приобретения и потери востока Европы
1 мая 2004 года 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы вступили в Европейский союз. Как они чувствуют себя сегодня, что означал для этих стран и их народов выбор, сделанный ими 10 лет назад, и есть ли основания сожалеть о нем?
Это была пестрая компания, исторически относившаяся к разным регионам: 4 недавние «страны социализма» (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), три республики бывшего СССР (Латвия, Литва и Эстония), одна – бывшей Югославии (Словения) и два средиземноморских острова (Кипр и Мальта). У десятка «новоприбывших» были и неодинаковые стартовые позиции, прежде всего экономические, и разное отношение к самому факту вступления в ЕС. Для Мальты или Кипра, никогда не входивших в советский блок, это было решение, продиктованное в основном экономической прагматикой. А вот для остальных восьми стран оно явилось еще и символом окончательного присоединения к демократической Европе. Спустя десятилетие эйфория, сопровождавшая вступление в ЕС, давно прошла. Настало время трезвых оценок, подсчета плюсов и минусов, которое принесла Центральной и Восточной Европе евроинтеграция. Попробуем сделать это в отношении трех наиболее крупных «новобранцев» 2004 года – Польши, Чехии и Венгрии.
Польша: арифметика обогащения
Для среднестатистического поляка вступление Польши в ЕС часто означало прежде всего возможность легально, без оформления разрешений, работать в Западной Европе. Конечно, не все западные соседи открыли свой рынок труда для поляков сразу же, с 1 мая 2004 года. Однако достаточно было того, что это сделали Великобритания и Ирландия – сотни тысяч граждан Польши направились работать именно туда.
Страх западноевропейцев перед нашествием «польских водопроводчиков» Польша в 2005 году шутливо обыграла в рекламной кампании для туристов
В 2004-2007 годах ежегодно из Польши уезжали около 350 тысяч человек. В 2012-м их было уже гораздо меньше – всего 70 тысяч. Однако возвращаются при этом немногие. По разным подсчетам, в настоящее время за границей работают от полутора до двух с половиной миллионов поляков. Особенно заметно, как много польских специалистов работает в Западной Европе, накануне основных религиозных праздников – Рождества и Пасхи, когда сотни тысяч поляков возвращаются на родину, чтобы отметить их вместе с ближайшими родственниками. Вот что говорят эти люди:
«Мы уже четыре года живем в Лондоне. Первое время работали с утра до вечера, чтобы зацепиться, ни о каких праздниках и речи не было – нужно было вкалывать. А сейчас можно себе позволить и прилететь на родину – слишком уж тоскуем по праздникам по-краковски».
«Мне не хватает традиционного польского празднования. Так, чтобы все были дома – дедушка, бабушка, кузины, дяди, тети. Так что ничего не поделаешь – нужно возвращаться на праздники. Некоторые не могут из-за работы выехать, поэтому в гостинице, например, отмечают, вместе с коллегами».
Трудовая эмиграция, с одной стороны, снижает показатели уровня безработицы в самой Польше – теперь он составляет около 14%. Сами эмигранты откладывают деньги, например, на покупку недвижимости в Польше. С другой стороны, отъезд «кормильцев» на заработки становится причиной социальных бед: разводов, проблем с воспитанием оставленных в Польше детей и, наконец, утечки из страны мозгов или в данном случае преимущественно – рабочих рук.
10 лет назад больше всего вступления в ЕС опасались польские фермеры. Часть политиков, которые агитировали поляков голосовать на референдуме против вступления в Евросоюз, утверждали, что без таможенных барьеров более дешевые западные продукты наводнят польский рынок, что приведет к массовым банкротствам польских сельскохозяйственных производителей. Случилось, однако, обратное – это польские фирмы наводнили своими дешевыми и довольно качественными продуктами питания рынки западноевропейских стран.
Говорит Ярослав Калиновский – бывший министр сельского хозяйства, ныне депутат Европарламента:
– Посмотрите на цифры. В новом бюджете ЕС Польша получит из общеевропейских средств 106 миллиардов евро. В то же время мы выплатим в бюджет ЕС только около 30 миллиардов. Разница пойдет на развитие и модернизацию нашей страны. За последние 10 лет Польша очень изменилась в лучшую сторону, причем в самых различных сферах. Я и раньше говорил, что сельское хозяйство – это та отрасль экономики, у которой больше всего шансов выиграть от вступления ЕС. Так и случилось.
