Российское государство будет заботиться о восстановлении храма Архангела Михаила в Каннах / Интервью / Патриархия.ru
27 ноября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Главные вопросы о событиях в России и мире мы каждую неделю задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: На теневых интернет-ресурсах были выставлены на продажу данные граждан, которые покупали себе поддельные справки о вакцинации и ПЦР. В базах персональной информации более 500 тысяч человек. По мнению некоторых, собственно эти сайты и ресурсы и создавались для того, чтобы в дальнейшем этих самых граждан шантажировать. В связи с этой новостью поднялось обсуждение: необходима ли амнистия для таких граждан и для врачей, потому что участились и обращения от якобы вакцинированных россиян с тем, чтобы по истечение месяца, двух, трех сделать уже настоящую вакцину? Как Вам кажется, владыка, должна ли быть такого рода амнистия объявлена для врачей, выдававших поддельные справки для «вакцинированных»?
Митрополит Иларион: Я думаю, что речь идет прежде всего о нарушении законодательства, а если люди нарушают законодательство, они должны нести наказание по закону. Сейчас не то время, когда нужно амнистировать обманщиков и авантюристов. Сейчас нужно принять все меры для того, чтобы исключить возможность продажи фейковых сертификатов, чтобы каждый человек, который сделал вакцину, получал подлинный сертификат и с ним мог входить в общественные места.
Что означает фейковый сертификат? Во-первых, что человек ставит под угрозу свою жизнь, а во-вторых, жизнь окружающих людей. Мы ежедневно бьем рекорды по количеству смертности, у нас умирает больше тысячи человек в день — это огромное число. Что бы ни говорили противники вакцинации, что бы ни говорили те, кто утверждают, что от гриппа умирают не меньше, чем от ковида, это не соответствует действительности. Это огромные цифры, мы теряем людей. Больницы переполнены, врачи перегружены. И на фоне этого огромного кризиса, который охватил нашу страну, продажа фейковых сертификатов является в высшей степени безнравственным поступком и преступлением, за который виновные должны нести ответственность: и те, кто продают эти сертификаты, и те, кто их покупает.
Е. Грачева: Владыка, на этой неделе стало известно, что правительство одобрило и внесло в Госдуму на рассмотрение законопроект о расширении прав мужчин на получение материнского капитала. В списке категорий мужчин, которые могут получить этот маткапитал, и те, кто воспитывает детей от суррогатных матерей. Мы помним, что уже в июне первая «ласточка» пролетела: Конституционный суд одобрил такую норму. Теперь слово за Государственной Думой. «Комсомольская правда» провела свой опрос: 60 процентов опрошенных с таким решение согласны. А что скажет на это Церковь?
Митрополит Иларион: У нас есть определенная позиция в отношении суррогатного материнства, которая зафиксирована в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», и потом в дополнительно принятом документе «О крещении детей, родившихся от суррогатных матерей». Мы не вмешиваемся в законодательство, в личную жизнь людей, но в отношении тех, кто является членами Церкви, мы говорим совершенно ясно и однозначно: суррогатное материнство Церковью не одобряется и не благословляется, потому что суррогатное материнство является вмешательством в то, что принадлежит Самому Богу.
Дети должны рождаться от папы и мамы, от биологического отца и биологической матери. Дети рождаются в законном браке, который освящен таинством венчания — вот учение, которое всегда исповедовала Церковь. То, что выходит за рамки этого учения, является нарушением целостности брака, Церковь принять не может. Соответственно, и одобрить инициативы, направленные на поддержание суррогатного материнства в той или иной форме, Церковь тоже не может.
Е. Грачева: Российские мусульмане обратились с просьбой к столичным властям разрешить им организовать на станциях метро столичной подземки молельные комнаты для того, чтобы они могли совершать регулярный намаз, как того требует их религия. Как Вы отнеслись бы к тому, если бы в метрополитене появились такие молельные комнаты?
Митрополит Иларион: Я думаю, в нашем Отечестве мы должны создавать условия для того, чтобы все религиозные конфессии имели право на свободное выражение своей веры.
