основные принципы и отличия от других стран
157
Екатерина Максимова
«Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно». Конфуций
За прошедшие годы система образования в Китае претерпела значительные изменения, поскольку правительство проводит политику и реформы, направленные на повышение ее качества и доступности. Система основана на ряде принципов, которые отличают ее от других стран.
Принципы системы образования Китая
Одним из ключевых принципов системы образования в Китае является ее высокая степень централизации, при этом правительство играет важную роль в регулировании и надзоре за системой. Правительство устанавливает учебную программу, определяет стандарты преподавания и оценки, а также выделяет ресурсы школам и университетам.
Другой принцип заключается в том, что система является высококонкурентной, поскольку студенты стремятся получить высокие оценки и преуспеть на экзаменах, чтобы обеспечить поступление в лучшие университеты и престижную работу. Это привело к тому, что большой акцент был сделан на механическом обучении и запоминании, а не на критическом мышлении и творчестве.
Система образования в Китае также высоко структурирована, с акцентом на дисциплину и порядок в классе. Ожидается, что учащиеся будут следовать строгим правилам и придерживаться строгого графика занятий и внеклассных мероприятий.
Отличия от других стран
Существуют различия между системой образования в Китае и другими странами, такими как Соединенные Штаты. Например, в то время как американская система делает упор на широкое гуманитарное образование, китайская система уделяет большее внимание науке и технике.
Еще одним ключевым отличием системы образования в Китае от других стран является акцент на стандартизированном тестировании. В Китае большое внимание уделяется экзаменам и контрольным баллам, особенно для старшеклассников, которые готовятся к вступительным экзаменам в колледж, известным как Гаокао. Напротив, системы образования в других странах могут уделять больше внимания другим формам оценки, таким как эссе, проекты и презентации. Также может быть сделан больший акцент на индивидуальном обучении и более широком спектре предметов, выходящих за рамки только математики и естественных наук.
Что касается высшего образования, то система в Китае высококонкурентна, и студенты должны сдать строгий вступительный экзамен, чтобы поступить в ведущие университеты.
Существенным отличием системы образования в Китае от других стран является уровень централизации. Китайское правительство играет важнейшую роль в регулировании и надзоре за системой образования, включая разработку учебной программы, стандартов преподавания и оценки, а также выделение ресурсов школам и университетам. Напротив, многие другие страны имеют более децентрализованные системы образования с большим местным контролем над учебными планами и оценкой.
Существуют также культурные различия, которые влияют на систему образования в Китае по сравнению с другими странами. Например, в китайской культуре делается сильный акцент на уважении к авторитету и дисциплине, что находит отражение в системе образования.
В целом, система образования в Китае отражает акцент страны на дисциплине, порядке и упорной работе.
Улучшите свой китайский перед экзаменом HSK
Подготовьтесь к экзамену HSK с опытным носителем китайского языка! Пройдите интенсивные курсы и уверенно сдайте экзамен.
Подготовка к HSK с носителем китайского языка
Индивидуальные курсы с опытным преподавателем для подготовки к сдаче экзамена HSK. Запишитесь уже сегодня!
Опытный носитель языка
Наши преподаватели — носители китайского языка с многолетним опытом преподавания.
Индивидуальный подход
Программа обучения с учетом ваших индивидуальных потребностей и уровня знания языка.
Гибкий график занятий
Выбирайте время для занятий и совершенствуйте китайский язык в комфортной обстановке.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Ответы на популярные вопросы для абитуриентов и студентов: как поступить в
учебное заведение, как выбрать специальность, какие экзамены сдавать и
многое другое.
Популярность образования в Китае
Китай открыл двери для иностранных студентов в начале 2000-х годов. Именно тогда Министерство образования и Коммунистическая партия КНР разработали совместный План популяризации китайского языка и китайской культуры во всем мире. Стержневая идея плана заключается в том, чтобы близлежащие страны, по алгоритму Советского Союза, а также страны мира знали китайский язык. Это значительно облегчило бы рост внешнеэкономических и торговых связей КНР.
Самим китайцам по природе иностранные языки даются очень сложно. Поэтому и было принято решение о популяризации китайского языка за пределами страны. Были запущены программы государственного финансирования этого плана, и иностранные студенты огромными потоками поехали в Китай учиться.
В настоящее время практически во всех учебных заведениях Китая есть иностранные студенты, так как большая часть китайских ВУЗов является государственной.
