Китай увидел в Сербии ворота в Европу
Китай продолжает укреплять влияние в странах Балканского региона. Речь идет о крупных инфраструктурных проектах, строительстве автомагистралей и железных дорог, об инвестициях, о росте товарооборота, развитии туристических и культурных связей. Центральное место в китайской региональной стратегии занимает Сербия, имеющая широкий доступ к европейскому рынку, — очень важный экономический партнер, который в будущем имеет шансы помочь Пекину расширить экспансию на рынки стран ЕС.
Китай и Сербию сближает ряд факторов. Во-первых, это очень похожие ситуации с Тайванем и Косово. Во-вторых, в ходе агрессии НАТО против Югославии одна из бомб попала в здание посольства КНР в Белграде, в результате чего погибли три китайских репортера. Несмотря на официальные извинения США, китайские власти до сих пор убеждены, что это было сделано преднамеренно, поскольку Китай и тогда однозначно поддерживал югославские власти в их конфликте с Западом.
Наконец, обе страны не приемлют менталитета холодной войны, активно распространяющегося сейчас в странах Запада. Пекин и Белград выступают за многополярный мир, не считая нужным ограничивать себя во внешнеполитических связях путем искусственных барьеров и санкций, поэтому они не только не присоединились к рестрикциям против России, но и продолжают конструктивные отношения с Москвой.
Китай продолжает укреплять влияние в странах Балканского региона. Речь идет о крупных инфраструктурных проектах, строительстве автомагистралей и железных дорог, об инвестициях, о росте товарооборота, развитии туристических и культурных связей. Представляется очевидным, что для Пекина Балканы являются воротами в Европу в рамках проекта «Один пояс — один путь». Для самих же Балканских стран это возможность обзавестись новой качественной инфраструктурой, повысить уровень жизни, экономического развития и т.д.
Александр Пивоваренко:
Внешняя политика Сербии в картине региональных взаимоотношений
Центральное место в китайской региональной стратегии занимает Сербия. Тому есть несколько причин. Первая — прагматическая. Сербия — достаточно крупная и значимая страна в регионе, которая не входит ни в Евросоюз, ни в НАТО, проводит политику многовекторности, не ограничивая себя в развитии связей со странами Востока. Хотя это и вызывает раздражение у Брюсселя, которое он не стесняется демонстрировать. Белград является кандидатом на вступление в Евросоюз, а значит, в перспективе это может открыть Пекину более широкий доступ в экономико-финансовую систему стран ЕС. Сербия идеально подходит для вложения инвестиций как страна, прошедшая через кровопролитные войны 1990-х годов, находившаяся в тот период под жесткими западными санкциями и претерпевшая существенный экономический упадок и разрушение инфраструктуры.
Конечно, с тех пор многое изменилось, произошел качественный рывок в развитии за счет помощи других инвесторов — ЕС, ОАЭ, Турции, России. В этом плане за влияние в Сербии и регионе в целом идет конкуренция, которую Китай, обладающий мощным экономическим потенциалом, пока успешно выигрывает. Его влияние действительно велико и вызывает беспокойство ЕС, который предпринимает попытки ускоренного, насколько это возможно в современных условиях, вступления Белграда в Евросоюз. Таким образом, Сербия, имеющая широкий доступ к европейскому рынку, — очень важный экономический партнер, который в будущем имеет шансы помочь Пекину расширить экспансию на рынки стран ЕС.
Вторая причина — политическая. Китай и Сербию сближает ряд факторов. Во-первых, это очень похожие ситуации с Тайванем и Косово. В обоих случаях речь идет о сохранении территориальной целостности государств и противостоянии провокационным в этом плане действиям Запада, который оказывает поддержку сепаратистским силам в Тайбэе и Приштине. Во-вторых, в ходе агрессии НАТО против Югославии одна из бомб попала в здание посольства КНР в Белграде, в результате чего погибли три китайских репортера. Несмотря на официальные извинения США, китайские власти до сих пор убеждены, что это было сделано преднамеренно, поскольку Китай и тогда однозначно поддерживал югославские власти в их конфликте с Западом. В Поднебесной помнят об этом инциденте до сих пор и напоминают о нем при каждом удобном случае, когда хотят подчеркнуть нынешнюю агрессивную политику Североатлантического альянса на мировой арене.