Если говорить о мусульманах, то мне неоднократно приходилось видеть в странах Ближнего Востока и в других странах, как во время намаза мусульмане останавливают свою деятельность. Например, торговец в какой-нибудь лавке становится на коврик и совершает намаз. Он не смотрит на окружающих людей, он не стесняется того, что проявляет свои религиозные чувства публично. Он это делает, потому что так ему повелевает его религия. Я думаю, что и в нашем Отечестве должны быть условия для того, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою религию.
С точки зрения Русской Православной Церкви, местами для молитвы являются храмы. Мы приходим в храмы для того, чтобы помолиться. В то же время у нас есть заповедь, которая восходит к самому апостолу Павлу: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Мы призваны молиться не только в храме, но и когда находимся в метро и других общественных местах.
В православной традиции не принято, допустим, останавливаться на улице и молиться так, как это делают мусульмане. Мы, если молимся в общественном транспорте, то делаем это про себя. Но у каждой религиозной традиции есть свои правила. Например, иудеи соблюдают субботу настолько строго, как мне рассказывал один иудей, что если, например, он окажется при наступлении субботы в аэропорту и должен лететь куда-то дальше, то ему придется сутки просидеть в аэропорту до тех пор, пока не закончится суббота, чтобы он мог возобновить свой полет.
У каждой религии свои правила, они заслуживают уважения. Если будут создаваться молельные комнаты для мусульман, то соответственно должны создаваться молельные комнаты и для христиан, и для представителей иных религиозных традиций, потому что у них тоже есть свои религиозные нужды.
Кстати говоря, во многих аэропортах мира существуют такие молельные комнаты для представителей разных конфессий. Например, в аэропорту Брюсселя есть шесть молитвенных комнат: одна для католиков, другая для протестантов, третья для православных, четвертая для мусульман, пятая для иудеев, а шестая — это просто комната для неверующих, куда они могут прийти и проконсультироваться с психологом.
Другой вопрос, где будут ставиться эти помещения? Потому что все хорошо знаем метрополитен: там есть пути, по которым ходят поезда, станции, где толпятся пассажиры, и если на каждой станции надо будет устраивать молельные комнаты, то где и как они будут располагаться? Тогда, наверное, надо перепроектировать вообще все станции метро, перестраивать их. Не знаю, готов ли Московский метрополитен к такого рода преобразованиям.
Е. Грачева: Хочется поговорить о правилах русской орфографии и пунктуации. Именно по ним живет русский язык аж с 1956 года. Выяснилось, что более шестидесяти лет в этот свод не вносились изменения, и, как считают филологи, настал этот день, когда эти изменения необходимо внести и обновить словарь. Министерство просвещения опубликовало проект этого документа, и теперь предлагаются обновленные правила орфографии, в том числе названий, связанных с религией. Предлагают слова «Бог», «Пасха», «Патриарх» писать с прописной буквы. Вы как писатель, в том числе, и как представитель Русской Православной Церкви как оцените эти нововведения?
Митрополит Иларион: Я их оцениваю положительно, но это нельзя назвать нововведением. Это возвращение к тем нормам литературного русского языка, которые существовали и в XIX веке, и в начале XX века, и которые по идеологическим причинам были искажены в советское время специально для того, чтобы унизить и растоптать религию и верующих. Для этой цели слово «Бог» писалось с маленькой буквы, слово «Богородица» писалось со строчной буквы. Тогда как верующие люди всегда — и в советское время, и до него, и сейчас — писали эти слова с прописной буквы.
У нас в Церкви есть свои нормативы, которые мы соблюдаем, они опубликованы. Те издания, которые выходят под эгидой Церкви, следуют определенным правилам. Мы всегда пишем слово «Бог» с прописной буквы за исключением тех случаев, когда речь идет о языческих богах: в этом случае слово «бог» пишется со строчной буквы. Мы пишем с прописной буквы слово «Церковь», когда речь идет о Церкви как организации. Но если речь идет о церкви как о храмовом здании, тогда мы пишем его со строчной буквы. И так далее, то есть существует определенная логика в написании тех или иных слов с прописной или со строчной буквы, и мы этой логике следуем. Она была выработана, по сути, еще в XIX веке, когда великими русскими писателями создавался наш литературный язык, но она, повторю, была искажена в советское время. Сейчас эти искажения убираются и это можно только приветствовать.
