жестокого обращения.
Китайские власти продолжали преследовать уйгуров и других жителей Синьцзяна, которые проводили время за границей, и продолжали оказывать давление на другие правительства, чтобы они возвращали уйгуров, живущих за границей, обратно в Китай.
В июне власти сообщили семье 25-летнего уйгурского студента Зуляра Ясина, что он будет приговорен к пяти годам лишения свободы за «сепаратизм». Зуляр Ясин, который провел два года в Турции, изучая финансы в Стамбульском университете, был задержан в декабре 2021 года, и 28 июня должен был предстать перед судом, хотя он дважды откладывался из-за Covid-19.блокировки и, в конечном итоге, перенесены на начало 2023 года. 7
Четырем уйгурам грозит депортация из Саудовской Аравии в Китай, где им грозят серьезные нарушения прав человека. Саудовские власти задержали Бухеликиему Абулу и ее 13-летнюю дочь 31 марта. Бывший муж Бухеликиму Абулы Нуэрмаимаити Рузе и религиовед Аймидоула Вайли содержались под стражей без предъявления обвинений с ноября 2020 года. Ранее Аймидула Вайли находился в заключении в Китае с 2013 по 2016 год и рассказал Amnesty International, что во время содержания под стражей его неоднократно пытали. 8
Идрис Хасан, уйгурский разработчик компьютеров, арестованный в Марокко в июле 2021 года, остается под стражей и находится под угрозой принудительного возвращения в Китай. И это несмотря на отмену Интерполом «красного уведомления», послужившего основанием для его ареста, и призывы к марокканским властям со стороны Комитета ООН против пыток и других специальных процедур не экстрадировать его. 9
Тибет
Этнические тибетцы по-прежнему сталкивались с дискриминацией и ограничениями их прав на свободу религии и убеждений, свободу выражения мнений, ассоциаций и мирных собраний. Тем не менее протесты против репрессий китайского правительства продолжались.
В сентябре Народный суд промежуточной инстанции им. Кардзе в провинции Сычуань приговорил шестерых тибетских писателей и активистов к тюремному заключению на срок от четырех до 14 лет за «подстрекательство к сепаратизму» и «создание угрозы государственной безопасности». Ганкье Друпа Кьяб, Сейнам, Ганбу Юдрум, Церинг Долма и Самдуп были задержаны в марте или апреле 2021 года. Пема Ринчен был задержан в конце 2020 года и содержался без связи с внешним миром до суда. Все шестеро были произвольно задержаны в прошлом в связи с их публикациями или протестами против китайских властей, и у некоторых возникли осложнения со здоровьем в результате избиений, плохих условий содержания и других видов жестокого обращения, которым они подвергались в то время.
Тибетскому монаху Ринчену Цултриму по-прежнему отказывали в каких-либо контактах с его семьей и доступе к адвокатам, несмотря на неоднократные просьбы его семьи о встрече с ним после его задержания в августе 2019 года. В ноябре он был приговорен к четырем с половиной годам тюремного заключения. 2020 после несправедливого судебного разбирательства.
Смертная казнь
Китай оставался ведущим в мире палачом, хотя правительство продолжало классифицировать статистику казней и смертных приговоров как «государственную тайну». Смертная казнь оставалась применимой к 46 преступлениям, в том числе к преступлениям с несмертельным исходом, которые не соответствуют порогу «наиболее тяжких преступлений» в соответствии с международным правом и стандартами.
Права женщин
30 октября высший законодательный орган страны принял измененный Закон о защите прав и интересов женщин. Пересмотренный закон, который вступит в силу 1 января 2023 года, включает новые положения, направленные на усиление защиты женщин на рабочем месте, включая требования к работодателям по устранению гендерной дискриминации при приеме на работу и предотвращению сексуальных домогательств на рабочем месте.
Насилие в отношении женщин, в том числе сексуальное насилие и сексуальные домогательства, оставалось широко распространенным явлением, и власти подвергали цензуре общественное обсуждение этого явления.
Власти быстро подвергли цензуре обсуждения и запретили сайтам социальных сетей публиковать кадры июньского инцидента, который был заснят камерой видеонаблюдения, когда группа мужчин физически напала на нескольких женщин в ресторане в Таншане, провинция Хэбэй. Двадцать восемь человек были приговорены к тюремному заключению за участие в нападении. Мао Хуэйбинь, журналист, разместивший видеозапись и статью об инциденте, был арестован в июле и приговорен к пяти годам тюремного заключения за «ссоры и провоцирование неприятностей».