Наконец, обе страны не приемлют менталитета холодной войны, активно распространяющегося сейчас в странах Запада. Пекин и Белград выступают за многополярный мир, не считая нужным ограничивать себя во внешнеполитических связях путем искусственных барьеров и санкций, поэтому они не только не присоединились к рестрикциям против России, но и продолжают конструктивные отношения с Москвой.
Сербия и Косово вернулись в международную повестку: факторы ЕС, США и СВО. Подкаст с Екатериной Энтиной
Существует еще одна причина такого сближения. Не все с этим согласятся, но есть некая схожесть в менталитете сербов и китайцев в том, что касается традиционных ценностей и некоего дрейфа в сторону более авторитарной системы управления. Очевидно, что в Китае это выражено намного ярче, однако необходимо заметить, что и в Сербии ощущается тенденция к более персонифицированной власти. Несмотря на то что Сербия по Конституции — парламентская республика, где де-юре большей полнотой власти обладает премьер-министр, де-факто основная часть власти и полномочий на принятие тех или иных решений находится в руках президента Александара Вучича. Китай воспринимает Сербию в том числе как малого «союзника» в идеологическом противостоянии с Западом, памятуя о событиях 1990-х годов.
Стоит напомнить, что с началом пандемии коронавируса в 2020 году именно Китай первым пришел на помощь Сербии, направив медицинское оборудование, лекарства, а позже и вакцины. Этот жест получил отклик в Сербии. Власти заявили о лицемерии ЕС, который бросил сербов в беде, а также назвали председателя КНР Си Цзиньпина другом и братом сербского народа. Улицы были увешаны плакатами с его портретами и надписями «Спасибо, брат Си!».
Отвечая на вопрос, почему китайско-сербские отношения приобрели столь высокий уровень, можно отметить и выгоду для обеих сторон. Она заключается в том, что для Китая Сербия — это страна, не требующая никаких предварительных «либерально-демократических условий» для развития сотрудничества и в то же время имеющая доступ на рынки ЕС в качестве страны-кандидата на вступление. Для Сербии же Китай — держава, которую она небезосновательно считает союзником. Пекин оказывает поддержку по вопросу Косово, не признавая его независимости, предоставляет экономическую помощь в виде крупных инвестиций, создания рабочих мест, совершенствования инфраструктуры, развития медицины, сельского хозяйства и ряда других отраслей сербской экономики.
Согласно заявлениям властей Сербии и КНР, их страны объединяет стратегическое партнерство, «железная дружба». Уровень отношений действительно достаточно высокий. Напомним, что еще в 2009 году между странами было подписано соглашение о стратегическом партнерстве. С тех пор двусторонние отношения продолжают развиваться по восходящей. В 2016 году Си Цзиньпин прибыл с «историческим трехдневным визитом», как тогда писали СМИ, в Белград. Было положено начало строительству Китайского культурного центра в Белграде, что запустило процесс более активного влияния китайской «мягкой силы» в Сербии. Сейчас в сербских школах и университетах все чаще предлагают изучение китайского языка, приобрели широкое распространение образовательные студенческие и преподавательские обмены. Нередки обмены официальными государственными визитами на высоком и высшем уровнях между странами. Так, в период с 2017 года и по настоящее время состоялся ряд взаимных визитов глав государств, правительств и МИДов.
В феврале 2022 года президент Вучич был гостем на открытии пекинской Олимпиады, которую бойкотировало большинство стран Запада. Там же состоялись переговоры глав обоих государств. Это стало 17-й официальной встречей Вучича и Си, в ходе которой они сверили часы по основной международной повестке, а также обсудили детали и перспективы дальнейшего двустороннего сотрудничества. Важной вехой станет Соглашение о свободной торговле между Пекином и Белградом, подписание которого ожидается в конце нынешнего года либо в начале следующего.
Дмитрий Афанасьев::
Военные поставки Китая в Сербию — угроза «балканскому рубежу»?