Е. Грачева: Владыка, к Вам напрямую вопрос как руководителю Отдела внешних церковных связей, он связан с решением французского суда в Грасе, который признал церковь Архангела Михаила в Каннах собственностью нашей страны. Это тоже такая долгая история. Может быть, Вы расскажете подробнее о предыстории этого спора? По причине этого спора храм сейчас недействующий. Расскажите, пожалуйста, как получилось, что нашу собственность пришлось отсуживать у Франции? Какой сейчас будет судьба у храма? Будут ли там богослужения?
Митрополит Иларион: Дело в том, что по французским законам все религиозные конфессии существуют не в форме централизованных организаций, а в форме ассоциаций, то есть, например, Римско-Католическая Церковь Франции не имеет статуса юридического лица. Она канонически оформлена, там есть конференция епископов, но с точки зрения французского законодательства каждый приход является ничем иным, как ассоциацией, то есть группой людей, которые собрались для выполнения каких-то целей, в данном случае — религиозных. Называется это по-французски «аssociation sans but lucratif», то есть «ассоциация без коммерческих целей», то, что у нас называется «некоммерческое объединение».
Ассоциация, которая владела храмом Михаила Архангела в Каннах, довела его до такого состояния. Мало того, что там не делался ремонт, там рухнул купол, он сейчас лежит на земле. Здание оцеплено, оно аварийное. Туда не пускают людей уже шесть лет. Священник, который этой ассоциацией приглашен для служения, совершает богослужения в палатке. Эта вопиющая ситуация сложилась по вине руководства этой ассоциации. Сейчас храм решением суда возвращен законному владельцу, потому что он строился в конце XIX века на средства российской императорской семьи. Он был собственностью Российского государства, и он возвращается в собственность Российского государства. Мы можем, наконец, с облегчением вздохнуть, потому что теперь Российское государство будет заботиться о восстановлении этого храма, о проведении там капитального ремонта.
Я очень надеюсь на то, что в скором времени после того, как противоаварийные работы в храме будут проведены, верующие смогут снова участвовать в богослужениях в этом историческом русском храме.
Е. Грачева: Будем надеяться, что он превратится в такую же жемчужину Православия на Лазурном берегу, каким является храм святителя Николая в Ницце. Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: В России каждый день умирает большое количество людей не только от коронавируса, но и от других серьезных заболеваний. Например, от гриппа, туберкулеза, сердечных болезней. В результате ДТП в прошлом году в России погибли более 11 тысяч человек. Однако все внимание приковано почему-то к ковиду, и Вы лично также постоянно об этом говорите. Владыка, на мой взгляд, эта проблема высосана из пальца.
Митрополит Иларион: Не знаю, бывали ли Вы в госпитале или в больнице в «красной зоне». Сходите, посмотрите. Не поленитесь, наденьте комбинезончик, сходите посмотрите на этих людей, подключенных к аппарату ИВЛ, посмотрите на людей, которые умирают. Может быть, Вашей семьи это еще не коснулось, но рано или поздно, наверное, коснется кого-то из Ваших близких. Тогда Вы увидите, что эта проблема не высосана из пальца. Только тогда будет уже поздно. К сожалению, очень много таких как Вы, которые не только имеют такие взгляды, но и озвучивают их. На самом деле происходящее совсем не сравнимо с тем, что Вы описываете. Вы сами пишете, что в результате ДТП в прошлом году погибло более 11 тысяч человек. А от коронавируса умирает в день более тысячи человек. Вот и сравните эти цифры. Даже простое сравнение этих цифр покажет Вам, что проблема не высосана из пальца.
Вопрос: Здравствуйте, владыка. Хочу поблагодарить Вас за активную позицию в пользу вакцинации. Я сам привит, более того, запланировал пройти ревакцинацию. Этот выбор я сделал сам, так как не хочу умереть. Но объяснить и убедить своих близких у меня не получается. Моя аргументация на них не действует. У меня половина друзей и кое-кто из родни — ярые, можно сказать, «зомбированные» антипрививочники. Как мне объяснить необходимость вакцинации с православной точки зрения?