В августе Народный суд района Хайдянь отклонил апелляцию Чжоу Сяосюань на решение суда об отклонении ее ходатайства о принесении извинений и возмещении ущерба в отношении известного государственного телеведущего Чжу Цзюня за то, что он нащупал и насильно поцеловал ее, когда она была стажером в на телеканале в 2014 году. Публичная позиция Чжоу Сяосюань против сексуальных домогательств привела к тому, что она стала объектом издевательств в Интернете и государственной цензуры.
В январе видео, на котором женщина с плохим психическим и физическим здоровьем прикована цепью в сортире в Сюйчжоу в провинции Цзянсу, стало вирусным, вызвав общественное возмущение в Китае. По меньшей мере четверо активистов были арестованы за расследование и обнародование дела, а также за поддержку женщины, которую они подозревали в том, что она стала жертвой торговли людьми, но что местные власти изначально отрицали. Известно, что одну из них, У И, тайно судили за «ссоры и провоцирование неприятностей», но подробности ее приговора и местонахождение были неизвестны. По сообщениям СМИ в феврале, 17 местных чиновников были наказаны или находятся под следствием по этому делу. В марте Министерство общественной безопасности объявило годовую кампанию по расследованию торговли женщинами и детьми.
Права ЛГБТИ
ЛГБТИ-активность как вне, так и онлайн была строго ограничена. Десятки учетных записей ЛГБТИ-групп в социальных сетях оставались закрытыми из-за повсеместной цензуры. Власти также подвергали цензуре телепрограммы и фильмы, удаляя контент, связанный с ЛГБТИ.
В июле Университет Цинхуа в Пекине выпустил официальные письма-предупреждения двум студентам за «распространение несанкционированных рекламных материалов» после того, как камеры наблюдения отследили их, оставив радужные флаги на территории кампуса. В ноябре Пекинский муниципальный
Комиссия по образованию одобрила действия университета против студентов. Власти подвергли цензуре онлайн-обсуждения инцидента.
Неспособность справиться с климатическим кризисом
В соответствии с NDC, представленным в 2021 году, Китай обязался сократить интенсивность выбросов CO2 более чем на 65% до 2030 года по сравнению с уровнями 2005 года, достичь пиковых выбросов углерода к 2030 году и достичь углеродной нейтральности «до 2060 года». В ноябре цели, политика и действия Китая были оценены как «крайне недостаточные» консорциумом Climate Action Tracker, проводящим глобальный научный анализ, поскольку они не соответствовали ограничению потепления температурным пределом в 1,5 °C.
В марте правительство опубликовало новый программный документ по инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), инфраструктурному проекту, охватывающему 72 страны. В документе подтверждается, что в рамках BRI не будет строиться никаких новых угольных электростанций и что он будет «осторожно относиться» к уже начатым проектам угольной энергетики.
В 2022 году были выпущены новые внутренние цели по возобновляемым источникам энергии, направленные на увеличение производства электроэнергии из возобновляемых источников примерно на 35% к 2025 году по сравнению с уровнем 2020 года. Тем не менее, внутреннее производство угля увеличилось, несмотря на обязательства контролировать потребление угля до 2025 года, а затем начать постепенно сокращать его.
Специальный административный район Гонконг
Власти Гонконга продолжили репрессии против демократических активистов, журналистов, правозащитников и других лиц. Закон о национальной безопасности 2020 года (ЗНБ) и другие репрессивные законы широко использовались для преследования людей, осуществляющих свои права на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций. Комитет ООН по правам человека призвал правительство Гонконга отменить положения Закона о преступности, касающиеся NSL и подстрекательства к мятежу, а пока воздерживаться от их применения.
В июле Джон Ли, бывший глава службы безопасности Гонконга, который курировал разгон полицией протестов 2019 года и реализацию NSL, занял пост главы исполнительной власти Гонконга, будучи выбранным центральным правительством в Пекине в качестве единственного кандидата. на майских выборах.
Свобода слова и собраний
Не менее 11 человек были приговорены к тюремному заключению в течение года в соответствии с законами колониальной эпохи о подстрекательстве к мятежу за осуществление своего права на мирное выражение мнений.
