СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитые страны мира занимают господствующее положение в мировой экономике. Они производят 3/4 валового мирового продукта и потребляют основную часть ресурсов мира. В этих странах проживает менее 16% населения мира, которое, тем не менее, создает основную часть мирового экономического и научно-технического потенциала.
Влияние развитых стран на мировую экономику огромно. Они определяют состояние экономики, ее стратегию и характер изменений.
Все развитые страны, за исключением Японии являются западноевропейскими или производными от Западной Европы. В эту относительно небольшую группу стран входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
В современных условиях в этих странах главным направлением государственного воздействия на экономику выступает ускорение научно-технического прогресса.
Государствами развитых стран приняты меры, поощряющие техническое и технологическое обновление производства, введены льготы при внедрении новых видов оборудования, оказывается помощь в организации и финансировании научных исследований, стимулируются предприятия, осваивающие передовые научно-технические достижения.
Созданы государственные лаборатории и научно-исследовательские институты для оказания помощи в освоении этих достижений. В США, Японии и Германии государство осуществляет полный контроль за движением финансовых потоков, следит за всеми инвестициями в производство, заинтересовывает в инвестировании инновационных проектов.
В большинстве развитых стран доля государства составляет 1/3 всех национальных расходов на научно-исследовательскую работу и практическое внедрение разработок.
Прямая государственная поддержка высоких темпов научно-технического прогресса все чаще дополняется косвенной помощью: например, выполнением программ и проектов по ускоренному развитию отдельных отраслей экономики; организацией сотрудничества между университетами, научно-исследовательскими центрами и промышленными предприятиями. Создание комплексов «образование-наука-производство» является типичным для развитых стран.
В развитых странах начали создаваться специальные города науки, которые получили название технополисов. В Японии для них отобраны наиболее наукоемкие производства: создание авиакосмической техники, роботостроение, электроника, вычислительная техника. В США подобный технополис – Силиконовая (Кремниевая) долина в Калифорнии, где расположено множество компьютерных фирм, оказывающих значительное влияние на развитие вычислительной техники.
С помощью государства развитые страны достигли самых высоких в мире темпов научно-технического прогресса. Они владеют наиболее крупным научно-техническим потенциалом. Это главная особенность развитых стран.
Хозяйства развитых стран тяготеют не только к образовательным и научно-исследовательским центрам, но и к источникам квалифицированной рабочей силы. Эти страны больше остальных нуждаются в образованных и высококвалифицированных работниках. В то же время развитые страны перемещают начальные ступени промышленного производства в страны «третьего мира» для того, чтобы использовать дешевую рабочую силу и перенести экологические риски на страну производства.
Страны «первого мира» определяют характер мировых экономических связей. Их национальные экономики являются самыми открытыми, т. е. они в наибольшей мере взаимодействуют с экономиками других стран. Почти 1/5 часть совокупного ВВП этих стран вывозится за рубеж и примерно столько же поступает из-за рубежа.
Центральное место во внешнеэкономических связях развитых стран принадлежит движению капитала. Основные потоки перемещаются между США, Японией, Германией и Великобританией. В последнее время возрастает значение такого звена внешнеэкономических связей, как научно-технический обмен. Происходит торговля патентами, лицензиями передовых технических и технологических разработок, предоставляются образовательные услуги.
Характерной чертой внешнеэкономических связей является их преимущественное осуществление между самими развитыми странами. С другими – возможны лишь в ограниченном объеме и только в интересах развитых стран.
В обществоведческих науках принято условно делить страны мира на «развитые» и «развивающиеся». Не затрагивая политического или иного «веса» этих категорий стран в существующем мире, остановимся на экономической составляющей их сегодняшнего развития.
Современная глобальная капиталистическая мировая система, согласно концепции И. Валлерстайна, включает три типа государств:
1. «Ядерные» высокоразвитые государства, обладающие эффективной политической организацией, занимающие господствующие позиции в мировой экономике и извлекающие максимальную выгоду из созданной их усилиями международной системы разделения труда. Несмотря на всю риторику о равных возможностях, свободной конкуренции, преодолении диспропорций в развитии, упорядоченном росте, государства-«ядра» стремятся сохранить и закрепить существующее положение вещей, т. е. свое лидерство. Процессы глобализации дают им в руки мощные рычаги контроля, сдерживания, а при необходимости и ликвидации потенциальных конкурентов. В зависимости от значения проблемы, конкретных условий, силы сопротивления они могут варьировать меры воздействия в широком диапазоне – от предоставления займов до вооруженного вмешательства.
2. «Периферийные» государства, служащие преимущественно сырьевой базой и «свалкой» мировой экономики, управляемые слабыми, нестабильными правительствами и экономически зависимые от «ядра» – «изгои» глобализации. Предложенные Западом рецепты – структурная перестройка экономики, приватизация, открытие рынков – не дали положительных результатов, в том числе из-за незначительного притока капиталов извне. В результате возможны развал государства и экономическая деградация, случаи сохранения демократий в этом регионе крайне редки, расширяются области конфликтов и всеобщего упадка (большая часть Африки, Латинской Америки, некоторые страны Азии).