Согласно статистике, количество иностранных студентов растет ежегодно.В разрезе этих цифр 50% от общего количества иностранных студентов составляют студенты из Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Сингапура, Индонезии и так далее. В 2019 году в Китае училось 19239 россиян и 11784 студентов из Казахстана.
Обучение в Китае также привлекает иностранцев сравнительно низкой оплатой обучения. Если сравнивать стоимость обучения даже с Чехией или Польшей, учеба в Китае обойдется в три раза дешевле.
Выбор Китая в качестве страны для получения образования определяется и тем, что в России и странах СНГ ощущается дефицит в специалистах, владеющих китайским языком. Китай расширяет границы внешнеэкономического сотрудничества со странами мира, активно финансируя зарубежные проекты. Спрос на профессионалов, владеющих китайским языком и знакомых с китайской историей и культурой, в последнее время заметно вырос и продолжает расти.
Простота поступления учебные заведения Китая
Немаловажной причиной выбора обучения в Китае является относительная простота процесса поступления. Студентам необходимо сначала определиться с направлением учебы, выбрав языковые курсы, колледж, университет, программы бакалавриата или магистратуры.
В случае выборе колледжа студентам нужно только подать документы.
Если же студент выбрал программу бакалавриата на английском языке, ему необходимо сдать TOEFL (от 69 баллов) или IELTS (от 5,5 баллов). Также необходимо иметь относительно успешный аттестат о среднем образовании. Остальные же документы не представляют никакой сложности.
Если же студент выбрал программу бакалавриата на китайском языке, то ему необходимо пройти сначала обучение на годичных языковых курсах и по завершении учебы сдать тестовый экзамен HSK для получения сертификата четвертого уровня из 6 возможных.
В случае выбора программ магистратуры вместо аттестата о среднем образовании студенты подают диплом об окончании университета.
Студенты также могут выбрать форматы обучения на английском или китайском языках.
Если студент выбирает формат обучения на английском языке, то и в этом случае неплохо пройти языковые курсы китайского языка. Не исключена возможность, что студент в дальнейшем предпочтет учебу именно на китайском. Есть и обратный вариант. При поступлении на учебу на китайском языке, можно всегда пройти языковые курсы английского языка. И в дальнейшем продолжить учебу уже на английском.
Система поступления в учебные заведения Китая намного проще, чем если сравнивать с университетами других стран, где есть вступительные экзамены и приёмные комиссии. Китай высоко заинтересован в популяризации китайской культуры, поэтому иностранных студентов здесь принимают с распростертыми объятиями.
Дистанционная форма обучения: онлайн-режим
В настоящее время студенты из-за пандемии, закрытия границ и ограничений в передвижении вынуждены переходить на дистанционную форму обучения. Министерство образования Китая совместно с китайскими учебными заведениями разработало платформу DingTalk, позволяющую иностранным студентам учиться в режиме онлайн. Впрочем, не только для иностранных студентов, — сами китайские студенты также используют сейчас данную платформу для учебы.
Разработка платформы дистанционного обучения позволила сохранить качество учебы для студентов, которые не могут учиться в Китае по причине пандемии. Сохранены все стандарты обучения, поэтому студенты пользуются всеми преимуществами дистанционного образования. Существенным плюсом является и то, что все лекции и учебные материалы можно просматривать и прослушивать по несколько раз. Единственный и существенный недостаток – это отсутствие среды языкового погружения.
Университеты и учебные заведения Китая также всемерно способствуют и поддерживают формат дистанционного образования, чтобы студенты не потеряли интерес к учебе. Увеличены объемы онлайн-часов почти на 20% как на языковых курсах, так и на программах бакалавриата и магистратуры. То есть фактически студенты, оплатив учебу, получают больше часов обучения за ту же самую сумму. Кроме того, для студентов, обучающихся дистанционно, открыт доступ к факультативам по истории и культуре Китая.
В разрезе этих цифр 50% от общего количества иностранных студентов составляют студенты из Юго-Восточной Азии: Японии, Кореи, Сингапура, Индонезии и так далее. В 2019 году в Китае училось 19239 россиян и 11784 студентов из Казахстана.
Обучение в Китае также привлекает иностранцев сравнительно низкой оплатой обучения. Если сравнивать стоимость обучения даже с Чехией или Польшей, учеба в Китае обойдется в три раза дешевле.