Сотрудничество развивается и в военно-технической области. Так, в апреле этого года Сербия получила от Китая зенитно-ракетные комплексы FK-3. Они были доставлены китайскими самолетами с соблюдением всех международных правил и принципов транспарентности. Однако, как и ожидалось, эта военная сделка вызвала шквал критики в ЕС и США. Сербию тут же обвинили в закупке вооружений у прямых конкурентов, пригрозили в очередной раз остановкой переговоров о дальнейшей интеграции в ЕС. А Китай обвинили в том, что он распространяет свою авторитарную экспансию на демократические государства Европы, прибегнув теперь уже и к поставкам вооружений.
Эксперты сходятся во мнении, что для Пекина было важно продемонстрировать возможность эффективной переброски вооружений по воздуху на дальние расстояния на фоне аналогичных действий НАТО в Украине, а для Сербии, страны, пережившей воздушную агрессию Североатлантического альянса, — получить возможность расширить и усовершенствовать потенциал национальной противовоздушной обороны.
Впрочем, поскольку влияние Китая на Балканах растет весьма динамично, оно неизбежно составляет конкуренцию России, имеющей традиционные исторические интересы на Балканах и культурную близость с народами государств региона.
Впервые опубликовано в «Независимой газете».
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Сербию дожали? Белград уступил давлению ЕС по антироссийским санкциям
Внешнеполитический комитет Европарламента потребовал от Сербии занять позицию Запада и присоединиться к антироссийским санкциям, увязав эту ситуацию с продолжением переговоров об интеграции Сербии в Европейский союз. Об этом сообщил «Коммерсант».
Сербия решила упразднить безвиз для не входящих в ЕС стран
Как отмечает издание, требование было выдвинуто после обнародования отчета Еврокомиссии (ЕК) за 2022 год о переговорах с сербской стороной, где отмечалось «значительное падение» уровня согласованности внешней политики Белграда с политикой Евросоюза. В ЕК утверждали, что Сербия является единственным кандидатом в Европейский союз, который не присоединился к санкциям в отношении России.
Подчеркивается, что требования западных государств склонили сербских политиков в сторону Европы. Так, Белград поддержал резолюцию Организации Объединенных Наций (ООН), которая осуждает Россию за проведение референдумов и вхождение в ее состав Луганской и Донецкой народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей. Всего резолюцию поддержали 143 страны, пять высказались против.
При этом ранее президент Сербии Александр Вучич уже заявлял, что республика не может официально признать Крым российским, потому что тогда бы Белграду пришлось по той же самой модели отказаться от притязаний на Косово.
ЕС выразил протест против партнерства Сербии с Россией
«Если бы мы сегодня это сделали (признали Крым российским – ред. НСН), нам бы привели аналогию с Косово. Сказали бы, что по такому принципу Косово тоже является независимым, и что у нас больше нет права за него бороться. Я считаю, что любой нормальный человек и в России, и в любой другой стране это понимает», — приводит слова политика РИА Новости.
При этом он указывал на то, что отношения Белграда и Москвы остаются очень хорошими.
«Если у России есть друг получше, который в более тяжелых условиях сохраняет свою дружбу и любовь к России и к русскому народу, подскажите мне, что это за страна и где она находится», — говорил Вучич.
Таким образом, Сербия все время соблюдала выдержку в части введения санкций против России. Однако недавно сербский президент заявил, что возможность введения Сербией антироссийских санкций не исключена. В своем выступлении к народу страны на прошлой неделе Вучич подчеркнул, что Белград сохранит свою нынешнюю позицию по невведению санкций против Москвы до того момента, пока ущерб для страны не станет значительно больше и пока «Сербии не придется принять иную реальность».
Вучич признался, что не сможет объяснить сербам введение антироссийских санкций
На этом фоне многие эксперты и специалисты отмечали, что Сербия не откажется от Евросоюза ради России. Доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Евгений Колосков в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» указывал, что Россия не может предложить взамен альтернативное серьезное международное объединение.
«Выбора между Европой и «ничем» тут нет, поскольку Россия ничего убедительного и интересного Сербии не предлагает. Россия не может предложить альтернативное серьезное международное объединение по примеру Евросоюза. Колебание общественного мнения присутствует, но позиция Вучича, по меньшей мере, двояка в отношении антироссийских санкций», — говорил Колосков.