Митрополит Иларион: Вы знаете, мои аргументы тоже на многих не действуют. Вот я только что зачитал вопрос, где было сказано, что проблема высосана из пальца. Цифры публикуются. Люди умирают тысячами в день, но кому-то хочется считать, что проблема высосана из пальца, кому-то хочется верить, что ковид — это то же самое, что сезонный грипп. Есть люди, и их очень много, которые предпочитают верить не цифрам и не фактам, а мифам и слухам. Они этими мифами живут, эти люди очень агрессивны, как сейчас многие наши антипрививочники: они же очень агрессивны, они нападают на других людей, они не останавливаются перед тем, чтобы подделывать или покупать поддельные сертификаты, то есть не останавливаются даже перед глубоко безнравственными поступками. Есть люди, которых переубедить невозможно. Тем не менее, я уверен в том, что мы должны говорить им правду, говорить то, что происходит на самом деле. А если они не верят, если они на нас за это нападают, то это надо терпеть. Если они не верят или не хотят нас слышать, то с этой проблемой мы часто ничего не можем сделать, к сожалению.
Есть много людей, которые не верили в ковид, думали, что все это сказки, что эта проблема высосана из пальца, а в итоге заболели и сейчас уже отправились на тот свет. Есть люди, которые не советовали другим делать прививку, своим родственникам, и поспособствовали тому, что эти люди отправились на тот свет, умирая в тяжелейших мучениях. А теперь они приходят к нам, священникам, на исповедь и говорят: как же я раскаиваюсь в том, что не уберегла свою маму или что я не уберег свою бабушку… Мы сейчас постоянно с этим сталкиваемся. К сожалению, люди раскаиваются и приходят в себя слишком поздно, когда уже ничего невозможно поправить.
Вопрос: Есть два похожих вопроса: один от Константина, у которого болеет мама. Она некрещеная и он хочет за нее помолиться в церкви. А другой вопрос от Светланы, которая спрашивает, как можно молиться об усопших, если они не были православными, были католиками или принадлежали к другим христианским конфессиям.
Митрополит Иларион: В Православной Церкви существует такое правило, что определенные виды поминовения — и заздравного, и заупокойного, а именно те поминовения, которые совершаются публично на богослужении, — совершаются только в отношении православных людей, как живых, так и усопших. Это касается поминовения на проскомидии, то есть перед началом Божественной литургии, это касается тех случаев, когда записки читаются вслух. Но никто не препятствует православному христианину молиться за своих близких вне зависимости от их конфессии. Это касается и живых, и усопших.
Господь нам заповедал молиться друг за друга, и не только за православных людей. Поэтому если вы хотите помолиться о вашем близком человеке, живом или усопшем, то никто вам не препятствует. Это благое, доброе и святое дело.
Вопрос: Несколько лет назад я, будучи в зрелом возрасте, принял крещение в Греческой Православной Церкви, так как на тот момент проживал в Афинах. Вопрос: для меня, как для православного человека, сейчас живущего в России, это что-то меняет? Надо ли заново покреститься?
Митрополит Иларион: Заново креститься Вам не надо. Мы в Символе веры говорим: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Если человек принял крещение один раз, то никакое повторное крещение ему не требуется. За исключением тех случаев, когда он оказался, например, крещен в каком-то раскольническом сообществе неким лжесвященником или самозванцем, который не имеет законного рукоположения. Вот в этом случае совершается таинство Крещения. Причем мы не говорим, что оно повторное, потому что мы считаем, что предыдущее «крещение», совершенное самозванцем или раскольником, не было таковым.
Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из послания к Ефесянам: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия» (Еф. 5:17).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
«Мама» и «Папа» с большой буквы
Текст: Наталья Лебедева/РГ, Фёдор Косичкин
Фото: bibpol.ru
Школьников хотят научить писать слова «мама» и «папа» с большой буквы и обращаться друг к другу на «вы». Вернуть в школьную программу дореволюционный языковой этикет предлагает депутат Госдумы Владимир Сысоев. Более того, он уже составил соответствующий запрос на имя вице-премьера Ольги Голодец.
«Речевой этикет до революции отличался строгими правилами и имел собственную грамматику. Например, «мама» и «папа» писали с большой буквы. Основными этикетными жанрами являются приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, отказ, возражение», — объясняет он.
Парламентарий убежден, что в дореволюционном этикете общения неизменно присутствовало уважение, которого так не хватает современному русскому языку.
«Поэтому я считаю, что в школах должны возродить порядок обращений, как это было в Российской империи», — заключил депутат.
