система высшего обучения для русских и белорусов
Эстония – небольшое государство, численность населения немного переваливает за 1 млн жителей. Столица – Таллин, именно здесь сосредоточено образование в Эстонии. Здесь располагается большинство ВУЗов и колледжей.
Содержание
- Особенности системы образования в Эстонии
- Дошкольное
- Школьное
- Высшее
- Процесс поступления в университет
- Входное требование
- Требования к языку
- Периоды приема / сроки
- Поступление для россиян и других иностранцев
- Медицинское для абитуриентов из СНГ
- Бесплатное высшее для русских и других иностранцев
- Легализация и признание диплома в Эстонии
- Как устроено дистанционное обучение
- Топ-4 лучших эстонских университетов
- Тартуский
- Таллинский
- Таллинский технический
- Академия музыки и театра
- Университет Норда
- Эстонская Бизнес Школа
- Таллиннский технологический институт
- Стоимость обучения в Эстонии
- Стоимость жизни
- Жилье
- Еда
- Транспорт
- Работа во время учебы в Эстонии
- Перспективы и возможность трудоустройства
Особенности системы образования в Эстонии
Программа образования в Эстонии, как и во многих других государствах, построена из нескольких ступеней. Процесс регулируется Конституцией государства, Актом защиты детей и Актом об образовании. Главный закон страны гласит, что каждый гражданин имеет право на получения знаний, вне зависимости от расы и национальности. Эстония, как и многие другие державы, придерживается международных стандартов.
Учёба в Эстонии проходит по следующие ступеням:
- дошкольная ступень;
- школа;
- высшее образование в Эстонии;
- послевузовская ступень.
Каждая ступень имеет свои особенности.
Дошкольное
Можно выбрать любое учреждение дошкольного образования, в котором есть места. Место жительства не имеет значения. Занимать очередь нужно как можно раньше. Необходимо обратиться в местный муниципалитет, подать заявление с документами. распределение происходит так:
- сначала места отдают тем детям, которые проживают в районе, в котором находится детский сад;
- потом тем детям, чьи родители работают в этом районе;
- если останутся свободные места, прочим детям.
Детские сады находятся на попечении государства, но родители оплачивают пребывание и питание. Есть частные сады, попасть в них проще. Язык – преимущественно эстонский. Если ребёнок его не знает, начинает учить в качестве второго языка. По окончании детского сада выдают карту готовности к школе, в которой прописываются успехи ребёнка на ниве дошкольного образования.
Школьное
Обучение в Эстонии в школе делится на 3 ступени:
- первая – начальная школа с 1 до 3 класс;
- вторая – с 4 по 6 класс;
- третья ступень – с 7 по 9 класс.
Каждый год выставляются итоговые оценки, на их основании ребёнка переводят в следующий класс. Тем школьникам, которые не успевают освоить программу за учебный год и, как следствие, имеют плохие годовые оценки, назначают дополнительные занятия во время летних каникул.
По окончании 9 классов школьник выдают документ. Если 9 классов закончены только на отлично – диплом отличника. Если иначе – вкладыш с оценками. Чтобы продолжить обучение дальше, нужно закончить 9 классов, как минимум, с удовлетворительными оценками. Потом есть 3 варианта на выбор:
- можно продолжить школьное образование в гимназии;
- поступить в учебное заведение, дающее среднее профессиональное образование.
Стандарты для приёма в гимназию устанавливаются Министерством образования в зависимости от количества желающих.
Высшее
Система образования в Эстонии по высшей ступени – одно из лучших в мире. Полученные дипломы признаются во всём мире, нет необходимости подтверждать квалификацию. Национальный язык сложен для восприятия и обучения, поэтому иностранным поступающим доступны программы на английском языке. Но эстонский язык обязателен для обучения в Эстонии. Поэтому тем студентам, которые осваивают программы на английском языке, национальный язык преподают каждый день.
Обучение по высшим стандартам в государстве делится на 3 ступени:
- бакалавриат – 3 года обучения;
- магистратура – 2 года обучения в Эстонии;
- докторантура – от 3 лет, в зависимости от выбранной специальности.
Процесс поступления в университет
ВУЗы делятся на 2 типа – университеты Эстонии и прикладные учебные заведения. Обучение проходит так:
- Первая ступень – получение знаний в прикладном учебном заведении. Данную ступень проходят все обучающиеся – кто желает стать магистром и не желает. Обучение длиться 3-4 года, медсёстры и акушеры обучаются чуть дольше – 4,5 года. Цель прохождения данной ступени – закрепление знаний, полученных в школе или среднем профессиональном учебном заведении, получение навыков для дальнейшей работы по выбранной специальности. После обучение можно поступить в магистратуру.
- Вторая ступень – магистратура. Цель обучения – закрепить знания, полученные во время обучения в баклавриате. Продолжительность – около 2 лет, в зависимости от выбранной специальности. Получение степени магистра даёт возможность поступления в докторантуру.
- Докторантура – обучение для получения учёной степени. Это ступень послевузовского образования.
Входное требование
Чтобы поступить в ВУЗ на программу бакалавриата, нужно иметь действительный диплом об окончании средней школы. Такое требование предъявляется только эстонским абитуриентам, с поступающим из других стран иные требования.
Чтобы поступить в магистратуру, необходимо иметь хороший диплом бакалавра (то есть, без 3, только 4 и 5). Для поступления в докторантуру – хороший диплом магистра.
Требования к языку
Чтобы поступить в эстонский ВУЗ, необходимо предоставить сертификат о знании английского языка. Подходят сертификаты международных языковых курсов – IELTS, TOEFL. Но некоторые учебные заведения могут устраивать собственные экзамены на определение уровня знаний английского языка.
Минимальный уровень для допуска к внутренним испытаниям по языку:
- 5 в IELTS;
- 70 в TOEFL (IBT).
Эстонский язык придётся изучать. Занятия проходят каждый день. Даже если обучающийся осваивает программу обучения на английском языке, без знания национального языка он не сможет принимать участия в студенческих мероприятиях, не сможет выезжать на тематические экскурсии.
