В каких регионах Германии экономика развивается динамично, а какие попали в разряд отстающих? – DW – 21.08.2003
Андрей Гурков «Немецкая волна»
20.08.2003
https://p.dw.com/p/3zsR
Реклама
Сегодня мы поговорим об экономике немецких федеральных земель и об экспансии торгового концерна Metro на Украине и в России. Вы узнаете, какие регионы Германии сейчас динамично развиваются, а какие попали в разряд отстающих, и будете немало удивлены, когда услышите, какое место в составленном учёными рейтинге заняла столица страны Берлин. А затем Вас ждёт интервью с пресс-секретарём компании, которая только что открыла свой первый супермаркет в Киеве, в Москве построила уже четыре, а всего по России собирается соорудить несколько десятков торговых центров.
Как было официально объявлено на прошлой неделе, вот уже второй квартал подряд валовой внутренний продукт Германии не увеличивается, а сокращается, хотя и минимально, на 0,1 процента. Такое состояние народного хозяйства можно назвать рецессией, то есть спадом, или стагнацией, застоем. Но означает ли это, что спад или застой одновременно переживают и все регионы ФРГ? Нет! Как показало исследование, проведённое немецкими учёными совместно с деловым еженедельником Wirtschaftswoche и общественной организацией под названием “За новую социально-рыночную экономику”, федеральные земли существенно отличаются друг от друга по темпам народнохозяйственного развития. Я хочу более подробно познакомить вас с этим исследованием, поскольку считаю, что многие его результаты вас наверняка удивят.
Самыми мощными в экономическом отношении регионами ФРГ являются расположенные на юго-западе страны федеральные земли Бавария, Баден-Вюртемберг и Гессен. Для того, чтобы вновь подтвердить этот факт, специального исследования можно было и не проводить. Однако журналистов и учёных интересовали не абсолютные цифры, не накопленный за многие годы потенциал того или иного региона, а экономическая динамика последних двух лет, то есть актуальные тенденции. Вот как описывает эту методику Тассо Энцвайлер (Tasso Enzweiler), исполнительный директор общественной организации под названием “За новую социально-рыночную экономику”.
«Основу расчёта составлял не статус-кво, не состояние дел на данный момент, а происходящие изменения. Это можно объяснить с помощью простого примера: возьмите двух альпинистов. Один из них забрался более высоко, чем другой. Но для нас решающее значение имеет нечто иное: какое расстояние каждый альпинист преодолел за определённый отрезок времени, за день или за неделю, то есть какова скорость его движения?»
Так вот, самый сенсационный вывод, к которому пришли учёные, состоит в том, что наибольшая скорость социально-экономического развития наблюдается сейчас не в крупнейших землях ФРГ, а в самой маленькой из них – в земле Саар.
«Земля Саар получила 116 пунктов. Это означает, что Саар развивается на 16 процентов лучше, чем в среднем все федеральные земли. На втором и третьем местах идут земли Бремен и Гессен, вплотную приблизившиеся к лидеру. А вот все новые федеральные земли за исключением Саксонии оказались в нижней части списка. Это — очень грустный результат. »
Итак, в лидеры вышла земля, население которой составляет всего один миллион жителей. На втором месте – другой территориально-административный карлик, город со статусом федеральной земли – Бремен. У этих двух «субъектов немецкой федерации» – самые высокие темпы экономического роста во всей Германии, здесь безработица не увеличивается, а сокращается, причём наиболее высокими темпами, и одновременно уменьшается число тех, кто получает пособие по безработице или социальную помощь. Все эти факторы и учитывали при составлении рейтинга авторы исследования. Всего же они проанализировали 19 различных показателей, которые объединили в пять тематических групп: рынок труда, платёжеспособность предприятий, уровень благосостояния, инвестиционный климат и социально-экономическая структура. Тассо Энцвайлер поясняет:
«Имеются в виду такие показатели, как, например, рост задолженности, как число вновь созданных и число обанкротившихся фирм, то есть факторы, в той или иной мере определяющие экономическую структуру федеральной земли. Большое значение имеют также факторы, влияющие на инвестиционный климат, например, стоимость рабочей силы, её образовательный уровень, состояние инфраструктуры – или, скажем, число выданных патентов.»