Положительно членство Польши в ЕС оценивают 76% граждан страны
По всей стране видны также изменения в инфраструктуре – строятся сотни километров автострад, которых в Польше всегда не хватало. Тем не менее, евроскептиков в стране достаточно. По данным социологических исследований, положительно членство Польши в ЕС оценивают 76% граждан страны. То есть каждый четвертый – или против членства в ЕС, или затрудняется высказать мнение по этому вопросу.
Януш Корвин-Микке, политик правого толка, сторонник как можно более широкой либерализации экономики, известен резкой критикой ЕС:
– Раньше для того, чтобы завоевать страну, высылали армию, а теперь все решают деньги – подкупили политиков, людей. Польша потеряла независимость без единого выстрела. Но дело даже не в этом. Ежегодно Польша теряет около 150 миллиардов долларов из-за всяческих европейских директив и распоряжений ЕС. США, например, стали могущественной страной, поскольку не являлись членом таких организаций, как ЕС, и не должны были выполнять дурацких распоряжений Брюсселя. В ЕС деньги тратятся на всякие глупости – например, 200 миллионов евро ежегодно на борьбу с несуществующим глобальным потеплением. Даже Германия, страна развитого капитализма и прекрасных специалистов, находясь под европейской оккупацией, развивается слабо – всего один процент роста ВВП в год!
Но такие мнения в польской политике все же скорее считаются маргинальными. Что касается политической стороны вопроса, то нынешние польские власти часто подчеркивают, что Польша стала в ЕС серьезным партнером, с мнением которого считаются – прежде всего в том, что касается политики объединенной Европы по отношению к ее восточным соседям. Неслучайно проект «Восточное партнерство» был инициирован Польшей и Швецией.
Вот что о «Восточном партнерстве» говорил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в декабре минувшего года, после саммита этой группы в Вильнюсе:
– Если бы не было программы «Восточного партнерства», то не было бы и саммита в Вильнюсе с участием буквально всей Европы, не было бы европейской солидарности по отношению к нашим партнерам. А уж что они с этим желанием помочь, с этим европейским предложением сделают – это их суверенное решение. Некоторые страны, такие как Грузия и Молдавия, хотят воспользоваться этим предложением, другие – колеблются. Но то, что предложение остается актуальным, – это большое достижение «Восточного партнерства».
Чехия: скептицизм неотъемлем, как пиво
В Чехии национализм почти никогда не был столь острым, как в соседних странах, например, Польше или Словакии. Тем удивительнее тот факт, что, по данным социологического агентства MEDIAN, проводившего накануне 10-летия вступления в ЕС опросы в Чехии и Словакии, среди чехов куда сильнее недоверие к Евросоюзу как к «институту, который ограничивает национальный суверенитет». В Чехии положительно оценивают членство страны в ЕС 37% опрошенных, скорее отрицательно – почти столько же, 35%, остальные не определились. В Словакии совсем иная картина: хвалят Евросоюз 51% респондентов, ругают – только 27%.
Президент Чехии Милош Земан и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу поднимают флаг ЕС на Пражском Граде. Апрель 2013 года
Социологи предполагают, что больший еврооптимизм словаков связан с более успешным развитием их страны в последнее десятилетие: с 2003 года объем ВВП Словакии вырос на 75%, в то время как Чехии – лишь на 50%. Однако чешский депутат Европарламента Либор Роучек склонен видеть и политическую подоплеку того, что происходит с общественным мнением в его стране:
– В Словакии, за редкими исключениями, политические партии – проевропейские, при этом они способны добиться от Европы максимума для своей страны. А у нас годами благодаря евроскептикам из Гражданской демократической партии (праволиберальная партия, правящая в 1992-1997 и 2006-2013 годах. – РС) народу рисовали Европу в черных тонах, а наше членство в ЕС представляли как невыгодное, хотя это неправда.