Выбор Китая в качестве страны для получения образования определяется и тем, что в России и странах СНГ ощущается дефицит в специалистах, владеющих китайским языком. Китай расширяет границы внешнеэкономического сотрудничества со странами мира, активно финансируя зарубежные проекты. Спрос на профессионалов, владеющих китайским языком и знакомых с китайской историей и культурой, в последнее время заметно вырос и продолжает расти.
Если не смогли найти ответа, тогда воспользуйтесь нашим
онлайн чатом, где персональный
консультант ответит на любой вопрос. Ещё больше ответов можно найти в
разделе
вопросы и ответы.
Наши преимущества
Оказываем комплексное сопровождение для абитуриентов. Прозрачно
рассказываем, как поступить в колледж, школу и университет за рубежом.
Разделенная оплата с гарантией.
Мы оформляем все необходимые документы, предоставляем курсы по подготовке
и полностью ведем диалог с учебным заведением и многое другое. ..
Прозрачность компании
В первом разговоре, мы полностью описываем условия получения частичного или полного гранта, каким критериям должен соответствовать студент для его получения, а самое главное что нужно сделать, что бы его сохранить. В то время, как некоторые компании умалчивают об этом.
О компании
Отзывы реальных студентов
Мы не скрываем наших студентов, а наоборот просим делиться своими впечатлениями. Вы всегда можете написать нашим студентам и задать любые интересующие вас вопросы.
Перейти к отзывам
Ведение клиента от «А» до «Я»
Мы занимаемся не просто подачей документов в Вузы, а оказываем полную поддержку будущему студенту: подача и заверение документов, предоставляем курсы по подготовке к HSK, полностью ведём диалог с Вузом, сопровождаем студентов в Китае, помогаем заселиться в общежитие и многое другое…
Индивидуальная поддержка
Вы можете задавать вопросы на сайте или вступить в чат в Telegram, где находятся как студенты, так и поступающие со всей России и Казахстана
Мы не посредники
В отличии от конкурентов, мы не являемся представителями сомнительных компаний, а напрямую заключаем соглашения с ВУЗами.
Оплата с гарантией
Оплата за услуги компании совершается в два этапа. 50% от стоимости выбранного пакета, после подписания договора, вторые 50% после того, как все условия со стороны компании будут выполнены, а именно при получении документов с университета, об успешном зачислении студента по выбранному направлению.
Высшее образование в Китае. Виды. Перспективные направления
Обучение в университетах Китая становится всё более привлекательным для европейцев. Страна активно развивает экономику и сегодня, по оценкам ООН, МВФ и Всемирного банка, является второй в мире по объёму ВВП. По мнению многих, высокие экономические показатели являются поводом для изучения языка и культуры Китая как будущего влиятельного актора на мировой арене.
Развитие экономики Поднебесной не было бы возможным без инвестиций в науку и образование. В 2003 году для оценки позиций китайских вузов среди учреждений других стран Шанхайским университетом был составлен академический рейтинг университетов мира (ARWU). Объективность результатов, точность метода оценки позволили прояснить положение дел в образовании не только в Китае, но и в других странах, однако именно Китай в результате сделал большой упор на развитие высшей школы.
Сегодня Поднебесная активно привлекает в национальные вузы иностранных студентов, показывая свою открытость миру. В то же время благодаря пониманию перспектив экономического сотрудничества с соседской страной обучение в Китае для русских студентов становится таким же престижным вариантом образования, как и учёба в западных странах. Стечение множества благоприятных обстоятельств способствует ежегодному увеличению потока молодых иностранных мигрантов в Поднебесную.
Виды образования
Высшее образование в Китае соответствует европейской Болонской системе: ступени разделяются на бакалавриат, магистратуру и докторантуру (аспирантуру). Требования к поступающим на эти уровни разные, но, как говорят сами учащиеся, к иностранцам китайские вузы всегда очень расположены. Поэтому, если ваш ребёнок хочет отправиться учиться за границу, обучение в Китае после 11 класса будет отличным вариантом реализации его желания и капиталовложением в будущее.