3) «Полупериферийные» государства, занимающие промежуточное положение по степени политической автономии внутри мировой системы, производящие менее технологичную и наукоемкую продукцию, не способные конкурировать со странами «ядра» и потому зависимые от них экономически. В результате «полупериферия» сочетает в себе черты как «периферии», так и «ядра». Пространственно она может быть расположена как между регионами «ядра» и периферии, так и между двумя конкурирующими регионами «ядра». «Полупериферия» может выступать посредником во взаимодействии «ядра» и периферии, сочетать институциональные признаки, присущие как ядру, так и периферии (государства Центральной и Восточной Европы, в том числе Россия, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и др.).
Фундаментальные процессы дифференциации сегодня затрагивают уже не только индивидов, корпорации, классы, но и целые государства и регионы. В современных условиях главным направлением государственного воздействия на экономику выступает ускорение научно-технического прогресса.
Рост негативных тенденций в мировой политике, повышение угроз международного экстремизма и терроризма, глобальные экологические проблемы, углубление разрыва между «бедными» и «богатыми» государствами, увеличение политических, в том числе международных конфликтов также повышают значимость и актуальность научного политологического исследования этих проблем.
У освободившихся стран, называемых развивающимися странами, или странами «третьего мира» возникает ряд серьезнейших проблем. Эти проблемы носят не только региональный, но и глобальный характер, а потому могут быть решены лишь при активном участии всех стран мирового сообщества.
Считается, что в современном значении термин «третий мир» впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале «L’Observateur» 14 августа 1952 года, в котором сравнил страны «третьего мира» с третьим сословием в традиционном обществе. Изначально он относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (Варшавский договор). «Третий мир» являлся ареной соперничества развитых держав.
То есть, «третий мир» – географический термин второй половины XX века, обозначавший страны, не участвующие прямо в «холодной войне» и сопутствующей ей гонке вооружений. В современном употреблении мало отличается от термина «развивающиеся страны».
Развивающиеся страны обладают менее диверсифицированной экономикой и структурами экспорта, что делает их гораздо более уязвимыми при колебаниях цен на сырье и потрясениях на международных финансовых рынках. Кроме того, развивающиеся страны обладают меньшими возможностями на переговорах, где устанавливаются нормы, регулирующие рынки товаров, капиталов и рабочей силы.
Важно отметить, что, в отличие от развитых стран, «полупериферийные» и периферийные государства являются объектами (либо даже «жертвами»), а не субъектами глобализации, поэтому наиболее точно их взаимодействие отражает формула «асимметричной взаимозависимости», то есть одновременно проявляются две разнонаправленные тенденции: 1) снижение зависимости Запада от периферии; 2) накопление и обострение экономических и социальных проблем на «периферии» и «полупериферии», для разрешения которых у стран этой части мира нет ресурсов.
Антизападный мятеж в «третьем мире», выражающийся в экстремистских и террористических началах, все чаще направляется против секулярного национального государства, которое, в конце концов, осталось чуждым институтом для большинства незападных культур. «Многие государства, возникшие в результате освобождения от колониальной зависимости, являются, по сути, псевдогосударствами, у которых отсутствуют устоявшиеся институциональные структуры, внутреннее единство и, наконец, национальное самосознание».
В Азии и Африке за фасадом заимствованных и слабых политических институтов и национальных символов, зачастую скрывается традиционный мир племен и народностей, которые не смогли трансформироваться в подлинное государство. Лидеры таких стран действуют (или имитируют действия) в соответствии с западными принципами только в отношениях с западными же государствами, от которых ждут экономической или военной помощи, а при решении внутренних проблем опираются на традиционные стандарты поведения и стереотипы, в том числе такие антидемократические, как геноцид, преследования по религиозным признакам и т. д.
В своей освободительной борьбе страны «третьего мира» ставили своей целью получение статуса национальных государств и принятие их в международное сообщество в качестве суверенных и полноправных членов. Как писал в начале 1960-х годов Р. Арон, «европейцы во все страны мира импортировали скорее национализм, чем нации. Государства, вновь созданные вследствие развала европейских (колониальных) империй, являются националистическими, противостоящими своим бывшим хозяевам и пока или не являются национальными, или они решительно многонациональны.
В Европе, вообще на Западе, не задаются вопросом, окончательно ли преодолели национальные государства националистическую фазу. В Азии, на Ближнем Востоке, в Африке задаются вопросом, будут ли формироваться нации на базе национализма».
С начала 1960-х годов миграция населения из стран «третьего мира» в Европу и Америку идет по нарастающей. Этнополитическая мобилизация и миграция накладываются друг на друга, поскольку значительная и весьма активная часть мигрантов представляет исламский мир.
В демографической ситуации в мире во второй половине XX века произошли колоссальные изменения: продолжает нарастать население бедных стран, а население развитых, богатых стран в процентном соотношении с ними неумолимо сокращается. Особенно быстро растёт население Индии, стран Ближнего Востока, Африки, Индокитая. В среднем на одну женщину в начале XXI в. в Азии приходится по 6 детей, в Африке – по 7, а в Европе эта цифра с 1970-х гг. колеблется от 1 до 2, причём это колебание ближе к 1.
Исследователи В. А. Лисичкин и Л. А. Шелепин утверждают, что из-за пониженной рождаемости идёт быстрая относительная убыль белого населения. В Индонезии сейчас больше молодежи, чем во всем европейском сообществе. Резкое различие уровней жизни определяет направления массовой миграции населения стран «третьего мира» в Европу и США, где белые в недалеком будущем станут меньшинством. Переселенцы из стран «третьего мира», даже получив в этих странах самую непрестижную работу, оказываются в неизмеримо лучшем положении, чем у себя на родине. Их общее количество в Западной Европе составляет около 10%.