То, что Евросоюз принес Чехии немало выгод, доказывает и статистика. Газета «Днес» перечисляет, на что пошли средства, полученные Прагой в виде дотаций Евросоюза. Всего реализовано 53 тысячи различных проектов, создано более 75 тысяч рабочих мест, построено 1800 километров автомобильных и 300 километров железных дорог, приобретено 565 транспортных средств для городского общественного транспорта, отреставрировано 186 памятников истории и культуры… Объем иностранных инвестиций в чешскую экономику с 2004 года вырос в 2,5 раза – в основном за счет вложений капитала из других стран Евросоюза. Всё это впечатляет, но, как признают журналисты «Днес», от пребывания в Евросоюзе чехи ожидали большего: «ЕС принес инвестиции, однако жизнь улучшается довольно медленно». Отсюда, видимо, и скептические настроения.
Политический обозреватель Чешского радио Либор Дворжак склонен видеть в неоднозначном отношении своих соотечественников к ЕС отражение определенных черт национального характера:
Многие чехи воспринимают далекую от них брюссельскую бюрократию как слишком дорогую и не всегда понятную обузу
– Достаточно просто посмотреть на многие наши города, даже небольшие, на то, как они расцвели за этих 10 лет, чтобы понять, что принес Евросоюз по крайней мере в сфере повседневной жизни и благополучия. Однако чехи в принципе большие скептики, поэтому иногда можно услышать даже такие радикальные заявления, что, мол, нынешний Брюссель – это подобие Москвы во времена Варшавского договора. Многие чехи воспринимают далекую от них брюссельскую бюрократию как слишком дорогую и не всегда понятную обузу. Но сейчас, когда мы видим агрессивную политику путинской России, это укрепляет большинство людей во мнении, что наше место – только в ЕС и в НАТО. Потому что если бы этих организаций не было, нам бы сейчас было просто опасно. Но вообще будет любопытно посмотреть, какое количество избирателей придет в конце мая на выборы в Европарламент. Обычно их доля невысока. Но это не только чешская, а общеевропейская тенденция: люди пока ставят национальные интересы и проблемы выше европейских.
– Может ли на отношение чешского общества к Евросоюзу повлиять тот факт, что из политики ушел бывший президент страны Вацлав Клаус, который был одним из самых видных критиков ЕС в Европе?
– Думаю, да. С одной стороны, уход Клауса, с другой – приход нынешнего президента Милоша Земана (при всей неоднозначности этой фигуры), выступающего за более активное участие Чехии в делах ЕС, скорее всего, изменят ситуацию.
– А как вообще столь небольшая страна, как Чехия, может добиться того, чтобы ее голос был слышен в Европе?
– Для этого есть, в частности, региональные механизмы. Особенно «Вышеградская четверка», в которую вместе с нами входят наши ближайшие соседи во главе с Польшей. Вот так, совместными усилиями, можно добиваться реализации наших интересов, – считает политический обозреватель Чешского радио Либор Дворжак.
Венгрия: непокорный Орбан, недовольный Брюссель
В вопросе об отношении к Евросоюзу Венгрия находится где-то посередине: здесь евроскептиков не больше, чем в целом по Европе. А тех, кто с доверием относится к руководящим органам Евросоюза, даже чуть больше: 36% по сравнению с 31% в среднем по ЕС. Такие данные недавно опубликовал венгерский центр политических исследований «Републикон», который в 2013 году проводил исследования в этой области. Но среди стран Центральной и Восточной Европы только Чехия обгоняет Венгрию по количеству евроскептиков.
При этом евроскептицизм для Венгрии – понятие новое. Десять лет назад настроение венгров, вступающих в Евросоюз, было совсем иным. Рассказывает ведущий политолог центра «Републикон» Чаба Тот:
– Вера венгров в Европейский союз традиционно сильная, это характерно для большинства «молодых» членов ЕС. В начале прошлого десятилетия показатель доверия зашкаливал, люди позитивно смотрели на возможность вступить в Евросоюз. В последние же года четыре евроскептицизм заметно усилился.
Виктор Орбан разворачивает политику Венгрии на восток. Переговоры с Владимиром Путиным в Москве, январь 2014 года
У этого процесса две причины. Первая в том, что практически во всех странах, где Евросоюз становится актуальной темой внутренней политики, евроскептицизм растет. Если раньше была абсолютная «евроэйфория» и существовал консенсус, что Евросоюз – это хорошо, то сейчас, когда выясняется, что в процессе интеграции кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, эта тема становится все более релевантной и близкой людям. Тут-то и выявляются все несогласия.