Высшие учебные заведения Китая подчинены государству, однако единых образовательных программ они не имеют и вольны самостоятельно определять формы подготовки будущих кадров. Часто вузы специализируются лишь на каком-то одной направлении, поэтому можно встретить, например, сугубо технические, гуманитарные, лингвистические и педагогические институты. Соответственно тематике направлений подбираются и курсы, которые в основном читаются на китайском языке. Перед поступлением иностранцу необходимо пройти языковую подготовку, длящуюся около 1 года. На многих программах для иноязычных первый год обучения практически полностью посвящён изучению языка и только со второго года начинается изучение предметов по профессии.
Перспективы обучения
Обучение в Китае для русских открывает широкие перспективы. Поскольку наши страны граничат, а торговые связи с каждым годом увеличиваются, всё больше становятся нужны специалисты внешнеэкономической деятельности, переводчики, торговые агенты со знанием языка и т. д.
Замечено, что учиться в Китай едут чаще люди с гуманитарным складом ума. Немалое количество и тех, кто уже имеет первое высшее образование. Как правило, оно связанно с востоковедением, лингвистикой, культурологией и т. п. Повышение квалификации, получение второго высшего или работа над докторской диссертацией в Китае открывает большие перспективы благодаря не только развитой системе научной подготовки, но и возможности окунуться в другую культуру, познать мир с другой стороны.
Приём документов
Обучение в университетах Китая, как и во многих странах мира, начинается 1 сентября и заканчивается в начале лета. Однако готовиться к поступлению следует заранее.
Чтобы быть зачисленным осенью, необходимо подать документы в период с февраля до конца июня. Для весеннего зачисления документы принимаются с сентября до конца декабря.
Комплект документов для поступления в китайский вуз на программу бакалавриата включает в себя аттестат о среднем образовании, анкету-заявление, медицинскую справку о состоянии здоровья, копии основных страниц паспорта и квитанции за регистрационный взнос.
При поступлении в магистратуру требуются копия диплома бакалавра или специалиста, выписка из зачётной книжки, а также рекомендации (от преподавателей или работодателя).
Условия поступления в докторантуру необходимо уточнять отдельно.
Поступление в иностранный вуз — процесс нелёгкий и требует знания множества процедурных тонкостей. Хотите уверено начать обучение за рубежом, быть спокойны, что выбор вуза, все юридические и организационные действия выполнены правильно? Обратитесь к специалистам компании «Аэровектра»! Мы окажем содействие в подборе университета, сборе документов, взаимодействии с представителями учебного заведения и органами власти. Отправляясь в другую страну, ваш ребёнок будет находился в полной правовой безопасности. Узнать дополнительную информацию можно у наших менеджеров, позвонив по телефонам в Москве: +7 (495) 933-12-36, +7 (965) 308-37-75, Челябинске: +7 (351) 265-90-38, +7 (919) 352-49-17, Тюмени: +7 (3452) 521-507, +7 (982) 921-17-07.
Структура образования в Китае, Китайская структура образования
Образование в Китае направлено на подготовку студентов к мировому рынку труда. Китайские студенты считаются яркими и исключительно талантливыми, и система образования играет в этом важную роль. Китай признает важную роль образования в процессе модернизации. Прогрессирует и развивается также взрослое и послесреднее профессиональное образование. Высшее образование в Китае направлено на то, чтобы дать студентам возможность преуспеть в своей профессии. Такие стратегии, как децентрализация образования, упор на обеспечение качества и аккредитацию, а также развитие различных типов высших учебных заведений, приносят свои плоды. Китай уверенно идет в будущее благодаря своим хорошо образованным и технически сильным работникам. Система образования сыграла в этом огромную роль.
Дошкольное образование предоставляется детям в возрасте от 3 до 5 лет. После этого детей зачисляют в начальную школу. Образование является обязательным в течение первых девяти лет в Китае. Некоторые провинции предлагают 6 лет начального образования, тогда как другие предлагают 5 лет. Затем следуют 3-4 года обучения в неполной средней школе. Только академически настроенные студенты переходят в средние и высшие учебные заведения. Среднее образование делится на академическое среднее образование и среднее специальное/профессиональное/техническое образование. В академическом среднем образовании школьная программа включает основные предметы, факультативы, а также практические занятия. Основные предметы, изучаемые на уровне средней школы, включают гуманитарные науки, английский язык, китайский язык и математику.