Периоды приема / сроки
Сроки приёма заявлений устанавливает сам университет. Чтобы узнать точные даты подачи заявки по конкретному направлению, необходимо перейти на официальный сайт выбранного учебного заведения, и получить актуальную информация на будущий учебный год. По разным направлениям в одном и том же ВУЗе могут быть разные даты приёма заявок. По общему правилу, заявки на поступление принимаются с апреля по август, но каждый ВУЗ определяет самостоятельно более «узкие» временные рамки.
Поступление для россиян и других иностранцев
Абитуриенты из России, Белоруссии, иных стран бывшего СССР и СНГ имеют право на поступление в эстонские ВУЗы. Обучение в Эстонии для русских начнётся с поступления. Необходимо предъявить аттестат о полном среднем образовании, то есть, об успешном окончании 11 классов. Необходимо доказать, что абитуриент имеет право на поступление в российский ВУЗ.
Из-за пандемии бумажный документооборот заменён на электронный. Документы для поступления следует направлять через систему SAIS. Чтобы стать абитуриентом нужно направить с помощью этой системы комплект документов, в который входит:
- Заявление – бланк скачивается с официального сайта ВУЗа, заполняется либо на английском, либо на эстонском языке.
- Диплом о наличии среднего профессионального образования.
- Если абитуриент поступает сразу же после окончания российской школы, нужно приложить аттестат об окончании 11 классов.
- Сертификат на знание английского языка.
- Цифровая копия действующего заграничного паспорта.
- Мотивационное письмо – необходимо дать знать руководству учебного заведения, почему именно заявителя необходимо принять на учёбу.
- Резюме – здесь нужно описать свои достижения в учёбе на родине. Можно указать выигранные конкурсы и олимпиады по предметам.
Руководство учебного заведения имеет прав назначить заявителю дополнительные испытания. Необходимо получить визу типа D.
Медицинское для абитуриентов из СНГ
Выходцы из других стран могут поступить на медицинский факультет в эстонский ВУЗ. Основное преимущества – относительно низкая стоимость, по сравнению с другими странами, а диплом дополнительно подтверждать не нужно.
99% врачей, работающих в государстве или за границей, но с эстонским дипломом, закончили Тартуский университет. Здесь приём заявок на медицинский факультет осуществляется в зимний период. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте ВУЗа.
Бесплатное высшее для русских и других иностранцев
В державе предусмотрено бесплатное образование, но получить бюджетное место непросто. Абитуриенты из других стран, ровно, как и эстонские, могут претендовать на получение стипендии и грантов. Предоставляются учебными заведениями или фондами. Выдаются за успехи в учёбе. Подробную информацию можно получить на официальном сайте выбранного высшего учебного заведения.
Уникальную программу получения знаний с оплатой из бюджета предоставляет Нарвский колледж при Тартуском университете. Иностранный абитуриент может поступить в ВУЗ на бюджетное отделение, если он в течение учебного года будет обучаться в колледже, учить эстонский язык. При успешном окончании учебного года можно поступить на бюджетное отделение университета.
Легализация и признание диплома в Эстонии
У этого Прибалтийского государства заключён договор с Латвией, Литвой, Украиной и Китаем об легализации документов об образовании. Абитуриенты из этих стран могут дополнительно не подтверждать свои дипломы и аттестаты – достаточно перевести на эстонский или английский язык. Некоторые учебные заведения принимают документы на русском языке, так как это второй язык в стране.
Абитуриенты из других стран, включая Россию (не касается молодых людей из ЕС), обязательно должны заверить перевод документа о полученных на родине знаниях одним из следующих способов:
- подписью руководителя учебного заведения, в котором был выдан документ об образовании, и «живой» печатью;
- в нотариальной конторе – это способ самый распространённый;
- апостиль.
Решение о эквивалентности принимает приёмная комиссия. Если возникает вопросы, ответственный сотрудник отправляет запрос в международную организацию по признанию документов. Рассмотрение заявки происходит в течение 30 дней. Абитуриента уведомляют письменно обо всех принимаемых решениях.
Как устроено дистанционное обучение
Во время карантина многие учебные заведения и ВУЗы государства перешли на дистанционное обучение. Некоторые институты и университеты обучали студентов на собственных платформах. В большинстве случаев, учёба велась по Skype или посредством иных платформ.
Можно поступить в эстонский университет, колледж или институт по системе дистанционного образования. Подробности есть на официальном сайте выбранного учебного заведения. Здесь представлены программы для самостоятельного изучения, платформы для прослушивания лекций и участия в семинарах, контактные сведения для связи с преподавателем. Такое обучение стоит дешевле очного, но большую часть времени обучающийся самостоятельно изучает дисциплины, а потом сдаёт промежуточные итоги.
Топ-4 лучших эстонских университетов
В список входит несколько учебных заведений, дающих фундаментальные знания по некоторым дисциплинам и направлениям.
Тартуский
Основан в 1632 году. Здесь преподают множество дисциплин. Кампусы есть в нескольких городах по всей стране. Готовят медиков, специалистов по ИТ, экономики.
Таллинский
Основан в 1919 году. Здесь обучается около 10,5 тысяч студентов. Основное направление- гуманитарные и социальные науки.
Таллинский технический
Один их ведущих ВУЗов не только Прибалтики, но в Европе. Сегодня здесь обучается порядка 14 тысяч студентов, из 600 – граждане других стран. В состав входят 8 факультетов.
Академия музыки и театра
Основана в 1919 году. Специализируется только на музыкальных и искусствоведческих науках. Обучается порядка 700 студентов, 100 из них – иностранцы. Отбор довольно жёсткий.
Университет Норда
Государственный университет, основан в 2016 году. В год здесь обучается порядка 16 тысяч студентов, в том числе из других стран.
Эстонская Бизнес Школа
Частный ВУЗ, располагается в Таллине. Здесь можно обучаться на ступени бакалавриата, магистратуры и докторантуры.
Таллиннский технологический институт
Единственный ВУЗ в Эстонии, обучающий студентов по техническим дисциплинам. Основан в 1918 году. Имеет в 2 колледжа в других городах государства.
Стоимость обучения в Эстонии
Иностранные студенты – бюджетники в Эстонии практические не встречаются. Выходцы из России могут получить платное образование. Стоимость зависит от выбранного учебного заведения, направления обучения и гражданства. Студенты из стран ЕС платят за учёбу меньше, чем российские.