По большинству из перечисленных показателей на последнем месте в списке – и это вторая сенсация – оказалась столица страны Берлин. В такое трудно поверить жителям России или, скажем, Украины, привыкшим к тому, что их столичный город на фоне остальной страны неизменно является оазисом благополучия и процветания. Однако в Германии в силу её ярко выраженной федеральной структуры это не так. С социально-экономической точки зрения Берлин плетётся в конце всех федеральных земель – несмотря на то, что сюда переехало правительство страны со всеми вытекающими из этого положительными последствиями. Ни в одном другом германском регионе в минувшие два года не наблюдалось столь значительного сокращения валового внутреннего продукта, как в Берлине, ни в одном другом регионе безработица не росла столь быстрыми темпами. В общем, столица ФРГ – город контрастов.
Третьей сенсацией можно считать неожиданно плохие результаты самого густонаселённого региона страны — федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. По своей экономической динамике она оказалась на 11-м месте из 16. Вот как прокомментировал это обстоятельство Клаус Метфессель (Klaus Methfessel), заместитель главного редактора журнала Wirtschaftswoche, участвовавшего в проведении исследования.
«Это очень настораживает, ведь Северный Рейн-Вестфалия является крупнейшей федеральной землёй. Соответственно, любое ухудшение положения в этой земле сразу же сказывается на всей Германии. Экономическая динамика в Северном Рейне-Вестфалии сейчас значительно ниже, чем в среднем по стране. Если в ближайшем будущем не произойдёт никаких перемен, то эта федеральная земля начнёт сдавать свои позиции – с соответствующими последствиями в целом для Германии.»
Правда, пока по своему экономическому потенциалу Северный Рейн-Вестфалия, где, в частности, находится индустриальная Рурская область, занимает четвёртое место среди всех земель ФРГ. Ну, а тройку лидеров по абсолютным показателям, напомню, составляют Бавария, Баден-Вюрттемберг и Гессен. Во всех этих трёх землях правят представители оппозиционного на федеральном уровне блока ХДС/ХСС, который считается правоцентристским. А вот землёй Северный Рейн-Вестфалия, которая шаг за шагом сдаёт свои позиции, издавно правят социал-демократы. Что же касается Берлина, оказавшегося на последнем месте в списке, то им руководит левая коалиция из социал-демократов и бывших гэдээровских коммунистов. В свою очередь, феноменальный успех маленькой земли Саар во многом объясняется произошедшими там политическими изменениями: после 14 лет единоличного правления социал-демократов в 1999-м году премьер-министром земли был избран представитель ХДС Петер Мюллер. Ему понадобилось всего несколько лет, чтобы коренным образом изменить ситуацию. Мюллер провёл успешные структурные реформы – не стал поддерживать традиционную, но нерентабельную угледобывающую промышленность, а вместо этого способстовал привлечению автомобилестроительных предприятий и транспортных фирм, которые используют удобное географическое положение на границе в Францией.
Мюллер разработал программу снижения налогов на малый и средний бизнес, что, в частности, способствовало созданию большого числа новых предприятий из сферы обслуживания, которая раньше в земле Саар была недоразвитой. Вместе с этими предприятиями появились и новые рабочие места. Учитывая реформаторские заслуги Петера Мюллера, инициаторы проведённого исследования – деловой еженедельник Wirtschaftswoche и общественная организация “За новую социально-рыночную экономику” – в начале сентября торжественно наградят его титулом «Премьер-министр года».
А теперь речь у нас пойдёт о крупнейшем в Германии торговом концерне Metro. Он был создан в 1996-м году путём слияния нескольких фирм, работающих в области розничной и оптОвой торговли. Годовой оборот этого гиганта превышает 50 миллиардов евро, причём уже почти половину этой суммы немецкий концерн зарабатывает за пределами Германии — Metro обслуживает покупателей в 26 странах мира. И вот в этот вторник к ним добавилась 27-я – Украина. В Киеве открылся первый мелкооптОвый супермаркет Metro Cash & Carry, в строительство и оснащение которого было вложено примерно 15 миллонов евро. Почему Ваша компания начала экспансию на украинском рынке, чем именно он Вас привлекает, спросил я в ходе телефонного разговора пресс-секретаря концерна Metro Юргена Хомайера (Jürgen Homeyer). Вот что он ответил:
«Мы считаем Украину очень интересной страной. По своей территории она является крупнейшим государством из тех, которые целиком находятся в Европе. Да и по количеству жителей – почти 50 миллионов – она входит в число самых больших стран на нашем континенте. Мы уверены в том, что у Украины, как и у всей Восточной Европы, огромный потенциал роста, и хотим поучаствовать в предстоящем подъёме.»