Учащиеся старших классов средней школы сдают выпускные экзамены по 9 предметам. Кредитная система используется на уровне средней школы вместе с экзаменами, чтобы сделать учащегося более сильным в учебе. Профессиональное образование предлагается на трех уровнях, а именно: неполный средний, старший средний и высший уровни. Технические школы обычно предлагают программы продолжительностью до 4 лет для подготовки технического персонала. Учащиеся, окончившие неполную среднюю школу, также проходят подготовку для должностей, требующих навыков работы и производства.
Университеты, научно-исследовательские институты, колледжи, медицинские институты и военные учреждения — вот некоторые из вариантов получения высшего образования в Китае. На уровне бакалавриата есть младшие колледжи, которые предлагают курсы продолжительностью от 2 до 3 лет. Они известны как колледжи «короткого цикла». Некоторые колледжи также предлагают 4-летние программы. Дипломные программы доступны в университетах. Для получения степени бакалавра требуется от 2 до 3 лет дополнительного обучения после получения диплома.
На каждом этапе в высших учебных заведениях проводится вступительный экзамен, который студент должен сдать для перехода на следующий уровень образования. Таким образом, студенты, имеющие степень бакалавра, должны сдать вступительные экзамены, чтобы поступить в аспирантуру. Поступление в докторантуру. программы также требует прохождения вступительного экзамена. Магистерские программы рассчитаны на 2-3 года, тогда как докторские программы рассчитаны на 3 года. Некоторые университеты также предлагают совместные программы магистратуры и докторантуры.
Программы высших учебных заведений предлагаются как по профессиональным, так и по академическим предметам. Китайские высшие учебные заведения включают обычные колледжи или университеты, колледжи или университеты для взрослых и частные университеты. Продолжительность обучения по программам бакалавриата составляет 4 года для предметов, отличных от медицины, инженерии и других подобных тем. В то время как большинство городских университетов предлагают дипломы продолжительностью от 2 до 3 лет, некоторые учреждения, такие как Даляньский университет и Шэньянский университет, также предлагают 4-летние дипломные программы. Университеты для взрослых включают рабочие университеты и заочные колледжи. Колледжи и университеты для взрослых находятся в ведении местного правительства.
Для получения более подробной информации см. Министерство образования Китайской Народной Республики
Чем отличается образование в Китае от образования в других странах?
Инновации — важнейший компонент национальной мощи. Это побуждает страны разрабатывать новые продукты или методы производства, которые способствуют экономическому прогрессу и позволяют государствам решать транснациональные проблемы, такие как изменение климата и глобальные кризисы в области здравоохранения. Способность страны развивать свой инновационный потенциал зависит от ее внутренней системы образования. Хорошо образованная рабочая сила играет важную роль в технологических и научных открытиях, которые могут вывести государства на вершину глобальной экономики, все более основанной на инновациях. Эта потребность особенно актуальна для Китая, поскольку его лидеры стремятся поднять китайскую экономику вверх по глобальной цепочке создания стоимости.
Начальное и среднее образование
Стремясь содействовать устойчивому развитию, китайские лидеры стремились улучшить качество образования и расширить доступ к нему по всей стране. Самая заметная государственная политика, Закон об обязательном девятилетнем образовании 1986 г. , призывала к достижению «двух основ» ( лянцзи ): всеобщему зачислению детей школьного возраста (6-15 лет) и полной грамотности среди детей младше возраст 20 лет. Другие меры были сосредоточены на пересмотре национальной учебной программы и совершенствовании программ подготовки учителей.
Однако доступ к образованию в Китае остается неравномерным. Учащиеся, рожденные в богатых семьях, как правило, имеют больший доступ к высококачественному образованию, чем учащиеся из малообеспеченных семей. Данные Национального бюро статистики показывают, что городские жители Китая имеют почти трехкратное преимущество в доходах по сравнению с их сельскими коллегами. Система регистрации домохозяйств ( hukou ) еще больше увеличила этот разрыв в развитии, ограничив внутреннее передвижение людей. Политика финансирования образования, требующая, чтобы местные органы власти несли частичную ответственность за финансирование школ, усугубила эту проблему, оставив менее богатые районы без достаточных ресурсов для оплаты труда квалифицированных учителей, приобретения необходимых учебных материалов и содержания школьных помещений.
Миграция из сельской местности привела к закрытию деревенских школ, что привело к сокращению числа китайских начальных школ с 668 685 в 1995 г. до 201 377 в 2014 г.