Можно попасть в эстонский ВУЗ по программе обмена или получить грант за выдающиеся заслуги в учёбе. Средняя стоимость обучения для иностранных студентов составляет от 1700 до 7500 евро в год. «Популярные» специальности (медики или юристы) стоят около 11 000 евро в год.
Проживание несколько дешевле, чем в других европейских странах.
Стоимость жизни
Жить в Эстонии несколько дешевле, чем в других странах Европы. Уложиться можно в 500 евро в месяц. Ежемесячные траты зависят от города, в котором будет жить студент. Самая дорогая жизнь в Таллине – столице государства.
В стоимость жизни входит аренда жилья, транспорт, еда и прочие нужды.
Жилье
Бесплатное жильё в Эстонии для студентов не предоставляется – стоимость коммунальных услуг довольно высока. Многие ВУЗы предоставляют студентам общежитие. Аренда комнаты в общежитии для студентов стартует с отметки в 100 евро.
Некоторые студенты вскладчину снимают жильё. Двухкомнатная квартира в пригороде Таллина обойдётся при 300 – 400 евро, в зависимости от условий проживания. Проживают по 2 – 4 студентов. Но такие траты могут позволить себе те, кто уже подрабатывает и желает вести самостоятельную жизнь, иногда в паре.
Подрабатывать студены могут без дополнительных разрешений. Охотно принимают на работу иностранцев. В течение полугода после окончания учёбы можно устроиться на работу к эстонскому работодателю, и остаться в стране на легальных основаниях.
Еда
Питаются студенты самостоятельно. В зависимости от места проживания и привычек в еде, в месяц уходит примерно 150 – 230 евро. Если покупать продукты самостоятельно и готовить тоже самостоятельно, то выходит чуть дешевле, чем питаться в студенческой столовой или в заведениях общепита.
Но готовить в общежитиях нельзя, только вскипятить чайник. Оборудованных кухонь, как в российских общежитиях, нет. Питаться самостоятельно можно, только арендуя жильё.
Транспорт
Студенты, как и прочее население, пользуется общественным транспортом. Данный сегмент экономики довольно развит, поэтому можно легко добраться из одной точки страны в другую. Студенческие общежития, в большинстве случаев, располагают в пешей доступности от ВУЗа.
Если студенты снимают квартиры, то выбор места проживания не ограничен. Поэтому можно выбрать квартиру так, чтобы добираться на транспорте. Тогда нужно приготовить порядка 30 – 50 евро в месяц на проездные. Если передвигаться на такси, то нужно большая сумма.
Работа во время учебы в Эстонии
Студенты могут работать. Никто их в этом праве не ограничивает. Главное условие – чтобы подработка не мешала учёбе и никак на ней не отражалась. Дополнительного разрешения у руководства ВУЗа спрашивать не нужно.
Студентов принимают на работу официантами и разносчиками еды. Можно выбрать любой график, работать несколько часов день, чаевые никто не отбирать не будет. Чаевые и составляют основной доход на такой работе.
Можно также устроиться грузчиком или кассиром в супермаркет. Но здесь сложнее с выбором времени для работы. Поэтому выбор мест для трудоустройства невелик. Но работа есть постоянно, потому что на должностях официантов и разносчиков еды постоянная текучка кадров.
Некоторые заведения общепита, кафе или рестораны принимают студентов в качестве помощников на кухне. Но это довольно тяжёлый труд, и есть сложности с выбором графика работы. Работать, в большинстве случаев, нужно по вечерам и до поздней ночи, что может негативно отразиться на учёбе. Поэтому студенты не спешат занимать такие вакансии.
Главное условие для успешного трудоустройства – владение эстонским языком! Даже знания английского не помогут найти подработку. Нужен только эстонский.
Перспективы и возможность трудоустройства
Сегодня в Эстонии активно развивается сфера ИТ-технологий, поэтому найти работу в этой области несложно, но нужно иметь диплом эстонского учебного заведения.
Политика государства такова, что мигрантам устроиться на работу довольно сложно. Местные работодатели, при равных шансах, отдают место гражданину страны, нежели выходцу из России или Украины. «Обойти» кандидата на вакансию может также студент из страны, входящей в зону ЕС.
Также сложно найти мигранту, если он закончил только бакалавриат. Можно идти учиться дальше, тогда шансы на хорошее место возрастают. Академическую карьеру в эстонских ВУЗах проще построить, зная национальный язык. Поэтому стоит уделить внимание изучения, даже имея высокий уровень английского.
Образование в стране находится на высоком уровне. Полученный диплом не нужно по международным стандартам. Главное – выучить национальный язык.
Школьное образование в ЭстонииRUSIMM
Финская система школьного образования признана одной из лучших в мире. Мне, как и большинству посетителей сайта, привычна российская система. Территориально Эстония расположилась где-то между этими странами. А как же на деле? Похожи эстонские школы на финские? Или больше напоминают образовательные учреждения СНГ?
Tallinna Kuristiku Gümnaasium
Сразу стоит упомянуть, что школьное образование в Эстонии доступно на двух языках. Несмотря на то, что государственный язык здесь только один – эстонский, учиться можно как на эстонском, так и на русском. Во многих русскоязычных школах есть классы языкового погружения — Keelekümblus, где русскоязычных детей обучают на эстонском языке по адаптированной программе.
Тем не менее, если ребёнок идёт в русскоязычную школу, эстонский он также изучает с первого класса. Фактически это обучение начинается раньше — в русскоязычных садах дети посещают уроки эстонского с трёх лет. На курсах подготовки к школе, как правило, эстонский тоже преподают.
По мере взросления ребенка в русскоязычной школе увеличивается количество часов обучения на эстонском языке. К старшим классам уже 60% предметов преподают на государственном языке.
Ниже я расскажу о школах Эстонии на примере Таллина, поскольку проживаю именно в эстонской столице.
Учебник эстонского языка для русскоязычной школы
Сколько детей в классе?
В этом вопросе Эстония ближе к России, чем к Финляндии. В классе обычно 25-30 человек, иногда и больше, меньше же — редкость. Конечно, если речь не идёт о малонаселенном пункте или малом классе (об этой форме обучения речь пойдет немного ниже). В одной параллели может быть 5-7 классов. Чуть меньше детей в классах погружения, обычно 18-24. В некоторых частных школах в классе учится до 15 человек и, но есть и те, где по 30 учеников с первого класса.