На сегодняшний день напряжение между выходцами из арабо-африканских стран и местным населением в Европе становится всё более серьёзным. Это обусловлено ростом криминала среди иммигрантов, а также пренебрежение ими культурой коренного населения и нежелание адаптироваться. Данный процесс длится уже более 30 лет и к настоящему времени ситуация становится по-настоящему опасной, наглядно демонстрируя беспомощность и закат современной либеральной политики.
Изначально привлечение иностранной рабочей силы являлось следствием разрушения западноевропейской экономики в ходе второй мировой войны. Выходцы из неблагополучных стран были готовы браться за любую, даже самую тяжёлую работу, требуя за неё минимальную, по европейским меркам, плату. Также большую роль сыграла растущая либерализация европейской политики. Поначалу всё выглядело неплохо: без особых усилий действительно удалось серьёзно поднять послевоенную экономику. Однако ближе к 70-м годам ситуация начала меняться: привлечённые лучшими условиями жизни, а также радушным приёмом со стороны западных предпринимателей, стремящихся к увеличению прибыли, в Европу потянулись бесконечные потоки иммигрантов из арабских и африканских стран.
Прибывающие в Европу вовсе не желали интегрироваться в западное общество, а в связи с растущей безработицей начали образовывать т.н. «гетто» – бедные районы с преимущественно некоренным населением, фактически «государства в государстве», со своими законами, языками и обычаями, пропитанные криминалом и практически неконтролируемые полицией. В результате иммиграция стала напоминать вытеснение коренного населения и фактически добровольную колонизацию Европейского континента.
Осенью 2005 года пригороды Парижа сотрясали массовые погромы, в которых участвовали в основном иммигранты из стран Африки и Ближнего Востока. В ходе агрессивных действий, напоминающих гражданскую войну, пострадали сотни человек, разгромлены магазины и общественные учреждения, сотни машин коренных французов были сожжены. В конце того же года произошёл общеевропейский скандал в связи с публикацией одной из датских газет карикатур на исламского пророка Мухаммеда, вылившийся в массовые беспорядки как в Европе, так и в странах Арабского мира.
В прошедшем 2011 году политическая стабильность арабского мира значительно ухудшилась. Кстати, понятие «арабский мир» включает в себя 22 арабские страны от побережья Персидского залива и Аравийского моря на Востоке до берегов Атлантического океана в Северной Африке. В социально-политической литературе страны «арабского мира» подразделяются на две группы стран: Мавритания, Морокко, Алжир, Тунис образуют Арабский Запад (по-арабски «аль-магриб»), а во вторую группу входят все остальные страны, располагающие к востоку от Ливии – Арабский Восток (по-арабски «аль-машрик»). Территория арабского мира свыше 12 млн. кв. километров, с населением более 200 млн. человек.
Революции и массовые беспорядки в арабских странах, а также действия коалиции стран НАТО в Ливии вызвали огромный поток беженцев в Европу. Основной удар иммиграционной «волны» пришёлся на Италию, куда ежедневно прибывало несколько тысяч «непрошеных гостей». Пока правительство в либерально-демократическом порыве встречало и селило приезжих во временных лагерях (которые практически переполнены), население вовсе не разделяло столь радушного «гостеприимства» своего правительства и начало активно протестовать.
Для западных стран с их давними демократическими традициями и уважением прав человека свойственна терпимость по отношению к иммигрантам. Однако в последние годы ситуация здесь кардинально меняется. Все чаще и чаще иммиграция воспринимается обществом как негативное явление, несущее угрозу безопасности и стабильности в стране. Усиление расовых и ксенофобских настроений (особенно ярко проявившееся последние годы, когда в ряде европейских стран вспыхнули расовые бунты) не в последнюю очередь объясняется глубокими социокультурными различиями между коренными британцами и иммигрантами и все явственнее проявляющейся неспособностью граждан из Третьего мира к интеграции в общественную, политическую и культурную жизнь европейских стран. В массовом сознании иммигранты ассоциируются с наркобизнесом, преступностью, агрессивностью. Страх перед терроризмом вынуждает рядовых граждан подозрительно относиться ко всем иммигрантам, в первую очередь – к мусульманам…
В связи с этим в странах Европы всё большую популярность набирают националистические партии и политики, например, нидерландская «Партия свободы», занимающая крайне жёсткую позицию по отношению к иммигрантам, получила более 15% голосов, заняв 3-е место на выборах 2010 года. Национал-консервативная партия «Фидес» получила 53 % голосов на прошлогодних выборах в Венгрии. Также 17% голосов набрала ультранационалистическая партия «За лучшую Венгрию». Лидер французской националистической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен (дочь известного политика-националиста Жана Мари Ле Пена), по данным соцопросов, может выиграть президентские выборы 2012 года, т.к. за неё готовы проголосовать 23% населения (за действующего президента Николя Саркози – 21%). Нашумевшим событием стал запрет на строительство минаретов в Швейцарии. Инициативу, выдвинутую «Швейцарской народной партией», поддержало 57,5% населения и т. д.