Грамотность является базовым показателем доступа к образованию. Высокий уровень грамотности служит основой для улучшения доступа к информации и непосредственно повышает способность человека вносить свой вклад в жизнь общества. По состоянию на 2011 год Китай практически ликвидировал неграмотность среди молодежи и граждан среднего возраста, что является знаковым достижением для страны с самым большим населением в мире. Тем не менее провинциальные вариации выявляют незавершенность поступательного развития Китая. Богатые города, такие как Пекин и Шанхай, сообщили об уровне грамотности в 2014 г. (98,52 процента и 96,85 процента), что сопоставимо с показателями развитых стран. С другой стороны, уровень грамотности в Тибете в том же году составлял всего 60,07 процента, что приближает его к слаборазвитым странам, таким как Гаити и Замбия.
Региональные различия в доступе к образованию становятся более очевидными при рассмотрении средней продолжительности обучения на одного учащегося. Чтобы оценить роль образования в оценке экономического развития и качества жизни, Организация Объединенных Наций рассчитывает Индекс образования (EI) как часть ежегодно публикуемого Индекса человеческого развития (HDI). EI рассчитывается на основе среднего и ожидаемого количества лет обучения и колеблется от 0 (отсутствие образования) до 1 (теоретически идеальное образование). Значения EI сильно различаются по Китаю. В 2014 г. у Пекина был высокий EI 0,854, что близко к Исландии (0,853), стране ОЭСР, занимающей шестое место по индексу человеческого развития. EI самый низкий в Тибете, чье значение 0,45 по сравнению со значениями EI по всему миру помещает его в нижние 20 процентов.
Индекс образования по уровню доходов
Уровни доходов соответствуют классификации развития Всемирного банка, в которой для расчета уровней развития используется ВНД на душу населения (метод Атласа).
Урбанизация преувеличила региональные различия в доступе к образованию. Перемещение людей из сельских районов в городские в пределах Китая в поисках возможностей трудоустройства и более высокой заработной платы является одной из крупнейших внутренних миграций в истории человечества. Миграция из сельской местности вынудила закрыть сельские школы, что привело к сокращению числа китайских начальных школ с 668 685 в 1919 году.с 95 до 201 377 человек в 2014 году. Сельские мигранты заполонили рынок труда в городских центрах, включая Пекин и Шанхай, так что рабочие-мигранты составляют примерно одну треть всей рабочей силы Китая. Эти перемещения населения способствовали переполнению классных комнат, что может привести к еще большей нагрузке, поскольку ожидается, что число детей рабочих-мигрантов, проживающих в крупнейших городах Китая, будет увеличиваться на 1,5 миллиона в год.
Более развитым регионам удалось компенсировать большую часть этого демографического сдвига. Некоторые из наиболее густонаселенных районов Китая выгодно отличаются от городов США по соотношению числа учеников и учителей. Среднее количество учеников на одного учителя в начальных и средних школах Пекина и Шанхая составляет 15:1 и 14:1 соответственно. Для сравнения, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе соотношение учеников и учителей начальной и средней школы составляет 15:1 и 21:1 соответственно. В китайских классах также меньше учеников на одного учителя, чем в среднем по миру как в начальной, так и в средней школе.
Менее развитые в экономическом отношении регионы часто страдают от миграции квалифицированных учителей в более развитые районы страны и не имеют достаточных средств для найма и надлежащей подготовки инструкторов. Несмотря на в целом более низкий уровень плотности населения, чем в городских районах, ограниченные экономические ресурсы проявляются в меньшем количестве менее квалифицированных учителей на одного учащегося. В провинции Гуанси, например, соотношение учеников и учителей начальной и средней школы составляет 20:1 и 24:1. Эти модели отражены в менее развитых регионах по всему миру. Согласно отчету Организации Объединенных Наций за 2013 год, подростки, проживающие в сельских районах развивающихся стран, с меньшей вероятностью будут иметь доступ к учреждениям с благоприятным соотношением учеников и учителей. В Индии недостаточное финансирование привело к тому, что соотношение учеников и учителей начальных и средних школ в стране составило 29.:1 и 34:1 соответственно.