Tallinna Lasnamäe Gümnaasium
Когда в школу?
Большинство детей идёт в первый класс в 7 лет. Есть возможность пойти в 6, но это немного сложнее, чем в России. Если на 1 октября учебного года ребёнку не исполнится 7 лет, необходимо доказать, что ему не рано становиться учеником. Дети, посещающие сад, берут справку о готовности к школе в детском саду. Этот документ в электронном виде подписывает директор учреждения, если педагоги согласны с этим решением. Далее надо заполнить отдельное ходатайство в отдел образования, прикрепить справку, и тогда появится возможность подать заявление о приеме в первый класс. Если же ребёнок не посещал дошкольное учреждение, придётся пройти комиссию в отделе образования, в которую входят учителя и психологи.
Выбираем школу заранее
Сейчас в большинстве таллинских школ классы полностью укомплектованы. В параллели может быть 5 и больше классов. Не всегда есть возможность попасть в желаемое учебное заведение. Большинство школ принимают детей по месту жительства. Иногда формирование этих округов весьма своеобразное. Например, рядом с домом может быть две школы: в 500 метрах и в 1,5 километрах. И этот дом может относиться ко второй. Бывает и такое, что часть одного многоквартирного дома относится к одному участку, а часть — к другому.
Подача заявлений в школы Таллина осуществляется в электронном виде либо лично в департамент образования с 1 по 15 марта. Можно выбрать до трёх школ в порядке приоритета. Но, скорее всего, место дадут с учетом двух критериев: адрес и язык обучения. Бонусом к зачислению может быть тот факт, что у ребенка в желаемой школе учится брат или сестра. Это надо обязательно указать в комментарии к ходатайству.
Кто-то из родителей пытается пойти на хитрость, и ближе к первому классу регистрирует ребенка поближе к «хорошей» школе. Обычно это не помогает – департамент смотрит на сроки проживания. Как объяснили в администрации одной из школ, в первую очередь берут тех, кто живет у школы с рождения. Отметили, что иногда детей так много, что попадают лишь те, кто был зарегистрирован до трех лет.
Несколько школ города также принимают часть учеников на конкурсной основе вне зависимости от места жительства. Экзамены не всегда просты, конкурс может составлять 5 человек и больше на одно место. Для участия в экзамене также требуется предварительная регистрация. Обычно шансы пройти чуть выше у тех, кто посещает подготовительный класс этой школы. Здесь все просто — совпадение программ обучения и экзаменации. В подготовительный класс необходима предварительная запись, и не стоит затягивать, если школа «рейтинговая». Например, в таллинском русском лицее в 2017-2018 годах было 13 подготовительных классов примерно по 18 человек.
Tallinna Linnamäe Vene Lütseum
Тем, кто не подал онлайн-заявление со списком желаемых школ, учебное заведение будет определено по месту проживания. После 20 мая отдел образования начинает рассылать по электронной почте письма с предложением школы.
Если вариант устраивает, родители должны подойти в администрацию школы до 10 июня. Если нет — есть возможность после 11 июня лично прийти в желаемое заведение, чтобы узнать о наличии свободных мест в первом классе. Остаётся вариант и частной школы. Но многие из таких школ небольшие, и места могут быть распределены заранее. Некоторые частные школы разыгрывают места в лотерее, другие же объявляют конкурсный набор.
Вероятность сменить школу в течение учебного года зависит от места проживания. В густонаселенных районах Таллина, например, в Ласнамяэ, в середине года почти невозможно найти место в русскоязычной школе для первоклашки. Если переход в другую школу необходим, а мест нет, то следует обратиться в департамент образования по электронной почте или телефону.
Сроки обучения
Обучение в основной школе Эстонии, как и в России, длится 9 лет. А вот дальше есть одно отличие. Старшие классы, их в Эстонии называют гимназией, — это три года обучения. Таким образом, ребёнок учится 12 лет. Поступает в школу в 7, заканчивает около 19.
В начальной школе дети учатся три года. Как и в России, уроки в «началке» ведёт один учитель кроме дополнительных языков, физкультуры, музыки.
Vene keel, eesti keel, inglise keel… Или языки
При обучении на русском языке, как уже говорилось, ребёнок изучает эстонский с первого класса. Английский вводится во втором классе, но многие школы предлагают кружок английского уже с первого. В Таллинне есть немецкая гимназия, французский лицей, английский колледж и еврейская школа, где в обязательном порядке добавляются соответствующе языки.
Частная финская школа предлагает обучение на финском языке. Две частных школы обучают на английском – международная школа Эстонии и международная школа Таллина.
Учебники русскоязычной школы
Обучение в школах проходит по государственной программе, составлены планы как для эстоноязычных, так и для русскоязычных школ. Есть частные школы, которые составили альтернативную программу, но, тем не менее, экзамены в будущем придется сдавать по единому образцу. Этот момент стоит учитывать, если отдаете ребенка в школу с необычным подходом к процессу.
Особые дети
Многие школы современного Таллина оборудованы для детей с особенностями. В некоторых из них есть пандусы, лифт.
Есть интересная форма обучения — малые классы, в которых учится одновременно 3-4 ребёнка. В этих классах, например, обучают детей с гиперреактивностью и синдромом дефицита внимания. Индивидуальное обучение (один ребёнок в классе) возможно как по обычной, так и по упрощенной программе. Есть и специализированные школы, где обучение проходит только в малых классах.
Сейчас в Эстонии набирает популярность программа KiVa — kiusamisvaba kool или школа без травли. Организация проводит лекции для детей о равенстве. Действия KiVa направлены на предотвращение буллинга в школах.
В крупных школах есть психологи, логопеды и спецпедагоги. Для некоторых детей может быть назначен персональный помощник.
Как выглядит эстонская школа
Большинство школ были построены на закате советский эпохи, поэтому здания не особо отличаются от тех, что можно увидеть в России или Украине.
Для того, чтобы попасть в школу, надо приложить пластиковый ученический билет. На входе в школу сидит охранник, а каждого посетителя записывают в журнал и выдают пропуск.
Как и в России, в некоторых школах есть бассейны.
Стадион лицея
Гардеробы больше похожи на те, к которым мы привыкли. В муниципальных школах это просто ряды вешалок с крючками. Каждый ряд соответствует определенному классу. В частных школах встречаются индивидуальные шкафчики как в США.