Перечень проблем стран «третьего мира» в условиях глобализации можно продолжить, но очевидно, что их нерешенность развивает экстремистские начала, а их разрешение обозначит начало формирования действительно глобализирующегося мира.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод: сегодняшние международные отношения представляют собой чрезвычайно сложную систему. Если принять во внимание различные взгляды 7 миллиардов человек, населяющих планету Земля, наличие около двухсот правительств, которые ими управляют, бесчисленные органы самоуправления, десятки тысяч неправительственных организаций, ТНК и ТНБ, многообразие религиозных течений и этнических общностей, интернационализирующуюся интегрирующую и глобализирующую мировую экономику, расширяющиеся телекоммуникационные системы, рост объемов и изменение характера информации, то становится очевидным, что сфера международных политических отношений является едва ли не самой сложной системой, которую можно найти на свете. Поэтому политологический анализ отдельных частей этой сложной системы чаще всего приводит к неверным результатам. Это касается и темы нашего исследования. Сейчас «третий мир» являет собой комплекс нерешенных социальных, культурных и демографических проблем, которые нельзя бездумно передать в наследство будущим поколениям. Но без помощи и вмешательства развитых государств и международных организаций странам «третьего мира» всё равно не обойтись…
Главные пути решения проблем заключается в проведение социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии научно-технического прогресса, международного сотрудничества, продуманной внутренней политики правительств этих стран.
Такая помощь этим странам включает в себя гранты (т. е. безвозмездную помощь), техническое содействие, консультационные услуги, займы на льготных условиях. Программы государственной помощи должны быть ориентированы прежде всего на защиту наиболее уязвимых слоев населения (дети, женщины, низшие касты). Средства по государственным программам помощи распределяются между развивающимися странами-получателями неравномерно и недостаточно увязаны с приоритетами их социально-экономического развития. В период «холодной» войны финансовые поступления зависили преимущественно от политических и стратегических интересов стран-доноров, их стремления поддержать определенные режимы в «третьем мире». Сегодня помощь в большей степени направлена на то, чтобы стимулировать проведение странами-получателями реформ по либерализации экономики, в том числе программ структурной адаптации.
Неоценимую помощь развивающимся странам могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере, относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, и, следовательно, благосостояние государства и его способность оплачивать экологические программы. Местные товары, благодаря дешевизне рабочей силы и ресурсов, будут для большинства населения привлекательнее импортных, что значительно снизит потребность в экспорте сырья для покрытия внешнеторгового дефицита. И, наконец, более современные технологии являются и более экологически чистыми. Но, вместе с тем, и технологии, и оборудование должны быть приспособлены к конкретным условиям той или иной страны.
Эксперты считают, что мировая экономика в 2023 году не свалится в рецессию
24 декабря 2022, 05:06
МОСКВА, 24 декабря. /ТАСС/. Мировую экономику ждет тяжелый год: после внушительного роста на 6% в постковидном 2021 году уже по итогам текущего года ее рост затормозится до 2-3%, а в 2023 году — и вовсе не превысит 2%, считают опрошенные ТАСС эксперты. Пока что о мировой рецессии речь не идет, но торможение уже достаточно заметное, особенно это касается крупных экономик: Европы и США, указывают экономисты.
«Глобального кризиса, сопоставимого с Великой рецессией 2008-2009 годов, удастся избежать, но ряд крупных экономик (прежде всего ЕС и США) могут столкнуться с ее локальными проявлениями — спадом относительно неглубоким и не слишком продолжительным», — считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
«Вероятность наступления рецессии в мировой экономике, если понимать под ней падение мирового ВВП в реальном выражении, представляется в 2023 году маловероятной. Она может наступить, если вместе сойдутся различные негативные факторы: усиление геополитических потрясений, развитие пандемии COVID-19 (при жесткой реакции на нее национальных властей) или распространение новых пандемий, сохранение высоких темпов инфляции в мировой экономике и продолжение ужесточения денежно-кредитной политики в ведущих промышленно развитых странах, возникновение потрясений в мировой финансовой системе», — соглашается директор Института экономики РАН Михаил Головнин.
По мнению главного экономиста ВЭБ.РФ Андрея Клепача, от сваливания в рецессию мир спасут экономики Индии и Китая. «Вероятность наступления мировой рецессии невысокая. Несмотря на высокие риски рецессии в ряде ключевых западных стран, крупные экономики Китая и Индии с большой вероятностью продолжат расти. Сейчас нет прогнозов, предусматривающих их падение», — сказал Клепач.
Тяжелые времена
В декабре директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева указывала на то, что мировая экономика переживает тяжелые времена из-за глобальной пандемии, событий на Украине, высокой инфляции во многих странах. «В результате рост мировой экономики резко замедлился до 3,2% в этом году, и мы прогнозируем его дальнейшее замедление до 2,7% в 2023 году. Последние показатели указывают на возможность дальнейшего ухудшения прогноза. Мы также наблюдаем очень высокую неопределенность, и это требует от нас еще более тесного сотрудничества», — сказала Георгиева.
Прогнозы опрошенных ТАСС российских экономистов в целом хуже диапазона МВФ. Почти все, кто согласился предоставить свои прогнозы по динамике мирового ВВП, считают, что его рост затормозится до 1,8-2,5%. «Оценки роста глобального ВВП на следующий год разнятся в интервале от 1,5 до 3%. Мне представляется наиболее реалистичным вариантом умеренно пессимистичный прогноз в 2-2,5%. Это еще не экономический спад, но уже существенное замедление мировой экономики по сравнению с текущим годом, а, учитывая кризис 2020 г. , выход на траекторию развития с существенно более низкими темпами», — сказал Головнин.