Самые высокие и самые низкие доходы в провинциях Китая (2015 г.) | ||||
---|---|---|---|---|
Ранг | Провинция | ВВП на душу населения (номинальный доллар США) | ППС (международные $) | Плотность населения (на кв. км) |
1 | Тяньцзинь | 17 334 | 30 611 | 1 086 |
2 | Пекин | 17 064 | 30 136 | 1 195 |
3 | Шанхай | 16 560 | 29 245 | 3 630 |
Медиана | – | 6 899 | 12 183 | 267 |
29 | Гуйчжоу | 4 792 | 8 463 | 197 |
30 | Юньнань | 4 658 | 8 227 | 117 |
31 | Ганьсу | 4 201 | 7 419 | 60 |
Источник: IMF-WEO |
Чтобы устранить эти диспропорции, центральное правительство внедрило политику перераспределения финансирования образования. В Национальном плане среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования (2010–2020 гг.) установлены амбициозные цели для начального и среднего образования. В плане подчеркивается необходимость стимулировать научные и технологические инновации за счет развития кадровой базы Китая. Заявленные цели включают универсализацию дошкольного образования и совершенствование системы обязательного девятилетнего образования за счет «рационального распределения» ресурсов и оказания «особой поддержки» менее удачливым.
Местные органы власти также принимают меры для устранения неравенства в доступе к образованию. Шэньчжэнь отменил плату за обучение, а Шанхай предложил легальный статус и финансирование для детей-мигрантов. Министерство образования пообещало бороться с произвольными сборами, которые позволяют некоторым семьям отправлять своих детей в лучшие школы за пределами родной провинции учащегося. Кроме того, в 2006 году китайское правительство приняло Закон об обязательном образовании, чтобы активизировать местную реформу, что побудило такие города, как Ухань, разработать политику, позволяющую детям-мигрантам, проживающим в городских районах, посещать местные школы без необходимых городских условий. 0023 хукоу .
Высшее образование
Высшее образование, обычно понимаемое как обучение после окончания средней школы, поддерживаемое университетами, техническими учебными заведениями, общественными колледжами и исследовательскими лабораториями, имеет важное значение для конкурентоспособности страны в глобальной экономике, все более ориентированной на инновации. За последнее десятилетие Китай добился значительных успехов в развитии высшего образования: количество учебных заведений более чем удвоилось, а государственные расходы увеличились с 52,66 млрд долларов в 2003 году до 311 млрд долларов в 2014 году.85 Project, инициативы, направленные на повышение стандартов исследований и развитие rencai (талантливых людей), еще раз демонстрируют усилия, которые китайское руководство прилагает для модернизации системы образования страны.
Однако в настоящее время качество китайских университетов отстает от других стран. Всемирный рейтинг университетов Times Higher Education за 2016-2017 гг. , авторитетный лондонский университетский рейтинг, включает только два китайских вуза в число 100 лучших университетов мира. Университеты Пекина и Цинхуа заняли 29-е место.th и 25th соответственно, среди 978 высших учебных заведений, представленных в мировом рейтинге. Для сравнения, исследование показало, что в Соединенных Штатах находятся пятнадцать из двадцати лучших университетов мира. Рейтинги университетов, публикуемые Shanghai Ranking Consultancy, также отражают это разделение. Университеты Цинхуа и Пекина занимают 58 90 173 90 174 и 71 90 173 90 174 место в глобальном сравнении консалтинговой компании. 3 rd и 4 th национальных университетов Китая, Чжэцзян и Фудань, не попали в первую сотню.0003
Лучшие университеты Китая очень избирательны. Пекинский университет не публикует информацию о своих показателях приема, но считается, что абитуриенты из Пекина имеют шансы на зачисление 0,5%, что в 40 раз выше, чем у абитуриентов из других регионов страны. При глобальном сравнении низкий уровень приема в Пекинский университет свидетельствует об исключительно конкурентоспособном характере высшего образования в Китае. Два самых уважаемых высших учебных заведения в мире в Соединенных Штатах, Гарвардский университет и Стэнфордский университет, имеют уровень приема около 5 процентов. В Соединенном Королевстве Оксфордский университет и Кембриджский университет имеют уровень приема более 17 процентов.
Структура национального процесса приема еще больше усугубляет это неравенство. Претенденты на поступление в колледжи связаны своим hukou (регистрация домохозяйства) и сдачей gaokao, Национального вступительного экзамена в высшие учебные заведения Китая. Ежегодно университеты устанавливают квоты на прием абитуриентов из каждой провинции. Учебные заведения выделяют наибольшее количество мест абитуриентам из родной провинции учебного заведения, а на оставшиеся места, как правило, предпочтение отдается городским жителям из других мест. Следовательно, учащиеся из сельских или малообеспеченных китайских провинций часто должны набирать значительно более высокие баллы по 9-й шкале.0023 gaokao , чем их коллеги с городским hukou , чтобы поступить в то же учреждение.