Пятерка, A или сердечко?
Система оценивания может отличаться в зависимости от школы. Например, некоторые эстоноязычные школы ставят только «зачёт» или «незачёт» в начальных классах. Зачастую в первом классе оценок нет, детям рисуют картинки: звёздочки, сердечки, цветочки, солнышки – на что фантазии хватит. Со второго класса могут оценивать латинскими буквами (обычно от A до F)или по привычной нам пятибальной системе.
Оценки можно увидеть в электронном и обычном (печатном) дневнике. В электронный дневник учитель также вписывает домашнее задание, замечания, уведомляет о мероприятиях, администрация сообщает общешкольные новости.
eKool — электронный дневник (имена ребенка и педагогов удалены)
В первом классе «домашка» не рекомендована. Чаще всего она есть. Объемы зависят от школы. Но неоднократно слышала мнение, что в русскоязычных школах на дом задают больше.
Большая часть учебников издана эстонскими издательствами, авторы – местные специалисты. Иногда в русскоязычных школах дополнительно используются российские пособия. Часть учебников на русском составляется отдельно русскоязычными авторами, часть – перевод эстоноязычных книг. Интересны учебники по чтению и литературе для русскоязычных школ: в них встречаются как тексты русских классиков, так и переводы сочинений эстонских писателей. Без произведений зарубежных авторов тоже не обходится.
Учебник чтения
Не проспи!
В большинстве школ обучение начинается между 8 и 9 утра. Ученики первого класса обычно освобождаются около 12 часов, второклашки — уже в 13-14 часов. В частных школах перерывы между уроками больше, вводятся прогулки, поэтому дети уже в первом классе могут учиться до 14:30 и дольше.
В государственных школах урок длится 45 минут, перемены – от пяти до двадцати. В одну из больших перемен дети обедают в столовой. Время обеда зависит от того, в каком классе учится ребёнок. Обычно в школе есть платная группа продлённого дня для учеников начальных классов.
Каждый пропуск и опоздание отображается в электронном дневнике – eKool. Если родители не известили учителя заранее, то можно увидеть «пропуск без причины». Добавить причину могут родители, из профиля ребенка это сделать невозможно.
Рабочая тетрадь по английскому языку в русскоязычной школе
После уроков
Школы Эстонии стремятся к финской практике обучения с максимальным использованием практических навыков. Поэтому ученики регулярно устраивают концерты, выставки, ярмарки в школах во время учебного дня. Не забывают в школах и о поездках в театры и музеи, библиотеки.
В учебной программе также предусмотрены дни дистанционного обучения. В такой день детям поручается интересное задание со смыслом. Например, подготовить поделку из эко-материалов, приуроченную к празднику.
Что касается выпускных, то здесь всё на усмотрение школьников и родителей. Но, опять же, многие замечают, что в русскоязычных школах празднуют выпускные с бОльшим размахом. Например, окончание начальной школы могут отметить круизом в Хельсинки с посещением парка аттракционов.
Финансовый вопрос
Обучение в муниципальных школах бесплатное (включая питание). За охрану, краску, обои и прочее мы также не платим. Книги в библиотеке выдаются бесплатно. Продлёнка и часть кружков идут за дополнительную плату, как и курс подготовки к школе.
Частная школа обойдётся в среднем около 200€ в месяц без учета оплаты учебников, дополнительных кружков, продленки и питания в продлёнке. Есть варианты и за 150, и за 600, но большинство школ выставляет ценник в районе 200.
Родительский комитет на добровольной основе может собирать деньги на подарки детям и учителям один или два раза в год, другие траты обычно не приветствуются.
При поступлении ребенка в первый класс город выплачивает пособие 160€, когда ребёнок переходит во второй, семья получает ещё столько же.
Многие школы имеют свою форму, которая приобретается отдельно. Комплектация может быть разной, но чаще всего это жилетки, кардиганы, рубашки-поло. Несколько школ выбрали отличительной особенностью шапочки с логотипом школы.
На мой взгляд, эстонская образовательная система больше похожа на российскую. Некоторые частые школы берут пример с Финляндии, отправляя в Хельсинки учителей на курсы повышения квалификации. Пока эта идея нова, и требует значительных доработок. С каждым годом изменения всё сильнее ощутимы, но пока разница ощутима, и эстонские школы – это эстонские. Со своей уникальной системой, где семья решает, на каком языке и в какой обстановке будет учиться ребенок. Новаторства не стоит недооценивать: классы погружения – это уникальная система, помогающая русскоязычным детям адаптироваться к реалиях современной Эстонии. Малые классы помогают особым детям с интеграцией, а организация KiVa следит, чтобы никто из детей не страдал от несправедливого обращения. Какие-то их этих моментов могли бы перенять и российские школы. Как всегда, необходимы обмен опытом и взаимодействие.
Наталья Сахон
эстония, таллинн, таллин, образование, школа, образование за рубежом, учеба, обучение, русский язык, эстонский язык, estonia, eesti, relocation, move, expats, переезд:
Уроки лучшей школьной системы Европы
Как это делает Эстония: Уроки лучшей школьной системы Европы
Ссылки специальных возможностей
Перейти к содержимому
Поиск в The Times и The Sunday Times
Еще из The Times и Sunday TimesПросто нажмите «Исследовать».0004
Ученики со своими роботами и средствами обучения виртуальной реальности в школе Судалинна в Таллинне. Эстония входит в тройку лидеров по чтению, математике и естественным наукам. семь а учителя используют виртуальную реальность, чтобы оживить географию, химию, историю и языки. Согласно Программе международной оценки учащихся, проводимой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в этом крошечном бывшем советском государстве лучшая система образования в Европе.
Несмотря на относительно низкие расходы на образование, Эстония входит в число лучших стран мира по всем трем направлениям, по которым оцениваются 15-летние: чтение, математика и естественные науки. Его школы также лучше всех продвигают справедливость, а эстонские ученики являются одними из самых счастливых в ОЭСР. Технологии — один из секретов успеха. Эстония, или электронная Эстония, как она любит себя называть, считает себя страной стартапов, и 99% государственных услуг предоставляются онлайн. Существуют электронные удостоверения личности, а также онлайн-голосование, и правительство заблаговременно инвестировало средства, чтобы все школы имели доступ к устройствам и хорошему интернет-соединению.