При этом часть западных политиков считает, что Сербии необходимо «доделать» свои дела, чтобы вступить в Евросоюз. Как отмечал канцлер Германии Олаф Шольц, Сербия не вступит в ЕС без признания независимости Косово. Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Полина Соколова в беседе с «Радиоточкой НСН» также объясняла, что вступление Сербии в Евросоюз может произойти только в случае признания Белградом независимости Косово, так как страна-кандидат должна следовать единой политике ЕС.
Вучич заявил о двойных стандартах ООН в подходе к Украине
«Быстрое вступление Сербии в Евросоюз никто не прогнозировал. Первый возможный разговор о вступлении может быть в 2025 году. При этом большинство экспертов сходится в том, что интеграция Сербии в ЕС будет идти через интеграцию в общеевропейский рынок. А полноценная интеграция может занять еще несколько лет из-за того, что быстрое решение по статусу Косово на сегодняшний день не просматривается», — говорила Соколова.
Сербия подала заявку на вступление в ЕС 22 сентября 2009 года. В 2012 году страна получила официальный статус кандидата на вступление. В свою очередь Косово все еще не имеет статус официального кандидата, но заявляет о намерении подать заявку. На сегодняшний день независимость Косова признают около 100 членов ООН, включая США, Великобританию, Японию, а также 22 из 27 стран ЕС. Россия не входит в число этих государств.
Подписывайтесь на НСН: Новости | Дзен | VK | Telegram
Политические отношения между Сербией и ЕС
Европейская интеграция и членство в Европейском Союзе представляют собой национальные интересы и стратегические обязательства Республики Сербия, а ценности Европейского Союза – это те же самые ценности, которые Республика Сербия поддерживает и стремится совершенствовать. Республика Сербия рассматривает процесс присоединения к Европейскому союзу как стимул для реформ и укрепления европейских стандартов. Европейский Союз также является самым важным торговым и инвестиционным партнером Республики Сербии и очень важным фактором экономической стабильности страны.
Республика Сербия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации (ССА) с Европейским союзом 29 апреля 2008 г., которое вступило в силу 1 сентября 2013 г. Соглашение подтверждает перспективу Республики Сербия стать членом Европейского Союза и регулирует взаимоотношения между двумя сторонами до достижения полного членства. Органами, ответственными за реализацию Соглашения о стабилизации и ассоциации, являются Совет стабилизации и присоединения, Комитет стабилизации и ассоциации и его подкомитеты, а также Парламентский комитет стабилизации и ассоциации.
Республика Сербия подала официальную заявку на членство в Европейском Союзе 22 декабря 2009 г. и получила статус кандидата в члены 1 марта 2012 г. Решение Европейского Совета от 28 июня 2013 г. об открытии переговоров о вступлении положило начало самой сложной фазе европейской интеграции ― переговоры о членстве ― что приведет к полному согласованию с системой, ценностями и законодательством Европейского Союза. Хронология переговоров о присоединении
Начало переговоров между Республикой Сербией и Европейским Союзом ознаменовалось проведением первого заседания Межправительственной конференции (МПК) 21 января 2014 года. На заседании были представлены Рамки переговоров Европейского Союза, которые содержали принципы, руководящие принципы и процедуры ведения переговоров о присоединении. В центре внимания переговоров находятся условия, при которых страна-кандидат примет, внедрит и обеспечит соблюдение ЕС acquis Communautaire 9.0010, разделенный на 35 тематических глав или шесть кластеров в соответствии с новой методологией.
Правительство Республики Сербии сформировало необходимые органы для координации процесса вступления в Европейский Союз, т. е. Координационный орган процесса вступления в Европейский Союз и Совет Координационного органа, а также Группу ведения переговоров Республики Сербии. После разделения переговорного процесса на 35 глав, по каждой главе была сформирована переговорная группа. Важный шаг в институциональном укреплении переговорного процесса с Европейским союзом был сделан в 2017 году с образованием Министерства европейской интеграции. Помимо государственных учреждений Республики Сербия и ее представителей, в процессе вступления в Европейский Союз участвуют представители гражданского общества, прежде всего через Национальную конвенцию о Европейском Союзе.