Трудно спорить, что отсутствие нейтральных обращений в устной речи — реальная проблема современного русского языка. Итальянец без риска показаться смешным может спросить у незнакомца на улице: Signore, dov’è qui la fermata di pullman? Буквально это значит: «Господин, где здесь остановка междугородного автобуса?» Но если этот же итальянец выступит с такой фразой, переведенной с помощью Google Translator, на улице российского города, сразу станет понятно, что это иностранец.
Сами же россияне вынуждены обходиться «базовыми» биологическими определениями «мужчина» и женщина» или же, вопреки здравому смыслу, обращаться к весьма зрелым людям «девушка» и «молодой человек».
Как видим, предложение либерального демократа не лишено оснований. Проблема в том, что его интересы, судя по занимаемым им в Думе должностям, лежат в области природных ресурсов, собственности и земельных отношений, а отнюдь не в области исторической лингвистики. Например, он, похоже, не подозревает, что с прописной (большой) буквы писали порой не только слова «мама, папа», но и названия национальностей. «Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце», — поучает «ученого соседа» герой рассказа Чехова. Причем сам он, очевидно, не очень учён…
Так что, возможно, представления о «дореволюционном этикете» у Владимира Владимировича тоже несколько идеализированные.
Между тем в дореволюционной России, которая была сословной монархией, система личных обращений была тщательно разработана и строго регламентирована, как в армии, на основе созданной еще Петром I табели о рангах. Согласно ей, например, ко всем бесчиновным дворянам и младшим чинам вплоть до титулярного советника (или армейского капитана) надлежало обращаться «ваше благородие», а как только он получал следующий чин — коллежского асессора или майора, то становился «вашим высокоблагородием». И не дай бог подчиненному забыться!
У Куприна в рассказе-мемуаре «Как я был актером» приводится колоритный эпизод:
Сергей [официант] осмелился заметить, что это не его вина, а повара, и что он сейчас пойдет переменить, и даже прибавил робко:
— Извините, сударь.
Это извинение совсем взбесило офицера. Он ударил Сергея по лицу горячим бифштексом и, весь багровый, заорал:
— Что-о? Я тебе сударь? Я т-тебе сударь? Я тебе не сударь, а государю моему штабс-ротмистр!
Над такой жестокой регламентацией трунил еще Пушкин. Когда Гринев в «Капитанской дочке» спрашивает у вахмистра, почему его велено арестовать, а Машу Миронову привести к Зурину, тот «докладывает по всей форме»:
— Не могу знать, ваше благородие, — отвечал вахмистр. — Только его высокоблагородие приказал ваше благородие отвести в острог, а ее благородие приказано привести к его высокоблагородию, ваше благородие!
Звучит дико, но формально вахмистр отвечает абсолютно корректно.
Та же ситуация языкового абсурда возникает в речи сходящего с ума полковника де Бризара в булгаковском «Беге»:
Главнокомандующий. Как, по-вашему, я похож на Александра Македонского?
Де Бризар (не удивляясь). Я, ваше превосходительство, к сожалению, давно не видел портретов его величества.
Главнокомандующий. Про кого говорите?
Де Бризар. Про Александра Македонского, ваше высокопревосходительство.
Главнокомандующий. Величества?.. Гм… Вот что, полковник, вам надлежит отдохнуть.
Формально спятивший полковник совершенно прав: о любых монархах в царской России предписывалось говорить «его величество». Даже если этот монарх жил две тысячи лет назад.
Но и с семейными обращениями всё было далеко не так просто, как представляется депутату Сысоеву.
В дворянских, чиновничьих и купеческих семьях, в противоположность низшим сословиям, дети действительно обращались к старшим (включая родителей) только на «вы». Но как обращались?
Вот что пишет об этом Ю. А. Федосюк в своей книге «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века»:
Эту главу мы начали со слов «мама, папа». Слова как бы парные, а биография их разная. Если «мама» в обращении к матери — слово старинное, исконно русское, то слово «папа» пришло в нашу речь значительно позднее. Как же называли отца наши далекие предки? Издревле обращение было таким: «тятя, тятенька». Как не вспомнить тут пушкинские строки:
Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
Тятя, тятя, наши сети
Притащили мертвеца!