А вторая причина в том, что венгерские политики начали эксплуатировать европейский вопрос. В риторике правящей партии Фидес появились ноты скептицизма по отношению к Евросоюзу. И это отношение, разумеется, передается и их избирателям, – говорит венгерский политолог Чаба Тот.
Один из главных негативных факторов, которые венгры ощутили на себе, это кризис сельского хозяйства. Пытаясь соответствовать строгим европейским квотам, венгерская агропромышленность не выдержала давления нахлынувшего в страну экспортного товара. За последние десять лет в Венгрии закрылись как минимум 7 сахарных предприятий. Большие супермаркеты – «Ашан», «Теско» – завозят овощи и фрукты из-за рубежа: это дешевле, чем покупать у местных производителей. В результате венгерские агропромышленные фирмы, особенно некрупные, одна за другой закрываются. Город Ашотхалом, например, на юге Венгрии, еще 20 лет назад был цветущим садом, там выращивали фрукты и овощи. Но с приходом Евросоюза все изменилось, рассказывает мэр города Ашотхалом Ласло Тороцкаи:
– На территории нашего города традиционно располагались сотни гектаров фруктовых садов и овощных плантаций. Однако сейчас этого нет: Евросоюз снизил закупочные цены, и местные производители не смогли выжить в новых условиях. Европейский союз хочет увести венгерскую экономику с аграрного пути. А Венгрия всегда была сельскохозяйственной страной. Наш город располагается на границе с Сербией, здесь проходит граница Евросоюза. Очень хорошо видно, как в Сербии продолжают цвести фруктовые сады, а у нас на их месте пустырь. Та же земля, тот же климат, а результат совсем иной.
В отличие от Польши с ее специализацией на мясо-молочной продукции и овощах, венгерские сельхозтовары – фрукты, мед, вино – оказались менее востребованными на европейском рынке, где прочные позиции занимают их французские и средиземноморские конкуренты. В результате на фоне нестабильной экономической ситуации в Венгрии усилилась антиевропейская риторика политиков. Партия «Фидес», которая только что одержала победу на парламентских выборах, и ее лидер, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан любят рассуждать о том, что у Венгрии особый путь, провозглашая политику «выхода на восток». В ее рамках, например, пересматриваются отношения с Россией: правительство Орбана заключило с ней договор о строительстве новых блоков атомной электростанции «Пакш».
Виктор Орбан весьма успешно создает себе образ заботливого отца венгерского народа, который защищает страну от нападений с разных сторон. Причем это касается не только венгров, живущих на родине: правительство Орбана узаконило право на получение гражданства этническими венграми, проживающими за пределами страны. На недавних парламентских выборах «метод Орбана» доказал свою эффективность: за «Фидес» проголосовали 95% этнических венгров за рубежом.
Своенравная политика венгерского премьера вызывает критику в Брюсселе
Неудивительно, что своенравная политика венгерского премьера вызывает критику в Брюсселе. За последние четыре года несколько громких скандалов омрачили отношения ЕС и Венгрии. Все они казались изменений в венгерском законодательстве, которые члены Европарламента сочли недемократичными. Таким был закон о СМИ, против которого евродепутаты в 2011 году протестовали с заклеенными ртами, а также новая конституция, принятая при Орбане голосами депутатов от его партии.
Но, несмотря на все заявления премьера о борьбе и битве за суверенитет, Будапешт продолжает получать серьезную финансовую поддержку от Брюсселя: за десять лет – более 25 миллиардов евро. Без денег ЕС сегодня не обходится практически никакое крупное строительство. Из них, в частности, была построена новая линия будапештского метро и обновлен исторический центр города.
По мнению политолога Чабы Тота, для улучшения отношений Будапешта и Брюсселя нужны две предпосылки:
– Во-первых, Евросоюзу следует понятнее объяснять, в чем состоят преимущества членства в ЕС для Венгрии. Например, многие не знают, сколько проектов осуществляется сегодня за счет европейского финансирования. А во-вторых, венгерским политикам необходимо найти общий язык с Брюсселем – ведь случается, что в адрес Венгрии звучит несправедливая критика со стороны европейских властей. Это только увеличивает евроскептические настроения в стране. Я думаю, что рациональный диалог, построенный на фактах, а не на эмоциях, поможет улучшить двусторонние отношения.