Объясните, пожалуйста, нашим радиослушателям, в чём особенность супермаркетов Cash & Carry, ведь они предназначены не для рядовых покупателей?
«Эти маркеты Cash & Carry являются, по сути дела, локомотивом при интернационализации нашего концерна. Иными словами, в различных странах наш концерн представлен прежде всего этими маркетами. Они предназначены не для частных лиц, не для конечных потребителей, как обычные супермаркеты, а для деловых клиентов, для коммерческих предприятий, будь то рестораны, гостиницы, киоски, бензоколонки или, скажем, больницы. Все они закупают у нас продукты питания и другие товары достаточно крупными партиями.»
Раз Вы открываете супермаркет для представителей малого и среднего бизнеса – значит, Вы считаете, что на Украине этот предпринимательский слой уже сформировался, и, видимо, с оптимизмом оцениваете его перспективы?
«Совершенно верно, причём речь идёт не просто об оптимизме: мы предварительно тщательно проверяем те страны, в которых собираемся развернуть свой бизнес. К тому же мы имеем большой опыт работы в Восточной Европе: этот регион мы осваиваем с начала 90-х годов. Первые маркеты мы открыли в Венгрии и Польше, затем последовали Румыния, Чешская Республика, Болгария, Словакия, Хорватия. В 2001-м году мы пришли в Россию. То есть мы целенаправленно двигались на восток, наблюдая при этом, как растут народные хозяйства региона, а вместе с ними — покупательная способность населения. При этом мы пришли к выводу, что потребность в наших маркетах весьма высока, потому что мы стабильно обеспечиваем клиентов очень широким ассортиментом высококачественных товаров, которые в других магазинах этих стран ещё надо поискать. »
Ассортимент супермаркетов Cash & Carry составляет обычно более 20 тысяч наименований продуктов питания и непродовольственных товаров, причём принцип Вашей компании — комплектовать ассортимент главным образом из продукции местных фирм. Вы и на Украине намерены придерживаться этого принципа?
«Мы и на Украине будем действовать точно так же. Наш ассортимент в Киеве примерно на 90 процентов состоит из продукции местных фирм. Это очень высокий показатель, потому что обычно при выходе на новый рынок эта доля составляет около 70 процентов.»
Каковы планы дальнейшей экспансии концерна Metro на украинском рынке?
«Мы разработали план среденесрочной экспансии, который предполагает создание в крупнейших городах Украины сети из семи маркетов. Наибольший интерес у нас вызывают Одесса, Харьков, Донецк и Днепропетровск.»
Вы уже упомянули Россию. В мае в ходе своего визита в Москву председатель правления концерна Metro Ханс-Иоахим Кёрбер (Hans-Joachim Körber) заявил, что его компания готова инвестировать в Россию до 1-го миллиарда евро и что она собирается открыть на территории Российской Федерации до 50 своих магазинов. С тех пор руководство Вашей компании как-то конкретизировало эти планы?
«В данном случае речь идёт о потенциале роста в долгосрочной перспективе, о той цели, к которой мы могли бы прийти в ходе длительной экспансии. В настоящее время в России действуют шесть маркетов Metro Cash & Carry – четыре в Москве и два в Петербурге. К концу года у нас будет уже 8 маркетов, которые должны обеспечить оборот примерно в 600 миллионов евро. Надо сказать, что у всех магазинов доходы выше плановых показателей. В среденесрочной перспективе – скажем, в ближайшие пять лет – мы намерены расширить нашу сеть в России примерно до 30 маркетов. Председатель правления концерна Metro г-н Кёрбер не раз подчёркивал, что особый интерес мы проявляем сейчас к городам на Волге и Доне. Поэтому после открытия маркета в Киеве г-н Кёрбер вновь отправился в Россию, чтобы оценить ситуацию в российских регионах и провести переговоры с местынми властями о необходимых нам земельных участках.»