Попробуйте заменить здесь словом «папа» — ничего не получится, прозвучит искусственно, фальшиво. Деревенские дети никакого «папы» не знали: только «тятю». Папу заимствовали из французского «papá» дворяне, потом купцы и мещане стали говорить «папенька», и только к началу нашего (XX. — Ред.) века слово это распространилось во всех слоях населения (явно не без влияния знакомого слова «поп», которое ведь тоже значит по-гречески «отец». — Ред.) — и то не сразу. «Мама» тоже распространилось не без влияния французского и немецкого «мама», но звучало и ранее, здесь произошло совпадение. Мать часто называли также матушкой, отца — батей, батюшкой. В уменьшительной форме сейчас говорят «папочка, мамочка», в прошлом веке бытовали слова «папенька, маменька, папаша, мамаша», ныне отмершие или отмирающие.
В рассказе Горького «Наваждение» старик-купец возмущается, слыша от дочерей «папаша, мамаша» (дело происходит в 1890-е годы): «И слова эти какие-то уродливые, нерусские, в старину не слышно было этаких». А Матвей Кожемякин в романе Горького «Жизнь Матвея Кожемякина» удивляется, что мальчик Боря говорит не «тятя», а «папа»: «у нас папой ребятёнки белый хлеб зовут». И в самом деле: детское слово «папка» в значении «хлеб, хлебец» отмечено в словаре Даля.
Стоит добавить, что слово «мама» действительно известно издавна, но в значении… «кормилица». В перечне действующих лиц пьесы «Недоросль» указано:
Еремеевна, мама Митрофанова.
Татьяна Сухотина-Толстая в своих мемуарах называет отца — великого русского писателя понятным нам словом «папа», но ударение ставит на французский лад: «папá»:
Отпустив няню с заборными книжками, мама принимается за переписку для папа. Долго ли это занятие продолжается, мы не знаем, так как, простившись с ней и с папа, мы уходим спать.
Слово «папаша» кажется нам сейчас вульгарным и уж во всяком случае неуместным в публичной речи. В пьесе Вампилова «Старший сын» (1967—1970) один герой укоряет другого:
КУДИМОВ. А где папаша?
БУСЫГИН. Кого ты называешь папашей?
КУДИМОВ. Как — кого?.. Отца Ниночки, твоего отца!
БУСЫГИН. Ты с ним незнаком и уже называешь папашей. ..
А поэма Некрасова «Железная дорога», написанная ровно за что лет до пьесы Вампилова (1864), начинается с эпиграфа:
ВАНЯ (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?
ПАПАША (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
И никому это слово ухо не режет.
Так что депутату Сысоеву (или, лучше cказать, господину Сысоеву), прежде чем ратовать за возвращение дореволюционного этикета, сначала следует определиться: какую именно эпоху и сословие он собирается брать за образец?
Ссылки по теме:
Об этикетных вопросах и ответах — 25.12.2016
Балы Екатерины, балы Александра — 01.02.2017
Москва | История, география, население и карта
Последние новости
6 июня 2023 г., 19:10 по восточноевропейскому времени (AP)
На юге Украины обрушилась крупная плотина, затоплены села, виноваты Москва и Киев
Крупная плотина на юге Украины рухнул, затапливая деревни, подвергая опасности урожай в житнице страны и угрожая запасам питьевой воды Совет Безопасности ООН
На выборах, отражающих сильную глобальную оппозицию войне России против Украины, Словения, член НАТО и Европейского Союза, подавляющим большинством победила близкого союзника Москвы Беларусь за место в Совете Безопасности ООН, начиная с января
6 июня 2023, 11:54 AM ET (AP)
Российский суд назначил дату нового судебного разбирательства по делу заключенного врага Кремля Навального
Во вторник московский суд назначил дату нового судебного разбирательства по делу лидера российской оппозиции Алексея Навального, который может оставить его в тюрьме на десятилетия
6 июня 2023 г. , 6:46 по восточноевропейскому времени (AP)
Украина называет Россию «террористическим государством», чтобы открыть слушания по делу против России в высшем суде ООН
Высокопоставленный украинский дипломат назвал Россию «террористическим государством» во вторник когда он открывал дело своей страны против Москвы в Верховном суде ООН, а юристы утверждали, что Россия финансировала «кампанию запугивания и террора» повстанцев на востоке Украины в 2014 году
5 июня 2023 г., 17:48 по восточноевропейскому времени (AP)
Бывший агент ФБР Роберт Ханссен, осужденный за шпионаж в пользу России, умер в тюрьме
В тюрьме скончался бывший агент ФБР, осужденный по одному из самых громких шпионских дел в истории Америки С момента первого упоминания в летописях 1147 года Москва сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; следовательно, жители Москвы известны как москвичи. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.
Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в 1991 году. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР привел к огромным экономическим и политическим изменениям, а также к значительной концентрации российского богатства в Москве. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (оценка 2020 г.) город, 12 678 079 человек.
Характер города
Если Санкт-Петербург — это «окно в Европу», то Москва — сердце России. Это оптимистичный, яркий, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью уничтожена пожаром. Москва не переставала перестраиваться и модернизироваться, и в ней продолжают происходить быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не заметен так, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажки эпохи правления Никиты Хрущева (середина XIX в.).50-х до середины 1960-х), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы одинаково заметны. Многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети были восстановлены, новые театры Москвы вернули себе лидерство в драматическом искусстве, возродились и расширились традиционные рынки. Эти рынки, которые при Советах были известны как колхозные (колхозные) рынки и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.
Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России. В то время как Санкт-Петербург впитал в себя западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего соперника, Москва имеет четко определенный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые были расширены с течением времени, ее мешанина из архитектурных стилей и ее исторические здания, которые в основном были построены русскими архитекторами. Застройка Москвы была преимущественно деревянной до 19 века.20-х годов, когда в обиход вошли кирпич и камень.
Викторина «Британника»
Викторина «Столицы Азии»
Капитализация | CSU
Использование слова с заглавной буквы придает ему значение или акцент. Имена собственные и формальные названия отделов и отдельных лиц пишутся с заглавной буквы.
Ученые степени
В тексте ученые степени в общем смысле
без заглавной буквы .
(Этот кампус предлагает степени бакалавра и магистра.) Вы также можете использовать слова «бакалавр» и «магистр» отдельно, но не с большой буквы. (Пример:
Она сказала, что надеется получить степень магистра к следующей весне.)
Названия определенных степеней или почестей, когда они следуют за личным именем, пишутся с большой буквы:
Хосе Дж. Гонсалес, доктор философии; Бакалавр наук в области сестринского дела или степень бакалавра в области сестринского дела; Магистр искусств в области образования или степень магистра в области образования; Магистр государственного управления или степень магистра государственного управления.
Академические специальности, дополнительные курсы/курсы
Строчные буквы всех специальностей, кроме тех, которые содержат имена собственные.
(Его специальность — английский язык, ее специальность — инженерное дело. Сью специализируется на азиатских исследованиях.) Общие предметы пишутся строчными буквами.
(алгебра, химия), , но названия конкретных курсов пишутся с большой буквы
(Алгебра I, Введение в социологию).
Академический Сенат
Напишите официальное название с большой буквы,
Академический сенат Калифорнийского государственного университета или
Академический Сенат ХСС .
Начинайте с прописной буквы титул сенатора или члена сената, когда он предшествует имени ( Председатель академического сената CSU, Кристин Миллер, будет присутствовать; Кристин Миллер является председателем академического сената. )
См. Исключения ниже.
Используйте строчные буквы в тексте ( Комитеты сената соберутся в августе; Джанет Миллар будет сенатором; Кристин Миллер примет участие в заседании сената в августе. )
Академические годы и термины
Строчные слова, обозначающие академические термины и годы
(первокурсник, второкурсник, младший, старший, осенний семестр, летняя четверть, весна 2010 г. ).
После двоеточия
Напишите первое слово после двоеточия с большой буквы, если последующее является грамматически законченным предложением; в противном случае вводите первое слово в нижнем регистре, если оно обычно не пишется с заглавной буквы. Исключением является случай, когда двоеточие используется как своего рода тире, указывающее на логическую связь между предложениями, а не выполняет свою обычную функцию введения следующего.
Награды
Названия наград пишутся с заглавной буквы, но многие термины, используемые с ними, пишутся с заглавной буквы, если только они не являются частью официального названия
(Братство Гуггенхайма , но
Грант Гуггенхайма, Национальная стипендия за заслуги, Нобелевская премия по физике, Премия попечителей Уильяма Рэндольфа Херста/CSU за выдающиеся достижения).