Большинство учеников используют электронные расписания, и экзамены постепенно переводятся в онлайн. Большинство домашних заданий и школьных тестов задаются в цифровом виде, что снижает количество оценок для учителей. Существует также национальная онлайн-библиотека с более чем 20 000 образовательных ресурсов, которая называется «e-Schoolbag».
В то время как углубленные занятия, такие как робототехника, начинаются в возрасте семи лет, эстонские ученики поощряются находить области, которые им интересны
TOM JACKSON FOR THE TIMES
Предпринимательский дух пронизывает всю систему. Школы обладают высокой степенью автономии, и директора школ вольны решать, как организовать жизнь учеников и формировать учебную программу. Регулярных проверок нет. Школы оцениваются каждые три года с помощью онлайн-тестов для учеников, и власти вмешиваются только в случае возникновения проблемы. «Мы доверяем нашим учителям, а наши учителя обладают значительной автономией», — заявила комиссии Лийна Керсна, министр образования и исследований.
Учителя чувствуют себя способными выполнять свою работу, и в Эстонии их почти в два раза больше на одного ученика, чем в Англии. Они проводят меньше времени в классе, чем большинство учителей в странах ОЭСР, а это означает, что у них больше времени для подготовки к уроку и профессионального развития. Все школьные учителя имеют степень магистра, а воспитатели детских садов — первую степень.
Объявление
Дети в Эстонии не ходят в школу до семи лет, но по закону они имеют право на место в детском саду с 18 месяцев. Детские сады сильно субсидируются, поэтому родители никогда не платят более 20% минимальной заработной платы (менее 500 фунтов стерлингов в месяц). По окончании детского сада дети получают карточку готовности к школе с описанием их навыков и развития. Тех, кто нуждается в поддержке, направляют к специалисту, например к логопеду, до того, как они начнут формальное образование.
В «базовой школе», которая длится с семи до шестнадцати лет, большое внимание уделяется инклюзивности. Школьные обеды бесплатные, как и транспорт, учебники и экскурсии. Классы смешанные, и ученики обычно не делятся на группы. Студенты, которые борются или имеют проблемы с поведением, забираются на индивидуальное обучение или обучение в небольших группах. В большинстве школ есть собственный психолог, и проводится общенациональное обследование для оценки психического здоровья учеников и учителей. Исключения практически не встречаются.
• «С самого раннего возраста это стремление к экзаменам, экзаменам и экзаменам»: мнение учеников
• «Они как шестеренки в гигантском колесе, штампующие результаты»: родители ‘ просмотр
Спонсируется
• Ричард Брэнсон: Я бросил школу, и мы по-прежнему убиваем креативность и риск
Большинство молодых людей остаются в системе образования, пока им не исполнится 19 лет. Около 25 процентов поступают в профессиональные учебные заведения и остальные переходят в более академические гимназии. Ожидается, что все сдадут школьный аттестат, и если они не сдадут, они могут сдать его снова.
Керсна объяснил, что учебная программа отходит от «знания и понимания» к «реализации, анализу, синтезу и оценке» с более тесным сотрудничеством по предметам. Особое внимание уделяется решению проблем, критическому мышлению, ценностям, гражданственности, предпринимательству и цифровой компетентности: качествам, которые, по словам работодателей, им нужны.
По окончании школьной карьеры учащиеся официально оцениваются только по трем предметам: эстонскому языку, математике и иностранному языку (большинство из них выбирают английский язык), но учебная программа намного шире.
Advertisement
Ученики в возрасте до 19 лет обязаны изучать гуманитарные науки и науки. Учащиеся должны выполнить междисциплинарный творческий проект, чтобы закончить основную школу, и исследовательский проект, прежде чем они закончат среднюю школу. Музыка, спорт, драма и искусство включены в учебную программу.
Андреас Шлейхер, директор по образованию ОЭСР, сказал: «В Эстонии ни у кого не было бы термина «внеклассная деятельность». Для них это учебная программа».
Политика исключена из образования. У Эстонии есть образовательная стратегия до 2035 года, которая пользуется широкой межпартийной поддержкой. «Это проблема, если каждый раз, когда приходит правительство, у него есть свой план и он хочет все изменить», — сказал Гунда Тайр, глава отдела международной оценки страны. «Образование — это то, что требует времени».
Новейший международный центр образования: Эстония
ТАРТУ, Эстония. Большинство педагогов и политиков могут перечислить список международных центров образования: Корея, Сингапур, Япония и Финляндия.
Но в списке есть еще один незамеченный член: Эстония. Даже когда педагоги со всего мира стекаются в Финляндию, чтобы открыть для себя ее волшебную формулу, Эстония, до которой всего два часа на пароме, не вызывает такого же интереса.
Ситуация может измениться, если страна останется на восходящей траектории. В 2012 году 15-летние эстонские школьники заняли 11-е место по математике и чтению и шестое по естественным наукам из 65 стран, участвовавших в международном тесте, в котором сравниваются образовательные системы разных стран мира (так называемая Программа международной оценки учащихся, или PISA). .
В дополнение к победе над западными странами, такими как Франция и Германия, и фактически сравняв Финляндию по математике и естественным наукам, Эстония также имела наименьшее количество слабых учеников во всей Европе: около 10 процентов по математике и чтению и 5 процентов по естественным наукам.
Эти цифры заметно отличаются от показателей Соединенных Штатов, которые по-прежнему находятся в середине списка по всем трем предметам. Более четверти школьников в США плохо успевали по математике. Но мало кто задается вопросом, какие важные уроки мы можем извлечь из успеха Эстонии. На самом деле, многие американские исследователи и преподаватели утверждают, что сравнение Соединенных Штатов с какой-либо из наиболее эффективных стран вводит в заблуждение и бесполезно из-за демографических и культурных различий.
Хотя в Эстонии меньше неравенства в доходах, чем в Соединенных Штатах, а страна с населением в 1,3 миллиона человек значительно меньше, балтийская нация также имеет свою долю культурного разнообразия. После обретения независимости от Советского Союза 25 лет назад эстонский язык стал официальным языком и языком школьного обучения. Тем не менее, примерно пятая часть его студентов происходят из семей, которые до сих пор говорят дома по-русски, и они исторически отставали от своих сверстников, говорящих на родном языке, в таких тестах, как PISA.