В Турции возмутились опросниками о членстве в ЕС для Украины, Молдавии и Грузии
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
В мире
13.04.2022 20:47
Поделиться
Полина Ардашова
Турция снова осталась за бортом Евросоюза: по данным турецкого издания En Son Haber, Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Оливер Вархели вручил министрам иностранных дел Грузии и Молдовы опросники о членстве в единой Европе. Ранее председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен передала аналогичный документ президенту Украины Владимиру Зеленскому. Заполнение опросников формально позволяет начать обсуждение о членстве Украины, Молдовы и Грузии в Евросоюзе.
Новость вызвала волну возмущения среди турецких интернет-пользователей. «Турция должна немедленно отменить свою заявку на членство в ЕС. Что это за издевательство? Болгария в ЕС, Грузия в ЕС, все слева и справа от тебя в ЕС, один ты — нет». «Да, конечно, Грузия же в самом центре Европы находится, она просто обязана стать членом Евросоюза!» «Не забудьте про Малайзию, Индонезию, Филиппины и Тайвань!»
Комментаторы были недовольны тем, что Брюссель идет навстречу другим странам, в то время как Турция продолжает оставаться лишь «привилегированным партнером». Они высказали предположение, что подобные действия Евросоюза — попытка расширить свои границы вплоть до России.
Подобную реакцию легко объяснить: Анкара ожидает окончательного решения о членстве в ЕС больше 23 лет. Еще в 1999 году на саммите в Хельсинки ей присвоили статус «страны-кандидата». Это стало причиной бурных дискуссий среди европейских лидеров. Одни ожидали, что вступление Турции откроет новые экономические перспективы, другие, напротив, выражали обеспокоенность религиозными и культурными отличиями между турками и европейцами. В итоге страны-члены нашли выход в том, чтобы активно развивать экономические и политические отношения с Турцией, отложив принятие решения о ее вступлении в Союз. Специалист по истории Турции доцент Института стран Азии и Африки МГУ Павел Шлыков так охарактеризовал «РГ» этот процесс: «Лидеры ЕС, с одной стороны, не торопятся окончательно снимать вопрос о продолжении переговоров об интеграции, с другой — стремятся в полной мере использовать существующий потенциал партнерства с Анкарой в самых разных сферах».
Анкара ждет решения о членстве в ЕС больше 23 лет
Отказывая Турции в полноценном членстве, Евросоюз продолжает максимально использовать связи с Анкарой. После начала спецоперации России, когда был поднят вопрос о членстве Украины в ЕС, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал Брюссель как можно быстрее включить Турцию в состав Евросоюза. Но до сих пор не получил никакого ответа. В то время как руководство Евросоюза призывает к вступлению в объединение совершенно другие страны.
Российская газета — Федеральный выпуск: №81(8729)
Поделиться
ТурцияУкраинаМолдавияГрузияЕвропейский союзРасширение ЕС
Возраст для голосования на европейских выборах | Epthinktank
Согласно действующему законодательству ЕС, государства-члены ЕС могут свободно устанавливать свой минимальный национальный возраст для голосования на европейских выборах.
© Rawf8 / Adobe Stock
Автор Рафал Манько.
Согласно действующему законодательству ЕС, государства-члены ЕС могут свободно устанавливать свой минимальный национальный возраст для голосования на европейских выборах. Этот возраст установлен на уровне 16 лет в Австрии, Германии и на Мальте, 17 лет в Греции и 18 лет в остальных государствах-членах. В Бельгии граждане ЕС могут, после недавнего изменения, подать заявку на голосование на европейских выборах с 16 лет.
Действующий закон
Правила, применимые к европейским выборам, основаны на сочетании общих принципов, установленных в Европейском законе о выборах 1976 года с поправками, внесенными Решением Совета 2002/772, и различных национальных правил, реализующих эти принципы. В соответствии со Статьей 8 Закона о европейских выборах Государства-члены могут устанавливать минимальный возраст для голосования в своем национальном законодательстве.