Реклама
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Промышленные города Германии — список, описание, фото
Жанна Галактионова
Скопировать ссылку
Оглавление[Скрыть]
Самые крупные промышленные города Германии Мюнхен — город науки и электротехники Штутгарт — центр автомобилестроения
Федеративная Республика Германия представляет собой очень сильную экономическую державу. Эта страна занимает 3-е место в мире по объемам экспорта и импорта. Германия имеет хорошо развитую промышленность и технологии. Главными промышленными отраслями являются: автомобильная, машиностроительная, судостроительная, электротехническая, химическая. Угольно-металлургическая база Германии сосредоточена на территории Рурского региона (западная часть страны). Города Рура: Дортмунд, Эссен, Дуйсбург, Гельзенкирхен составляют единый индустриальный конгломерат. К ним же можно причислить Дюссельдорф, Бремен. Регион Рура обеспечивает производство машиностроительной техники, тяжелой электротехники, оборудования. Высокой концентрацией химических производств располагает агломерация Рейн-Майн (Франкфурт-на Майне), а также Людвигсхафен. Производственные мощности автомобилестроения размещаются на федеральных землях Нижняя Саксония, Гессен, Бавария, Северный Рейн-Вестфалия. В электронной индустрии лидирует Баварский регион (Берлин, Мюнхен). Крупные заводы по производству электротехники имеют Штутгарт, Кёльн, Нюрнберг.
Самые крупные промышленные города Германии
- Мюнхен
- Берлин
- Франкфурт-на Майне
- Дюссельдорф
- Штутгарт
Мюнхен — город науки и электротехники
Мюнхен — крупнейший город самого богатого и экономически развитого региона Германии, федеральной земли Бавария. Это важный промышленный и научный центр. Помимо автомобилестроения, здесь процветают IT-сфера, биотехнологии. За счет скопления большого количества заводов Мюнхен имеет самый низкий показатель безработицы по стране — 5,6%. Он обеспечивает работой подавляющее количество жителей. Он имеет статус глобального города (имеющий важнейшее значение для мировой экономики). Город является домом для таких гигантских корпораций, как:
- Siemens — мегагигант в сфере электроники, электротехники, медицинского, энергетического оборудования, светотехники.
- BMW — всемирно известный производитель автомобилей, велосипедов, мотоциклов;
- MAN — автомобильный концерн, производящий грузовые машины, автобусы, двигатели;
- BSH — компания по изготовлению бытовой техники;
- Osram — высокотехнологичная немецкая компания, делающая осветительные приборы;
- Linhof — специализируется на изготовлении фотоаппаратов среднего и большого форматов.
Кроме того, Мюнхен имеет множество пивоваренных предприятий. Здесь выпускаются такие популярные марки, как: Ловенбрау (Лёвенброй), Хакер-Пшорр, Пауланер-Брауерай, Августинер. Фирма Escada хорошо известна в модной индустрии. Она является поставщиком элитной одежды, парфюмерии, аксессуаров. Велико значение Мюнхена в такой отрасли, как генная инженерия. На территории городской агломерации находится около 300 научных лабораторий по исследованию генома. Баварские концерны активно вкладывают средства в выпуск продукции, основанной на биотехнологиях.
Одной из самых известных мюнхенских компаний является BMW, название которой расшифровывается как «Баварские моторные заводы». Этот бренд хорошо знаком автолюбителям всего мира. Сначала BMW выпускала авиационные двигатели, но затем перешла на автомобили. С 30-х годов прошлого века она представляет собой крупнейший европейский промышленный концерн. Завод, расположенный на севере Мюнхена — головное предприятие концерна. Там собирают около 900 автомобилей ежедневно. Мощности занимают огромные площади, где работает несколько тысяч человек. Существуют полностью автоматизированные цеха, где сборка осуществляется роботами. MAN SE — гигантская фирма по выпуску грузовых машин различного типа. Она делает автобусы, грузовики, грейдеры, мусороуборочную технику, оборудования для сельского хозяйства. MAN SE постоянно развивается, модифицируя уже имеющиеся модели. Несколько лет назад она выпустила новые комфортабельные модели городских автобусов. На грузовике, принадлежащим MAN SE, был выигран ралли Дакар (2007 год).
Штутгарт — центр автомобилестроения
Штутгарт — большой город, расположенный на земле Баден-Вюртемберг (юго-запад Германии). Это важнейший промышленный регион страны. Штутгарт называют колыбелью автомобилестроения. Также это инновационный центр Европы. Он имеет один из самых высоких показателей благосостояния по Германии. Здесь находятся крупнейшие индустриальные гиганты, работающие в сфере автопрома, электроники, научных инноваций. Самые значимые из них:
- Daimler AG — транснациональный автомобилестроительный концерн;
- Porsche — элитные спортивные автомашины, кроссоверы, внедорожники;
- Mercedes-Benz — легковые автомобили премиум-класса, грузовики, автобусы;
- Bosch — ведущий мировой поставщик бытовой техники, потребительских товаров;
- Celesio — крупнейший поставщик лекарственных препаратов;
- HP — электронная аппаратура, программное обеспечение;
- IBM — немецкое представительство американской фирмы по аппаратному, программному обеспечению, IT-сервису.