«Согласно прогнозу Института ВЭБ, базовый сценарий, рост мировой экономики замедлится до 2,5% в 2022 году и до 1,8% в 2023 году по сравнению с 6% в 2021 году. В то же время преобладают риски более низких показателей экономического роста, чем заложено в базовом сценарии», — указывает Клепач.
«Сейчас предположения финаналитиков укладываются в основном в интервал 1,4-2%. Мой прогноз — около 2%, если реализуется базовый сценарий», — считает Масленников.
Слабые звенья
Наибольшее беспокойство у экономистов вызывают экономики США и Евросоюза. Так, Клепач считает, что Европа находится в зоне риска из-за сильной зависимости от импорта энергоресурсов. «Европа — слабое звено мировой экономики, где наблюдается существенная зависимость от энергетического импорта, высокая инфляция даже в ключевых европейских странах, значительная долговая нагрузка в ряде стран, в том числе в Греции и Италии. Крупнейшие экономики мира — США, Германия, Великобритания — в 2023 году могут оказаться в состоянии рецессии», — сказал главный экономист ВЭБ.РФ.
«Наиболее чувствительными к негативным факторам в следующем году будут экономики Европы, как на западе, так и на востоке. <…> Если в октябре 2022 г. Международный валютный фонд прогнозировал в Европейском союзе, хотя и небольшой, но экономический рост с темпом 0,7%, то сейчас все чаще звучат оценки, связанные с началом там в 2023 году экономического спада», — указывает Головнин.
Заведующий кафедрой МГИМО Владимир Миловидов также привел прогнозы для региона. «В Европе ожидают замедления темпов экономического роста до 0,3%. МВФ более оптимистичен, оценивая экономический рост в Европе в 0,5%, при том, что в Германии эксперты фонда ожидают падение экономики на 0,5%, а в Италии на 0,2%. В США, по оценкам МВФ, будет рост экономики в пределах 1%. В Европе еще весной надеялись, что экономика США в 2023 году вырастет на 2,9%, осенью прогнозный рост снизили до 0,7%», — сказал он.
Драйверы
Драйверами мировой экономики в 2023 году, по мнению Клепача, станут азиатские страны, Индия и Китай, даже с учетом того, что в Китае пока что сохраняется часть противоковидных ограничений.
«Основные надежды — на опережающий рост ВВП в странах Азии, в первую очередь в Индии. Кроме того, китайская экономика имеет хороший потенциал для роста за счет снятия большей части ковидных ограничений», — отметил Клепач.
«Большинство стран в мире уже отменили все противоковидные ограничения и, скорее всего, уже больше не будут их вводить даже при новых вспышках заболеваемости. Исключением пока остается Китай, где сохраняется часть ограничений. Однако эти меры становятся очень непопулярными и недавно власти их сильно смягчили. Поэтому мы ожидаем, что их влияние на экономику будет меньшим, чем в 2022 году. Сохранение части ограничений будет сдерживать экономический рост, но по итогам 2023 года рост ВВП может ускориться», — считает главный экономист ВЭБ.РФ.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Ершов, в свою очередь, наряду с Китаем указывает в числе драйверов и США. «Вероятно, драйверами роста будут Китай и США. Китай будет эффективно купировать очаги рисков, в том числе в сфере недвижимости, не позволяя им распространять свое негативное влияние на экономику. А США воспользуются сложным экономическим положением в европейских странах и геополитической напряженностью, как это уже происходит, и в том числе через военные расходы будет поддерживать свою экономику», — сказал Ершов.
Головнин отмечает, что хорошие перспективы в 2023 году у Индии и стран Юго-Восточной Азии. «Вторым важным локомотивом мировой экономики становится Индия, реальный ВВП которой в 2023 году может вырасти еще большим темпом, чем китайский (более чем на 6%). Свою роль здесь играют относительно дешевые энергоносители, которые Индия начала закупать в больших масштабах в России, и значительный внутренний рынок с растущим населением. Традиционно хорошие перспективы у региона Юго-Восточной Азии. Он тесно связан производственными цепочками с китайской экономикой и сам по себе представляет достаточно емкий рынок. Кроме того, азиатские страны пока в относительно меньшей степени страдают от проблемы глобальной инфляции», — указывает эксперт.
Экономика России
Беспрецедентное давление стран Запада на российскую экономику в этом году не прошло бесследно, но даже после девяти пакетов санкций, заморозки золотовалютных резервов, ввода потолка цен на нефть и других ограничений она не оказалась разрушенной, и самые плохие прогнозы февраля-марта не сбылись. Эксперты считают, что у России есть все шансы пройти 2023 год с относительно хорошим результатом.
Официальный прогноз Минэкономразвития предполагает спад экономики по итогам 2022 года в 2,9%, однако, по словам президента РФ Владимира Путина, в реальности он будет чуть меньше — около 2,5%. Что касается прогноза на 2023 год, правительство пока исходит из того, что спад уложится в 1%. Прогноз Минэкономразвития исходит из спада на 0,8%.