В сентябре пять логопедов были приговорены к 19 месяцам лишения свободы каждый после того, как были признаны виновными в подстрекательстве к мятежу за публикацию детских книг, описывающих подавление правительством демократических протестов 2019 года и другие вопросы. 10
В октябре ведущий радиопередачи и комментатор по связям с общественностью Эдмунд Ван (известный как Гиггз) был приговорен к 32 месяцам тюремного заключения за «подстрекательство к мятежу» и «отмывание денег» за критику правительства и сбор средств на оплату обучения в школе для молодых гонконгских активистов, которые бежал на Тайвань после 2019 г.протесты. Гиггз, который находился под стражей в течение 19 месяцев до вынесения приговора, был освобожден 18 ноября, но от него потребовали передать доходы от сбора средств правительству.
Политические активисты, журналисты, правозащитники и другие лица, обвиняемые по СНБ, задержаны на длительное время до суда. По состоянию на 31 октября не менее 230 человек были арестованы по NSL с момента его вступления в силу в 2020 году.
Пространство для мирных протестов оставалось строго ограниченным, и те, кто участвовал в демонстрациях или призывал к этому других, подвергались риску судебного преследования. В январе Чоу Ханг-дун был признан виновным в «подстрекательстве других к участию в несанкционированном собрании» и приговорен к 15 месяцам тюремного заключения после публикации в 2021 году поста в социальной сети, призывающего людей отмечать 19Разгон 89 на площади Тяньаньмэнь. В декабре Чоу Ханг-тун выиграла апелляцию на этот приговор, но осталась в тюрьме в ожидании суда по аналогичным обвинениям в соответствии с NSL, за которые ей грозило до 10 лет лишения свободы.
Свобода ассоциации
Власти продолжали криминализировать или иным образом препятствовать законной деятельности гражданского общества. Репрессивное законодательство, включая NSL и Постановление об обществах, которое наделяло полицию чрезмерными полномочиями отказывать, отменять регистрацию или запрещать деятельность общества, применялось с сдерживающим эффектом для организаций гражданского общества. Более 100 организаций гражданского общества были вынуждены распустить или переехать с момента вступления в силу Закона о национальной безопасности в июле 2020 года9.0005
Ограничения были наложены на более мелкие и неформальные группы. По сообщениям, в июне полиция доставила письма как минимум пяти представителям небольших групп гражданского общества, включая неформальные группы в Facebook и религиозные сети, с предупреждением о необходимости зарегистрироваться или рискнуть нарушить Постановление об обществах.
Пятеро бывших попечителей Фонда гуманитарной помощи 612, созданного для оказания помощи участникам протестов 2019 г. в оплате юридических и других расходов, но закрытого в 2021 г., были арестованы в мае, а также бывший секретарь в ноябре за «сговор с иностранными силами» в соответствии с NSL. Им грозило до 10 лет лишения свободы. В декабре все шестеро были признаны виновными в том, что не зарегистрировали фонд в соответствии с Постановлением об обществах, и были оштрафованы на сумму от 2 500 до 4 000 гонконгских долларов каждый (приблизительно 321–513 долларов США).
Количество атак на группы, действующие за пределами Гонконга, также увеличилось. В марте Национальная полиция безопасности направила письмо главе исполнительной власти британской организации Hong Kong Watch, в которой обвинила группу в «угрозах национальной безопасности» путем «лоббирования иностранных стран с целью введения санкций» и участия в «другой враждебной деятельности». ». Группу обвинили в нарушении статьи 29 СНБ, которая предусматривает уголовную ответственность за «сговор с иностранными силами» и устанавливает экстерриториальную юрисдикцию. Полиция также заблокировала веб-сайт Hong Kong Watch в Гонконге.
Организации гражданского общества применяли самоцензуру, чтобы иметь возможность работать и собирать средства. Местные платежные и краудфандинговые платформы заблокировали счета для сбора средств двух групп. Одна из платформ сообщила группе, что предприняла это действие из-за «чрезмерных рисков», связанных с размещением учетной записи. В другом случае трое активистов, которые подали в суд на полицию Гонконга за жестокое обращение во время акции протеста за права земли в 2014 году, сообщили, что их учетная запись на международной платформе краудфандинга была удалена, поскольку это было сочтено слишком рискованным для компании.
Права ЛГБТИ
Правительство Гонконга не продвинулось в разработке закона о признании пола, несмотря на создание межведомственной рабочей группы по признанию пола в 2014 году и проведение консультаций в 2017 году.
- «Китай: адвокат Ю Вэньшэн должен получить настоящую свободу после несправедливого тюремного заключения», 28 февраля
- «Китай: журналисту, больному Covid-19, по-прежнему требуется медицинская помощь: Чжан Чжан», 3 марта
- «Китай: нет доступа к семье и надлежащее медицинское обслуживание: Хуан Ци», 29 лет.
Leave a Reply