Завод Mercedes-Benz
Также здесь размещены предприятия Alcatel SEL, Agilent Technologies, Trumpf, Lapp, Festo и многих других. Одним из самых значимых автогигантов является концерн Mercedes-Benz. Его история начинается с 1900 года. Он начинал с выпуска судовых и авиационных двигателей, затем перешел на легковые и грузовые машины. С развитием этого направления образовалась новая сфера — создание гоночных болидов для Формулы-1. Завод Mercedes-Benz в окрестностях Штутгарта — старейшее предприятие такого типа, существующее более 100 лет. Мощности занимают площадь около 2 000 000 кв км. Здесь находится 7 цехов, где задействованы почти 20 000 рабочих. Это самый большой работодатель региона в области автопрома. Завод выпускает двигатели, трансмиссии для легковых автомобилей, выполняет пусконаладочные работы, производит испытания и разработки. Рядом располагается музей Mercedes-Benz, где рассказывается об истории создания бренда, проводится множество выставок.
Читайте также:
- Сколько стоит шенгенская виза для россиян
- Всё про мыс Тарханкут в Крыму
- Музей Прадо
- Топ 5 хороших 4 звездочных отелей в Египте.
Все включено.
- Обзор на берегу моря с бассейном
Есть что добавить?
Регионы — Вина Германии
Регионы
Винные регионы Германии
За исключением Заале-Унструта и Саксонии на востоке, винодельческие регионы Германии в основном сосредоточены на юге, где погода немного теплее.
Умеренные летние температуры позволяют производить вина с относительно низким содержанием алкоголя, а разнообразие немецких вин обусловлено разнообразием почв и сортов винограда, произрастающих в 13 винодельческих регионах Германии.
Ач
Ар, известный своими потрясающими красными винами, является одним из самых северных винодельческих регионов Европы и одним из самых маленьких в Германии. Между Альтенаром и Бад-Нойенаром виноградники садятся на
больше
Баден
Теплый и солнечный Баден, самый южный регион Германии, протянулся примерно на 400 км (240 миль) вдоль Рейна от Боденского озера (Боденское озеро) до Гейдельберга, включая Шварцвальд и
больше
Франкен
Франкен, холмистая местность к востоку от Франкфурта, следует зигзагообразным течением реки Майн.
Уникальные вина и резиденция в стиле барокко в Вюрцбурге делают его Меккой искусства и вина
больше
Хессише Бергштрассе
Hessische Bergstrasse, самый маленький винодельческий регион Германии, получил свое название от старого римского торгового пути и представляет собой красивый пейзаж с виноградниками и фруктовыми садами, разбросанными по холмистым склонам. Рислинг
больше
Миттельрайн
Миттельрайн, начинающийся чуть ниже Бонна и простирающийся примерно на 100 км (60 миль) к югу вдоль берегов Рейна, представляет собой красивый регион с крутыми террасными виноградниками и некоторыми из
виноградников.
большеМозель
Долины реки Мозель и ее притоков, Саара и Рувера (произносится как Рувер), являются местом расположения одной из самых красивых и романтичных винодельческих стран Германии. От
больше
Наэ
Регион Наэ назван в честь реки, которая плавно течет к Бингену на Рейне.
Хотя Наэ является одним из небольших винодельческих регионов Германии, его необычайный ассортимент
больше
Пфальц
Пфальц — второй по величине винодельческий регион Германии с площадью виноградников около 23 000 га. Граничит с Рейнгессеном на севере, горами Хаардт на западе,
больше
Рейнгау
Рейнгау — один из самых выдающихся винодельческих регионов мира. Двигаясь с востока на запад, довольно плоский ландшафт с ямочками постепенно переходит во все более крутые склоны. Это
больше
Рейнгессен
Крупнейший винодельческий регион Германии Райнхессен, занимающий около четверти всей территории немецких виноградников, расположен в долине пологих холмов. Крутые участки виноградников ограничены небольшими
больше
Заале-Унструт
Виноград выращивают с 998 года нашей эры на склонах холмов вдоль рек Заале и Унструт, которые и дали название небольшому, но растущему региону Заале-Унструт.
Leave a Reply