Показатели Эстонии в PISA не вопреки плохим учащимся; это из-за них. Хотя ученики могут быть из разных слоев общества, эстонские школы дают им очень похожий образовательный опыт. Охватывая студентов любого происхождения и уровня дохода, Эстония преуспела не только на экзаменах, но и в достижении цели, которую, по мнению многих политиков, педагогов и активистов, должны достичь Соединенные Штаты: создание системы образования, основанной на равенстве. Эта идея является пережитком советской эпохи, и страна намерена сохранить ее, даже несмотря на то, что она продолжает решать вопрос о том, как модернизировать свои школы и еще больше сократить и без того небольшой разрыв в успеваемости среди своих учеников.
В результате этого обязательства Эстония показывает результаты PISA не вопреки бедным учащимся; это в немалой степени из-за них.
«Нам удалось сохранить уровень образования на одном уровне», — сказал Юрген Лиги, министр образования Эстонии. «Это сработало».
Пятиклассники Конгута Коол готовятся к уроку математики в компьютерном классе. (Sarah Butrymowicz / The Hechinger Report)
На экзамене по математике PISA 2012 года более трети учащихся из малообеспеченных семей оказались в числе лучших в стране. У Эстонии был второй по величине разрыв в успеваемости между самыми бедными и самыми богатыми учащимися из всех стран-участниц, известных как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Учащиеся из квартиля с самым низким доходом набрали примерно столько же баллов, сколько американские студенты из второго квартиля с самым высоким доходом.
Марк Такер, президент Национального центра образования и экономики в Вашингтоне, округ Колумбия, в прошлом году посетил Эстонию, чтобы узнать, что они делают правильно. Он сказал, что после падения «железного занавеса» другие бывшие советские сателлиты, такие как Венгрия и Чехия, перешли к системе, которая преимущественно соответствовала потребностям их элит. Однако Эстония продолжала предоставлять равные возможности студентам любого происхождения.
«То, что [мы] видели в Эстонии, было не новой системой образования, а старой», — сказал Такер. «Судя по всему, они не меняли систему после падения стены… Неудивительно, что они продолжали получать отличные результаты».
Есть много факторов, которые могут способствовать успеху Эстонии в PISA, помимо их акцента на равенстве. Образование по-прежнему высоко ценится. Автономия учителей относительно высока, что, как было показано, связано с лучшими результатами тестов. Учителя остаются с одними и теми же учениками в классах с первого по третий, а иногда даже до шестого класса, что позволяет развивать глубокие отношения. Многие чиновники и преподаватели говорят, что здешние учителя хорошо поддерживают учеников и не дают им сбиться с пути, в отличие от США, где учителя тратят много времени, вмешиваясь, чтобы помочь отстающим ученикам.
Но многие педагоги говорят, что ключевой частью головоломки является стремление предоставить всем одинаковый образовательный опыт. «Мы действительно следуем прямой линии, согласно которой все равны», — сказала Карин Лукк, директор Tartu Kivilinna Kool, школы для 1–9 классов во втором по величине городе Эстонии. «Неважно, из какой вы семьи, вы все равно можете многого добиться».
Этот подход начинается с самого начала. Дошкольное образование является бесплатным с 18 месяцев (когда заканчивается оплачиваемый отпуск по беременности и родам или отцовству). Каждый получает бесплатный обед, а это означает, что учителя могут не знать точно, что такое ребенок. Колледж бесплатный. Частные школы, хотя и представляют растущую угрозу для государственного образования, по-прежнему представляют собой относительно небольшую часть образовательной системы. Эстонские школы часто экономически интегрированы, поэтому бедные и богатые ученики часто учатся в одних и тех же классах.
Для сравнения, в Соединенных Штатах студенты не получают такого же образования. Качество ухода за детьми и школ сильно различается в зависимости от дохода. Семьи с наибольшим количеством денег часто имеют доступ к лучшим детским садам и элитным колледжам. Школы часто разделены как по расе, так и по доходу, при этом бедные учащиеся часто имеют меньше ресурсов и менее опытных учителей.
Разделение для американских учащихся также происходит в школах. Исследование, проведенное Институтом Брукингса в 2016 году, показало, что в среднем штаты отслеживают три четверти восьмиклассников по математике, а это означает, что в средней школе они могут пойти по пути, который определяет, на каком уровне математического класса они окажутся в выпускном классе. год средней школы. (Однако исследование показало, что чем больше штат отслеживает, тем лучше результаты для тех, кто попадает в высшие классы.)
Другие исследования показывают, что для учащихся младших классов отслеживание бесполезно. В исследовании 2015 года исследователи, анализирующие результаты PISA и ответы на опросы учащихся о том, какие математические темы им преподаются, обнаружили, что учащимся из менее обеспеченных семей во всех странах-участницах преподают менее сложную математику и, как правило, они хуже справляются с оценкой. Они утверждают, что «слабости их курсовой работы по математике на самом деле не позволяют [малообеспеченным] ученикам наверстать упущенное».
В Эстонии наименьший из стран ОЭСР разрыв между учащимися с низкими и высокими доходами в том, какую математику им преподают, и один из наименьших разрывов в успеваемости. В этом исследовании 2015 года была предпринята попытка определить, насколько обучение, которое учащийся получает в школе, влияет на его баллы. Если бы семейная жизнь или другие факторы, не зависящие от школы, были единственным определяющим фактором, исследователи не обнаружили бы никакой взаимосвязи. Вместо этого они обнаружили, что в среднем в странах ОЭСР разнообразие образовательных возможностей учащихся объясняет 33 процента разницы в баллах между учащимися с низким и высоким доходом. В США это было 37 процентов, а в Эстонии всего 16 процентов.
По словам соавтора статьи Уильяма Шмидта, вывод исследования заключается в том, что «неравенство [в результатах тестов] из-за обучения в США не обязательно должно быть, поскольку есть другие страны, в которых процент такого неравенства намного выше». ниже. »
Эстонские школы следуют государственной учебной программе, которая определяет, что учащиеся должны изучать по каждому предмету каждый год до девятого класса. В этот момент учащиеся решают, пойти ли им в гимназию еще на три года, где они сосредоточатся на учебе, или в профессионально-техническое училище, чтобы подготовиться к конкретной карьере. В разных школах могут потребоваться разные вступительные экзамены, но, по словам чиновников и преподавателей, учащиеся, которые хотят поступить в старшие классы средней школы, почти всегда могут это сделать.