Китай и Индия обеспечивают почти половину (46,4 процента) мировых 6,4 миллионов степеней бакалавра естественных и технических наук.
Китайские университеты, как правило, подразделяются на четыре уровня, при этом уровень 1 включает университеты, предназначенные для получения значительного финансирования от центрального правительства для развития Китая в качестве исследовательского центра мирового класса. Отсечка gaokao баллов ( fenshuxian ), необходимых для поступления на каждый уровень, определяются ежегодно, но шансы студента на зачисление обычно зависят от сложности gaokao , университетских квот, академических интересов и их hukou . Большое количество учреждений уровня 1 сосредоточено в богатых муниципалитетах и провинциях, что означает, что они получают больше государственного финансирования, чем их коллеги с более низким рейтингом. В частности, пять из десяти лучших университетов Китая расположены в Пекине и Шанхае.
Показатели зачисления в высшие учебные заведения также отражают резкий разрыв в уровне образования в Китае между городом и деревней. На национальном уровне чуть более четверти населения страны студенческого возраста обучается в высших учебных заведениях. Шанхай, один из самых богатых муниципалитетов Китая, может похвастаться уровнем зачисления в 70 процентов, в то время как в таких провинциях, как Гуанси, уровень зачисления ниже 20 процентов. Аналогичная тенденция проявляется при сравнении стран по всему миру. В высокоразвитых странах Северной Америки и Западной Европы уровень охвата высшим образованием составляет в среднем около 75 процентов. И наоборот, в развивающихся регионах Центральной Азии чуть более четверти населения имеет высшее образование.
Присужденные университетские степени бакалавра | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Китай | США | Европейский Союз* | |
2000 | 495 624 | 1 254 618 | 1 077 459 | |
2005 | 1 465 786 | 1 456 401 | 1 264 903 | |
2010 | 2 590 538 | 1 668 227 | н/д | |
Источник: NSF | ||||
*Совокупные значения из Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании |
Многие из тех, кто учится в китайских университетах, получают ученые степени в области науки и техники. Согласно Отчету о показателях науки и техники за 2016 год, Китай и Индия предоставляют почти половину (46,4 процента) из 6,4 миллиона мировых степеней бакалавра науки и техники (S&E). Согласно прогнозам, к 2030 году на эти две страны в совокупности будет приходиться две трети глобального прироста выпускников S&E. Для сравнения, на Европейский союз и США приходится 11,5% и 90,2 процента, соответственно, от глобальной доли выпускников S&E.
Этот поток выпускников S&E может создать собственные проблемы для Китая, поскольку он стремится перейти к экономике, ориентированной на потребителя. Совместное исследование Университета Цинхуа и Фудань выявило разрыв между предложением Китая и его потребностью в высококвалифицированной рабочей силе. В частности, в западных провинциях не хватает навыков в таких областях, как исследования и разработки и капитальные операции , а в восточных провинциях не хватает квалифицированных технических работников. Более того, высококвалифицированные работники часто ищут возможности в одних и тех же городах, что может привести к избытку соискателей на определенном рынке. В 2013 году система высшего образования предоставила больше высококвалифицированных работников, чем требовалось экономике, в результате чего уровень безработицы среди молодых специалистов более чем в три раза превысил средний показатель по стране. Уровень образования, опережающий требования рынка, характерен не только для Китая. В Южной Корее недавние выпускники сталкиваются с высококонкурентным рынком труда с ограниченными возможностями трудоустройства, что вынуждает некоторых студентов задерживаться в университете.
Развитие высококвалифицированной внутренней рабочей силы имеет решающее значение, поскольку Китай стремится перейти к инновационной экономике. Как указано в Национальном среднесрочном и долгосрочном плане развития талантов (2010-2020) , , центральное правительство обязалось улучшить координацию между высшим образованием и требованиями рынка труда. Кроме того, он направлен на создание научно-исследовательских баз высшего образования в центральных и западных провинциях, увеличение расходов на человеческие ресурсы с 10,75 до 15 процентов ВВП и повышение уровня охвата высшим образованием в стране до 40 процентов к 2020 году.
Leave a Reply