«Действительно, экономика пока показывает достаточную устойчивость к введенным беспрецедентным санкциям. Это вселяет определенный оптимизм. <…> Наш прогноз предполагает снижение ВВП в этом году на 2,5%. В 2023 году падение замедлится до 1,2%. В то же время мы ожидаем, что уже во второй половине следующего года начнется восстановительный рост и к 2025 году экономика преодолеет спад 2022-2023 годов», — сказал Клепач.
Директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков также настроен оптимистично и считает, что у России есть шансы пройти 2023 год позитивно. «Есть шансы пройти и позитивно, в случае значимого роста стоимости нефти (к чему мы видим предпосылки), и сохранения большей части объемов экспорта», — сказал он.
«У нас еще есть много неиспользованных возможностей, которые могут существенно поддержать экономику, и при их правильном применении 2023 год можно пройти с не самыми худшими результатами», — соглашается Ершов.
Теги:
СШАИндияКитай
Список из 152 развивающихся стран
Развивающиеся страны – это страны, уровень жизни, доходов, экономического и промышленного развития которых остается более или менее ниже среднего. Дальнейшее понижение происходит по отношению к наименее развитым странам четвертого мира.
Согласно определению МВФ, насчитывается 152 развивающихся страны с населением около 6,74 миллиарда человек. 85,43 процента, что составляет значительную долю населения мира. Он включает в себя всю Центральную и Южную Америку, всю Африку, почти все азиатские страны и множество других островных государств.
‘+ttData[2]} if(ttData[3]){tt+=’
Ø Годовой доход:
‘+ttData[3]+’ USD’} if(ttData[4]){tt+=’
Долги :
‘+ttData[4]+’%’} вернуть tt; } вернуть название страны; }
Country | Population | GNI per capita | Human Development Index | Human Asset Index |
---|---|---|---|---|
Afghanistan | 40.1 M | 390 USD | 0.478 | 42.0 |
Albania | 2.8 M | 6,110 USD | 0. 796 | |
Algeria | 44.2 M | 3,660 USD | 0.745 | 90.2 |
Angola | 34.5 M | 1,710 USD | 0.586 | 52.0 |
Antigua and Barbuda | 0.1 M | 15,780 USD | 0.788 | 96.4 |
Argentina | 45.8 M | 9,960 USD | 0.842 | 97.6 |
Armenia | 2.8 M | 4,850 USD | 0.759 | 94.6 |
Aruba * | 0.1 M | 29,390 USD | ||
Azerbaijan | 10.1 M | 4,900 USD | 0.745 | 93.0 |
Bahamas | 0. 4 M | 26,490 USD | 0.812 | 90.3 |
Bahrain | 1.5 M | 22,950 USD | 0.875 | 97.9 |
Bangladesh | 169.4 M | 2,570 USD | 0.661 | 75.3 |
Barbados | 0.3 M | 16,900 USD | 0.790 | 98.0 |
Belarus | 9.3 M | 6,940 USD | 0.808 | |
Belize | 0.4 M | 6,070 USD | 0.683 | 89.3 |
Benin | 13.0 M | 1,350 USD | 0.525 | 49.4 |
Bhutan | 0.8 M | 3,040 USD | 0. 666 | 79.5 |
Bolivia | 12.1 M | 3,290 USD | 0.692 | 88.5 |
Bosnia and Herzegovina | 3.3 M | 6,810 USD | 0.780 | |
Botswana | 2.6 M | 6,430 USD | 0.693 | 83.1 |
Brazil | 214.3 M | 7,740 USD | 0.754 | 95.9 |
Brunei | 0.4 M | 30,320 USD | 0.829 | 93.8 |
Bulgaria | 6.9 M | 11,200 USD | 0.795 | |
Burkina Faso | 22.1 M | 830 USD | 0.449 | 56. 0 |
Burundi | 12.6 M | 220 USD | 0.426 | 53.9 |
Cambodia | 16.6 M | 1,580 USD | 0.593 | 74.3 |
Cameroon | 27.2 M | 1,590 USD | 0.576 | 61.2 |
Cape Verde | 0.6 M | 3,190 USD | 0.662 | 91.2 |
Central African Republic | 5.5 M | 480 USD | 0.404 | 27.4 |
Chad | 17.2 M | 640 USD | 0.394 | 18.3 |
Chile | 19.5 M | 14,780 USD | 0.855 | 99. 1 |
China | 1,412.4 M | 11,880 USD | 0.768 | 95.7 |
Colombia | 51.5 M | 6,190 USD | 0.752 | 93.9 |
Comoros | 0.8 M | 1,580 USD | 0.558 | 67.2 |
Costa Rica | 5.2 M | 12,310 USD | 0.809 | 97.3 |
Democratic Republic of the Congo | 95.9 M | 550 USD | 0.479 | 47.9 |
Djibouti | 1.1 M | 3,080 USD | 0.509 | 61.9 |