По данным Министерства образования и науки Эстонии, большинство учащихся, примерно две трети, выбирают гимназию. В более крупных школах они также могут выбрать профильное исследование, например, естественные науки и математику или гуманитарные науки. Однако этот выбор основан на интересе, а не на предыдущих тестах или оценках. И студенты по-прежнему проходят общий набор курсов, который гарантирует, что у студентов есть базовые навыки по всем предметам.
Тем не менее, школа должна выяснить, как все ученики достигают этого общего набора навыков. Эстонские школы могут разделять учеников по своему усмотрению, если они изучают один и тот же материал в каждом классе. В конце 19В 90-х годах педагоги Tartu Kivilinna Kool разделили своих учеников на три группы для занятий по математике: старшая, средняя и младшая. На каждом уровне 950 учеников школы следовали одному и тому же базовому учебному плану, но продвигались с разной скоростью или, в некоторых случаях, для более продвинутых учеников, глубже погружались в материал. Это был отход от того, что они делали при советской системе.
Но к 2008 году от этой практики отказались. «Это не сработало», — сказал Лукк. Низшая группа «вообще не развивалась. Они просто прозябали».
«Моя проблема заключается в том, можем ли мы сохранить [результаты теста], когда делаем акцент на творчестве. Будет ли это каким-то конфликтом?» «Конгута Коол» — начальная школа в небольшой деревне примерно в часе езды к востоку от Тарту — добилась определенного успеха, когда разделила своих учеников на группы с высокими и низкими показателями, но в конечном итоге у нее не было персонала для держи систему.
Солнечным мартовским днем 15 пятиклассников Конгуты готовились к уроку математики в небольшом школьном компьютерном классе. Они вошли в свои ноутбуки и подключились к программе, чтобы попрактиковаться в сложении. Вскоре единственным звуком в комнате стал щелчок мыши, когда они вводили ответы.
Экран одной девушки начинался как можно проще с 1+1. За две минуты она решила задачи вроде 2589 + 1233.
В школе используются такие упражнения, чтобы ученики могли практиковаться в счете в уме. Но учителя также стараются планировать уроки, связывающие математику с реальной жизнью. Лестницы на нижний уровень школы отмечены нисходящими отрицательными числами — зимой по ним отмечают температуру. Одна стена увешана таблицами: результаты опроса о любимом хлебе учеников или подсчеты, сколько раз в саду видели разных птиц.
Школа в целом хорошо сдает национальный экзамен, который ее ученики сдают в конце шестого класса, сказала учительница английского языка Катрин Либе. Однако эти результаты не публикуются в открытом доступе; Эстонские учащиеся проходят тестирование раз в три года, а результаты школьного уровня публикуются только в конце 12-го класса.
И хотя эстонские школы в настоящее время извлекают выгоду из соблюдения старой системы, в них также вкрадываются изменения, которые могут нарушить ее академическую направленность. В учительской Конгуты Либе и учитель математики Пилле Грановски рассказали о недавней конференции, на которой они присутствовали, где психолог предложил, чтобы дошкольное образование было больше сосредоточено на эмоциональных и социальных навыках, чем на закладывании основы для академических занятий. К школе примыкает центр раннего детства, в который зачисляются учащиеся в возрасте от 18 месяцев.
«Я думаю, что процесс обучения довольно игривый [там]», — сказал Либе.
«Не знаю», — ответил Грановский. «Это игриво, но вам все равно нужно начинать учиться очень рано».
Преподаватели Konguta Kool используют онлайн-программы для учащихся, чтобы практиковать основы арифметики. (Sarah Butrymowicz / The Hechinger Report)
Педагоги по всей Эстонии борются с новыми педагогическими идеями и философиями, пытаясь примирить их с более жесткой системой, через которую они прошли. Эта дискуссия мало чем отличается от разговоров в Америке, поскольку большинство штатов переходят на Единые базовые государственные стандарты, что привело к серьезным изменениям в том, как учителя строят свои уроки, чтобы требовать мышления более высокого порядка.
Традиционная образовательная система Эстонии по-прежнему часто отдает предпочтение классам, в большей степени ориентированным на учителя, и делает упор на изучение фактов, а не на развитие навыков межличностного общения. В целом, когда дело доходит до тестирования, это хорошо послужило стране, поэтому есть нежелание полностью меняться.
«Моя проблема заключается в том, сможем ли мы сохранить [результаты теста] при творческом стрессе», — сказал Лиги. — Будет ли это в каком-то конфликте?
Но по всей стране политики и преподаватели говорят о необходимости подготовить студентов, которые могут сделать больше, чем просто хорошо сдать тест, возможно, стать предпринимателями и творческими лидерами. Педагоги также обеспокоены тем, что сосредоточение внимания на среднем ученике и доведение до этого стандарта слабоуспевающих происходит за счет дальнейшего продвижения одаренных учеников.
Эстонская философия образования нуждается в изменениях, и, по словам многих педагогов, она меняется в сторону того, чтобы уделять больше внимания учащимся как личностям и заставлять их управлять тем, что происходит в классе.
Тем не менее, бывает трудно заставить учителей отказаться от традиционных способов, не говоря уже о привлечении хороших кадров для профессии учителя, когда оплата труда по-прежнему одна из самых низких в Европе. Несмотря на то, что подготовка учителей в Тартуском университете была полностью переработана, чтобы больше внимания уделять тому, как научить студентов критическому мышлению и общению, а не знаниям по содержанию, чиновники говорят, что требуется время, чтобы просочиться в класс.
И рост в чартах не привел к уступчивости ни среди учителей, ни среди учеников. В опросах учащихся PISA две трети эстонских учащихся заявили, что они довольны своей школой, что является одним из самых низких показателей в странах ОЭСР.
Эстонский координатор PISA Гунда Тайр говорит, что эстонцы по своей природе жалуются, поэтому на вопрос о счастье они реагируют иначе, чем, скажем, американцы.
Leave a Reply