Министерство иностранных дел является уполномоченным органом для деятельности Переговорной группы по главе 31 (внешняя политика, безопасность и оборона). Министерство иностранных дел также участвует в работе переговорных групп по главам 23 (судебная власть и основные права), 24 (правосудие, свобода и безопасность) и 30 (внешние отношения).
В ходе переговорного процесса между Республикой Сербией и Европейским Союзом было проведено в общей сложности одиннадцать межправительственных конференций, на которых было открыто восемнадцать переговорных секций, две из которых временно закрыты.
Межправительственные конференции по присоединению Республики Сербия к Европейскому Союзу
- Во-первых, 21 января 2014 г. ― представление Рамок переговоров Европейского Союза и Вступительное заявление Республики Сербия
- Вторично, 14.12.2015 ― открытие глав 32 (финансовый контроль) и 35 (прочие вопросы)
- В-третьих, 18 июля 2016 г. ― открытие глав 23 (судебная система и основные права) и 24 (правосудие, свобода и безопасность)
- Четвертое, 13 декабря 2016 г. ― открытие разделов 5 (государственные закупки) и 25 (наука и исследования)
- Пятое, 27 февраля 2017 г. ― открытие глав 20 (предпринимательство и промышленная политика) и 26 (образование и культура)
- Шестое, 20 июня 2017 г. ― открытие глав 7 (право интеллектуальной собственности) и 29 (таможенный союз)
- Седьмое, 11 декабря 2017 г. ― открытие глав 6 (закон о компаниях) и 30 (внешние отношения)
- Восьмое, 25 июня 2018 г. ― открытие глав 13 (рыболовство) и 33 (финансовые и бюджетные положения)
- Девятое, 10 декабря 2018 г. ― открытие глав 17 (экономическая и денежно-кредитная политика) и 18 (статистика)
- Десятое, 27 июня 2019 г. ― открытие главы 9 (финансовые услуги)
- Одиннадцатое, 10 декабря 2019 г. ― открытие главы 4 (свободное движение капитала).
Косово подает официальную заявку на вступление в ЕС, Сербия возмущена первый шаг в том, что, похоже, будет очень долгим путем к конечному членству.
Премьер-министр Альбин Курти подал заявление министру по европейским делам Чехии Микулашу Беку, чья страна в настоящее время председательствует в ЕС поочередно.
«Европейский Союз — это цель, к которой мы стремимся, и это судьба, которую мы принимаем», — сказал Курти в Праге.
Для Косово, последней страны на Западных Балканах, подавшей заявку на вступление в блок из 27 членов, место в ЕС является отдаленной целью.
Он застрял в давнем споре с другим претендентом на вступление в ЕС, соседней Сербией, которая уже призвала блок отменить процесс вступления. Без устранения их разногласий полноправное членство вряд ли станет реальностью ни для одной из стран.
Пять стран ЕС — Испания, Румыния, Словакия, Греция и Кипр — вообще не признали Косово в качестве нации по причинам, которые, в случае некоторых из пяти, включают опасения, что признание может поощрить сепаратистские движения в их собственных странах .
Косово — территория, населенная преимущественно этническими албанцами, провозгласившая независимость от Сербии в 2008 году. Правительство Сербии отказалось признать государственность Косово и до сих пор считает его частью Сербии, хотя формально не контролирует его.
Аномальная жара вызывает сильные штормы, перебои в подаче электроэнергии на юго-востоке США, вызывает опасения по поводу лесных пожаров на юго-западе
Круиз в Ном: первый в США глубоководный порт в Арктике, принимающий круизные лайнеры, военные
9 0024
В то время как ледники Швейцарии тают, альпийская страна поддерживает закон о климате с нулевой целью к 2050 году
Почти 100 человек умирают, когда Индия борется с изнуряющей жарой в двух самых густонаселенных штатах
Косово было частью Сербии, пока кровавое подавление сербами вооруженного восстания этнических албанских сепаратистов не спровоцировало бомбардировку НАТО в 1999 году, которая вытеснила сербов.
Leave a Reply