Калифорнийские географические термины
Определенные районы Калифорнии все чаще признаются популярными названиями (Bay Area, Южная Калифорния, Центральное побережье и т. д.) и поэтому пишутся с заглавной буквы. Однако используйте последовательность и не используйте предложение, в котором говорится: «Посетителей Южной Калифорнии стало больше, а посетителей северной Калифорнии — меньше».
Главы, рисунки (в документе)
Ссылки на определенные главы, рисунки и т. д. в книге писать с заглавной буквы, а слова, относящиеся к общей части книги, — строчными буквами.
(В Главе 3 вы найдете… В этой главе описывается… Прочтите Приложение A. Приложение включает… См. рисунок B ниже. На рисунке показано…)
Факультеты (кампус)
Формальные названия с заглавной буквы
(факультет истории), , но неформальные имена в нижнем регистре
(исторический факультет).
Подразделения (CO)
Называть подразделения и отделы в Канцелярии канцлера в официальном употреблении, но только тогда, когда дается полное название.
(Отдел бизнеса и финансов активен. По данным академической поддержки студентов, больше студентов подают заявки в электронном виде.)
Исторические периоды
Числовое обозначение периода времени пишется строчными буквами, если только оно не является частью имени собственного
(21 век, девяностые годы). Некоторые имена, относящиеся к историческим периодам, пишутся с заглавной буквы.
(Ледниковый период, Ревущие двадцатые, Реформация).
Названия мест
Политические единицы (штат, округ, город и т. д.) пишутся с заглавной буквы, если они следуют за названием или являются принятой частью названия. Обычно они пишутся в нижнем регистре, когда стоят перед именем или стоят отдельно.
(Нью-Йорк, город Олбани, штат Калифорния, округ Лос-Анджелес). Комбинации строчных букв множественного числа
(округи Лос-Анджелес и Ориндж). Состояние и
Federal пишутся строчными буквами, если только они не являются частью имени собственного.
Программа
Сделать слово заглавным
программа только тогда, когда она является частью формального имени
(Программа образовательных возможностей, международные программы, программа президентских стипендий). Если вы не уверены, обратитесь в университетский городок или организацию.
Калифорнийский государственный университет
«The» является частью официального названия системы CSU и должно быть включено с заглавной буквы на обложке, титульном листе, содержании, заголовках или везде, где требуется официальное название организации. Тем не менее, это должно быть в нижнем регистре в тексте. Использование строчной буквы «the» в тексте позволит избежать таких неловких ситуаций, как «Калифорнийский университет, Калифорнийский государственный университет и Калифорнийские муниципальные колледжи». Система не является частью официального названия Калифорнийского государственного университета и не должна писаться с заглавной буквы. Точно так же, если вы используете слово «университет» для обозначения системы CSU, не используйте букву u с большой буквы.
Времена года
Нижний регистр
весна, лето, осень и
зимний , если только он не является частью официального наименования
(Летние Олимпийские игры).
Заголовки (Документы, Программы, Презентации)
Все существительные, местоимения, глаголы (даже двухбуквенное слово)
есть), прилагательных, наречий и подчинительных союзов
(потому что, если, с тех пор, когда и т. д.). Использовать второе слово в слове, написанном через дефис, с заглавной буквы. Строчные статьи
(a, an, the), сочинительные союзы
(и, но, или, для, ни) и предлоги из трех или менее букв
(из, для, в, в, по). Они не должны быть написаны с заглавной буквы, если только они не являются первым или последним словом заголовка. Нижний регистр
от до , когда он используется в инфинитиве . Капитализация
как зависит от его функции. Если
, поскольку используется как предлог, пишется в нижнем регистре; если
как используется как наречие, союз или местоимение, оно в верхнем регистре. (Большинство используется в верхнем регистре.)
Титулы с личными именами
Начинайте с прописной буквы, когда они предшествуют имени: Президент Байден, канцлер Кастро и профессор МакГонагалл встретились на этой неделе. В тексте заголовки, следующие за именами или используемые отдельно, пишутся строчными буквами:
Канцлер и Сара Флорес, доктор философии, профессор антропологии, встретились сегодня.
Названия лесных пожаров
Используйте заглавную букву «Огонь» при упоминании лесного пожара по его имени.
официальное название: Пожар в лагере сжег более 150 000 акров земли в округе Бьютт в Калифорнии.
Leave a Reply