Dominica | 0.1 M | 7,790 USD | 0. 720 | 93.5 |
Dominican Republic | 11.1 M | 8,100 USD | 0.767 | 90.9 |
East Timor | 1.3 M | 1,140 USD | 0.607 | 69.5 |
Ecuador | 17.8 M | 5,960 USD | 0.740 | 90.3 |
Egypt | 109.3 M | 3,350 USD | 0.731 | 83.3 |
El Salvador | 6.3 M | 4,260 USD | 0.675 | 88.2 |
Equatorial Guinea | 1.6 M | 5,150 USD | 0.596 | 67.1 |
Eritrea | 3.6 M | 600 USD | 0. 492 | 57.2 |
Eswatini | 1.2 M | 3,650 USD | 0.597 | 77.1 |
Ethiopia | 120.3 M | 940 USD | 0.498 | 55.3 |
Federated States of Micronesia | 0.1 M | 3,980 USD | 0.628 | 83.3 |
Fiji | 0.9 M | 4,500 USD | 0.730 | 94.2 |
Gabon | 2.3 M | 6,440 USD | 0.706 | 78.5 |
Gambia | 2.6 M | 740 USD | 0.500 | 63.8 |
Georgia | 3.7 M | 4,700 USD | 0. 802 | 98.4 |
Ghana | 32.8 M | 2,280 USD | 0.632 | 78.5 |
Grenada | 0.1 M | 8,590 USD | 0.795 | 96.5 |
Guatemala | 17.1 M | 4,940 USD | 0.627 | 69.3 |
Guinea | 13.5 M | 1,020 USD | 0.465 | 39.8 |
Guinea-Bissau | 2,1 M | 760 USD | 0,483 | 44,0 |
Гайана | 0,8 M | 0 2 | 6666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666..8 | |
Haiti | 11.4 M | 1,430 USD | 0. 535 | 66.2 |
Honduras | 10.3 M | 2,490 USD | 0.621 | 83.4 |
India | 1,407.6 M | 2,150 USD | 0.633 | 74.3 |
Indonesia | 273.8 M | 4,180 USD | 0.705 | 83.3 |
Iran | 87.9 M | 3,530 USD | 0.774 | 91.4 |
Iraq | 43.5 M | 4,760 USD | 0.686 | 75.3 |
Ivory Coast | 27.5 M | 2,420 USD | 0.550 | 53.0 |
Jamaica | 2.8 M | 5,190 USD | 0. 709 | 91.3 |
Jordan | 11.1 M | 4,170 USD | 0.720 | 90.4 |
Kazakhstan | 19.0 M | 8,880 USD | 0.811 | 98.3 |
Kenya | 53.0 M | 2,080 USD | 0.575 | 73.2 |
Kiribati | 0.1 M | 2,750 USD | 0.624 | 81.5 |
Kosovo | 1.8 M | 5,130 USD | ||
Kuwait | 4.3 M | 34,290 USD | 0.831 | 97.5 |
Kyrgyzstan | 6.7 M | 1,180 USD | 0.692 | 94.5 |
Laos | 7. 4 M | 2,500 USD | 0.607 | 72.8 |
Lebanon | 5.6 M | 5,110 USD | 0.706 | 88.2 |
Lesotho | 2.3 M | 1,210 USD | 0.514 | 62.6 |
Liberia | 5.2 M | 630 USD | 0.481 | 45.2 |
Libya | 6.7 M | 8,700 USD | 0.718 | 83.6 |
Madagascar | 28.9 M | 490 USD | 0.501 | 60.7 |
Malawi | 19.9 M | 620 USD | 0.512 | 55.5 |
Malaysia | 33.6 M | 10,710 USD | 0. 803 | 89.5 |
Maldives | 0.5 M | 9,600 USD | 0.747 | 89.4 |
Mali | 21.9 M | 820 USD | 0.428 | 45.6 |
Marshall Islands | 0.0 M | 6,780 USD | 0.639 | 79.6 |
Mauritania | 4.6 M | 1,950 USD | 0.556 | 54.1 |
Mauritius | 1.3 M | 9,920 USD | 0.802 | 94.1 |
Mexico | 126.7 M | 9,590 USD | 0.758 | 94.9 |
Moldova | 2.6 M | 5,370 USD | 0.767 | |
Mongolia | 3. 3 M | 3,730 USD | 0.739 | 95.3 |
Montenegro | 0.6 M | 9,340 USD | 0.832 | |
Morocco | 37.1 M | 3,620 USD | 0.683 | 83.1 |
Mozambique | 32.1 M | 480 USD | 0.446 | 53.9 |
Myanmar | 53.8 M | 1,170 USD | 0.585 | 73.9 |
Namibia | 2.5 M | 4,650 USD | 0.615 | 83.5 |
Nauru | 0.0 M | 16,920 USD | 92.0 | |
Nepal | 30.0 M | 1,220 USD | 0. 602 | 74.9 |
Nicaragua | 6.9 M | 1,950 USD | 0.667 | 85.3 |
Niger | 25.3 M | 590 USD | 0.400 | 35.6 |
Nigeria | 213.4 M | 2,080 USD | 0.535 | 43.5 |
North Macedonia | 2.1 M | 6,190 USD | 0.770 | |
Oman | 4.5 M | 17,950 USD | 0.816 | 93.1 |
Pakistan | 231.4 M | 1,470 USD | 0.544 | 57.6 |
Palau | 0.0 M | 12,790 USD | 0.767 | 92. 1 |
Panama | 4.4 M | 13,920 USD | 0.805 | 89.1 |
Papua New Guinea | 9.9 M | 2,460 USD | 0.558 | 53.5 |
Paraguay | 6,7 M | 5,740 USD | 0,717 | 90,7 |
PERU | ||||
.0027 | 92.7 | |||
Philippines | 113.9 M | 3,550 USD | 0.699 | 84.3 |
Poland | 37.7 M | 16,850 USD | 0.876 | |
Qatar | 2.7 M | 62,310 USD | 0.855 | 96.2 |
Republic of the Congo | 5. 8 M | 1,970 USD | 0.571 | 68.7 |
Romania | 19.1 M | 14,160 USD | 0.821 | |
Russia | 143.4 M | 11,610 USD | 0.822 | |