Предложение
В мае 2022 года парламент внес предложение о постановлении Совета о выборах членов Европейского парламента (депутатов Европарламента) прямым всеобщим голосованием, которое заменит существующий Европейский закон о выборах от 1976 (2022/0902 (приложение)). Целью предложения является гармонизация ряда правил, применимых к европейским выборам, включая возраст для голосования . Согласно преамбуле 17 предложения, «единый согласованный возраст для голосования… должен быть введен во всем Союзе , чтобы обеспечить равенство и избежать дискриминации ». Статья 4(1) предложения устанавливает возраст 16 , но допускает исключения для «существующих конституционных постановлений, устанавливающих минимальный возраст для голосования 18 или 17 лет». Для вступления в силу регламенту требуется единогласное одобрение Совета и одобрение всех государств-членов в соответствии с их конституционными требованиями.
Рисунок 1 – Возраст для голосования в государствах-членах
Голосование лиц моложе 18 лет
Европейские выборы 2024 года будут регулироваться Европейским законом о выборах 1976 года. В Бельгия закон, принятый в 2022 году, Граждане ЕС, проживающие в Бельгии, в возрасте от 16 до 18 лет, могут голосовать на европейских выборах после подачи запроса в муниципалитет своего проживания. В Германии закон, принятый в начале 2023 года, снизил возрастной ценз на европейских выборах с 18 до 16 лет. В 2018 году Мальта Конституция устанавливает стандартный возраст для голосования, в том числе для европейских выборов, на уровне 16 лет. В Греции возраст для голосования установлен на уровне 17 лет. В 2007 году Австрия установила стандартный возраст для голосования на уровне 16 лет. Государства-члены, возраст для голосования – 18 лет. 18, 16 по запросу
900 57 18
Таблица 1 – Правовые основы установления возраста для голосования на европейских выборах в ЕС-27
Прочитайте эту краткую заметку о «Возрасте для голосования на европейских выборах» на страницах Аналитического центра Европейского парламента.
Рубрики: Институциональные и правовые вопросы, ПУБЛИКАЦИИ
Теги: Кратко, Кратко EPRS, Демократия ЕС, Европейские выборы 2024, Европейский Союз, Институциональное и парламентское право, организация выборов, Рафал Манько
Исследовательская служба членов
Основная задача Исследовательской службы членов состоит в обеспечении того, чтобы все члены Европейского парламента получали анализ и исследования по вопросам политики, касающимся Европейского Союза, чтобы помочь им в их парламентской работе.
Европейский союз | Страница страны | Мир
21 июня 2023 г.
21 июня 2023 г. Хьюман Райтс Вотч вместе с 26 другими организациями призвали законодателей ЕС установить строгие правила в отношении политической рекламы, сохранив при этом четкий акцент на платной рекламе, не нарушающей право на свободу слова, защиту данных или неприкосновенность частной жизни.
Права детей
14 июня 2023 г.
Комментарий
Новые законы ЕС о цепочке поставок чрезмерно зависят от самосертификации
Опубликовано в:
EUobserverБеженцы и мигранты
9 июня 2023 г.
Отправки
Новое миграционное соглашение ЕС усилит страдания на границах
Экономическая справедливость и права
6 июня 2023 г.
Отправки
Миграционная паранойя ставит под угрозу схему торговли и развития ЕС
Отчет
Снятие задержания
Международные альтернативы задержанию иммигрантов
Отчет
Frontex не может защитить людей на границах ЕС
Усиление мер безопасности имеет жизненно важное значение по мере расширения пограничного управления
Отчет
Италия: несовершенная программа регуляризации мигрантов
Возможность извлечь уроки на будущее
Отчет
Греция/ЕС: доставить бездомных Мории в безопасное место
Необходимы коллективные европейские действия для мигрантов, застрявших на Лесбосе
Письмо
Письмо о верховенстве закона и правах человека во время председательства Испании в ЕС
Письмо
Письмо правительствам ЕС о реформе ВСП
Заявление
ЕС: необходимы строгие правила для политической рекламы
Заявление
ЕС не должен быть замешан в гибели людей на море
Организации призывают положить конец нарушениям прав на границах Европы
Комментарий
Новые законы ЕС о цепочке поставок слишком зависят от самосертификации
Письмо
НПО призывают Европейский совет сохранить права человека в основе отношений ЕС с Китаем
Отправки
Новое миграционное соглашение ЕС усилит страдания на границах
Правительства прокладывают путь для дальнейшего злоупотребления
Leave a Reply