Rwanda | 13.5 M | 840 USD | 0.534 | 67.6 |
Saint Kitts and Nevis | 0.0 M | 18,820 USD | 0.777 | 96.1 |
Saint Lucia | 0.2 M | 9,520 USD | 0.715 | 93.3 |
Saint Vincent and the Grenadines | 0.1 M | 8,720 USD | 0.751 | 94.1 |
Samoa | 0. 2 M | 3,810 USD | 0.707 | 96.1 |
Sao Tome and Principe | 0.2 M | 2,260 USD | 0.618 | 89.4 |
Saudi Arabia | 36.0 M | 21,540 USD | 0.875 | 95.6 |
Senegal | 16.9 M | 1,570 USD | 0.511 | 66.4 |
Serbia | 6.8 M | 8,460 USD | 0.802 | |
Seychelles | 0.1 M | 14,540 USD | 0.785 | 92.4 |
Sierra Leone | 8.4 M | 500 USD | 0.477 | 41.7 |
Solomon Islands | 0. 7 M | 2,320 USD | 0.564 | 73.8 |
Somalia | 17.1 M | 430 USD | 24.3 | |
South Africa | 59.4 M | 6,530 USD | 0,713 | 86,2 |
Южный Судан | 10,7 М | 460 USD | 0,385 | 22,0 | SRI 22.0927 3 | 4. | 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2926 2927 2927 2927 2927 22.927. | 2926.9127 22777777777777777. | 2926 2926 2 22,0927 | .0027 | 4,030 USD | 0.782 | 93.2 |
Sudan | 45.7 M | 650 USD | 0.508 | 61.9 |
Suriname | 0.6 M | 4,410 USD | 0. 730 | 91.2 |
Syria | 21.3 M | 760 USD | 0.577 | 77.2 |
Tajikistan | 9.8 M | 1,150 USD | 0.685 | 88.7 |
Tanzania | 63.6 M | 1,100 USD | 0.549 | 61.1 |
Thailand | 71.6 M | 7,090 USD | 0.800 | 94.0 |
Togo | 8.6 M | 960 USD | 0.539 | 58.8 |
Tonga | 0.1 M | 4,930 USD | 0.745 | 98.4 |
Trinidad and Tobago | 1.5 M | 15,000 USD | 0.810 | 94. 6 |
Tunisia | 12.3 M | 3,540 USD | 0.731 | 90.8 |
Turkey | 84.8 M | 9,900 USD | 0.838 | 97.1 |
Туркмененстан | 6,3 М | 6 970 USD | 0,745 | 92.4 |
TUVALU | ||||
TUVALU | ||||
TUVALU | 0.641 | 82.8 | ||
Uganda | 45.9 M | 760 USD | 0.525 | 57.8 |
Ukraine | 43.8 M | 4,120 USD | 0.773 | |
Uruguay | 3. 4 M | 16,080 USD | 0.809 | 98.1 |
Uzbekistan | 34.9 M | 1,960 USD | 0.727 | 95.7 |
Vanuatu | 0.3 M | 3,240 USD | 0.607 | 77.5 |
Venezuela | 28.2 M | 13,080 USD | 0.691 | 91.3 |
Vietnam | 97.5 M | 3,590 USD | 0.703 | 88.0 |
Yemen | 33.0 M | 670 USD | 0.455 | 57.7 |
Zambia | 19.5 M | 1,030 USD | 0,565 | 67,1 |
Zimbabwe | 16,0 м | 1,530 USD | 0,593 | 70,4 | 0,593 | 70,4 | 0,593 | 70,4 | 0,593 | 70,4 | 0,593 | 70,4 | 0,593 | 70,4 | 0,593 | 70,4 | 0,593. не всегда понятно. Хотя Организация Объединенных Наций определяет, какие страны относятся к числу наименее развитых стран, сама она не приняла критериев для развивающихся стран. Тем не менее, с «Индексом человеческого развития» они обеспечивают важную базовую ценность. Этот индекс объединяет базовые условия повседневной жизни, такие как питание, медицинское обслуживание, образование и доход, в сопоставимый индекс. Вероятно, наиболее распространенная интерпретация термина «развивающаяся страна» — это интерпретация Международного валютного фонда (МВФ). Здесь государства классифицируются по трем критериям:
Еще одна классификация, которая иногда приравнивается к развивающейся стране, была создана Всемирным банком с чистой классификацией в соответствии со среднегодовым доходом. Это уровни:
Отнесение к странам третьего мираВ просторечии развивающиеся страны также называют странами «третьего мира», особенно в богатых промышленно развитых странах. В самих заинтересованных странах эта классификация часто считается диффамационной. Содержание этого обозначения также спорно, поскольку модель трех миров изначально использовалась для выражения политической принадлежности после холодной войны. Первый мир представлен государствами НАТО, второй мир включает государства Восточного блока, а третий мир включает все остальные государства с политической точки зрения. Key figures in comparison(All figures weighted according to population share.)
|
Leave a Reply